Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 21

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

Северо-Западный институт

Кафедра психологии управления и педагогики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

по специальности «Юриспруденция»

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «09» января 2012 г.,

протокол № 5

программу составила профессор, д.ф.н., к пс.н. Г. М. Бирюкова

Санкт-Петербург

2012

Одобрено Учебно-методическим советом ИГС

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ИГС

Автор-составитель: доктор философских наук,

профессор кафедры психологии управления и педагогики Г. М.Бирюкова

Рецензенты: д.м.н. Лустин С.И., к.псих.н. Кутейников А.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация … 3

  1. Выписка из государственного образовательного стандарта… 3
  2. Цели и задачи дисциплины… 3
  3. Виды занятий и методы обучения… 4
  4. Формы контроля… 5
  5. Учебно-тематический план курса… 5
  6. Программа дисциплины… 6
  7. Список рекомендуемой литературы … 11
  8. Планы семинарских занятий… 12
  9. Словарь терминов и персоналий … 16
  10. Вопросы к зачету… .17
  11. Методические рекомендации по изучению дисциплины… 18
  12. Методические рекомендации для преподавателей (Приложение)… 19

  1. Аннотация

Программа дисциплины «Юридическая психология» и ее учебно-методическое обеспечение (планы семинарских занятий, контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы и др.) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» (ОПД.Ф.02) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080 504.65 «Государственное и муниципальное управление».

6 стр., 2727 слов

3. Каковы основные задачи юридической психологии?

1. Сформулируйте предмет юридической психологии. Предметом юридической психологии является изучение закономерностей поведения людей в системе правовых отношений, а также структуры и видов юридической деятельности. Юридическая психология осуществляет синтез основ психологических знаний и основ юриспруденции. предмет юридической психологии составляют психические явления, имеющие место в сфере ...

  1. Выписка из государственного образовательного стандарта

Основные вопросы: Предмет, система и содержание юридической психологии. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Ощущение, восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояние тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства).

Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения. Психология преступного поведения (психология преступления).

Психология личности преступника. Психология преступного поведения (психология преступной группы).

Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура).

Психология допроса. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психологические особенности судопроизводства.

  1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса: ознакомление студентов с формами и методами использования психологических знаний в деятельности правоохранительных органов.

Задачи курса:

  1. Изложение теоретических основ юридической психологии.
  2. Освещение основных проблем взаимосвязи психологии и правоведения.
  3. Ознакомление с психическими явлениями и закономерностями, возникающими в тех видах деятельности, которые регулируются нормами права.
  4. Изложение принципов организации и проведения судебно-психологической экспертизы.

В результате изучения материалов курса студенты должны:

— иметь представление о:

— становлении и развитии исторических и современных научных подходов к изучению правоохранительной и правоприменительной деятельности;

— психологических основах предварительного расследования, исправительно-трудовой психологии, психологии заключенных, потерпевших, свидетелей, а также работников юридических органов.;

— психологической культуре юриста, государственного служащего.

— знать:

— основы использования психологических знаний в законотворчестве и в борьбе с преступностью;

— основы общей, социальной, педагогической психологии применительно к курсу юридической психологии,

— специфику психических закономерностей в системе «человек — право».

— уметь:

— ориентироваться в проблемах и методах профилактики правонарушений;

-диагностировать психологические типы преступников;

— пользоваться социально-психологическими методами проведения судебно-психологической экспертизы.

  1. Виды занятий и методы обучения

С целью передачи знаний в рамках нового материала и приобретения умений и навыков их применения на занятиях по дисциплине «Юридическая психология» применяются методы обучения: репродуктивный, иллюстративный, частично-поисковый и исследовательский.

Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем лекционного курса на очной форме обучения — 26 час., на вечерней форме обучения — 12 ч., на очно-заочной — 12 ч., на заочной — 8 часов.

На занятиях применяются следующие ТСО: компьютерный мультимедийный проектор, водеомагнитофон, диафильмы.

Нормативный объем самостоятельной работы студентов, установленный учебным планом ИГС, для очной формы обучения — 90 час., для очно-заочной — 126 ч., для заочной — 154 часа.

  1. Формы контроля

В рамках освоения данной дисциплины запланированы следующие формы контроля: оперативный контроль, зачет.

Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала и проводится в виде устного опроса.

Итоговый контроль проводится в форме зачета в виде устного индивидуального ответа на поставленные вопросы.

  1. Учебно-тематический план

Темы

Всего часов

В том числе, час

(очное/веч.полн./заочно/веч.сокр./очн.сокр.)

Формы контроля

Аудиторная работа

Самостоя-тельная

Лекции

(час.)

Практи-ческие

занятия

(час.)

Юридическая психология как прикладная отрасль психологии.

6/6/6/3/9

2/2/-/1/1

/-/-/-/-/-

4/4/6/2/8

    Краткий очерк развития и становления юридической психологии. Становление отечественной юридической психологии.

    6/6/8/3/9

    2/-/2/1/1

    -/-/-/-/-

    4/6/6/2/8

    ок

      Социализация личности как основа социальной адаптации. Социальные установки личности. Индивидуальное и общественное самосознание.

      8/16/10/8/14

      2/-/-/-/2

      -/-/-/-/-

      6/16/10/8/12

      ок

        Память: понятие, особенности, закономерности проявления, характеристики.

        8/14/14/14/8

        -/2/2/2/2

        4/-/-/-/2

        4/12/12/12/6

        ок

          Правовая социализация личности.

          6/16/12/12/8

          2/-/-/-/-

          -/-/-/-/-

          4/16/12/12/8

          ок

            Особенности мыслительных процессов в правовой деятельности. Мышление: понятие, виды, особенности, характеристика, способы активизации.

            10/10/10/10/14

            2/-/-/-/-2

            4/-/-/-/2

            4/10/10/10/10

            ок

              Психологические аспекты гражданского процесса. Аспекты деятельности адвоката, прокурора, нотариуса, арбитражного суда.

              8/4/4/18/4

              2/-/-/-/-

              -/-/-/-/-

              6/4/14/18/4

              ок

                Психологические особенности личности преступника и преступной группы.

                16/10/12/14/14

                2/2/2/2/2

                8/2/2/2/2

                6/6/8/10/10

                ок

                  Профессионально-психологические особенности деятельности и личности следователя.

                  12/4/4/10/8

                  2/-/-/2/2

                  4/-/-/-/2

                  6/4/4/8/4

                  ок

                    Психология формирования показаний.

                    8/8/6/6/6

                    4/-/-/-/-

                    -/-/-/-/-

                    4/8/6/6/6

                    ок

                      Экспертиза личности в судебно-следственной практике.

                      16/12/10/10/12

                      4/4/2/4/4

                      8/4/2/2/4

                      4/4/6/4/4

                      ок

                      12.

                      Психологические основы ресоциализации осужденных

                      6/6/6/4/4

                      2/2/-/-/-

                      -/-/-/-/-

                      4/4/6/4/4

                      ок

                      Итоговый контроль

                      Зачет

                      ИТОГО

                      112/112/112/

                      112/112

                      26/12/8/12/16

                      28/6/4/4/12

                      56/94/100/96/84

                      1. Программа дисциплины

                      1. Юридическая психология как прикладная отрасль психологии

                      Юридическая психология: предмет, задачи, структура, методы. Роль юридической психологии в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов. Взаимосвязь юридической психологии со смежными гуманитарными науками: обществоведением, социологией, социальной психологией, медицинской психологией, педагогикой, медициной, конфликтологией, психологией труда, криминологией и т. д. Основные разделы (правовая, криминальная, судебная, исправительной деятельности, гражданского правового регулирования).

                      Основные термины и понятия:

                      Правовая психология. Криминальная психология. Предмет гражданско-правового регулирования.

                      Контрольные вопросы:

                      1. Основные этапы становления юридческой психологии как науки.
                      2. Понятие «система научного знания» и место в ней юридической психологии.
                      3. Разделы юридической психологии.
                      4. Классификация методов познания в юридической психологии.

                      2. Краткий очерк развития и становления юридической психологии. Становление отечественной юридической психологии.

                      Правовая регуляция человеческого поведения в трудах древнегреческих философов (Сократ, Платон, Аристотель).

                      Этатическое понимание права в период средневековья. Зарождение в ХVIII-ХIХ вв. криминальной, затем судебной психологии (Ганс Гросс, А. Бине, В. Штерн, Ч. Ломброзо, Э. Дюркгейм и др.).

                      Появление отечественной юридической психологии. Использование прогрессивными судебными деятелями знаний по социологии и психологии (Ф.Н.Плевако, А.Ф.Кони, В.М.Бехтерев, Л.И.Петражицкий).

                      Основные термины и понятия:

                      Этатическое. Криминальная психология .Правовая регуляция поведения.

                      Контрольные вопросы:

                      1. Особенности феодального, средневекового розыскного процесса.
                      2. Особенности буржуазного состязательного процесса.
                      3. Основные идеи исправления и перевоспитания преступников в трудах русских ученых в России в начале Х1Х века.
                      4. Вклад В.М. Бехтерева и А.Ф. Кони в в развитие юридической психологии.

                      3. Социализация личности как основа социальной адаптации. Социальные установки личности. Индивидуальное и общественное самосознание.

                      Структура личности: психические процессы, состояния, свойства. Социализация личности. Система социальной регуляции поведения и деятельности: позиция, роль, нормы, ценности, установки. Социализация личности в сфере деятельности, общения, самосознания. Сознательные и подсознательные мотивы поведения. Психические процессы и состояния личности. Индивидуально-психологические особенности личности. Социальное и асоциальное поведение личности. Социальный контроль как система обеспечения устойчивых социально желательных отношений в обществе. Индивидуальное и общественное правосознание.

                      Основные термины и понятия:

                      Личность.Социализация личности. Интернализация. Социальный контроль. Правосознание.

                      Контрольные вопросы:

                      1. Личностные аспекты поведения человека в системе «человек — право».
                      2. Основное назначение социальной группы.
                      3. Психологическая структура личности.
                      4. Индивидуальное и общественное правосознание.
                      5. Мотвация поведения личности.

                      4. Память: понятие, особенности, закономерности проявления, характеристики

                      Память как сложный психический процесс. Типы памяти. Виды памяти. Особенности и закономерности протекания процессов запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Влияние эмоций на процесс запоминания. Методы укрепления памяти. Приемы развития памяти. Алгоритм запоминания воспринимаемой информации в деятельности юриста.

                      Основные термины и понятия: гигиена памяти, амнезия, эмоциональная память.

                      Контрольные вопросы:

                      1. Приемы развития памяти.
                      2. Возрастные особенности изменения памяти.
                      3. Тренировка наблюдательности.
                      4. Память и профессиональная деятельность юриста.

                      5.Правовая социализация личности

                      Правовая социализация личности. Индивидуальное и общественное правосознание. Социальные установки личности. Личность между нормой и патологией. Акцентуированные и психопатические личности в процессе социализации. Законоисполнительное поведение. Разновидности неадаптированного поведения. Социально-адаптированный и социально-дезадаптированный тип личности. Современная правовая концепция. Право как фактор социальной регуляции. Гражданское право и формирование рыночной психологии.

                      Основные термины и понятия:

                      Правосознание. Правовая социализация личности.Установка .

                      Контрольные вопросы:

                      1. Влияние установок личности на социальное поведение.
                      2. Истоки становления индивидуального правосознания.
                      3. Особенности формирования рыночной психологии.
                      4. Особенности поведения психопатической личности.
                      5. Виды неадаптированного поведения.

                      6 .Особенности мыслительных процессов в правовой деятельности. Мышление: понятие, виды, особенности, характеристика, способы активизации

                      Мышление как психический процесс: понятие, особенности. Вербальные основы мыслительного процеса. Процесс мышления как анализ, синтез и обобщение в юридической деятельности. Основные виды мышления. Качества творческого мышления. Апособы активизации мышления. Интуиция как специфическая особенность творческих процессов при решении задач.

                      Основные термины и понятия: мышления, анализ и синтез, интуиция, вербальные основы мышления.

                      Контрольные вопросы:

                      1. Особенности динамического и оперативного мышления.
                      2. Процесс выдвижения версий по расследуемому делу.
                      3. Следственные действия и наглядно-образное мышление.
                      4. Вербальные основы мышления.
                      5. Интуиция и эффективность принятия судебных решений.

                      7. Психологические аспекты гражданского процесса, аспекты деятельности адвоката, прокурора, нотариуса, арбитражного суда.

                      Психологические отношения сторон в гражданском процессе. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству. Психология межличностного взаимодействия. Психологические аспекты деятельности адвоката, прокурора, нотариуса. Психология судебной речи в гражданском судопроизводстве. Речь как носитель информации и как средство воздействия. Классификация видов речевой деятельности юриста.

                      Психологическая компетенция судьи в арбитражном процессе. Психологические аспекты деятельности арбитражного суда.

                      Основные термины и понятия:

                      Судья. Сущность конструктивной деятельности в суде.

                      Контрольные вопросы:

                      1. Основные требования к устной речи адвоката.
                      2. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству.
                      3. Психологические особенности деятельности прокурора в гражданском процессе.
                      4. Психология деятельности арбитражного суда.

                      8. Психологические особенности личности преступника и преступной группы

                      Предмет и задачи криминальной психологии. Понятие личности и типологии преступников. Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе.

                      Мотивационная сфера личности преступника и ситуации. Делинквентное поведение подростков. Психология преступной группы. Типология преступных групп. Правовые и нравственные основы переговоров с преступниками. Организационное обеспечение переговоров с преступниками — психологические аспекты.

                      Психология насильственной и неосторожной преступности. Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам: понятие, виды, методика экспертного исследования. Психология самоубийства.

                      Основные термины и понятия:

                      Личность преступника. Делинквентное поведение. Социально-дезадаптированный тип личности. Преступная группа.

                      Контрольные вопросы:

                      1. Типологии преступников.
                      2. Типология преступных групп.
                      3. Общее и особенное в психологии насильственной и неосторожной преступности.
                      4. Алгоритм построения переговоров с преступниками.

                      9. Профессионально-психологические особенности деятельности и личности следователя

                      Психолого-правовая характеристика судебной деятельности. Коммуникативная подструктура деятельности суда. Психологические основы принятия судебных решений. Психология ответственности.

                      Цель следственной деятельности. Профессионально-психологи-ческие особенности личности следователя. Структура деятельности следователя. Требования к нервно-психическим свойствам. Профессионально-значимые качества интеллекта следователя. Структура профессиограммы следователя.

                      Выявление деталей расследуемого события. Основные задачи следствия. Опосредованные акты мышления. Специфика следственного познания. Особенности мышления следователя. Способы получения доказательств. Дедукция и индукция, интуиция в деятельности следователя.

                      Основные термины и понятия:

                      Цель следственной деятельности. Профессиограмма юридической деятельности. Интуиция..

                      Контрольные вопросы:

                      1. Особенности мышления следователя.
                      2. Структура профессиограммы следователя.
                      3. Особенности личности следователя.
                      4. Психологические составляющие ответственности следователя.
                      5. Цель следственной деятельности.

                      10. Психология формирования показаний

                      Субъективные искажения показаний. Трудности вербализации чувственно воспринимаемого материала. Учет психодинамических особенностей допрашиваемого лица. Психологическая защита индивида. Психология допроса подозреваемого, потерпевшего, обвиняемого, свидетеля. Психология допроса несовершеннолетних. Психология очной ставки. Психология опознания. Психология обыска и задержания. Психология осмотра места преступления. Судебно-психологическая экспертиза при отказе от прежних показаний. Формула А.Ф.Кони.

                      Основные термины и понятия:

                      Конфабуляция. Формула А.Ф.Кони.Отчужденность личности.

                      Контрольные вопросы:

                      1. Особенности допроса несовершеннолетних.
                      2. Психологические особенности допроса пожилых людей.
                      3. Особенности подготовки к проведению очной ставки.
                      4. Учет психологических особенностей потерпевшего и обвиняемого.

                      11. Экспертиза личности в судебно-следственной практике

                      Предмет, цели, задачи судебно-психологической экспертизы. Методы судебно-психологической экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических характеристик. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Судебно-психологическая экспертиза способности потерпевшего давать показания по делу об изнасиловании. Судебно-психологическая экспертиза особенностей взаимодействия в преступной группе. Судебно-психологическая экспертиза семейных проблем. Судебно-психологическая экспертиза незавершенного самоубийства и суицида.

                      Основные термины и понятия:

                      «Суженное сознание». Стресс (психологическое понимание).

                      Судебно-психологическая экспертиза

                      Этический критерий судебно-психологической экспертизы.

                      Контрольные вопросы:

                      1. Профессионально важные требования к личности психолога-эксперта.
                      2. Ообенности поведения человека в аффективном состоянии.
                      3. Пихологические способы определения главаря преступной группы.
                      4. Особенности экспертизы семейных проблем.
                      5. Методы экспертизы суицида.

                      12. Психологические основы ресоциализации осужденных

                      Психология осужденного. Правовая и психологическая составляющие понятия «исправление осужденного».Условия и факторы эффективности исправления осужденных. Проблемы и негативные стороны ресоциализирующей деятельности исправительных учреждений. Направления ресоциализирующей деятельности исправительных учреждений.

                      Основные термины и понятия: ресоциализация, криминализация личности, первичная адаптация, ценностная переориентация, пенитенциарная (исправительная) психология.

                      Контрольные вопросы:

                      1. Задачи исправительных учреждений.
                      2. Причины ресоциализирующей деятельности исправительных учреждений.
                      3. Задачи исправительной психологии.
                      4. Психологический анализ коллектива осужденных.

                      1. Список рекомендуемой литературы
                      1. Юридическая психология: учебник / [И. Б. Лебедев и др.]; под ред. В. Я. Кикотя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ [и др.], 2010. — 479 c.
                      2. Аминов, Илья Исакович. Юридическая психология [Электронный ресурс]: электрон. учеб. пособие для вузов / И. И. Аминов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
                      3. Васильев, Владислав Леонидович. Юридическая психология: учебник для вузов, рек. М-вом общего и проф. образования Рос. Федерации / В. Л. Васильев; С.-Петерб. ун-т МВД России. — 6-е изд., перераб. и доп. — СПб.[и др.]: Питер, 2010. — 604 c.
                      4. Еникеев, Марат Исхакович. Юридическая психология: учебник / М. И. Еникеев; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. — 335 c.
                      5. Еникеев, Марат Исхакович. Основы юридической психологии: учебник / М. И. Еникеев. — М.: НОРМА, 2011. — 447 c.
                      6. Косолапова, Наталья Валерьевна. Юридическая психология: конспект лекций / Н. В. Косолапова, А. И. Иванова. — М.: Юрайт, 2009. — 143 c.
                      7. Семенова, О. В. Юридическая психология. Конспект лекций. — М.: «А-Приор», 2010. — 240 с.
                      8. Романов, Владимир Владимирович. Юридическая психология: учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / В. В. Романов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт [и др.], 2010. — 525 c.
                      9. Романов, Владимир Владимирович., авт.-сост. Юридическая психология. Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов; Рос. правовая акад. М- ва юстиции РФ. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2010. — 471 c.
                      10. Смирнов, Владимир Николаевич. Юридическая психология: учеб. пособие / В. Н. Смирнов. — М.: ЮНИТИ [и др.], 2010. — 319 c.
                      11. Смирнов, Владимир Николаевич. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / В. Н. Смирнов, Е. В. Петухов. — М.: ЮНИТИ [и др.], 2010. — 207 c.
                      12. Сорокотягин, Игорь Николаевич. Юридическая психология: учебник, рек. М-вом образования Рос. Федерации / И. Н. Сорокотягин, Д. А. Сорокотягина; Уральская гос. юрид. акад. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011. — 456 c.
                      13. Чуфаровский, Юрий Валентинович. Юридическая психология: учебник / Ю. В. Чуфаровский. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. — 470 c.
                      14. Чуфаровский, Юрий Валентинович. Юридическая психология в вопросах и ответах: учебное пособие. — Москва: Проспект, 2011. — 256 с.

                      Дополнительная литература:

                      1. Юридическая психология: терминологический словарь / [А. М. Бандурка и др.; под ред. А. М. Бандурки]. — Магадан: Тимченко А. Н., 2009. — 428 c.
                      2. Аминов, Илья Исакович. Психология деятельности юриста: учеб. пособие для вузов / И. И. Аминов. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 615 c.
                      3. Ашаффенбург, Густав. Преступление и борьба с ним: Уголовная психология для врачей, юристов и социологов / Густав Ашаффенбург. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 240 c.
                      4. Кириченко, Александр Викторович. Правовая акмеология: учеб. пособие / А. В. Кириченко; под общей ред. А. А. Деркача; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — М.: Изд-во РАГС, 2007. — 282 c.
                      5. Михайлова, Валентина Платоновна. Юридическая психология: учеб. пособие / В. П. Михайлова, Н. И. Корытченкова, Л. А. Александрова: Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. — М.: Флинта [и др.], 2008. — 391 c.
                      6. Першина, Ольга Васильевна. Краткий курс по юридической психологии: учеб. пособие / О.В. Першина, Я.И. Фабер. — 3-е изд. стер. — М.: Издательство «Окей-книга», 2011. — 128 .
                      7. Плевако, Федор Никифорович. Избранные речи / Федор Никифорович Плевако; [вступ. ст. Г. М. Резника]. — М.: Юрайт, 2010. — 649 c.
                      8. Чуфаровский, Юрий Валентинович. Психология оперативно — розыскной и следственной деятельности: учеб. пособие / Ю. В. Чуфаровский. — М.: Проспект, 2010. — 208 c.
                      9. Шпарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Росссоха, О.В. Шапарь. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 806 с.

                      9. Планы семинарских занятий Практическое занятие № 1 (4 час.) Тема: «Память и восприятие как психические процессы»

                      Основные вопросы:

                      1. Виды и типы памяти. Определение ведущего типа памяти.
                      2. Тренинг зрительной, слуховой памяти. Непроизвольное запоминание и метод анализа полноты и надежности свидетельских показаний (рассказ Дж. Лондона «Любовь к жизни»).
                      3. Развитие навыков опосредованного запоминания (цифры, слова).

                      Основная литература:

                      1. Чуфаровский, Юрий Валентинович. Юридическая психология в вопросах и ответах: учебное пособие. — Москва: Проспект, 2011. С. 38−42.
                      2. Першина, Ольга Васильевна. Краткий курс по юридической психологии: учеб. пособие / О.В. Першина, Я.И. Фабер. — 3-е изд. стер. — М.: Издательство «Окей-книга», 2011. С. 26−31.
                      3. Семенова, О. В. Юридическая психология. Конспект лекций. — М.: «А-Приор», 2010. С 43 — 48.

                      Дополнительная литература:

                      1. Романов, Владимир Владимирович. Юридическая психология: учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / В. В. Романов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт [и др.], 2010. — 525 c.
                      2. Михайлова, Валентина Платоновна. Юридическая психология: учеб. пособие / В. П. Михайлова, Н. И. Корытченкова, Л. А. Александрова: Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. — М.: Флинта [и др.], 2008. — 391 c.
                      3. Сорокотягин, Игорь Николаевич. Юридическая психология: учебник, рек. М-вом образования Рос. Федерации / И. Н. Сорокотягин, Д. А. Сорокотягина; Уральская гос. юрид. акад. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011. — 456 c.

                      Практическое занятие № 2 (4 час.)

                      Тема: «Особенности мыслительной деятельности в правовой деятельности. Мышление: понятие, виды, особенности, характеристика, способы активизации »

                      Основные вопросы:

                      1. Механизмы мышления: понятие, особенности, механизм проявления.

                      2. Волевая регуляция в процессе мышления.

                      3. Тренировка наблюдательности. Решение криминальных задач для развития сообразительности и логического мышления.

                      Основная литература:

                      1. Першина, Ольга Васильевна. Краткий курс по юридической психологии: учеб. пособие / О.В. Першина, Я.И. Фабер. — 3-е изд. стер. — М.: Издательство «Окей-книга», 2011. С. 20−34.
                      2. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 1999. С. 119−129.
                      3. Семенова, О. В. Юридическая психология. Конспект лекций. — М.: «А-Приор», 2010. С 48 — 42.
                      4. Чуфаровский, Юрий Валентинович. Юридическая психология в вопросах и ответах: учебное пособие. — Москва: Проспект, 2011. С. 42−52.

                      Дополнительная литература:

                      1. Чуфаровский, Юрий Валентинович. Юридическая психология: учебник / Ю. В. Чуфаровский. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. — 470 c.
                      2. Смирнов, Владимир Николаевич. Юридическая психология: учеб. пособие / В. Н. Смирнов. — М.: ЮНИТИ [и др.], 2010. — 319 c.
                      3. Сорокотягин, Игорь Николаевич. Юридическая психология: учебник, рек. М-вом образования Рос. Федерации / И. Н. Сорокотягин, Д. А. Сорокотягина; Уральская гос. юрид. акад. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011. — 456 c.

                      Практическое занятие № 3 (8 час.)

                      Тема: «Психологические особенности личности преступника и преступной группы»

                      Основные вопросы:

                      1. Структура личности преступника.
                      2. Психические аномалии и личность преступника.
                      3. Ообенности и характеристики преступников -убийц.
                      4. Претупники-професионалы и рецидивисты.

                      Основная литература:

                      1. Чуфаровский, Юрий Валентинович. Юридическая психология: учебник / Ю. В. Чуфаровский. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. С. 292−315.
                      2. Семенова, О. В. Юридическая психология. Конспект лекций. — М.: «А-Приор», 2010. С 115−132.
                      3. Першина, Ольга Васильевна. Краткий курс по юридической психологии: учеб. пособие / О.В. Першина, Я.И. Фабер. — 3-е изд. стер. — М.: Издательство «Окей-книга», 2011. С. 68−76.
                      4. Еникеев, Марат Исхакович. Основы юридической психологии: учебник / М. И. Еникеев. — М.: НОРМА, 2011. С. 63−124.

                      Дополнительная литература:

                      1. Михайлова, Валентина Платоновна. Юридическая психология: учеб. пособие / В. П. Михайлова, Н. И. Корытченкова, Л. А. Александрова: Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. — М.: Флинта [и др.], 2008. — 391 c.
                      2. Ашаффенбург, Густав. Преступление и борьба с ним: Уголовная психология для врачей, юристов и социологов / Густав Ашаффенбург. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 240 c.
                      3. Сорокотягин, Игорь Николаевич. Юридическая психология: учебник, рек. М-вом образования Рос. Федерации / И. Н. Сорокотягин, Д. А. Сорокотягина; Уральская гос. юрид. акад. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011. — 456 c.

                      Практическое занятие № 4 (8 час.)

                      Тема: «Судебно-психологическая экспертиза»

                      Основные вопросы:

                      1. Компетенция судебно-психологической экспертизы.
                      2. Судебно-психологическая экспертиза аффекта.
                      3. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании.
                      4. Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, покончившего жизнь самоубийством.

                      Основная литература:

                      1. Юридическая психология: Хрестоматия /авт.-сост. В.В. Романов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. С. 329−393.
                      2. Семенова, О. В. Юридическая психология. Конспект лекций. — М.: «А-Приор», 2010. С. 96−102.
                      3. Чуфаровский, Юрий Валентинович. Юридическая психология: учебник / Ю. В. Чуфаровский. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010.С. 416−427.
                      4. Еникеев, Марат Исхакович. Основы юридической психологии: учебник / М. И. Еникеев. — М.: НОРМА, 2011. — 447 c.
                      5. Першина, Ольга Васильевна. Краткий курс по юридической психологии: учеб. пособие / О.В. Першина, Я.И. Фабер. — 3-е изд. стер. — М.: Издательство «Окей-книга», 2011. С. 106−118.

                      Дополнительная литература:

                      1. Романов, Владимир Владимирович., авт.-сост. Юридическая психология. Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов; Рос. правовая акад. М- ва юстиции РФ. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2010. — 471 c.
                      2. Михайлова, Валентина Платоновна. Юридическая психология: учеб. пособие / В. П. Михайлова, Н. И. Корытченкова, Л. А. Александрова: Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. — М.: Флинта [и др.], 2008. — 391 c.
                      3. Смирнов, Владимир Николаевич. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / В. Н. Смирнов, Е. В. Петухов. — М.: ЮНИТИ [и др.], 2010. — 207 c.

                      Практическое занятие № 5 (4 час.)

                      Тема: «Профессионально-психологические особенности деятельности и личности следователя»

                      Основные вопросы:

                      1. Познавательно-удостоверительная деятельность следователя.
                      2. Коммуникативная деятельность следователя.
                      3. Профессиограммы юридических профессий.

                      Основная литература:

                      1. Еникеев, Марат Исхакович. Основы юридической психологии: учебник / М. И. Еникеев. — М.: НОРМА, 2011. С. 208−219.
                      2. Семенова, О. В. Юридическая психология. Конспект лекций. — М.: «А-Приор», 2010. С. 161−172.
                      3. Першина, Ольга Васильевна. Краткий курс по юридической психологии: учеб. пособие / О.В. Першина, Я.И. Фабер. — 3-е изд. стер. — М.: Издательство «Окей-книга», 2011. С. 56−66.
                      4. Чуфаровский, Юрий Валентинович. Юридическая психология: учебник / Ю. В. Чуфаровский. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. С. 225−249.

                      Дополнительная литература:

                      1. Чуфаровский, Юрий Валентинович. Психология оперативно — розыскной и следственной деятельности: учеб. пособие / Ю. В. Чуфаровский. — М.: Проспект, 2010. — 208 c.
                      2. Юридическая психология: терминологический словарь / [А. М. Бандурка и др.; под ред. А. М. Бандурки]. — Магадан: Тимченко А. Н., 2009. — 428 c.
                      3. Аминов, Илья Исакович. Психология деятельности юриста: учеб. пособие для вузов / И. И. Аминов. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 615 c.

                      11. Словарь терминов

                      1. Делинквентное поведение (от лат. «совершающий проступок») — система незначительных правонарушений, провинностей, проступков.

                      1. Интернализация — присвоение личностью социальных норм.

                      1. Интуиция (от лат. «пристально смотрю») — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, мысленное схватывание сложной ситуации без развернутой системы рассуждений.

                      1. Конфабуляция (от лат. «con» — вместе и «fibula» — выдумка) — полный или частичный вымысел, отождествленный с действительностью.

                      1. Личность — системное качество, появляющееся в процессе социализации на базе индивидуальной генетической программы.

                      1. Личность преступника — совокупность негативных социально значимых индивидуально-типологических качеств индивида, обусловливающая его преступное поведение.

                      1. Отчужденность личности — нарушение основного механизма ее социализации — идентификации, благодаря которой индивид осознает себя как часть общества.

                      1. Правовая социализация личности — процесс включения в ценностно-нормативную систему личности социальных ценностей, охраняемых правом.

                      1. Правосознание — сфера сознания человека, связанная с отражением правозначимых явлений и соответствующей регуляцией поведения.

                      1. Преступная группа — группа людей, объединенная общностью преступных интересов и умысла, устойчивыми внутригрупповыми связями и ролевой дифференциацией.

                      1. Профессиограмма юридической деятельности — комплексное отражение основных сторон юридической деятельности, а также качеств специалистов, которые в ней реализуются.

                      1. Криминальная психология — специализированная отрасль психолого-юридических знаний.

                      1. Социальный контроль — система общественного воздействия на личность, обеспечивающая устойчивые социальные отношения.
                      1. Социализация личности — процесс формирования у личности структуры потребностей, соответствующих интересам данного общества.

                      1. Социально-дезадаптированный тип личности — низкая эмоционально-волевая устойчивость, сниженная сопротивляемость стрессу, выраженная акцентуация характера.
                      1. Стресс (психологическое понимание) — состояние психического напряжения, возникающее у человека в наиболее сложных для него или экстремальных ситуациях.

                      1. Судебно-психологическая экспертиза — профессиональная оценка психических процессов, психических состояний и свойств личности в целом, психологический анализ отношения личности к сложившейся ситуации.

                      1. Судья — реализатор социальной справедливости.

                      1. «Суженное сознание» — психологический феномен, характеризующийся появлением у потенциального самоубийцы дихотомического мышления — «все или ничего», «жить, как я хочу — или смерть».

                      1. Сущность конструктивной деятельности в суде — вынесение приговора по рассматриваемому делу.

                      1. Установка — подсознательная готовность к стереотипным реакциям.

                      1. Цель следственной деятельности — правовая охрана основных социальных ценностей общества, установление истины при расследовании правонарушений, предание виновных суду.

                      1. Формула А.Ф.Кони — при отправлении правосудия всегда должна решаться формула: Х (причина преступления) = М + П + П1 + Е + О,

                      где М — совокупные свойства организма подсудимого;

                      П — его прирожденные свойства;

                      П1 — его приобретенные наклонности;

                      Е — внешнее влияние, среда, обстановка;

                      О — случайные влияния и возбуждения.

                      1. Этатическое (от франц. «еtat» — государство).

                      1. Этический критерий судебно-психологической экспертизы — эксперт не вправе давать социально-нравственную, моральную оценку личности (такую оценку дает только суд).

                      12. Вопросы к зачету

                      1. Объект, предмет, разделы юридической психологии.
                      2. История развития юридической психологии.
                      3. Психология взаимодействия людей в сфере гражданско-правовой регуляции.
                      4. Психология судебной речи в гражданском судопроизводстве.
                      5. Этапы, методы и процедуры судебно-психологической экспертизы.
                      6. Мышление, воображение, эмоции и чувства как психические процессы.
                      7. Психологические особенности личности преступника.
                      8. Психологические аспекты деятельности преступной группы.
                      9. Ощущение, восприятие, память и юридическая деятельность.
                      10. Психологические основания формирования чувства вины.
                      11. Профессионально-психологические особенности личности следователя.
                      12. Психология построения допроса.
                      13. Психологические аспекты деятельности прокурора.
                      14. Психологические аспекты деятельности адвоката.
                      15. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер).
                      16. Тревожность как психологическая основа преступного поведения.
                      17. Психология преступного поведения.
                      18. Сужение сознания как психологический феномен: понятие, причины появления, последствия.
                      19. Социально-психологические особенности самоубийц. Судебно-психологическая экспертиза суицида.
                      20. Психологические особенности переговоров с преступниками.
                      21. Экспертиза личности в судебно-следственной практике.
                      22. Философия преступления.
                      23. Методы судебно-психологической экспертизы.
                      24. Судебно-психологическая экспертиза семейных проблем.
                      25. Основные теории делинквентного поведения.
                      26. Особенности криминальной мотивации лиц с психическими аномалиями (психопатии, алкоголизм и т. п.).
                      27. Принципы судебно-психологического исследования.
                      28. Классификация видов судебно-психологической экспертизы.
                      29. Экспертиза осознания содеянного несовершеннолетними правонарушителями.
                      30. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности

                      13. Методические рекомендации по изучению дисциплины

                      Представленные в данном учебно-методическом комплексе материалы по дисциплине «Юридическая психология» не охватывают все те аспекты, которые представлены в специальной учебно-методической и практической литературе. Это позволяет студентам большую часть научно-практической информации освоить через самостоятельное дополнительное изучение представленных здесь тем.

                      Подготовка к семинарским и лекционным занятиям состоит не только в изучении указанной в данном УМК литературы, но также весьма полезен самостоятельный поиск дополнительных первоисточников через работу в интернет-классе научной библиотеки СЗИ, через обращение к электронной полнотекстовой базе журнальных статей «Интегрум» на сайте научной библиотеки.

                      В конце каждого занятия преподаватель производит устный опрос студентов по заданной теме, цель которого — оценить степень увоения и понимания пройденного материала.

                      Приложение

                      14. Методические рекомендации для преподавателя

                      Одно из важных требований к содержанию и характеру лекций — учет особенностей состава и количества студентов. Наличие взаимосвязи «преподаватель — студент» через эмоциональную вовлеченность и заинтересованность позволяет студентам значительно дольше удерживать получаемые знаания и интерес к поднимаемым проблемам.

                      Отдельные вопросы плана лекции не должны дословно дублировать наименование тем, так как только некоторая импровизация, свободное изложение материала позволяет удерживать заинересованное внимание судентов.

                      Если лекция представляет собой передачу знаний от преподавателя к ученикам, индивидуальные занятия — индивидуальное приобретение знаний, то семинарское занятие, по существу, является коллективным творчеством, где каждый может через сотрудничество в процессе познания развивать познавательную способность, когда получаемые знания и навыки переходят в личные убеждения. Главная задача преподавателя — в процессе проведения семинарских занятий инициировать активность студентов через такие формы общения как беседа, диспут, диалог в рассуждениях, формулировках, в выводах. Наглядные пособия, технические средства обучения значительно обогатят, проиллюстрируют подчас не всеми активно воспринимаемую тематику семинара.

                      Семинар может также проходить на основе предварительной подготовки студентами какой-либо темы, что позволит провести дикуссию, сравнить мнения, оздать проблемную ситуацию, оценить степень вовлеченности студентов в данную тематику и оценить работу каждого на семинаре.

                      Чтобы упрочить понимание и запоминание материала, а также поощрить студентов за активную работу на семинаре, в конце занятия преподавателю следует кратко сформулировать логический путь решения поставленой проблемы и выделить активно работающих студентов.