Лекция 4. Психические процессы. Ощущения.
План:
1.Понятие об ощущениях. Виды ощущений.
2.Свойства ощущений.
3.Закономерности ощущений.
1.Понятие об ощущениях. Виды ощущений.
Ощущение — это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. На нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущения. Таким образом, ощущения представляют собой основу всех других познавательных процессов, связывая человека с миром. Ощущение — только первичный материал психического образа, который формируется на уровне восприятия.
Ощущения и возникающие на их основе восприятия составляют чувственную основу познания, когда знания о мире непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.
Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущение И.П. Павлов назвал анализатором. Каждый анализатор состоит из трех частей:
-
периферического отдела (рецептора, например, ухо, глаз, нос и т. д), где происходит трансформация определенного вида энергии в нервный процесс.
- чувствительных нервов (афферентных, или центростремительных проводящих путей), по которым возбуждение передается в центральные отделы анализатора.
- центра анализатора — специализированного участка коры мозга.
Ответная реакция передается по эфферентному нерву. Благодаря этой связи мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.
Ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор. По характеру отражения и месту расположения рецепторов ощущения делят на три группы (Ч. Шеррингтон):
1) экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела;
2) интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов;
3) проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках и дающие информацию о движении и положении нашего тела.
1. Психопатологические синдромы при заболеваниях внутренних органов
... является начальным симптомом. Она вызвана раздражением болевых рецепторов мозговых оболочек и внутримозговых сосудов вследствие ... Классический маниакальный синдром включает выраженную манию с ощущением безмерного счастья, радости, восторга, экстаза (обязательная симптоматика ... общей инфекции или инфекционного заболевания какого-либо органа, вторичный является осложнением общего или локального ...
Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. К ним относятся: вкусовой и осязательный рецепторы.
Вкусовые ощущения. Вкусовые ощущения обусловлены химическими свойствами вещей. Из комплекса ощущений, вызываемых вкусовыми веществами, можно выделить четыре основных качества — соленое, кислое, сладкое и горькое.
К вкусовым ощущениям обычно присоединяются ощущения обонятельные, а иногда также ощущения давления, тепла, холода и боли. Едкий, вяжущий, терпкий вкус обусловлен целым комплексом разнообразных ощущений. Вкусовые ощущения возникают при воздействии на вкусовые области растворимых и способных к диффузии веществ. Главной вкусовой областью является слизистая оболочка языка, особенно его кончик, края и основание; середина языка и его нижняя поверхность лишены вкусовой чувствительности.
Разные вкусовые области обладают различной чувствительностью к ощущениям соленого, кислого, сладкого и горького. На языке наиболее чувствительны: к сладкому — кончик, к кислому — края, а к горькому — основание. Поэтому предполагают, что для каждого из четырех основных вкусовых ощущений имеются особые органы.
На вкус распространяются те же общие законы, что и на другие органы чувств, в частности закон адаптации. Также наблюдаются явления контраста. Например, ощущение сладкого вкуса сахарного раствора усиливается от примесей небольшого количества поваренной соли.
Вкусовые ощущения, влияя на вегетативные функции, могут обусловить приятный или неприятный эмоциональный фон самочувствия. Это отражено в обычае сочетать празднество с пиршествами.
Осязание. Тесно связано с кожной чувствительностью. Ощущения прикосновения и давления играют лишь подчиненную роль в познании объективной действительности. Для познания действительности важно не пассивное прикосновение чего-то к коже человека, а активное осязание, ощупывание человеком окружающих его предметов, связанное с воздействием на них. Поэтому осязание выделяется из кожных ощущений; это специфически человеческое чувство работающей и познающей руки.
Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Осязание — это и экстеро-, и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой.
Осязательные ощущения, сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают множество свойств предметов окружающего мира. Так, взаимодействие ощущений давления и температуры дает ощущения влажности. Сочетание влажности с известной податливостью, проницаемостью позволяет распознавать жидкие тела в отличие от твердых.
Обычно осязание функционирует у человека в связи со зрением и под его контролем.
Кожная чувствительность. Кожная чувствительность подразделяется на четыре вида: 1) боли, 2) тепла, 3) холода и 4) прикосновения (и давления).
Боль является биологически очень важным защитным приспособлением. Возникая под воздействием разрушительных по своему характеру и силе раздражений, боль сигнализирует об опасности для организма.
Ощущения и восприятие. Виды нарушений
... ощущений. Нарушения ощущений очень многообразны: гиперестезия (повышенная чувствительность), гипестезия (пониженная чувствительность), анестезия (отсутствие чувствительности), ... различные формы “инструментального осязания” и “ощупывания”, например “осязание” через кончик иглы ... Различают несколько видов ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные, проприоцептивные и ...
Для болевой чувствительности характерна малая возбудимость. Импульсы, возникающие вслед за болевым раздражением, характеризуются медленностью проведения. Адаптация для болевых импульсов наступает очень медленно.
Боль относительно плохо, неточно локализуется, она часто носит размытый характер. Хорошо известно, как часто, например, при зубной боли и при болезненности внутренних органов пациенты допускают ошибки в локализации источника болевых ощущений.
Температурная (термическая) чувствительность дает ощущения тепла и холода. Эта чувствительность имеет большое значение для рефлекторной регуляции температуры тела.
При раздражении холодовых точек неадекватным раздражителем, например горячим острием, они дают холодовое ощущение. Это так называемое парадоксальное ощущение холода. В лаборатории К. М. Быкова было получено А. А. Роговым и парадоксальное ощущение тепла от холодового раздражителя.
Существенную роль в термических ощущениях играет способность кожи быстро адаптироваться к разным температурам, причем разные части кожи имеют неодинаковую скорость адаптации.
Ощущения прикосновения и давления тесно связаны между собой. Характерной особенностью ощущений прикосновения и давления (в отличие, например, от болевых ощущений) является относительно точная их локализация, которая вырабатывается в результате опыта при участии зрения и мышечного чувства. Характерной для рецепторов давления является их быстрая адаптация. В силу этого мы обычно ощущаем не столько давление как таковое, сколько изменения давления.
Чувствительность к давлению и прикосновению на различных участках кожи различна. Но эти пороги не являются раз и навсегда фиксированными величинами. Они изменяются в зависимости от различных условий. Например, на тонкости кожной чувствительности явно сказывается утомление.
Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения.
Вибрационные ощущения — это чувствительность к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Школа Л. Е. Комендантова считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. При нормальном слухе она особенно не выступает, но при поражении слухового органа эта ее функция ясно проявляется. Представители этой теории придерживаются той точки зрения, что тактильно-вибрационная чувствительность — этап развития слуха.
В жизни глухих и слепоглухонемых она играет большую роль. Слепоглухонемые благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности узнавали приближение грузовика и других видов транспорта на далеком расстоянии. Таким же образом посредством вибрационного чувства слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит.
Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта. К ним относятся зрительный, слуховой и обонятельный. Зрительные ощущения. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрительные восприятия — наиболее «опредмеченные», объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.
Решение практических психологических задач Ощущение
... кого чувствительность выше? Чем объясняется это различие в уровне звуковысотной чувствительности? № 5 Какая закономерность ощущений проявляется ... котором все явления указаны верно. а) изменения обоняния, б) взаимодействие анализаторов, в) сенсибилизация, г) сенсибилизация, ... употребляем и хорошо понимаем смысл таких выражений: «кричащие цвета», «острые вкусы», «сладкие звуки», «тяжелые краски», « ...
Зрительные ощущения вызываются воздействием на глаз света, т.е., по воззрениям современной физики, электромагнитных волн длиною от 390 до 780 нм.
Зрительное ощущение всегда обладает тем или иным цветовым качеством. Но обычно нами воспринимается не цвет «вообще», а цвет определенных предметов. Но отражение предметов в их пространственных и иных свойствах относится уже к области восприятия, в основе которого частично лежат также специфические зрительные ощущения.
Воспринимаемые нами в природе цвета получаются обычно в результате воздействия на наш глаз волн различной, а не одной какой-нибудь длины. Эти различные волны, совместно воздействуя на глаз, и порождают тот или иной видимый нами цвет. Видимые нами в естественных условиях цвета являются, таким образом, результатом смешения цветов.
На основе работ И. Ньютона Г. Грассманом были выведены следующие основные законы смешения цветов.
Первый закон. Для каждого хроматического цвета имеется другой цвет, от смешения с которым получается ахроматический цвет. Такие пары цветов называются дополнительными. Дополнительными цветами являются: красный и голубо-зеленый; оранжевый и голубой; желтый и индиго-синий; желто-зеленый и фиолетовый; зеленый и пурпурный.
Второй закон. Смешивая два цвета, лежащие ближе друг к другу, чем дополнительные, можно получить любой цвет, находящийся в спектре между данными двумя цветами.
Третий закон. Две пары одинаково выглядящих цветов дают при смешении одинаково выглядящий цвет независимо от различий в физическом составе смешиваемых цветов. Так, серый цвет, полученный от смешения одной пары дополнительных цветов, ничем не отличается от серого цвета, полученного от любой другой пары.
Говоря о смешении цветов, разумеют прежде всего оптическое смешение, возникающее в результате того, что различные цветовые раздражители одновременно или в очень быстрой последовательности раздражают один и тот же участок сетчатки.
Помимо этого смешения цветов надо учесть еще пространственное смешение цветов, которое получается при восприятии различных цветов не во временной, а в пространственной смежности.
Если посмотреть на определенном расстоянии на небольшие, соприкасающиеся друг с другом цветные пятна, то эти пятна сольются в одно пятно, которое будет иметь цвет, получившийся от смешения этих малых цветовых пятен. Причиною слияния цветов является светорассеяние и другие явления, возникающие вследствие несовершенства оптической системы человеческого глаза. Вследствие этого несовершенства границы цветных пятен размываются, и два или более цветных пятна раздражают одно и то же нервное окончание сетчатой оболочки. В силу этого, когда мы смотрим, например, на какую-нибудь ткань в мелких цветных полосках или крапинках, она нам кажется одноцветной, окрашенной в цвет, получающийся в результате смешения различных представленных в ней цветов. На этом пространственном смешении цветов основывается впечатление, которое производят ткани, сплетенные из разноцветных нитей. На этом же пространственном смешении цветов основывается и эффект, которым пользуются художники-пуантилисты (от слова pointe — точка) и импрессионисты, когда они дают цвет поверхностей посредством цветных точек или пятен.
Восприятие цвета и его влияние на эмоциональную и когнитивную сферу
... Цвет как экстерорецепторный раздражитель не только вызывает ту или иную эмоцию, но и является исключительно удобным средством для объективации эмоциональных переживаний человека. Восприятие цвета и его влияние ... субстратом. Еще с древних времен было известно влияние цвета на состояние человека. В свое время Гетте писал о восприятии цвета: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Восприятие – ...
Эксперименты Б. М. Теплова показали, что законы этого пространственного смешения цветов, имеющего большое применение в живописи и в ткацком деле, те же, что и законы оптического смешения цветов.
Слуховые ощущения. Особое значение слуха у человека связано с восприятием речи и музыки.
Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение воздуха.
Все слышимые звуки разделяются на шумы и музыкальные звуки. Между музыкальными звуками и шумами нет, однако, резкой грани. Акустическая составная часть шума часто носит ярко выраженный музыкальный характер и содержит разнообразные тоны, которые легко улавливаются опытным ухом. Свист ветра, визг пилы, различные шипящие шумы с включенными в них высокими тонами резко отличаются от шумов гула и журчания, характеризующихся низкими тонами. Отсутствием резкой границы между тонами и шумами объясняется то, что многие композиторы прекрасно умеют изображать музыкальными звуками различные шумы (журчание ручья, жужжание прялки в романсах Ф. Шуберта, шум моря, лязг оружия у Н. А. Римского-Корсакова и т. д.).
В звуках человеческой речи также представлены как шумы, так и музыкальные звуки.
Обонятельные ощущения. Тесно связанные между собой обоняние и вкус являются разновидностями химической чувствительности. Одно из биологически существенных различий, устанавливающихся между ними, заключается в том, что вкус обусловлен непосредственным соприкосновением, а обоняние функционирует на расстоянии. Обоняние принадлежит к дистантрецепторам.
До недавнего времени принято было думать, что у человека обоняние не играет особенно существенной роли. Действительно, обоняние у человека играет значительно меньшую роль в познании внешнего мира, чем зрение, слух, осязание. Но значение его все же велико в силу влияния, которое обоняние оказывает на функции вегетативной нервной системы и на создание положительного или отрицательного эмоционального фона, окрашивающего самочувствие человека в приятные или неприятные тона. Некоторые люди особенно чувствительны к воздействию запахов, и чувствительность многих в этом отношении так велика, что породила целую отрасль промышленности — парфюмерную.
Обонятельная область представляет собою самую верхнюю часть слизистой оболочки носовой полости. Вся поверхность обонятельной области составляет приблизительно 5 см2.
Кроме описанных, выделяют такие виды чувствительности, двигательные (кинестетические) ощущения движения отдельных частей тела, и органические ощущения, несущие информацию о потребностях организма в пище, воде, и т.п — ощущения внутренних органов. Большую роль в общем процессе ориентировки человека в окружающей среде играют ощущения равновесия.
Общая характеристика психических процессов ощущения и восприятия
... с Ч. Дарвина) является переходной формой от осязательных ощущений к слуховым. Вибрационное чувство - это чувствительность к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Физиологический ... глаза.). Анализатор - активный орган, который рефлекторно перестраивается под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, а всегда включает двигательные компоненты. Так, ...
2.Свойства ощущений.
Рассмотрим общие для всех видов ощущений свойства. К ним относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.
Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Например, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она определяется главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.
При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков. Так, вкусовое ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения химического раздражителя на поверхность языка.
Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Например, слуховые, температурные, болевые, вкусовые ощущения продолжаются некоторое время после действия раздражителя.
Для ощущений также характерна пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.
3. Закономерности ощущений.
Ощущения подчиняются ряду закономерностей.
Абсолютный порог чувствительности — это такая величина стимула (физического раздражителя), при которой начинает возникать ощущение. Все стимулы, которые больше (сильнее, громче, ярче) определенной интенсивности раздражителя, вызывают ощущения. Но стоит нам уменьшить величину стимула, как мы перестаем его ощущать.
Дети похожи на родителей. Иногда мы не можем отличить голос сына от голоса отца, во всяком случае, в первые секунды телефонного разговора. Нам трудно настроить гитару: подстраивая одну струну к другой, мы не слышим разницы в звучании, но наш товарищ с консерваторским образованием говорит, что нужно еще подтянуть на четверть тона. Следовательно, есть такая величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать. Эта величина носит название дифференциального порога, или порога дифференциальной чувствительности.
Абсолютный и дифференциальный порог чувствительности и их диагностика.Виды ...
... ощущения» - это величина раздражителя, способная вызвать ощущение. Абсолютный нижний порог чувствительности = минимальная величина раздра-жителя, вызывающего едва заметное ощущение. Абсолютный верхний порог ощущений = максимально допустимая величина внешнего раздражителя. Дифференциальный порог ощущений ... части носовой полости. Вкусовые ощущения вызываются действием веществ, растворенных в слюне ...
Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.
Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Можно различать три разновидности этого явления.
1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (полная адаптация).
В случае действия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя не наступает. Постоянные произвольные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерывность зрительного ощущения.
2. Адаптацией называют также другое явление, которое выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (неполная адаптация).
Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого температурным раздражителем, снижается. Когда мы из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении называют световой адаптацией.
Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.
3. Адаптацией называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации, свойственный некоторым видам ощущений, можно определить как позитивную адаптацию.
В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.
Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.
Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.
Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности
... не просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификации собственного ''Я''. Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность. Безобидные и нейтральные замечания часто ... сформированное чувство юмора; упорство в достижении результата. При этом К. Тэкэкс подчеркивает, что положительное и отрицательное в личности способного ребенка возникает под влиянием окружающих ...
Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, громкий шум авиационного мотора.
Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражении. Однако при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, а воздействие интенсивных световых раздражителей ухудшает слуховую чувствительность. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.
Изменение чувствительности какого-либо анализатора наблюдается и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.
Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.
Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией.
Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица.
Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.
Сенсибилизация может быть достигнута в результате упражнений.
Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств: 1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) – компенсационная сенсибилизация и 2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта – профессиональная сенсибилизация.
Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности.
Лекция № 4 Анализаторы. План
... внутриутробном периоде. Также рано созревает кожный анализатор. Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаются с девятого – десятого дня жизни. До шестилетнего возраста чувствительность к вкусовым раздражителям повышается и ...
Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.
Все это – доказательство того, что ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.
Основная литература:
1. Гамезо М.В, Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.,1999.
2. Немов Р.С. Психология. М: Просвещение, 1995.
3. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов // Под ред. А. В. Петровского. 3-е изд., перс-раб, и доп. М.: Просвещение, 1986. 463 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, СПб, Питер, 2000.
Дополнительная литература:
1. Выготский Л. С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. М., 1982. С. 363—381.
2. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
3. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: МГУ, 1975.
4. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981.