9
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета физической культуры и спорта
___________________/А.Д. Какухин/
«_____» _____________2010 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
магистерской подготовки
«Профессионально-педагогическое мастерство»
Направление 034300 «Физическая культура»
Специальность 034300 «Спорт и система подготовки»
Факультет Физической культуры и спорта
Кафедра Теории и методики физической культуры и спорта
Красноярск 2010
Учебная программа дисциплины
составлена в соответствии с требованиями регионального (вузовского) компонента специальных дисциплин к содержанию и уровню подготовки магистра Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 034300 «Физическая культура» для специализации 034300 «Спорт и система подготовки»
Программу составил: доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России Марков К.К. _____________
(подпись)
Учебная программа согласована с кафедрой ______________________________
Заведующий кафедрой __________
«____»_______ 2010 г.
Учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ___________
________________________________________________________________
«____» ____________ 2010 г. протокол № _______
Заведующий кафедрой __________
Учебная программа обсуждена на заседании НМСФ __________________________________________________________________
«___» ____________ 200___ г. протокол № ____
Председатель НМСФ _________________________________
1. Цели дисциплины «Профессионально-педагогическое мастерство» Цели дисциплины
Цели преподавания дисциплины «Профессионально-педагогическое мастерство»:
Требования к освоению учебной дисциплины
... ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи учебной дисциплины «Педагогика» В системе подготовки кадров высшей квалификации гуманитарного ... конкретной социокультурной ситуации. В учебной программе курса внимание сосредоточено на изучении понятийно ... учебно-воспитательного процесса; · требования к личности педагога, критерии успешной педагогической деятельности и способы повышения профессионально ...
- углубление знаний магистрантов специфики избранного вида спорта;
- повышение педагогических и психологических умений и навыков эффективной подготовки спортсменов и команд;
- улучшение способности в напряженной соревновательной обстановке добиваться победы над очередным соперником и достигать стратегической цели спортивного сезона или многолетнего цикла;
- подготовка магистрантов к решению научно-исследовательских проблем физической культуры и спорта.
2. Требования к уровню освоения и содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины магистранты должны:
2.1. Знать:
- общие проблемы формирования педагогического мастерства тренера и педагогические аспекты деятельности тренера в тренировочном процессе;
- психолого-педагогические аспекты двигательного обучения спортсменов;
- проблемы психофизиологии спорта;
- особенности деятельности спортсменов в соревновательном процессе;
- научную и исследовательскую проблематику спортивной деятельности.
2.2. Уметь:
- использовать основные принципы спортивной педагогики и психологии в практической тренерской деятельности;
- индивидуализировать педагогический процесс в соответствии с типологией спортсмена;
- расширять и совершенствовать свои профессиональные навыки и познания в области спортивной педагогики и психологии;
- быть подготовленным к творческому мышлению и к самостоятельному принятию решений в любой проблемной ситуации;
- ставить и намечать решения исследовательских задач в спорте.
3. Место дисциплины в структурно-логической схеме учебного плана
Перечень дисциплин Учебного плана, используемых при изучении дисциплины «Профессионально-педагогическое мастерство» по направлению 034300 «Физическая культура» специализации 034300 «Спорт и система подготовки»:
- педагогика и психология;
- педагогика физической культуры и спорта;
- психология физической культуры и спорта;
- теория и методика физической культуры и спорта;
- специализация в избранном виде спорта;
- основы научно-методической деятельности.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Всего зачетных единиц (часов) |
Семестр 1 |
Общая трудоемкость дисциплины |
5,0 з.е. (180 ч.) |
5,0 з.е. (180 ч.) |
Аудиторные занятия: |
1,4 з.е. (52 ч.) |
1,4 з.е. (52 ч.) |
лекции |
0,4 з.е. (16 ч.) |
0,4 з.е. (16 ч.) |
практические занятия (ПЗ) |
1,0 з.е. (36 ч.) |
1,0 з.е. (36 ч.) |
Самостоятельная работа: |
3,6 (128 ч.) |
3,6 (128 ч.) |
изучение теоретического курса (ТО) |
1,5 з.е. (54 ч.) |
1,5 з.е. (54 ч.) |
предварительная проработка материалов для будущей магистерской диссертации |
1,1 з.е. (38 ч.) |
1,1 з.е. (38 ч.) |
написание реферативной работы |
1,0 з.е. (36 ч.) |
1,0 з.е. (36 ч.) |
Вид итогового контроля |
экзамен |
экзамен |
5. Тематический план дисциплины
№ модулей |
Наименование модулей и учебных элементов |
Всего |
Аудиторных |
самостоятельная работа |
||
всего аудиторных |
лекции |
практическиезанятия |
||||
1 |
Модуль 1 Формирование педагогического мастерства тренера в спорте |
77 |
21 |
7 |
14 |
56 |
2 |
Модуль 2 Освоение технологии обучения профессионально значимым двигательным действиям и повышение уровня спортивных достижений
|
55 |
15 |
5 |
10 |
40 |
3 |
Модуль 3 Специальные вопросы психофизиологии спорта и типологической индивидуализации подготовки спортсменов |
48 |
16 |
4 |
12 |
32 |
Всего часов |
180 |
52 |
16 |
36 |
128 |
6. Содержание дисциплины
№ п/п
|
Раздел, тема дисциплины |
Лекции
|
Практические занятия |
Самостоятельная работа |
Модуль 1 |
7 |
14 |
56 |
|
1.
|
Введение. Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения и содержания дисциплины, ее место в структурно-логической схеме учебного плана. Объем и тематика изучаемой информации, значимость и связь изучаемой дисциплины с другими учебными курсами по специальности |
1 |
2 |
8 |
2.
|
Общие проблемы формирования педагогического мастерства тренера. Структура и содержание деятельности тренера, критерии его педагогического мастерства, структура и содержание деятельности, соответствие структуры деятельности тренера структуре его личности |
1 |
2 |
8 |
3. |
Критерии педагогического мастерства тренера, ролевые позиции тренера, педагогические способности тренера, общепедагогические и специальные принципы спортивной тренерской деятельности |
1 |
2 |
8 |
4.
|
Роль и функции педагогики спорта, проблемы воспитания в спорте, принципы, регламентирующие тренерскую деятельность, самоопределение личности тренера в структуре профессиональной деятельности |
1 |
2 |
8 |
5. |
Вариации педагогических подходов к тренировке, коммуникативные навыки тренера, мотивация спортсменов |
1 |
2 |
8 |
6.
|
Педагогические аспекты деятельности тренера в тренировочном процессе. Роли тренера и их разнообразие, принцип «справедливой игры» в педагогическом процессе, индивидуальный педагогический подход и мотивация игроков |
1 |
2 |
8 |
7. |
Постановка целей в тренировочном процессе, развитие тренерского педагогического мастерства, оценка педагогического мастерства тренера |
1 |
2 |
8 |
Модуль 2 |
5 |
10 |
40 |
|
8. |
Психолого-педагогические аспекты двигательного обучения спортсменов. Общие вопросы стратегии двигательного обучения в спорте, двигательное обучение, основанное на «ключевых точках», принципы и методика двигательного обучения в спорте, содержание двигательного обучения |
1 |
2 |
8 |
9. |
Помощь тренера в освоении технических приемов, планирование и реализация эффективной тренировки, анализ спортивной техники при обучении, мастерство тренера при наблюдении, стадия предварительного наблюдения, практика наблюдения при анализе техники спортсмена |
1 |
2 |
8 |
10. |
Методика исправления технических ошибок, организация упражнения и техническая подготовка, постановка цели упражнения, количество повторений и обратная связь, игровые условия, интерес и соревновательность упражнения |
1 |
2 |
8 |
11. |
Проблемы психофизиологии спорта. Специфика психомоторных действий в спорте, системная организация психомоторных функций, исходные понятия и определения, иерархия уровней функционирования психомоторики |
1 |
2 |
8 |
12. |
Механизмы управления психомоторными действиями, различительная чувствительность движений по времени, пространственная различительная чувствительность, различительная чувствительность по усилию, внимание в спорте, основные характеристики внимания |
1 |
2 |
8 |
Модуль 3 |
4 |
12 |
32 |
|
13. |
Индивидуализация педагогического процесса в соответствии с типологией спортсменов. Типология личности спортсмена, индивидуализация двигательной деятельности отдельных типов спортсмена |
1 |
2 |
6 |
14. |
Стиль обучения и типология спортсменов, экспериментальные исследования типологии личности спортсменов |
1 |
2 |
6 |
15. |
Деятельность тренера в соревновательном процессе. Общие положения, психологические основы стратегического мышления, тактическое, игровое мышление тренера |
1 |
2 |
6 |
16. |
Подготовка к соревновательной деятельности, разведка будущего соперника, разработка и представление соревновательного плана, установка на соревнование, психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям |
1 |
2 |
6 |
17. |
Управление спортсменами в соревнованиях, секундирование в ходе соревнований, использование перерывов в соревнованиях для управления спортсменами, замены спортсменов, информационные аспекты управления спортсменами, анализ соревновательной деятельности |
— |
4 |
8 |
Итого |
16 |
36 |
128 |
7. Контрольные вопросы по курсу
«Профессионально-педагогическое мастерство»
- Общие проблемы формирования педагогического мастерства тренера
- Структура и содержание деятельности тренера и критерии его педагогического мастерства
- Структура и содержание деятельности
- Соответствие структуры деятельности тренера структуре его личности
- Критерии педагогического мастерства тренера
- Ролевые позиции тренера
- Педагогические способности тренера
- Общепедагогические и специальные принципы спортивной тренерской деятельности
- Роль и функции педагогики спорта
- Проблемы воспитания в спорте
- Принципы, регламентирующие тренерскую деятельность
- Самоопределение личности тренера в структуре профессиональной деятельности
- Педагогические аспекты деятельности тренера в тренировочном процессе
- Роли тренера и их разнообразие
- Принцип «справедливой игры» в педагогическом процессе
- Индивидуальный педагогический подход и мотивация игроков
- Вариации педагогических подходов к тренировке
- Коммуникативные навыки тренера
- Мотивация игроков
- Постановка целей в тренировочном процессе
- Развитие тренерского педагогического мастерства
- Оценка педагогического мастерства тренера
- Особенности деятельности спортсменов в соревновательном процессе
- Проблемы психофизиологии спорта
- Специфика психомоторных действий в спорте
- Системная организация психомоторных функций
- Исходные понятия и определения
- Иерархия уровней функционирования психомоторики
- Механизмы управления психомоторными действиями
- Различительная чувствительность движений
- Различительная чувствительность по времени
- Пространственная различительная чувствительность
- Различительная чувствительность по усилию
- Внимание в спорте
- Основные характеристики внимания
- Значение и специфика внимания в спорте
- Методики развития внимания
- Психолого-педагогические аспекты двигательного обучения спортсменов
- Общие вопросы стратегии двигательного обучения в спорте
- Двигательное обучение, основанное на «ключевых точках»
- Принципы и методика двигательного обучения в спорте
- Содержание двигательного обучения
- Помощь тренера в освоении технических приемов
- Планирование и реализация эффективной тренировки
- Анализ спортивной техники при обучении
- Мастерство тренера при наблюдении
- Стадия предварительного наблюдения
- Практика наблюдения при анализе техники спортсмена
- Методика исправления технических ошибок
- Организация упражнения и техническая подготовка
- Постановка цели упражнения
- Количество повторений и обратная связь
- Игровые условия, интерес и соревновательность упражнения
- Индивидуализация педагогического процесса в соответствии с типологией спортсменов
- Типология личности спортсмена
- Двигательные качества и типология спортсменов
- Стиль обучения и типология спортсменов
- Индивидуализация двигательной деятельности отдельных типов личности спортсменов
- Экспериментальные исследования типологии личности спортсменов
- Деятельность тренера в соревновательном процессе
- Общие положения
- Психологические основы стратегического мышления
- Тактическое, игровое мышление тренера
- Подготовка к соревновательной деятельности
- Разведка будущего соперника
- Разработка и представление соревновательного плана
- Установка на соревнование
- Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям
- Управление командой в соревнованиях
- Секундирование в ходе соревнований
- Использование перерывов в соревнованиях для управления спортсменами
- Замены спортсменов
- Информационные аспекты управления спортсменами
- Анализ соревновательной деятельности
8. Темы рефератов по курсу
- Структура и содержание деятельности тренера и критерии его педагогического мастерства
- Общие и специальные принципы спортивной тренерской деятельности
- Самоопределение личности тренера в профессиональной деятельности
- Роли тренера и их разнообразие
- Принцип «справедливой игры» в педагогическом процессе
- Индивидуальный педагогический подход и мотивация
- Вариации педагогических подходов к тренировке
- Коммуникативные навыки тренера
- Постановка целей в тренировочном процессе
- Развитие тренерского педагогического мастерства
- Оценка педагогического мастерства тренера
- Психолого-педагогические особенности тренировочного процесса в соответствии со спецификой вида спорта
- Общие вопросы стратегии двигательного обучения в спорте
- Двигательное обучение, основанное на «ключевых точках»
- Принципы и методика двигательного обучения в спорте
- Анализ спортивной техники при обучении
- Методика исправления технических ошибок
- Организация упражнения и техническая подготовка
- Специфика психомоторных действий в спорте
- Системная организация психомоторных функций
- Различительная чувствительность движений
- Внимание в спорте
- Типология личности спортсмена
- Двигательные качества и типология личности
- Индивидуализация двигательной деятельности отдельных типов личности спортсменов
- Стиль обучения и типология личности спортсмена
- Практические исследования типологии личности спортсменов
- Деятельность тренера в соревновательном процессе
- Психологические основы стратегического мышления
- Тактическое, игровое мышление тренера
- Подготовка к соревновательной деятельности
- Управление спортсменом в соревнованиях
- Анализ соревновательной деятельности спортсменов
9. Литература, рекомендуемая для изучения курса
«Профессионально-педагогическое мастерство»
- Бирюкова З.И. Высшая нервная деятельность спортсменов. – М.: ФиС, 1961. – 156 с.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: ФиС, 1985. – 192 с.
- Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М.: ФиС, 1978. – 134 с.
- Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: ФиС, 1986. – 208 с.
- Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. – М.: ФиС, 1981. – 375 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта. – Л.: ЛГПИ, 1979. – 235 с.
- Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. М.: Аспект Пресс, 1995. – 318 с.
- Марков К.К. Тренер-педагог и психолог. – Иркутск: ИрИИТ, 1999. – 236 с.
- Марков К.К. Психолого-педагогические основы тренерской деятельности. – Красноярск, КГПУ, 2007. – 200 с.
- Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 1976. – 257 с.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для вузов. В 2 кн. – М.: Просвещение, 1994.
- Озеров В.П. Психомоторное развитие спортсменов. – Кишинев: Штиинца, 1983. – 140 с.
- Родионов А.В. Психология спорта высших достижений. – М.: ФиС, 1979. – 144 с.
- Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. – М.: ФиС, 1984. – 125 с.