Лесгафт П.Ф

Вся жизнь Петра Францевича Лесгафта, биолога, анатома, антрополога, педагога, врача, создателя научной системы физического воспитания, руководителя крупного научно-исследовательского учреждения, прогрессивного общественного деятеля, связана с Петербургом.

Здесь он родился ,получил образование, начал самостоятельную трудовую жизнь. Здесь прославил свое имя как ученый и воспитатель, терпеливый и настойчивый ваятель свободной творческой личности.

Здесь в Петербурге, он и похоронен морозным декабрьским днем под бдительным надзором полиции, никогда не оставлявшей его своим вниманием.

Петр Францевич Лесгафт был по достоинству оценен своими современниками, отмечавшими его исключительную научную честность, бескорыстие, независимость суждений, принципиальность и могучий аналитический ум. Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда.

« не знаю что такое скука»,- сказал как-то Лесгафт. С таким же правом он мог сказать: «Я не знаю что такое покой», ибо вся его жизнь была решительным и каждодневным противодействием покою. К этому он призывал и своих учеников.

Среди многочисленных заслуг П. Ф. Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Оригинальный теоретик и искусный педагог- практик, Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания в России в конце ХIХ — начале ХХ в. Многое в трудах Петра Францевича Лесгафта выходит за рамки исторического значения и может быть использовано в современной теории и практике физического воспитания и подготовке педагогических кадров этого профиля. Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов воспитания и развития. В советской педагогике на новой методологической основе эта концепция, подкрепленная многими новыми трудами, оформилась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследованию.

Капитальные труды Лесгафта «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», статья « О физическом образовании в профессиональной школе и др. сохранили свою научную значимость.

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... слагается всегда двух элементов: природного и духовного, вырабатывающегося в жизни под влиянием воспитания и обстоятельств. Оба эти элемента не остаются между собой ... и гражданских прав, своя специфическая психология, свои нравы и принципы воспитания, обычаи и быт, а у земледельческих народов — свои. Постоянно ... Различия в культуре, нравах, физическом облике и обычаях племен и народностей наблюдали ...

Научная деятельность Петра Францевича Лесгафта

Научно-педагогическая деятельность П.Ф.Лексгафта началась в Петербургской медико-хирургической академии, где после ее окончания он исполнял обязанности ассистента и презектора. Здесь он защитил две диссертации: на степень доктора медицины (1865г) и на степень доктора хирургии (1868г.).

После защиты второй диссертации Лесгафт стал заве5довать кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете, блестяще читал лекции, организовывал практические занятия и решительно выступал против консерватизма известной части профессуры и администрации.

За резкую критику существующих порядков в статье «Что творится в Казанском университете», опубликованную в одной из петербургских газет, Лесгафт был отстранен от педагогической деятельности. Посвятив себя врачебной деятельности, он обращается к физической культуре. В частном врачебном гимнастическом учреждении доктора А.Г. Берглинда он применяет физкультуру при лечении различных недугов. С 1874 г. Лесгафт начинает работать в Главном управлении военно-учебными заведениями, организует и сам проводит занятия по гимнастике во 2-ой Петербургской военной гимназии. В каникулярное время он выезжает в командировки для изучения подготовки учителей гимнастики в европейских странах. Обобщая личный педагогический опыт и материалы наблюдений, он пишет и публикует работы: «Основы естественной гимнастики» (1874г.), «Об отношении анатомии к физическому воспитанию»(1876г.) и «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы» (1877-1880гг.)

В 1887 г. Лесгафт по собственному желанию организует учебно-гимнастические курсы для подготовки учителей по гимнастике. В 80-е годы Лесгафт создает ряд значительных работ, где показывает единство физического и психического и раскрывает особенности физического развития и воспитания.

С 1886 г. П. Ф. Лесгафт — приват-доцент естественного факультета Петербургского университета. Он начинает курс лекций по анатомии, широко привлекая данные физиологии, психологии, антропологии и других наук. По свидетельствам очевидцев, лекции Лесгафта имели глубокое влияние на студентов, развивали мышление.

12 лет проработал П.Ф. Лесгафт в Петербургском университете и ушел из него, как из Казанского университета, протестуя против произвола и насилия. Это нашло отражение в следующих строках адреса, преподнесенного ему студентами: «…Вся Ваша жизнь и деятельность являются протестом против насилия в какой бы то ни было форме. И чем реже такие люди, тем они дороже. Мы видим в Вас не только нашего учителя, но лучшие идеалы, бескорыстного и благородного общественного деятеля»

Но даже активная педагогическая деятельность в университете не могла отвлечь Лесгафта от главных его устремлений — разработки своей системы физического образования и ее практического внедрения. Особое место среди работ 1887-1888 гг. занимают капитальные труды «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» и «Семейное воспитание ребенка и его значение»

9 стр., 4045 слов

Удовлетворение потребностей, мотивация и личностные ориентации ...

... мышц, Переключение с одного вида работы на другую, чередование умственной деятельности с легким физическим трудом устраняет чувство усталости и является своеобразной формой отдыха. Пассивный ... правило связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, ...

Последующие, 90-е годы характеризуются большой организаторской деятельностью П. Ф. Лесгафта – ученого и педагога. Он создает различные курсы по подготовке руководителей физического воспитания и образования, биологическую лабораторию – научный центр и учебную базу со специальным печатным органом, руководит организацией детских площадок, катков по линии «Общества содействия физическому развитию учащейся молодежи», созданного по его инициативе.

При поддержке общества П.Ф. Лесгафт добился разрешения на открытие Курсов воспитательниц руководительниц физического образования (1896г.)

Научно-педагогическая и общественная деятельность Лесгафта, находившаяся под контролем царской полиции, затруднялась различного рода запрещениями. Так, в донесениях охранников отмечалось, что лекции и беседы Лесгафта « оказывают на слушательниц вредное влияние, вселяя в них революционные убеждения», и что многие слушательницы Лесгафта – «личности неблагонадежные».

Когда лее П. Ф. Лесгафт организовал сбор подписей под про­тестом по поводу избиения студентов-демонстрантов полицией и жандармерией, последовала его высылка из Петербурга как неблагонадежного (1901 г.).

Однако, вернувшись через год из ссылки, Лесгафт продолжал активную общественно-педагогиче­скую деятельность на созданных им Курсах руководительниц физического образования. К чтению лекций привлекались про­грессивные ученые и общественные деятели: В. Л. Комаров, Е. В. Тарле, И. П. Павлов, Н. А. Морозов, А. А. Ухтомский, М. М. Ковалевский.

В документах охранки это получало соответствующую ин­терпретацию: «Сомнительное направление г. Лесгафта прояв­ляется, между прочим, в том, что г. Лесгафт за последние годы привлекает на свои курсы преподавателей, небезупречных в от­ношении политической благонадежности». Отмечается, что «бо­таник Комаров, удаленный за антиправительственный образ мыслей из разных учебных заведений, нашел себе пристанище на курсах Лесгафта»1(1904 г.).

Даже временное закрытие Кур­сов руководительниц физического образования в 1905 г. в связи с участием слушательниц в событиях 9 января не только не из­менило общего направления деятельности Лесгафта, но и стиму­лировало ее расширение. Он принимает решение создать Выс­шие курсы по наукам биологическим, педагогическим и обще­ственным (открыты 21 декабря 1905 г.).

Педагогическоеотде­ление сохраняло направление и содержание Курсов руководи­тельниц физического образования. Свое новое учреждение Лесгафт неофициально называл «Вольной высшей школой».

16 февраля 1906 г. в помещении школы на собрании социал- демократических организаций Московско-Нарвского района с докладом выступал В. И. Ленин «О выборах в Государственную думу» и позднее — по вопросу об итогах IV (объединенного) съезда РСДРП *.

Агенты охранки докладывали: «На курсах Лесгафта 21 октября читались лекции исключи­тельно на тему о возможности добыть свободу в России лишь революционным путем» (1906 г.).

5 стр., 2375 слов

Теория воспитания

... учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. В основе современной теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие идеи: ... и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру. (Газман О. Вестник образования, 1991/8). Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание человеком ...

«… являются постоянным местом для противозаконных со­браний Курсы Лесгафта при С.-Петербургской Биологической лаборатории, где преступная деятельность революционеров при весьма сочувственном отношении к ней директора лаборатории Лесгафта ведется в широких размерах… произносятся речи с призывом к насильственному низвержению всего ныне сущест­вующего строя» (1906 г.)**

«… в ночь с 18 на 19 декабря 1907 г. был произведен обыск на курсах профессора Лесгафта, причем обнаружено до 50 пу­дов нелегальной литературы, частью уложенной в тюки для от­правки, а также один пуд типографского шрифта и валик для печатания»***. Вскоре курсы как один из центров революцион­ной агитации в столице были закрыты (17 июля 1907 г.).

В начале нового века публикуются статьи П. Ф. Лесгафта: «Физическое образование в школах», «К вопросу о физическом образовании в школах» (1902 г.); «Значение школы» (1907 г.) и др. Осуществляется второе издание первой части «Руковод­ства по физическому образованию детей школьного возраста» (1904 г.).

В год своей смерти П. Ф. Лесгафт успел опубликовать 2-е издание второй части «Руководства». Скончался П. Ф. Лес­гафт 11 декабря 1909 г. в Египте. Похоронен на Литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге. Похороны носили ха­рактер политической демонстрации против самодержавно-поли­цейского режима. В них участвовали свыше 5000 человек. На ленте одного из многочисленных венков выделялась надпись: «Ты жил впереди нас: время твоих идеалов еще не пришло».

Мировоззренческие и научные концепции, идеи психофизио­логического единства человеческой природы и роли физического образования во всестороннем развитии человека, утверждаемые П. Ф. Лесгафтом, не стоят в стороне от основных тенденций рус­ской педагогики XIX в., отраженных в трудах А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского. Можно предполагать и влияние на П. Ф. Лесгафта трудов И. М. Сеченова и К. Д. Ушинского. Однако нельзя отказать ему в оригинальности и самобытности построения педагогических положений теории физического образования на основе анатомо­-физиологических данных.

Отметим, что и К. Д. Ушинский признавал значение этих на­учных дисциплин для правильного понимания вопросов физиче­ского воспитания. Он писал: «… правила физического воспита­ния необходимо должны быть выведены из глубокого и обшир­ного знания анатомии, физиологии, патологии, иначе они будут бесцветны, бесполезны…»

П. Ф. Лесгафт блестяще сочетал эти знания психологии и пе­дагогики при глубоком понимании сущности физического воспи­тания (его теории и методики).

Исследователь трудов Лесгафта профессор Г. Г. Шахвердов, возглавлявший кафедру педагогики Ленинградского института физкультуры им. П. Ф. Лесгафта, справедливо отмечал, что во всех областях научных знаний: в биологии, антропологии, ана­томии, физиологии, патологии, психологии, педагогике — он отрицал все мистические, метафизические, идеалистические тол­кования. Лесгафт стремился везде раскрыть реальные причинно- следственные связи изучаемых явлений и весьма преуспел в этом .

В «Руководстве» мы читаем: «Между умственным и физиче­ским развитием человека существует тесная связь, вполне вы­ясняющаяся при изучении человеческого организма и его от­правлений» и «тесная связь, существующая между непосредст­венными физическими и душевными проявлениями, с одной стороны, и внешним их выражением, с другой, ясно показывает необходимость гармонического и умственного развития в шко­ле».

22 стр., 10908 слов

Влияние занятий основной гимнастикой на физическую подготовленность ...

... запас, развиваются память, мышление, воображение. Физическое образование способствует приобщению ребенка и ... школы подготовленным. Оздоровительно-спортивная гимнастика является неотъемлемой частью этой ... и игровой подготовки, уметь диагностировать психофизическое развитие и физическую подготовленность ребенка, ... физического воспитания и развития детей дошкольного возраста (Е.А. Аркин, П.Ф. Лесгафт, ...

История развития педагогической теории

В истории развития педагогической теории П. Ф. Лесгафту принадлежит особое место — как основоположнику отечествен­ной науки о физическом воспитании. Ему удалось создать ори­гинальную, стройную и развернутую систему физического обра­зования (воспитания).

В этой системе одно из центральных мест занимает воспитание детей школьного возраста.

Свой капитальный труд о физическом воспитании он назы­вает «Руководство по физическому образованию детей школьно­го возраста».

Физическое образование рассматривается как системное ос­воение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных навыков.

Одна из главных идей, лежащих в основе «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста», состоит в том, что основной задачей школы является образование чело­века, т. е. формирование его как личности, о чем совершенно определенно говорит Лесгафт: «…задачей школы считать вы­яснение значения личности человека и ограничение произвола в его действиях, если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мыш­ление и понятие об истине, когда образуется человек».

В трудах П. Ф. Лесгафта — касаются ли они анатомии и фи­зиологии, психологии и педагогики, гигиены и общей теории развития организма — человек всегда рассматривается как це­лостный организм и личность одновременно. Отсюда вытекают сложнейшие вопросы взаимосвязей умственного, нравственного, эстетического и физического развития и взаимовлияний соот­ветствующих им сторон воспитания.

П. Ф. Лесгафт не случайно подчеркивает необходимость да­вать «упражнения для того, чтобы приводить в соотношение вос­принимаемое глазом с ощущениями, связанными с движения­ми». Такие упражнения будут способствовать выработке уме­ний оценивать предстоящую работу и выполнять ее по слову, как рекомендовал Лесгафт. Физические упражнения могут играть существенную роль в развитии умственных и физических способ­ностей, повышать общий уровень готовности действовать умело и рационально. На современном уровне научного знания эти по­ложения ученого можно рассматривать как возможности совер­шенствования процесса управления человеком своими дейст­виями.

П. Ф. Лесгафтом были намечены пути реализации двух основ­ных, уже утвердившихся к тому времени в общей дидактике, принципиальных требований: сознательности и наглядности обу­чения применительно к условиям овладения физическими упраж­нениями.

Важно отметить, что П. Ф. Лесгафт проложил основной путь м решении таких методических вопросов теории физического вос­питания, как использование общих педагогических положений с учетом специфики конкретного вида деятельности, и др. С пози­ции единства умственного и физического воспитания решается Лесгафтом вопрос о единстве их методов. Анализ, синтез, срав­нение, характерные для умственного воспитания, являются основными при овладении двигательными действиями.

10 стр., 4998 слов

Проблема подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности

... . Чтобы быть эффективной в современных условиях, система подготовки педагогических кадров должна изменить цели педагогического образования, его содержание и технологии, сообразуясь с тенденциями, ... в работе которой раскрываются общие особенности педагогических инновационных явлений и т.п. Глава 1. Проблема подготовки педагогических кадров к инновационно-экспериментальной деятельности. Критический ...

Впервые в методике обучения физическим упражнениям Лес­гафтом был поставлен вопрос о знании каждым занимающимся того, что он должен делать, зачем и как. Каждой педагогической задаче соответствует круг определенных упражнений, и на каж­дом этапе обучения определяются конкретные требования к действиям занимающихся.

Весьма своеобразными были позиции П. Ф. Лесгафта и в во­просе о наглядности обучения. В «Руководстве» он рекомендует следующее: «…со всеми требуемыми действиями необходимо зна­комить занимающихся непременно по слову, а не по показанно­му»; показ же должен уточнить и попрадить созданное словом представление. Таким образом, показ выступает как средство проверки учеником своих знаний, уточнения представлений, по­лученных ранее на основе восприятия объяснений учителя.

Не вызывает сомнений, что научно- педагогическое наследие П. Ф. Лесгафта далеко выходит за рамки только исторического значения и может рассматриваться как один из основных источников педагогической науки, содержащей идеи, богатство которых еще не полностью исчерпано.

Деятельность П. Ф. Лесгафта как основателя системы под­готовки кадров по физическому образованию началась с 1874 г., когда он был приглашен на работу в Главное управление воен­ных учебных заведений (ГУВУЗ).

Эти учебные заведения испы­тывали острую потребность в учителях гимнастики. Лесгафту, уже известному в то время ученому, опубликовавшему работу «Основы естественной гимнастики», ГУВУЗ поручает ознако­миться с опытом подготовки учителей гимнастики за рубежом.

За два года (1875—1876) Лесгафт посетил ряд западноев­ропейских государств (26 городов) и изучал наиболее распро­страненные системы гимнастики и подготовки учителей этого профиля. Критический анализ этих систем обнаружил несостоя­тельность многих сложившихся теорий, и Лесгафт одновременно с разработкой собственной системы физического образования разрабатывает основы системы подготовки кадров, ее обеспечи­вающих.

Одно из главных ее положений — требование солидной педа­гогической подготовки. В связи с этим П. Ф. Лесгафт настаивал на понятии «педагогическая гимнастика», т. е. системе упражне­ний, решающей педагогические задачи. Для успешного их реше­ния, отмечает он, нужна общая теоретическая подготовка, фи­лософская, психологическая, физиологическая и т. п.

Говоря о теоретической подготовке, Лесгафт все время дела­ет упор на ее педагогическую направленность: «… врач может определить физическое развитие ученика, но он обыкновенно со­вершенно не знаком с отдельными упражнениями, а главное — с влиянием их на молодой организм». Преподаватель, пишет он, должен быть хорошо «знаком с физическими условиями того организма, который берется он воспитывать, чтобы он понимал влияние на организм тех упражнений, которые он применяет, и чтобы он имел такое педагогическое образование, которое руко­водило бы им при применении знакомого ему материала препо­давания к вполне известному ему молодому организму».

Анализируя труды П. Ф. Лесгафта, можно собрать полное профессионально-графическое описание той части педагогических кадров, которая связана со школой. Это описание будет адекватным современным представлениям о преподавателе физической культуры.

3 стр., 1112 слов

Подготовка практических психологов образования Англии и Уэльса

... выполняют педагогические психологи, работающие в психологических службах при местных органах управления образованием. Они несут установленную законом ответственность за диагностирование детей с проблемами в ... год, за исключением двух университетских программ, которые длятся два года. Основная подготовка педагогического психолога состоит в следующем: первая степень в психологии, квалификация учителя, ...

Для подготовки учителей «педагогической гимнастики» в военных гимназиях Лесгафт предлагал создать Центральный гимнастический институт. С требованиями широкой общеобразовательной и педагогической подготовки сочетались требования к оснащению такого учреждения гимнастический зал, оборудован­ный аппаратами, применяемыми при различных методах гимнастики; аудитория на 100 слушателей; помещение для практических антропологических занятий; химическая лаборатория; кабинет для физических аппаратов; место для бега, игр и упражнений в теплое время. Ставился вопрос и о статусе преподавателя гимнастики, равного другим преподавателям. Одновремен­но оговаривалась недопустимость к преподаванию лиц, знакомых только с технической стороной предмета.

В виде опыта в 1877 г. Лесгафтом были организованы двухгодичные учебно-гимнастические курсы при 2-й петербургской военной гимназии. Они просуществовали под его непосредствен­ным руководством до августа 1882 г. Эти курсы по своему про­филю, учебному плану, программам, организации учебного процесса, требованиям к учащимся соответствовали типу высшего учебного заведения. Подобных им не было еще в мировой практике.

П. Ф. Лесгафтом были разработаны учебные программы по всем дисциплинам, многие из которых он вел сам. Практически подготовка учителей гимнастики была постепенно изменена на подготовку «лиц, знакомых с физическим воспитанием вообще, в частности же с гимнастикой, как одним из средств физического воспитания». Система подготовки учителей гимнастики — руководителей физического образования, разработанная Лесгафтом, способствовала распространению его идей в области физического воспитания и образования.

Система гимнастики П. Ф. Лесгафта, по данным Г. Г. Шахвердова, к началу XX в. применялась его учениками в 162 го­родах России. По образцу своих первых учебно-гимнастических курсов Лесгафт создавал последующие, совершенствуя систему подготовки кадров по физическому воспитанию. Курсы руководительницфизического образования после Великой Октябрьскойреволюции были преобразованы в Государственный институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта (1919 г.), который затем (в 1930 г.) стал называться Государственным институтом физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.

Прогрессивная общественная, научная, педагогическая дея­тельность П. Ф. Лесгафта позволяет отнести его к числу выдаю­щихся представителей отечественной науки и культуры.

1

6