Взаимосвязь самоотношения личности c оценкой ее авторитетности одноклассниками

Содержание

Введение 3

1. Теоретический анализ понятий самоотношения и авторитетности личности и их взаимосвязи в юношеском возрасте 5

1.1 Понятие, характер и структура самоотношения личности и ее авотритетности 5

1.2 Взаимосвязь самоотношения и авторитетности личности и их специфика в юношеском возрасте 14

2. Исследование взаимосвязи самоотношения и авторитетности личности в старшем школьном возрасте 18

2.1 Обоснование выбора методов и методик исследования 18

2.2 Результаты исследования, их анализ и обобщение 22

Заключение 31

Список литературы…………………………………………………………………………….32

Приложение 1: Методика исследования самоотношения, МИС (Р.С. Пантилеев)

Приложение 2: Результаты тестирования по МИС (С.Р. Пантелеев)

Приложение 3: Результаты тестирования по методике парных сравнений

Приложение 4: Сертификат участника VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2016» (Направление — Психологические науки)

Введение

Большую часть своей жизни личность проводит в группе, и значение занимаемого в группе положения довольно велико. Исходя из этого, возникает вопрос: почему одни люди легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие — наоборот. Здесь большое значение имеет самоотношение и самооценка личности.

К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести понятия «самооценка», «самоуважение», «самоотношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе».

Самооценка в современной психологии рассматривается как динамическое, постоянно развивающееся явление, на уровень которого значительное влияние оказывают пол и возраст человека. В коллективе самооценка становится основой для формирования официального и неофициального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей [3].

Статус индивида в группе, как реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, является степенью действительной авторитетности для остальных участников группы [6].

Самоотношение каждого члена коллектива сказывается на характере межличностных взаимоотношений, ведь каждый заинтересован в сохранении достигнутого уровня самооценки и очень болезненно переживает ее понижение.

15 стр., 7419 слов

Самоотношение подростков с разной самооценкой

Содержание Введение… 3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования самосознания………… 1.1Понятие «самосознание», его структура и формирование….2. Самоотношение в структуре самосознания. Понятие «самооценка» личности… 3. Особенности самосознания в подростковом возрасте……… 15 Глава 2. Исследование особенностей самоотношения и самооценки в подростковом возрасте…1. Организация исследования и описание ...

Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с ее социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена.

Уровень самооценки активно влияет на становление личности старшеклассника, его социализацию и адаптацию к новым условиям, так как данный возрастной период является наиболее сенситивными этапом в формировании личности в ее социальном развитии.

Взаимосвязь авторитетности и самоотношения старших школьников является значимым показателем для школьного психолога, позволяющим оценить темпы и специфику психологического развития отдельных школьников и всего учебного коллектива в целом, помогает составить социально-психологический портрет класса, а также выявить качество процесса образования и его соответствие возрастным нормам. Характер самоотношения личности является ярким показателем возможных психологических проблем отдельных учащихся и взаимоотношений в школьном коллективе.

Цель работы — выявить и проанализировать взаимосвязь самоотношения личности и ее авторитетности по отношению к одноклассникам в старшем школьном возрасте возрасте.

Объект исследования — личность.

Предмет — взаимосвязь самоотношения и авторитетности личности.

Гипотеза — характер и структура самоотношения личности взаимосвязаны с оценкой ее авторитетности одноклассниками в старшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

2. Выявить особенности формирования самоотношения, авторитетности в юношеском возрасте и их взаимосвязь.

3. Определить степень и характер взаимосвязи самоотношения и авторитетности личности в старшем школьном возрасте.

Методы исследования — теоретический анализ литературы, обобщение и систематизация материала; тестирование, представленное методикой исследования самоотношения (Р.С. Пантилеев) и методикой парных сравнений; корреляционный анализ, представленный подсчетом коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды таких авторов, как Б.Г. Ананьев, Л.И Божович, Л.С. Выготский, Л.Я. Гозман, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Р. Пантилеев, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, Н.Е. Харламенкова, У. Джеймс, С. Куперсмит, Дж. Маккарти, Г. Марвелл, М. Розенберг, Р. Уайли, Л. Уэллс, Л. Фестингер, Д. Ходж и др.

26 стр., 12919 слов

Особенности самоотношения сирот в юношеском возрасте

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ .1 Современные психологические подходы к изучению самоотношения в отечественной и зарубежной науке .2 Проблема формирования самоотношения в юношеском возрасте . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ .1 Особенности социально-психологической ситуации формирования личности ...

Результаты исследования представлены в электронной публикации в рамках VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум — 2016» (Приложение 4), исследовательская работа отмечена Дипломом в номинации «За лучшую студенческую научную работу» [19; 21].

1. Теоретический анализ понятий самоотношения и авторитетности личности и их взаимосвязи в юношеском возрасте

1.1 Понятие, характер, структура самоотношения личности и ее авторитетности

Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к себе, к собственному «Я». В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе, а к наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести следующие: «общая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоотношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе» [3].

Первый термин являлся наиболее используемым в западной психологии с конца XIX до 60-х годов XX века, а затем был вытеснен термином «самоуважение». В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона, И.И. Чесноковой [9].

Самым устоявшимся в психологии является термин «глобальная самооценка», который стал предметом психологического анализа благодаря изданным в конце XIX века работам У. Джеймса. Термин «самооценка», используемый западными учёными, подчеркивает позитивный или негативный модус восприятия себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Понятие «самооценка» в данном случае расходится с понятием «самопознание» [23].

В отечественной психологии под глобальной самооценкой преимущественно понимается «особое аффективное образование личности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения» или «общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негативных моментов самоотношения» [11, С. 256].

6 стр., 2702 слов

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

Характер ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ХАРАКТЕР — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, ...

В нашей стране понятие единой, целостной самооценки не получило своего развития, большинство исследований посвящены частным самооценкам, которые, являясь факторами саморегуляции личности, не позволяют судить о сущности отношения человека к себе как таковой.

В отечественной психологии понимание самоотношения как установочного образования нашло свое отражение в работах приверженцев теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А. Ядова и теории установки Д.Н.Узнадзе [4].

Опираясь на базовые положения теории диспозиционной регуляции социального поведения, И.С. Кон определяет самоуважение как эмоциональный компонент особой установочной системы — «образа Я», как «личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе (одобрении или неодобрении), которые указывают, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным [9].

Отношение человека к себе определяется как установочное образование и представителями школы Д.Н. Узнадзе. В данной традиции модель самоотношения как социальной установки наиболее детально разработана Н. И. Сарджвеладзе, который впервые ввел «самоотношение» в научный обиход как специальное понятие, классифицируя его как подкласс социальной установки. Самоотношение определяется им как отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направлено на самого себя. По мнению исследователя, отношение к себе, наряду с социальным статусом и установкой личности к внешнему миру, составляет содержание системы «личность — социальный мир» и является одной из структурных единиц диспозиционального ядра личности [8].

Содержательно близкой к самоуважению как установочному образованию является категория «самоотношение», разработанная в рамках теории отношений А.Ф.Лазурского — В.Н.Мясищева. Самоотношение рассматривается здесь как единство содержательных и динамических аспектов личности, мера осознания и качество эмоционально-ценностного принятия себя как инициативного и ответственного начала социальной активности [23].

26 стр., 12509 слов

Тема 3 личность в группе как проблема социальной психологии

... образ», самоотношение, самооценку); локус контроля; социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоционально-психические состояния и социальные чувства личности. Еще более ... человека является для него и объектом самопознания. В этом случае в состав «Я» ... социализации. Средства массовой информации и электронные коммуникации также являются мощным агентом ...

Оно понимается исследователями как сложное когнитивно-аффективное образование, структура которого рассматривается как состоящая из двух компонентов: рационального отношения к себе как субъекту социальной активности («образ Я» или категориальное «Я») и эмоционально-ценностного отношения к себе — переживания и оценки собственной значимости как субъекта социальной активности, образующих рефлексивное «Я». В результате взаимодействия указанных компонентов с потребностно-мотивационной сферой личности, отношение к себе включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулирует развитие познавательной и личностной субъектности человека [8].

Отношение личности к себе оказывает влияние на проявление социальной активности личности, обусловливает ее адекватность и дифференцированность. Оно выступает мотивом саморегуляции поведения и актуализируется на всех этапах осуществления поведенческого акта, начиная с его мотивирующих компонентов и заканчивая собственной оценкой достигнутого эффекта поведения, участвует в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов.

В психологии представлено огромное количество исследований, в которых установлена тесная связь между отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведением. В них отмечается, что высокое самоуважение личности выступает условием ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, реализации творческого потенциала, влияет на свободу выражения чувства, уровень самораскрытия в общении. Следует отметить, что одним из мотивов, побуждающих человека соблюдать моральные нормы, является его стремление сохранить положительное самоотношение [23].

Позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, самостоятельность, энергичность, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуации неопределенности. Люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами.

14 стр., 6999 слов

Изучение влияния идентичности на самоотношение у подростков

ВВЕДЕНИЕ Подростковый возраст - это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в данном ...

В то же время негативное самоотношение является источником различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся. Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание, в связи с чем уровень активности человека может излишне повышаться, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение становится ригидным. Отрицательное, конфликтное отношение личности к себе может обуславливать ее отклоняющееся поведение, например, совершение правонарушений, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения, является одной из причин девиации, положительно коррелирует с депрессией.

Отношение личности к себе возникает и формируется в процессе самопознания. В то же время, самоотношение существенно влияет на весь процесс самопознания, определяя его специфику, направленность и индивидуальный, личностный оттенок.

В психологической литературе самоотношение личности определяется также и как эмоциональный компонент самосознания [8]. Теоретические основы такого понимания самоотношения были заложены И.И.Чесноковой, которая ввела в научный обиход понятие «эмоционально-ценностное самоотношение», определив его как специфический вид эмоционального переживания», в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя.

Формирование самоотношения как аффективного компонента самосознания осуществляется на двух уровнях самопознания. На первом уровне эмоционально-ценностное самоотношение возникает как результат соотнесения человеком себя с другими людьми. В этом случае при познании себя человек преимущественно опирается на внешние моменты. Итогом такого самопознания являются единичные образы самого себя и своего поведения, которые как бы привязаны к конкретной ситуации. Здесь еще нет целостного, истинного понимания себя, связанного с осмыслением своей сущности. Ведущими формами самопознания в рамках сравнения «Я-другой» являются самовосприятие и самонаблюдение.

На втором, более зрелом уровне самопознания, формирование самоотношения осуществляется в рамках сравнения «……..

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮН

ПЕДАГОГИКА Рабочая программа дисциплины   по направлению подготовки   072500.62 Дизайн тип ООП академический бакалавриат   Владивосток Издательство ВГУЭС ББК 74.я7   Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика» составлена на базе ФГОС ВПО в соответствии с требованиями ООП 072500.62 «Дизайн».     Составитель: Олешкевич Н.А., доцент кафедры философии и юридической ...

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для ВУЗов / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 363 с.

2. Беличева С.А. Сложный мир подростка / С.А. Бабичев. — Свердловск: Средне-Уральск. книжное издательство, 2004.

3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещирикова, В.П. Зинченю. — М.: ОЛМА-Пресс, 2009. — 672 с.

4. В.А. Ядов. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. — 567 с.

5. Выготский Л.С. Педагогия подростка: проблема возраста: в 6 т. Т. 4. /Л.С. Выготский.- М., 2004. — 432 с.

6. Горбунов М.Ю. Положение индивида в группе [Электронный ресурс] / М.Ю. Горбунов //Гуманитарно-правовой портал. — Режим доступа: < 5368/polozhenie-individa-v-gruppe>

7. Дубровина А.Д. Формирование личности старшеклассника / А.Д. Дубровина, И.И. Туткина, И.В. Дубровина.- М.: Педагогика, 2009.

8. Колышко A.M. Психология самоотношения: Учеб. пособие / А.М.Колышко. — К62 Гродно: ГрГУ, 2004. — 102 с.

9. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 2009. — 256 с.

10. Кондратьев М. Ю. Авторитет личности и роли в реально функционирующей малой группе [Электронный ресурс] / М.Ю. Кондратьев // Электронная библиотека МГППУ. — Режим доступа: < mgppu/SPK-CH1/SPK-0281.htm%2020>

11. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / В.Г. Маралов. — М: Издательский центр «Академия», 2011. — 256 с.

12. Метод ранговой корреляции Спирмена [Электронный ресурс] // Психологтческая помощь. — Режим доступа: < statistics/spearman/>

13. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («СОЦИОМЕТРИЯ») ДЖ. Морено [Электронный ресурс] // Психологический сайт. — Режим доступа: < index.php/metodiki-i-testy/2/16-metodika-diagnostiki-mezhlichnostnykh-i-mezhgruppovykh-otnoshenij-qsotsiometriyaq-dzh-moreno>

14. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. — М.: Академия, 2010. — 452 с..

15. Пантилеев С.Р. < Default.aspx?auth=2e0a0a48q9>Самоотношение как эмоционально-оценочная система: (Спецкурс) / С. Р. Пантилеев. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 108

16. Посохова С.Т. Настольная книга практического психолога [Электронный ресурс] / С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. — М.: АСТ:Хранитель; СПб.: Сова, 2008. — 671 с. // Тестотека. — Режим доступа: < lichn/1/41.html>

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1 / авт. С.Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. — М.: Педагогика. 1989. — 488 с.

18. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. — 240 с.

19. Список победителей в номинации «За лучшую студенческую научную работу» [Электронный ресурс] // Режим доступа: < 2016/files/best_students.pdf>

20. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. — М.: Издательство МГУ, 1983. — 286 с.

21. Стукалова К.Е., Бубновская О.В. «Анализ взаимосвязи составляющих структуры самоотношения и внутренней конфликтности личности в подростковом возрасте (на примере учащихся 11 класса средней школы №7 «Эдельвейс» Г. Находка)» [Электронный ресурс] //Студенческий научный форум. — Режим доступа: 2016/1655/17742

22. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе / А.В. Толстых. — М.: Знание, 1991. — 79 с.

23. Хрестоматия по истории психологии / ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. — М.: Издательство МГУ, 2010.