МГГУ им. М. А. Шолохова
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИ МОЛОДЕЖИ,
НАХОДЯЩЕЙСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Методические рекомендации для преподавателей
Разработчик:
Курышева Ольга Васильевна,
ВолГУ, доцент кафедры психологии
Москва, 2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В ТЖС |
1.1. Особенности социализации современной молодежи |
1.2. Трудная жизненная ситуация как психосоциальный феномен |
1.3. Стратегии совладания с ТЖС. |
1.4. Диагностика личностных и поведенческих особенностей молодежи, находящейся в ТЖС. |
Часть II. ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В ТЖС |
2.1. Технологии эффективной поддержки молодежи, находящейся в ТЖС. |
2.2. Технологии психосоциальной работы с молодежью с аддиктивным (зависимым) поведением |
2.3. Технологии психосоциальной работы с правонарушителями (делинквентным поведением) |
2.4. Технологии социализации молодежи, оказавшейся в экстемальных условиях |
2.5. Технологии социальной поддержки молодых семей, находящихся в ТЖС |
Введение
Молодежь как особая социальная группа традиционно рассматривается как профессиональный, творческий и социально-демографический потенциал общества. Поэтому помощь и поддержка молодежи является приоритетной задачей государственной молодежной политики в целом и органов и служб социальной работы с молодежью в частности.
Особенно актуальной проблема социальной поддержки молодежи становится применительно к различным кризисным жизненным ситуациям и обстоятельствам, определяемым в гуманитарных науках как Трудные жизненные ситуации. На наш взгляд, это связано с тем, что, с одной стороны, экономические и социокультурные изменения в обществе провоцируют возникновение и расширение круга трудных жизненных ситуаций, частоту их встречаемости и все более глобальный характер их последствий. С другой стороны, молодежь как группа, имеющая переходный характер от детства к взрослости, часто оказывается наиболее уязвимой по отношению к различного рода кризисным социальным и экономическим явлениям.
В связи с этим все более приоритетный характер приобретает социальная помощь и поддержка молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, поиск эффективных технологий психосоциальной работы. Существующие трудности такой помощи и поддержки, прежде всего, сводятся к двум основным моментам.
Во-первых, происходящее углубление и расширение кризисных ситуаций приводит к множественности групп лиц, в том числе и молодежи, которым такая помощь необходима. Каждая такая выделенная группа (например, правонарушители, лица с наркотической и алкогольной зависимостью и т.д.) характеризуется особым сочетанием методов и техник социальной помощи и поддержки. Это приводит к все более узкой специализации социальных работников, умеющих эффективно помогать определенной группе лиц с ТЖС, и не представляющих себе работу с другой такой группой. Во-вторых, такая дефрагментация техник и технологий является следствием потери (или отсутствия) целостного взгляда на проблему Трудной жизненной ситуации как психосоциального феномена.
Предлагаемая программа основана на идеи поиска и реализации единого подхода к пониманию трудной жизненной ситуации как особого психосоциального феномена. В связи с этим мы полагаем, что эффективность психосоциальной помощи молодежи в ТЖС связана, прежде всего, с осознанием и применением единых принципов и методов психосоциальной помощи и поддержки молодежи, оказавшейся в ТЖС. Основываясь на таком едином теоретическом и практическом подходе, в программе рассматривается специфика технологий психосоциальной работы с различными группами молодежи, оказавшейся в ТЖС.
Таким образом, множественность используемых методов, технологий и алгоритмов работы оказывается обоснованной единым взглядом. С нашей точки зрения, это позволит найти более комплексные и эффективные технологии решения проблем молодежи, оказавшейся в ТЖС, а также снять проблему узкой специализации служащих, занятых в сфере молодежной политики.
Цель курса
Обучение государственных и муниципальных служащих, занятых в сфере молодежной политики, эффективному применению технологий социальной и психосоциальной помощи различным группам молодежи, оказавшейся в ТЖС, на основе понимания ТЖС как особого психосоциального феномена, а также знания и применения единых принципов и методов психосоциальной помощи и поддержки молодежи, оказавшейся в ТЖС.
Задачи курса
1) Раскрыть специфику и проблемы социализации молодежи как особой социально-демографической группы в контексте современной социокультурной ситуации;
2) Провести теоретический анализ ТЖС как психосоциального феномена с позиции различных теоретических подходов;
3) Дать характеристику различным типам совладающего поведения (копинг-стратегиям), раскрыть их основных особенности;
4) Описать основные принципы и методы диагностики личностных и поведенческих особенностей молодежи, находящейся в ТЖС, научить слушателей использовать основные диагностические методики;
5) Проанализировать и обобщить основные технологии эффективной психосоциальной поддержки молодежи, находящейся в ТЖС;
6) Детально проанализировать технологии социализации каждой из выделенных групп молодежи, находящейся в ТЖС: охарактеризовать специфику и алгоритм их практической реализации в современных российских условиях;
7) Описать правовые аспекты социальной работы с молодежью, находящейся в ТЖС.
Структура курса
Основная идея программы реализуется в структуре курса с помощью двух частей – теоретической и практической. В теоретической части раскрывается обобщенный подход к пониманию трудной жизненной ситуации как психосоциального феномена в контексте проблем социализации молодежи. В практической части, с одной стороны, анализируются принципы и методы эффективной поддержки молодежи, оказавшейся в ТЖС, в том числе, в контексте зарубежного опыта, с другой – анализируется специфика психосоциальной помощи применительно к различным группам молодежи в ТЖС.
Образовательные технологии
Обучение слушателей по данному курсу основано на сочетании их аудиторной (40 час.) и самостоятельной (32 час.) работы.
Аудиторная работа предполагает сочетание лекционных и семинарских (практических) форм обучения. Традиционное лекционное занятие выстраивается как монолог преподавателя и используется, преимущественно, для изложения теоретических вопросов курса (в том числе, обобщение отечественного и зарубежного опыта, анализ теоретических подходов и т.д.).
Предусматривается использование технических средств обучения, наличие раздаточного материала. Другой формой лекционного занятия является «лекция-диалог» для проведения которой необходимо:
а) объявить слушателям предварительно тему лекции-диалога и предоставить список рекомендуемой литературы;
б) поставить предварительно задачу анализа практического опыта слушателей;
в) разработать регламент проведения лекции-диалога и заранее ознакомить с ним слушателей. Регламент должен предусматривать максимальное количество слушателей, выступающих по каждому из рассматриваемых преподавателем вопросов, и время максимальное для каждого выступающего;
г) определить процедуру проведения преподавателем итогов лекции-диалога.
Вопросы, рассматриваемые с помощью лекции-диалога, носят теоретический проблемно-ориентированный характер, предполагающий множественность точек зрения на анализируемый феномен. Для подготовки к данному виду деятельности могут быть использованы тексты из хрестоматии по курсу.
Семинарские занятия для придания им практического характера предполагается проводить в форме дискуссии. Деловой обмен мнениями в ходе дискуссии на семинарском занятии обеспечивается тщательной ее подготовкой и умением преподавателя в соответствии с установленными правилами вести дискуссию. Для обсуждения приоритетными являются вопросы, связанные со спецификой отдельных программ социализации молодежи, эффективности используемых конкретных форм и методов с опорой на существующий опыт.
Практические занятия должны проводится как выполнение заданий, потребность в которых задается типичными и достаточно вероятными ситуациями практической деятельности специалистов в сфере молодежной политики. Выполнение заданий, являющихся возможными моделями осуществления профессиональной деятельности, может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Подготовка к практическому занятию с индивидуальными заданиями состоит, в основном, из разработки преподавателем самих заданий.
Примером такого задания может быть: Вспомните какую – либо критическую ситуацию из вашей жизни (например, разрыв отношений со значимым для вас человеком, проваленный экзамен и т.п.).
Перечислите все минусы пережитой вами ситуации. Затем представьте каждый из перечисленных минусов в виде приобретения, или в виде открывающейся новой возможности.
Задача тренинга — анализ имеющихся моделей поведения его участников и формирование навыков, соответствующих поставленным целям обучения. Целевые навыки, в т.ч. личностные навыки, отрабатываются с помощью различных упражнений, игр, заданий. Объем и диапазон преподаваемого на тренингах теоретического материала сравнительно невелик, но в ходе занятия полученные навыки должны быть полностью освоены слушателями. Опишите технологии помощи клиенту, оказавшемуся в подобной ситуации.
Самостоятельная работа слушателей программы предполагает изучение тем программы с помощью разработанного теоретического (лекционного) курса и практического курса (рабочей тетради).
В дополнение к этому разрабатываются задания для самостоятельной работы, предполагающие освоение диагностических методик изучения поведения в ТЖС, проверочные (тестовые) материалы. Консультации слушателей в ходе выполнения самостоятельной работы осуществляются как в очной форме (в установленные дни и часы), так и через Интернет.
Учебно-методическое обеспечение курса
В учебно-методический комплекс курса входит:
· рабочая программа (рассчитанная на 72 академических часа)
· теоретическая часть (конспект лекций);
· практическая часть (рабочая тетрадь);
· хрестоматия;
· список рекомендованной литературы;
· задания для самостоятельной (дистанционной) работы слушателей;
· методические рекомендации для преподавателей;
· инструменты оценки эффективности прохождения различных этапов обучения (в том числе разработка тестирования для дистанционной формы работы).
Итоговая форма контроля
Итоговой формой контроля по теоретическим вопросам программы является тестирование. Контроль практической части программы предполагает разработку программы психосоциальной помощи определенной (по выбору) группе молодежи, оказавшейся в ТЖС, включая применение диагностических методов и технологий социализации, а также обоснование их использования.
Тематический план
№ |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего часов |
В том числе |
|
Аудит. |
Самост. |
|||
1. |
Теоретические основы социализации молодежи, находящейся в ТЖС. |
26 |
14 |
12 |
1.1. |
Особенности процесса социализации современной молодежи. |
4 |
2 |
2 |
1.2. |
Трудная жизненная ситуация как психосоциальный феномен. |
6 |
4 |
2 |
1.3. |
Стратегии совладания (копинг-стратегии) с ТЖС. |
6 |
4 |
2 |
1.4. |
Диагностика личностных и поведенческих особенностей молодежи, находящейся в ТЖС. |
10 |
4 |
6 |
2. |
Психосоциальные технологии социализации молодежи, находящейся в ТЖС |
46 |
26 |
20 |
2.1. |
Технологии эффективной поддержки молодежи, находящейся в ТЖС. |
8 |
4 |
4 |
2.2. |
Технологии психосоциальной работы с молодежью с аддиктивным (зависимым) поведением. |
10 |
6 |
4 |
2.3. |
Технологии психосоциальной работы с правонарушителями (делинквентное поведение). |
10 |
6 |
4 |
2.4. |
Технологии социализации молодежи, оказавшейся в экстемальной ситуации. |
10 |
6 |
4 |
2.5. |
Технологии социальной поддержки молодых семей, находящихся в ТЖС. |
8 |
4 |
4 |
Всего: |
72 |
40 |
32 |
Программа курса
Часть 1. Теоретические основы социализации
молодежи, находящейся в ТЖС.
Тема 1. Особенности процесса социализации
современной молодежи.
В лекции дается анализ социализации: раскрывается понятие и основные характеристики процесса, раскрывается междисциплинарный характер феномена социализации, анализируются факторы, механизмы и этапы социализации. Дается характеристика отклонениям в процессе социализации, рассматривается понятие девиантное поведение.
Рассматриваются особенности процесса социализации молодежи в контексте специфики возрастного этапа и социально-демографических характеристик группы. Анализируются проблемные сферы и риски социализации молодежи, раскрываются причины и факторы нарушения процесса социализации.
Освоив данную тему, слушатели должны:
— знать понятие и основные характеристики социализации, отличие социализации от адаптации и воспитания, понятие и основные характеристики девиантного поведения
— уметь выявлять причины и факторы нарушения процесса социализации применительно к молодежи как особой социально-демографической группе; планировать комплексные мероприятия по предуреждению и преодолению рисков социальной среды
— обладать навыком информационно-аналитической оценки специфики процесса социализации молодежи на современном этапе, в том числе оценки проблемных сфер социализации молодежи как причины возникновения ТЖС.
В УМК представлены следующие материалы по теме:
Лекция, которая включает следующие вопросы для изучения:
1. Понятие социализации.
2. Междисциплинарный характер социализации. Отличие социализации от адаптации и воспитания.
3. Факторы, механизмы и этапы социализации.
4. Отклонения в процессе социализации. Девиантное поведение.
5. Специфика социализации молодежи.
6. Проблемы и риски социализации современной молодежи.
Тексты в хрестоматии:
Н. Смелзер Социализация: основные проблемы и направления исследований.
Задания в рабочей тетради, направленные на понимание и закрепление основных понятий, характеристик и проблем темы.
Литература.
Тестовые задания.
Тема 2. Трудная жизненная ситуация
как психосоциальный феномен.
В лекции дается анализ трудной жизненной ситуации как психосоциального феномена. Раскрывается понятие «Трудная жизненная ситуация», выделяются специфические характеристики трудной жизненной ситуации, анализируются различные зарубежные и отечественные подходы к пониманию феномена ТЖС. Рассматриваются стресс, фрустрация, конфликт и кризис как основные виды ТЖС. Описываются особенности поведения в ТЖС.
Освоив данную тему, слушатели должны:
— знать понятия ТЖС, стресс, фрустрация, конфликт, кризис, содержание основных подходов к пониманию ТЖС в современной науке и практике
— уметь применять методы анализа и оценки трудной жизненной ситуации, выявлять особенности поведения человека, находящегося в трудной жизненной ситуации
— обладать навыком информационно-аналитической оценки теоретических моделей ТЖС применительно к практике социальной помощи молодежи
В УМК представлены следующие материалы по теме:
Лекция, которая включает следующие вопросы для изучения:
1. Определение и основные характеристики Трудной жизненной ситуации.
2. Теоретические подходы к феномену «Трудная жизненная ситуация».
3. Особенности поведения в трудной жизненной ситуации
Тексты в хрестоматии:
И.Г. Малкина-Пых Стратегии поведения при стрессе
Задания в рабочей тетради, направленные на понимание и закрепление основных понятий, характеристик и проблем темы.
Литература.
Тестовые задания.
Тема 3. Стратегии совладания (копинг-стратегии) с ТЖС.
В лекции раскрывается понятие «совладание» (копинг) с трудной жизненной ситуацией. Дается определение копинг-стратегии, рассматриваются типы копинг-стратегий в различных классификациях зарубежных и отечественных авторов. Анализируются субъективные факторы, влияющие на конструктивный или деструктивный характер совладающего поведения.
Освоив данную тему, слушатели должны:
— знать понятия и основные характеристики совладания с ТЖС, определение и основные типы копинг-стратегий
— уметь выявлять субъективные факторы, влияющие на поведение в ТЖС
— обладать навыком аналитической оценки конструктивного или деструктивного характера совладающего поведения применительно к практике социальной помощи молодежи
В УМК представлены следующие материалы по теме:
Лекция, которая включает следующие вопросы для изучения:
1. Понятие «совладание» (копинг).
2. Копинг-стратегии: определение и классификация.
3. Субъективные факторы совладающего поведения.
Тексты в хрестоматии:
Н.П.Фетискин Общая характеристика совладающего поведения и его диагностика
Задания в рабочей тетради, направленные на понимание и закрепление основных понятий, характеристик и проблем темы.
Литература.
Тестовые задания.
Тема 4. Диагностика личностных и поведенческих особенностей молодежи, находящейся в ТЖС.
Лекция обобщает диагностические методы и методики, используемые при работе с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации. Рассматривается диагностика как психосоциальная технология, раскрываются особенности психологической и социальной диагностики. Описываются основные методики диагностики копинг-стратегий. Рассматриваются методики диагностики эмоциональных и личностных особенностей молодежи, находящейся в ТЖС. Приводятся описания методик диагностики отклоняющегося поведения, поведения в кризисе, социально-психологической адаптации.
Освоив данную тему, слушатели должны:
— знать специфику психологической и социальной диагностики как технологии социальной работы, специфику диагностики личностных особенностей и поведения в ТЖС
— уметь проводить диагностику личностных и поведенческих особенностей молодежи в ТЖС, а также особенностей среды, определять причины нарушений в поведении, составлять комплексную психосоциальную характеристику клиента
— обладать навыком проектирования и осуществления диагностической работы по выявлению особенностей поведения в ТЖС.
В УМК представлены следующие материалы по теме:
Лекция, которая включает следующие вопросы для изучения:
1. Диагностика как технология психосоциальной работы.
2. Психодиагностика молодежи в ТЖС.
Задания для самостоятельной (дистанционной) работы включают практикум по диагностике личностных и поведенческих особенностей молодежи, находящейся в ТЖС.
Задания в рабочей тетради направлены на формирование умения составлять комплексное заключение по результатам диагностики.
Литература.
Тестовые задания.
Часть II . Психосоциальные технологии
социализации молодежи,
находящейся в ТЖС
Тема 1. Технологии эффективной поддержки молодежи, находящейся в ТЖС.
В лекции раскрываются особенности молодежи как субъекта социальной поддержки, приводится анализ отечественного опыта технологий социальной поддержки молодежи в ТЖС. Дается обзор зарубежного опыта технологий социальной работы с молодежью с аддиктивным поведением, делинквентным поведением, молодыми семьями «группы риска».
Освоив данную тему, слушатели должны:
— знать специфику эффективной социальной поддержки молодежи в ТЖС
— уметь анализировать и синтезировать отечественные и зарубежные технологии социализации различных групп молодежи, находящейся в ТЖС, использовать инновационные технологии в практической деятельности
— обладать навыком информационно-аналитической и прикладной оценки различных технологий социализации, в том числе с точки зрения адаптации зарубежных технологий к реалиям конкретного региона или муниципального образования; организации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении задач социальной помощи.
В УМК представлены следующие материалы по теме:
Лекция, которая включает следующие вопросы для изучения:
1. Молодежь как субъект социальной работы.
2. Технологии помощи молодежи в ТЖС: отечественный опыт.
3. Технологии работы с молодежью с аддиктивным поведением: обзор зарубежного опыта.
4. Технологии работы с молодежью с делинквентным поведением: обзор зарубежного опыта.
5. Технологии работы с семьями группы риска: обзор зарубежного опыта.
Тексты в хрестоматии:
Программа «Шаг навстречу»: поддержка молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Проект федерального агентства по делам молодежи.
Задания в рабочей тетради, направленные на понимание и закрепление основных понятий, характеристик и проблем темы, а также анализ существующих программ.
Литература.
Тестовые задания.
Тема 2. Технологии психосоциальной работы с молодежью с аддиктивным (зависимым) поведением
В лекции рассматриваются особенности и виды аддиктивного поведения, анализируется зависимость как основа формирования аддикции. Описываются группы и факторы риска злоупотребления ПАВ у молодежи. Раскрываются особенности профилактики как технологии социальной работы с аддиктивным поведением, дается характеристика групповой работы с подростками. Анализируется работа с семьей при аддиктивном поведении.
Освоив данную тему, слушатели должны:
— знать основные характеристики и виды аддиктивного поведения, факторы риска злоупотребления ПАВ у молодежи
— уметь применять технологии профилактики и реабилитации молодежи с аддиктивным поведением; разрабатывать и реализовывать региональные и локальные программы социальной помощи молодежи с аддиктивным поведением; использовать современные инновационные технологии в оказании практической помощи молодежи с делинквентным поведением
— обладать навыком эффективного внедрения технологий профилактики и коррекции различного вида аддиктивного поведения в процесс реализации социальных проектов по работе с молодежью, находящейся в ТЖС; организации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении задач социальной помощи.
В УМК представлены следующие материалы по теме:
Лекция, которая включает следующие вопросы для изучения:
1. Определение и особенности аддиктивного поведения.
2. Виды аддиктивного поведения.
3. Профилактика аддиктивного поведения.
4. Групповая психотерапия подростков.
5. Работа с семьей при аддиктивном поведении
Тексты в хрестоматии:
С.В. Березин, К.С. Лисецкий. Последовательность формирования психофизиологической зависимости;
Принципы построения профилактических программ и организация антинаркотической работы в школе;
Программа профилактики наркозависимости «Сталкер» (разработана центром «Амалтея», адаптирована к условиям работы учреждения);
Программа реабилитации реабилитационных центров благотворительного фонда «Центр здоровой молодёжи».
Задания в рабочей тетради, направленные на понимание и закрепление основных понятий, характеристик и проблем темы, а также анализ существующих программ.
Литература.
Тестовые задания.
Тема 3. Технологии психосоциальной работы с правонарушителями (делинквентным поведением).
В лекции дается характеристика делинквентного поведения, рассматриваются основные технологии психосоциальной работы с делинквентным поведением. Раскрывается специфика социального контроля, профилактической работы, ресоциализации / реадаптации освободившихся из мест лишения свободы.
Освоив данную тему, слушатели должны:
— знать основные характеристики и виды делинквентного поведения
— уметь применять технологии профилактики и реабилитации/ ресоциализации молодежи с делинквентным поведением; разрабатывать и реализовывать региональные и локальные программы социальной помощи молодежи с делинквентным поведением; использовать современные инновационные технологии в оказании практической помощи молодежи с делинквентным поведением
— обладать навыком эффективного внедрения технологий профилактики и коррекции делинквентного поведения в процесс реализации социальных проектов по работе с молодежью, находящейся в ТЖС; организации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении задач социальной помощи.
В УМК представлены следующие материалы по теме:
Лекция, которая включает следующие вопросы для изучения:
1. Основные формы психосоциальной работы с делинквентным поведением.
2. Профилактика делинквентного поведения: принципы и формы.
3. Реадаптация (ресоциализация) бывших осужденных
Тексты в хрестоматии:
М.В.Фирсов Реадаптация бывших заключенных;
Методика психолого-педагогического сопровождения подростков на базе специального предприятия ООО «Новое Поколение»;
Организация культурно-досуговой деятельности как эффективное направление профилактики делинквентного поведения подростков (на примере деятельности МОУ ДО «Центр детского творчества» Красноармейского района г. Волгограда);
Программа «Возвращение». Социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, условно осужденных и освободившихся из колоний. Муниципальное учреждение социально-психологической помощи и поддержки молодежи «Социум» г. Волгоград.
Задания в рабочей тетради, направленные на понимание и закрепление основных понятий, характеристик и проблем темы, а также анализ существующих программ.
Литература.
Тестовые задания.
Тема 4. Технологии социализации молодежи, оказавшейся в экстремальной ситуации
В лекции дается определение и основные характеристики экстремальной ситуации. Раскрывается сущность посттравматического стрессового расстройства. Рассматриваются принципы организации и содержание комплексной помощи в условиях возникновения экстремальной ситуации. Анализируются основные подходы к терапии ПТСР. Описываются основные технологии работы (дебрифинг).
Показаны основные направления
психосоциальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Рассматривается оказание психосоциальной помощи военнослужащим, побывавшим в «горячих точках».
— знать основные характеристики экстремальной ситуации, посттравматического стрессового расстройства
— уметь организовать помощь и применять технологии в условиях возникновения экстремальной ситуации; применять технологии психосоциальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам, военнослужащим, побывавшим в «горячих точках»; разрабатывать и реализовывать региональные и локальные программы социальной помощи молодежи, оказавшейся в экстремальной ситуации; использовать современные инновационные технологии в оказании практической помощи молодежи в экстремальной ситуации
— обладать навыком эффективного внедрения технологий психосоциальной помощи в экстремальной ситуации в процесс реализации социальных проектов по работе с молодежью, находящейся в ТЖС; организации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении задач социальной помощи.
.В УМК представлены следующие материалы по теме:
Лекция, которая включает следующие вопросы для изучения:
1. Понятие и характеристика экстремальной ситуации
2. Посттравматическое стрессовое расстройство
3. Принципы организации и содержание комплексной помощи в условиях возникновения экстремальной ситуации
4. Общие подходы к психотерапии ПТСР
5. Дебрифинг как основной метод профилактики ПТСР
6. Основные направления психосоциальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам
7. Оказание психосоциальной помощи военнослужащим, побывавшим в «горячих точках»
Тексты в хрестоматии:
И.Г. Малкина-Пых Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях;
Ю.А. Александровский Психические расстройства во время и после чрезвычайных ситуаций;
И.Г.Малкина-Пых Психологический дебрифинг;
Программа реабилитации бывших воинов «Афганцев» и сотрудников МВД служивших в «горячих точках».
Задания в рабочей тетради, направленные на понимание и закрепление основных понятий, характеристик и проблем темы, а также анализ существующих программ.
Литература.
Тестовые задания.
Тема 5. Технологии социальной поддержки молодых семей, находящихся в ТЖС.
В лекции приводятся основные характеристики молодой семьи. Обобщаются особенности социальной работы с молодой семьей, находящейся в ТЖС. Раскрывается специфика работы с неполной семьей, рассматриваются технологии психосоциальной работы с семьей в ситуации развода, описываются техники и приемы работы с конфликтной семьей, дается характеристика социальной работы с молодыми семьями с низким уровнем достатка.
Освоив данную тему, слушатели должны:
— знать основные характеристики молодой семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, особенности социальной работы с семьей в ТЖС
— уметь применять технологии психосоциальной работы с неполной семьей, с семьей в ситуации развода, с конфликтной семьей, с семьей с низким уровнем достатка; разрабатывать и реализовывать региональные и локальные программы социальной помощи молодежи, оказавшейся в экстремальной ситуации; использовать современные инновационные технологии в оказании практической помощи молодой семье, находящейся в ТЖС
— обладать навыком эффективного внедрения технологий психосоциальной помощи молодой семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в процесс реализации социальных проектов по работе с молодежью, находящейся в ТЖС; организации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении задач социальной помощи.
. В УМК представлены следующие материалы по теме:
Лекция, которая включает следующие вопросы для изучения:
1. Современные характеристики молодой семьи
2. Особенности социальной работы с молодой семьей в ТЖС
3. Психосоциальная работа с неполной семьей
4. Технологии работы с семьей в ситуации развода
5. Работа с конфликтной семьей
6. Социальная работа с молодыми семьями с низким уровнем достатка.
Тексты в хрестоматии:
В.М.Целуйко Основные направления и технологии социальной работы с семьей. Патронаж.
Задания в рабочей тетради, направленные на понимание и закрепление основных понятий, характеристик и проблем темы, а также анализ существующих программ.
Литература.
Тестовые задания.