Этнопедагогика и этнопсихология

Методические рекомендации по подготовке курсовой работы

Структура контрольной работы

Контрольная работа включает следующие основные структурные компоненты:

Титульный лист

Приложение 1.

Содержание

Указать № страницы

Введение (1,5 -2 страницы)

Актуальность, цель, задачи

Основная часть

(распределенная на параграфы 10-15 страниц)

1.

2.

3.

Заключение (1-2 страницы)

Выводы и рекомендации

Список литературы

Более 5 источников

Приложения (до 10 страниц).

(страницы не нумеруются)

Таблицы, графики, рисунки, тесты, анкеты, дополнительный материал и др.

Во введении требуется обосновать выбор темы, ее актуальность, указать на прикладные аспекты исследования и практическую значимость темы, сформулировать проблему и круг вопросов, необходимых для ее решения, определить цель работы и задачи исследования.

В основной части необходимо произвести разбивку материала на параграфы. На основе изучения литературы излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы, анализ различных точек зрения, дается объективная информация. Изучаются ведущие концепции современной теории по данной проблеме. Дается оценка подходам, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. В выводах по данному разделу необходимо четко выделить основные опорные теоретические позиции.

Важно, чтобы параграфы были логически связаны, а переход от одной части к другой был последовательным. При написании работы исключается переписывание источников, требуется осмысление работы в целом. Необходимы точные ссылки на литературу.

В заключительной части следует дать обобщение основных положений и выводов, сделанных в работе; привести авторские предложения, например, по применению тех или иных теоретических положений в практической деятельности.

Сбор, анализ и обобщение материалов исследования

На этом этапе студенту предстоит ознакомиться с нормативным материалом, подобрать литературные источники, изучить различные подходы и взгляды авторов на проблему исследования, проанализировать многообразие путей решения исследуемых вопросов по выбранной проблеме. Трудность изучения материалов связана с тем, что придется сталкиваться с огромным количеством источников по теме контрольной работы.

Работа с литературой требует конспектирования основных положений. Записи прочитанного материала могут быть весьма разнообразны: простой или развернутый план, тезисы, цитаты. Более полной и сложной формой записи является конспект, представляющий собой обзор книги, журнальных статей.

Систематизация источников позволяет с большей степенью эффективности организовать их анализ и обобщение. Неоценимую помощь на этом этапе работы может сыграть использование персонального компьютера. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система научных сведений по исследуемой проблеме и формулирование основных обобщенных теоретических выводов и практических положений. Основные задачи студента на этом этапе: написание чернового варианта работы; формулирование выводов по главам, параграфам; определение личностного отношения автора к исследуемой проблеме; оформление приложений.

Оформление контрольной работы

Завершающим этапом разработки контрольной работы является письменное изложение основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций. На основе собранных материалов уточняется структура, содержание и объем контрольной работы.

Ориентировочный объем контрольной работы составляет 25- 30 страниц машинописного текста. При наличии приложения (приложений) объем может быть несколько больше.

Страницы текста контрольной работы и включенные в нее иллюстрации, таблицы должны соответствовать формату А4. Контрольная работа должна быть выполнена машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала. Текст в редакторе «Word» Times New Roman — 13. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое — 3 см; правое – 1,5 см; верхнее и нижнее — 2 см.

При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту. В работе должны быть четкие, не расплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки, одинаково черные по всей курсовой работе.

Заголовки структурных элементов и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Нумерация курсовой работы осуществляется сквозная по всему тексту. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу (или по центру) без точки в конце. Титульный лист и задание на контрольную работу включаются в общую нумерацию страниц, однако, номер страницы на титульном листе не проставляется (Приложение 1,2).

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц контрольной работы.

Разделы, подразделы, параграфы и пункты контрольной работы следует нумеровать арабскими цифрами. Разделы или подразделы курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части и обозначаться арабскими цифрами с точкой; например 1.; 2.; 3. и т.д.

Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте контрольной работы.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей контрольной работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Если в контрольной работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.

Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т.д. и печатать строчными буквами с абзацного отступа. В пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений. Одно примечание не нумеруют.

Подстрочные ссылки также имеют сплошную нумерацию. Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводятся сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа — их детальная расшифровка.

Слово «Приложения» следует печатать с прописной буквы по центру и не подчеркивать. В конце контрольной работы даются приложения, на которые делаются ссылки в тексте. В приложения обычно входят различные схемы, графики, таблицы, данные исследований и т.п.

Приложения следует оформлять как продолжение контрольной работы на ее последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте работы.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «Приложение». Если приложений более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации.

Список литературы должен содержать перечень источников, использованных при написании контрольной работы. Составляется список по алфавиту. При составлении списка необходимо выполнять требования библиографии:

— книга: 1 автор: Суходольский, Г. В. Математические методы психологии [Текст] / Г. В. Суходольский. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 242 [1] с.: ил.; 20 см. – 300 экз. — ISBN 5-288-02189-9;

2 автора: Кайдалова, А. И. Современная русская орфография [Текст] / А. И. Кайдалова, И. К. Калинина. – М. : ЭКСМО-Пресс, 1998. – 368 с.;

3 автора: Милютина, Е. В. Пользователь ПК: компьютер, программы, необходимые для устройства на работу [Текст] / Е. В. Милютина, Л. П. Андреева, Л. А. Скворцова. – М. : Эскимо : Книжкин дом, 2004. – 348 [3] с.: ил.; 21 см. – (Серия «Экспресс-курс»).

– Загл. пер.: Пользователь ПК. От нуля до профи. – На пер. авт. не указаны. – 5000 экз. – ISBN 5-699-06971-2 (в пер.).

– [04-46907];

4 и более авторов: История России [Текст] : учеб, пособие для студентов всех специальностей / В. Н.Быков [и др.] ; отв. ред. В. Н. Сухов ; М-во образова­ния Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. / при участии Т. А. Суховой. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с.; 21 см. – 10000 экз. – ISBN 5-230-10656-5;

— статья из журнала: Аминов, Т. М. Педагогические основы периодизации ремесленного образования в дореворлюционной Башкирии // Педагогический журнал Башкортостана. Уфа, 2008. Вып. 6 (19).

С. 124-131;

— сборники: Проблемы становления и развития государственности Республики Башкортостан [Текст] : коллектив. моногр. : сб.ст. / Башк. акад. службы и управления при Президенте Респ. Башкортостан, Науч.-исслед. и информ.-аналит. центр, Акад. наук Респ. Башкортостан, Отд-ние соц. наук ; редкол.: М. А. Агопов и др. – Уфа, 2000. – 301с.;

— учебники: Батыгин, Г. С. Лекции по методологии социологических исследований [Текст] : учеб, для студентов гуманит. вузов и аспирантов / Г. С. Батыгин. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 286 с. – (Программа: Обновление гуманит. образования в России).

– ISBN 5-7567-0016-1; Бонк, И. А. Учебник английского языка [Текст]: в 2 ч. / Н. А. Бонк, Н. А. Лукьянова, Л. Г. Памухина. — Минск : Высш. шк., 1993. – 2 т.;

— учебные пособия: Баянова, Л. Ф. Лекции по истории психологии [Текст] : учеб. посо­бие: [для вузов по специальности 031200 «Педагогика и методика нач. образования»] /Л. Ф. Баянова; Федер. агентство по образованию, Бирская гос. соц.-пед. акад. – М.: Бирск: БирГСПА, 2005. – 135 с.; 20 см. – Библиогр. в конце частей. – Имен, указ.: с. 131–133. – 500 экз. – ISBN 5-86807-235-1;

— учебная литература: Абрамова, В. В. Сборник заданий по математике [Текст]. Ч. 2 / В. В. Абрамова, Р. М. Зайниев, А. С. Сафаров; под ред. Л. М. Котляра ; М-во образования и науки РФ, Кам. гос. политех, ин-т. – Набережные Челны : Изд-во Кам. гос. политехи, ун-та, 2004. – 124 с.;

— справочные издания: Федотов, М. В. Энциклопедия раннего развития ребенка. Первый год жизни / М. В. Федотов. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 383 с. ; 21 см. – (Серия «Качество жизни»).

– На пер. авт. не указан. – Библиогр.: с. 371-372. – 4000 экз. – ISBN 5-222-06433-6 (в пер.); Юридическая энциклопедия [Текст] / Юрид. центр науч. исслед. и правовой информ.; науч. ред. Тихомиров М. Ю. – М., 1993. — 205 с.;

— нормативные документы: Об индивидуальной помощи в получении образования: (О содействии образованию): федер. закон Федератив. Респ. Германия от 1 апр. 2001 г. // Образовательное законодательство зарубежных стран. М., 2003. T. 3. С. 422-464.

— электронные ресурсы: URL: . com/ musei_kino/424668.html (дата обращения: 16.11.2007); Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия. М.: Кирил и Мефодий:New media generation, 2006. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM);

Примерная тематика контрольных работ Этнопедагогика и этнопсихология

Тема

Ф.и.о. студента

  1. Национально-региональный компонент в современном образовании.
  1. Традиции поморского семейного воспитания
  1. Культурная среда Севера в воспитании личности.
  1. Народный фольклор как источник народной педагогики и средство воспитания.

ГАЛИБИНА С,В,

  1. Идея воспитания в народных сказках.
  1. Идеи воспитания в северных сказках
  1. Идея воспитания в русской народной сказке.
  1. Народные праздники как социальные институты воспитания.
  1. Декоративно-прикладное искусство Севера и его влияние на воспитание.
  1. Северные (или другие) народные игры как средство воспитания.

Семакова Н.С.

  1. Особенности физического воспитания детей в условиях Севера.
  1. Особенности воспитания в поморской семье
  1. Метод проектов как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении ремеслам Севера
  1. Традиции семейного воспитания (народов …на выбор)

Матафанова А.А.

  1. Методика погружения в культуру в рамках лингвистической школы
  1. Роль и место образовательной программы «Родник» в православной культуре Русского Севера.
  1. Орнамент и композиция в русском народном искусстве.
  1. Роль и значение этнопсихологии в современном мире.
  1. Этнопсихология как междисциплинарная наука. Предмет и основные направления исследований в этнопсихологии
  1. История возникновения и становления этнопсихологии
  1. Основные направления этнопсихологических исследований: релятивизм, абсолютизм, универсализм.
  1. Изучение проблем народной педагогики как предпосылка становления этнопедагогики как науки (историко-педагогический аспект)
  1. Этнопедагогика как наука.
  1. Мир детства: этнокультурная вариативность социализации
  1. Концепции национального воспитания и образования: исторические аспекты.
  1. Современные подходы к проблеме национального воспитания и образования.
  1. Педагогическая роль прогрессивных народных традиций.
  1. Понятие культурной идентичности, этнокультурной идентичности, этнической толерантности. Проблема национального экстремизма и эгоизма.
  1. Формирование культурной идентичности как часть воспитания культуры межнационального общения.
  1. Содержание воспитания толерантности в системе современного поликультурного образования.
  1. Понятие поликультурного образовательного пространства: подходы к организации педагогической деятельности.
  1. Взаимосвязь местного, национального, общенационального (федерального) и всечеловеческого компонентов содержания школьного и вузовского образования.
  1. Анализ ситуации становления межкультурного образования в России.
  1. Поликультурное воспитание и образование.
  1. Взаимодействие этнопсихологии с другими науками
  1. Основные категории этнопедагогики и этнопсихологии
  1. Задачи этнопедагогики и этнопсихологии как науки
  1. Этнокультура детства, отрочества и юности: сравнительный этнопедагогический анализ.
  1. Особенности брачно-семейных отношений у различных этносов: место, роль, тип семьи в конкретной культуре
  1. Теория и технология реализации концепции национально-регионального компонента.

Список литературы

  1. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. – Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2000, — 68 с.
  2. Борчук А.В. Воспитательный потенциал народных ремесел Русского Севера. Тезисы. //Школа и духовно — нравственное возрождение региона: Материалы Ломоносовских педагогических чтений. /Под ред. Т.С. Буториной – Архангельск: АО ИППК РО, 1998. – 143 с. (73-75).

    0,1 п.л.

  3. Борчук А.В. Социальная значимость народных традиций, художественных промыслов и ремесел. // Народная художественная культура Русского Севера в дополнительном образовании детей Архангельской области: Теория и практика. /Отв.ред. В.Н. Бурчевский. /Под ред. Н.В. Галышевой, В.К.Хоревой, А.А. Беднарчик. – Архангельск: КИРА, 2003. – 125 с. (9-11).
  4. Борчук А.В. Труд как средство социализации ребенка (исторический аспект).

    // Ребенок и социум: опыт и перспективы взаимодействия /Науч.ред. Груздова Е.В. — Архангельск: АО ИППК РО, 2003. – 145 с. (106-108).

  5. Борчук А.В., Смирнов С.В. Духовно — нравственное воспитание студентов. //Образовательная деятельность в условиях инновационного развития высшей школы /Под ред. А.М.Вязьмина, Ю.В. Агафонова, Е.Ю. Васильевой и др. – Архангельск: СГМУ, 2006. – 108 с. (13-16) 0,18 п.д.
  6. Борчук А.В., Кузьмина Н.А. Современный уклад жизни поморской семьи. /Сб.научных ст.межвузовского конкурса студенческих работ и научно-практического семинара «Семья в Архангельской области: настоящее и будущее» /Администрация Арх. обл., Ком. по молод. политике Арх. обл., ПГУ им. М.В.Ломоносова; [сост. Л.С.Малик]. — Архангельск: КИРА, 2008. – 103 с.
  7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары: 1974.
  8. Бабушкины уроки. Художественный труд и изобразительное искусство в начальной школе. /Сост. Н.И. Рогозина О.Т. Попова, Н.А. Загайнова и др. /Научный руководитель: д.п.н., профессор Т.Я.Шпикалова – Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 1997. – 240 с.
  9. Белов В. ЛАД: очерки о народной эстетике. — М.: Изд-во Молодая гвардия, 1982, — 293 с.
  10. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в Х1Х-нач. ХХ вв. Этнографические очерки, — М.: Изд-во Наука, 1983.
  11. Богуславская И.Я. Северные сокровища. (О народном искусстве Севера и его мастерах) — Архангельск: С-Зап. кн. изд-во, 1980. — 80 с.
  12. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и Русская педагогическая культура. //Ломоносовские чтения. – Архангельск: Изд-во ГПИ им. М.В. Ломсоносова. – 1991.
  13. Буторина Т.С. Национально — региональный компонент в воспитании и образовании в условиях Архангельской области. Статья из сб. научных трудов //Национально — региональный компонент в образовании. /Под ред. Буториной Т.С. – Архангельск: Изд-во ПМПУ им. М.В. Ломоносова, 1994. – С. 3 — 8.
  14. Буторина Т.С. Региональные особенности воспитательной среды Архангельского Севера. Сб. научных трудов //Социально — педагогические аспекты развития современной школы на Севере. – Вологда: Изд-во ВГПИ, 1988. С. 5 — 15.
  15. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – Хабаровск: Хабаровское кн.изд., 1989, — 141 с.
  16. Карташов А. Очерки по истории Русской Церкви. Собр. соч. в 2-х томах. — М.: Терра — Теvvа, 1992. Т. 1 — 686 с., Т.2 — 568 с.
  17. Круглова В.К. Народные росписи Северной Двины. — М.: Изобразительное искусство, 1987.
  18. Семенова М. Мы — славяне! — СПб.: Изд-во Азбука, 1998.
  19. Сковородкина И.З. Национальное образование на Архангельском Севере (1917 – 1999 гг.): Монография. – Архангельск: Поморский университет им. М.В. Ломоносова, 2001, – 121 с.
  20. Смолицкий В.Г. Русь избяная. — М.: ГРЦРФ, 1993, — 63 с.
  21. Сорока-Росинский В.Н. Педагогичесие сочинения. — М.П., 1991. — 240 с.
  22. Уткин П.И., Королев Н.Г. Народные художественные промыслы. — М.: Высш. школа, 1992.
  23. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Часть 1. Историческая хрестоматия. /Составители: О.Е. Кошелева, Л.В.Мошкова — М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. — 208 с.
  24. Щекина С.С. Программа «Семья» //Сб. научных трудов. Национально — региональный компонент в образовании. /Под ред. Буториной Т.С. – Архангельск: Изд-во ПМПУ им. М.В. Ломоносова, 1994. — С.11 – 12.

Приложение 1.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет»

имени М.В.Ломоносова

Кафедра педагогики

(наименование кафедры)

Иванов Иван Иванович

(фамилия, имя, отчество студента)

Факультет

курс

группа

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

ЭТНОПЕДАГОГИКА

И ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

На тему

(наименование темы)

Отметка на защите

(дата)

Руководитель

доцент

Борчук А.В.

(должность)

(подпись)

(и., о., фамилия)

(дата)

Архангельск

2014