План
1 . Психическая защита
2. Защита путем умственных действий
3. Защита путем разрядочных реакций
4. Защита путем комического
5. Защита путем привычной деятельности
6. Список литературы
1.
Психическая защита
Понятие психической (психологической) защиты появилось вначале в русле психоанализа, а затем было принято и психологией в целом. Любой современный индивид обладает способами и ресурсами психической защиты, и формировать их необходимо с раннего возраста: правильным воспитанием.
Психическая защита носит общечеловеческий, а не культурно-исторический или этнический характер, но предпочтительные ее способы могут быть различными в различных сообществах.
Современный человек уже занял практически все пригодные для поселения территории, и жить ему приходится в тесноте: физической и психической. Отсюда — множество проблем, в том числе и тех, которые порождают необходимость в психической защите.
«Цель» психической защиты — разгрузка центральной нервной системы от чрезмерных и (или) застойных потребностных и подкрепляющих возбуждений, поддержание гомеостаза психики.
Нередко психическая защита трактуется как ненадежный или болезненный способ примирения индивида с неприемлемой для него информацией. При этом используют термины «вытеснение» или «запрет» на ее осознание. Думается, что способы «запрета» или «вытеснения» являются вынужденным, несовершенным, паранормальным способом психической защиты. Неслучайно, специалистам по психоанализу приходится особыми методами (по косвенным признакам) выявлять «вытесненные» или «запрещенные» содержания и переводить их в осознанное состояние для последующей обработки: с целью изменить (путем переоценки) их значимость для пациента.
Вот основные пути психической защиты (ем. ниже):
♦ защита путем умственных действий;
♦ защита путем разрядочных реакций;
♦ защита путем комического;
Введение. Введение. Общая характеристика психических состояний. ...
... деятельности при недостаточной профессиональной подготовленности и психологической устойчивости. Классификация психических состояний По состоянию активности различных отделов головного мозга различают ... или вообще безрезультатными. В то же время психические состояния, положительно влияющие на психическую деятельность, повышают эффект педагогического воздействия. По ...
♦ защита путем привычной деятельности.
При этом просто глупо было бы считать, что сознание «защищается» от подсознания или «бессознательного»: психика — единое целое, и как целое, но с различной активностью тех или иных своих отделов она защищает свой гомеостаз в условиях проблемных жизненных ситуаций.
От чего психика защищается? От дезорганизации и повреждений. Вот примеры психотравмирующих нейропсихических процессов (явлений):
♦ застойное потребностное возбуждение (психическое напряжение);
♦ патологическая фиксация некоего содержания, ведущая к формированию патологической доминанты (расстройства влечений); ♦ устойчивые противоречия внутри комплекса «Я», нарушающие его целостность…
2. Защита путем умственных действий
Умственные действия являются способом и психической адаптации, и психической защиты. Строго говоря, комическое тоже относится к разряду умственных действий, но вместе с тем оно имеет свой разрядочный физиологический механизм (смех), и поэтом}заслуживает самостоятельного рассмотрения Главным, предметом адаптационно-защитных умет- венных действий является значимость: оперирование значимостью неприемлемых по тем или иным причинам психических содержаний с целью ее снижения, а следовательно, уменьшения степени их травматогенности: способности вызывать переживания, которые вообще (для данного индивида) или в конкретной ситуации не могут быть реализованы конкретными действиями. Какие варианты здесь возможны?
♦ Снижение значимости неприемлемого способом занижения его оценки (принцип: «это — ерунда», «это — пустяки»).
♦ Снижение значимости неприемлемого способом масштабирования — противопоставления (принцип: «ничтожный объект между Западом и Востоком»).
Это способ оппозиции положительного содержания неприемлемому. При этом значимость положительного всячески завышается. Одним из проявлений метода оппозиции являются всякого рода побочные увлечения («хобби»), которые индивид настойчиво культивирует, отдавая этому все свободное время.
♦ Снижение значимости неприемлемого способом ослабления связи (принцип: «какое мне до этого дело», «это меня не касается»).
♦ Снижение значимости неприемлемого способом «изоляции» (принцип: «всё прекрасно, и лишь одно «но»).
Дело в том, что возможна иррадицация в центральной нервной системе возбуждения, соответствующего неприемлемому содержанию, вплоть до убеждения «плохо всё». Поэтому индивид убеждает себя в том, что у него «всё и во всём хорошо, кроме одного». Это позволяет не только предотвращать распространение отрицательно окрашенного возбуждения по центральной нервной системе, но и дает также возможность сконцентрироваться на решении конкретной проблемы, «не расплываясь мыслию по древу».
♦ Снижение значимости неприемлемого способом дезактуализации («мне это всё давным-давно известно»).
1Основные принципы и положения школы человеческих отношений 5
... специализированные учебные пособия и материалы периодической печати. Основные принципы и положения школы человеческих отношений Школа человеческих отношений возникла как реакция на такой недостаток ранних ... роли конфликта и предложила три способа его разрешения: доминирование, компромисс, интеграцию. М.-П. Фоллетт известна как адепт принципа ситуационного лидерства. Оригинальную теорию менеджмента ...
Смысл: раз известно давно, и ничего плохого не произошло, значит, это не так уж плохо или опасно.
Очевидно, что все перечисленные выше способы оперирования значимостью полностью соответствуют принципу, сформулированному римским императором и философом Марком Аврелием (121-180): «измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности».
К умственным действиям относятся и вопросы жизненной стратегии. Вот они:
♦ Понимание вероятностного характера любого достижения и успеха, что позволяет легче переносить неудачи. Как бы индивид ни был уверен в своей способности преодолевать трудности и достигать целей, он должен учитывать, что не только «невозможное бывает возможным», но и наоборот: возможное оказывается невозможным. В этом случае невозможность желаемого не будет неожиданной, а отсюда и сниженная психическая травматогенность неудачи.
♦ Преобладание в сфере потребностей потребности познавать мир: никто не может помешать этому, как никто никому не может запретить дышать одним с ним воздухом. Поэтому ориентация индивида на познание всегда дает ему достаточно положительных эмоций, и не случайно, в одной и той же ситуации одному индивиду бывает интересно, а другому—скучно.
♦ Умение сравнивать свои достижения и свое положение не только с теми, у кого «лучше», но и с теми, у кого «хуже». И всегда помнить о цене успеха: ничего никому даром не дается, за все приходится так или иначе, сейчас или потом платить. Важно это четко осознавать, чтобы не думать, что «есть на свете счастливые
люди, а я вот — несчастен»
♦ Материальные блага всегда ограничены в количестве, и никогда всем в равной мере чего-либо не достается. В связи с этим периодически возникают ситуации дележа: свалки, склоки, ссоры. Важно понимать: собравшиеся в одном месте для дележа оставляют при этом вокруг много свободного пространства и надо уметь оглянуться и поискать еще неоткрытые кем-то возможности. Главное — не лезть в гущу дележа, а внимательно смотреть вокруг: всегда найдется достаточно много интересного для каждого. Умей найти свое и относись к чужому как к неинтересному!
♦ Возможны две жизненных стратегии: сверх укрепленность (принцип «осажденная крепость») и принцип «затеряться на фоне» — не «возникать», не «заявлять о себе» без убедительной необходимости к этому.
Отношение к окружающему, как к опасному, вызывает постоянную актуализацию потребности самосохранения, а с нею — и постоянное психическое напряжение. Отношение же к окружающему как к подобному тебе позволяет считать его более дружественным, и поэтому не вызывает психического напряжения. Иначе говоря, надо уметь не придумывать себе опасностей, а к реальной опасности относиться технологично. И главное — относиться к неприятному, как к явлению объективному, а не чьему-то злому умыслу. Надо помнить, что какого бы ты высокого мнения о себе ни был, окружающие заняты прежде всего собственными делами и проблемами. И у каждого этих дел и проблем достаточно много, чтобы оставалось время специально думать о том, как бы тебе сделать плохо.
♦ Стремление быть всегда и во всем первым и самым главным опасно для психики. Во-первых, это признак отсутствия самодостаточности: индивид все время вынужден сравнивать себя с другими и отслеживать различия в положении и достижениях. Во-вторых, положение первого и самого главного опасно постоянным психическим напряжением: ведь самому главному легко стать не самым главным, утратить часть своего статуса. Положение же одного из первых, но не самого первого, намного выгоднее: те же преимущества положения, но без того психического напряжения, которым сопровождается поддержание первенства.
Сознание и бессознание в психике и поведении человека
... будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Размышляя о психике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного. ... Раскрытие вопроса сознания как высшей ступени развития психики человека; 2) Выявление бессознательных проявлений в психике человека, их роль в поведении; 3) В частности проводится исследование по ...
К категории защитных умственных действий относится и нецензурная брань. Ее разрядочный характер очевиден: «выругался, и полегчало». Но это и определенные умственные действия, а не только условно-рефлекторные словесные штампы (вроде вошедшего в моду слова «блин», сочетающего в себе внешнюю приемлемость с потенциалом разрядки).
Существует ведь еще и «многоэтажный мат»: это, несомненно, творчество, хотя и, быть может, циничное. Вообще же, именно брань четко демонстрирует замену физических (враждебных) действий словесными выражениями неодобрения. И в этом плане брань, в том числе и нецензурная — несомненное достижение цивилизации! И чем больше людям приходится сдерживать свои физические действия, тем более отчетливой становится роль ругательств. Таким образом, брань — это элементарная разрядочная реакция, а иногда — и умственные действия. Сам феномен психической защиты очень важен для нормального функционирования психики. Однако эта защита должна быть лишь дополнением к активной деятельности, направленной на преобразование ситуации: то, что неразрешимо в реальной жизни, неразрешимо и в психике. Субъективность все же позволяет как-то смягчить эту неразрешимость, и поэтому осознанная активность субъекта, его целенаправленная деятельность сами являются важным защитным механизмом психики.
Теперь несколько элементарно-учебных примеров. Одним из «фрейдистских» способов «психологической защиты» является регрессия. Как она проявляется? Переходом индивида на предшествующие возрастные формы поведения: к примеру, женщина начинает вести себя с мужем, как ребенок. Какова основа и в чем выгоды такого поведения? Во-первых, это, конечно, демонстративное снижение уровня притязаний: взрослый и в принципе равный по статусу начинает вести себя как младший по возрасту. Но ведь младший по возрасту — это и младший по статусу (если не брать в счет ситуацию «молодой начальник»).
Чем снижение уровня притязаний выгодно? Во-первых, снижением ответственности: ведя себя как ребенок, женщина тем самым перекладывает ответственность на мужчину. Во-вторых, из положения младшего легко просить без напряжения: просьба к старшему — типичная поведенческая ситуация, и ребенка она никогда не напрягает, кроме случаев, когда взрослые на просьбы отвечают грубо. Итак, регрессия — это не только «психологическая защита», но и выгодная (в ряде случаев) стратегия поведения: выигрыш в результате снижения уровня притязаний.
От подобного вида «регрессии» следует отличать другой ее вид, связанный с усвоением особенностей поведения индивида в связи с характером поведения окружающих.
История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика
... очерчивала грани своего предмета. 1. История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика 1.1. Учения о душе Интерес к знаниям, которые мы сегодня относим к ... слов: «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знание). В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двухтысячелетней работой великого множества умов. Постепенно слово «психолог» вошло в оборот ...
К примеру, трехлетний больной ребенок, помещенный в па- дату к пяти — шестилетним, начинает вести себя сходным с ними образом. И напротив, шестилетний, помещенный к двух – трех — летним, как бы опускается до их уровня. Так что здесь имеют место и «регрессия», и «прогрессия».
Другой вид «психологической защиты» — проекция. При ней индивид начинает другому приписывать свои недостатки. Типичная общественная ситуация — эксплуатация образа врага. Дело в том, что собственное поведение индивида где-то не выдерживает критики (совестью) и изменить оценку неприемлемого он не может. Вот он и переносит отрицательную оценку на другой объект, который противопоставляет себе.
Еще один вид «психической защиты», — отрицание. Оно может быть и осознаваемым, и неосознанным, и осуществляться различными способами. Здесь и условно-рефлекторное подавление (отвлечение) внимания от неприемлемого, и осознанное отрицание необходимости помнить о нем (по принципу: «не хочу об этом и думать»).
Это и осознанное отрицание недостатков у индивида, от которого зависит твое положение: если уж приходится общаться с ним постоянно, то легче начать отрицать его, недостатки и стараться «входить в его положение», а то и приписывать ему положительные качества, чем испытывать постоянное напряжение в ситуациях общения с ним или мыслях о них. Следовательно, отрицание — это не просто возражение или отказ, но и сложное оперирование с оценками и восприятием.
И несколько слов о защитной роли подражания. Очевидно, что подражание играет именно защитную роль в ситуациях неопределенности линии собственного поведения: индивид поступает, «как все», особенно не напрягаясь и не мучаясь сомнениями. В этом — психотерапевтическое значение обмена жизненным опытом: следование примеру, образцу, «общепринятому». Здесь и душевное облегчение из-за отпадения необходимости «думать самому», и момент безопасности: раз уж «так делают все», значит, за это не накажут. Видимо, этот момент облегчает и мародерство: когда оно принимает массовый характер, все меньшее число индивидов испытывают страх при мысли о своем возможном участии в подобного рода действиях. К сему относится и смысл известной поговорки: «на миру и смерть красна».
3. Защита путем разрядочных реакций
При всей сложности центральной нервной системы и психики нарушения их функционирования сводятся главным образом к чрезмерному, застойному или неправильно канализирующемуся возбуждению. Подобного рода проблем с торможением, как правило, не возникает. Дело в том, что возбуждение сильнее торможения: оно связано с органическими факторами (обязательностью потребностных возбуждений) и отражает самое жизненную активность. Торможение же во многом условно, и его основная задача — вводить возбуждение в определенные рамки.
Торможение обеспечивается вторичными нейропсихическими механизмами, и его осуществление всегда связано с определенным психическим усилием, тогда как распространение возбуждения — это аналог некоему облегчению, которое, однако, затем начинает отягощать психику, если оказывается чрезмерным или застойным. Последнее для психики особенно затруднительно, поскольку предъявляет высокие требования к её выносливости и чревато функциональной травмой нервных клеток. Следовательно, и возбуждению, и активному торможению необходима именно разрядка.
Л.С.Выготский о соотношении мысли, речи и языка и о психологической ...
... мир, основными единицами которого являются значения (обобщения, когнитивные компоненты сознания) и смыслы (аффективно-мотивационные компоненты). Психические функции, данные природой (натуральные), преобразуются в функции ... затем вращиваются в его сознание. Важная роль в развитии ребенка, по мысли Л.С.Выготского, принадлежит кризисам, которые ребенок испытывает при переходе от одной возрастной ...
В основе состояния удовлетворения (см. главу 3) лежит особого рода спад потребного возбуждения, и поэтому разрядка возбуждения всегда несет в себе некую привлекательность. По этой причине всеразрядочные (нейропсихические) реакции индивиду в той или иной степени приятны.
Наиболее универсальными разрядочными реакциями являются элементарные физические действия, а также смех, плач, брань. Они или имеют под собой готовые физиологические механизмы (смех и плач), или формируются — с учетом особенностей воспитания (например, брань), или носят элементарно-рефлекторный характер («топнуть ногой»).
Общая их черта: простота и доступность реализации. По этой причине подражать разрядочным реакциям проще и легче, чем каким-либо ещё.
Ещё один вид защитных реакций психики — разрядка — переключение. Их достоинство — сочетание защиты психики от чрезмерного по силе и длительности возбуждения с повышением гибкости и разнообразия поведения. Во-первых, этим путем может происходить переключение нерастраченной энергии на удовлетворение другой потребности (выполняющей замещающую роль): человек с «удвоенной энергией» берется за что-то другое. При слабом развитии интеллекта и (или) слабости функции задержки возбуждения возможны немотивированные поступки так как эти переключения оказываются вне интеллектуального контроля.
Что же происходит в случае, когда важная потребность осталась неудовлетворенной, а защитного переключения (чрезмерного по интенсивности и длительности потребностного возбуждения) не произошло? Развивается состояние фрустрации, которое является функцией общей потребностной неудовлетворенности. В его механизме можно выделить три компонента.
Во-первых, это распространение — вследствие индукции — торможения по центральной нервной системе, что неблагоприятно влияет на все прочие формы деятельности индивида (то есть направленные на удовлетворение иных потребностей) и проявляется общей его угнетенностью, подавленностью, депрессией.
Во-вторых, это общая повышенная раздражительность вследствие снижения порогов восприятия разного рода информации. Сам по себе это — один из механизмов информационного обеспечения достижения потребностного результата. Например, голодный человек обостренно воспринимает запахи пищи; хотя и менее демонстративно, обостряются также зрение и слух. Снижение порогов восприятия является результатом не самого по себе длительного возбуждения очага, а отражением сохраняющегося потребностного состояния. В данном же случае это ведет к тому, что человек «цепляется по пустякам», раздражается по поводу того, что раньше вообще не привлекало его внимания: развивается свойственное неврозу состояние раздражительной слабости.
Понятие смысла жизни и его составляющие
... всегда может быть найден. В. Франкл считает, что человек может обрести смысл жизни тремя путями: 1) в деле, направленном на достижение социально-значимых целей; 2) в ... многие отечественные психологи. Например, Л. И. Божович утверждает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для старшеклассников тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение ...
В-третьих, это отрицательные эмоции — досада, огорчение, разочарование — вследствие отрицательного подкрепления ситуации, в которой потребный результат оказался недостижимым, потребность неудовлетворенной. Эти эмоции обращаются как против внешних факторов (включая и других людей), так и против самого себя — собственной неспособности к успешным действиям. Они тоже требуют разрядки.
Если подобного рода состояние продолжается длительно, срабатывает защитный механизм более сложного и менее экономичного, чем описанные выше, уровня — происходит перестройка мотивации, целеполагания, смыслообразования. Это позволяет снизить статус представительства длительно неудовлетворяемой потребности среди прочих и тем самым уменьшить ее энергетизацию (то есть соответствующие ей возбуждения).
В свою очередь это ведет к уменьшению возможных неблагоприятных последствий неразрядившегося возбуждения для всего нейропсихического содержания потребностного цикла. При этом обычно требуется и специальная работа мысли — то есть умственные действия: индивид начинает убеждать себя в том, что «не так уж это было и нужно», что «есть вещи поважнее» и т. д. Если же индивидуальная пластичность центральной нервной системы оказывается недостаточной, а взаимоотношения мотивации, целеполагания, смыслообразования — ригидными (инертными), развивается устойчивое состояние невроза, требующее лечения
4. Защита путем комического
Комическое — это путь реализации личностно-смыслового типа психической защиты. Действительно, рассмеяться — это совсем не то, что плюнуть с досады: последнее более характерно для мотивационно-целевого типа защиты.
Каждое слово — это «точка» пересечения множества смысловых линий (логических цепей), каждое понятие может быть использовано во множестве разнообразных контекстов. В результате этого меняется и содержание высказывания, и его значимость. На этой многозначности базируется многое, в том числе и то, что называют комическим.
Как мы уже отмечали, главные функции мышления — это:
♦ выявление связей между предметами, процессами и явлениями;
♦ оценка значимости объектов, явлений, процессов;
♦ разгадывание непонятного (решение задачи);
♦ нахождение нового там, где оно неочевидно;
♦ определение характера необходимых действий.
Когда индивид в ходе мышления достигает некоего результата, он испытывает удовольствие, источник которого — удовлетворение одной из базисных потребностей: потребности в новой информации. Одного индивида больше радует новое во внешнем мире, другого — во внутреннем. Напротив, когда ход мысли сталкивается с затруднениями (а главная их причина и форма их существования — противоречие, несоответствие, несовпадение), эта потребность оказывается неудовлетворенной. Возникает неприятное индивиду состояние некоторой напряженности, которое отягощает дальнейшее течение его мыслей и ухудшает настроение. Решение мыслительной задачи (устранение противоречия) ведет к разрядке этого напряжения, что «оборачивается» удовольствием. Внешним проявлением этого удовольствия является улыбка или смех. Таким образом, удовольствие в ходе мышления возникает по двум причинам:
2. Психологические закономерности управленческой деятельности.: ...
... Психологические закономерности управленческой деятельности.: Закон неопределенности отклика, Закон расщепления смысла управленческой информации. Принцип универсальной талантливости Как известно, управление осуществляется ... каждого из партнеров в конкретный момент в частности.Закон расщепления смысла управленческой информации. Любая управленческая информация (директивы, постановления, приказы, ...
♦ неожиданное нахождение нового (чем неожиданнее, тем интереснее!);
♦ устранение препятствия ходу мысли (разрешение возникшего противоречия или несоответствия).
Чем сильнее противоречие или несоответствие, тем больше препятствий дальнейшему ходу мысли и тем сильнее застойное возбуждение, отягощающее психику. Соответственно, тем большее удовольствие при его разрядке: благодаря нахождению смысла, которого поначалу как бы и не было. Смысл — это главный и наиболее действенный результат мышления.
Остроумие — это результативное оперирование смыслом. В первую очередь, это способность найти смысл там, где он неочевиден. Возможны такие варианты:
♦ нахождение смысла в том, что представляется его лишенным;
♦ сопоставление несопоставимого и отдаленного, в результате чего (неожиданно) возникает (выявляется) смысл;
♦ перенос смысла с одного высказывания на другое, казалось бы для этого непригодное;
♦ выявление второго (третьего!) смысла у высказывания, изначальный смысл которого считался единственно возможным;
♦ нахождение для смысла достойной его формы (по принципу «краткость — сестра таланта»): ёмкой смысловой формулы—определения — то есть краткого словосочетания, в которое смысл вмещается полностью.
Остроумие всегда имеет творческий характер: обычно это мысленное воссоздание в одном контексте другого, иногда противоположного по значимости. А это возможно лишь благодаря углублению в содержательный потенциал многозначности. Кроме того, «фамильной» чертой остроумия является неожиданность: именно с ней связано наибольшее интеллектуальное удовольствие.
Остроумное высказывание — это всегда задача на смысл: выявление, перемещение, преобразование, подмена… И всегда в остроумном высказывании эта задача оказывается решенной: смысл найден, или преобразован, или перемещен (сдвинут, перенесен).
Наиболее частый характер остроумных высказываний:
♦ бессмыслица, в которой обнаруживается смысл;
♦ несоответствие, которое оборачивается соответствием;
♦ «явная глупость», которая — при более глубоком проникновении — оборачивается умной мыслью;
♦ различные части высказывания оказываются (неожиданно!) связанными весьма нетривиальным образом;
Проблема значения и смысла в трактовке Леонтьева
... является основным элементом языка, то соц-ком. значение или «смысл» является основной единицей коммуникации. Выг: значение является второй стороной ... от отношения субъекта к отражаемому предмету, от жизненного смысла для субъекта. То что скрывается в предмете или ... Сдвиг мотива на цель ( понятие Гальперина) – цель приобретает смысл, сама по себе становится мотивом. Методы исследования значений. ...
♦ «заведомо ошибочное» (неверное), которое оказывается глубинно верным.
Разрядка психического напряжения, возникающего при затруднении (тупике) мысли может происходить двумя способами: первый — логический, второй — физиологический. Первый — это как раз и есть путь остроумия. Если же мы не в состоянии разрешить имеющееся противоречие (несоответствие), нам остается только посмеяться: мысль отказывается идти дальше. Причем здесь важно дополнительное условие: имеющееся противоречие ничем нам не угрожает, не несет какого-либо ущерба.
Комическое — это противоречие или несоответствие в мысли или ситуации, которое может разряжаться путем смеха. Этим оно отличается от остроумия, где противоречие разряжается логическим путем: путем (продолжения) суждения. Понятно, что «поле» комического уже «поля» остроумного: оно оперирует только противоречием (несоответствием), и никакой особой работы со смыслом здесь нет. Но у комического есть особенность: несоответствие (противоречие) мы или не в состоянии разрешить и поэтому смеемся, или же нам неохота его разрешать, и мы предпочитаем посмеяться. Почему? Потому что разрешение данного несоответствия (противоречия) ничего привлекательного нам не сулит: лишь банальность.
Итак, в остроте тупик (затруднение) мысли устраняется, в комическом он остается, но затем разряжается иным путем. При этом надо учитывать, что противоречия (несоответствия) обычно насыщаются эмоциями: удивлением, недоумением, порою даже возмущением. А затем вся их энергия преобразуется в энергию смеха — типичной разрядочной реакции.
Смех — физиологическая реакция, возникающая для разрядки психического напряжения, возникающего вследствие препятствия ходу мысли.
А какая польза от смеха? Прежде всего, смех — это физиологическая реакция, служащая разрядке избыточного или застойного возбуждения в центральной нервной системе. В смех могут вкладываться различные эмоции: как положительные (радостный смех) так и отрицательные (различные виды неодобрительного смеха: саркастический, язвительный).
Следовательно, смех как элементарная физиологическая разря-дочная реакция может модулироваться нашим отношением к объекту, вызвавшему смех. Наличие такого модулирования проявляется возникновением интонаций. А выражение нашего отношения определенным образом действует на тех, кому смех адресован или тех, кто является объектом смеха. С учетом этого можно выделить три вида (уровня) смеха: * элементарно-разрядочный;
♦ интеллектуализированный;
♦ социально-регулятивный.
Элементарно-разрядочный смех. Это тот смех, который обычно кажется «беспричинным»: для него не видно внешнего основания. Он возникает, когда на какой-то момент смешным становится всё: покажи палец — тоже смешно. Дело здесь в накоплении психического напряжения, причем индивид его может и не осознавать, будучи погружен в ситуацию. Это — смех из сферы подсознания.
Интеллектуализированный смех — это смех, модулированный определенным отношением к объектам и основанию для него, и вполне осознанный. При этом индивид сначала воспринимает основание для смеха, потом уже начинает смеяться. Если оснований для «большого» смеха недостаточно, индивид ограничивается улыбкой или усмешкой.
Улыбка более непосредственна, чем усмешка: она выражает лишь радость и симпатию. Напротив, усмешка модулирована различными нюансами отношение индивида к объекту смеха.
Социально-регулятивный смех. Во-первых, смех в присутствии другого человека такую функцию обретает автоматически: присутствующие воспринимают и «усваивают» не только интенсивность (как фактор заразительности) смеха, но и характер оснований для него. Важно: кто, как и над чем смеётся.
Во-вторых, смех может быть составной частью актерского искусства. Это — сценически-выразительный смех. Он играет ту же роль, что и спонтанный смех, но в условиях сценического действия носит профессионально заданный характер.
Людям, наделенным «чувством юмора», жить легче: они лучше других способны увидеть несообразности ситуации, но это не ведет их психику в тупик, поскольку они способны находить взаимопонимание, разрешать противоречия, видеть выход из сложных ситуаций, не раздражаясь по пустякам.
Все это позволяет сделать вывод, что Наличие «чувства юмора» —это признак более четкого и тонкого видения мира, способности стать выше конкретной ситуации и тем самым не поддаваться её диктату.
5. Защита путем привычной деятельности
Самым жизненно значимым способом разрядки возбуждений в центральной нервной системе является физическая деятельность — действия во внешнем мире: именно ими осуществляется удовлетворение всех жизненно важных потребностей. Но по различным причинам эти действия не всегда возможны, и индивиду приходится ограничиваться умственными действиями: мысленно достигать желаемого, мысленно мстить врагам, мысленно занимать определенное общественное положение. Все это может рассматриваться и как подготовительный этап конкретных действий, но если дело этим и ограничивается, потребностное возбуждение не находит должного выхода и начинает накапливаться в центральной нервной системе, со всеми неблагоприятными последствиями. Какой бы эффективной ни была психическая защита любым из трех охарактеризованных выше способов, все равно необходим и четвертый: надо что-либо делать и физически: иначе разрядка психического напряжения окажется неполноценной.
Оказывается, есть способ деятельности, который индивиду доступен почти всегда – это привычная деятельность.
Какова польза привычек в плане психической защиты?
♦ Выполнение привычных действий позволяет осуществлять основное, из чего складывается сама повседневность — то есть главное содержание жизни, как процесса. Привычка связывает в единое целое определенную ситуацию и определенные проявления активности (индивида), выступая тем самым как способ квантования жизнедеятельности.
♦ Упорядоченность чередования физических действий вносит упорядоченность в течение высшей нервной деятельности, а следовательно, и психики: здесь происходит упорядочение возникновения и разрядки потребносных возбуждений и реализуется принцип «внутреннее через внешнее». Воспитывая у ребенка полезные привычки, родители закладывают базу упорядоченности его психики и потенциал его психической устойчивости.
♦ Привычные действия предохраняют индивида от излишнего погружения психики в иллюзорный мир и привязывают его к здравому смыслу со всеми его достоинствами.
♦ Выполнение привычных действий позволяет индивиду постоянно получать удовлетворение от достигнутого: небольшое, но надежное — ведь прочая деятельность не всегда его приносит, а это вызывает психическое напряжение.
♦ Привычки позволяют находить смысл в доступном и повседневном и облегчают проблему поиска «смысла жизни»: в привычных действиях смысл заложен автоматически. И хотя это не столь уж возвышенный смысл, зато смысл жизненный и надежный. Ведь привычка — это механизм придания значимости ранее индифферентным, ничем не побуждаемым действиям: способ канализации жизненной активности индивида.
♦ В ходе развития ребенка привычки формируются раньше, чем такие психические новообразования, как уровень притязаний, завышенность которого нередко несет индивиду множество неприятностей. Привычка — это наша постоянная связь с детством, с периодом, когда она была сформирована. Она проносится индивидом через всю его жизнь, служа одним из существенных механизмов преемственности поколений.
♦ Привычка — надежный способ адаптации индивида к условиям существования: она облегчает жизнь, снижая уровень нагрузки — как физической (вследствие «отработанности» действий), так и психической: ввиду отсутствия необходимости осуществлять для каждого действия процессы мотивации, целеполагания и смыслообразования.
6 . Список литературы.
1.Колесов Д.В. Введение в общую психологию. Учебное пособие. – М.:Издательство Московского психолого-социологического института. 2002 год