Федеральное агентство по образованию 99

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Тверской государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Декан педагогического факультета

_____________________ Т.В. Бабушкина

«___» ____________ 2011г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

Организация профессиональной деятельности

психолого-педагогического направления

для подготовки магистров 2 курса очной формы обучения

специальность 050400 «психолого-педагогическое образование»

Обсуждено на заседании кафедры

Дошкольной педагогики и психологии

«__» ________ 2011 г. Протокол № ___

Зав. кафедрой

_____________ В.П. Анисимов

Составитель:

канд. психол. наук

______________ Т.А.Голубева

Тверь, 2012

II. Пояснительная записка

Дисциплина «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» относится к базовой части общепрофессионального цикла в системе подготовки магистров (М.2Б.05).

Курс «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» направлен на интеграцию теоретических знаний магистров об изучении и проектировании профессиональной деятельности.

Содержание курса «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» способствует овладению магистрами основными видами будущей профессиональной деятельности.

Дисциплина читается в 1-ом семестре и закладывает знания об основных психологических характеристиках профессиональной деятельности, а также о психологических закономерностях продуктивного и эффективного осуществления профессионально-педагогической деятельности.

Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины предполагает наличие представления об основах педагогики и психологии, полученных в системе общего среднего, специального среднего профессионального, начального высшего профессионального (бакалавр педагогики) образования.

Трудоемкость дисциплины составляет — 2 зачетные единицы (72 часа).

Цель дисциплины — формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций:

— способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

— способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

— умение использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

— умение организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);

— владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

— способность разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);

— способность определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе школьного и дополнительного образования (ПКПП-10);

— способность консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса в коррекционных образовательных учреждениях (ПКСПП-9).

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

Знать –

  • состав, структуру и виды профессиональной деятельности;
  • классификацию профессий;
  • понятия: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение.
  • феноменологию и закономерности развития человека в разные возрастные периоды и закономерности психической регуляции поведения;
  • показатели профессионального становления человека.

Уметь –

  • определять профессионально важные качества и составлять психологический портрет профессионала;
  • изучать профессиональную деятельность человека как условие реализации его основных жизненных ориентаций;
  • выявлять особенности индивидуального стиля профессиональной деятельности;
  • управлять своими праксическими состояниями в ходе освоения профессиональной деятельности;
  • осуществлять профессиональную деятельность психолога;
  • исследовать уровень развития профессиональной компетентности и профессиональной культуры специалиста.
  • апробировать и применять научно обоснованные методы и техники психологических и педагогических обследований (мониторинг, наблюдение, анкетирование, опрос, глубинные интервью, беседа, комплексные и проективные тесты, приемы развития и др.);
  • организовать коллективную деятельность участников образовательного процесса.

Владеть –

  • методами составления профессиограмм и психограмм и использования их в ходе изучения и проектирования профессиональной деятельности.
  • средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;
  • методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;
  • принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области;
  • современными методами профессиональной диагностики, консультирования, коррекции и профилактики;
  • современными (в том числе, организационными и управленческими) методами и техникой психологических и педагогических обследований, исследований и разработок

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций:

проблемные технологии обучения, модульная технология обучения, диалог, дискуссия, элементы тренинга, работа в малых группах, обсуждение и другие активные методы обучения.

Форма отчетности -зачет

Составитель Голубева Т.А.., к.психол.н.

IV. Учебная программа по дисциплине

Раздел 1. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности

Тема 1. Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий

Предмет, задачи и методы психологии профессиональной деятельности. Классификация и особенности применения методов психологии профессиональной деятельности. Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий.

Тема 2. Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала

Профессиограмма: сущность, содержание, основные разделы профессиограммы; типы профессиограмм; методологические принципы разработки профессиограмм; основные требования к профессиограмме по Е.М. Ивановой и А.К. Марковой; методологическая схема составления профессиограммы. Психограмма: психограмма как типовой портрет успешного профессионала; профессиографирование как процесс составления психограммы. Профориентация в современных условиях.

Функциональная модель работы психики профессионала: профессионально важные качества и признаки профессиональной непригодности. Психологический портрет профессионала. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сфер специалиста, отражаемые в психограмме. Схема описания профессии.

Тема 3. Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентации человека. Мотивация педагогической деятельности

Понятия «профессия», «профессионал» и «профессиональная деятельность». Психология профессионального самоопределения. Жизненная перспектива. Выбор профессии. Профессиональные и жизненные притязания. Профессиональные намерения. Ценностно-ориентационный подход к профессиональной информации и пропаганде. Операциональная модель жизненных ориентаций работника. Степень реализации жизненных ориентаций у рабочих и служащих. Оценка организационной среды рабочих и служащих. Связь оценок организационной среды и показателей степени реализации жизненных ориентаций.

Понятие «мотив» в психологической литературе. Проблема мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях.

Тема 4. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности

Понятие индивидуального стиля профессиональной деятельности. Характеристика педагогической деятельности. Стили педагогического руководства. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Проблемы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности: формирование различных психологических систем профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову; основные аспекты в формировании индивидуального стиля деятельности по В.С. Мерлину; обобщенная схема освоения профессиональной деятельности.

Раздел 2. Профессиональное становление

Тема 1. Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

Праксические состояния. Профессионализация как процесс овладения моделями профессии и профессиональной деятельности. Особенности педагогической деятельности. Понятие «синдром эмоционального выгорания». Причины и профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога.

Тема 2. Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение

Понятие профессионального самоопределения. Профессиональная ориентация, выбор профессии или ориентация на профессию. Психологическая диагностика. Профессиональный отбор и подбор. Профессиональное обучение. Профессиональная адаптация

Тема 3. Изучение и проектирование профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность. Основные формы профессионального становления личности. Этапы профессионального становления. Модели становления профессиональной деятельности. Кризисы профессионального становления.

Тема 4. Профессиональная деятельность психолога

Основные направления деятельности практического психолога. Основные задачи и разделы практической психологии. Психопрофилактика и психогигиена. Психодиагностика и психокоррекция. Психологическое консультирование и психотерапия. Особенности построения психологического контакта.

Тема 5. Профессиональная компетентность и профессиональная культура специалиста

Компетенция и компетентность. Компетентностный подход как принцип образования. Ключевые образовательные компетенции. Квалифицированность в практической работе психолога. Модульное представление профессиональной компетенции учителя по А.К.Марковой. Уровни продуктивности деятельности учителя по Н.В. Кузьминой. Профессиональная культура специалиста.

V. Рабочая учебная программа

Наименование разделов и тем

Всего

Аудиторные занятия

Са-мост. работа

Лек-ции

Практзанят. семин

1.

Раздел 1. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности

Тема 1.Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий

6

2

4

2.

Тема 2.Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала

7

2

5

3.

Тема 3.Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентации человека. Мотивация педагогической деятельности

9

4

5

4.

Тема 4.Индивидуальный стиль профессиональной деятельности

9

4

5

5

Раздел 2. Профессиональное становление

Тема 1. Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

9

4

5

6.

Тема 2. Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение

9

4

5

7.

Тема 3. Профессиональная деятельность. Изучение и проектирование профессиональной деятельности

9

4

5

8.

Тема 4. Профессиональная деятельность психолога

9

4

5

9.

Тема 5. Профессиональная компетентность и профессиональная культура специалиста

7

2

5

Итого:

72

30

44

Общий бюджет времени

курс

Аудиторные занятия

Лекции

Самост.

раб.

Лаб.

Практ.

Итого

Экзам.

Зачёт

2 курс

44

30

72

1

VI. Планы и методические указания по подготовке к праКтИческим занятиям

Раздел 1. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности

Практическое занятие по теме 1. Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий

План занятия

  1. Понятия «профессионал» и «деятельность».

  2. Состав деятельности.
  3. Структура компонентов трудовой деятельности.
  4. Виды профессиональной деятельности.
  5. Классификация профессий.

Задание для студентов

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

  • Дифференциальный диагностический опросник Е.А. Климова
  • Методика «Карта интересов».
  • Опросник для определения профессиональной пригодности Л.Н. Кабардовой.

Список литературы

  1. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 382 с.

  2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.
  3. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.
  4. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: конспект лекций. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2005. – 70 с.
  5. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие [Текст] / Л.А. Григорович. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.

Практическое занятие по теме 2. Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала

План занятия

  1. Функциональная модель работы психики профессионала: профессионально важные качества и признаки профессиональной непригодности.

  2. Психологический портрет профессионала.
  3. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сфер специалиста, отражаемые в психограмме.
  4. Схема описания профессии.
  5. Профессиональные качества психолога.
  6. Основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам.
  7. Психологический портрет профессионала.
  8. Психоэмоциональное состояние. Самооценка. Уровень субъективного контроля.

Практические задания

  1. Изучить схему описания профессиональной деятельности по Г.С. Никифорову.

  2. Изучить порядок проведения экспертной оценки профессионально значимых свойств.
  3. Подобрать материал для составления профессиограммы педагога-психолога ДОУ СОШ.
  4. Подобрать материал для составления профессиограммы педагога-психолога МОУ СОШ.
  5. Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:
  • Опросник «психологический портрет учителя».
  • Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 512 с.
  2. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие [Текст] / Л.А. Григорович. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.
  3. Дмитриева М.А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности // Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2010. – С. 110-116.
  4. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.
  5. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: конспект лекций. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2005. – 70 с.
  6. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие [Текст] / Г.С. Никифоров / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с.

Практическое занятие по теме 3. Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентаций человека. Мотивация педагогической деятельности.

План занятия

  1. Операциональная модель жизненных ориентаций работника.

  2. Степень реализации жизненных ориентаций у рабочих и служащих.
  3. Оценка организационной среды рабочих и служащих.
  4. Связь оценок организационной среды и показателей степени реализации жизненных ориентаций.
  5. Понятие «мотив» в психологической литературе.
  6. Проблема мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях.

Практические задания

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

  • Опросник Рокича.
  • Тест смысложизненных оринтаций.
  • Опросник «Мотив достижения успеха».
  • Опросник «Мотив избегания неудач».

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.
  3. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 380 с.
  4. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психология труда учителя. – М., 1993. – 78 с.

Практическое занятие по теме 3. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности

План занятия

  1. Проблемы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.

  2. Формирование различных психологических систем профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову.
  3. Основные аспекты в формировании индивидуального стиля деятельности по В.С. Мерлину.
  4. Обобщенная схема освоения профессиональной деятельности.

Практические задания

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

  1. Опросник «Якорь карьеры» Э.Шейна (оценка карьерных ориентаций).

  2. Методика А.К. Марковой (оценка особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности).

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.
  3. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.

Раздел 2. Профессиональное становление

Практическое занятие по теме 1. Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

План занятия

  1. Понятие «праксические состояния».

  2. Праксические состояния положительные.
  3. Праксические состояния отрицательные.
  4. Вербально-графическое отображение праксических состояний человека (сетевая форма).
  5. Вербально-графическое отображение праксических состояний человека (радиально-круговая форма).
  6. Особенности педагогической деятельности.
  7. Понятие «синдром эмоционального выгорания». Причины и профилактика эмоционального выгорания.

Практические задания

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

  1. Наблюдение как метод оценки уровня профессионализма.

  2. Протокол наблюдения.
  3. Карта наблюдения.

Список литературы

  1. Мотков О.И. Психология самопознания личности: практ. пособие. – М., 1993. – С. 56-59.
  2. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: учеб. пособие. – СПб. Изд-во «Речь», 2002. – 298 с.
  3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие [Текст] / Г.С. Никифоров / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с.

Практическое занятие по теме 2. Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение

План занятия

  1. Сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение».

  2. Сущность и содержание понятия «профессиональная диагностика».
  3. Сущность и содержание понятия « профессиональная ориентация».
  4. Сущность и содержание понятия «профессиональный отбор».
  5. Сущность и содержание понятия «профессиональная адаптация».
  6. Сущность и содержание понятия «профессиональное обучение».

Практические задания

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

  1. Методика Дж. Холланда (1985).

  2. Опросник профессиональных предпочтений (ОПП).
  3. Опросник Йовайши для изучения профессиональных предпочтений.

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер. – С. 200-234.

  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
  3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. С. 237-244.
  4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие [Текст] / Г.С. Никифоров / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – С. 39-45.

Практическое занятие по теме 3. Профессиональная деятельность. Изучение и проектирование профессиональной деятельности

План семинарского занятия

  1. Сущность понятия «профессиональная деятельность».

  2. Психологическая структура профессиональной деятельности
  3. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
  4. Изучение и проектиров
  5. ание профессиональной деятельности.

Практические задания

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

  1. Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности.

  2. Опросник профессиональной готовности (автор Л. Н. Кабардова).
  3. Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя» (автор Е. П. Ильин).
  4. Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя».

Список литературы

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 512 с.
  2. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие [Текст] / Л.А. Григорович. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.
  3. Дмитриева М.А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности // Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2010. – С. 110-116.

Практическое занятие по теме 4. Профессиональная деятельность психолога

План занятия

  1. Научно-исследовательская деятельность.

  2. Организационно-воспитательная деятельность.
  3. Коррекционно-развивающая деятельность.
  4. Преподавательская деятельность.
  5. Культурно-просветительная деятельность.
  6. Консультативная деятельность.

Практические задания

Использование кейс метода по основным видам профессиональной деятельности психолога.

Список литературы

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 512 с.
  2. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие [Текст] / Л.А. Григорович. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.

Практическое занятие по теме 4. Профессиональная компетентность и профессиональная культура специалиста

План занятия

  1. Модульное представление профессиональной компетенции учителя по А.К.Марковой.

  2. Уровни продуктивности деятельности учителя по Н.В. Кузьминой.
  3. Профессиональная культура специалиста.

Практические задания

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:

  • Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации специалиста.
  • Многоуровневый личностный опросник адаптивности МЛО-АМ.
  • Опросник Басса-Дарки.

Список литературы

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 512 с.
  2. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие [Текст] / Л.А. Григорович. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.
  3. Дмитриева М.А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности // Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2010. – С. 110-116.

VII. Основная литература:

  1. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 382 с.
  2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.
  4. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.
  5. Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: конспект лекций. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2005. – 70 с.
  6. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  7. Романова Е.С. 147 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2011.
  8. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В.Дубровиной СПб.: Питер, 2009.

Вспомогательная:

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 512 с.
  2. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие [Текст] / Л.А. Григорович. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.
  3. Дмитриева М.А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности // Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2010. – С. 110-116.
  4. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 380 с.
  5. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психология труда учителя. – М., 1993. – 78 с.
  6. Мотков О.И. Психология самопознания личности: практ. пособие. – М., 1993. – С. 56-59.
  7. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: учеб. пособие. – СПб. Изд-во «Речь», 2002. – 298 с.
  8. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие [Текст] / Г.С. Никифоров / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – С. 50-55.

VIII. Дополнительная литература

Основная

  1. Е.С.Романова Психодиагностика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 400с. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. М.,2005
  2. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога.- М., 1991
  3. Маркова А.К. Психология профессионала. – М.: «Знание», 1996.
  4. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиограммы. — М.: МГПУ им.В.И.Ленина, 1990.

Вспомогательная

  1. Бекоева Д.Д. Практическая психология: учеб.пособие для студ. Высш. учеб. заведений /Д.Д. Бекоева. М., 2009.
  2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: практическое руководство. СПб., 1991.
  3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара, 2000.
  4. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М.,1983.
  5. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994.
  6. Куликов Л.В. Психологическое исследование. СПб, 1994.
  7. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1982.
  8. Рамуль К.А. Введение в методы экспериментальной психологии. Тарту, 1963
  9. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. Учреждений высш.проф. образования /Д.Б.Эльконин; ред-сост. Б.Д.Эльконин. М., 2011.
  10. Бодров В.А. Психологическое исследование проблемы профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А.Бодрова. М.: ИП АН СССР, 1991. — 234 с.
  11. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.:Альфа-М; ИНФРА-М, 2010.-256с.
  12. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М., 1997, — 296 с.
  13. Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996, — 104 с.
  14. Климов Е.М. Как выбирать профессию. _.:Просвещение, 1999.
  15. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. _ М.: наука, 1982.

IX. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

  1. Рекомендации по использованию материалов УМК:

При подготовке к учебным занятиям студентам рекомендуется начинать работу по ознакомлению с пояснительной запиской. Этот вид работы позволит определиться студенту в специфике данного учебного курса, принять те учебные задачи, которые поставил преподаватель. Кроме того, в пояснительной записке, как правило, перечислены те знания, умения, навыки, которые должны быть сформированы у студента по окончании курса. Ознакомление с этим разделом пояснительной записки позволит студенту более обдуманно подходить к изучению той или иной темы, сделать прогноз тех учебных и контрольных заданий, которые будут даны в ходе изучения дисциплины.

Далее рекомендуется прочитать учебную и рабочую учебную программу дисциплины. Это позволит студенту определиться в объёме материала, который следует усвоить, проследить логику учебной дисциплины. Кроме того, знакомство с рабочей программой позволит создать условия для развития у студентов познавательной самостоятельности.

Ознакомившись со списками основной и дополнительной литературы, студенту целесообразно взять в библиотеке книги, указанные в разделе «Основная литература», так как здесь преподаватели обычно указывают ведущие учебники, учебно-методические пособия или монографии, которые есть в достаточном количестве в библиотеке.

Желательно скопировать, переписать или распечатать перечень вопросов, отражённых в программе зачёта (экзамена) для того, чтобы при изучении учебного курса на лекциях, семинарских и практических занятиях, при самостоятельной работе отмечать части учебного материала, относящиеся к тому или иному разделу программы итогового контроля.

Далее обращение к УМК целесообразно по мере изучения тем дисциплины, перед очередным семинарским или практическим занятием (рекомендуется изучить основные положения по теме занятия) и при подготовке к практическим занятиям, обращаясь к соответствующим рекомендациям.

  1. Рекомендации по работе с учебной и научной литературой:

Приёмами метода анализа научной литературы являются: составление библиографии, аннотирование, конспектирование, реферирование, цитирование, составление плана.

Библиография составляется в алфавитном порядке. Есть требования ГОСТа по составлению библиографии, которые изредка меняются, потому лучше в библиотеке попросить эти требования. Аннотирование – краткое изложение статьи или пособия в несколько строк. Пример: аннотация на библиографических карточках. Конспектирование – переложение работы автора своими словами или словами автора в той логической последовательности, которая есть у автора, без высказывания своего отношения к тем или иным положениям автора. Реферирование – предполагает анализ работы, как и при конспектировании, но можно изменить логику в зависимости от своих замыслов и обязательно высказывание своих мыслей и мнений о тех или иных положениях автора. Цитирование – если цитируются какие-то мысли, даже если они не дословные, ссылка на автора работы обязательна. Если цитируются точные слова автора, то их надо брать в кавычки.

Рекомендуется систематическое знакомство со статьями в периодической печати, журналах «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», использование разнообразных возможностей электронных средств, Internet, компьютера, телевидения.

Глоссарий

Авторитетность – способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их расположением и уважением.

Адаптация – приспособление, привыкание.

Действие – основная единица анализа деятельности.

Карьера — как успешное продвижение вперед в той или иной области.

Климат социально-психологический – общая социально-психологическая характеристика малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней.

Компетентность – это сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.

Конфликт внутриличностный – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанной с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, и потребностей.

Конфликт межличностный – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей.

Лидер – член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, готовыми следовать за ним.

Модель специалиста – это отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.

Модуль профессии – это единица анализа профессии, типовой элемент. Модуль профессии состоит из двух частей: объективные характеристики типового элемента и психологические характеристики требований, предъявляемых к человеку и соответствующих данному типовому элементу

Мотив — предмет потребности.

Переживание – ощущение, сопровождаемое эмоциями.

Переподготовка персонала – освоение иной специальности, отличной от той, которой владеют обучающиеся.

Поступок – сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.

Потребности человека – это переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Потребность в профессиональном труде – это готовность к активности человека, вызванная его нуждой в чем-либо, предпосылка к профессиональному труду. Потребность личности в определенной профессиональной деятельности называют также профессиональной склонностью, которая может реализоваться либо в профессиональной деятельности, либо в хобби.

Праксические состояния — это состояния, возникающие на различных этапах деятельности и обусловленные ее специфическими характеристиками. Праксические состояния актуализируются как ответная реакция на воздействие ситуации, по их изменению можно судить о степени соответствия индивидуальным особенностям человека и степени трудности для него конкретных условий деятельности. Праксические состояния в значительной мере определяют успешность деятельности человека, его физическое и психическое здоровье

Прерогатива – исключительное право.

Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально- важные качества.

Профессиограмма – это научно обоснованные нормы и требования к профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста. Это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области. Вместе с тем профессиограмма – это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста.

Профессиональная компетентность – опытность в профессиональной деятельности.

Профессиональная обучаемость – открытость к дальнейшему профессиональному развитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление

Профессиональная среда – совокупность предметных и социальных условий труда.

Профессионально важные качества (ПВК) – это качества человека, влияющие на эффективность его труда.

Профессиональное призвание — влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией.

Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма.

Профессиональное самосознание – это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ, включающий в себя систему отношений и установок к себе как профессионалу.

Профессиональной общностью называют одну из разновидностей социальных объединений людей, которая организована специально для эффективного достижения единых профессиональных задач.

Профессиональные знания – это совокупность знаний о структуре труда, способах осуществления профессиональной деятельности, о способностях, о мышлении. Из знаний специалист получает эталоны для своего профессионального развития.

Профессиональные намерения – это осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, стремление получить образование по избранной профессии. В отличие от призвания, намерение включает принятие решения.

Профессиональные способности – это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Профессиональные умения и навыки – это действия, доведенные до определенного уровня автоматизма, они образуют «техники» в труде специалиста.

Профессиональный тип (склад) мышления — преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.

Профессиональное возрастное развитие — процесс профессионального становления личности, опосредованный его возрастом.

Профпригодность — совокупность психических качеств человека, необходимая и достаточная для достижения общественно приемлемой эффективности труда. Профпригодность определяется не только профессиональными способностями, но и мотивацией, чертами характера, удовлетворенностью процессом и результатом труда.

Психологическая совместимость людей – способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.

Работоспособность — одно из основных социально-биологических свойств человека, отражающих его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени и с требуемой эффективностью и качеством.

Роль – понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, которая соответствует занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного и др.).

Рутина – пристрастие к привычным путям и способам действия, к шаблону; боязнь перемен, застой, косность.

Самообладание – способность человека сохранять внутренне спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Самоопределение личности – самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми, готовность поддержать и оказать им помощь.

Социально-психологическая компетентность – опытность в области взаимоотношений людей.

Стимулы – это внешние побуждения, которые могут вызвать, в зависимости от психологических особенностей человека, различные мотивы, как внутренние побуждения.

Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Убежденность – уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

Установка – готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Утомление – состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.

Цель в профессиональной деятельности – это осознанный образ результатов труда у человека.

Ценностные ориентации в профессиональной деятельности – это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, правила профессиональной этики.

Эффективность профессиональной деятельности — соответствие полученного результата поставленным целям и задачам.

X. Рейтинг-контроль знаний

Задание

Число баллов

Раздел, тема

Задание

Раздел1. Темы 1, 2, 3

1. Участие в обсуждении вопросов по теме практического занятия

2. Выполнение заданий на практических занятиях

10 баллов

5 балла

Раздел 2. Темы 1,2,3,4.

1. Участие в обсуждении вопросов по теме практического занятия

2. Выполнение заданий на практических занятиях

10 баллов

5 баллов

Итого за 1-й модуль:

30 баллов

Рубежный контроль:

Задание

Кол-во

баллов

1

Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий

Реферат

30

баллов

2

Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала

Доклад

3

Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентации человека. Мотивация педагогической деятельности

Реферат

4

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности

Доклад

5

Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

Доклад

6

Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение

Реферат

7

Профессиональная деятельность. Изучение и проектирование профессиональной деятельности

Доклад

8

Профессиональная деятельность психолога

Реферат

9

Профессиональная компетентность и профессиональная культура специалиста

Доклад

Итого за 2 модуля

60 баллов

XI. Вопросы к зачету

  1. Состав, структура и виды профессиональной деятельности. Классификация профессий.

  2. Сущность, содержание, основные разделы профессиограммы.
  3. Типы профессиограмм; методологические принципы разработки профессиограмм.
  4. Основные требования к профессиограмме по Е.М. Ивановой и А.К. Марковой.
  5. Методологическая схема составления профессиограммы.
  6. Психограмма как типовой портрет успешного профессионала.
  7. Профессиографирование как процесс составления психограммы.
  8. Функциональная модель работы психики профессионала: профессионально важные качества и признаки профессиональной непригодности. Психологический портрет профессионала.
  9. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сфер специалиста, отражаемые в психограмме.
  10. Понятия «профессия», «профессионал» и «профессиональная деятельность». Психология профессионального самоопределения. Жизненная перспектива.
  11. Выбор профессии. Профессиональные и жизненные притязания. Профессиональные намерения.
  12. Ценностно-ориентационный подход к профессиональной информации и пропаганде. Операциональная модель жизненных ориентаций работника.
  13. Понятие индивидуального стиля профессиональной деятельности. Характеристика педагогической деятельности.
  14. Стили педагогического руководства.
  15. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Проблемы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
  16. Формирование различных психологических систем профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову;
  17. Основные аспекты в формировании индивидуального стиля деятельности по В.С. Мерлину.
  18. Обобщенная схема освоения профессиональной деятельности.
  19. Праксические состояния. Профессионализация как процесс овладения моделями профессии и профессиональной деятельности.
  20. Особенности педагогической деятельности.
  21. Понятие профессионального самоопределения. Профессиональная ориентация, выбор профессии или ориентация на профессию.
  22. Психологическая диагностика. Профессиональный отбор и подбор.
  23. Профессиональное обучение. Профессиональная адаптация.
  24. Профессиональная деятельность. Основные формы профессионального становления личности. Этапы профессионального становления.
  25. Модели становления профессиональной деятельности.
  26. Кризисы профессионального становления.
  27. Основные направления деятельности практического психолога. Основные задачи и разделы практической психологии.
  28. Психопрофилактика и психогигиена. Психодиагностика и психокоррекция.
  29. Психологическое консультирование и психотерапия. Особенности построения психологического контакта.
  30. Компетенция и компетентность. Компетентностный подход как принцип образования. Ключевые образовательные компетенции.
  31. Квалифицированность в практической работе психолога.
  32. Модульное представление профессиональной компетенции учителя по А.К.Марковой.
  33. Уровни продуктивности деятельности учителя по Н.В. Кузьминой.
  34. Профессиональная культура специалиста.

XII. Перечень раздаточного материала и пособий

  1. Диагностический инструментарий со стимульным материалом