Логика развития лагерной смены 2

Смена в ДОЛ делится на 3 периода, каждый из которых своеобразен по своей направленности и содержанию.

Организационный период

Оргпериод это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод — это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».

Задачи орг.периода:

1.Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;

2.Адаптация в коллективе, обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;

3.Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;

4.Определение места (статуса) в коллективе;

5.Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;

6.Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;

7.Погружение в тематику смены

Девизом первых трех дней в отряде является фраза: «Ни минуты покоя!». От того, как вожатый справится с этой задачей, будет зависеть дальнейшее взаимопонимание его с ребятами, успех деятельности отряда на дружинном и общелагерном уровне.

1 день

Ключевые дела:

  • Расселение
  • Игры знакомств
  • Знакомство детей с лагерем
  • Сбор отряда по утверждению законов лагерной жизни (законы лагеря, дежурство, правила поведения в палатах, правила хранения вещей, вопросы гигиены, использование второй обуви и т.п.)
  • Утверждение названия и девиза отряда
  • Отрядное посвящение
  • Огонек знакомств
  • Организованный отбой

Результаты дня:

10 стр., 4591 слов

Умственно отсталый ребенок и коллектив

... ступень. Теперь видно, как глубоко антипедагогично то правило, сообразно которому мы для удобства подбираем однородные коллективы отсталых детей. Делая это, мы не только идем ... и охарактеризуйте актуальные проблемы коррекционной педагогики. Умственно отсталый ребенок и коллектив Все современное психологическое исследование ненормального ребенка проникнуто той основной идеей, что картина умственной ...

  • Составлен паспорт отряда
  • Придумано название отряда и девиз
  • Сделаны таблички (гербы на дверях)
  • Составлен и вывешен график дежурств в палатах и в корпусе
  • В отряде создана доброжелательная обстановка
  • Вожатый устал, но доволен первым днем и отрядом
  • Ребята легко ориентируются по лагерю

2 день

Ключевые дела:

  • Операция «Полундра» — совместный подъем и выход на зарядку
  • Конкурс «моя тумбочка лучше всех»
  • Подготовка творческой визитки отряда
  • Оформление отрядного уголка
  • Оборудование отрядного места
  • Проведение КТД
  • Анализ дня

Результаты дня:

  • Сделаны основные моменты отрядного уголка
  • Придуманы идеи визитки отряда
  • Все дети знают друг друга по именам
  • Выявлены лидеры отряда

3 день

Ключевые дела:

  • Создание органов самоуправления в отряде
  • Завершение подготовки отрядного уголка
  • Смотр-конкурс «Самая чистая палата»
  • Проведение отрядного КТД, можно совместно с ребятами
  • Отрялный огонек (подведение итогов Орг.периода, поощрение и награждение лучших)

Результаты дня:

  • Начали действовать органы самоуправления отряда
  • Создана система поощрений в отряде
  • Завершилась адаптпция ребенка к условиям жизни отряда и лагеря, ребята чувствуют себя комфортно.

Для ребенка важно

Для педагога важно

Познакомиться с отрядом

Ориентироваться в лагере

Чувствовать себя комфортно

Почувствовать себя нужным

Узнать план смены

Ориентироваться в режимных моментах

Запомнить имена всех детей

Выявить лидера

Выявить интересы и потребности детей

Сплочение коллектива

Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда

Выстроить перспективы на смену

Предъявление ЕПТ (единых педагогических требований)

Выстроить работу с напарником

20 Дел, которые вы можете провести в начале смены:

  1. Тропа доверия
  2. КВЧГ (Кто во что горазд)
  3. Огонек знакомств
  4. Конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь».
  5. Первая организованная вылазка в лес.
  6. Операция «Вперед, спасатели!» — по ‘спасению’ территории вокруг корпуса от мусора.
  7. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто первый выбегает на зарядку.
  8. Выпуск газеты-аппликации «Это мы!»
  9. Показательные выступления лучших чистильщиков зубов.
  10. Веселая спортивная эстафета «Мишки Гамми» с бегом и прыжками.
  11. Музыкальный час с разучиванием новой песни.
  12. Конкурс на придумывание нового окончания к сказке «Курочка Ряба».
  13. Загадочный вечер, т.е. вечер по отгадыванию загадок.
  14. Организация телестудии «Спокойной ночи, малыши».
  15. Музыкальный час с разучиванием второй новой песни.
  16. Конкурс на самый чистый носовой платок с предшествующей или последующей стиркой.
  17. Викторина «В стране Мульти-Пульти».
  18. Турнир по мини-футболу.
  19. Экскурсия в библиотеку и час тихого чтения.
  20. Игра на территории «Шифровка»

Основной период

Основной период — самый длинный период смены. Постоянно нужно помнить, что главное в лагере – это занятость детей. Дети ничем не занятые превращаются в бесконтрольных детей. Но установкой должна быть не «занятость ради занятости», а «занятость ради развития детей».

Задачи периода:

1. создание условий для включения ребенка в активную деятельность: моделирование ситуации успеха, предоставление свободы выбора;

2. Создание и поддержание положительного эмоционального настроя;

3.Организация взаимодействия;

4.Поддержание групповых норм Этап делового сотрудничества — главная потребность здесь — возможность ребят реализовать себя в отряде.

Задачи педагога:

  1. Реализация ребенка через общественные отношения.
  2. Деятельность должна быть интересной, отвечать возрасту или проводиться по возрастным подгруппам.
  3. Налаживаются основы самоуправления.
  4. Содержание деятельности должно нести элемент новизны и неожиданности.
  5. Обязательно давайте оценки, определяйте места, подсчитывайте баллы. Но: победителями должны быть все.
  6. Подводя итоги дня, мероприятия, обязательно отмечайте успехи и неудачи (как общие в отряде, так и у отдельных ребят).

Этап скрытых внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие — нет. Это выражается в равнодушии к деятельности и ее результатам, мелких ссорах и придирках, нарушении требований и предъявление претензий к бытовым условиям, питанию, формам мероприятий. Не каждая конфликтная ситуация переходит в конфликт. Если изменить ситуацию общения до появления конфликта, можно преодолеть его с меньшими потерями.

Вожатый – источник конфликта, если для него характерно:

  • авторитарный стиль общения
  • завышенные требования
  • двуличие
  • неоправданное вмешательство во взаимоотношения детей
  • несправедливая, заниженная или завышенная оценка деятельности детей

Этап морально-волевого напряжения. Главная потребность детей — преодолеть существование в отряде разобщения.

Этап творческого союза. Главная характеристика: желание успеха в творчестве, поиск своего места в общем творческом процессе.

Задачи педагога:

  1. Поддерживать организационно-творческих лидеров и содействовать их утверждению.
  2. Добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности.

Для ребенка важно

Для педагога важно

Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать.

Бодро пересечь ‘экватор смены’.

Участие в межотрядных и дружинных делах.

Реализация собственных идей.

Самореализоваться, как личность.

Чему-то научиться.

Дышать свежим воздухом.

Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.

Проявление своей самостоятельности.

Возможность проявить себя лидером

Мотивация детей на активное участие в смене.

Дать возможность каждому ребенку реализоваться.

Сплоченный отряд.

Не переутомлять детей.

Обсуждение проведенных дел с детьми.

Анализ прожитого дня.

Заложить основы самоуправления.

Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел.

Больше времени на природе.

 

Формы работы:

  1. КТД различной направленности (интеллектуальные, творческие, спортивные)
  2. Отрядные огоньки
  3. Тренинги, групповое взаимодействие

4. Участие в дружинных мероприятиях

Итоговый период

— заключительный период смены, основными задачами которого являются рефлексия и подведение итогов пребывания детей в лагере путем коллективных творческих отчетов, организаций выставок поделок, реадаптация детей.

Задачи периода:

1.Организация подведения итогов смены;

2.Закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т.д.);

3.Организация личной и групповой рефлексии;

4.выстраивание перспектив на будущее

Для ребенка важно

Для педагога важно

Не потерять новых друзей в городе

Чтобы оценили его труд

Обогащение личного багажа знаний

Услышать как можно больше теплых слов

Подведение итогов смены с детьми

Анализ смены с напарником

Планы на будущее

Оформление итогов

Настрой детей на лирический, но оптимистический лад

Отрядные дела:

  1. Итоговые огоньки (разговор «Расскажи мне обо мне»)
  2. Итоговый сбор с обсуждением прошедшей смены: что получилось, что нет. Почему?
  3. Анкетирование.
  4. Костер.
  5. Дружинное братание.
  6. Музыкальные вечера.
  7. Гала-концерт (награждение по различным творческим номинациям).
  8. День Ангела Хранителя.

Одним из важнейших пособий в работе вожатого является план-сетка, в которую заранее продумываются и вписываются мероприятия планируемые в отряде. План-сетка составляется руководителем программы (старшим вожатым лагеря) на все отряды, а затем каждый вожатый дополняет эту план-сетку отрядными мероприятиями в зависимости от возраста и интересов детей.

По содержанию мероприятий смена может быть:

  • Линейной (дни очень насыщенны, но не связаны одной общей идеей),
  • Тематической (все дни подчинены общей идее – любви к Родине – смена «Моя Россия», преодолению испытаний — смена «Таежный герой», развитию толерантности – смена «Кругосветное путушествие»),
  • Ролевой (вся смена – это игра, где каждый вожатый и ребенок играет свою роль – Хоббитские игры; смены по произведениям о Гарри Поттере и др.).