9
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета физической культуры и спорта
___________________/А.Д. Какухин/
«_____» _____________2010 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
магистерской подготовки
«Профессионально-педагогическое мастерство»
Направление 034300 «Физическая культура»
Специальность 034300 «Спорт и система подготовки»
Факультет Физической культуры и спорта
Кафедра Теории и методики физической культуры и спорта
Красноярск 2010
Учебная программа дисциплины
составлена в соответствии с требованиями регионального (вузовского) компонента специальных дисциплин к содержанию и уровню подготовки магистра Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 034300 «Физическая культура» для специализации 034300 «Спорт и система подготовки»
Программу составил: доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России Марков К.К. _____________
(подпись)
Учебная программа согласована с кафедрой ______________________________
Заведующий кафедрой __________
«____»_______ 2010 г.
Учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ___________
________________________________________________________________
«____» ____________ 2010 г. протокол № _______
Заведующий кафедрой __________
Учебная программа обсуждена на заседании НМСФ __________________________________________________________________
«___» ____________ 200___ г. протокол № ____
Председатель НМСФ _________________________________
1. Цели дисциплины «Профессионально-педагогическое мастерство» Цели дисциплины
Цели преподавания дисциплины «Профессионально-педагогическое мастерство»:
Требования к освоению учебной дисциплины
... ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи учебной дисциплины «Педагогика» В системе подготовки кадров высшей квалификации гуманитарного ... конкретной социокультурной ситуации. В учебной программе курса внимание сосредоточено на изучении понятийно ... учебно-воспитательного процесса; · требования к личности педагога, критерии успешной педагогической деятельности и способы повышения профессионально ...
- углубление знаний магистрантов специфики избранного вида спорта;
 - повышение педагогических и психологических умений и навыков эффективной подготовки спортсменов и команд;
 - улучшение способности в напряженной соревновательной обстановке добиваться победы над очередным соперником и достигать стратегической цели спортивного сезона или многолетнего цикла;
 - подготовка магистрантов к решению научно-исследовательских проблем физической культуры и спорта.
 
2. Требования к уровню освоения и содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины магистранты должны:
2.1. Знать:
- общие проблемы формирования педагогического мастерства тренера и педагогические аспекты деятельности тренера в тренировочном процессе;
 - психолого-педагогические аспекты двигательного обучения спортсменов;
 - проблемы психофизиологии спорта;
 - особенности деятельности спортсменов в соревновательном процессе;
 - научную и исследовательскую проблематику спортивной деятельности.
 
2.2. Уметь:
- использовать основные принципы спортивной педагогики и психологии в практической тренерской деятельности;
 - индивидуализировать педагогический процесс в соответствии с типологией спортсмена;
 - расширять и совершенствовать свои профессиональные навыки и познания в области спортивной педагогики и психологии;
 - быть подготовленным к творческому мышлению и к самостоятельному принятию решений в любой проблемной ситуации;
 - ставить и намечать решения исследовательских задач в спорте.
 
3. Место дисциплины в структурно-логической схеме учебного плана
Перечень дисциплин Учебного плана, используемых при изучении дисциплины «Профессионально-педагогическое мастерство» по направлению 034300 «Физическая культура» специализации 034300 «Спорт и система подготовки»:
- педагогика и психология;
 - педагогика физической культуры и спорта;
 - психология физической культуры и спорта;
 - теория и методика физической культуры и спорта;
 - специализация в избранном виде спорта;
 - основы научно-методической деятельности.
 
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
| 
 Вид учебной работы  | 
 Всего зачетных единиц (часов)  | 
 Семестр 1  | 
| 
 Общая трудоемкость дисциплины  | 
 5,0 з.е. (180 ч.)  | 
 5,0 з.е. (180 ч.)  | 
| 
 Аудиторные занятия:  | 
 1,4 з.е. (52 ч.)  | 
 1,4 з.е. (52 ч.)  | 
| 
 лекции  | 
 0,4 з.е. (16 ч.)  | 
 0,4 з.е. (16 ч.)  | 
| 
 практические занятия (ПЗ)  | 
 1,0 з.е. (36 ч.)  | 
 1,0 з.е. (36 ч.)  | 
| 
 Самостоятельная работа:  | 
 3,6 (128 ч.)  | 
 3,6 (128 ч.)  | 
| 
 изучение теоретического курса (ТО)  | 
 1,5 з.е. (54 ч.)  | 
 1,5 з.е. (54 ч.)  | 
| 
 предварительная проработка материалов для будущей магистерской диссертации  | 
 1,1 з.е. (38 ч.)  | 
 1,1 з.е. (38 ч.)  | 
| 
 написание реферативной работы  | 
 1,0 з.е. (36 ч.)  | 
 1,0 з.е. (36 ч.)  | 
| 
 Вид итогового контроля  | 
 экзамен  | 
 экзамен  | 
5. Тематический план дисциплины
| 
 № модулей  | 
 Наименование модулей и учебных элементов  | 
 Всего  | 
 Аудиторных  | 
 самостоятельная работа  | 
||
| 
 всего аудиторных  | 
 лекции  | 
 практическиезанятия  | 
||||
| 
 1  | 
 Модуль 1 Формирование педагогического мастерства тренера в спорте  | 
 77  | 
 21  | 
 7  | 
 14  | 
 56  | 
| 
 2  | 
 Модуль 2 Освоение технологии обучения профессионально значимым двигательным действиям и повышение уровня спортивных достижений 
  | 
 55  | 
 15  | 
 5  | 
 10  | 
 40  | 
| 
 3  | 
 Модуль 3 Специальные вопросы психофизиологии спорта и типологической индивидуализации подготовки спортсменов  | 
 48  | 
 16  | 
 4  | 
 12  | 
 32  | 
| 
 Всего часов  | 
 180  | 
 52  | 
 16  | 
 36  | 
 128  | 
|
6. Содержание дисциплины
| 
 № п/п 
  | 
 
 Раздел, тема дисциплины  | 
 Лекции 
  | 
 Практические занятия  | 
 Самостоятельная работа  | 
| 
 Модуль 1  | 
 7  | 
 14  | 
 56  | 
|
| 
 1. 
  | 
 Введение. Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения и содержания дисциплины, ее место в структурно-логической схеме учебного плана. Объем и тематика изучаемой информации, значимость и связь изучаемой дисциплины с другими учебными курсами по специальности  | 
 1  | 
 2  | 
 8  | 
| 
 2. 
  | 
 Общие проблемы формирования педагогического мастерства тренера. Структура и содержание деятельности тренера, критерии его педагогического мастерства, структура и содержание деятельности, соответствие структуры деятельности тренера структуре его личности  | 
 1  | 
 2  | 
 8  | 
| 
 3.  | 
 Критерии педагогического мастерства тренера, ролевые позиции тренера, педагогические способности тренера, общепедагогические и специальные принципы спортивной тренерской деятельности  | 
 1  | 
 2  | 
 8  | 
| 
 4. 
  | 
 Роль и функции педагогики спорта, проблемы воспитания в спорте, принципы, регламентирующие тренерскую деятельность, самоопределение личности тренера в структуре профессиональной деятельности  | 
 1  | 
 2  | 
 8  | 
| 
 5.  | 
 Вариации педагогических подходов к тренировке, коммуникативные навыки тренера, мотивация спортсменов  | 
 1  | 
 2  | 
 8  | 
| 
 6. 
  | 
 Педагогические аспекты деятельности тренера в тренировочном процессе. Роли тренера и их разнообразие, принцип «справедливой игры» в педагогическом процессе, индивидуальный педагогический подход и мотивация игроков  | 
 1  | 
 2  | 
 8  | 
| 
 7.  | 
 Постановка целей в тренировочном процессе, развитие тренерского педагогического мастерства, оценка педагогического мастерства тренера  | 
 1  | 
 2  | 
 8  | 
| 
 Модуль 2  | 
 5  | 
 10  | 
 40  | 
|
| 
 8.  | 
 Психолого-педагогические аспекты двигательного обучения спортсменов. Общие вопросы стратегии двигательного обучения в спорте, двигательное обучение, основанное на «ключевых точках», принципы и методика двигательного обучения в спорте, содержание двигательного обучения  | 
 1  | 
 2  | 
 8  | 
| 
 9.  | 
 Помощь тренера в освоении технических приемов, планирование и реализация эффективной тренировки, анализ спортивной техники при обучении, мастерство тренера при наблюдении, стадия предварительного наблюдения, практика наблюдения при анализе техники спортсмена  | 
 1  | 
 2  | 
 8  | 
| 
 10.  | 
 Методика исправления технических ошибок, организация упражнения и техническая подготовка, постановка цели упражнения, количество повторений и обратная связь, игровые условия, интерес и соревновательность упражнения  | 
 1  | 
 2  | 
 8  | 
| 
 11.  | 
 Проблемы психофизиологии спорта. Специфика психомоторных действий в спорте, системная организация психомоторных функций, исходные понятия и определения, иерархия уровней функционирования психомоторики  | 
 1  | 
 2  | 
 8  | 
| 
 12.  | 
 Механизмы управления психомоторными действиями, различительная чувствительность движений по времени, пространственная различительная чувствительность, различительная чувствительность по усилию, внимание в спорте, основные характеристики внимания  | 
 1  | 
 2  | 
 8  | 
| 
 Модуль 3  | 
 4  | 
 12  | 
 32  | 
|
| 
 13.  | 
 Индивидуализация педагогического процесса в соответствии с типологией спортсменов. Типология личности спортсмена, индивидуализация двигательной деятельности отдельных типов спортсмена  | 
 1  | 
 2  | 
 6  | 
| 
 14.  | 
 Стиль обучения и типология спортсменов, экспериментальные исследования типологии личности спортсменов  | 
 1  | 
 2  | 
 6  | 
| 
 15.  | 
 Деятельность тренера в соревновательном процессе. Общие положения, психологические основы стратегического мышления, тактическое, игровое мышление тренера  | 
 1  | 
 2  | 
 6  | 
| 
 16.  | 
 Подготовка к соревновательной деятельности, разведка будущего соперника, разработка и представление соревновательного плана, установка на соревнование, психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям  | 
 1  | 
 2  | 
 6  | 
| 
 17.  | 
 Управление спортсменами в соревнованиях, секундирование в ходе соревнований, использование перерывов в соревнованиях для управления спортсменами, замены спортсменов, информационные аспекты управления спортсменами, анализ соревновательной деятельности  | 
 —  | 
 4  | 
 8  | 
| 
 Итого  | 
 16  | 
 36  | 
 128  | 
|
7. Контрольные вопросы по курсу
«Профессионально-педагогическое мастерство»
- Общие проблемы формирования педагогического мастерства тренера
 - Структура и содержание деятельности тренера и критерии его педагогического мастерства
 - Структура и содержание деятельности
 - Соответствие структуры деятельности тренера структуре его личности
 - Критерии педагогического мастерства тренера
 - Ролевые позиции тренера
 - Педагогические способности тренера
 - Общепедагогические и специальные принципы спортивной тренерской деятельности
 - Роль и функции педагогики спорта
 - Проблемы воспитания в спорте
 - Принципы, регламентирующие тренерскую деятельность
 - Самоопределение личности тренера в структуре профессиональной деятельности
 - Педагогические аспекты деятельности тренера в тренировочном процессе
 - Роли тренера и их разнообразие
 - Принцип «справедливой игры» в педагогическом процессе
 - Индивидуальный педагогический подход и мотивация игроков
 - Вариации педагогических подходов к тренировке
 - Коммуникативные навыки тренера
 - Мотивация игроков
 - Постановка целей в тренировочном процессе
 - Развитие тренерского педагогического мастерства
 - Оценка педагогического мастерства тренера
 - Особенности деятельности спортсменов в соревновательном процессе
 - Проблемы психофизиологии спорта
 - Специфика психомоторных действий в спорте
 - Системная организация психомоторных функций
 - Исходные понятия и определения
 - Иерархия уровней функционирования психомоторики
 - Механизмы управления психомоторными действиями
 - Различительная чувствительность движений
 - Различительная чувствительность по времени
 - Пространственная различительная чувствительность
 - Различительная чувствительность по усилию
 - Внимание в спорте
 - Основные характеристики внимания
 - Значение и специфика внимания в спорте
 - Методики развития внимания
 - Психолого-педагогические аспекты двигательного обучения спортсменов
 - Общие вопросы стратегии двигательного обучения в спорте
 - Двигательное обучение, основанное на «ключевых точках»
 - Принципы и методика двигательного обучения в спорте
 - Содержание двигательного обучения
 - Помощь тренера в освоении технических приемов
 - Планирование и реализация эффективной тренировки
 - Анализ спортивной техники при обучении
 - Мастерство тренера при наблюдении
 - Стадия предварительного наблюдения
 - Практика наблюдения при анализе техники спортсмена
 - Методика исправления технических ошибок
 - Организация упражнения и техническая подготовка
 - Постановка цели упражнения
 - Количество повторений и обратная связь
 - Игровые условия, интерес и соревновательность упражнения
 - Индивидуализация педагогического процесса в соответствии с типологией спортсменов
 - Типология личности спортсмена
 - Двигательные качества и типология спортсменов
 - Стиль обучения и типология спортсменов
 - Индивидуализация двигательной деятельности отдельных типов личности спортсменов
 - Экспериментальные исследования типологии личности спортсменов
 - Деятельность тренера в соревновательном процессе
 - Общие положения
 - Психологические основы стратегического мышления
 - Тактическое, игровое мышление тренера
 - Подготовка к соревновательной деятельности
 - Разведка будущего соперника
 - Разработка и представление соревновательного плана
 - Установка на соревнование
 - Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям
 - Управление командой в соревнованиях
 - Секундирование в ходе соревнований
 - Использование перерывов в соревнованиях для управления спортсменами
 - Замены спортсменов
 - Информационные аспекты управления спортсменами
 - Анализ соревновательной деятельности
 
8. Темы рефератов по курсу
- Структура и содержание деятельности тренера и критерии его педагогического мастерства
 - Общие и специальные принципы спортивной тренерской деятельности
 - Самоопределение личности тренера в профессиональной деятельности
 - Роли тренера и их разнообразие
 - Принцип «справедливой игры» в педагогическом процессе
 - Индивидуальный педагогический подход и мотивация
 - Вариации педагогических подходов к тренировке
 - Коммуникативные навыки тренера
 - Постановка целей в тренировочном процессе
 - Развитие тренерского педагогического мастерства
 - Оценка педагогического мастерства тренера
 - Психолого-педагогические особенности тренировочного процесса в соответствии со спецификой вида спорта
 - Общие вопросы стратегии двигательного обучения в спорте
 - Двигательное обучение, основанное на «ключевых точках»
 - Принципы и методика двигательного обучения в спорте
 - Анализ спортивной техники при обучении
 - Методика исправления технических ошибок
 - Организация упражнения и техническая подготовка
 - Специфика психомоторных действий в спорте
 - Системная организация психомоторных функций
 - Различительная чувствительность движений
 - Внимание в спорте
 - Типология личности спортсмена
 - Двигательные качества и типология личности
 - Индивидуализация двигательной деятельности отдельных типов личности спортсменов
 - Стиль обучения и типология личности спортсмена
 - Практические исследования типологии личности спортсменов
 - Деятельность тренера в соревновательном процессе
 - Психологические основы стратегического мышления
 - Тактическое, игровое мышление тренера
 - Подготовка к соревновательной деятельности
 - Управление спортсменом в соревнованиях
 - Анализ соревновательной деятельности спортсменов
 
9. Литература, рекомендуемая для изучения курса
«Профессионально-педагогическое мастерство»
- Бирюкова З.И. Высшая нервная деятельность спортсменов. – М.: ФиС, 1961. – 156 с.
 - Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: ФиС, 1985. – 192 с.
 - Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М.: ФиС, 1978. – 134 с.
 - Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: ФиС, 1986. – 208 с.
 - Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. – М.: ФиС, 1981. – 375 с.
 - Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта. – Л.: ЛГПИ, 1979. – 235 с.
 - Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. М.: Аспект Пресс, 1995. – 318 с.
 - Марков К.К. Тренер-педагог и психолог. – Иркутск: ИрИИТ, 1999. – 236 с.
 - Марков К.К. Психолого-педагогические основы тренерской деятельности. – Красноярск, КГПУ, 2007. – 200 с.
 - Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 1976. – 257 с.
 - Немов Р.С. Психология. Учеб. для вузов. В 2 кн. – М.: Просвещение, 1994.
 - Озеров В.П. Психомоторное развитие спортсменов. – Кишинев: Штиинца, 1983. – 140 с.
 - Родионов А.В. Психология спорта высших достижений. – М.: ФиС, 1979. – 144 с.
 - Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. – М.: ФиС, 1984. – 125 с.