Смена в ДОЛ делится на 3 периода, каждый из которых своеобразен по своей направленности и содержанию.
Организационный период
Оргпериод — это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод — это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».
Задачи орг.периода:
1.Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;
2.Адаптация в коллективе, обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;
3.Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;
4.Определение места (статуса) в коллективе;
5.Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;
6.Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
7.Погружение в тематику смены
Девизом первых трех дней в отряде является фраза: «Ни минуты покоя!». От того, как вожатый справится с этой задачей, будет зависеть дальнейшее взаимопонимание его с ребятами, успех деятельности отряда на дружинном и общелагерном уровне.
1 день
Ключевые дела:
- Расселение
- Игры знакомств
- Знакомство детей с лагерем
- Сбор отряда по утверждению законов лагерной жизни (законы лагеря, дежурство, правила поведения в палатах, правила хранения вещей, вопросы гигиены, использование второй обуви и т.п.)
- Утверждение названия и девиза отряда
- Отрядное посвящение
- Огонек знакомств
- Организованный отбой
Результаты дня:
Умственно отсталый ребенок и коллектив
... ступень. Теперь видно, как глубоко антипедагогично то правило, сообразно которому мы для удобства подбираем однородные коллективы отсталых детей. Делая это, мы не только идем ... и охарактеризуйте актуальные проблемы коррекционной педагогики. Умственно отсталый ребенок и коллектив Все современное психологическое исследование ненормального ребенка проникнуто той основной идеей, что картина умственной ...
- Составлен паспорт отряда
- Придумано название отряда и девиз
- Сделаны таблички (гербы на дверях)
- Составлен и вывешен график дежурств в палатах и в корпусе
- В отряде создана доброжелательная обстановка
- Вожатый устал, но доволен первым днем и отрядом
- Ребята легко ориентируются по лагерю
2 день
Ключевые дела:
- Операция «Полундра» — совместный подъем и выход на зарядку
- Конкурс «моя тумбочка лучше всех»
- Подготовка творческой визитки отряда
- Оформление отрядного уголка
- Оборудование отрядного места
- Проведение КТД
- Анализ дня
Результаты дня:
- Сделаны основные моменты отрядного уголка
- Придуманы идеи визитки отряда
- Все дети знают друг друга по именам
- Выявлены лидеры отряда
3 день
Ключевые дела:
- Создание органов самоуправления в отряде
- Завершение подготовки отрядного уголка
- Смотр-конкурс «Самая чистая палата»
- Проведение отрядного КТД, можно совместно с ребятами
- Отрялный огонек (подведение итогов Орг.периода, поощрение и награждение лучших)
Результаты дня:
- Начали действовать органы самоуправления отряда
- Создана система поощрений в отряде
- Завершилась адаптпция ребенка к условиям жизни отряда и лагеря, ребята чувствуют себя комфортно.
Для ребенка важно |
Для педагога важно |
Познакомиться с отрядом Ориентироваться в лагере Чувствовать себя комфортно Почувствовать себя нужным Узнать план смены Ориентироваться в режимных моментах |
Запомнить имена всех детей Выявить лидера Выявить интересы и потребности детей Сплочение коллектива Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда Выстроить перспективы на смену Предъявление ЕПТ (единых педагогических требований) Выстроить работу с напарником |
20 Дел, которые вы можете провести в начале смены:
- Тропа доверия
- КВЧГ (Кто во что горазд)
- Огонек знакомств
- Конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь».
- Первая организованная вылазка в лес.
- Операция «Вперед, спасатели!» — по ‘спасению’ территории вокруг корпуса от мусора.
- Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто первый выбегает на зарядку.
- Выпуск газеты-аппликации «Это мы!»
- Показательные выступления лучших чистильщиков зубов.
- Веселая спортивная эстафета «Мишки Гамми» с бегом и прыжками.
- Музыкальный час с разучиванием новой песни.
- Конкурс на придумывание нового окончания к сказке «Курочка Ряба».
- Загадочный вечер, т.е. вечер по отгадыванию загадок.
- Организация телестудии «Спокойной ночи, малыши».
- Музыкальный час с разучиванием второй новой песни.
- Конкурс на самый чистый носовой платок с предшествующей или последующей стиркой.
- Викторина «В стране Мульти-Пульти».
- Турнир по мини-футболу.
- Экскурсия в библиотеку и час тихого чтения.
- Игра на территории «Шифровка»
Основной период
Основной период — самый длинный период смены. Постоянно нужно помнить, что главное в лагере – это занятость детей. Дети ничем не занятые превращаются в бесконтрольных детей. Но установкой должна быть не «занятость ради занятости», а «занятость ради развития детей».
Задачи периода:
1. создание условий для включения ребенка в активную деятельность: моделирование ситуации успеха, предоставление свободы выбора;
2. Создание и поддержание положительного эмоционального настроя;
3.Организация взаимодействия;
4.Поддержание групповых норм Этап делового сотрудничества — главная потребность здесь — возможность ребят реализовать себя в отряде.
Задачи педагога:
- Реализация ребенка через общественные отношения.
- Деятельность должна быть интересной, отвечать возрасту или проводиться по возрастным подгруппам.
- Налаживаются основы самоуправления.
- Содержание деятельности должно нести элемент новизны и неожиданности.
- Обязательно давайте оценки, определяйте места, подсчитывайте баллы. Но: победителями должны быть все.
- Подводя итоги дня, мероприятия, обязательно отмечайте успехи и неудачи (как общие в отряде, так и у отдельных ребят).
Этап скрытых внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие — нет. Это выражается в равнодушии к деятельности и ее результатам, мелких ссорах и придирках, нарушении требований и предъявление претензий к бытовым условиям, питанию, формам мероприятий. Не каждая конфликтная ситуация переходит в конфликт. Если изменить ситуацию общения до появления конфликта, можно преодолеть его с меньшими потерями.
Вожатый – источник конфликта, если для него характерно:
- авторитарный стиль общения
- завышенные требования
- двуличие
- неоправданное вмешательство во взаимоотношения детей
- несправедливая, заниженная или завышенная оценка деятельности детей
Этап морально-волевого напряжения. Главная потребность детей — преодолеть существование в отряде разобщения.
Этап творческого союза. Главная характеристика: желание успеха в творчестве, поиск своего места в общем творческом процессе.
Задачи педагога:
- Поддерживать организационно-творческих лидеров и содействовать их утверждению.
- Добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности.
Для ребенка важно |
Для педагога важно |
Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать. Бодро пересечь ‘экватор смены’. Участие в межотрядных и дружинных делах. Реализация собственных идей. Самореализоваться, как личность. Чему-то научиться. Дышать свежим воздухом. Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени. Проявление своей самостоятельности. Возможность проявить себя лидером |
Мотивация детей на активное участие в смене. Дать возможность каждому ребенку реализоваться. Сплоченный отряд. Не переутомлять детей. Обсуждение проведенных дел с детьми. Анализ прожитого дня. Заложить основы самоуправления. Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел. Больше времени на природе.
|
Формы работы:
- КТД различной направленности (интеллектуальные, творческие, спортивные)
- Отрядные огоньки
- Тренинги, групповое взаимодействие
4. Участие в дружинных мероприятиях
Итоговый период
— заключительный период смены, основными задачами которого являются рефлексия и подведение итогов пребывания детей в лагере путем коллективных творческих отчетов, организаций выставок поделок, реадаптация детей.
Задачи периода:
1.Организация подведения итогов смены;
2.Закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т.д.);
3.Организация личной и групповой рефлексии;
4.выстраивание перспектив на будущее
Для ребенка важно |
Для педагога важно |
Не потерять новых друзей в городе Чтобы оценили его труд Обогащение личного багажа знаний Услышать как можно больше теплых слов |
Подведение итогов смены с детьми Анализ смены с напарником Планы на будущее Оформление итогов Настрой детей на лирический, но оптимистический лад |
Отрядные дела:
- Итоговые огоньки (разговор «Расскажи мне обо мне»)
- Итоговый сбор с обсуждением прошедшей смены: что получилось, что нет. Почему?
- Анкетирование.
- Костер.
- Дружинное братание.
- Музыкальные вечера.
- Гала-концерт (награждение по различным творческим номинациям).
- День Ангела Хранителя.
Одним из важнейших пособий в работе вожатого является план-сетка, в которую заранее продумываются и вписываются мероприятия планируемые в отряде. План-сетка составляется руководителем программы (старшим вожатым лагеря) на все отряды, а затем каждый вожатый дополняет эту план-сетку отрядными мероприятиями в зависимости от возраста и интересов детей.
По содержанию мероприятий смена может быть:
- Линейной (дни очень насыщенны, но не связаны одной общей идеей),
- Тематической (все дни подчинены общей идее – любви к Родине – смена «Моя Россия», преодолению испытаний — смена «Таежный герой», развитию толерантности – смена «Кругосветное путушествие»),
- Ролевой (вся смена – это игра, где каждый вожатый и ребенок играет свою роль – Хоббитские игры; смены по произведениям о Гарри Поттере и др.).