Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..3
Взаимосвязь креативности и личностных черт…………………………..6
Влияние психопатологии на креативность…………………………………9
Депрессия и креативность………………………………………………………..13
Шизофрения и креативность…………………………………………………….17
Креативность и шизотипические черты……………………………………20
Заключение………………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………….24
Введение
Связь творчества и особенностей психического состояния была отмечена очень давно, еще Аристотелем. С XIX в. начались активные исследования по этой теме, которые представляли, преимущественно, анализ жизненного пути творческих деятелей. Вследствие разнообразия в определении творческого продукта, стратегий его создания и представлений о креативности выделяют ряд принципиально разных подходов к ее изучению. В исследованиях креативности в области искусства и литературы, в рамках «искусствоведческой» психологии искусства и эмпирической эстетики, используется метод изучения продуктов творчества через анализ текстов. Другой подход опирается на когнитивные представления о креативности, в качестве ее важнейших составляющих выделяются оригинальность и полезность для общества. Креативность как показатель дивергентного мышления рассматривается в оппозиции к интеллекту как результату успешного конвергентного мышления.
Третье традиционное направление представляют исследования характерологических особенностей креативных личностей, в том числе тех, которые приводят к развитию психопатологических состояний. Известно, что многие известные творческие деятели страдали такими психическими расстройствами, как депрессия, алкоголизм, шизофрения или биполярные расстройства, что подтверждает гипотезу о взаимосвязи креативности и психопатологии. С другой стороны, имеется мнение, что частота таких расстройств не превышает общепопуляционную. Имеется также целый ряд противоречий касательно взаимосвязи личностных черт и креативности: например, взаимосвязи экстраверсии и креативности, эмоциональной возбудимости и креативности. Все эти вопросы требуют дальнейшего изучения.
Понятие об интеллекте. Уровни его развития. Взаимосвязь интеллекта и творчества
... предполагает активно действующего человека, не пасующего перед трудностями («сильная личность»). 3. Взаимосвязь творчества и интеллекта В психологии существует, по крайней мере, три точки зрения на ... Акимова и др. намечают два пути анализа практического интеллекта: изучение особенностей мышления людей, занятых отдельными видами практической деятельности, и анализ мудрости, понимаемой в самом общем ...
Цель курсовой работы: исследовать особенности взаимосвязи креативности и психопатологии.
Задачи:
— изучить литературу по психологии творчества;
— проанализировать литературные данные о взаимосвязи личностных черт и особенностей креативности;
— изучить литературные данные о взаимосвязи креативности и различных психопатологий
Объект исследования: креативность как свойство личности
Предмет: взаимосвязь креативности и психопатологии.
Актуальность исследования состоит в возрастающей потребности современного общества в креативных личностях и, как следствие, усилением интереса к природе креативности и пониманию механизмов ее возможного развития.
Взаимосвязь личностных черт и креативности
В разных источниках указывают разные личностные черты, влияющие на развитие творческих способностей. Большое внимание уделяется роли эмоциональной уравновешенности. Существует две точки зрения на то, как эта черта влияет на креативность. Психологи гуманистического направления утверждают, что личности с высоким уровнем креативности характеризуются эмоциональной зрелостью и уравновешенностью, социальной адаптивностью и оптимизмом. Маслоу указывает на то, что обучение творчеству и обучение через творчество может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, сколько для «создания хорошего человека» [9]. Точка зрения о неразрывной связи креативности и психологического здоровья опровергается рядом исследований, а также фактами из биографий выдающихся в творческой сфере людей. Например, показано, что нейротизм (показатель эмоциональной нестабильности) способствует успешности в художественном творчестве, тогда как решению научных проблем или успешной инновационно-организаторской деятельности, сопутствует эмоциональная стабильность [14].
Г. Айзенк, выделив в теории личности такой конструкт как психотизм, утверждал о наличии положительной корреляции между психотизмом и творчеством. Высокий психотизм предполагает наличие таких свойств личности как негибкость, субъективизм, недостаток реалистичности, эгоцентризм, эгоизм, бесстрастие, неконтактность, плохое переключение, недостаточная точность движений, иногда конфликтность, сильное внутреннее напряжение, неадекватность эмоциональных реакций. При этом на первый план в поведении выходит склонность к уединению и нечуткость к другим [26].
Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в ...
... профессиональной квалификации. Объект исследования: психология профессиональной деятельности. Предмет исследования: психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе ... корреляции………………………………..49 2.5. Результаты дивергентного анализа эмпирических данных…………...53 ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....57 БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………... ...
В качестве наиболее присущих креативным людям называют такие черты:…
Заключение
Таким образом, рассмотренные данные литературы указывают на взаимосвязь креативности и ряда личностных черт. Творческая продуктивность более вероятна, если личности присущи такие качества как независимость, открытость новому опыту, уверенность в своих способностях, предпочтение сложных задач. Эмоциональная уравновешенность способствует творческой активности в области науки, неуравновешенность — в художественном творчестве. Существуют доказательства о связи креативности и психопатологии.
Высокий уровень креативности часто наблюдается при шизофрении или депрессии. Шизофрения способствует оригинальности идей за счет способности к отдаленным по смыслу ассоциациям. Шизофрению и креативность объединяют сходные особенности в селекции информации: низкий уровень латентного торможения и высокая интра-индивидуальная вариабельность времени реакции. Существуют данные об общей генетической основе шизофрении и креативности.
У психически здоровых людей с шизотипическими чертами характера отмечается более высокий уровень креативности по сравнению с теми, у кого такие черты отсутствуют. Среди них много талантливых физиков, математиков, музыкантов, художников. Шизоидно акцентуированные люди не пользуются стандартными путями решения проблем, в их творчестве парадоксально сочетаются аналитический склад мышления и высокая эмоциональная чувствительность, что позволяет создавать оригинальные произведения. Механизмы взаимосвязи креативности и шизотипических черт пока не ясны и представляют предмет для нашего эмпирического исследования.
Список литературы
1. Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки / Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.
2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Богоявленская, Д. Б. – М.: «Академия», 2002.
3. Бурно М. И., Махновская Л. В. Терапия творческим самовыражением шизотипических пациентов с деперсонализационными расстройствами / Бурно М. И., Махновская Л. В. – М., 2001.
4. Грибанов, Б. Т. Эрнест Хемингуэй. Жизнь и творчество / Грибанов, Б. Т.– М.: Просвещение, 1984.
5. Де Боно Э. Латеральное мышление / Де Боно Э. – Спб.: «Питер Паблишинг», 1997.
6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – Спб.: «Питер», 1999.
7. Ильин В. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Ильин В. П. – Спб.: «Питер», 2011.
8. Кречмер Э. Строение тела и характер / Кречмер Э. – М.: «Эксмо», 2003.
9. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Маслоу А. Г. — СПб.: «Евразия», 1997.
10. Николаенко Н. Н. Психология творчества / Николаенко Н. Н. – Спб.: «Генезис», 2005.
11. Руднев В. П. Тайна курочки рябы. Безумие и успех в культуре / Руднев В. П. – М.: «Класс», 2004.
12. Руднев, В. П. Характеры и расстройства личности / Руднев, В. П. – М.: «Класс», 2002
1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...
... «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Декарт считается родоначальником ... жизни современного общества совершенствование профессионального образования любого типа и уровня (в частности, и подготовки психологов) предполагает постоянное моделирование и ...
13. Ясперс Карл. Стринберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Свендеборга и Гельдерлина / Ясперс Карл – СПб.: «Академический проект», 1999.
14. Razumnikova O. M. Creativity and intelligence as predisposing factors of
mental, social, and physical health // Advances in Biomedical Res. 2010. Univ Cambridge, Cambridge. 205-214.
15. >16. >17. >18. >19. >20. >21. >22. >23. www.kompozitory-znaki-odarennosti.ru
24. >25. >26. >27. www.psyh.ru
28. >29. >30. >31. www.studhelps.ru
32. >33. >