Федеральное агентство по образованию 161

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)»

Одобрено методической УТВЕРЖДАЮ

комиссией ТИПП ДВГТУ Директор института

Председатель МК __________________

____________________

«____» ___________ 200_ г. «____» ____________200_ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Образовательная программа 030201 «Политология»

Кафедра политических процессов

Согласованно

Заведующий выпускающей кафедрой

Дд.полит.н., доцент С.К. Песцов

________________________________

подпись

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры политических процессов, протокол № 9 от «23» _____мая____________200_8

Зав. кафедрой__________________________

Программа составлена:__________________

(дата)

Д.полит.н., доцент С.К. Песцов ___

должность (Ф.И.О. преподавателя)

преподаватель-стажер_И.А. Соколова____

должность (Ф.И.О. преподавателя)

Владивосток. 2008

При разработке рабочей учебной программы использованы:

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования образовательной программы, утвержденной «14»марта2000 г., № 49 гум./сп. рабочий учебный план, утвержденный «___»___________2006г.

Выписка требований к дисциплине «Политическая психология» из государственного образовательного стандарта:

ОПД.Ф.07. «Политическая психология» Политическая психология: предмет и метод политической психологии, основные школы и концепции современной политической психологии (бихевиоризм, когнитивизм и др.), формальные и неформальные структуры, макро- и микроуровни (политико-психологический анализ), политические процессы в политико-психологическом измерении, психологический фактор в технологиях политического действия.

Рабочая учебная программа введение

Политическая психология – это междисциплинарная наука, возникшая на стыке политологии и социальной психологии. Ее главными задачами являются анализ психологических механизмов политики и выработка практических рекомендаций по оптимальному осуществлению политической деятельности на всех уровнях. Предметом политической психологии являются психологические компоненты политического поведения человека, социальных групп и целых народов, исследование которых позволяет «применить психологические знания к объяснению политики». Политическая психология востребована политической практикой, особенно в сферах имиджмейкерства и проведения избирательных кампаний.

Цели и задачи дисциплины

Целью настоящего курса «Политическая психология» является изучение студентами основных научных школ и концепций, места политической психологии в системе других учебных дисциплин, перспективы развития данной науки в России и за рубежом.

Основные задачи данной дисциплины состоят в раскрытии сущности понятия «политическая психология»; в овладении методами политико-психологических исследований; в изучении технологий эффективных политических коммуникаций, с учетом психологических факторов; в рассмотрении психологических феноменов в политическом процессе.

  1. Начальные требования к освоению дисциплины.

В соответствии с учебным планом Тихоокеанского института политики и права ДВГТУ курс «Политическая психология» читается студентам в третьем и четвертом семестре.

Наличие знаний в области политической науки предполагается, так как предлагаемый курс является дополнительной дисциплиной, необходимой студентам для более полного и структурированного понимания политики, с точки зрения психологии.

Для адекватного усвоения студентами материала данного курса необходимы базовые знания по курсам «Психология и педагогика», «Теория политики», «Политическая конфликтология», «Этнополитология».

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В рамках учебной дисциплины изучаются: теоретико-методологические основы политической психологии;

Необходимым требованием, предъявляемым к студентам по освоению содержания дисциплины «политическая психология» является:

– обучение психологическим методам исследования человека в политике.

– формирование политических навыков в механизмах и средствах освоения коммуникативного базиса современных избирательных кампаний, в методах организации психологической работы с массами, формировании эффективного политического имиджа.

Самостоятельные навыки работы отрабатываются в ходе семинарских занятий и на деловых играх.

Итоговая форма контроля – письменный экзамен. Для получения положительной оценки на экзамене студенты должны показать действительное усвоение прослушанного материала. Время подготовки 30-40 минут. Допускается использование методического материала и учебной литературы.

Промежуточные формы контроля:

  1. Доклады в рамках семинарских занятий.
  2. Аналитические работы.
  3. Аттестационные контрольные работы.

Примерная тематика курсовых работ

  1. Психологические признаки диктатуры как формы политического насилия
  2. Психологические аспекты социальных кризисов
  3. Психологические аспекты политического лидерства
  4. Потребности физического существования в социально-политической психологии
  5. Политическая социализация
  6. Политическое консультирование
  7. Психотехнологии создания эффективного политического имиджа
  8. Психологические технологии в политической рекламе в современной России
  9. Психологические особенности политической власти в современной России
  10. Психология парламентского лоббизма
  11. Психологические методики исследования личности политика
  12. Политическое поведение в организационных и стихийных формах
  13. Социально-психологическая природа экстремизма
  14. Психологические характеристики политической манипуляции
  15. Имидж и авторитет субъектов политической деятельности
  16. Слухи как психологическое явление и средство политической борьбы

8.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература:

  1. Андреев А. Политическая психология. М.: Новая школа, 2002.
  2. Гозман Л. Я. , Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов — на -Дону, издательство «Феникс», 1996.
  3. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология/ Учебное пособие для высших учебных заведений. М: Новая школа, 1996.
  4. Иванов В.А. Политическая психология. М. , Филос. Об-во СССР, 1990.
  5. Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб.: Питер, 2002.
  6. Политическая психологияучебное пособие для вузов/Под общей ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М.Академический Проект, ЕкатеринбургДеловая книга, 2001.
  7. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. Л. , 1992.

8.2. Дополнительная и справочная литература:

  1. Аверинцев С.О. О некоторых константах традиционного русского сознания// Открытая политика. 1999. №9-10. С. 89-94.
  2. Автономова Н.С. Власть в психоанализе и психоанализ власти//Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989. С. 256 – 294.
  3. Авцинова Г. Политический радикализм как одна из российских традиций // Власть. 1996. № 3. С.74-75.
  4. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход. Главы из книги “авторитарная личность”// Социологические исследования, 1993.
  5. Азаров Н.И. Политическая психология личности и масс // Социально-политический журнал. 1997, № 2. — С.116-125
  6. Андреев С.С. Политическое сознание и политическое поведение.//Соц.-политич. Журнал. 1992, № 8.
  7. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. 1997. № 3-6. С.16-27; № 4. С.28-44; № 5. С.24-32; № 6. С.17-27.
  8. Арендт Х. Массы и тоталитаризм. // Вопросы социологии.1992. Т.1.Вып.1.
  9. Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Мифологии. М., 2000. С. 233-286.
  10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.
  11. Бляхер Л.Е. Политические мифы Дальнего Востока // Полис. 2004, №5
  12. Блондель Ж. Политическое лидерство. — М.,1992.
  13. Богомолова Н.Н. Контент –анализ: Спец практикум по социальной психологии. – М. 1992.
  14. Бодио Т. Сознание и политическое поведение: организация рациональности политических действий.// Элементы теории политики. Ростов-на-Дону, 1991.
  15. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры Общественного сознания россиян // Социс.2004, №7.
  16. Болл Т. Власть// Политические исследования. 1993, №5. — С. 36-42.
  17. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии.2005, №2
  18. Большакова Л. А. Общество и политика. — С-П., 2000.
  19. Бордюгов Г.А. Что такое молодежная политика? // Свободная мысль.2006, №1/2,
  20. Борисенков А.А. Политические отношения: сущность и виды//Социально-гуманитарные знания. 2004, №1
  21. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Российский менталитет и реформы // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. СПб., 2000. – С. 274 – 302.
  22. Брим Р., Косова Л. Феномен В. Путина: Морфология и семантика массовой популярности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000, № 3. — С.18-22.
  23. Брицкий Г.О. Восприятие процесса трансформации: предпочтения российских граждан в публичной сфере // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1998. № 2. — С.153-165.
  24. Бушцев В. В поисках национальной идеи // Свободная мысль. 2006, №5
  25. Вавилов С.В. Психологическое пространство управленческих решений // Социс.2006, №5
  26. Васильев В. К. Феноменология лидерства // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В. Ю. Большакова/. – СПб., 2000. – С. 58 – 88.
  27. Васильев В.Л. Психологический анализ экономических реформ в России // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. – СПб., 2000. – С. 304 – 340.
  28. Васищева А.В., Ненашева А.В. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии //Социально-гуманитарные знания.2005, №4
  29. Витюк В.В. Нечаевщина как политическое и социально-психологическое явление // Социологические исследования. 1986, № 2.
  30. Волков Ю.Г. Идеология гуманизма в становлении российской идентичности //Социально-гуманитарные знания. 2006, №2
  31. Вундт В. Проблемы психологии народов. // Преступная толпа. М., 1998.
  32. Вьюницкий В.И. Неформалы: Кто ониКуда зовут- М.1990.
  33. Гавра Д.П., Соколов Н.В. Исследование политических ориентаций.// Социс. 1999, № 1.
  34. Гаджиев К.С. Политическое сознание или политическая культура? // Кентавр. 1991. № 12. С.14-25.
  35. Гозман Л.Я., Эткинд А.М. Метафоры или реальность. Психологический анализ советской истории // Вопросы философии. 1991, №3. — С.164-173.
  36. Гозман Л.Я., Эткинд А.М. От культа власти к власти людей.// Нева. 1989, .№7.
  37. Голдмен С. Как создается имидж в американской политики // США: экономика, политика, идеология, 1990, № 10.
  38. Горин Н. Особенности психологического склада жителей России // Вопросы экономики. 1996, № 9. — С.142-147.
  39. Гостев А.А., Соснин В.А., Степанов Е.И. На путях становления отечественной конфликтологии // Психологический журнал. 1996, Т.17. № 2.
  40. Грачев Г.В. Психология манипуляций в условиях политического кризиса // Общественные науки и современность. 1997, № 4. — С.106-114.
  41. Гринстайн Ф. Личность и политика// Социально-политические науки, 1991, №10.
  42. Громова Р. К типологии политического сознания россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999, № 2. -С.11-16.
  43. Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.
  44. Давыдова Т.Ю. Коммуникативные стратегии, используемые при формировании политического имиджа (обзор концепций) // Вестник МГУ. Политические науки.2006, №2
  45. Дахин В. Культурно-идеологический кризис современного мира // Свободная мысль. 2005,№3
  46. Дейнека О.С. Экономико-психологические последствия политики переходного периода // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. – СПб., 2000. – С.442 – 474.
  47. Делягин М. Созидание российской цивилизации // Свободная мысль.2006, № 2
  48. Дементьев И.В. Феномен политического терроризма: концептуальный аспект // Социологические исследования. 1991, № 11. — С. 47-52.
  49. Дилигенский Г. Политическая институционализация в России: социально-культурные и психологические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1997, № 7. — С.5-12; № 8. — С.5-16.
  50. Дорожкина Т.Н. Речевой имидж политического лидера // Социологические исследования. 1997, № 8. — С.30-35.
  51. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. М., 1996.
  52. Дубин Б. Запад, граница, особый путь: символика «другого» в политической мифологии современной России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000, № 6. — С. 25-34.
  53. Дубов И.Г., Пантелеев С. Р. Восприятие личности политического лидера // Психологический журнал. Том 13. 1992, № 6. — С.25-34.
  54. Дурдин Д.М. «Образ» политического лидера и возможности его изменения // Политические исследования. 2000, № 2. — С.133-151.
  55. Жданов Н., Щестопал Е. Конфликт, который касается всех// Диалог, 1990, № 17.
  56. Замятин Д.Н. Российские политики мирового развития: образы и их интерпретации // Полис. 2004, №4
  57. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.
  58. Земолоцких Е.Г. Семья как фактор формирования культуры межличностного общения младших подростков // Социально-гуманитарные знания. 2005, №5
  59. Замолоцких Е.Г. Моделирование системы формирования межличностных отношений у подростков на основе взаимодействия школы и семьи // Социально-гуманитарные знания. 2005, №6
  60. Зудин А.Ю. Культура советского общества: логика политической трансформации // Общественные науки и современность. 1999, № 3. — С.59-72.
  61. Иванова В.Ф. Социология и психология конфликтов. М.,1997.
  62. Илларионов В.П. Опыт организации ведения переговоров с террористами. (Информ. Материалы по итогам стажировки специалистов и слушателей Академии МВД РФ в ФРГ).

    М., 1994.

  63. Ильин Н.В., Коваль Б.И. Личность в политике: «Кто играет короля?» // Полис. 1991, № 6.
  64. Ильинская С. Г. Терпимость и политическое насилие // Полис. 2004, №3
  65. Каверин С.Б. Потребности власти. — М.,1991.
  66. Канетти Э. Масса и власть. – М., 1997.
  67. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Политические исследования. 1994, № 1.
  68. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием.- М.,2002.
  69. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1990, 2. — С. 58-69.
  70. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.
  71. Качанов А.А. Статус личности губернатора как факторы формирования и трансформации региональной идентичности // Вестник МГУ. Политические науки. 2005, №4
  72. Клемперер В. Язык Третьего Рейха // Человек. 1995, № 3.
  73. Климова С.Г., Якушева Т.В. Образы политиков в представлении россиян// Политические исследования. 2000, №6. — С. 66-81.
  74. Колосов В.А., Бородулина Н.А. Электоральные предпочтения избирателей крупных городов России: типы и устойчивость. // Полис 2004,№4
  75. Короткова Н.В. Трактовка Г.Д. Лассуэлом понятия политической власти как центральной категории политической науки// Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1999, №2. С. 108-116.
  76. Косолапова Н. А. Политико- психологический анализ социально-территориальных систем.-М.1994.
  77. Котельников Г. А., Лебедев С.Д. Концептуальные модели взаимодействия светской и релегиозной культур // Социс.2004, №5
  78. Кравченко А.И. Макиавелли: технология эффективного лидерства // Социологические исследования. 1993, № 6. — С.135-142.
  79. Кравченко В.И. Харизматическая личность: многообразие понимания // Социс.2004, №4
  80. Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти.- Д., 1991.
  81. Красин Д. Социальное неравенство в политическом измерении // Свободная мысль. 2006, №2
  82. Краткий психологический словарь-хрестоматия. М., Высшая школа,1999.
  83. Кустарев А.С. Макс Вебер о модернизации русского самодержавия // Полис.2006, №2
  84. Лазарев Н.Я. Терроризм как тип политического поведения // Социологические исследования. 1993, № 8.
  85. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём // Теория метафоры (под ред. Н.Д.Арутюновой и М.А.Журинской).

    – М., 1990. – С. 387 – 415.

  86. Латынов В.В. Речевое воздействие в условиях публичной дискуссии (на материале парламентских выступлений) // Психологический журнал. Том 15. 1994, № 1. — С.50-59.
  87. Лебедев И.А. Политические ценности как сложный и многомерный объект // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1999, № 2. -С.38-49.
  88. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
  89. Лебон Г. Психология народов и масс.- Спб, Макет, 1995.
  90. Лебон Г. Психология толпы / Психология толп. М.,1998.
  91. Левада Ю. Феномен власти в рбщественном мнении: парадоксы и стереотипы восприятия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998, № 5. — С. 9-15.
  92. Левчик Д.А. , Левчик Э. Г. «Человек и власть»: представления оппозиционного электората // Социологические исследования. 1999, № 6. — С. 35-41.
  93. Лесная Л.В. Менталитет россиян: история и современность // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1996, № 1. — С.103-106.
  94. Лубченко Ю.Н. Политическое лидерство как технология // Вестник МГУ. Социология и политология.2005, №1
  95. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.
  96. Маничев С.А. Мифология в политических технологиях // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В. Ю. Большакова/. – СПб., 2000. – С. 144 – 190.
  97. Маньковский Л.А. К вопросу о психологии культа Сталина // Вопросы философии. 1989, № 1. — С.162-166.
  98. Маслова. От социального конформизма к политическому участию.//Вестник МГУ. Сер.12.Соц.-политич. исследования. 1992, № 2.
  99. Маслоу А. Психология бытия. –М.1997.
  100. Массовое сознание россиян в период общественной трансформации: реальность против мифов // Мир России. 1996, № 2. — С.75-116.
  101. Межуев В.М. Насилие и свобода в политическом контексте // Полис.2004, №3
  102. Милованов Ю.Е. Лидерство в малых группах, управлении и политике. Ростов-на-Дону, 1996.
  103. Митина О., Петренко В. Динамика политического сознания как процесс самоорганизации // Общественные науки и современность. 1995. № 5 — С.103-115.
  104. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.
  105. Молчанова О.А. Школа как институт политической социализации в современной России (сравнительный анализ двух моделей образовательного процесса в г. Курске) // Вестник МГУ. Политические науки. 2005, №4
  106. Монусова Г.А. Мотивы и ценности участия в демократическом движении // Социологические исследования. 1993. № 6. — С.66-70.
  107. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1998.
  108. Мостовая И.В., Скорин А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности.//Полис.1995, № 4.
  109. Мчедлов М. Религиозный компонент этнического сознания // Свободная мысль.2004, №1
  110. Мчедлов М.Религиозная идентичность и социальные предпочтения/Свободная мысль. 2004, №4
  111. Мягков А.Ю. Эффект престижных имен в социологических опросах // Политические исследования. 2000, № 6. — С.82-92.
  112. Назаренко Л. Национальный характер и политическое поведение // Открытая политика. 1996, № 3-4. — С.79-83.
  113. Назаретян А.П. Политическая психология: предмет, концептуальные основания, задачи// Общественные науки и современность. 1998, №1.- С.154-162.
  114. Назаретян А.П. Психология массового, стихийного поведения (краткий конспект курса) // Мир психологии. 1998. № 1. — С.277-286.
  115. Назаров М.М. Об особенностях политического сознания в постперестроечный период // Социологические исследования. 1993, № 8. — С.37 — 46.
  116. Назаров М.М. Типы политического сознания (Москва, середина 1991 г.) // Социологические исследования. 1992, № 6. — С. 64-71.
  117. Немировский В.Г. Массовое сознание и бессознательное как объект постнеклассической социологии // Социс.2006, №2
  118. Нестерова С.В., Сибирко В.Г. Восприятие политических лидеров и отношение к демократии: некоторые особенности сознания россиян // Политические исследования. 1997, № 6. — С.73-79.
  119. Образ власти в Росии: желания и реальность // Политические исследования. 1995, № 4. — С. 86-97.
  120. Одайник В. Психология политики: Полит. и социал. идеи Карла Густава Юнга.- М.: Ювента , 1996.
  121. Ольшанский Д.В. Б.Н. Ельцин на фоне массового сознания (политико-психологический портрет) // Психологический журнал. Том 13. 1992, № 4. — С.45-57.
  122. Ольшанский Д.В. Массовые настроения переходного периода // Вопросы философии. 1992., № 4. — С.3-15.
  123. Патаки Ф. Социально-психологические факторы изменений в Венгрии // Психологический журнал. Том 12. 1991, № 5. — С.108-119.
  124. Перегудов С.П. Группы интересов и российское государство. – М. : АОЗТ “ЭКСМО”, 1999.
  125. Петренко В., Митина О. Психосемантическое исследование политического менталитета (Россия: 1991-1993) // Общественные науки и современность. 1994, № 6. — С.42-54.
  126. Петренко В.Ф., Митина О.В. Семантическое пространство политических партий // Психологический журнал. Том 1. 1991, № 6. — С.55-77.
  127. Петренко В.Ф., Митина О.В., Бердникова К.А. Психосемантический анализ геополитических представлений России // Психологический журнал. Том 21. 2000, № 2. — С.49-69.
  128. Петухов В.В. Политические ценности и поведение среднего класса // Социологические исследования. 2000, № 3. — С.23-33.
  129. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. – М., 2000.
  130. Пилипенко В.А. , Стризое А.Л. Политическая власть и общество: контуры методологии исследования // Социологические исследования. 1999, № 6. — С. 25-34.
  131. Пищева Т.Н., Шелекасова Н.П. Образ идеального политического лидера в массовом сознании // Вестник МГУ. Политические науки. 2004,№4
  132. Пищева Т.Н. Образы политиков в контексте региональной идентичности // Вестник МГУ. Политические науки. 2005, №4
  133. Полищук И.С. К вопросу о российском менталитете //Социально-гуманитарные знания. 2006, №1
  134. Попов А.В., Зуева Л.А. Ценности в политике // Вестник МГУ. Политические науки. 2000, № 1.
  135. Попов В. Закон ментальной идентичности. Почему реформы в России терпят поражение // НГ-сценарии. 1997, №9.
  136. Попов М.Ю. Социализация личности в условиях деидеологизации: в поисках идеологии консолидации //Социально-гуманитарные знания. 2004, №6
  137. Почепцов Г.Г. Имеджелогия. М., 2000.
  138. Пригожин А.И. Патологии политического лидерства в России // Общественные науки и современность. 1996, № 3. — С.23-29.
  139. Пушкарева С.П. Политические события глазами россиян: психологические механизмы восприятия и индивидуальной интерпретации // Полис 2004, №4
  140. Разворотнева С.В. Язык власти, власть языка (Анализ исследований политической коммуникации в Америке) // США: экономика, политика, идеология. 1993, № 3. — С.23-32.
  141. Разорина Л.М. К определения содержания понятия «личность» в советской психологии //Вопросы психологии.2005, №1
  142. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб, 1997.
  143. Ракитянский Н. Проблема психодиагностики политических лидеров // Общественные науки и современность. 1995. № 6. С.108-116.
  144. Рамник В.В. Власть и мы: ментальность российской власти — традиции и новации// Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В.Ю. Большакова/. СПб., 2000.- С. 90-142.
  145. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.
  146. Риззатов Э.К. Операциональное кодирование – метод дистантной оценки личности политического лидера // Вестник МГУ. Политические науки.2006, №2
  147. Российская ментальность: методы и проблемы изучения. Сб ст. М., 1999.
  148. Русская политическая метафора. – М., 1991.
  149. Сайко Э.В., Фельдштейн Д.И. Психология масс и проблема деструктивных и конструктивных форм поведения людей как явлений исторического процесса // Мир психологии. 2000, № 2. — С.269-273.
  150. Седов Л. Настроения, ожидания и взгляды электората «партии власти» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998, № 3. — С.13-16.
  151. Седов Л. Политическая «разруха» – в натуре и головах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998, № 4. — С.12-15.
  152. Седов Л. Сентябрь 2000. Перемены в настроениях электората // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000. № 6. -С.19-24.
  153. Серебрянников В. Военное насилие в политических конфликтах // Свободная мысль. 1996, № 6.
  154. Сергеев В.М. Итоги выборов и эволюция российского политического сознания //Полис. 2004, №1
  155. Сигеле С. Преступная толпа. / Преступная толпа. М.,1998.
  156. Скиперский А.В. Образ «медведя»: феноменологический аспект политической легитимизации //Социс.2004, №8
  157. Скифская А.Лш. Технологии политического участия: политико-правовые аспекты организации выборов в Тюменской области // Вестник МГУ. Социология и политология.2006, №2
  158. Скрипюк И.И. Политическая реклама и политический PR в России //Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В. Ю. Большакова/. – СПб., 2000. – С. 192 – 244.
  159. Славин Б.Ф. Какая идеология нужна России?//Социально-гуманитарные знания. 2004, №4
  160. Солдатова Г.У. Психологический потенциал сдерживания межэтнической напряженности в республиках России // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М, 1995, С. 284-285.
  161. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.,1998.
  162. Соловьев А.И. Политология: политическая теория и политические технологии. – М. 2001.
  163. Спасибенко С.Г. Социализация студента в процессе изучения социологии// Социально-гуманитарные знания. 2004, №1
  164. Спасибенко С.Г. Социальная типология человека: теоретический подход //Социально-гуманитарные знания. 2006, №2
  165. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999.
  166. Страхов А.П. Особенности политического поведения российских избирателей: политико-культурный аспект // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 12. Полит. Науки. 1998. № 5. — С.17-35.
  167. Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995.
  168. Сулимов К.А. Политико-философское понимание политического насилия: поиски смысла // Полис.2004, №3
  169. Тарасов А. Меняющиеся субкультуры: опыт наблюдения за скинхедами // Сободная мысль. 2006, №5
  170. Тард Г. Мнение и толпа / Преступная толпа. М.,1998.
  171. Терроризм: психологические корни и правовые оценки («круглый стол» ж-ла «Государство и право») // Государство и право. 1995, № 4.
  172. Ткаченко А.Г. Терроризм: духовно-нравственный аспект // Современный терроризм: Состояние и перспективы. М., 2000. – С. 139-149.
  173. Тотьмянин Н.Д. Основные аспекты политической культуры и социализации американцев // США: экономика, политика, идеология. 1995, № 1. — С. 29-41.
  174. Тощенко Ж.Т. Чеченский кризис: человеческий потенциал проблемы // Социальные конфликты: Экспертиза. Прогнозирование. Технология разрешения. М., 1995.
  175. Тощенко Ж.Т. Фантомы общественного сознания и поведения //Социс.2004, №12
  176. Фишма Л.Г. Политический миф и идеология: «опасное сближение»? //Полис.2006, №4
  177. Франкл В. Психолог в концентрационном лагере // Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. – С. 130-155.
  178. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.// Преступная толпа. М.,1998.
  179. Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон, 28-й президент США. Психологическое исследование. М., 1992.
  180. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
  181. Фурман Д., Бектурганова Б. Массовое сознание и религия в Казахстане и России // Свободная мысль.2005, №1,
  182. Хевеши М.А. Политика и психология масс // Вопросы философии. 1999, №12. — С.32-42.
  183. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.
  184. Цой С.П., Шамсеева Э.Н. Динамика восприятия московской власти в сознании граждан // Вестник МГУ. Политические науки.2004, №3
  185. Человек, политика, психологи (материалы «круглого стола»)// Вопросы психологии. 1995, №4.-С.3 -23.
  186. Честнейшин Н.В. Консерватизм и либерализм: тождество и различие //Полис.2006,№4
  187. Чеснов Я. Потенциал согласия в психологии чеченцев // Открытая политика. 1996, № 9-10. — С.24-28.
  188. Читать человека — как книгу/ Сост.Е.К. Знак. – Мн. : ПП “МЕТ” М. : АОЗТ “ЭКСМО”, 1995.
  189. Чугров С. О региональной фрагментации российского политического сознания // Мировая экономика и международные отношения. 1998, № 1. – С.29-41.
  190. Чугров С. Об особенностях политического сознания российского Дальнего Востока // Мировая экономика и международные отношения. 1999, № 10. -С.57-65.
  191. Шарп Д. Роль силы в ненасильственной борьбе // Вопросы философии. 1992, № 8.
  192. Шелекасова Н.П. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера // Политические исследования. 2000, № 4. — С.130-132.
  193. Шестопал Е. Б. Личность и политика. –М. : “Феникс”, 1998.
  194. Шестопал Е. Восприятие образов власти: политико — психологический анализ // Политические исследования. 1994, № 4.
  195. Шестопал Е. Оценка гражданами личности лидера // Политические исследования. 1997, № 6. — С.57-72.
  196. Шестопал Е.Б. Перспективы демократии в сознании россиян // Общественные науки и современность. 1996, № 2. — С. 45-60.
  197. Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики. – М. : Прогресс, 2000.
  198. Шестопал Е.Б., Новикова-Грунд М.В. Восприятие образов двенадцати ведущих политиков России (психологический и лингвистический анализ) // Политические исследования. 1996, № 5. — С.168-191.
  199. Шестопал Е.Б., Пищева Т.Н., Гикавый Е.М., Зорин В.А. Образ В.В. Путина в сознании российских граждан // Полис. 2004, №3
  200. Шестопал Е.Б. Новые тенденции восприятия власти в России // Полис. 2005, №3
  201. Шестопал Е.Б. Публичная политика в России // Полис.2005, №3
  202. Шестопал Е.Б. Политическая психология как область современного политического знания: перспективы и векторы развития // Вестник МГУ. Политические науки. 2005,№1
  203. Шмелёв А.Г. Психология политического противостояния: тест социального мировоззрения // Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 5.
  204. Шнирельман В. Ценность прошлого: этноцентрические исторические мифы, идентичность и этнополитика // Реальность этнических мифов. М., 2000. – С. 12- 33.
  205. Штукина Т.А. К новому измерению феномена политического лидерства // Кентавр. 1994, № 6. — С.22-30; 1995, № 1. — С.48-60.
  206. Щедрина Е.В. «Круглый стол на тему «Политическая психология в современной России»// Вопросы психологии. 1994, №5.-С.155-157.
  207. Щербина Н.Г. Цветовая классификация политических лидеров России или Лидер белый, красный и черный // Политические исследования. 2000, № 4. — С.94-104.
  208. Щербинин А.И. Тоталитарная индоктринация: у истоков системы (Политические праздники и игры) // Политические исследования. 1998, № 5.
  209. Щербинина Н.Г. Герой тоталитарного мифа. Томск, 1998.
  210. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России.- Спб, 1993.
  211. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.,1991.
  212. Юрина М.В. Механизм политической идентификации в период первичной политической социализации // Вестник МГУ. Политические науки. 2005, №5
  213. Яковенко И.Г. Культурные аспекты механизмов и социально-психологические источники массового террора // Мир психологии. 1998, № 3. — С.215-247.

9.Контрольные задания и методические рекомендации по изучению дисциплины студентов заочной формы обучения

Студентам заочной формы обучения для полного освоения курса «Политическая психология» необходимо написать контрольную работу, которая является составляющей аттестации по данному курсу. Выполнение контрольной работы имеет целью углубленное изучение одной из тем курса, систематизацию теоретических знаний, выработку навыков работы с литературой.

Начинать работу над полученной темой следует с чтения соответствующего раздела учебной литературы. Затем составляется план работы и начинается проработка исследовательской литературы.

Контрольная работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.-2003. Она должна состоять из следующих основных частей: содержания, введения, основной части, заключения и списка литературы.

В содержании отражается структура контрольной работы, с обязательным указанием страниц. Содержание (план) контрольной работы желательно согласовать предварительно с преподавателем кафедры. Главы можно не разбивать на параграфы. Перечень основных вопросов заканчивается заключением, которые представляют обобщение важных положений, выдвинутых и рассмотренных в контрольной работе.

Имея предварительный план, студент обращается к подбору и систематизации библиографии. Существенную помощь в ознакомлении с литературой могут оказать библиотечные каталоги, справочная литература, электронные библиотеки.

Введение — начальная часть текста. Во введении аргументируется актуальность исследования, — т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи контрольной работы. Объем введения — в среднем около 10% от общего объема работы.

— Основная часть. Основная часть работы раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы выбранной темы, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса. Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов — компиляции. Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты.

— Заключение — последняя часть исследования. В ней в краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части — пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.

— Список использованной литературы. Контрольная работа любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Наименование литературы делится на источники и список литературы.

Требования, предъявляемые к оформлению контрольной работы.

Объемы рефератов колеблются от 15-20 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа формата А4. Сверху и снизу листа оставляются поля размером 20 мм., слева 35 мм, справа 15 мм., рекомендуется шрифт 14, интервал — 1,5. Все листы работы должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в содержании.

При написании и оформлении контрольной работы следует избегать типичных ошибок, например, таких:

— поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,

— в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,

— дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т.д.

При проверке контрольной работы преподавателем оцениваются:

— Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.

— Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в работе проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).

— Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

— Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности исследования, спорность или однозначность выводов).

— Использование литературных источников.

— Культура письменного изложения материала.

— Культура оформления материалов работы.

Темы контрольных работ:

Политическая власть и ее персонификация.

Иррациональное в политике.

Политическое поведение и политическая культура как объект психологии.

Анализ и коррекция политического поведения.

Специфика восприятия политической власти.

Психологические аспекты институционализации власти. Легитимность по-литической власти.

Психологические проблемы распределения власти и властной компетенции.

Политическое инакомыслие.

Идеалы и политическое доверие.

Кризисы политической идентичности.

Психология протестного политического поведения.

Политическая самоактуализация.

Сущность и генезис политического лидерства.

Поведение лидера: социально-психологическая мотивация.

Психология вождизма.

Психологические особенности политической социализации личности.

Политико-ролевая идентификация в исполнении политических ролей.

Гендерная асимметрия власти: психологический аспект.

Типология политических конфликтов. Развитие конфликтов: психологический контекст.

Психологические техники разрешения политических конфликтов.

Переживание политического насилия: субъективные интерпретации.

Социально-психологические границы политической свободы.

Патернализм как социально-психологический феномен.

Личность в условиях политической свободы.

Психологическая адаптация к политическим изменениям в современном российском обществе.

Психологические аспекты политических кризисов.

Психология террора.

Место манипуляции в политическом процессе.

Технологии политической манипуляции.

Манипуляция сознанием в тоталитарном обществе.

Манипуляция сознанием в современном демократическом обществе.

Психология политического влияния.

Феномен политической игры: психологические аспекты.

Психосемантика политической коммуникации.

Презентация образов ведущих политиков России: психолингвистический аспект.

Сексуальность как фактор политического имиджа.

Политические символы: психологический анализ.

11.3.Перечень типовых экзаменационных и зачетных вопросов

11.3.1. Перечень зачетных вопросов

  1. Предмет и метод политической психологии.
  2. Методы политико-психологических исследований.
  3. Метод фокус-групп
  4. Ведущие школы и направления современной политической психологии
  5. Позитивистские и антипозитивистские концепции.
  6. Эго-психология Э. Эриксона. Политический психоанализ.
  7. Поведенческий подход в политической психологии.
  8. Индивидуальная психология А. Адлера.
  9. Когнитивистская тенденция в психологии.
  10. Психологические особенности российской парламентской деятельности
  11. Психологические характеристики субъекта парламентского лидерства
  12. Теория малых групп.
  13. Группа как субъект политики.
  14. Общая классификация групп.
  15. Основные направления исследования психологии групп.
  16. Групповая фацилитация Н. Триплета.
  17. Национально-этнические стереотипы и установки.
  18. Национальный характер в политическом процессе
  19. Психологические проблемы национально-этнических групп в современном мире.
  20. Формы и виды политической активности личности в политическом процессе.
  21. Основные теории лидерства.
  22. Психологические типы лидеров.
  23. Я-концепция, самооценка, мотивы лидеров.
  24. Политическая власть: типы и формы проявления.
  25. Психологические концепции происхождения власти
  26. Мотивация власти.
  27. Полипотребностный подход к мотивации власти С. Б. Каверина.
  28. Психологические признаки легитимности власти.
  29. Типы легитимности и их психологические предпосылки
  30. Психологические факторы легитимности и делегитимности власти.
  31. Понятие, структура, специфика политического сознания.
  32. Исследование политического сознания в психоанализе ( З. Фрейд К.Г. Юнг).
  33. Понятие архетипа, коллективного сознания, коллективного бессознательного.

11.3.2. Перечень экзаменационных вопросов.

  1. Предмет и метод политической психологии.
  2. Методы политико-психологических исследований.
  3. Метод фокус-групп
  4. Ведущие школы и направления современной политической психологии
  5. Позитивистские и антипозитивистские концепции.
  6. Эго-психология Э. Эриксона. Политический психоанализ.
  7. Поведенческий подход в политической психологии.
  8. Индивидуальная психология А. Адлера.
  9. Когнитивистская тенденция в психологии.
  10. Психологические особенности российской парламентской деятельности
  11. Психологические характеристики субъекта парламентского лидерства
  12. Слухи и сплетни как психологическое явление и средство политической борьбы.
  13. Психотехнологии создания эффективного политического имиджа.
  14. Политическая реклама как агитационно-пропагандистская технология.
  15. Понятие и виды масс
  16. Типология и свойства масс
  17. Типологии лидеров масс Г. Лебона.
  18. Влияние массы на человека
  19. Теории «массового общества».
  20. Массовое сознание: понятие и структура
  21. Свойства массового сознания и механизмы воздействия на него
  22. Понятие и типология массового политического сознания
  23. Способы манипулирования массовым сознанием
  24. Теория малых групп.
  25. Группа как субъект политики.
  26. Общая классификация групп.
  27. Основные направления исследования психологии групп.
  28. Групповая фацилитация Н. Триплета.
  29. Национально-этнические стереотипы и установки.
  30. Национальный характер в политическом процессе
  31. Психологические проблемы национально-этнических групп в современном мире.
  32. Психология толпы.
  33. Понятие и виды публики
  34. Формы и виды политической активности личности в политическом процессе.
  35. Психологические предпосылки зарождения и существования политического насилия
  36. Основные теории лидерства.
  37. Психологические типы лидеров.
  38. Я-концепция, самооценка, мотивы лидеров.
  39. Психологические предпосылки появления и проявления радикализма
  40. Психология управления политическими конфликтами
  41. Психологические методы управления политическими конфликтами
  42. Использование вербальных и невербальных приемов в политике.
  43. Политическая власть: типы и формы проявления.
  44. Психологические концепции происхождения власти
  45. Мотивация власти.
  46. Полипотребностный подход к мотивации власти С. Б. Каверина.
  47. Психологические признаки легитимности власти.
  48. Типы легитимности и их психологические предпосылки
  49. Психологические факторы легитимности и делегитимности власти.
  50. Понятие, структура, специфика политического сознания.
  51. Исследование политического сознания в психоанализе ( З. Фрейд К.Г. Юнг).
  52. Понятие архетипа, коллективного сознания, коллективного бессознательного.
  53. Психологические воздействия в политической рекламе.
  54. Соотношение психологической и информационной войны
  55. Приемы психологической войны
  56. Место психологической войны в системе политических отношений
  57. Сущность информационно-психологического противоборства
  58. Психологические операции как элемент информационно-психологического противоборства
  59. Силы и средства психологических операций
  60. Пути противодействия психологическим операциям противника
  61. Уровни управления психологической войной в системе государственной информационной политики
  62. Сущность информационно-психологической войны
  63. Психологические приемы создания мифов в политике.
  64. Мифологические конструкции как способ защиты от информационно-психологической войны

15