МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики и психологии
Кафедра начального образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
для специальности: 050100. 62 Педагогическое образование (профиль: начальное образование)
заочная (3 г. 6 мес) форма обучения, сокр. программа
2 курс
Составитель:
Лашкова Г.Н
Ст.преп
г. Череповец
2013 – 14 Уч.Год.
Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины
- Рабочая программа(каб. 715, электронная версия на дискете УМК в каб. 720)
ЦЕЛЬ учебной дисциплины – содействие становлению профессиональной компетентности будущего педагога в работе с проблемными, школьнодезадаптированными детьми массовой общеобразовательной школы; распространение гуманистических взглядов по отношению к детям с проблемами; развитие интереса студентов к сфере коррекционно-развивающей работы.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Курс «Коррекционно-педагогическая деятельность учителя» является второй учебной дисциплиной в рамках специализации «Коррекционно-развивающая деятельность учителя», изучаемой студентами 2 курса в 3 семестре.
Курс интегрирован с учебной и производственной практиками и с дисциплинами «Коррекционно-развивающее обучение» и «Коррекционно-педагогические воздействия. Психолого-педагогический практикум».
Задачи дисциплины:
актуализация междисциплинарных знаний, способствующих пониманию сущности психолого–педагогических явлений и процессов, отношений участников педагогических процессов в общеобразовательной школе;
Дифференциальная психология — Учебно-методический комплекс. ...
... слушателями необходимого уровня образованности по данной учебной дисциплине. Задачи курса: - ознакомить студентов с основными ... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология». Рабочая программа ...
— организация образовательного процесса на основе использования современных педагогических технологий и форм взаимодействия, способствующих развитию умений описывать и объяснять педагогические явления, оценивать различные варианты решения профессиональных психолого-педагогических задач;
— содействие развитию исследовательской позиции будущего педагога в организации коррекционного обучения.
В результате освоения данной дисциплины обучающиеся должны:
Знать:
— общий понятийный аппарат, методологическую основу изучаемого курса;
— о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте
жизнедеятельности;
— особенности преподавания и учения неуспевающих школьников;
— факторы, определяющие разнообразные формы аномального развития младших школьников в обучении;
— психолого-педагогические основы преподавания, учения проблемных детей;
— сущность индивидуализации и дифференциации в обучении.
Уметь:
— анализировать состояния риска в развитии и обучении детей;
— выделять причины, вызывающие проблемы у младшего школьника в обучении;
— моделировать различные виды обучения;
— дифференцировать учебную работу в соответствии с индивидуальными
особенностями обучающихся;
— использовать гуманно-личностный, индивидуальный и дифференцированный подходы в учебном процессе;
Владеть:
— навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля, различными способами вербальной и невербальной коммуникации;
— способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
— различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.
Иметь представление:
— о современном положении в системе обучения, воспитания, коррекции и адаптации в общество детей с ограниченными возможностями физического и психического здоровья.
Объем работы и виды учебных занятий
Вид учебной работы |
Общее количество часов |
в том числе по семестрам |
|||
|
3 |
|
|
||
Общая трудоемкость дисциплины |
108 |
|
|
|
|
Аудиторные занятия: |
46 |
|
46 |
|
|
Лекции (Л) |
16 |
|
14 |
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
30 |
|
30 |
|
|
Семинары (С) |
|
|
|
|
|
Другие виды аудиторных занятий |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа: |
|
|
|
|
|
Курсовой проект (работа) |
|
|
|
|
|
Расчетно-графические задания (РГЗ) |
|
|
|
|
|
Контрольные работы (КР) |
|
|
|
|
|
Реферат (Р) |
|
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы |
|
|
|
|
|
Виды промежуточного (итогового) контроля (по УП) |
зачет |
|
зачет |
|
|
Учебно-методическая карта дисциплины
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Л |
ЛР |
ПЗ |
Форма контроля |
1 |
Коррекционно- педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. Объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности. |
4 |
|
|
|
2 |
Задачи, содержание и методы коррекционно-развивающей деятельности педагога начальных классов. |
2 |
|
4 |
|
3 |
Педагогическая диагностика в коррекционно-развивающем образовании. Основы коррекционно-педагогической работы с детьми с отклонениями в развитии.
|
2 |
|
2
2 |
|
|
Формы и средства коррекционно — развививающей работы с младшими школьниками |
|
|
2 |
|
|
Педагогическая работа по коррекции дефицитных школьно-значимых функций. |
|
|
2 |
|
|
Педагогическая работа по формированию учебной деятельности детей и коррекции ее недостатков. |
|
|
6 |
|
|
Педагогическая работа по коррекции отклонений в поведении младших школьников.
|
|
|
6 |
|
|
Артпедагогика и арттерапия как средства коррекционно-развивающего образования младших школьников. |
4 |
|
4 |
|
|
Игровые и художественные средства коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками. |
2 |
|
6 |
Реферат |
|
|
16 |
|
30 |
|
Модуль 2. Основная учебная литература
- Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
- Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
- Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Модуль 3. Методические рекомендации по дисциплине
Практическое занятие № 1-2. Задачи, содержание и методы коррекционно-развивающей деятельности педагога начальных классов
Вопросы и задания
-
Перечислите компоненты готовности учителя к коррекционно-педагогической деятельности.
- Опишите коррекционные умения учителя начальных классов
- Охарактеризуйте основные направления коррекционно-педагогической деятельности учителя , их задачи.
- Что включает в себя содержание учебного материала.
- Перечислите принципы построения учебного материала.
- Раскройте общие и специфические методы коррекционно-педагогической деятельности учителя начальных классов.
- Перечислите, что включает в себя Нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе.
- Раскройте роль психолого-медико-педагогической консультации (комиссии) (ПМПК) в предупреждении коррекции отклонений детей.
- Перечислите какие документы, необходимо предоставить в ПМПК и дайте их характеристику
Литература
[6] ;[13];;[12];[18]
Практическое занятие №3-4. Основы коррекционно-педагогической работы с детьми с отклонениями в развитии.
Вопросы и задания
-
Раскройте понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка.
- Дайте характеристику видов норм в развитии детей
- Перечислите типологию и общие закономерности отклоняющегося развития.
- Раскройте понятия первичного и вторичного дефекта.
- Перечислите причины нарушения развития
- Рассмотрите классификации видов нарушений в развитии детей.
- Рассмотрите критерии «нормальности»
- Классификация видов психического дизонтогенеза
- Дайте характеристику закономерностей, которые присущи всем типам дизонтогенетического развития.
- Перечислите уровни закономерностей отклоняющегося развития.
Литература
[2] ;[5];[7];[13];[14]
Практическое занятие №5. Педагогическая диагностика в коррекционно-развивающем образовании
Вопросы и задания
- Раскройте значение педагогической диагностики для коррекции различных отклонений у младших школьников.
- Опишите основные требования для осуществления диагностики.
- Выделите требования, предъявляемые к выбору диагностических методик.
- Какие показатели следует учитывать при изучении младших школьников.
- Дайте характеристику форм учета данных о динамике личностного развития ребенка, познавательной сферы и усвоения знаний.
Данные занесите в таблицу.
-
Критерии
Показатели
Методы изучения
Формы учета данных
Литература
[7];[12];[13];[17];[25]
Практическое занятие № 6. Формы и средства коррекционно — развивающей работы с младшими школьниками
Вопросы и задания
- Опишите фронтальные коррекционно-развивающие занятия с младшими школьниками.
- Влияние групповых и индивидуальных занятий с младшими школьниками в коррекционно-развивающей деятельности.
- Охарактеризуйте внешкольные формы коррекционно-педагогической деятельности учителя начальных классов
- Рассмотрите формы работы с родителями в коррекционно-педагогической деятельности учителя начальных классов
Литература
[4];[11];[13];[16]
Практическое занятие № 7
Педагогическая работа по коррекции дефицитных школьно-значимых функций
- Перечислите дефицитные школьно значимые функции и дайте их характеристику
- Какие компоненты включает в себя программа педагогической работы по коррекции дефицитных школьно-значимых функций.
- Составьте программу педагогической работы по коррекции дефицитных школьно значимых функций.
- Опишите методы совершенствования движений кисти и пальцев рук, зрительно- моторной координации. Покажите на примерах примеры развития и совершенствования
- пространственных представлений младших школьников;
- зрительного восприятия и зрительного анализа, координации в системе «глаз —
рука».
5.Подберите примеры для совершенствования памяти и внимания младших школьников ( по классам)
Литература
[5];[7];[15];[19][21];[23]
Практическое занятие № 8 . Педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников и коррекции ее недостатков.
Вопросы и задания
- Проанализировать литературу по изучаемой проблеме
- Перечислите критерии определения эффективности формирования учебной деятельности младших школьников.
- Раскройте особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с различными типами отклонений в развитии
- Раскрыть пути и способы формирования учебной деятельности младших школьников.
- Подобрать наиболее эффективные упражнения, направленные на формирование компонентов учебной деятельности школьников с различными видами отклонений
- Докажите роль уроков эстетического цикла для коррекции учебной деятельности школьников с интеллектуальными проблемами.
Литература
[3];[10];[14];[22];[23]
Практическое занятие №9-10.
Педагогическая работа по коррекции отклонений в поведении младших
школьников.
Вопросы и задания
- Какие формы отклонений характерны для младших школьников ?
- Назовите причины девиантного поведения младших школьников и дайте их характеристику.
- Составьте таблицу раскрывающую типы девиантного поведения младших школьников.
- Перечислите меры профилактики и коррекции девиантного поведения
- Докажите роль и особенности использования сказки в коррекции отклонений в поведении младших школьников
Литература
[2];[11];[14];[24]
Практическое занятие №11-12.
Артпедагогика и арттерапия как средства коррекционно-развивающего образования младших школьников
Вопросы и задания
- Перечислите основные понятия, цели и задачи артпедагогики и артерапии.
- Назовите принципы артпедагогики и специальные образовательные технологии.
- Перечислите какие виды деятельности включает в себя артпедагогика и дайте их характеристику.
- Дайте характеристику арттерапевтических методик.
Литература
[2];[9];[13]
Практическое занятие №13-15.
Игровые и художественные средства коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками.
Вопросы и задания
- В чем заключается оздоровительная работа с младшими школьниками через игровую деятельность
- Опишите трудности, существующие в познавательной деятельности младших школьников и предложите способы для ее коррекции.
- Опишите недостатки в социально-личностном развитии младших школьников
- Подберите примеры игр для коррекции недостатков социально-личностного развития младших школьников
- Опишите какие виды деятельности используют на музыкальных занятиях в классах коррекции.
- Дайте характеристику музыкальных способностей, которые развиваются у младших школьников в процессе музыкальных игр.
- Перечислите виды музыкальных игр и дайте их характеристику.
- Докажите влияние музыкальных игр на коррекцию разных отклонений у детей( приведите пример игры и на коррекцию чего она влияет)
Литература
[2];[5];[13];[22];[24]
Модуль 4. Средства контроля качества обучения
Задание к зачету
Дать характеристику ребенка со школьной дезадаптацией или задержкой психического развития (вид дезадаптации или ЗПР на выбор студента); составить программу диагностики, профилактики и коррекции отклонений в развитии и поведении такого ребенка.
|
На зачет по курсу (в том числе и на итоговое тестирование) студент обязан предоставить: — конспекты самостоятельно выполненных заданий; — реферат по выбранной тематике.
|
Темы рефератов
1.Гуманитарная направленность международных правовых актов, направленных на социальную защиту детей и инвалидов.
2.Современные средства обеспечения коррекционно-педагогического процесса. 3.Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса. 4.Содержание и методы коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями 5.эмоционально-волевой сферы и поведения. 6.Формы организации коррекционно-педагогической помощи.
7.Значение ранней коррекционно-педагогической работы для нормализации развития ребенка. 8.Возможности семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.
9.Виды нарушений развития, их причины и механизмы. 10.Влияние средовых факторов на развитие личности младших школьников с нарушениями в развитии. 11.Школьная дезадаптация как педагогическое явление.
12.Нарушение взаимоотношений ребенка и взрослого. 13.Аддиктивное поведение младших школьников и его предупреждение. 14.Особенности формирование личности ребенка в семье, отягощенной алкогольной зависимостью. 15.Эмоциональные нарушения у детей младшего школьного возраста и их коррекция. 16.Отклоняющееся поведение младших школьников. 17.Лечебная педагогика. 18.Школьные фобии.
19.Влияние средовых факторов на развитие личности младших школьников с нарушениями в развитии.
Модуль 5. Дополнительная литература
- Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
- Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
- Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Литература
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось – 89, 1998.
- Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников/Под ред. А.Л. Гройсмана. М., 1997.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. М.,1994.
- Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989
- Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М., 1999.
- Кумарина Г.Ф. Методика отбора детей в коррекционные классы. – М., 1990
- Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика развития и учения детей в системе коррекционного обучения. – М., 1989
- Леви В. Нестандартный ребенок. М., 1989.
- Матюшкин А.М. Загадки одаренности. — Школа-Пресс, 1993.
- Гильбух Ю.М. Умственно одаренный ребенок: Психология диагностики, педагогика. Киев. 1992.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.
- Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. Кн.1. – М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С. Выготского, 1997.
- Пузанов Б.П. и др. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Учебное пособие для вузов Изд. 4-е. СПб., Питер, 2006.
- Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. М., 1997.
- Варфоломеева З.С., Легостаева Л.А. Педагогическая помощь младшим школьникам с трудностями в обучении. – Череповец, 2000.
- Протас Е.С. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. — М.: ООО «Издательство АСТ — ЛТД», 1997.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 1999
- Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа / Сост. С.Г. Шевченко. – М.: Дрофа, 1999.
- Программы начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1996.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы / Под ред. В.В. Воронцовой. – М.: Просвещение, 2009.
- Алябьев Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Метод. материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: Творческий центр, 2005.
- Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. – М.: Владос, 2004.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.: Нар. школа, 1995. — 138 с.
- Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Метод пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Учебные пособия
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось – 89, 1998.
- Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников/Под ред. А.Л. Гройсмана. М., 1997.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. М.,1994.
- Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989
- Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М., 1999.
- Кумарина Г.Ф. Методика отбора детей в коррекционные классы. – М., 1990
- Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика развития и учения детей в системе коррекционного обучения. – М., 1989
- Леви В. Нестандартный ребенок. М., 1989.
- Матюшкин А.М. Загадки одаренности. — Школа-Пресс, 1993.
- Гильбух Ю.М. Умственно одаренный ребенок: Психология диагностики, педагогика. Киев. 1992.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.
- Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. Кн.1. – М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С. Выготского, 1997.
- Пузанов Б.П. и др. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Учебное пособие для вузов Изд. 4-е. СПб., Питер, 2006.
- Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. М., 1997.
Учебно-методические пособия
- Варфоломеева З.С., Легостаева Л.А. Педагогическая помощь младшим школьникам с трудностями в обучении. – Череповец, 2000.
- Протас Е.С. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. — М.: ООО «Издательство АСТ — ЛТД», 1997.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 1999.
Программно-методические материалы
- Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа / Сост. С.Г. Шевченко. – М.: Дрофа, 1999.
- Программы начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1996.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы / Под ред. В.В. Воронцовой. – М.: Просвещение, 2009.
Практикумы
1. Алябьев Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Метод. материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: Творческий центр, 2005.
2. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. – М.: Владос, 2004.
3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.: Нар. школа, 1995. — 138 с.
4. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Метод пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Нормативные документы
- Письмо Министерства просвещения РСФСР № 10-136-6 от 03.06.1988. «О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития.
- Инструктивное письмо Министерства народно образования РСФСР от 30.06.1989 г. № 17-154-6 «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития».
- Приказ Минобразования РФ от 08.09.1992 № 333 «Положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в редакциях постановлений Правительства РФ № 288 от 12.03.1997 г., № 212 от 10.03.2000 г.
- Инструктивное письмо Министерства общего и проф. образования РФ от 04.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов».
- Инструктивное письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Правительством РФ № 196 от 19 марта 2001 г.
- Приказ Минобразования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Инструктивное письмо Минобразования РФ № 27/2881-6 от 30.05.2003 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития».
- Инструктивное письмо Департамента образования Вологодской области от 03.06.2004 № 08-13/1068 «О специальных (коррекционных) классах VIIвида в общеобразовательных учреждениях».
- Нормативно-правовое обеспечение системы специального образования в Вологодской области / Сост. А.П. Коновалова, Т.М. Карпова, С.В. Копытова. – Вологда: ВИРО, 2004.
Периодические издания
- Вестник образования
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
- Воспитание школьников
- Дефектология.
- Нач. школа: плюс – минус
- Начальная школа
Модуль 6 . Материально-техническое оснащение дисциплины
Перечень мультимедийного и программного обеспечения дисциплины
- Электронная версия учебника Г.Ф. Кумариной «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
2. Программное обеспечение:
СУБД: Microsoft Access 2003, 2007, 2010.
3. Пакеты программ: Microsoft Office 2003, 2007, 2010: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access, Microsoft Power Point, Microsoft Internet Explore, Lotus Notes
4. Графические редакторы: Paint
Операционные системы: WindowsXP,Windows7,Windows8
5. Использование Интернет:
Дети с особенностями развития. В основе интернет-проекта – база данных образовательных и развивающих учреждений Москвы, работающих в области специальной педагогики и психологии.
Детская личность. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, государственного образовательного учреждения Восточного окружного управления Московского комитета образования с целью отработки системы оказания помощи детям со сложной структурой дефекта, ДЦП и эпилепсией дошкольного и раннего школьного возраста.
http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными заболеваниями; общение в форуме.
http://www.dyslexia.ru/ Дислексия. Сайт посвящен проблемам диагностики и коррекции нарушений письма.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Cистема предоставляет свободный доступ к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Имеется также «Глоссарий терминов по образованию» и система новостей образования.
Здоровье детей. Газета издательского дома «1 сентября».
Институт коррекционной педагогики РАО. Официальный сайт. Содержит информацию об истории института, его лабораториях и центрах, о приоритетных направлениях исследований.
http://www.logoped.ru Логопед. Советы профессионального логопеда. Программы и ТСО для коррекционной педагогики, новости логопедии и др.
http://shishkova.ru/ Персональный сайт дефектолога Шишковой Маргариты Игоревны. Автор сайта специализируется на проблемах развития речи и методике преподавания русского языка детям с нарушениями интеллектуального развития и преподает учебные предметы, затрагивающие эти проблемы, студентам отделения олигофренопедагогики дефектологического факультета МГОПУ им. М.А. Шолохова.
— материалы к семинарским занятиям и выполнению самостоятельной работы по коррекционной педагогике.
http://www.otrok.ru — трудные дети — статьи и консультации по вопросам воспитания. Материалы для родителей, подростков, врачей, учителей: профилактика и лечение психических заболеваний у подростков; коррекционные тренинги; консультации, профориентация и подбор учебных заведений и др.
— коррекционная педагогика: словарь терминов. — Современное состояние коррекционной педагогики. — российская система специального образования: стратегия и тактика переходного периода. Информация о программе скоординированных мер для планомерного перехода отечественной системы специального образования на новый этап своего развития (в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями ООН в области прав детей, прав инвалидов).
http://www.disgraphik.narod.ru — дисграфия: подборка материалов. Материалы по дисграфии — сложному явлению нарушения письма у людей разного возраста. Общая информация о проблеме. Советы специалистов.
— специальное образование в России и за рубежом.
— дети с особенностями развития. Интернет-проект о детях с особенностями развития.
http://www.kidsolr.com/specialeducation/ — материалы по детской коррекционной педагогике: тематические статьи, тесты on-line, методические рекомендации и пр. Коллекция адресов и ссылок на интернет-ресурсы зарубежных учреждений и организаций, оказывающих помощь детям с особыми образовательными потребностями и их семьям.
http://www.doktor.ru/onkos/krizis/obr31.htm — законодательная база по обучению детей-инвалидов в РФ: условия приема в учебные заведения, предоставляемые услуги, нормативы помещений образовательных учреждений и т.п.
http://www.aacap.org/publications/factsfam/ld.htm — описание психических особенностей детей с трудностями в обучении (по международной классификации).
http://nevromed.ru/zabol/sdv1.htm — материал по синдрому гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ) у детей: современные представления об этиологии, патогенезе, критериях диагноза и подходах к терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности. http://azps.ru/tests/ — психологические тесты.
http :// flogiston . ru / — психологический сайт.
http://psi.lib.ru/detsad/sbor/lfso.htm — одаренность в младшем школьном и подростковом возрасте. — Психология и педагогика, электронный учебник
http://pedlib.ru/Books/1/0211/index.shtml — Афанасьева Н.В. Дубиненкова Е.Н. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе. — Вологда, 2000.
— Сайт министерства образования и науки РФ — Комплексная система коррекционно-педагогического воздействия через составление карты психофизического развития детей.
3. Комплекты учебно-методических фильмов с уроками (каб. 720);
4. Инструментальная компьютерная среда. Учебно-методические материалы для учителя и учебные материалы для учащихся. РГПУ им. А.И. Герцена и фирма «Кирилл и Мефодий»;