Дисциплина "Психология детской и молодежной субкультуры". Экзамен

Тема 1: Культура, субкультура и контркультура: основные понятия (2 часа)

1. Субкультура в междисциплинарном поле. Концепция социального взаимодействия Г. Зиммеля и др..

2. Психология субкультуры.

3. Подростковая субкультура и субкультура возрастных когорт.

4. Субкультура и идентичность.

5. Индивидуальное пространство субкультуры подростков.

Литература:

Марцинковская Т.Д. Психология субкультуры // Вестник РГНФ. 2014. №4. с. 116-125;

Костяк Т.В. Индивидуальное пространство субкультуры подростков // … с. 35-45

Вабищевич А.Н., Лишай А.В. Субкультура как фактор социализации подростков // … с. 117-122.

Тема 2: Социальные и индивидуальные механизмы развития и бытия личности (2 часа)

1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности.

4. Внутренняя позиция и развитие личности.

5. Социальная единица и уникальность личности.

6. Фактор места как условие развития личности.

Литература:

Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2006., с. 99, 100, 101-105, 107; 114-115, 117-118, 122-138; 138-146.

Тема 3: Культура детства и возрастной символизм (2 часа)

1. Культура детства. Теория У. Бронфенбреннера об экологии детского развития.

3. Возрастной символизм и образы детства.

4. Детское сообщество. Социализация детей в современном мире.

Литература:

Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003, — 336 с.

(а) Культура детства (с. 62-65); теория У. Бронфенбреннера «Экология человеческого развития» (с.69-71);

(б) Возрастной символизм культуры (с. 103-109)

(в) Детское сообщество (с. 175-177); Социализация детей в современном мире (с. 182-185)

Возрастной символизм и образы детства // Глава из книги: Кон И.С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива. — М., 1989. (с. 422-426; 436-440)

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... 4) возмужалость — от 18 до 24 лет. Детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием орга­нов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения и их исполнительны­ми органами ... этапов и, в частности, такого своеобразного периода, как детство, привело к необходимос­ти научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности вос­питания, следования всеобщим законам природы, ...

Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с.

Тема 4: Детская субкультура: содержание, функции значение в культуре (2 часа)

1. Детская субкультура и ее содержание.

2. Детская группа как носитель детской субкультуры.

3. Основные функции детской субкультуры.

4. Детская субкультура как зона вариативного развития ребенка.

5. Детский фольклор: для детей и фольклор детей. Классификация Г.С. Виноградова..

Литература:

Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с. (с. 109 — 138).

Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. — М.: «Проспект», 1999. — 584 с. (с. 274 — 282).

Белоусов А.Ф. и др. Детский фольклор: итоги и перспективы изучения //?

Капица О.И. Детский фольклор: песни, потешки, дразнилки, сказки, игры: Изучение, собирание, обзор материала. — Ленинград: «Прибой», 1928 г. — 222 с.

Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: Исследование и тексты. — Петрозаводск: КГПУ, 2001. — 296.

Тема 5: Культура и преемственность (2 часа)

1. Культура и преемственность.

2. Типы культур, характерные особенности.

3. Конфликт между поколениями и типы культур.

Литература:

Mud M. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. С. 209-235

Тема 6: Психология подростковой субкультуры (4 часа)

1. Социопсихологические особенности и поведенческие реакции подростков (Личко):

(а) реакция эмансипации;

(б) реакция группирования со сверстниками;

(в) реакция увлечения — хобби-реакция;

(г) детские поведенческие реакции в подростковом возрасте;

(д) критерии распознания патологических поведенческих реакций.

2.Проявления спутанной идентичности на этапе юношества (Э. Эриксон).

3. Индивидуальное пространство субкультуры подростков.

Литература:

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с. (с. 244-263).

Личко А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей).

— Изд. 2 — е., доп. и перераб. — Л.: Медицина, 1985. — 416 с. (с. 20-32).

Марцинковская Т.Д. Психология культуры. // Вестник РГНФ. 2014. № 4. с. 116 -125

Костяк Т.В. Индивидуальное пространство субкультуры подростков // Научно — практический журнал «Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования». НОУ ВПО «МПСУ». М., 2012, № 4, с. 35-45

Тема 7: Символические и коммуникативные составляющие молодежной субкультуры (4 часа)

1. Межгрупповые отношения в субкультуре: силовые столкновения; надгрупповые общности, объединяющие различные тусовки (с. 47-50).

2. Невербальные культурные коды (с. 59-)

(а) пространственный код;

(б) временной код;

3 стр., 1245 слов

Проблема субкультуры в детской психологии

... Особенности и значение детской субкультуры. – М., 2007. 11. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Мн.: ... культуру речи ребенка. Именно поэтому влияние детской субкультуры на развитие личности нельзя недооценивать. В научной литературе проблема детской субкультуры ... детского сообщества и т.д. Детская субкультура в старший дошкольный возрастной период обычно выражена в традициях, фольклоре, ...

(в) предметный код;

(г) телесный код.

3. Вербальные стереотипы:

(а) сленг;

(б) телега;

(в) смеховые жаргоны (стеб-культура);

(г) мистические жанры;

(д) принципы интерпретации.

4. Модель приобщения к субкультуре (обряды посвящения).

(а) обретение символа;

(б) ядро структуры;

(в) кристаллизация норм;

(г) ритуалы трассы.

5. Коды коммуникативной структуры.