взаимосвязь устойчивости и переключения внимания младших школьников.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Проблема взаимосвязи устойчивости и переключения внимания в младшем школьном возрасте 5

1.1 Понятия устойчивости и переключения внимание в младшем школьном возрасте в психологических исследованиях 5

1.2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимосвязи устойчивости и переключения внимания в младшем школьном возрасте 13

1.3. Особенности познавательной сферы у младших школьников 19

Глава 2. Организация исследования взаимосвязи устойчивости и переключения внимания в младшем школьном возрасте 26

2.1. Этапы, методы, методики исследования 26

2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 30

2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию внимания у младших школьников 37

Заключение 39

Литература 41

Приложение 45

Введение

Актуальность проблемы. Проблема развития внимания младших школьников в настоящее время становится все более актуальной, так как внимание является необходимым условием их успешного развития. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. Переход к школьному обучению предполагает достаточную степень сформированности основных познавательных процессов, в структуре которых базисное положение занимает произвольное внимание, так как уровень его развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом.

Изучению проблемы внимания посвящены работы И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, Н.Н. Ланге, Т. Рибо, А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской, А.В. Снежневского и др. (физиологические основы внимания), Ю.3. Гильбуха, П.Я. Гальперина, И.Л. Баскаковой, С.Л. Кабыльницкой, А.В. Петровского, Ф.Н. Гоноболина, О.М. Корчемлюк, С.С. Левитиной, Т.М. Мирютиной, Т.А. Мелеховой, Е. М Черепановой, М.П. Волокитиной, М.Ч. Матюхиной (прикладные и возрастные аспекты проблемы внимания).

Наиболее исследованными вопросами являются функциональное значение внимания, связь внимания с другими психическими процессами. В меньшей степени изучено развитие особенностей внимания в онтогенезе и механизмы регуляции процессов внимания. Значимыми в этом плане явля-ются труды зарубежный ученых Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г. С. Костюк, А.М. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Б.В. Эльконин, А. Валлон, К. Коффка, Ж. Пиаже, Т. Рибо, Е.Б. Титченер и другие.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... более адекватной и дифференцированной. А.В. Захарова, прослеживая развитие самооценки на про­тяжении младшего школьного возраста, выявила общее снижение ее уровня, появление у детей ... старшеклассники — до 50 минут). Затруднены рас­пределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое. В учебной деятельности развивается ...

Однако, несмотря на имеющиеся исследовательский вклад в изучение данной проблемы, крайне мало работ по изучению развития внимания в младшем школьном возрасте, а проблема взаимосвязи между показателями устойчивости и распределения внимания у младших школьников остается до конца не изученной. Это подчеркивает актуальность данной проблемы, что и определило выбор темы нашего исследования: «Взаимосвязь устойчивости и переключаемости внимания в младшем школьном возрасте».

Цель исследования — изучить проблему взаимосвязи между показателями устойчивости и переключения внимания младших школьников.

Объект исследования: внимание младших школьников.

Предмет исследования: взаимосвязь устойчивости и переключения внимания младших школьников.

Гипотеза исследования: между показателями устойчивости и пере-ключения внимания у младших школьников существует взаимосвязь.

Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:

1) Провести теоретический анализ проблемы взаимосвязи устойчивости и переключения внимания младших школьников.

2) Определить показатели устойчивости и переключения внимания младших школьников.

3) Определить взаимосвязь между показателями устойчивости и переключения внимания младших школьников.

4) Сформулировать психолого-педагогические рекомендации по развитию внимания у младших школьников.

Методы исследования:

12 стр., 5624 слов

Роль семьи в воспитании школьников младших классов 3

... в психолого-педагогическую деятельность Роль семьи в воспитании школьников младших классов Выполнила: студентка 1 курса ПП1.12 ... Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования, М., 1964. Всё о младшем школьнике под редакцией Виноградовой, М., «Вентана-Граф ... личности. Первая причина осoбой роли семьи в воспитании – устойчивость, постoянство и долгoвременность влияния, вторая же – ее ...

1) Теоретический анализ проблемы взаимосвязи между показателями устойчивости и переключения внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе.

2) Эмпирические методы исследования: беседа, тестирование (методика «Повтори за мной» Л.С. Цветковой, методика «Корректурная проба» Т. Бурдона (буквенный вариант), методика «Кольца» Э Ландольта), методы статистической обработки данных (метод ранговой корреляции Спирмена).

База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 135» г. Челябинска.

Глава 1. Проблема взаимосвязи устойчивости и переключения внимания в младшем школьном возрасте

1.1 Понятия устойчивости и переключения внимание в младшем школьном возрасте в психологических исследованиях

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания в дан-ный момент времени на определенном реальном или идеальном объекте, обеспечивающая его особо ясное отражение (31).

В классической психологии внимание часто отождествляют с ясной, отчетливой областью сознания (52).

Попадая в эту область, объекты деятельности осознаются намного лучше, их изменения лучше замечаются и фиксируются, что помогает быстрее и точнее добиться нужного результата. Оно переводит и удерживает объект в зоне ясного сознания и помогает отвлечься от ненужных в данный момент мыслей и представлений, отсеивая их и не допуская сосредоточения на посторонних для данной деятельности объектах и явлениях. Таким образом, внимание осуществляет отбор нужной информации из потока, окружающего человека, обеспечивает избирательность поведения и контроль над деятельностью (53).

Физиологической основой внимания является механизм взаимодейст-вия основных нервных процессов — торможения и возбуждения, протекаю-щих в коре головного мозга. При внимании в поле ясного осознавания выделяется предмет (объект) из множества других предметов, окружающих человека, а другие предметы не находятся в поле ясного осознавания, представляя собой общий фон восприятия. Физиологически это значит, что возбуждаются одни нервные центры и тормозятся другие. Образовавшийся центр возбуждения доминирует (господствует, …

8 стр., 3813 слов

Психология рекламной деятельности 2

... . Психологические проблемы исследования мотивации потребителя. Психология рекламы и проблема изучения потребностей. Пропаганда как вид рекламной деятельности. Политическая реклама и имиджмейкинг. Психологические особенности размещения рекламы ...

Литература

1. Агеева З.А. Лекции по общей психологии. — М.: Академия, 2008. — 470 с.

2. Баскакова И. Л Изучение внимания школьников. — М.: Знание, 1987. — 46 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Изд-во МПСИ, 2009.

4. Виола Ф.Р. Изучение взаимосвязи внимания и интеллекта у младших школьников и подростков. — М.: МГУ, 1974. — 24 с.

5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М.: МПСИ, 2009. — 342 с.

6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — М.: Союз, 2006. — 224 с.

7. Гавриленко В.А. Исследование особенностей объёма внимания учащихся 7−8 летнего возраста в условиях сложной деятельности: Материалы Съезда психологов. — М., 1998. — С. 27−28.

8. Гавриленко В.А. Экспериментальное исследование внимания учащихся 7−8 лет. — М.: Просвещение, 1991. — 26 с.

9. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.: Педагогика, 1974. — 100 с.

10. Гершун С.И. Внимание учащегося на уроке и способы его привлечения и поддержания. — Алма-Ата, 1995. — 24 с.

11. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // А.Н. Леонтьев и современная психология. — М.: Педагогика, 1983. — С. 76−78.

12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: Речь, 2010. — 458 с.

13. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Л. Хрестоматия по психологии. — М.: Академия, 2000. — 528 с.

14. Гоноболин Ф.Н. Внимание младших школьников // Психология младшего школьника. — М.: Педагогика, 1990. — С. 46−54.

15. Гоноболин Ф.Н. Воспитание внимания у учащихся. — М.: Педагогика, 1995. — 112 с.

2 стр., 642 слов

Цели и задачи освоения дисциплины. Б1.В.ДВ.6.2 Психология дошкольника и младшего школьника

Б1.В.ДВ.6.2 Психология дошкольника и младшего школьника Цель: формирование готовности к использованию теоретических и практических психологических знаний ... методах исследования психики и оказания психологической помощи с учетом специфики возрастного этапа, которые позволяют решить комплексные задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся, педагогов ...

16. Горбач М.С. Психологические особенности воспитания внимания у первоклассников в процессе обучения // Вопросы психологии вос-питательной работы / Под ред. П.Р. Чаматы. — Киев, 1993. — С. 49−85.

17. Горохова Е.Н. Внимание учащихся в условиях индивидуальной и групповой форм организации обучения. — М.: МГУ, 1998. — 20 с.

18. Гуткина Н.И. Детский практический психолог в школе. — М.: Ака-демия, 2009. — 328 с.

19. Диева Н.П. Индивидуальные особенности внимания в младшем школьном возрасте // Экспериментальное исследование внимания. — М., 2000. — С.12.

20. Добрынин Н.Ф. Интеллект и внимание // Психологические исследо-вания интеллектуальной деятельности. — М., 1979. — С. 76−82.

21. Добрынин Н.Ф. Колебания внимания. — М.: Медицина, 1998. — 97 с.

22. Дормашев Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Рома-нов. — М.: Тривола, 1995. — 348 с.

23. Дубовицкая Т.Д. Возрастные особенности внутренне направленного внимания учащихся младших классов и подростков. — М.: МГУ, 1991. — 22 с.

24. Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтоге-незе // Психологический журнал. — 1982. Т. 3, № 5. — С. 54−65.

25. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев, Т. М Марю-тина, Т.А. Мешкова. — М.: Просвещение, 1987. — 120 с.

26. Изака Д.Я. Некоторые особенности памяти и внимания у 6−10 летних детей с разным уровнем развития // Сравнительная динамика развития детей. — Рига, 1986. — С. 36−48.

27. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. — М.: Академия, 1993. — 186 с.

28. Лаврова Н.В. Переключение внимания учащихся на уроке // Ученые записки МШИ им. В.П. Потемкина. — М., 1998. — Т. 62. — С. 123−143.

29. Ланге Н.Н. Механизм внимания. — СПб.: СПбГУ, 2007. — Т. 1. — 142 с.

3 стр., 1090 слов

ВОПРОС ╣ 19 Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

... черта характера, особенно обнаруживается вIIклассе Благодаря ей учащиеся добиваются значительных, успехов. В процессе обучения и развития волевые качества младшего школьника совершенствуются. Все ... в этом возрасте жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любознательны. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все ...

30. Лаптиева Р.П. Психологические особенности переключения внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1985. — 142 с.

31. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2000. — 412 с.

32. Лукомская С.А. Этапы развития внимания и его психофизиологиче-ская характеристика. — Л.: ЛГУ, 1979. — 22 с.

33. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2002. — 415 с.

34. Марютина Т.М. О связи свойств внимания и успеваемости у учащихся вторых классов / Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова, Н.В. Гавриш // Вопросы психологии. — 1988. — № 3. — С. 34−39.

35. Мурашев Г. А. Внимание // Познавательные процессы и способности в обучении. — М.: Педагогика, 1990. — С. 5−31.

36. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2. — М.: Владос, 2009. — 462 с.

37. Никиреев Е. М. Исследование устойчивости и переключения внимания при решении задач в заданном темпе // Экспериментальное исследование внимания. — М., 1970. — С. 199−204.

38. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. — М.: Тривола, 2009. — 420 с.

39. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Речь, 2009. — 410 с.

40. Павлов И. П. Полное собрание сочинений, том 3, кн. 1. — М.: Изд-во РПО, 2010. — С. 248.

41. Панушкина Л.А. Исследование психологических особенностей внимательности у школьников // Вопросы психологии познавательной деятельности у школьников и студентов. — М.: Педагогика, 1988. — С. 93−97.

42. Платонов К.К. Исследование соотношения переключения и распре-деления внимания / К.К. Платонов, А.А. Топорнина // Доклады АПН РСФСР. — М.: АПН РСФСР, 1981. — № 1. — С. 87−88.

43. Полиэктова С.А. Уровневый и структурный анализ возрастной изменчивости внимания в школьный период (7−16 лет) // Проблемы общей и инженерной психологии. — Л., 1976. — Вып. 7. — С. 76−81.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем. Прикладные исследования – исследования, направленные на углубленное изучение ... в ходе практического исследования педагогических фактов. Теоретический уровень исследования – исследование, в котором выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие ...

44. Полякова И.В. К вопросу о переключаемости внимания // Экспериментальные исследования внимания. — М., 1970. — С. 101−105.

45. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под. ред. И.В. Дубровиной. — 2-е изд. — М.: Академия, 2004. — 34 с.

46. Психология / Сост. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. — 2-е изд. — М.: Академия, 2003. — 464 с.

47. Психология / Под ред. В. А. Крутецкого. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1974. — С. 78.

48. Рахманова М. Устойчивость внимания у учащихся в процессе обу-чения (1−2 классы): Автореф. дис. канд. психол. наук. — Ташкент, 1968. — 17 с.

49. Рибо Т. Психология внимания. — СПб.: АСТ, 2007. — 112 с.

50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Речь, 2010. — 704 с.

51. Рутман Э.М. Исследования развития внимания в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1990. № 4. — С. 36−39.

52. Страхов И.В. О психологической структуре внимания // Вопр. пси-хологии внимания. — Саратов: Саратовский государственный педагогический институт, 1976. — С. 84−116.

53. Титченер Э. Хрестоматия по вниманию. — М.: Речь, 2007. — 400 с.

54. Угарова Г. М. Возрастная динамика свойств внимания дошкольников и младших школьников. — М.: Просвещение, 1994. — 181 с.

55. Хрестоматия по вниманию / Под редакцией А.Н. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1976. — С. 229.

56. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для сту-дентов / Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. — 3-е изд., доп. — М.: Институт практической психологии, 2005. — 304 с.

57. Шадриков В.Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика / В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. — М.: Педагогика, 1990. — 176 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector