Самооценка школьника, ее воспитательное значение

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Институт заочного обучения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Педагогическая психология

на тему:

Самооценка школьника, ее воспитательное значение

Выполнил: студент 3 курса

группа 05ПП7

Хоменко И. Н.

Хабаровск

2009

Содержание

Введение

1. Понятие самооценки школьника

2. Самооценка школьника и оценка ею родителями

3. Роль учителя в формировании самооценки

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности и делают особо значимыми исследования проблем становления регуляторных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

Самооценка является важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащихся, играет значимую роль в становлении их индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопросы, связанные с ее развитием, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии.

Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

В соответствии с вышесказанным, считаю актуальным рассмотреть теоретические основы самооценки школьника и ее воспитательное значение.

Целью работы является изучение понятия самооценки школьника и ее воспитательное значение.

Задачами работы является:

1) рассмотрение понятия самооценки школьника;

2) изучение роли родителей в формировании самооценки;

3) исследование роли учителя в формировании самооценки.

1. Понятие самооценки школьника

По мере того как дети становятся старше, у них формируются все более точные и полные представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах.

9 стр., 4162 слов

Адаптация младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы

... 1. Теоретические основы проблемы адаптации младших школьников в учебно-воспитательном процессе 1.1 Сущность, содержание и факторы адаптации младших школьников Понятие "адаптация" - одно из ... когда в системе организм - среда возникают значительные изменения, обеспечивающие формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций ...

Самооценка личности — ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов индивида.

Главные функции самооценки — регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. По определению психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды». Также можно сказать, чтосамооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Самооценку можно рассматривать как механизм переработки знаний о себе на уровне аффективного процесса, как один из инструментальных показателей развитости образа «Я». Образ — Я это представление индивида о самом себе, а самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением, всегда носит субъективный характер.

Важную роль в ее формировании играет:

1. Сопоставление образа реального Я образом идеального Я;

2. Интериоризация социальных реакции индивида (человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие);

3. Призма своей идентичности (индивид испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо).

Было установлено, что в подростковый период формируется умение оценивать себя не только через требования авторитетных взрослых (как это происходит в младшем школьном возрасте), но и через собственные требования. Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир.

Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие взрослые. К концу подросткового периода самооценка может стать мощным регулятором поведения индивида. Саморегуляция осуществляется как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровне, определяя меру адекватности и восприятия и оценивания себя.

Критерии самооценки нередко избираются до того, как проявляется возможность испытать их по настоящему. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, отказаться от них чрезвычайно трудно. Часто лишь по происшествие времени выясняется, что у человека нет качеств, необходимых для успешного осуществления его устремлений. При исследовании содержания представления подростков о самих себе, прежде всего, обращает на себя внимание бурный рост (по сравнению с младшими школьниками) негативных самооценок.

4 стр., 1525 слов

Диагностика и коррекция самооценки одаренного ребенка дошкольного возраста

... и условия коррекции самооценки одаренного ребенка дошкольного возраста 26 3.1. Педагогическое воздействие на самооценку одаренного ребенка дошкольного возраста 26 3.2. Работа с родителями одаренного ребенка с низкой самооценкой 29 Заключение ... прав и обязанностей. Это объясняется тем, что становление знаний о себе и отношения к себе происходит как правило, стихийно без специальных усилий со стороны ...

Личные удачи или неудачи в различных ситуациях могут заставить детей смотреть на себя как на лидеров или аутсайдеров. К счастью, эти ощущения сами по себе еще не создают замкнутый круг, и многие дети, начавшие с неудач в социальной или учебной сфере, в конечном счете, находят что-то, в чем они способны преуспеть.

Развитие самоуважения — процесс циклический. Дети обычно достигают успеха в каком-либо деле, если они уверены в своих силах и способностях, — а их успех ведет к дальнейшему росту самоуважения. На другом полюсе находятся дети, которые терпят неудачи из-за недостатка самоуважения, и, как следствие, оно продолжает падать.

2. Самооценка школьника и оценка ею родителями

Формирование самооценки может рассматриваться как результат усвоения ребенком особенностей отношения к нему родителей. Самоотношение ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, первым делом родителей. Вместе с тем по одному только характеру объективно сложившейся ситуации и родительского отношения нельзя однозначно предсказать, как это отразится во внутреннем мире ребенка.

Любое эмоциональное отношение и методы воздействия, направленные на ребенка, приобретают свой смысл только в его психологических реакциях. Каждый ребенок стремится определить свое место в семье, выбирая путь к этому так, чтобы постичь ощущение общности и реализовать стремление к собственной значимости и самоуважению. Кроме того, развитие собственного социального опыта, расширение контактов с окружающими, появление новых «значимых других», овладение собственным поведением приводят к разрушению прежнего линейного отношения оценки и самооценки. Уже в подростковом возрасте внешние оценки и самооценка могут значительно расходиться.

Родители, как правило, служат для детей образцами и учителями в области человеческих взаимоотношений. Самосознание детей формируется не только путем прямого научения и подражания, они соотносят это и с образом жизни своих родителей, усваивая принятые ими нормы и ценностные ориентации. Для этих целей родители могут использовать разнообразные приемы поощрения: социальные (похвала, расположение) или несоциальные (вещественные награды, особые привилегии).

Исследования развития детей в зависимости от доминирующего типа воздействия показывают, что дети, у которых родители относились к ним нежно, с теплотой и пониманием, контролировали, требовали осознанного поведения, вырастали с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке. Дети, которые были неуверенны в себе, не проявляли любознательности и не умели сдерживать себя, имели родителей больше полагавшихся на наказание, относившимся к детям с меньшей теплотой, с меньшим сочувствием и пониманием. Родители таких детей были нетребовательны, неорганизованны, имели плохо налаженный быт.

Приведем возможные варианты зависимости самооценки подростков от отношения родителей:

1. Самооценка ребенка типа «эхо» является прямым воспроизведением оценки родителей. Дети отмечают у себя первым делом те качества, которые подчеркиваются родителями. Когда ребенку внушается негативный образ себя и он полностью принимает точку зрения родителей на себя, у него формируется негативное отношение к себе, в котором преобладают чувства неполноценности и неприятия себя. В сознании подростка причина и следствие как бы меняются местами: подросток негативно относится к себе, потому что так к нему относятся родители, но сам воспринимает это отношение как следствие своих плохих качеств. Неблагоприятность «эхо-самооценки» (пусть даже в позитивном ее варианте) заключена в опасности фиксации крайней зависимости самоотношения от прямой оценки значимых других, что препятствует выработке собственных внутренних критериев, обеспечивающих стабильность позитивного отношения к самому себе, несмотря на ситуативные колебания уровня самооценки.

21 стр., 10025 слов

Пути психокоррекционной работы с родителем и ребенком как средство ...

... выхода из стрессовой ситуации. Задачи: Определить тип воспитания, который используют родители к ребенку. Определить почему родители воспитывают именно таким образом и какое место занимают эти причины ... на примере детско-родительских отношений. Для этой цели сделана попытка исследовать родительский стресс при консультировании ребенка с проблемным поведением. Проблемные дети всегда привлекали к себе ...

2. Встречается и смешанная самооценка, в которой сосуществуют противоречивые компоненты: один — это формирующийся у подростка «образ Я» в связи с успешным опытом социального взаимодействия, расширением навыков и умений и т. п., а второй — отголосок родительского видения ребенка. «Образ Я» оказывается очень противоречивым, создаются препятствия на пути развития целостного самосознания. Тем не менее, ребенку удается до некоторой степени разрешить конфликт: успешность взаимодействия вне семьи позволяет ему испытывать необходимое чувство самоуважения; принимая родительские требования и разделяя их ценности, он восстанавливает чувство близости с ними.

3. Подросток воспроизводит точку зрения родителей на себя, но дает ей другую оценку.

4. Подросток ведет активную борьбу против мнений и оценок родителей, но при этом оценивает себя в рамках той же системы ценностей и с позиции тех же требований, что и родители.

5. Подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение родителей о себе, но при этом подчеркивает, что таким он и хочет быть, отвергая родительские требования и ценности.

6. Подросток как бы не замечает той негативной оценки и образа, который существует у родителей.

Контроль и оценка нужны для успешного осуществления учебной деятельности. Отсутствие информации о правильности выполнения заданий дезорганизует учащихся, искажает их самооценку. Кроме того, оценка — мощное средство воспитания, воздействующее не только на самооценку, но и на развитие личности в целом.

Таким образом, контроль и оценка необходимы. Основные традиционные формы — опрос и отметка — вносят немало отрицательных моментов в учебно-воспитательный процесс, хорошо известных каждому учителю. Наиболее серьезные негативные последствия имеют проявления процентомании в установках учителя, использование им угроз, нотаций, недоброжелательной иронии в адрес ученика, сравнение успеваемости и способностей учащихся, не равных в этом отношении, отсутствие оценки после опроса.

Значительное положительное влияние на учебную деятельность и личностное развитие детей оказывают развернутые содержательные оценки учителем ученических ответов и работ (которые применимы и при наличии системы отметок), сопоставление успехов ученика с его старыми достижениями, констатация правильности выполнения задания и эмоциональная поддержка ученика в ходе работы, использование в разных формах самооценок учащихся. Влияние оценок учителя становится благотворным при наличии доверия к нему у школьника. В возникновении отношений доверия между учителем и учеником важную, часто решающую роль играют особенности личности учителя, его ожидания, общая позиция, стиль его общения с классом, способность создать атмосферу психологического комфорта.

17 стр., 8145 слов

Профессиональная подготовка, психологическая природа и закономерности ...

... компетентности и педагогического мастерства. Цель исследования: изучение особенностей личности учителя физической культуры, обладающего высоким уровнем профессионализма, и определение ... задач, и является психологической структурой деятельности. В последовательности действий учителя выделяются следующие функциональные компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и ...

3. Роль учителя в формировании самооценки

В школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях (которая, в свою очередь, соотносится со школьной успеваемостью).

Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если принять во внимание ту ключевую роль, какую играет школа в жизни ребенка, то в этом нет ничего удивительного.

При недобросовестном отношении к учению у школьника очень ослаблены учебные интересы, пробелы в знаниях по тому или иному предмету настолько велики, что ученик уже не в состоянии самостоятельно справиться с учебным материалом, к тому же он потерял веру в собственные силы. Это неверие усугубляется неверием товарищей в его возможности, неуважением с их сторон. Положение такого ученика в классе становится незавидным. Страдающее самолюбие потребность проявить себя. Не располагая реальными возможностями это осуществить, толкает такого ученика на поиски выхода из тягостного положения.

Одни, переживая неудачи в учении, притворяются безразличными, а на уроках разными выходками смешат товарищей. Этот смех и хлопоты с ним учителя доставляют такому ученику моральное удовлетворение, ибо он в какой-то мере, в каком-то смысле был в центре внимая всех. Другие ищут другую деятельность, других друзей вне школы и нередко попадают под влияние дурной компании.

Необходимо, чтобы учитель как личность шел навстречу ребенку или, по крайней мере, дал ему возможность найти личностный контакт с собою. Если между ребенком и учителем установились хорошие личные отношения, то само по себе почти не имеет значения, насколько дидактические методы учителя соответствуют или же не соответствуют новейшим требованиями. Ибо не в дидактическом методе кроется секрет успеха обучения. Да и вообще цель школы не сводится исключительно к тому, чтобы до отказа набить головы знаниями, а состоит скорее в том, чтобы воспитать детей настоящими людьми. Дело не в том, сколь велик груз знаний, который человек выносит со школьных занятий, а в том, удалось ли школе сделать его самосознательной личностью. Без этого самосознания он никогда не узнает, чего действительно хочет, но навсегда останется в зависимости, и будет только подражать, чувствуя себя непризнанным и подавленным.

Большую роль в этом может сыграть один из приемов педагогического воздействия — организация успеха в учении. Он активизирует учебные интересы. Этот прием предполагает оказание систематической помощи по предмету до тех пор, пока ученик не начнет получать хорошие отметки. Окрыленный чувством успеха, обладая минимумом прочных знаний, благодарный учителю за помощь ученик, как правило, в дальнейшем начинает самостоятельно заниматься. Но на это порой требуется много времени. А у ученика нет подъема, нет веры в собственные силы. Поэтому полезно одновременно воспользоваться другими приемами: вовлечением в совместную деятельность, моральной поддержкой и укреплением веры в собственные силы. Добиться понимания своих учеников учитель может двумя способами: при помощи самораскрытия, т.е. та информация которую ученик предоставляет по собственной воле и наблюдение, т.е. те выводы, которые учитель делает исходя из внешнего поведения ученика.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению ... всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось ... 11 лет жизни. Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выставлением отметки. Для развития ... — разочарования и обиды, одним вос­принимается как успех, другим — как неудача. С другой сто­роны, ...

Самораскрытию способствует ситуация с глазу на глаз. Умение провести такую беседу предполагает также наличие искреннего интереса к каждому конкретному ученику.

Метод систематического наблюдения будет наиболее эффективным, если учесть следующие рекомендации:

1. С самого начала осознайте, что вы не можете быть полностью объективны в своих наблюдениях и выводах о другом человеке;

2. Прежде чем делать выводы понаблюдайте за учеником в различных ситуациях;

3. Особенно показательной может быть присущая ученику манера взаимодействия с другими.

О низкой самооценке могут сигнализировать:

— Частые самокритичные высказывания: «Я никогда не мог усвоить этот материал…»;

— Негативные ожидания в отношении ситуации соперничества: «Зачем волноваться? У меня все равно шансов нет…»;

— Критическое отношение к успехам других: «Он бездарный, просто ему повезло…»;

— Нежелание признавать свою оплошность или вину: «Я не виноват, что…»;

— Склонность подчеркивать недостатки у других: «Беда его в том, что…»;

— Неспособность принять похвалу: «Вы на самом деле так не считаете…»;

— Отрицательное отношение к школе и учителям: «Мне кажется учитель меня не любит…»;

— Низкая мотивация, отказ от попыток добиться какого-то успеха: «Меня не интересует…»

— Плохая социальная адаптация, застенчивость или повышенная чувствительность к критике: «Все против меня…».

Однако корреляция между самоуважением и уверенность в своих академических способностях далека от полной: многим детям, которые не могут похвастать успехами в учебе, тем не менее, удается развить высокую самооценку. В зависимости от отношения родителей и мнения одноклассников дети, не достигшие успеха в одном, могут найти что-нибудь еще, что позволит им выделиться среди других. Кроме того, если они принадлежат к культуре, где образованию не придается большого значения, их самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе. Мнение родителей и группы сверстников, в которую входит ребенок, для него гораздо важнее, чем мнение более широкого окружения. Вот почему чернокожим детям независимо оттого, что они ежедневно сталкиваются с расовыми предрассудками, в общем, удается развить высокое самоуважение.

Принимая во внимание, тесную связь между самоуважением и достижениями многие учителя стараются чаще хвалить своих учеников, чтобы сформировать у них уважение к себе. Умеренная похвала, бесспорно. Может быть весьма полезной. Однако критики считают, что слишком обильные похвалы, не связанные с реальными достижениями или нравственными поступками, формируют детей, у которых отсутствует реалистичное представление о своих сильных и слабых сторонах. Они могут начать думать, что в любом деле им нет равных. А это может создавать осложнения с проблемы в отношении со сверстниками и учителями.

14 стр., 6780 слов

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся

... силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. 1.1     Самооценка и уровень притязаний ... преисполненные энтузиазма и положительного отношения к предстоящей учебе. Будет ли обучение успешным, зависит от множества ... требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ...

Подросток с адекватной самооценкой проявляет оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, уверен в своей компетентности, полагает, что напряженно трудится, ставит перед собой реалистические цели, с гордостью принимает похвалу и не реагирует на болезненную критику, принимает на себя ту или иную ответственность и с готовностью выдвигает новые идеи и планы.

самооценка педагогический ученик подростковый

Заключение

Самооценка является составляющей частью Я-концепции, которая формируется в подростковом возрасте. Формирование самооценки начинается в раннем детстве.

Самооценка бывает заниженной, завышенной и адекватной. Самооценка может изменяться в зависимости от возрастного периода, в котором в данный момент находится ребенок.

Также на самооценку влияет стиль семейного воспитания, успехи или не успехи ребенка в учебе, отношения сверстников. В тоже время от самооценки зависят академические успехи подростка, самочувствие в среде других подростков, отношения со взрослыми.

В подростковом возрасте самооценка бывает чаще заниженной, т.к. подростковый возраст является возрастом личностной нестабильности, потому, что у подростков возникает интерес к своему внутреннему миру, происходит постепенное усложнение и углубление самопознания, возникает особая форма самосознания — чувство взрослости. Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей и учителей.

Не смотря на это, возможно влиять на самооценку ученика, путем педагогических приемов, например, при помощи организации успеха в учении.

Список использованной литературы

1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение, 2000.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 2003.

3. Захарова А.В. Психология формирования самооценки — Мн., 2003.

4. Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 2003.

5. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 2006.

Размещено на