Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………….4

Глава I. Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы…………………………………………………..7

1.1 Теоретические подходы к решению проблем здоровьесбережения в образовательной системе…………………………………………………………………………..7

1.2 Педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы…………………………………………….13

Выводы по первой главе………………………………………………………….18

Глава II Опытно-экспериментальное исследование процесса реализации здоровьесберегающих технологий в начальном образовани………………………20

2.1 Организация опытно-эксперементального исследования процесса реализации здоровьесберегающих технологий в начальном образовании..………20

2.2 Анализ эффективности создания здоровьесберегающей среды в обучении и воспитании младших школьников…………………………………………………………………21

Выводы по второй главе…………………………………………………………..24

Заключение …………………………………………………………………………….26

Список использованных источников …………….………………………………….28

Приложение № 1……………………………………………….………………………29

Приложение № 2…………………………………………………………………………………………..33

21 стр., 10273 слов

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе

2 Министерство просвещения ПМР ГОУ «Приднестровский государственный институт развития образования» Кафедра педагогического менеджмента и психологии КУРСОВАЯ РАБОТА "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе" Тирасполь, 2009 г. Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. Теоретическая часть исследования проблемы 1.1 Современные подходы к сохранению и формированию здоровья ...

Приложение № 3…………………………………………………………………………………………..34

Приложение № 4 ………………………………………………………………………39

Введение

Здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью процесса сохранения и укрепления здоровья. Здоровье, в свою очередь, является главной ценностью человека и общества, и вызывает серьёзную озабоченность, как медицинских работников, так и педагогов, психологов и родителей. Поэтому здоровьесберегающие технологии относятся к категории государственных приоритетов. Вследствие этого, в масштабе страны принимаются законы, создаются и реализуются программы, направленные на повышение духовности и укрепление здоровья граждан, а в частности детей младшего школьного возраста: Законы Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; Национальная доктрина образования России, Федеральная программа развития образования и другие.

Долгие годы исследованием здоровьесберегающих технологий занимались такие ученые, как Коробов А.В., Апанасенко Г.Л., Никитин Н.В., Третьяков П.И. и многие другие. В настоящее время ведется поиск методов оздоровления детей в условиях школы. По мнению ученых для сохранения и укрепления здоровья учащихся должны использоваться эффективные и несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват, и в то же время не нарушающие воспитательно-образовательный процесс в школе.

Не смотря на большое количество существующих исследовательских работ, посвященных здоровьесберегающим технологиям, картина здоровья детей находится на довольно низком уровне. Наблюдаются противоречия между теорией и практикой по реализации здоровьесберегающих технологий. Они заключаются в том, что использование здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) должно быть систематичным, последовательным, грамотным, но еще не разработан эффективный механизм внедрения в педагогический процесс технологий оздоровления. Пока отсутствует комплексное, системное оздоровление, которое представляло бы собой единство целенаправленных действий участников образования. Попытки реализации отдельных оздоровительных форм в учебном процессе оказываются недостаточными для достижения общей цели — повышения результативности образования и сохранения здоровья детей и подростков. Необходимая система комплексных мероприятий с участием представителей различных министерств и ведомств, организаций, заинтересованных в здоровье подрастающего поколения не реализуется. Отсутствует специальная подготовка педагогических кадров, необходимая для создания условий сохранения здоровья участников образовательного процесса. На данный момент разработаны требования к здоровьесберегающему уроку, однако в основном они не выполняются, учителя используют ЗОТ от случая к случаю. Для наблюдения за процессом здоровьесбережения и управления им, для диагностики и мониторинга состояния здоровья необходимы конкретные показатели, по которым следует оценивать изменения в состоянии здоровья, а также система критериев оценки здоровья.

6 стр., 2994 слов

«Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированию»

Центр технического творчества «Меридиан» Реферат «Игровые технологии на занятиях по начальному техническому моделированию» Выполнила педагог д/о: Григорьева Р. И. Новокузнецк - 2004 Введение «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». А.М.Горький. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может ...

Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что тема «Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе» является актуальной.

Указанные противоречия определили проблему данного исследования: Каковы условия внедрения здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе?

Предметом курсовой работы был избран учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Объектом являлось — здоровьесбережение в образовательном учреждении.

Цели исследования:

1.Изучение теоретических подходов к решению проблемы здоровьесбережения в образовательной системе.

2.Выявление особенностей включения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

3.Организация опытно-экспериментального исследования процесса реализации здоровьесберегающих технологий в начальном образовании.

4 стр., 1814 слов

Современные технологии начального математического образования в начальной школе

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы современных технологий математического образования 5 1.1. Понятие технологии 5 1.2. Метод проектов как современная технология 13 1.3. Информационные технологии 24 Глава 2. Использование технологий на уроках математики 32 2.1. Особенности применения информационных технологий на уроках математики 32 2.2. Пример применения информационных технологий на уроке ...

Эти цели были достигнуты путем решения следующих задач:

1.Изучение в научно-педагогической литературе степени разработки данной

проблемы.

2.Определение понятия « Здоровьесберегающие технологии ».

3.Выявление путей повышения культуры здорового образа жизни.

4.Разработка критерий использования здоровьесберегающих технологий.

5.Связь результата с конкретными материалами.

Гипотеза исследования. Если в образовательном процессе начальной школы будут созданы следующие педагогические условия:

— построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения младших школьников.

— обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;

— формирование у детей культуры здорового образа жизни ;

— тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся, то это будет способствовать эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов педагогического исследования:

1. Теоретические методы: теоретический анализ педагогической литературы;

2. Эмпирические методы: анкетирование (младших школьников и родителей), наблюдение, беседа с учителями начальных классов, анализ документации, продуктов деятельности детей.

Глава I.Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

1.1 Теоретические подходы к решению проблем здоровьесбережения в образовательной системе.

Школа — открытая социально-педагогическая система, которая находится под постоянным воздействием экономических, политических и духовных сфер жизни государства.

Низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.

7 стр., 3138 слов

Инновационные процессы в развитии технологий психической подготовки и психодиагностики в олимпийском спорте

Общепризнанным в настоящее время является тот факт, что психическая готовность спортсмена - это решающий фактор победы в олимпийском спорте. Не случайно в последнее десятилетие психологи спорта и специалисты смежных наук (психофизиологи и биофизики) особое внимание уделяют разработке специальных технологий психической подготовки высококвалифицированных спортсменов на основе соответствующих методов ...

Достижению целей системы образования в области сохранения здоровья подрастающего поколения в наибольшей степени способствует опора на следующие подходы к воспитанию обучающихся:

1. Аксиологический — «Воспитание у ученика личной системы ценностей» (по В. А. Караковскому);

2. Личностно — ориентированный — создание атмосферы уважительного отношения к индивидуальным особенностям личности;

3. Гуманистический — поддержка и защита ребенка в социальном, правовом, педагогическом и медико-психологическом аспектах;

4. Системный — воспитательная и учебная работа осуществляются комплексно, по общей системе.

Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса является качественной характеристикой деятельности педагога. При разработке и реализации здоровьесберегающих технологий, важно учесть имеющийся на сегодняшний день педагогический опыт и тот факт, что здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно-ориентированной педагогике и др.), но определяет последовательное формирование в школе здоровье……..

Список использованных источников

I Книги:

1. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. -Сергиев Посад, 1995. — 180 с.

2. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2001. — 174 с.

3. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 1999. — 246 с.

4. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П.. Основы социальной педагогики.- М., 2002. — 351 с.

5. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. — М., 2004.-№1. — 287 с.

6. Смирнов Н. К. Здоровье — сберегающие образовательные технологии и психология здоровья. М., 2006 г. — 111 с.

7. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Педагогика.//М.: — 2005. -№ 6. — 125 с.

7 стр., 3347 слов

Педагогика 22

1)--Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и функции организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Целью педагогики как науки является изучение закономерностей, тенденций и перспектив развития педагогического процесса для совершенствования педагогической практики. --Объектом педагогики выступает процесс ...

8. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. / Серия «Учение с увлечением».// — Ростов н /д: изд-во «Феникс»,: 2004.- 428 с.

9. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе/И.В. Чупаха, Е.С. Путаева, И.Ю. Соколова. // — М.: Илекса.-2001. — 211 с.

II Интернет-источник:

10. Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Электронный ресурс] / < psihologiya-sotsialnaya/sotsialno-psihologicheskaya-diagnostika.html>Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов.- Режим доступа: sotsialnaya-psihologiya-knigi/713-ekspress-diagnostika-lichnostnoy-22522.html