Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы…………………………………………………..7
1.1 Теоретические подходы к решению проблем здоровьесбережения в образовательной системе…………………………………………………………………………..7
1.2 Педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы…………………………………………….13
Выводы по первой главе………………………………………………………….18
Глава II Опытно-экспериментальное исследование процесса реализации здоровьесберегающих технологий в начальном образовани………………………20
2.1 Организация опытно-эксперементального исследования процесса реализации здоровьесберегающих технологий в начальном образовании..………20
2.2 Анализ эффективности создания здоровьесберегающей среды в обучении и воспитании младших школьников…………………………………………………………………21
Выводы по второй главе…………………………………………………………..24
Заключение …………………………………………………………………………….26
Список использованных источников …………….………………………………….28
Приложение № 1……………………………………………….………………………29
Приложение № 2…………………………………………………………………………………………..33
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом ...
... по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушениями слуха Заключение Библиография Приложения ВВЕДЕНИЕ В ... и предпосылке нездоровья (В.А. Лищук, 1992). Некоторые исследователи видят в здоровье реализацию специфических способностей человека к проявлению резервов организма (Н.М. Амосов, 1987), к ...
Приложение № 3…………………………………………………………………………………………..34
Приложение № 4 ………………………………………………………………………39
Введение
Здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью процесса сохранения и укрепления здоровья. Здоровье, в свою очередь, является главной ценностью человека и общества, и вызывает серьёзную озабоченность, как медицинских работников, так и педагогов, психологов и родителей. Поэтому здоровьесберегающие технологии относятся к категории государственных приоритетов. Вследствие этого, в масштабе страны принимаются законы, создаются и реализуются программы, направленные на повышение духовности и укрепление здоровья граждан, а в частности детей младшего школьного возраста: Законы Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; Национальная доктрина образования России, Федеральная программа развития образования и другие.
Долгие годы исследованием здоровьесберегающих технологий занимались такие ученые, как Коробов А.В., Апанасенко Г.Л., Никитин Н.В., Третьяков П.И. и многие другие. В настоящее время ведется поиск методов оздоровления детей в условиях школы. По мнению ученых для сохранения и укрепления здоровья учащихся должны использоваться эффективные и несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват, и в то же время не нарушающие воспитательно-образовательный процесс в школе.
Не смотря на большое количество существующих исследовательских работ, посвященных здоровьесберегающим технологиям, картина здоровья детей находится на довольно низком уровне. Наблюдаются противоречия между теорией и практикой по реализации здоровьесберегающих технологий. Они заключаются в том, что использование здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) должно быть систематичным, последовательным, грамотным, но еще не разработан эффективный механизм внедрения в педагогический процесс технологий оздоровления. Пока отсутствует комплексное, системное оздоровление, которое представляло бы собой единство целенаправленных действий участников образования. Попытки реализации отдельных оздоровительных форм в учебном процессе оказываются недостаточными для достижения общей цели — повышения результативности образования и сохранения здоровья детей и подростков. Необходимая система комплексных мероприятий с участием представителей различных министерств и ведомств, организаций, заинтересованных в здоровье подрастающего поколения не реализуется. Отсутствует специальная подготовка педагогических кадров, необходимая для создания условий сохранения здоровья участников образовательного процесса. На данный момент разработаны требования к здоровьесберегающему уроку, однако в основном они не выполняются, учителя используют ЗОТ от случая к случаю. Для наблюдения за процессом здоровьесбережения и управления им, для диагностики и мониторинга состояния здоровья необходимы конкретные показатели, по которым следует оценивать изменения в состоянии здоровья, а также система критериев оценки здоровья.
Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...
... работа с коллективом детей. Общество сверстников как фактор воспитания качеств личности ребёнка. 2 Раздел 2. Социализация личности ребёнка в системе начального образования 2 2 96 ...
Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что тема «Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе» является актуальной.
Указанные противоречия определили проблему данного исследования: Каковы условия внедрения здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе?
Предметом курсовой работы был избран учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Объектом являлось — здоровьесбережение в образовательном учреждении.
Цели исследования:
1.Изучение теоретических подходов к решению проблемы здоровьесбережения в образовательной системе.
2.Выявление особенностей включения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
3.Организация опытно-экспериментального исследования процесса реализации здоровьесберегающих технологий в начальном образовании.
Эти цели были достигнуты путем решения следующих задач:
1.Изучение в научно-педагогической литературе степени разработки данной
проблемы.
2.Определение понятия « Здоровьесберегающие технологии ».
3.Выявление путей повышения культуры здорового образа жизни.
4.Разработка критерий использования здоровьесберегающих технологий.
5.Связь результата с конкретными материалами.
Гипотеза исследования. Если в образовательном процессе начальной школы будут созданы следующие педагогические условия:
— построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения младших школьников.
— обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;
— формирование у детей культуры здорового образа жизни ;
— тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся, то это будет способствовать эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов педагогического исследования:
1. Теоретические методы: теоретический анализ педагогической литературы;
2. Эмпирические методы: анкетирование (младших школьников и родителей), наблюдение, беседа с учителями начальных классов, анализ документации, продуктов деятельности детей.
Глава I.Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
1.1 Теоретические подходы к решению проблем здоровьесбережения в образовательной системе.
Школа — открытая социально-педагогическая система, которая находится под постоянным воздействием экономических, политических и духовных сфер жизни государства.
Низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.
Современные технологии начального математического образования в начальной школе
... Все это и определяет актуальность нашей работы. Предмет исследования: современные технологии. Объект: математическое образование в начальной школе. Цель: описать особенности современных технологии начального математического образования младших школьников. Задачи: 1. Проследить ...
Достижению целей системы образования в области сохранения здоровья подрастающего поколения в наибольшей степени способствует опора на следующие подходы к воспитанию обучающихся:
1. Аксиологический — «Воспитание у ученика личной системы ценностей» (по В. А. Караковскому);
2. Личностно — ориентированный — создание атмосферы уважительного отношения к индивидуальным особенностям личности;
3. Гуманистический — поддержка и защита ребенка в социальном, правовом, педагогическом и медико-психологическом аспектах;
4. Системный — воспитательная и учебная работа осуществляются комплексно, по общей системе.
Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса является качественной характеристикой деятельности педагога. При разработке и реализации здоровьесберегающих технологий, важно учесть имеющийся на сегодняшний день педагогический опыт и тот факт, что здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно-ориентированной педагогике и др.), но определяет последовательное формирование в школе здоровье……..
Список использованных источников
I Книги:
1. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. -Сергиев Посад, 1995. — 180 с.
2. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2001. — 174 с.
3. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 1999. — 246 с.
4. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П.. Основы социальной педагогики.- М., 2002. — 351 с.
5. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. — М., 2004.-№1. — 287 с.
6. Смирнов Н. К. Здоровье — сберегающие образовательные технологии и психология здоровья. М., 2006 г. — 111 с.
7. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Педагогика.//М.: — 2005. -№ 6. — 125 с.
8. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. / Серия «Учение с увлечением».// — Ростов н /д: изд-во «Феникс»,: 2004.- 428 с.
9. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе/И.В. Чупаха, Е.С. Путаева, И.Ю. Соколова. // — М.: Илекса.-2001. — 211 с.
II Интернет-источник:
10. Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Электронный ресурс] / < psihologiya-sotsialnaya/sotsialno-psihologicheskaya-diagnostika.html>Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов.- Режим доступа: sotsialnaya-psihologiya-knigi/713-ekspress-diagnostika-lichnostnoy-22522.html