Правительство Российской Федерации 10

Государственное образовательное автономное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики — Нижний Новгород"

Факультет менеджмента

Программа дисциплины

«Лидерство»

для направления 80 200.65 «Менеджмент»

подготовка магистра

для магистерской программы: 80 500.68−29 — «Инновационный менеджмент»

Автор программы:

Карпунина М.А., marina@karpunina.ru

Одобрена на заседании кафедры венчурного менеджмента

«___"____________ 2012 г.

Зав. кафедрой Э.А. Фияксель

Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___"____________ 2012 г.

Председатель Т.В. Радаев

Утверждена УМС филиала «___"_____________2012г.

Председатель Л.Г. Макарова ________________________

Нижний Новгород, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для магистрантов обучающихся по программе 80 500.68 «Менеджмент».

Программа разработана в соответствии с:

12 стр., 5631 слов

Программа обучения по дисциплине (Syllabus)

... ) для студентов специальности (ей) 050503- Психология Павлодар Титульный лист программы обучения по дисциплине (Syllabus) Форма Ф СО ПГУ 7.18.3/37 ... филологии, журналистики и искусства «___»__________ 20 __г. Пртокол № ___. Председатель УМС _________ Жуманкулова Е.Н. «___»__________ 20 __г. Сведения ...

  • Образовательной программой направления 80 500.68. «Менеджмент».
  • Рабочим учебным планом подготовки магистров по направлению 80 500.68. «Менеджмент», магистерская программа 80 500.68−29 — «Инновационный менеджмент».
  • Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 80 200.68 «Менеджмент» (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2009 г. N 636.

Программа содержит информацию о специфике феномена лидерства. Тема лидерства является особенно актуальной при рассмотрении вопросов управления, власти, принятия решений, развития профессиональных навы­ков менеджера в организации. Курс имеет в большей степени практическую направленность. В результате освоения дисциплины студенты должны не только знать основные проблемы лидерства, но и приобрести управленческие навыки, необходи­мые каждому менеджеру независимо от того, на каком уров­не руководства организацией он находится. Подробно рассматриваются теории лидерства, примеры практического решения проблем.

Цели освоения дисциплины

Дать студентам комплекс знаний в области теории и практики лидерства, психологии лидерства, познакомить с основными проблемами лидерства в инновационном менеджменте, а также научить выстраивать и управлять системой лидерства.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • специфику современной управленческой деятельности и актуальные вопросы лидерства и власти;
  • основные теории лидерства, их достоинства и огра­ничения;
  • особенности различных стилей лидерства;
  • составляющие процесса лидерства.

Уметь:

  • выбирать стиль лидерства, адекватный стоящей перед менеджером задаче и ситуации;
  • эффективно осуществлять основные виды деловых ком­муникаций;
  • выбирать форму подготовки и принятия управленческих решений;
  • планировать работу в проектах и подразделениях.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

а) общекультурные:

— способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования;

— способность к изменению профиля своей профессиональной деятельности;

— способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;

— способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия;

— обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций;

б) профессиональные:

— способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями;

— способность разрабатывать корпоративную стратегию;

— способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию;

— способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности;

— способность применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин;

— способность разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания.

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку магистра.

Данный курс имеет междисциплинарные связи с такими дисциплинами как:

  • «Управление персоналом»,
  • «Социальная психология»,
  • «Командообразование»,
  • «Организационное поведение»,
  • «Менеджмент организации»,
  • «Управление проектами»
  • «Организационная конфликтология».

Тематический план учебной дисциплины.

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Тема 1. Проблема лидерства в современном менеджменте

10

2

-

-

8

2

Тема 2. Современные и классические теории лидерства

12

2

2

-

8

3

Тема 3. Лидерство как психологический феномен. Личность лидера.

22

2

4

-

16

4

Тема 4. Лидерство и власть в команде. Оценка лидерского потенциала.

22

4

4

-

14

5

Тема 5. Методы и технологии повышения эффективности управления.

18

2

2

-

14

6.

Тема 6. Харизматический, поведенческий, трансакционный, вероятностный подходы к управлению.

24

4

4

16

Всего:

108

16

16

76

5. Формы контроля знаний студентов

Текущий контроль осуществляется в процессе изучения курса и включает в себя оценку работы студентов на практических и семинарских занятиях (дискуссии, деловые и ролевые игры, заполнение и анализ тестовых методик, подготовка и проведение групповых упражнений и игр).

Каждая форма текущего контроля оценивается 10-балльной оценкой, которая выставляется в рабочую ведомость преподавателя.

Оценка за аудиторную работу(Оаудиторная) ставится по совокупности набранных баллов в течение всего периода обучения и не превышает 10 баллов, здесь главными критериями являются: активность, инициативность, умение формулировать собственную позицию и защищать ее, теоретическое знание материала.

Форма итогового контроля — зачет, который оценивается по 10-балльной шкале.

Оценка за домашнее задание. Студентам предлагается разработать и провести задание, направленное на оценку или развитие лидерского потенциала. Деятельность оценивается по двум составляющим: выполнение очного этапа работы (взаимодействие с аудиторией) и написание аналитической записки по итогам проведения. Во время работы в аудитории оценивается грамотность постановки задачи, четкость предлагаемых инструкций, способность осуществлять фасилитацию и модерацию, умение проводить процедуру обратной связи с участниками по результатам упражнения. В аналитической записке оценивается наличие следующих тематических блоков: цель задания, количество участников, какие навыки развивает, наличие инструкции по выполнению, описания хода упражнения и процедуры обратной связи. Помимо наличия данных тематических блоков оценивается их наполняемость (наличие развернутого описания), адекватность и логичность излагаемого материала.

Оценка за зачет.Зачет проводится в устной форме и предполагает ответы студентов на вопросы по изученному курсу.

Для получения результирующей оценки (О итог) итогового контроля используются следующие весовые множители:

текущая оценка:

0,5 — за аудиторную работу (на семинарских занятиях) (Оаудиторная),

0,5 — за подготовку и проведение домашнего задания (Одз),

итоговая оценка: 0,4 — за ответ на зачете (Озачет),

0,6 — за текущий контроль (Отекущий).

Текущая оценка магистранта будет состоять:

Отекущий=0,5·Одз + 0,5·Оаудиторная

Итоговая оценка будет представлена в виде следующего результата:

Оитоговый = 0,4·Оэачет + 0,6·Отекущий

Полученный после округления этой величины до целого значения результат и выставляется как результирующая оценка по 10-балльной шкале по учебной дисциплине «Лидерство» в зачетную ведомость и зачетную книжку студента.

6. Критерии оценки знаний, навыков

Компетенция

Формы текущего контроля

Форма предъявления знаний, умений и навыков

Эссе

Домашнее задание

Аудиторная

Работа

Способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования

+

+

+

-Выступление с докладом на семинаре

-Аналитическая записка по результатам проведения группового задания

-Эссе

Способность к изменению профиля своей профессиональной деятельности

+

+

-Диагностическое тестирование

-Участие в аудиторных заданиях

Способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения

+

+

+

-Аналитическая записка по результатам проведения группового задания

-Эссе

-Доклад с презентацией на семинаре

-Проверочный тест

Способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия

+

+

+

-Участие в аудиторных групповых заданиях

-Выступление с докладом

Обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций

+

+

Презентация — защита точки зрения группы

Аналитическая записка по итогам проведения группового задания

Участие в групповых аудиторных заданиях и играх

Способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями

+

+

Участие в групповых заданиях

Тест

Проведение задания с группой (д/з)

Способность разрабатывать корпоративную стратегию

+

Аналитическая работа — доклад

Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию

+

+

Аналитическая записка по итогам задания

Защита программы

Способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности

+

+

Аналитическая записка по итогам задания

Доклад

Способность применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин

+

+

Проведение занятия с аудиторией

Способность разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин

+

+

+

Презентация для сопровождение группового задания

Аналитическая записка

7. Содержание программы

Тема 1. Проблема лидерства в современном менеджменте

1.1 Междисциплинарная функция психологии лидерства и ее роль в системе наук о менеджменте и деловом администрировании. Соотношение понятий руководство и лидерство.

1.2 Исторический обзор подходов к проблеме лидерства.

1.3 Понятие лидерства.

1.4 «Когнитивная карта» лидерства.

Основная литература:

  1. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. — БГЭУ Минск, 2006. — 268 с.
  2. Питерс Том. Основы. Лидерство. СПб. — Стокгольмская школа экономики в Санкт_петербурге, 2006. — 160 с.

Дополнительная литература:

  1. Шейнов В.П. Психология лидерства и власти. — М.: Ось-89, 2008. — 608 с.
  2. Трейси Б., Шеелен Ф. Личность лидера. — М.: Попурри, 2007. — 288 с.
  3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. — М.: Экономист, 2006. -670с.

Тема 2. Современные и классические теории лидерства

2.1. Формальное и неформальное лидерство. Успешное и эффективное лидерство по Б.Бассу. Источники стремления к лидерству (А.Адлер, Э. Фромм).

Теории лидерства как отдельной личностной черты.

2.2. Модель лидерства Р. Танненбаума и Шмидта. Четыре модели стиля лидерства по Р.Лайкерту. «Стимулирующий» и «предупреждающий» стили лидерства.

2.3. Управленческая «решетка» Р. Блейка и Д.Моутон. Теория 3-D Теория лидерства Ф.Фидлера.

Основная литература:

  1. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. — БГЭУ Минск, 2006. — 268 с.
  2. Менегетти А. Психология лидера. — М.: Онтопсихология, 2007. — 272 с.
  3. Финкельштейн Сидни. Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций: Анализ и практические выводы. Пер. с англ. — 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 394 с.
  4. Warren G. Bennis. On Becoming A Leader: The Leadership Classic — 4th Edition. Basic Books, 2009 — 256 pp.
  5. Kevin Cashman. Leadership from the Inside Out: Becoming a Leader for Life, 2nd edition — Illustrated, Berrett-Koehler Publishers, 2008 — 215 pp.

Дополнительная литература:

  1. Байхем В.С., Смит О.Б., Пизи М.Дж. Воспитай своего лидера. Как находить, развивать и удерживать в организации талантливых руководителей. — М.: Вильямс, 2002
  2. Литвак Б.Г. Бизнес-лидеры. Технология успеха. — М.: Дело, 2005.
  3. Трейси Б. Цель — абсолютное лидерство. Ключ к успешному руководству и организации. М.: Интерэксперт, 2003
  4. Сталь Д. Уроки лидерства. Семь базовых управленческих навыков для руководителей всех уровней. — М.: Вершина, 2008. — 248 с.
  5. Трейси Б., Шеелен Ф. Личность лидера. — М.: Попурри, 2007. — 288 с.
  6. Лоуб М., Киндел С. Как стать лидером для «чайников». — М.: Вильямс, 2007. — 384 с.
  7. Трейси Б., Шеелен Ф. Личность лидера. — М.: Попурри, 2007. — 288 с.

Тема 3. Личность лидера

3.1. Навыки успешного лидера. Этапы становления лидера. Лидерские качества бизнесмена.

3.2. Модель саморазвития лидера К.Кэшмена.

3.3. Структура личности (краткий обзор).

Уровень интернальности, А- и В-типы поведения, уровень самооценки. Концепции направленности и интенциональности.

3.4. Описание стилей лидерства по К. Левину.

3.5. Гендерные аспекты лидерства.

Основная литература:

  1. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. — БГЭУ Минск, 2006. — 268 с.
  2. Ойстер К. Социальная психология групп. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. — 224.

Дополнительная литература:

  1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. — М., изд «Экономист», 2006. -670с.
  2. Вайни Джон. Вы мечтаете стать главой компании? Путь наверх / Пер. с англ. — М.: Зао «Олим-Бизнес», 2007. — 208 с.
  3. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология личности. Ростов-на-Дону. — Феникс, 2009. — 576 с.
  4. Литвак Б.Г. Бизнес-лидеры. Технология успеха. — М.: Дело, 2005.
  5. Манфред Кетс де Вриес. Лидеры, шуты и мошенники. — М.: Аквамариновая Книга, 2008. — 184 с.
  6. Сталь Д. Уроки лидерства. Семь базовых управленческих навыков для руководителей всех уровней. — М.: Вершина, 2008. — 248 с.
  7. Лоуб М., Киндел С. Как стать лидером для «чайников». — М.: Вильямс, 2007. — 384 с.
  8. Кови С.Р. Лидерство, основанное на принципах. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 302 с.
  9. Лидерство / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 258 с.

Тема 4. Специфика руководства инновационным проектом

4.1. Типы лидерства на разных стадиях развития проекта.

4.2. Команда лидера: как подобрать и удержать людей в проекте.

4.3. Взаимодействие команды инновационного проекта с инноваторами и инвесторами (фондами).

Основная литература:

  1. Баранчеев В.П. Управление инновационными проектами. Научно-практическое пособие. — М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2007. — 192 с.
  2. Котельников В.Ю. Предпринимательское лидерство. Инициируй инновации, быстрые перемены и веди за собой людей. — М.: Эксмо, 2007. — 96 с.

Дополнительная литература:

  1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. — М., изд «Экономист», 2006. -670с
  2. Котельников В.Ю. Управление инновациями: стратегический подход. Гибкие корпоративные стратегии выживания и лидерства в новой экономике. — М.: Эксмо, 2007. — 96 с Блэклок Дж., Джекс Э. Технологии командной игры. Руководство для лидера. М.: Изд. дом Гребенникова, 2008.
  3. Литвак Б.Г. Бизнес-лидеры. Технология успеха. — М.: Дело, 2005.
  4. Адаир Дж. О менеджменте и лидерстве. — М.:Эксмо, 2007. — 208 с.
  5. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. — М.: Речь, 2007. — 238 с.
  6. Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Ицхак Калдерон Адизес; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина бизнес Букс, 2008. — 262 с.

Тема 5. Методы и технологии повышения эффективности управления

5.1 Планирование деятельности.

5.2 Процедуры принятия управленческого решения. Делегирование. Креативность лидера.

5.3 Этические принципы в работе лидера.

5.4. Управление конфликтами.

Основная литература:

  1. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. — БГЭУ Минск, 2006. — 268 с.
  2. Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха. Спб.: Питер, 2008. — 368 с.

Дополнительная литература:

  1. Бэкингем М. Шаг к успеху: успешное руководство, эффективное лидерство и стабильный личный успех. — М.: Вильямс, 2007. — 288 с.
  2. Блауг М. Действенное лидерство. — М.:Альпина Бизнес Букс, 2008 — 186 с.
  3. Бауэр М. Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 198 с.
  4. Кови С.Р. Лидерство, основанное на принципах. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 302 с.
  5. Трейси Б., Шеелен Ф. Личность лидера. — М.: Попурри, 2007. — 288 с.
  6. Финкельштейн Сидни Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций: Анализ и практические выводы. Пер. с англ. — 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 394 с.
  7. Иванова С. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008 — 278 с.
  8. Корпоративная культура и лидерство: Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 160 с. — (Серия «Дайджест McKinsey»).

Тема 6. Харизматический, поведенческий, трансакционный, вероятностный подходы к управлению.

Основная литература:

  1. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. Учебное пособие. М.: Статут, 2007. — 542 с.
  2. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. — БГЭУ Минск, 2006. — 268 с.
  3. Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха. Спб.: Питер, 2008. — 368 с.

Дополнительная литература:

  1. Финкельштейн Сидни. Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций: Анализ и практические выводы. Пер. с англ. — 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 394 с.
  2. Warren G. Bennis. On Becoming A Leader: The Leadership Classic — 4th Edition. Basic Books, 2009 — 256 pp.
  3. Kevin Cashman. Leadership from the Inside Out: Becoming a Leader for Life, 2nd edition — Illustrated, Berrett-Koehler Publishers, 2008 — 215 pp.

Образовательные технологии

Образовательные технологии, используемые при реализации учебной работы: групповые дискуссии, деловые игры, ролевые игры, выступление с презентацией, защита проекта, проведение тренинга.

Методические рекомендации преподавателю

Курс имеет прикладную направленность. Среди основных задач, стоящих перед преподавателем — не только передача знаний, но и формирование ряда компетенций, необходимых специалисту по управлению персоналом.

Лекционный материал сочетается с практическими заданиями. Значительное время посвящено освоению практических заданий: участию в деловых и ролевых играх, обсуждению обучающих фильмов, подготовке презентаций и выступлению, а также другим видам практических работ.

Преподавателю курса необходимо иметь опыт проведения групповых и индивидуальных тренинговых заданий, а также иметь навыки управления групповыми процессами и организации процедуры обратной связи.

Методические указания студентам

Для успешного освоения курса студентам необходимо быть готовыми к активному взаимодействию со слушателями курса и преподавателями. Чтобы получить высокие результирующие баллы по осваиваемому курсу необходимо участвовать в предлагаемых аудиторных заданиях, готовить домашние задания и умело презентовать их, проявляя творческие способности и демонстрируя нестандартное видение ситуации, проводить с группой слушателей задания и обсуждать их.

8. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента Тематика заданий текущего контроля

Оценка за текущий контроль студентов складывается из работы на семинарских занятиях, а также из оценки за выполнение домашнего задания. Студентам предлагается разработать и провести задание, направленное на оценку или развитие лидерского потенциала. Деятельность оценивается по двум составляющим: выполнение очного этапа работы (взаимодействие с аудиторией) и написание аналитической записки по итогам проведения. Во время работы в аудитории оценивается грамотность постановки задачи, четкость предлагаемых инструкций, способность осуществлять фасилитацию и модерацию, умение проводить процедуру обратной связи с участниками по результатам упражнения. В аналитической записке оценивается наличие следующих тематических блоков: цель задания, количество участников, какие навыки развивает, на каком этапе динамики группового развития может осуществляться, наличие инструкции по выполнению, описания хода упражнения и процедуры обратной связи. Помимо наличия данных тематических блоков оценивается их наполняемость (наличие развернутого описания), адекватность и логичность излагаемого материала.

Вопросы для итогового зачета

  1. Власть и ответственность в управлении. Лидерство как современная форма управленческой власти.
  2. Типы лидеров. Какой тип лидеров наиболее эффективен в инновационных проектах?
  3. Возможно ли ситуативное лидерство в России?
  4. Теории лидерского поведения: характеристика, преимущества, недостатки, современное состояние, перспективы развития.
  5. Подходы к лидерству.
  6. Какова проблема лидерства в инновационном проекте и в чем разница между лидерами и менеджерами?
  7. Команда инновационного проекта. Задачи лидера.
  8. Какую роль играет команда лидера, и каков подход к распределению полномочий в команде?
  9. Процедуры принятия управленческого решения.
  10. Делегирование.
  11. Креативность лидера.
  12. Этические принципы в работе лидера.
  13. Управление конфликтами.
  14. Проблема лидерства в современных организациях.
  15. Основные проблемы лидерства в инновационных проектах.
  16. Классические теории лидерства.
  17. Современные теории лидерства.
  18. Когнитивная карта лидерства.
  19. Модель подготовки лидера.
  20. Планирование деятельности руководителя.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Помещение для проведения деловых и ролевых игр (тренинговая комната).

Аппаратура для лекций и семинаров: проектор, экран, ноутбук, колонки.

Изобразительные средства: бумага (формата А1 и А4), фломастеры, пастельные мелки.

Автор программы М.А. Карпунина

11

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector