Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия 2

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

к внеаудиторной самостоятельной работе

Тема №20: «Естественное вскармливание»

Утверждены на кафедральном заседании

№ протокола …………….

«___»____________ 2007 г.

Зав. кафедрой поликлинической педиатрии и пропедевтики

детских болезней с курсом ПО

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

к.м.н., доцент Галактионова М.Ю..(подпись)

Составители:

к.м.н., асс. Гордиец А.В.

к.м.н., асс. Назаренко Н.В.

Красноярск

2007

1. Тема: Естественное вскармливание.

2. Форма работы:

  • Подготовка к практическому занятию.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

  1. Преимущества естественного вскармливания и состав грудного молока;
  2. Формулы расчета суточного объема питания для детей старше 10 дней (объемный, калорийный, Шкарина);
  3. Сроки и последовательность введения коррекции по витаминам и минеральным веществам на естественном вскармливании;
  4. Потребности в основных пищевых веществах и энергии для детей до 5 месяцев.

4. Перечень практических умений по изучаемой теме.

Студент должен

  1. Собрать анамнез у матери ребенка первого полугодия жизни с оценкой фактического питания ребенка;
  2. Составить суточный рацион питания для детей первого полугодия жизни;
  3. Рассчитать потребности в основных пищевых веществах и энергии для детей первого полугодия жизни.

5. Рекомендации по выполнению УИРС

а) Темы:

  • Состав женского молока
  • Политика ВОЗ/ЮНИСЕВ, направленная на поддержание грудного вскармливания.
  • Составление типовых задач по теме.
  • Эмоциональный аспект грудного вскармливания.

б) Формы УИРС:

1) мультимедийная презентация;

2) реферат по предлагаемым темам;

3) составление таблиц, алгоритмов, схем и др.

12 стр., 5757 слов

Развитие сенсорных эталонов предметов окружающей действительности ...

... ходе проведения дидактических игр и упражнений для развития сенсорных эталонов с детьми 7-го года жизни с нарушением зрения. Глава 1. Теоретические основы обучения зрительному восприятию ... коррекционировать обнаруженные недостатки развития. §2. Развитие сенсорных эталонов у детей 7-го года жизни нормально видящих Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о ...

4) оформление фото, видеоматериалов.

6. Самоконтроль по данной теме.

Входной тестовый контроль.

1. Ребенок массой 3600 гр., ему 4.5 мес., на естественном вскармливание. Рассчитать суточный объем питания.

а) 170 мл

б) 180 мл

в) 190 мл

г) 250 мл

2. Ребенок родился массой 3400гр., находится на грудном вскармливании. Ему 8 дней. Рассчитать разовый объем кормления.

а) 50 мл

б) 60 мл

в) 110 мл

г) 80 мл

3. Ребенку 6 месяцев, на грудном вскармливании. Какова его потребность жирах?

а) 7г/кг

б) 6г/кг

в) 5,5г/кг

г) 7,5г/кг

4. Назовите количество белка в зрелом грудном женском молоке.

а) 1.8г/л

б) 2,3 г/л

в) 1,5г/л

г) 2,2г/л

5. Какой вид имеют испражнения у детей 1 года жизни, находящегося на естественном вскармливании?

а) золотисто -желтого цвета

б) замазкообразные

в) коричневые

г) с зеленоватым оттенком

6. Ребенок родился массой 3400гр., находится на грудном вскармливании. Ему 8 дней. Рассчитать разовый объем кормления.

а) 50 мл

б) 60 мл

в) 110 мл

г) 80 мл

7. Масса ребенка при рождении 3500 гр., его возраст 4 месяца, на естественном вскармливании. Рассчитать разовый объем кормления

а) 180 мл.

б) 100 мл.

в) 150 мл

г) 50 мл

8. Ребенку 2 месяца. При контрольном взвешивании высосал 60 гр. грудного молока. Рассчитать объем необходимого докорма.

а) 50мл

б) 100 мл

в) 70 мл

г) 20 мл

9. Ребенку 8 месяцев, на грудном вскармливании. Какова его потребность в белках:

а) 2,5г/кг

б) 3,5г/кг

в) 4г/кг

г) 4,5г/кг

10. Ребенку 7 месяцев, на грудном вскармливании. Какова его потребность в белках:

а) 2,5г/кг

б) 3,5г/кг

в) 4г/кг

г) 4,5г/кг

11. Стул ребенка на грудном вскармливании во втором полугодии:

а) светло-коричневый

б) оформленный

в) светло-желтый

г) 2-3 разa в день

12. Какая формула не используется для расчета объема грудного молока новорожденному ребенку до 10 суток?

а) формула Зайцевой

б) обьемный метод

в) формула Тура

г) метод Шкарина

13. Какой фермент грудного женского молока участвует в переваривание жиров?

а) амилаза

б) липаза

в) пепсин

г) трипсин

14. В какое время суток вырабатывается больше пролактина?

а) утром

б) днем

в) ночью

г) равномерно в течении суток

15. Естественное вскармливание не показано при:

а) лактостазе у матери

б) приеме матерью цитостатиков

в) ОРВИ у матери

г) пневмонии у ребенка

16. Естественное вскармливание не показано при:

а) лактостазе у матери

б) гриппе у матери

в) психические заболевания у матери

г) плохом аппетите у ребенка

17. Каковы причины гипогалактии в современных условиях?

а) раннее первое прикладывание ребенка к груди

б) позднее первое прикладывание ребенка к груди

в) избыточное формирование «лактационной» доминанты

г) не соблюдение питьевого режима

18. Каковы причины гипогалактии в современных условиях?

а) раннее первое прикладывание ребенка к груди

б) отсутствие сформированной «лактационной» доминанты

в) избыточное формирование «лактационной» доминанты

г) не соблюдение питьевого режима

19. В женском молоке в отличие от коровьего (указать неверное)

а) более низкое содержание железа

б) более высокое содержание полиненасыщенных жирных кислот

в) более высокий уровень белка

г) более низкая концентрация натрия

20. Раннее в течение первых 30 минут прикладывание к груди после рождения не способствует:

а) быстрому становлению лактации у матери

б) формированию правильного прикуса

в) быстрой послеродовой инволюции матки

г) формированию нормального биоценоза кишечника

21. Раннее в течение первых 30 минут прикладывание к груди после рождения способствует:

а) задержке послеродовой инволюции матки

б) ограничению длительности лактации

в) изменению нормального биоценоза кишечника

г) быстрому становлению лактации у матери

22. Раннее в течение первых 30 минут прикладывание к груди после рождения способствует:

а) длительному сохранению лактации

б) задержке послеродовой инволюции матки

в) изменению нормального биоценоза кишечника

г) сокращению длительности лактации

23. Раннее в течение первых 30 минут прикладывание к груди после рождения способствует:

а) быстрой послеродовой инволюции матки

б) задержке послеродовой инволюции матки

в) изменению нормального биоценоза кишечника

г) сокращению длительности лактации

24. Раннее в течение первых 30 минут прикладывание к груди после рождения способствует:

а) задержке послеродовой инволюции матки

б) ограничению длительности лактации

в) изменению нормального биоценоза кишечника

г) формированию нормального биоценоза кишечника

25. Какие последствия неправильной техники кормления грудью?

а) лактостаз

б) лакторея

в) нарушение микрофлоры кишечника

г) увеличение прибавки массы тела

Ответы к тестовым заданиям

10а

11в

12б

13б

14в

15б

16в

17б

18б

19в

20б

21г

22а

23а

24г

25в

7. Ситуационные задачи по теме. Задача 1

Женщина родила в срок. Состояние ребенка удов­летворительное. Масса тела при рождении 3300 г, длина тела 55 см. К груди приложен через 6 ч. Грудь взял хорошо; кормление 7-разовое. У матери плоские соски. Транзиторная убыль массы 9%. К 10-му дню жизни не выдерживает промежутки «между кормлениями.

Укажите основную причину гипогалактии.

А. Возраст женщины (35 лет).

В. Плоские соски.

С. Позднее первое прикладывание к груди.

Д. 6-разовое кормление.

Е. Ни одна из вышеназванных.

Ответ: Гипогалактия в подавляющем большинстве слу­чаев носит вторичный характер из-за отрицательного влияния на женский организм целого комплекса биологических, медицин­ских, социальных, психологических и экономических факторов.

Все перечисленные в этой задаче причины могли способство­вать гипогалактии, но ведущей, безусловно, является позднее первое прикладывание к груди. Здорового ребенка нужно при­ложить к груди сразу после рождения. Правильный ответ-С.

Задача 2

Женщина родила в срок здорового ребенка. Ему исполнился 1 мес. Находится на естественном вскармливании, сосет хорошо, молока у матери достаточно. Прибавил в массе 600 г. Психомоторное развитие соответствует возрасту. С рож­дения у ребенка неустойчивый стул, 5-6 раз в сутки, иногда жидкий с примесью зелени и комочков.

Укажите наиболее вероятную причину неустойчи­вости стула у ребенка.

А. Стафилококковый энтероколит.

В. Коли-инфекция.

С. Транзиторная лактазная недостаточность.

О. Перекорм.

Е. Возможно все вышеперечисленное.

Ответ: Неустойчивый стул у ребенка в первые 3-4 мес жизни почти всегда объясняется стафилококковым энтероколи­том. Однако физическое и психомоторное развитие ребенка хорошее, что исключает инфекционные заболевания (А и В).

Перекорм также исключен, так как ребенок имеет нормальную прибавку в массе и не срыгивает. Это типичный пример либо транзиторной лактазной недостаточности, либо относительного лактазного дефицита, связанного с высокой концентрацией лак­тозы в грудном молоке либо с недостаточной степенью зрелости ЖКТ, которая встречается даже у здоровых детей.

Правильный ответ — С.

Задача 3.

Женщина родила в срок здорового ребенка. Ему исполнился 1 мес. Находится на естественном вскармливании, сосет хорошо, молока у матери достаточно. Прибавил в массе 600 г. Психомоторное развитие соответствует возрасту. С рож­дения у ребенка неустойчивый стул, 5-6 раз в сутки, иногда жидкий с примесью зелени и комочков.

Ваши рекомендации в данной ситуации?

А Антибактериальная терапия.

В. Бактериологическое исследование молока и при обнару­жении флоры-отказ от грудного вскармливания.

С. Бактериологическое исследование кала.

Д. Введение соков.

Е. Продолжение наблюдения за ребенком.

Ответ: Ответ вытекает из правильного решения пре­дыдущей задачи-Е. Соки лучше не назначать из-за неустой­чивого стула ребенка.

Задача 4

При повторном посещении в возрасте 2,5 мес психо-моторное развитие ребенка соответствует возрасту, при­бавил в массе за второй месяц 800 г, сосет хорошо, молока у матери достаточно. Стул 4-6 раз в сутки, остается неустой­чивым.

Какова наиболее рациональная рекомендация по питанию ребенка в настоящее время?

А Добавить соки.

В. Ввести кисломолочные смеси (адаптированные).

С. Добавить творог.

О. Поить овощным отваром.

Е. Ничего из перечисленного выше.

Ответ: В возрасте 2,5 мес можно давать соки и овощной отвар, но только при нормальном стуле или склонности к запору. Творог тоже можно давать в этом возрасте, но лишь по ме­дицинским показаниям (например, при дефиците белка).

У ма­тери молока достаточно, поэтому ни в коем случае нельзя назначать смеси, хотя кислые смеси способствуют нормализации стула, так как тем самым мы будем способствовать переводу ребенка на искусственное вскармливание. Правильный ответ Е.

Задача 5

Ребенок в возрасте 7 дней кормится из-за болезни матери сцеженным грудным молоком через 3,5 часа 6 раз в день, промежутки между корм­лениями не выдерживает, беспокоен, плохо спит. Масса тела при рожде­нии 3700 г, длина 51 см. На 7 день жизни масса 3600 г.

  • Оцените динамику массы тела.
  • Дайте рекомендации по рациональному вскармливанию (режим, число, суточный и разовый объемы кормлений).
  • Составьте примерный рацион питания на 1 день.

Ответы: Ребенок находится на этапе восстановления первоначальной убыли массы тела. Восстановление массы при рождении происхо­дит к 7-10 дню жизни. Дефицит массы на 7 день составляет 100 г, необходим контроль за массой тела.

Рекомендуется при выздоровлении матери режим «свободного вскармливания». Пока ребенок кормится сцеженным грудным мо­локом предпочтительнее регламентированный режим кормлений. Кормить не реже 7-8 раз в сутки через 3 часа, так как ребенок не выдерживает интервал между кормлениями в 3,5 часа.

Расчет объемов питания.

Суточный объем по формуле Зайцевой: (2% от 3700) х 7 = 518 мл Разовый объем при 7-разовом кормлении: 518 : 7 = 74 мл или при 8-разовом кормлении: 518 : 8 = 64 мл

Примерный рацион питания на 1 день:

6 час — сцеженное грудное молоко — 75 мл

9 час — сцеженное грудное молоко — 75 мл

12 час — сцеженное грудное молоко — 75 мл

15 час — сцеженное грудное молоко — 75 мл

18 час — сцеженное грудное молоко — 75 мл

21 час — сцеженное грудное молоко — 75 мл

24 час — сцеженное грудное молоко — 75 мл

Задача 6

Ребенку 3 недели. Находится на грудном вскармливании, приклады­вается к груди матери через 3 часа 7 раз в день, ночного кормления нет. Мать обратилась к врачу с просьбой проверить количество молока, так как ей кажется, что ребенок не наедается. При осмотре малыш активен, спокоен, имеет массу тела 3400 г (масса при рождении 3000 г).

При кон­трольных взвешиваниях высасывает из груди 80-90 мл молока.

  • Достаточно ли ребенок прибавил в массе?
  • Достаточно ли у матери молока?
  • Дайте рекомендации по режиму и объему кормлений.
  • Укажите потребность ребенка в основных пищевых ингредиентов и энергии.

Ответы: Ребенок прибавил в массе достаточно. Это следует из расчета: долженствующая масса в 3 недели составляет 3000г + (30гх 11дн) = 3330г

Молока у матери достаточно. Суточный объем молока составляет: «энергетическим» способом (115 х 3,4 х 1000) : 700 = 558 мл; разовый объем молока составляет: 560 : 7 = 80 мл

К 3 неделям у ребенка и матери сложился режим кормлений через каждые 3 часа с ночным перерывом. Так как ребенок здоров, прибавляет в массе, этот режим рекомендуется оставить, но не исключается и режим «свободного» вскармливания, особенно при признаках уменьшения количества молока у матери.

Суточная потребность в основных пищевых ингредиентах в г/кг массы тела и энергии в ккал/кг: белках — 2,2; жирах — 6,5; углеводах — 13; ккал — 115.

Задача 7

Ребенку 3 месяца. Кормится грудью матери 6 раз в день через 3,5 ча­са. Мать обратилась к врачу за советом по питанию ребенка, так как счи­тает, что у нее недостаточно молока. При осмотре ребенок активен, спо­коен, психомоторное развитие соответствует возрасту. Масса тела со­ставляет 5200 г, длина 58 см (масса при рождении 2850 г, длина 49 см).

При контрольных кормлениях ребенок из груди матери высасывал по 140-150 мл молока.

  • Достаточно ли ребенок прибавил в массе, длине?
  • Достаточно ли у матери молока?
  • Дайте рекомендации по режиму кормлений.
  • Укажите потребность в основных пищевых ингредиента и энергии.

Ответы:

1. Ребенок прибавил в массе и длине достаточно. Это следует из расчета: долженствующая масса в 3 месяца: 2850 + (800 х 3) = 5250 г; долженствующая длина в 3 месяца: 49 + (3 х 3) = 58 см

2. Молока у матери достаточно, это следует из расчета.

а) Объемный способ: суточное количество — 5250 : 6 = 875 мл; разовый объем — 875 : 6 = 146 л

б) Энергетический способ: суточное количество — (115 х 5,25 х 1000) : 700 = 862 мл; разовый объем: 862 : 6 = 143 мл

Рекомендации по режиму кормлений: оставить режим кормлений без изменений, так как мать и ребенок взаимно приспособились, молока у матери достаточно. Можно рекомендовать начать введе­ние яблочного сока с 5 капель и довести до 30 мл.

Суточная потребность в основных пищевых ингредиентах в г/кг массы тела и энергии в ккал/кг: белках — 2,6; жирах — 6,0; углево­дах — 13; ккал — 115.

Задача 8

В роддоме ребенка несколько раз кормили из бутылочки, прежде чем приложили к груди. Дома мать продолжала докармливать малыша из бу­тылочки, полагая, что он недоедает. В последнее время при попытке дать ребенку грудь он кричит и отворачивается. Мать обеспокоена этим, чувс­твует себя отвергнутой малышом.

  • Почему ребенок отказывается от груди?
  • Какую информацию и психологическую поддержку можно оказать матери?
  • Дайте рекомендации но кормлению ребенка.

Ответ:

1. Ребенок имел предлактационное кормление, то есть сосал из бутылочки до налаживания кормления грудью. Чередование соски с грудью дезориентировало сосательную реакцию ребенка, привело к ослаблению щечных мыпщ, неправильной технике сосания и, как следствие, к утрате желания сосать грудь.

2. Убедить мать, что возникшее затруднение при кормлении грудью можно устранить. Ребенок испытывает потребность находиться как можно больше с матерью. Ему трудно приспособиться сосать грудь после кормления из бутылочки.

3.Перестать докармливать ребенка из бутылочки. Кормить по требованию, обеспечив контакт «кожа к коже». При необходимос­ти после кормления грудью сцедить молоко и докормить ребенка из чашки.

Задача 9

Ребенку 3 дня. Слизистые глаз и кожные покровы в начале третьих суток стали слегка иктеричные, самочувствие хорошее. Мать кормит малыша грудью 8 раз в день. Между кормлениями дает кипяченую воду.

  • Ваше заключение, в какой информации нуждается мать?
  • Как вы посоветуете кормить ребенка?

Ответ: У ребенка физиологическая желтуха. Похвально, что мать кормит ребенка грудью. Проинформировать мать, что ребенок здоров. Кормить ребенка как можно чаще. Нет необходимости между корм­лениями давать ребенку кипяченую воду,

Задача 10

Две недели назад в семье родился втором ребенок. Старшему сыну 1 год, Его кормили грудью до 1,5-месячпого возраста, затем стали давать молочную смесь. Младшего ребенка мать кормит исключительно грудью. Сейчас она хотела бы надолго предохраниться от наступления повой бере­менности.

  • Какую информацию следует дать матери?
  • Дайте рекомендации по вскармливанию ребенка.
  • Что посоветовать матери по планированию семьи в дальнейшем?

Ответ: Кормление грудью предохраняет от возникновения новой беремен­ности, если ребенок находится исключительно па грудном вскармлива­нии, возраст его менее 6 месяцев и у матери нет mensis. Кормить только грудью, часто, днем и ночью, по требованию. В любом возрасте ребенка с возобновлением у матери mensis требуются другие методы предохранения от беременности. Можно использовать внутриматочные барьерные контрацептивы. Применение гормо­нальных методов в первые 6 месяцев после родов не рекомендуется. Использование прогестерона не оказывает отрицательного воздействия на кормление грудью.

8. Список литературы по теме занятия:

— основная

1. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми /Т.В. Капитан -3-е изд., доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.

— дополнительная

1. Пропедевтика детских болезней: Практикум /Под ред. В.В. Юрьева. – СПб: Питер, 2003.

— учебно-методические пособия

1. Пропедевтика детских болезней: учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений / О.И. Чапова, Г.Ю. Лазарева. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

9

Гордиец А.В., Назаренко Н.В.