Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 5

1.2. Понятие проектной деятельности, ее роль в обучении и воспитании 10

1.3. Методические аспекты организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста 15

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19

2.1. Цель, задачи и методы опытно-экспериментальной работы 19

2.2. Организация проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста 26

2.3. Оценка и анализ опытно-экспериментальной работы 30

Заключение 31

Список литературы 32

Приложения 34

Введение

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Сегодня метод проектов активно и весьма успешно развивается и приобретает все большую популярность, так как рационально сочетает теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

5 стр., 2115 слов

процесс формирования интереса к продуктивной деятельности у детей ...

... 1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интереса к продуктивной деятельности детей дошкольного возраста Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса ... Просвещение, 1985. – 144 с. 5. Булатова, О.В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте / О.В. Булатова // Начальная школа ...

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Таким образом, проблема формирования познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности является актуальной проблемой современного дошкольного образования.

Объект исследования – познавательные способности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – обосновать эффективность проектной деятельности как средства развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательных способностей в старшем дошкольном возрасте.

2) Определить сущность проектной деятельности, особенности ее организации в дошкольном образовательном учреждении.

3) Выявить уровень развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

4) Выделить пути развития познавательной сферы старших дошкольников посредством проектной деятельности.

Методы исследования: теоретический анализ, синтез и обобщение литературы по проблеме исследования, наблюдение, тестирование, методы обработки данных.

База исследования: МДОУ ЦРР детский сад 1 категории №213.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Проблемой познавательного развития детей интересовались на рубеже начала XX века многие зарубежные ученые: В.Штерн, Д.Болдуин, К.Бюлер, Э.Клапаред, Ж.Пиаже, Д.Брунер и другие…………………………

Заключение

Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях.

19 стр., 9388 слов

Развитие мышления детей дошкольного возраста познавательно-исследовательской ...

... происходит активное интеллектуальное развитие <#"justify">Объект исследования: мышление у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: познавательно-исследовательская деятельность как метод развития мышления у детей дошкольного возраста. Исходя из поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач: ...

Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова).

В работе представлена диагностика мышления старших дошкольников и разработка проекта. Также подведены итоги опытно-экспериментальной работы.

Метод проекта актуален и результативен в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Позиция ребенка-исследователя в проекте – это позиция субъекта, способствующая интенсивному интеллектуальному, эмоциональному развитию личности и естественному вызреванию таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

Список литературы

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.

2. Гатанов, Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации / Ю.Б.Гатанов // Психологическая наука и образование. — 1998. — №1. — С.93-100.

3. Громыко, Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В.Давыдова / Ю.В.Громыко // Известия Российской академии образования. — 2000. — №2.- C.36-43.

4. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.

5. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.

6. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж.Дьюи. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384 с.

7. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е.Каратаева // Директор школы. – 2000. — №9. — С.75-80.

8. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся: На уроках истории / А.В.Клименко, О.А.Подколзина // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — №9. — C.69-75.

9. Кузнецова, Т.В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы / Т.В.Кузнецова, С.И.Поздеева // Педагогика. – 2006. — №10. – С.65-68.

10. Левицкая, И.Б. Развитие креативности школьников / И.Б.Левицкая // Педагогика. — 2007. — №4. — С.112-114.

11. Лихолетов, В.В. Развитие творческого воображения у детей / В.В.Лихолетов, Ю.С.Прохорова, А.П.Киселев. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. – 59 с.

12. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника / М.В.Матюхина. — М.: Просвещение, 1970. — 254 с.

13. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. — №7. – С.151-157.

14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред Е.С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.

15. Одаренные дети / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

7 стр., 3064 слов

Задание по педагогике и психологии

... 2. Торхова А.В. Индивидуальный стиль деятельности учителя / А.В.Торхова // Педагогика - 2003. -№ 6.-С. 52-60. Фирсов В.В. О прикладной ... методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вы­текающие ... учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. ЗАДАНИЯ ДО ПСИХОЛОГИИ №2. ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕДСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ...

16. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении / Н.Ю.Пахомова. — М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.

17. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: его возможности / Н.Ю.Пахомова // Учитель. – 2000. — №4. – С.52-55.

18. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска / Н.Ю.Пахомова // Учитель. – 2000. — №1. – С.41-45.

19. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.

20. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат. – М.: Академия, 2008. – 272 с.

21. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. – 656 с.

22. Рахимов А.З. Психодидактика творчества. – Уфа, 2002. – 286 с.

23. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2003.

24. Романовская, М.Б. Проекты в младших классах / М.Б.Романовская // Завуч начальной школы. — 2007. — №6. — С.88-95.

25. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения / Ж.Н.Тельнова. – Омск, 1997. – 159 с.

Приложения

1

Рис.1.

2

Рис.1. a) вводная задача 1; b).

вводная задача 2

Рис. 2. Материал к заданиям 1 и 2: a) полянка 1; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

Рис. 3. Материал к заданиям 3 и 4: a) полянка 2; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

Рис. 4. Материал к заданиям 5 и 6: a) полянка 3; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

Рис. 5. Материал к заданиям 7 и 8: a) полянка 4; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

Рис. 6. Материал к заданиям 9 и 10: a) полянка 5; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

Рис. 7а. Задачи 1 — 6

Рис. 7б. Задачи 7 — 8

Рис. 7б. Задачи 7 – 8

3

4

Рис.1.

Рис.2.

Рис.3.