Кабинет психолога в школе

Кабинет находится на первом этаже в отдельном классе, примерная площадь 30 кв. м. Одновременно в кабинете могут находиться до 12 человек. Помещение теплое, легко проветриваемое. В кабинете есть верхнее освещение лампами дневного света, боковые бра со слабым зеленым светом. Стены покрашены в бледно-розовый цвет. На полу лежит большой ковер бежевого цвета. Три больших окна с бледно-розовыми занавесками. Около окна стоит рабочий стол психолога с компьютером, вдоль стен два мягких дивана и три кресла. Диваны и кресла с бежевой обивкой. Около рабочего стола картотека с данными о детях, учителях, родителях. Рядом в стенном шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и др. для психологического обследования. Около кресел стоит журнальный столик. У одной стены – стеллаж, на котором мягкие игрушки, поделочный материал, карандаши, альбомы и т. д. Много детских поделок и рисунков. На стеллаже есть цветочная витрина, много цветов на окнах. В целом обстановка кабинета располагает к эффективной работе с учениками.

Структурные звенья психологической службы города Москвы.

Как и любая служба, психологическая служба представляет собой организационную структуру, которая определяет совместную деятельность руководителей и специалистов департамента, окружных органов управления образования и образовательных учреждений в системе образования города, ориентированную на психологическое обеспечение образовательных процессов. В Москве департамент образования подчиняет себе и взаимодействует по вопросам психологической службы со всеми окружными управлениями образованием и с научными психологическими центрами.

Общее руководство деятельностью психологической службы Москвы и ответственность за организацию и содержание ее работы возлагается на первых заместителей руководителя департамента образования Москвы. В департаменте создается отдел по управлению деятельностью психологической службой города.

В функции данного отдела, во-первых, входит административное управление деятельностью психологической службы в масштабах города. Одна из важных задач направления работы отдела – получение и анализ полной и своевременной информации о состоянии психологической службы образования города. Для получения надежной информации о состоянии психологической службы разрабатывается единая для всего города отчетная документация и определяются единые сроки ее оформления и передача от первичных звеньев управленческой структуры к высшему звену. Кроме того, в функции отдела входит профессиональное руководство деятельностью психологической службы города. Профессиональное руководство осуществляется научно-методическим советом. Научно-методический совет определяет цели и формирует методическую базу психологической службы, отслеживает современные тенденции развития практической психологии образования. Организует ежегодно творческий профессиональный конкурс на звание лучшего психолога года.

6 стр., 2741 слов

11 Психологическая служба в образовании:

... психологов-практиков. Только в Москве в 2001 г. обучение в области практической психологии проводили 70 факультетов различных государственных и негосударственных вузов. Деятельность психологической службы в системе народного образования обеспечивается специалистами, ...

Среднее звено управления структуры психологической службы города.

В сфере образовательного пространства округов города Москвы общее руководство психологической службы и ответственность за ее организацию и деятельность возлагается на первого зам. руководителя окружного комитета образования. В комитете создается отдел по управлению и научно-методическому обеспечению психологической службы округа. Отдел непосредственно подчинен соответствующему отделу Департамента образования города Москвы. Окружному отделу подчинены все первичные звенья этой службы, которые предусмотрены в каждом типе образовательного учреждения города. В обязанности отдела психологической службы окружного комитета образования входят административное управление и научно-методическое обеспечение первичных звеньев психологической службы. Сотрудники отдела сосредотачивают свою деятельность на следующем:

— анализ образовательной ситуации в округе.

— непосредственная работа с психологом.

— организация и координация деятельности педагогов-психологов.

— помощь молодым специалистам в период их адаптации.

— организация взаимодействия педагогов-психологов со специалистами медико-психолого-педагогического центра.

— участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних.

— отвечают за повышение квалификации практических психологов образования.

— организация конкурсов на звание лучшего психолога округа.

— консультирование администрации по социально-психологическим проблемам управления.

— разработка отчетной документации для практических психологов округа.

— создание банка данных округа по результатам психологического обследования дошкольников и школьников.

Первичное управление структуры психологической службы города.

Первичное звено управленческой структуры службы – это практический психолог или группа психологов, работающих в саду, школе и т. д. Практические психологи осуществляют следующую работу:

— Проводят психологическое изучение детей.

— на основе полученных результатов накапливают банк данных в масштабе одного образовательного учреждения.

— консультируют учителей, воспитателей, администрацию, родителей по психологическим проблемам обучения.

— работают в тесном контакте с отделом психологической службы окружного департамента образования.

Схема системы психологической службы г. Москвы.

Виды профессиональной деятельности психолога

Психология представляет собой целую систему наук и сфер практической психологической деятельности. Ее можно разделить на два основных направления: научную и практическую психологию. Они существенно различаются по основным целям профессиональной деятельности. Основная цель научной психологии заключается в познании психологии людей научными методами. Основная цель практической психологии заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь конкретным людям или группам людей. Можно выделить три основные вида профессиональной деятельности психологов:

2 стр., 889 слов

Деятельность психологической службы вуза

... знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики, формирование установки на будущую деятельность. На этом этапе работы деятельность психологической службы может быть ... психолога позволит сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным. Другое направление ориентировано на работу со студентами: выявление студентов с низким уровнем адаптации к условиям обучения в вузе ...

— научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей.)

— практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика).

— обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим образованием людей).

Научно-исследовательская работа в области фундаментальной и прикладной психологии – один из наиболее распространенных и престижных типов деятельности профессиональных психологов. Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетах и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Научные исследования служат также важным видом профессиональной деятельности преподавателей университетов и институтов. Для проведения научно-исследовательских работ по актуальной психологической тематике могут присуждаться гранты научных фондов, которые обеспечивают финансирование соответствующей деятельности ученых.

В научно-познавательном психолого-педагогическом исследовании в основном добываются знания, которые обогащают соответствующую науку, но не всегда находят практическое применение, а в прикладных психолого-педагогических исследованиях выдвигаются и научно проверяются гипотезы предположения, практическая реализация которых должна дать существенный учебно-воспитательный эффект. Основными признаками любого экспериментального психолого-педагогического исследования является следующее:

Наличие проблемы, т. е. актуального и жизненно важного вопроса, который требует решения.

Наличие гипотезы, как должна быть решена проблема.

Подготовка и проведения научного эксперимента для проверки гипотезы.

Практическая значимость определяется тем, насколько найденное решение проблемы позволит изменить реальное состояние дел в лучшую сторону.

Практическая психологическая работа как тип деятельности психологов.

Основная цель практической психологической работы – непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем, возникающих в области образования, медицины, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей. Основные виды деятельности в практической психологии – это психологическое оценивание, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррекционная и развивающая работа. Иногда в качестве вида деятельности практического психолога называют психотерапию. Однако, этот вопрос относится, прежде всего, к сфере медицинской психологии. Практические психологи работают в социальных, образовательных, производственных, медицинских организациях и учреждениях, в службах психологической, медицинской, социальной помощи населению.

11 стр., 5113 слов

Понятие деятельности в психологии

... отношения, чувства, волевые и другие качества личности. Предметом психологического изучения является личность в деятельности. Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли ... движения младенца предметно не направлены и стереотипны. Как показывают исследования по психологии детства, случайный контакт раздражителя с поверхностью ладони новорожденного вызывает стереотипное ...

Психологическое просвещение – основной смысл в том, чтобы:

— знакомить учителей и родителей с основами возрастной, педагогической и социальной психологи, учащихся – с основами самовоспитания.

— Популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований.

— Формировать потребность в психологических знаниях.

Основные формы этого вида – лекции, беседы, семинары, выставки и т. д.

Психологическая профилактика – психолог проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка.

Задачи:

— Формирование в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического и личностного развития школьника на каждом возрастном этапе.

— своевременное выявление особенностей ребенка.

— Предупреждение возможных осложнений при переходе на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении проблем, с которыми обращаются учителя, учащиеся, родители (проведение семинаров).

Психологическая коррекция – устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника.

Психологическая диагностика – углубленное проникновение психолога во внутренний мир ребенка. Проводится специальные беседы с человеком, они служат для сбора первичной информации об учащемся. Сбор информации проводится в процессе наблюдения за ребенком. Определяется психологическая проблема.

Выбор метода обследования – наиболее важный этап работы психолога (тест Векслера, ММР1, опросник Кэттелла, тест Амтхауэра и др.)

Психологический анализ – производится не просто по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях.

Последним этапом является разработка рекомендаций.

Обучение психологическим знаниям, как тип деятельности психологов

Многие психологи работают в университетах, институтах и академиях. Профессора, доценты, ассистенты проводят исследование, пишут научные труды и передают полученные научные знания, идеи, теории студентам. Университетские и институтские кафедры являются центром психологической мысли, научной психологии. Профессора руководят научно-психологическими исследованиями, а также преподают. Цель преподавания заключается в распространении психологических знаний. Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания, но уметь передать их студентам. Преподавание психологии осуществляется как в высших, так и в средних учебных заведениях. Психология часто изучается учащимися в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях: в школах, гимназиях, профессиональных училищах.

Библиография нормативных документов практического психолога.

436-ФЗ от 29.12.2010 «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ»

427-ФЗ от 28.12.2010 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ УТОЧНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ НАПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА»

Федеральный Закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (принят ГД ФС РФ 03.07.1998) Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 «Об утверждении ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ»

Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Инструктивное письмо МО РФ от 24.12.2001г. №29/1886-6

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 — 2010 ГОДЫ»

Решение Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 N 6/1 «О СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

• Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 <О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ>

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44 (ред. от 26.12.2008) «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.4.2.1178-02» (вместе с «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИМИ ПРАВИЛАМИ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. СанПиН 2.4.2.1178-02», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2002 N 3997)

• Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 N 172 (ред. от 31.12.2008) «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ДЕТИ РОССИИ» НА 2007 — 2010 ГОДЫ»

• Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 867 (ред. от 10.03.2009) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ»

• Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-ЦЕНТРОВ)» (направлены письмом Минобрнауки РФ от 28.12.2007 N 06-1965)

• РЕШЕНИЕ Коллегии Минобразования РФ от 29.03.1995 N 7/1 «О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

• О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г. № 27/901-6

• Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 «О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Федеральный Закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» (принят ГД ФС РФ 04.12.1996)

Комментарий к документу 436-фз от 29.12.2010 «о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Документ состоит из семи глав. В первой статье первой главы говорится о сферах действия Федерального закона. Во второй статье определяются основные понятия, используемые в настоящем законе. В четвертой статье говорится о разработке и реализации единой государственной политике в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, о реализации федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей. Статья пять определяет виды информации, причиняющие вред здоровью детей.

Во второй главе говорится о классификации информационной продукции, кто ее осуществляет, что подлежит оценке, по каким категориям осуществляется классификация продукции (до 6 – ти лет, 6 лет, 12 лет, 16 лет).

В третьей главе отражаются требования к обороту информационной продукции. Производитель и распространитель информационной продукции обязан размещать знак информационной продукции или текстовое предупреждение об ограничении ее распространения.

В главе четвертой записаны требования к экспертизе информационной продукции. Экспертиза может проводиться только лицами, имеющими специальное высшее образование и обладающими специальными знаниями.

Глава пятая регламентирует надзор и контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию (Гос. Надзор и контроль, а также общественный).

Шестая глава устанавливает ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от негативной информации.

В главе седьмой содержатся заключительные положения.

Анализируя данный Федеральный закон, можно сделать вывод, что он очень актуален и необходим. В наше время средства массовой информации – это один из важнейших институтов социализации ребенка. Средства массовой информации оказывают громадное влияние на развитие ребенка, пожалуй, даже большее, чем семья и школа. Своевременно остановить поток негативной информации и призван этот закон.

Специфика метода наблюдения

Наблюдение – один из важнейших методов сбора информации в процессе исследования в сфере образования. Психолого-педагогическое наблюдение заключается в непосредственном восприятии явлений с помощью органов чувств или в косвенном восприятии через описание другими, непосредственно наблюдавшими людьми.

Основным объектом в педагогическом исследовании является деятельность ребенка. Научное наблюдение требует выяснения следующих моментов:

— на какой вопрос должно дать ответ наблюдение?

— в каких условиях должно проводиться наблюдение?

— описано ли подлежащее наблюдению поведение таким образом, чтобы с помощью этих категорий можно было дать ответ на поставленный вопрос? и т. д.

Факты и события надо фиксировать сразу после события, чтобы не забыть детали. Наблюдение может быть косвенным и непосредственным, открытым и скрытым, непрерывным дискретным, монографическим, узкоспециальным и поисковым, стандартизированным и нестандартизированным.

Методически грамотное наблюдение следует начинать с обдумывания плана наблюдения и техники записи. План наблюдения включает в себя следующие компоненты: объект, цель и задачи, время и продолжительность наблюдения, а также предполагаемый результат. Наблюдение эффективно, когда используется в связи с другими методами. Оно может выступать и самостоятельно или как составная часть другого метода.

Поскольку я еще не работаю по специальности, официально практику я не проходил. Но в школе, где учится моя младшая сестра в 3-м классе, мне разрешили поприсутствовать на некоторых уроках и переменах и провести наблюдение за ребенком.

Наблюдение я проводил в школе №176, находящейся по адресу: улица Профсоюзная, д. 98 а.

В течениие 10-ти дней я присутствовал на различных уроках в 3-м классе «Б» и провел наблюдение за ученицей этого класса во время 10-ти различных уроков и нескольких перемен. Факты и события фиксировались сразу. Наблюдение было непосредственное, ребенок не знал, что я наблюдаю за ним.

Прежде, чем провести наблюдение, я составил план наблюдения, определив цель наблюдения. Цель наблюдения: определить темперамент ученика и на основе его поведения выявить его личностные качества в процессе учебы.

План наблюдения

1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) активно действует;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

а) слушается, но через некоторое время опять делает то же самое;

б) не слушает и поступает по своему. Бурно реагирует на замечания;

в) выслушивает молча;

г) молчит, обижен, переживает.

3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большой неуверенностью.

4. Как ведет себя в непривычной обстановке (в кабинете директора, учительской и др.):

а) легко ориентируется, проявляет активность;

б) активен, отмечается повышенная возбудимость;

в) спокойно рассматривает окружающее;

г) робок, растерян.

После, того как был составлен план наблюдения, я разработал протокол наблюдения и на основании данных наблюдения, приведенных в дневнике заполнил протокол.

Протокол наблюдения за поведением ученика.

Реакции

Пункты плана наблюдения

1 2 3 4

а

+

+

+

б

в

+

г

После заполнения протокола была произведена обработка полученных данных на основании следующих признаков: если обнаруживается, что в большинстве случаев у ребенка проявляются реакции типа «а», то можно говорить о преобладании черт сангвинического темперамента, типа «б» — холерического темперамента, «в» — флегматического, «г» — меланхолического темперамента. Исходя из данных протокола и на основе анализа наблюдения, была составлена психологическая характеристика ребенка.

Объект наблюдения – ученица средней школы №176, 3-го класса «Б» Омельяненко Екатерина. Родилась 14 ноября 2003 года. Не имеет никаких хронических заболеваний, учится на «отлично». Систематически занимается танцами в стиле «Хип-хоп».

Внешний вид ребенка – девочка довольно высокая для своего возраста, блондинка с длинной и аккуратно заплетенной косой, глаза серые. Одета очень опрятно: темная юбка, белая блузка и жилет.

Исходя из данных протокола, можно сделать вывод, что у ребенка преобладают черты сангвинического характера. Судя по проведенному наблюдению, проявляет интерес к учебе, имеет художественно-эстетическую направленность. Ей нравится учиться, особенно нравятся предметы гуманитарные, небольшую неуверенность она чувствует на математике. Девочка очень трудолюбивая, ответственная, очень аккуратная, всегда опрятная, вещи на парте в полном порядке. Судя по поведению на уроке, стремится к успеху. Взаимоотношения с коллективом очень доброжелательные. Пытается помочь своим одноклассникам, очень правдивая и скромная. В контакт с одноклассниками вступает легко. Всегда вежлива и тактична. К лидерству не стремится. Очень настойчива, старается добиться своего. В классе пользуется симпатией учеников. Быстро сосредоточивает внимание на объяснения учителя. Запоминает легко, быстро схватывает суть материала, очень активна, эмоционально уравновешена.

Таким образом, наблюдение показало, что ребенок не имеет психологических проблем и не нуждается в помощи психолога.

Список использованной литературы.

  1. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого – педагогических исследований: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Стерлитомаг: Гос. пед. институт, 2002. – 134 с.
  2. Дубровина И. В. Практическая психология образования: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
  3. Дубровина И. В. Психологическая служба образования: организация и управление // Вестник практической психологии образования – 2007. — №1.
  4. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов пед. вузов. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999. – 639 с.

Дневник учебной практики _______ курс _______ семестр

Дата

Вид работы (цель, краткое содержание, результат)

1 день

Наблюдение на уроке чтения.

Перед уроком дети достают учебники и тетради. В классе довольно шумно. Катя садится за парту и начинает повторять про себя заданное стихотворение Фета. Иногда отвлекается от стихотворения, отпускает реплику соседу, советуя ему тоже повторять урок. Начинается урок. Идет проверка домашнего задания. Вызывают по журналу. Учебник у Кати закрыт, она внимательно слушает ответы детей. Вызывают Катю, она быстро выходит к доске и рассказывает выразительно, но немного торопливо это стихотворение. Получает «5», садится на место с очень довольным лицом. В оставшееся время дети читают вслух сказку «Прекрасная Померанца и каменный принц». Небольшой абзац читает Катя, читает быстро, отчетливо и правильно. Звенит звонок. Перемена. Катя готовится к следующему уроку, переговариваясь с ребятами. Затем начинается общая игра. Катя активно принимает участие в игре, в основном с мальчиками. Девочек в классе всего пять человек. Перемена заканчивается, Катя встает около своей парты.

2 день

Урок математики

В этот день контрольная работа. Учитель объясняет, как надо делать работу. Сосед по парте невнимательно слушает, мешает Кате. Она, не говоря ни слова, отмахивается от него рукой. Продолжает слушать. Инструктаж заканчивается. Катя быстро берет листочек с заданием, смотрит карточку, через несколько секунд начинает писать. Первое задание пишет сначала на черновике. Эта задача вызывает у нее небольшое затруднение, что-то зачеркивает, думает. Наконец, задача решена, видно как просветлело лицо, ребенок начинает быстро писать в тетради. Остальные задания, видимо, не вызывают затруднения, она пишет без черновика сразу в тетрадь. Звенит звонок, но Катя еще не сдает тетрадь, проверяет, у нее какие-то сомнения. Минут через пять сдает работу. Не идет на перемену, сидит очень задумчивая, что-то переживает. Ее зовут ребята, но она отмахивается от них.

3 день

Урок рисования

Рисуют лучшего друга или подругу. Катя рисует с большим удовольствием, слушает что говорит учитель и старается все выполнить правильно. Периодически смотрит на рисунок соседа и очень вежливо, чтобы не обидеть, старается ему подсказать, где у него ошибки. Сосед отмахивается. Катя перестает ему говорить. Подходит учитель, смотрит на Катин рисунок и подсказывает, где исправить. Катя молча выслушивает, потом исправляет. К концу урока учитель подходит к Кате и говорит: «Молодец – 5». Начинается перемена. Катя общается с детьми очень доброжелательно, дети делятся своими впечатлениями о рисунках. Сосед по парте очень смущенно показывает свой рисунок, некоторые дети начинают смеяться. Катя подбадривает соседа и говорит: «мне кажется, получилось нормально.»

4 день

Урок русского языка Урок начинается с записи словарных слов на доске. Вызывают всех по порядку. Катя выходит очень быстро, правильно пишет слово на доске, быстро ставит ударение и подчеркивает гласные, садится на место. Затем дети самостоятельно пишут упражнение. К доске вызывают Катю, она делает грамматическое задание. Пишет очень уверенно, четко, отвечает правильно. Речь очень грамотная.

5 день

Урок английского языка

На уроке Катя очень активна, хорошо читает, отвечает на вопросы учителя. Очень легко включается в работу. Постоянно получает одобрение учителя. Видно, что к уроку проявляет большой интерес. Помогает другим ребятам, которые обращаются к ней.

6 день

Урок «Окружающий мир»

На уроке постоянно тянет руку. Когда кто-то овечает неправильно, Катя с большим удовольствием дополняет ответ. Ребенок очень эрудированный, ответы всегда по существу вопроса, речь эмоциональная.

7 день

Урок ритмики

Видно, что урок Кате очень нравится. Разучивает танец вместе с ребятами очень добросовестно. Когда учитель делает замечание, повторяет движения, стараясь выполнить правильно. Видно, что ей хочется выполнить все безукоризненно, переживает, если не получается. Добивается в конечном итоге хорошего результата.

8 день

Урок физкультуры

Играют в перестрелки с другим классом. Катя очень переживает, когда ее выбивают из круга, но быстро берет себя в руки и снова возвращается к игре, стараясь защитить честь класса. После игры дети возбужденно обсуждают результаты. Катя разговаривает очень живо, но старается прислушиваться и к другим детям. Когда на кого-нибудь нападают, пытается оправдать его действия. Говорит, что он не виноват, это может случиться со всеми. По разговору чувствуется,, что она очень доброжелательно.

9 день

Большая перемена

Катя рассказывает детям о конкурсе танцев, на котором она была накануне. Вокруг стоит группа детей. Девочка занимается танцами в стиле «Хип-хоп». Удивительно, что Катя очень объективна к себе. Скромно оценивает свои возможности. Не хвастается, говорит, что не заняла никакого места. Честно и правдиво рассказывает о своей неудаче. Но при этом говорит, что на следующем конкурсе обязательно постарается занять какое-нибудь место. Дети ее поддерживают, видно, что они относятся к Кате с большой симпатией.

10 день

Урок русского языка.

Идет объяснение нового материала. После объяснения вызывают детей к доске, чтобы понять как они усвоили материал. Поразило, как быстро Катя схватила суть материала, легко запомнила, отвечала с удовольствием.

Подпись руководителя практики ________________________

/_________________________/

От учреждения

М.П.

О т ч е т по учебно-ознакомительной практике

Ф.И.О студента Семенов Георгий Владимирович

Факультет «Психология образования» заочной формы обучения

Курс 1 Группа 4

За период с 8 апреля 2013 г. по 21 апреля 2013 г.

В средней школе №176 города Москвы

Ф.И.О. руководителя практики от МГППУ

Мухортова Е.А.

Ф.И.О. руководителя практики от учреждения________________________________________

Московский городской

психолого-педагогический университет

Факультет «Психология образования»

Дневник

Учебно-ознакомительной практики.

Студента Семенова георгия Владимировича

(фамилия, имя отчество)

форма обучения Заочная

Руководитель практики:

2013 год

Материалы по практике.