Федеральное агентство по образованию 81

9

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета физической культуры и спорта

___________________/А.Д. Какухин/

«_____» _____________2010 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

магистерской подготовки

«Профессионально-педагогическое мастерство»

Направление 34 300 «Физическая культура»

Специальность 34 300 «Спорт и система подготовки»

Факультет Физической культуры и спорта

Кафедра Теории и методики физической культуры и спорта

Красноярск 2010

Учебная программа дисциплины

составлена в соответствии с требованиями регионального (вузовского) компонента специальных дисциплин к содержанию и уровню подготовки магистра Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 34 300 «Физическая культура» для специализации 34 300 «Спорт и система подготовки»

Программу составил: доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России Марков К.К. _____________

(подпись)

Учебная программа согласована с кафедрой ______________________________

Заведующий кафедрой __________

«____"_______ 2010 г.

Учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ___________

________________________________________________________________

«____» ____________ 2010 г. протокол № _______

Заведующий кафедрой __________

12 стр., 5540 слов

Рабочая программа учебной дисциплины фтд.1. Психология управления

... .М. Психология управления. Рабочая программа учебной дисциплины: Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2014 г.(рукопись, электронная версия) Кафедра государственного права, ИИП, Образовательный ... и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий Подготовка к практическим занятиям Подготовка к зачету Итого: 54 54 3. Промежуточный и ...

Учебная программа обсуждена на заседании НМСФ __________________________________________________________________

«___» ____________ 200___ г. протокол № ____

Председатель НМСФ _________________________________

1. Цели дисциплины «Профессионально-педагогическое мастерство» Цели дисциплины

Цели преподавания дисциплины «Профессионально-педагогическое мастерство»:

  • углубление знаний магистрантов специфики избранного вида спорта;
  • повышение педагогических и психологических умений и навыков эффективной подго­товки спортсменов и команд;
  • улучшение способности в напряженной соревновательной обстановке добиваться по­беды над очередным соперником и достигать стратегической цели спортивного сезона или многолетнего цикла;
  • подготовка магистрантов к решению научно-исследовательских проблем физической культуры и спорта.

2. Требования к уровню освоения и содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины магистранты должны:

2.1. Знать:

  • общие проблемы формирования педагогического мастерства тренера и педагогические аспекты деятельности тренера в тренировочном процессе;
  • психолого-педагогические аспекты аспекты двигательного обучения">двигательного обучения спортсменов;
  • проблемы психофизиологии спорта;
  • особенности деятельности спортсменов в соревновательном процессе;
  • научную и исследовательскую проблематику спортивной деятельности.

2.2. Уметь:

  • использовать основные принципы спортивной педагогики и психологии в практической тренерской деятельности;
  • индивидуализировать педагогический процесс в соответствии с типологией спортсмена;
  • расширять и совершенствовать свои профессиональные навыки и познания в области спортивной педагогики и психологии;
  • быть подго­товленным к творческому мышлению и к самостоятельному принятию решений в любой проблемной ситуации;
  • ставить и намечать решения исследовательских задач в спорте.

3. Место дисциплины в структурно-логической схеме учебного плана

Перечень дисциплин Учебного плана, используемых при изучении дисци­плины «Профессионально-педагогическое мастерство» по направлению 34 300 «Физическая культура» специализации 34 300 «Спорт и система подготовки»:

  • педагогика и психология;
  • педагогика физической культуры и спорта;
  • психология физической культуры и спорта;
  • теория и методика физической культуры и спорта;
  • специализация в избранном виде спорта;
  • основы научно-методической деятельности.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего зачетных

единиц (часов)

Семестр 1

Общая трудоемкость дисциплины

5,0 з.е. (180 ч.)

5,0 з.е. (180 ч.)

Аудиторные занятия:

1,4 з.е. (52 ч.)

1,4 з.е. (52 ч.)

лекции

0,4 з.е. (16 ч.)

0,4 з.е. (16 ч.)

практические занятия (ПЗ)

1,0 з.е. (36 ч.)

1,0 з.е. (36 ч.)

Самостоятельная работа:

3,6 (128 ч.)

3,6 (128 ч.)

изучение теоретического курса (ТО)

1,5 з.е. (54 ч.)

1,5 з.е. (54 ч.)

предварительная проработка материалов для будущей магистерской диссертации

1,1 з.е. (38 ч.)

1,1 з.е. (38 ч.)

написание реферативной работы

1,0 з.е. (36 ч.)

1,0 з.е. (36 ч.)

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

5. Тематический план дисциплины

№ модулей

Наименование модулей

и учебных элементов

Всего

Аудиторных

самостоятельная

работа

всего аудиторных

лекции

практическиезанятия

1

Модуль 1

Формирование педагогического

мастерства тренера в спорте

77

21

7

14

56

2

Модуль 2

Освоение технологии обучения профессионально значимым двигательным

действиям и повышение уровня

спортивных достижений

55

15

5

10

40

3

Модуль 3

Специальные вопросы психофизиологии спорта и типологической индивидуализации подготовки спортсменов

48

16

4

12

32

Всего часов

180

52

16

36

128

6. Содержание дисциплины

№ п/п

Раздел, тема дисциплины

Лек­ции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Модуль 1

7

14

56

1.

Введение. Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню ос­во­ения и со­держания дис­циплины, ее место в струк­турно-логиче­с­кой схеме учеб­ного плана. Объем и тема­тика изучаемой ин­формации, значимость и связь изучае­мой дис­циплины с другими учеб­ными курсами по специаль­ности

1

2

8

2.

Общие проблемы формирования педагогического мастерства тренера. Структура и содержание деятельности тренера, критерии его педагогического мастерства, структура и содержание деятельности, соответствие структуры дея­тельности тренера структуре его личности

1

2

8

3.

Критерии педагогического мастерства тренера, ролевые позиции тренера, пе­дагогические способности тренера, общепедагогические и специальные прин­ципы спортивной тренерской деятельности

1

2

8

4.

Роль и функции педагогики спорта, проблемы воспитания в спорте, принципы, регламентирующие тренерскую деятельность, самоопределение личности тре­нера в структуре профессиональной деятельности

1

2

8

5.

Вариации педагогических подходов к тренировке, коммуникативные навыки тренера, мотивация спортсменов

1

2

8

6.

Педагогические аспекты деятельности тренера в тренировочном процессе. Роли тренера и их разнообразие, принцип «справедливой игры» в педагогиче­ском процессе, индивидуальный педагогический подход и мотивация игроков

1

2

8

7.

Постановка целей в тренировочном процессе, развитие тренерского педаго­гического мастерства, оценка педагогического мастерства тренера

1

2

8

Модуль 2

5

10

40

8.

Психолого-педагогические аспекты двигательного обучения спортсменов. Общие вопросы стратегии двигательного обучения в спорте, двигательное обучение, основанное на «ключевых точках», принципы и методика двигатель­ного обучения в спорте, содержание двигательного обучения

1

2

8

9.

Помощь тренера в освоении технических приемов, планирование и реализация эффективной тренировки, анализ спортивной техники при обучении, мастер­ство тренера при наблюдении, стадия предварительного наблюдения, практика наблюдения при анализе техники спортсмена

1

2

8

10.

Методика исправления технических ошибок, организация упражнения и тех­ни­че­ская подготовка, постановка цели упражнения, количество повторений и обратная связь, игровые условия, интерес и соревновательность упражнения

1

2

8

11.

Проблемы психофизиологии спорта. Специфика психомоторных действий в спорте, системная организация пси­хо­моторных функций, исходные понятия и определения, иерархия уровней функцио­нирования психомоторики

1

2

8

12.

Механизмы управления психомоторными действиями, различительная чувстви­тельность движений по времени, пространственная различительная чувствительность, различительная чувствительность по усилию, внимание в спорте, основные характеристики внимания

1

2

8

Модуль 3

4

12

32

13.

Индивидуализация педагогического процесса в соответствии с типологией спортсменов. Типология личности спортсмена, индивидуализация двигательной деятельности отдельных типов спортсмена

1

2

6

14.

Стиль обучения и типология спортсменов, экспериментальные исследования типологии личности спортсменов

1

2

6

15.

Деятельность тренера в соревновательном процессе. Общие положения, психологические основы стратегического мышления, тактиче­ское, игровое мышление тренера

1

2

6

16.

Подготовка к соревновательной деятельности, разведка будущего соперника, разработка и представление соревновательного плана, установка на соревнование, психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям

1

2

6

17.

Управление спортсменами в соревнованиях, секундирование в ходе соревнова­ний, использование перерывов в соревнованиях для управления спортсменами, замены спортсменов, информационные аспекты управления спортсменами, ана­лиз соревновательной деятельности

-

4

8

Итого

16

36

128

7. Контрольные вопросы по курсу

«Профессионально-педагогическое мастерство»

  1. Общие проблемы формирования педагогического мастерства тренера
  2. Структура и содержание деятельности тренера и критерии его педагогического мастерства
  3. Структура и содержание деятельности
  4. Соответствие структуры деятельности тренера структуре его личности
  5. Критерии педагогического мастерства тренера
  6. Ролевые позиции тренера
  7. Педагогические способности тренера
  8. Общепедагогические и специальные принципы спортивной тренерской деятельности
  9. Роль и функции педагогики спорта
  10. Проблемы воспитания в спорте
  11. Принципы, регламентирующие тренерскую деятельность
  12. Самоопределение личности тренера в структуре профессиональной деятельности
  13. Педагогические аспекты деятельности тренера в тренировочном процессе
  14. Роли тренера и их разнообразие
  15. Принцип «справедливой игры» в педагогическом процессе
  16. Индивидуальный педагогический подход и мотивация игроков
  17. Вариации педагогических подходов к тренировке
  18. Коммуникативные навыки тренера
  19. Мотивация игроков
  20. Постановка целей в тренировочном процессе
  21. Развитие тренерского педагогического мастерства
  22. Оценка педагогического мастерства тренера
  23. Особенности деятельности спортсменов в соревновательном процессе
  24. Проблемы психофизиологии спорта
  25. Специфика психомоторных действий в спорте
  26. Системная организация психомоторных функций
  27. Исходные понятия и определения
  28. Иерархия уровней функционирования психомоторики
  29. Механизмы управления психомоторными действиями
  30. Различительная чувствительность движений
  31. Различительная чувствительность по времени
  32. Пространственная различительная чувствительность
  33. Различительная чувствительность по усилию
  34. Внимание в спорте
  35. Основные характеристики внимания
  36. Значение и специфика внимания в спорте
  37. Методики развития внимания
  38. Психолого-педагогические аспекты двигательного обучения спортсменов
  39. Общие вопросы стратегии двигательного обучения в спорте
  40. Двигательное обучение, основанное на «ключевых точках»
  41. Принципы и методика двигательного обучения в спорте
  42. Содержание двигательного обучения
  43. Помощь тренера в освоении технических приемов
  44. Планирование и реализация эффективной тренировки
  45. Анализ спортивной техники при обучении
  46. Мастерство тренера при наблюдении
  47. Стадия предварительного наблюдения
  48. Практика наблюдения при анализе техники спортсмена
  49. Методика исправления технических ошибок
  50. Организация упражнения и техническая подготовка
  51. Постановка цели упражнения
  52. Количество повторений и обратная связь
  53. Игровые условия, интерес и соревновательность упражнения
  54. Индивидуализация педагогического процесса в соответствии с типологией спортсменов
  55. Типология личности спортсмена
  56. Двигательные качества и типология спортсменов
  57. Стиль обучения и типология спортсменов
  58. Индивидуализация двигательной деятельности отдельных типов личности спортсменов
  59. Экспериментальные исследования типологии личности спортсменов
  60. Деятельность тренера в соревновательном процессе
  61. Общие положения
  62. Психологические основы стратегического мышления
  63. Тактическое, игровое мышление тренера
  64. Подготовка к соревновательной деятельности
  65. Разведка будущего соперника
  66. Разработка и представление соревновательного плана
  67. Установка на соревнование
  68. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям
  69. Управление командой в соревнованиях
  70. Секундирование в ходе соревнований
  71. Использование перерывов в соревнованиях для управления спортсменами
  72. Замены спортсменов
  73. Информационные аспекты управления спортсменами
  74. Анализ соревновательной деятельности

8. Темы рефератов по курсу

  1. Структура и содержание деятельности тренера и критерии его педагогического мастерства
  2. Общие и специальные принципы спортивной тренерской деятельности
  3. Самоопределение личности тренера в профессиональной деятельности
  4. Роли тренера и их разнообразие
  5. Принцип «справедливой игры» в педагогическом процессе
  6. Индивидуальный педагогический подход и мотивация
  7. Вариации педагогических подходов к тренировке
  8. Коммуникативные навыки тренера
  9. Постановка целей в тренировочном процессе
  10. Развитие тренерского педагогического мастерства
  11. Оценка педагогического мастерства тренера
  12. Психолого-педагогические особенности тренировочного процесса в соответствии со спецификой вида спорта
  13. Общие вопросы стратегии двигательного обучения в спорте
  14. Двигательное обучение, основанное на «ключевых точках»
  15. Принципы и методика двигательного обучения в спорте
  16. Анализ спортивной техники при обучении
  17. Методика исправления технических ошибок
  18. Организация упражнения и техническая подготовка
  19. Специфика психомоторных действий в спорте
  20. Системная организация психомоторных функций
  21. Различительная чувствительность движений
  22. Внимание в спорте
  23. Типология личности спортсмена
  24. Двигательные качества и типология личности
  25. Индивидуализация двигательной деятельности отдельных типов личности спортсменов
  26. Стиль обучения и типология личности спортсмена
  27. Практические исследования типологии личности спортсменов
  28. Деятельность тренера в соревновательном процессе
  29. Психологические основы стратегического мышления
  30. Тактическое, игровое мышление тренера
  31. Подготовка к соревновательной деятельности
  32. Управление спортсменом в соревнованиях
  33. Анализ соревновательной деятельности спортсменов

9. Литература, рекомендуемая для изучения курса

«Профессионально-педагогическое мастерство»

  1. Бирюкова З.И. Высшая нервная деятельность спортсменов. — М.: ФиС, 1961. — 156 с.
  2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. — М.: ФиС, 1985. — 192 с.
  3. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М.: ФиС, 1978. — 134 с.
  4. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. — М.: ФиС, 1986. — 208 с.
  5. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. — М.: ФиС, 1981. — 375 с.
  6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта. — Л.: ЛГПИ, 1979. — 235 с.
  7. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. М.: Аспект Пресс, 1995. — 318 с.
  8. Марков К.К. Тренер-педагог и психолог. — Иркутск: ИрИИТ, 1999. — 236 с.
  9. Марков К.К. Психолого-педагогические основы тренерской деятельности. — Красноярск, КГПУ, 2007. — 200 с.
  10. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М.: Наука, 1976. — 257 с.
  11. Немов Р.С. Психология. Учеб. для вузов. В 2 кн. — М.: Просвещение, 1994.
  12. Озеров В.П. Психомоторное развитие спортсменов. — Кишинев: Штиинца, 1983. — 140 с.
  13. Родионов А.В. Психология спорта высших достижений. — М.: ФиС, 1979. — 144 с.
  14. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. — М.: ФиС, 1984. — 125 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector