Недоношенный ребенок

Недоношенный ребенок.

Лекция № 1.

Недоношенный ребенок- это ребенок , родившийся живым в сроки до 37-й недели внутриутробного развития с массой тела менее 2500г и длинной менее 45 см (по определению ВОЗ).

Жизнеспособным считают новорожденного с массой тела более 500г и сделавшего хотя бы один вдох.

 

Со стороны матери:

  1. Возраст беременной (первородящие женщины в возрасте до 18 лет и старше 35 лет)

  2. Тяжелые соматические и инфекционные заболевания, перенесенные во время беременности.

  3. Генетическая предрасположенность.

  4. Отягощенный акушерский анамнез (патология беременности, многоплодная беременность, оперативное вмешательство, привычные выкидыши, частые аборты, аномалии развития репродуктивной системы и пр.)

  5. Неблагоприятное воздействие окружающей среды (радиационные и электромагнитные излучения, токсические, профессиональные вредности и пр.)

  6. Неблагоприятное воздействие образа жизни: вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), нерациональное питание, психоэмоциональные стрессы, бесконтрольный прием лекарственных средств и пр.

  7. Низкий социальный статус: недостаточный уровень образования, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, плохое питание, нежелательная беременность, уклонение от медицинского наблюдения.

Со стороны плода:

  1. Хромосомные аберрации, пороки развития.

  2. Иммунологический конфликт.

  3. Внутриутробное инфицирование.

 

Гестационный возраст(gestatio- беременность) – это возраст ребенка от момента зачатия до рождения. Он является самым важным показателем оценки степени зрелости новорожденного и его способности адаптироваться к условиям внешней среды.

Степень зрелости недоношенных детей зависит не только от срока гестации, но и от массы тела при рождении.

Недоношенных детей с массой тела при рождении 1500г и ниже, а так же детей, находящихся в тяжелом состоянии

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей в ... процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в ...

Недоношенных детей с массой тела более 1500г

Интенсивная терапия в родильном доме

Особенности выхаживания недоношенных детей

Таблица соответствия степени недоношенности, гестационного возраста и массы тела

Степень недоношенности

Гестационный возраст

Масса тела

I

37-35 недель

2500-2000г

II

34-32 недели

2000-1500г

III

31-29 недель

1500-1000г

IV

28-22 недели

менее 1000г

 

Чем меньше гестационный возраст, тем более значительно выражены признаки недоношенности.

Для оценки состояния ребенка, помимо гестационного возраста и массы тела, необходимо учитывать и другие признаки недоношенности.

 

Система выхаживания недоношенных детей складывается из трех этапов:

I этап- интенсивная терапия в родильном доме.

II этап-лечение в специализированном отделении для недоношенных детей.

III этап- динамическое наблюдение в условиях детской поликлиники.

 

Цель: Сохранить жизнь ребенка.

В родильном зале условия исключающие переохлаждение ребенка.

1.Сразу после извлечения головки акушерка отсасывает слизь из верхних дыхательных путей (профилактика асфиксии)

2. Головку и тело ребенка бережно вытирают пеленками. Мягкое поглаживание головы, туловища, конечностей является одним из методов тактильной стимуляции дыхания.

3.При наличии гипоксия в вену пуповины вводят смесь, включающую 10% раствор глюкозы, раствор кокарбоксилазы, 5% раствор аскорбиновой кислоты, 10% раствор глюконата кальция.

4.Проводят перевязку пуповины (лигатура) и первичную обработку новорожденного.

 

Недоношенных новорожденных с массой тела более 2000 грамм (способные сами поддерживать нормальный температурный баланс)

1. Завернуть в пеленки и конверт из байкового одеяла

2.Поместить в кроватку

2.Температура окружающего воздуха 24-26° С

1.Выхаживание в кроватках «Бебитерм» с обогревом.

2.По показания подается теплый, увлажненный кислород с концентрацией в пределах 30% при поддержании в палатах оптимального температурного режима.

1.Выхаживают в инкубаторах (кувезах).

Кувез- это аппарат, внутри которого автоматически поддерживается температура (от 36° С до 32°С), влажность и уровень концентрации кислорода (оксигенация).

Оптимальный температурный режим- это такой режим, при котором у новорожденного недоношенного удается поддерживать ректальную температуру в пределах 36,6-37,1°С.

Влажность воздуха в кувезе — в первые сутки должна быть на уровне 80-90%, в последующем снижается до 50-60%.

Увлажненный кислород —подается теплым, концентрация подбирается индивидуально. Оптимальная концентрация кислорода позволяет снять признаки гипоксемии (недостаток кислорода в крови)

Обеспечение безопасности при пользовании кувезом —длительное пребывание ребенка в кувезе нежелательно. В зависимости от состояния оно может составлять от нескольких часов до 7-10 дней. Необходимо производить смену кувеза и его дезинфекцию каждые 2-5 дней. Каждые 2 часа следует проводить термометрию тела.

Методики расчета питания для недоношенных детей

Дети с малым гестационным возрастом

Дети с малой массой тела и небольшим гестационным возрастом (менее 32 недель)

Недоношенных детей с большим сроком гестации

Способы кормления

При выраженномглотательном, сосательномрефлексе, в удовлетворительном состоянии, начинают кормить через 3-4 часа после рождения. Прикладывают к груди матери, или из бутылочки специализированными адаптированными смесями для недоношенных детей в течение первых двух месяцев, рекомендованных МЗ РФ.

 

При отсутствии сосательного, но наличии глотательного рефлекса

1.Из ложечки специализированными адаптированными смесями для недоношенных детей в течение первых двух месяцев, рекомендованных МЗ РФ или грудным молоком.

При отсутствии сосательного и глотательного

1. Питание через назо — или орогастральный зонд. Не оставлять зонд более чем на двое суток.

1.Получают грудное молоко или адаптированные молочные смеси через специальные шприцевые перфъюзоры капельно или с помощью стерильных одноразовых шприцев или капельниц.

Глубоконедоношенные дети с дыхательными расстройствами, нарушением кровообращения, угнетением ЦНС

1.Получают парентеральное питание. В первый день жизни с помощью внутривенного катетера вводят 10% раствор глюкозы, со второго дня- 5% раствор глюкозы с добавлением аминокислот, электролитов, калия, витаминов, микроэлементов и жировых эмульсий.

 

С помощью формулы Ромелля определяется суточное количество молока в первые 10 дней жизни:

(10+n)х m : 100,

где n- число дней жизни, m- масса ребенка в граммах.

 

С 11 дня суточная потребность в молоке составляет 1/7 массы тела,

конец первого месяца- 1/5 массы тела.

 

Кратность кормления недоношенных детей

составляет 7-8 раз в сутки

глубоко недоношенных — до 10 раз.

 

На 7-8 сутки недоношенных детей перевозят в кувезах в специализированных машинах из родильного дома в отделение для выхаживания маловесных детей.

 

Цель:удовлетворение основных жизненноважных потребностей недоношенных детей.

Основные задачи:

  1. Предоставление высококвалифицированной специализированной медицинской помощи.
  2. Обеспечение ухода со строжайшим соблюдением правил асептики.
  3. Мониторинг состояния.
  4. Создание комфортных микроклиматических условий в палате, по потребности- проведение дополнительной оксигенации и согревания.
  5. Обеспечение адекватным состоянию питанием.
  6. Обучение родителей приемам выхаживания при переводе недоношенного в домашние условия.

При создании оптимальных условий окружающей среды все органы и системы в короткие сроки достигают функционального уровня доношенных детей такого же возраста.

Потребность быть здоровым

Потребность в поддержании функции дыхания

Потребность в поддержании постоянной температуры тела

  1. Обеспечение комфортных микроклиматических условий,
  2. Дополнительное согревание,
  3. Подача кислорода.
  4. Из кувеза в кроватку с подогревом детей переводят только в том случае, если это не приводит к изменению их состояния.
  5. При плохом «удерживании» температуры тела применяется дополнительное согревании ( резиновые грелки, обернутые в пеленки, с температурой воды 60°С) Контроль температуры проводят спиртовым термометром. Смена грелок производится через каждые 2 часа поочередно.
  6. Ребенок начинает «удерживать» температуру в пределах 36,5°С-37°С, количество грелок уменьшают по одной.

 

Для осуществления нормальной функции дыхания недоношенный должен получать оптимальную концентрацию кислорода, увлажненную до 80-100% и подогретую до температуры 24°С.

Оксигенотерапия проводится с помощью:

-носовых катетеров

-канюль

-кислородной маски

— кислородной палатки

 

  1. Соблюдение тактики двигательного покоя.
  2. Чрезмерная стимуляция таких детей в первые дни и недели жизни, проведение интенсивной инфузионной терапии (без автоматических дозаторов) могут привести к ухудшению состояния.
  3. Количество внутримышечных инъекций должно соответствовать возможностям ребенка (не более 0,5 мл раствора лекарственного препарата).

    Преимущественное место введения- средняя треть наружно-боковой поверхности бедра.

 

 

Критерии выписки недоношенного ребенка из стационара:

  1. Постоянная положительная динамика нарастания массы тела- при выписке она должна быть не менее 2500г.
  2. Восстановление всех физиологических рефлексов.
  3. Способность удерживать постоянную температуру тела.
  4. Устойчивое функционирование всех жизненноважных органов и систем.

 

1.После выписки из стационара ребенок поступает под наблюдение участкового врача и медицинской сестры.

2.В первый день после выписки проведение патронажа.

3.Выяснить уровень подготовленности семьи к уходу за недоношенным ребенком, психоэмоциональное состояние матери, отношение каждого члена семьи к ребенку, возможности преодолевать значительные физические, психические нагрузки и материальные затраты, уровень их знаний о проблемах недоношенных детей, возможном прогнозе.

4.Объяснить родителям, что если ребенку будут созданы оптимальные условия для жизни в семье и обеспечен хороший уход, то уже к концу первого года жизни их малыш сможет догнать своих сверстников и в физическом, и умственном отношении.

Основные потребности недоношенного новорожденного

Потребность быть здоровым

Потребность в общении

Потребность быть чистым

Потребность в поддержании постоянной температуры тела

Потребность во сне

Общая продолжительность сна в сутки составляет около 22-20 часов.

 

Температурный режим комнаты в начале должен быть не ниже 25-24°С, затем температуру воздуха постепенно снижают до 22-20°С.

 

Гигиенические ванны проводят ежедневно, вначале продолжительность ванны составляет 5-7 минут при температуре воды 38,0-38,5°С, со второго месяца жизни ее постепенно снижают до 37,0-36,0°С, а к концу второго полугодия доводят до 34,0-33,0°С. Температура воздуха в помещении, где проводится купание ребенка, в первое время должна быть не ниже 25,0-26,0°С.

Белье для обсушивания и пеленания ребенка, должно быть гигроскопическим и предварительно согретым.

 

На ранних этапах выхаживание рекомендуется проводить непосредственно на груди матери, и лишь непродолжительное время помещать его в кроватку- «Метод кенгуру». При этом создается непосредственный контакт ребенка с кожей матери, что обеспечивает поддержание у него постоянной температуры тела, облегчает процесс грудного вскармливания, улучшает лактацию.

 

Для закаливания недоношенного ребенка применяются тренирующие методы.

Выкладывание не живот проводят с первого дня пребывания дома 3-4 раз в день перед кормлением.

Воздушные ванны вводят с 1-1,5 месяцев по 1-3 минуты 3-4 раза в день в сочетании с поглаживающим массажем, постепенно увеличивая их продолжительность.

С 4-х месяцев начинают контрастные обливания после купания, температуру воды при проведении гигиенических ванн снижают на 0,5°С каждые 2-3 недели.

Поглаживающий массаж проводится с 1-1,5 месяцев, с 2-3-х месяцев вводят растирание, разминание, пассивные движения рук и ног.

С 8-9 месяцев для стимуляции развития речевых центров и координации мелких движений ребенку предлагают игры с мелкими предметами.

 

  1. Большая убыль первоначальной массы тела — от 9 до 14%.

  2. Низкая прибавка массы тела на 1-м месяце жизни.

  3. Ежемесячная прибавка массы тела со 2-го месяца жизни до года обычно больше, чем у доношенных детей.

  4. Ежемесячная прибавка роста у недоношенных детей больше, чем у доношенных детей (в среднем она должна составлять 2,5-3см).

  5. Окружность головы в первые 2 месяца больше окружности груди на 3-4см, к концу 1-го года жизни окружность головы равна 43-46см, окружность груди- 41-46см.

  6. Более позднее прорезывание зубов (в 8-10 месяцев).

  7. Задержка появления психомоторных навыков на первом году: у детей с массой тела при рождении от 1000 до 1500г – на 2-3 месяца, с массой тела от 1500 до 2000г – до 1,5 месяцев.

 

Большинство детей с массой тела при рождении 2500г догоняют своих доношенных сверстников к 1 году жизни, а глубоконедоношенные дети сравниваются с ними только к 2-3-м годам жизни.

Психомоторное6 развитие ребенка зависит от течения анте — и постнатального периодов, от степени недоношенности, характера поражения ЦНС и своевременно проводимых корригирующих и реабилитационных мероприятий.