Введение. по дисциплине: «Возрастная психология»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Возрастная психология»

на тему: «Исследование тревожности в подростковом возрасте»

Выполнила:студентка 3 курса

специальности «Практическая психология»

группы ПП-3

Парфенова Яна Сергеевна

Научный руководитель:

Воронина Галина Григорьевна

Ровеньки 2015

Содержание

Введение

Глава 1. Психологическая сущность состояния тревожности.

1.1. Общее понятие тревожности.

1.2. Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии.

1.3. Причины проявления тревожности у подростков.

Глава 2. Практическая работа по исследованию особенностей тревожности у подростков.

2.1. Гипотеза исследования.

2.2. Методика исследования.

2.3. Анализ и обсуждение результатов.

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы. Тревожность — это личная психологическая особенность, содержащаяся в завышенной предрасположенности испытать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, даже в таких, которые к этому не предрасполагают.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

В данные «возрастные пики тревожности» тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры.

В настоящее время представляется крайне важной проблема гармоничного и полноценного развития личности. Большое влияние на становление личности имеет подростковый возраст. В этом критическом возрасте возрастает проблема эмоциональных реакций и характерологических проявлений, влияющих на уровень тревожности. Тревожность, и другие эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются детей данного возраста.

4 стр., 1547 слов

влияние ситуативной тревожности на адаптацию подростков в условиях школы-интерната спортивного профиля.

... » в психологической литературе 17 1.3 Влияние ситуационной тревожности на адаптацию подростков 20 Глава 2. Экспериментальное изучение влияния ситуационной тревожности на уровень адаптации подростков в условиях ... условий, необходимых для выживания и развития каждого. Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Её изучением занимались такие психологи ...

Тревожность является значительным фактором регуляции развития личности, активности ее поведения и деятельности и представляет исключительный интерес для психологического изучения. При этом центральным и наименее исследованным является вопрос о причинах возникновения тревожности, её содержания, уровня и характеристики в подростковом возрасте.

Проблематревожностиявляется одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Актуальность исследования уровня тревожности в подростковом возрасте заключается в недостаточной разработанности данной проблемы на современном этапе.

Важность, актуальность данной проблемы и определило выбор темы моего исследования.

В качествеобъекта моего исследования выступает тревожность как психологический феномен личности.

Предметом исследования являются психологическая природа и особенности проявления тревожности у старшеклассников.

Целью курсовой работы является исследование тревожности как психологического феномена личности.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

— проанализировать теоретические аспекты изучения тревожности в психологии;

— выявить источники состояния тревожности и ее проявления;

— рассмотреть типы, виды и уровни тревожности

— провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей тревожности у старшеклассников.

Выборка исследования представлена 15 подростками 15−17 лет — учениками 9−11 классов специализированной школы № 11 г. Свердловска (Из них 8 мальчиков и 7 девочек).

Гипотеза исследования:

1. В коллективе старшеклассников наблюдается повышенный уровень тревожности.

2. Главными детерминирующими факторами в возникновении повышенной тревожности у старшеклассников является нарушение социальной ситуации развития, в частности — характера детско-родительских отношений и особенности индивидуальных свойств личности.

21 стр., 10163 слов

Особенности взаимосвязей креативности и черт личности старшеклассников в связи с полом 2

... АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ КРЕАТИВНОСТИ В СВЯЗИ С ШИЗОТИПИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНЯМИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 1.1 Современное состояние проблемы креативности Креативность (от английского ... исследования, касающиеся адаптационных особенностей детей с разной степенью выраженности интеллекта и креативности. Согласно данным Хазратовой, повышение креативности может способствовать повышению тревожности ...

Методы исследования: при выполнении курсовой работы применялись теоретические и экспериментальные методы: метод опроса, тестирование, методы статистического анализа.

Практическая значимость работы связана с возможностью использования полученных данных в психологической консультационной и психокоррекционной работе психологической службы образования, в разрешении проблемы повышенной тревожности у старшеклассников.

Общее понятие тревожности

Тревожность изучали такие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, С. Салливен, Э. Фромм и такие отечественные ученые, как А.С.Спиваковская, Л.М.Костина, А.М.Прихожан, О.А.Коробанова, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и другие.

Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает тревожность. З. Фрейд смотрел на тревожность как на симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта, вызванного тем, что человек бессознательно подавляет в себе ощущения, чувства или импульсы, которые являются для него слишком угрожающими или раздражающими.

Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни. В теории К. Хорни главные источники тревожности и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.

К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревожности, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.[47]

С. Салливен известен как создатель «межличностной теории». Личность не может быть изолирована от других людей, межличностных ситуаций. Ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. С. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных (интерперсональных) отношений. Тревога вызывается действительными или мнимыми угрозами безопасности человека.

2 стр., 828 слов

Влияния цвета на физиологическое и психологическое состояние человека

... нами респондентов цвет оказывает влияние на физическое и психоэмоциональное состояние человека. Об этом говорят результаты опроса по методике семантического дифференциала ... цвет символизирует активность, работоспособность, жизнерадостность, уверенность, силу, деятельность, тревожность, агрессивность, раздражительность. Синий цвет для большинства респондентов символизирует миролюбие, спокойствие ...

С. Салливен так же, как и К. Хорни, рассматривает тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ее развитие. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревожность постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека.

Иначе подходит к пониманию тревожности Э. Фромм, представитель неофрейдизма.

Он считает, что в эпоху средневекового общества, с его способом производства и классовой структурой, человек не был свободен, но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой опасности, и не испытывал таких тревог, потому что он не был «отчужден» от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром первичными узами, которые Э. Фромм называет естественными социальными связями, существующими в первобытном обществе. С развитием общества разрываются первичные узы, появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавиться от тревожности, порожденной «негативной свободой», человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит в бегстве от свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги. [44]

10 стр., 4741 слов

Взаимосвязь ситуативной тревожности современных молодых людей и готовности вступления в брачные отношения

... представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных ... труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением ...

Э. Фромм, К. Хорни и С. Салливен пытаются показать различные механизмы избавления от тревожности.

Э. Фромм считает, что все эти механизмы, в том числе «бегство в себя», лишь прикрывает чувство тревожности, но полностью не избавляет индивида от нее. Наоборот, чувство изолированности усиливается, ибо утрата своего «Я» составляет самое болезненное состояние. Психические механизмы бегства от свободы являются иррациональными, по мнению Э. Фромма, они не являются реакцией на окружающие условия, поэтому не в состоянии устранить причины страдания и тревоги.

К. Роджерс являлся представителем направления гуманистической психологии, принципами которой являлось особое внимание личности человека, ее формирование, развитие. Источник тревожности К. Роджерс видит в том, что есть явления, которые лежат ниже уровня сознания, и если эти явления носят угрожающий характер для личности, то они могут быть восприняты подсознательно еще до того, как они осознанны. Это может вызвать вегетативную реакцию, сердцебиение, которое сознательно воспринимается как волнение, тревога, а человек не в состоянии оценить причины беспокойства. Тревога ему кажется беспричинной.

В понимании природы тревожности у зарубежных авторов можно проследить два подхода — понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство, и понимание тревожности как реакцию на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.

Бихевиористы рассматривают тревожность как неудачную заученную реакцию на угрожающие события, имеющие место в реальной жизни; возникающая при этом тревожность становится привязанной к обстоятельствам, ассоциирующимся с данным событием, и, т. о., эти обстоятельства начинают служить спусковым крючком тревожности человека независимо от какого бы то ни было угрожающего события. Если человек недостаточно контролирует у себя проявление тревожности, то у него может развиться состояние повышенной тревожности, приступов раздражительности, усиления сердцебиения и страха смерти или страха умопомешательства.[38]

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый вариант) (А. Уэссман, Д. Рикс)

... неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно. 2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом. 1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями. «Энергичность — усталость ... каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучшевсего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в ...

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

В отечественной психологической школе термином «тревога» обозначается эмоциональное состояние, а термином «тревожность» — личностная черта (однако нередко термин «тревожность» применяют и для обозначения обоих видов тревожности).

Спилбергер определяет различие между тревогой и тревожностью (или, по терминологии Спилбергера, между Т-состоянием и Т-диспозицией) так: состояние тревожности характеризуется субъективно, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением нервной системы. Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности [46].

Таким образом, у каждого конкретного человека следует ожидать определенной взаимосвязи между значениями Т-состояния и Т-диспозиции. Предполагается также, что у имеющего высокий показатель по Т-диспозиции в стрессогенных ситуациях Т-состояние проявится сильнее.

А. М. Прихожан указывает, что тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.[29]

Несколько иначе рассматривает понятие тревожность Р. С. Немов, тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.[27]

2 стр., 912 слов

Коррекция страхов средствами арт

... называемая ритуальная драматизация. Создается ситуация «публичного» проживания страха. Ведущий: Придумайте название и содержание истории, в ... др. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха и осознание условного характера его изображения. Доверительные отношения ... работы с одним учеником. Эффективна для коррекции разнообразных страхов, но прежде всего тех. Которые вызваны воображением ...

По определению С. С. Степанова «тревожность — переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».[41]

По определению А.В. Петровского: «Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности».

Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения.

Г. Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность — это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека.

Таким образом, понятием «тревожность» большинство психологов обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

В настоящее время можно считать принятым положение об индивидуальной «оптимальной зоне», то есть индивидуализированном влиянии тревожности на успешность деятельности[45]. Тревожность как сигнал опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный или оптимальный уровень тревожности рассматривается как необходимый для осуществления деятельности. Чрезмерно высокий уровень тревожности, так же как и слишком низкий уровень (полное отсутствие тревожности) рассматриваются как явление, мешающее нормальной адаптации.

Неоднозначность оценок вектора действия тревожности проявляется и во взглядах на ее функциональную значимость. Отмечается, что тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли [4].Однако в отличие от боли, тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована.

Таким образом, подчеркивается вероятностный характер прогнозирования опасности (ее характера и величины), который зависит от ситуационных и личностных факторов. В связи с этим тревожность понимается как весомый личностный фактор, необходимый для опережающего.

В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии

В психологической литературе имеются различные определения тревожности. Тревожность в современной мировой науке рассматривается с различных позиций, многочисленными научными течениями, учеными.

Неудивительно, что этой проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии.

Даются разные определения этому эмоциональному состоянию.

В словаре практического психолога и кратком психологическом словаре тревожность определяется, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных реакций [20, с. 800], [12, c. 361].

В. В. Суворова в своей книге «Психофизиология стресса» определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект [22, с.58].

Г. Г. Аракелов и Н.Е. Лысенко, в свою очередь, отмечают, что тревожность — это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Тревожность — как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги [2, с. 34].

А. М. Прихожан определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу, отмечает А. М. Прихожан и константные формы реализации поведение с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального [16, с. 11].

Нужно заметить, что тревожность может возникнуть уже в новорожденном состоянии или точнее сказать, одна из составляющих тревожности — страх.

«Страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности» [12, c. 344].

Перед тем как рассматривать тревожность подчеркнем разницу между тревогой и страхом. На первый взгляд, как указывает Астапов В.М., разница проста:

— страх — это реакция на конкретно существующую угрозу;

— тревога- это состояние неприятного предчувствия без видимой причины [4, с. 18].

Однако в научной литературе не всегда соблюдается это разделение. Так, З. Фрейд рассматривает часто тревогу с точки зрения аффекта, игнорируя объект, который ее вызывает. А тревогу он определяет как «естественное и рациональное» явление, реакция на восприятие внешней угрозы (по Фрейду объективная тревога), то есть что другие авторы определяют как страх. Кроме того, З. Фрейд употребляет термин «Angst», то есть боязнь. Как справедливо подчеркивал Фрейд, тревога, в противоположность страху, характеризуется чувством беспомощности перед надвигающейся опасностью. Беспомощность может быть обусловлена внешними факторами, как в случае землетрясения, или внутренними, такими, как слабость, трусость, безынициативность. Таким образом, одна и та же ситуация может вызывать либо страх, либо тревогу, в зависимости от способности или готовности индивида бороться с опасностью [24, с. 176].

По определению Зетцеля Е., страх — это нормальная реакция на ситуацию внешней опасности. Тревога, же это преувеличенная, неадекватная реакция на ситуацию реальной опасности, даже если она малозначительна [14, с. 15].

Тиллих П. считает, что страх и тревога неразделимы — они тесно связаны друг с другом.

Тревога, как отмечал Гольдштейн, вызывается такой опасностью, которая угрожает самой сущности или ядру личности [24, с. 175].

Карен Хорни утверждает, что тревожность, как и страх, является эмоциональной реакцией на опасность. В отличие от страха тревожность характеризуется, прежде всего, расплывчатостью и неопределенностью. Даже если имеется конкретная опасность, как при землетрясении, тревожность связана с ужасом перед неизвестным [24, с. 174].

Таким образом, можно сделать вывод, что тревога это базисная реакция, общее понятие, а страх — это выражение того же самого качества, но в объективной форме (на определенный объект).

Именно поэтому тревога в дальнейшем будет рассматриваться в тесной связи со страхом.

Необходимо, отметить, что количество публикаций в большей степени относится к западной науке. В отечественной литературе исследований по проблемам тревожности довольно мало, и они носят достаточно фрагментарный характер. Автор считает, что это обусловлено не только известными социальными причинами, но и тем влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, психология и психиатрия.

Научно-психологическое же исследование тревожности как указывает А.М.Прихожан началось с Ч. Дарвина [15, c. 36].

Как известно, его взгляды на страх основываются на двух основных положениях:

— во-первых, на том, что способность к переживанию страха, являясь врожденной особенностью человека и животных, играет значительную роль в процессе естественного отбора;

— во-вторых, на том, что на протяжении жизни множества поколений этот адаптивный механизм совершенствовался, поскольку побеждал и выживал тот, кто оказался наиболее искусным в избегании и преодолении опасности. Это обеспечивает, по Дарвину, и особые свойства страха, в том числе и возможность изменения его интенсивности -- от умеренного внимания до крайнего ужаса. Дарвину принадлежит и описание типичных проявлений страха -- от выражения лица и мимики до таких висцеральных реакций, как усиленное сердцебиение, увеличение потоотделения, пересыхание горла, изменение голоса [9, с. 187].

Многие взгляды Дарвина вполне актуальны для современных теорий тревоги и страха. Это, прежде всего представления о врожденных предпосылках тревоги, о ее различных формах в зависимости от интенсивности, о его функциях -- сигнальной и оборонительной, о вызываемых страхом висцеральных изменениях.

Согласно взглядам классиков, тревожность и страх -- очень близкие явления. И тревожность, и страх -- эмоциональные реакции, возникающие на основе условного рефлекса. Они, в свою очередь, создают почву для широкого репертуара инструментальных, оперантных реакций избегания, на основе которых и происходит социализация индивида, и возникают (в случае закрепления неадаптивных форм) невротические и психические нарушения [18, с. 97].

Существенное внимание в психоанализе, отводится исследованию сигнальной функции тревожности (страха).

Так, по мнению Маурера О.Х., тревожность (условный страх) наряду с другими предвосхищающими эмоциями (надеждой, разочарованием и облегчением) оказывает решающее влияние на выбор и, следовательно, на дальнейшее закрепление способов поведения. При этом основные (первичные) эмоции подкрепления -- тревожность (страх) и надежда. Облегчение и разочарование вторичны, они представляют собой уменьшение основных эмоций: облегчение -- тревожности (страха), разочарование -- надежды [4, с. 53].

Спенс К.В. и Тейлор Дж. рассматривали тревожность (отличая ее от страха) как приобретенное влечение, имеющее стойкий характер, солидаризируясь в этом с Маурером О.Х. и Миллером Н.Е. Их интересовала энергетическая функция этого влечения, его ненаправленный, общеактивирующий характер. Было введено понятие «уровень тревожности», которое, по мнению Дж. Тейлор, не следовало приравнивать к уровню побуждения (драйва).

Тревожность, с точки зрения Дж. Тейлор, лишь «некоторым образом связана с эмоциональной чувствительностью, которая в свою очередь вносит свой вклад в уровень побуждения» [17, с. 28].

Для описания и объяснения этого Спенс К.В. ввел между уровнем побуждения (драйвом) и проявлением тревожности особую переменную -- продолжающуюся эмоциональную реакцию, имеющую антиципирующий характер. Эта переменная, по его мнению, вызывается угрожающим стимулом и проявляется на операциональном уровне в виде возбуждения и соответствующих физиологических реакций, что может фиксироваться в процессе внешнего наблюдения.

Дж.Тейлором было выдвинуто и доказано предположение, что о том же могут свидетельствовать и самоотчеты испытуемых о наличии определенных реакций, характеризуемых как реакции хронической тревожности.

На этом основании Дж. Тейлор была разработана Manifest Anxiety Scale (MAS), оказавшая первостепенное влияние на изучение тревожности во многих психологических школах и направлениях, в том числе и в нашей стране. Особенно значимой эта методика оказалась для практической психологии -- как взрослой, так и детской. Широко известная в нашей стране под названиями «Шкала открытой тревожности» или «Шкала проявлений тревожности», она была первой методикой, в которой диагностировались индивидуальные различия в предрасположенности к переживанию тревожности [4, с. 46].

Большинство исследователей тревожности согласны в том, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая -- и в научном, и в клиническом плане -- была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах 3. Фрейда.

Прежде всего, необходимо отметить, что взгляды Фрейда в отношении тревожности и страха близки к философской традиции, берущей свое начало от С. Кьеркегора. Близость взглядов Кьеркегора и Фрейда на понимание сути бытия человека, значение бессознательного неоднократно подчеркивалась историками науки [13, с. 131].

И Фрейд, и Кьеркегор признавали необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх -- реакция на конкретную, знаемую опасность, в то время как тревожность -- на опасность, не определяемую и не известную. Значение, которое 3. Фрейд придавал тревожности, может быть, наиболее ярко выражено в его лекции 1917 г.: «…несомненно, что проблема страха -- узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь» [23, с. 139].

Классической работой 3. Фрейда по проблемам тревожности считается книга «Торможение. Симптом. Тревожность», которая была переведена на русский язык и издана под названием «Страх». До сих пор практически ни одно исследование по тревожности, выходящее на Западе, не обходится без прямой или косвенной ссылки на эту книгу [13, с. 132].

3. Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности. Содержание тревожности -- переживание неопределенности и чувство беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками:

1) специфическим чувством неприятного;

2) соответствующими соматическими реакциями, прежде всего усилением сердцебиения;

3) осознанием этого переживания.

Первоначально 3. Фрейд считал, что возможно существование и бессознательной тревожности, однако затем он пришел к выводу, что тревожность -- состояние, которое переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения обращаться с опасностью (с помощью борьбы или бегства).

Тревожность помещается им в Эго («Я»): «Роль „Я“ как места развития страха была подтверждена, так как за „Я“ признана была функция репродуцировать по мере надобности аффект страха» [Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков, с. 91]. Что касается бессознательной тревожности, то в дальнейшем она была изучена в русле исследований психологической защиты.

Вопросы, которые ставил 3. Фрейд, и в настоящее время во многом остаются актуальными. Они, как уже неоднократно отмечалось, имели громадное влияние на последующее изучение тревожности, далеко выходящее за пределы психоанализа. Непосредственное же развитие его теория получила в школах психоанализа и неопсихоанализа, а также у тех авторов, которые, начав с психоанализа, нашли в дальнейшем свои собственные теоретические пути, например К. Роджерс, Э. Эриксон, Ф. Перлз и др. [13, c. 136].

Интересна позиция 3. Фрейда по проблеме видов и форм тревожности. Он выделял три основных типа тревожности:

1) объективную (реальный страх) -- на опасность во внешнем мире;

2) невротическую -- на опасность, не определяемую и не известную;

3) моральную тревожность -- «тревожность совести».

Он полагал, что тревога играет роль сигнала, предупреждающего «Эго» о надвигающейся опасности, исходящей от интенсивных импульсов. В ответ «Эго» использует ряд защитных механизмов, включая: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию и др. Защитные механизмы действуют несознательно и искажают восприятие реальности индивидом [7, c. 39].

Bыделяют два вида тревожности.

Первый из них — это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Другой вид — так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма [1, c. 72].

Причины проявления тревожности у подростков

Подростковым принято считать период от 11 до 16 лет. Этот период обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в организме подростка и в его окружении, но связан с возникновением специфических состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития, но и опасным звеном. Пубертатный период знаменуется бурным психофунологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги происходят во всех отраслях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости.

Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.

Подростковый возраст часто называют периодом диспропорции в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются. Прежде всего, по сравнению с детским возрастом, возрастающее внимание к своему телу обусловлено не только физическими изменениями, но и новой социальной ролью подростка. Окружающие ожидают, что благодаря физический зрелости он уже должен справляться с определенными проблемами развития.

У подростков развивается тревога по поводу и нормы развития, это связано, прежде всего, с диспропорциями в развитии, с преждевременным развитием, и его задержкой.

Осознание соматических изменений и их включение в схему тело — одно из важнейших проблем периода полового созревания. Подростки отмечают также социальную реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку, презрение) и включают ее в представление о себе. Это формирует у подростка низкую самооценку, не уверенность в себе, скованность в общении и снижение чувства собственной значимости. К тому же сексуальное развитие очень тесно связано с формированием чувства достоинства и гордости, личностной идентичности.

Актуальным становиться, как отмечает Х. Ремшидт (25), в своей работе «Подростковый и юношеский возраст», сравнение себя со сверстниками, поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, продолжает Х. Ремшидт, это может вызвать тревожность и привести к острым конфликтам или депрессивному состоянию и даже к хроническим неврозам.

Суда входят такие функциологические изменения организма, как преждевременное половое созревание, задержка развития, также к причинам вызывающим тревожность у подростков, можно отнести юношеские угри, избыточный и недостающий вес, задержка роста.

Следующей причиной можно выделить сексуальное развитие подростков. В этом процессе решающую роль играет ЦНС, место интеграции нервных и психических феноменов.

Таким образом, развиваются сексуальные потребности и влечения, которые под влиянием психосоциальных и социальнокультурных факторов (половое воспитание, нормы, индивидуальная психическая зрелость, примеры взрослых) по разному выражается в поведении: психоаффективно, т. е. как движимое чувством любви и склонности отношений к определенному партнеру, или психофункциологически, как в значительной степени независимая от этого, несвязанное с определенным партнером сексуальное удовлетворение. Но здесь могут возникать половые нарушения: по каким либо причинам созревания нет, то не возникает ни сексуального влечения, не соответствующих переживаний. Ели отсутствуют необходимые психосоциальные (социальнокультурные) факторы или среди них преобладают наказания и ограничения, сексуальные потребности могут также исчезнуть или недоразвитья. Это может привести к рассогласованности между нормальным развитием и психическим переживанием и поведением, вызывая неуверенность в себе, снижение самооценки и т. д.

Нужно заметить, что проявление тревожности может протекать в 2 вариантах: это страх — гнев и страх — страдание, которые по-разному проявляются, но одинаково дезадаптируют личность.

Необходимо обратить внимание на значимость семьи и школы в период взросления. Так как подростковый возраст это противоречие между стремлением казаться и неумением «быть взрослым». Это противоречие между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться указаниям -взрослых.

Трудности подросткового возраста связаны с повышенной возбудимостью, с ипохондрическими реакциями, с аффективностью, с острой реакцией на обиду, с повышенной критичностью по отношению к старшим.

Если эти особенности не учитывать, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в нравственном развитии и поведении. И здесь не маловажно отношения между родителями и ребенком. Так как подростковый возраст — это переходный возраст, переходный период, от детства к взрослости, возникают многочисленные конфликты, которые отрицательно влияют на формирование эмоциональной и когнитивной сферы.

Возрастает роль референтной группы, что способствует разрыву с родителями, как образцу для подражания. Со стороны родителей возрастают ограничения и запреты; в связи с новыми изменениями в семье возрастает число конфликтов. Экономические условия могут стать причиной для тревожности: так как подросток постоянно чувствует себя зависимым, несамостоятельным. Молодые люди долго зависят от родителей в финансовом отношении, из — за большой продолжительности школьного обучения. Неуспеваемость в школе может быть причиной конфликтов. Напряженные отношения между родителями и детьми обусловлены не столько конфликтом между поколениями, сколько изменившимися экономическими условиями и технологическим прогрессом, перед лицом которых родители, как и дети, чувствуют себя неуверенными и беспокойными, что порождает тревожность и нерешительность, а они в свою очередь формируют собственный характер. Наряду с родительским домом, школа — важнейшая инстанция социализации. Формирование юношества как фаза возрастного развития тесно связанно с возникновением системы всеобщего школьного образования. Школьные конфликты связанны в основном с успеваемостью, адаптацией, авторитетом и автономией. В связи с требованиями предъявляемыми к успеваемости, возникают конфликты, как с учителями, так и со сверстниками. По отношению к учителям могут возникнуть протест, отказ заниматься и добиваться успехов. Такое поведение встречается и у способных и у критически настроенных молодых людей. Чье выраженное стремление к успеху сталкивается с неблагоприятными перспективами на будущее. В отношениях с ровесниками могут возникать конфликты на почве соперничества. Это влияет на психосоциальную адаптацию школьников и сохранение класса как единого общества. Конфликты в области автономии и авторитета обусловлены стеснениями свободы школьными правилами. Молодые люди требуют, обосновать их чувствуют над собой нежелательную опеку.

Тревожность — это субъективное проявление неблагополучия личности. Подростки младшие и старшие имеют свои отличительные особенности, и они велики, но можно говорить о типичных, характерных чертах этого периода, по уровню и характеру психического развития, подростничество — типичная эпоха детства, которая имеет ряд стадий, которые имеют свои особенности, с одной стороны, а с другой стороны подросток — растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни.

Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка, вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признания со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей, в том числе, участие в общественно значимых делах. Между тем, взрослые, подчеркивают, что подросток уже не маленький ребенок и предъявляя к нему повышенные требования, продолжают порой отказывать ему в праве на самостоятельность, возможностях на самоутверждение. Отсюда и возникают большинство конфликтных ситуаций, обиды и разнообразные формы протеста.

Основным новообразованием подросткового возраста является самосознание, как результат расширения общения, усложнившихся отношений подростка с обществом, с взрослыми, со сверстниками.

Состояние тревожности это следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганирует личность подростка, влияет на все стороны его жизни. Эти кризисы могут стать причиной разных форм отклоняющегося поведения и личностных нарушений, в том числе и тревожности, на которой мы остановимся по подробней.

Оскорбление взрослыми чувства собственного достоинства подростка, воспринимается им очень чувствительно. Из-за незнания взрослыми периодизации возрастного развития, личность подростка будет развиваться аномально, то есть «кризис подросткового возраста» будет протекать с осложнениями. Для кризиса идентичности характерно переживание подростком чувства неполноценности, депрессивное состояние и сексуальные намерения. Кризис идентичности, по мнению Х. Решмидта (25), можно рассматривать как реакцию на утрату статуса ребенка, на несоответствие биологический возможностей социальным, на неуверенность в своей компетенции, в своем статусе, на резкие биологические изменения, происходящие в организме взрослеющего человека.

Неуверенность и страхи могут достигать такой степени, что возникает боязнь утратить телесное и душевное единство, по этому «часто подростки создают поведенческие ритуалы» (Х. Ремшмидт, 25).

Д. И. Фельдштейн (29), выделял дифференциальный анализ кардинально — нового психического состояния подростка, определяемого потребностью растущего человека утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в общении. Все это позволяет установить и содержательно охарактеризовать психически — разные условия, своего рода три стадии кризиса развития подростка. Первый уровень, назвал Д. И. Фельдштейн (29), «локально — капризный». Он характеризуется тем, что стремление 10 — 11 летнего подростка проявляется в потребности признания со стороны взрослых его важности и значения, через решение частных задач, по этому он называется локальный, а капризный, по тому что, преобладают в нем ситуативно — обусловленные эмоции. Причем эмоционально окрашенное стремление к самостоятельности проявляется у разных детей по разному, что отражается в мотивационных структурах. Характерно то, что 10 — 11 летние дети стараются получить признание самого факта их взросления.

Оценку поведения и отношения детей в специально организованных ситуациях показывают, что возрастающее стремление подростков к самостоятельности не сводиться просто к желанию добиться от взрослых понимания определенных прав, а основываться на понимании ими важности выражения конкретных задач, социально — одобренных дел, хотя они порой не осознают их значимость.

Второй уровень, Д. И. Фельдштейн (29), назвал «право — значимый». 12 — 13 летный подросток не удовлетворяется, уже своим участием в определенной совокупности дел, решений; у него раскрывается потребность в общественном признании; происходит освоение не только обязанностей, но и главное, прав в семье, обществе, формируется стремление к взрослости не на уровне «я хочу», а на уровне «я могу» и «я должен».

На третьем уровне, «утверждающе — действительном», у 14 — 15 летнего подростка развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, которое ведет к созданию своей социальной приобщенности, обостряя потребность в самоопределении, самореализации.

Таким образом, изучение подросткового уровня на основе изменения одного из главных показателей их психического состояния — потребности в самостоятельности, самоутверждении, дает возможность рассматривать не просто младших и старших подростков, но и раскрыть сложную динамику их поуровнего развития.

Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции — осознание им своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке и в отношениях со сверстниками, взрослыми. Повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств были односторонне истолкованы рядом зарубежных психологов, утверждающих, что этот отход от действительности якобы неизбежно сопровождается ярко выраженным эгоизмом, эгоцентризмом и аутизмом. Между тем потребность подростка в самонаблюдении, самооценки, самоутверждении и самоусовершенствовании возникает не из пустого любопытства и поверхностного влечения к самоуглублению и не выступает, как бесцельное самокопание, а появляется из моральной потребности проанализировать свои достоинства и недостатки, из стремления понять, что в собственных поступках и целях является правильным и неправильным, чего следует добиваться и от чего воздерживаться. То есть интерес к себе возникает из потребности жизни и деятельности, в которых раскрываются качества личности. Что касается наблюдаемой в подростковом возрасте потребности побыть одному, то они ни в коей мере не равноценна так называемому стремлению к одиночеству, а представляет собой при правильно организованной деятельности лишь потребности в условиях, благоприятных для сосредоточения и размышления. Усложняются в этот период отношения со сверстниками.

Подросток испытывает особую потребность в дружеских отношениях, где только и возможна система реального равенства. Но возможны конфликты на почве соперничества. Часто подростки занимают агрессивную роль по отношению к тем людям, от которых исходит угроза: их престижу, самооценки. На самом деле, срабатывает механизм психической защиты и часто он выражается в агрессии. В действительности у таких подростков часто низкая самооценка, повышенная тревожность, неуверенность, мнительность.

Подростки чутко улавливают отношение к ним взрослых, оценка которых оказывает большое влияние, активно формируя самооценку растущего человека. Она может быть как положительная, так и отрицательная.

Конфликты в школе могут приводить к требующим коррекции поведенческим нарушениям, на пример, к «школофобии», в основе часто лежит страх перед школой; боязнь издевательств и оскорблений к прогулам. Вместе с тем родительский дом служит положительным фактором, является причиной дезадаптации подростка. Сюда входит ряд причин: отягощенные психические условия (дисгармония в семье, частые ссоры, конфликты и т. д.), экономическое положение родителей, образование. Причиной дезадаптации подростка может служить как следствие уход из школы. У таких подростков обнаруживаются личностные нарушения и отклонения социального поведения. Их исходным пунктом часто служат нарушения формирования личности, склонность к сниженному настроению, заниженная самооценка, и, следовательно, неуверенность в себе, высокая тревожность.

Ш. Бюллер выделила в юношеском периоде 2 фазы: позитивную и негативную. Подростковый этап относиться к негативной фазе. Ее характерные черты: тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самосостоятельности, не подкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями. Эта фаза начинается, по мнению Ш. Бюллер в 11 — 13 лет, у мальчиков в 14 — 16 лет.

Методика исследования

Описание выборки

В нашем исследовании приняли участие 15 человек в возрасте 15−17лет, из них 8 мальчиков и 7 девочек. Опрос проводился среди учащихся 9−11 классов в специализированной школе № 11 г. Свердловска.

Методы исследования

Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Тестирование — исследование определенных психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов. Используется при отборе на работу, в психотерапии и консультировании и др. Психологический тест — стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Статистические методы анализа — группа методов и способов сбора и обработки данных, используемых для описания и анализа информации.

Этапы исследования

1. Проведение комплекса исследований (методика самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным (1980); «Шкала тревожности», разработанная A.M. Прихожан (1996) по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973); Шкала самооценки личностной тревожности Дж. Тэйлора; Личностный опросник для молодёжи HSPQ Р. Кетелла; Методика диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

2. Участников исследования ознакомили с целью исследования и попросили внимательно прочитать инструкцию, а затем заполнить полученные бланки.

3. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью программы Exel.

Для анализа результатов использовался коэффициент корреляции Пирсона, который рассчитывается по формуле

4. Анализ, обсуждение и интерпретация полученных результатов.

Описание методик

Выбор психодиагностического инструментария осуществлялся в соответствии с поставленными задачами исследования и требованиями валидности, надёжности, стандартизации и адаптации используемых методик.

1. Методика самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным (1980) используется для изучения аффективной сферы на предмет наличия или отсутствия личностной тревожности у подростков. Методика позволяет сделать первые и существенны уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуацтивной или постоянной, то есть личностной. Методика включает в себя 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 — для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).

Итоговый показатель по каждой из шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретациипоказателей ориентировка происходит на следующие оценки тревожности: до 30 баллов — низкая; 31−44 балла — умеренная; 45 и более — высокая.

2. «Шкала тревожности», разработанная A.M. Прихожан (1996) по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973).

Особенность этой шкалы состоит в том, что в ней оценивается не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуация с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Шкала тревожности позволяет выявить области действительности, объекты, являющиеся для учащихся основными источниками тревоги. Отметим, что методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями (например «отвечать у доски», «учитель смотрит по журналу, кого спросить», «пишешь контрольную работу», «сдавать экзамены в школе» и т. п.);

2) ситуации, актуализирующие представление о себе («тебе нужно принять важное решение», «оценивается твоя работа», «сравниваешь себя с другими», «проверяются твои способности», «тебе грозит неудача, провал» и др.);

3) ситуации общения («тебя критикуют, в чем-то упрекают», «за тобой наблюдают во время работы», «на тебя не обращают внимания», «замолчали, когда ты подошел» и др.).

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

3. Шкала самооценки личностной тревожности Дж. Тэйлора. Опросник предложен J. Teylor в 1955 году и предназначен для измерения уровня тревожности. Адаптирован Немчиным Т.А. (1966 г.).

Опросник состоит из 50 утверждений, на которые следует дать ответ «да» или «нет». Каждый ответ из пятидесяти, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. При неопределенном ответе ставится 0,5 балла. Показатели ранжируются следующим образом: от 0 до 6 баллов — низкий уровень тревожности; от б до 20 баллов — средний уровень тревожности; от 20 и больше — высокий уровень тревожности.

4. Личностный опросник для молодёжи HSPQ Р. Кетелла. Методика представляет собой вариант адаптированного опросника Р. Кетелла, предназначенного для измерения шестнадцати личностных факторов, обозначенных соответствующими латинскими буквами, — в связи с названиями этих факторов. Опросник содержит 105 положений, касающихся различных свойств личности, установок и интересов, и заполняется так, что испытуемый должен выбрать один из возможных ответов.

5. Методика диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент для обследования людей, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Методика позволяет определить педагогические социальные установки по отношению к детям, включающие в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Родителям предлагалось 61 утверждение, с которым нужно было согласиться, или опровергнуть.

Анализ и обсуждение результатов

1. Методика самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным (1980).

Результаты методики показали высокую личностную личностную тревожность (47 баллов) в исследуемой группе подростков и среднюю ситуативную тревожность с тенденцией к высокой (44 балла).

(рис.1) То есть исследуемые склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. С состояние тревожности у них появляется в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки компетенции и престижа.

Рис. 1. Результаты методики самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера.

При этом, у девочек тревожность выше, чем у мальчиков. Если у мальчиков ситуативная тревожность 42 балла, то у девочек она равно 46 баллам. То есть мы видим, что девочки более остро, чем мальчики, реагируют на социально-психологические стрессоры и воспринимают угрозу своему «Я», реагируя повышением ситуативной тревожности.

Рис. 2. Сравнительная диаграмма результатов методики самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера по мальчикам и девочкам.

Также девочки более подвержены действию различных стрессоров, предрасположены к тревоге, у них более, чем у мальчиков, наблюдается тенденция воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Девочки сильнее мальчиков переживают эмоции, такие как напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность.

2. «Шкала тревожности», разработанная A.M. Прихожан (1996)

Результаты данной методики говорят о высоком уровне общей тревожности у подростков. (64 балла).

При этом несколько завышена школьная тревожность (19 баллов), высокий балл самооценочной тревожности (23 балла), и высокий балл межличностной тревожности (21 балл).

Рис. 3. Результаты методики «Шкала тревожности», разработанной A.M. Прихожан.

Рисунок 4 показывает различия между уровнем каждого вида тревожности у девочек и мальчиков. По таблице уровней тревожности находим, что у мальчиков высокий (61 балл) у девочек слегка завышенный уровень общей тревожности (67 баллов).

Рис. 4. Сравнительная диаграмма результатов методики «Шкала тревожности», разработанной A.M. Прихожан по мальчикам и девочкам.

Из рисунка 4 видно, школьная тревожность несколько завышена и у мальчиков и у девочек (19 и 20 баллов соответственно).

Высокий уровень самооценочной тревожности отмечается и у мальчиков и у девочек (24 и 23 соответственно).

Несколько завышена межличностная тревожность (18 у мальчиков и 24 у девочек).

3. Шкала самооценки личностной тревожности Дж. Тэйлора.

Уровень тревожности в группе по результатам методики показал число 26, что говорит о высоком уровне тревоги. (рис.5) Таким образом, полученные в результате данные не противоречат результатам других методик по определению уровня тревожности, и доказывают высокий уровень тревожности среди подростков.

Рис. 5. Сравнительная диаграмма результатов методики Шкала самооценки личностной тревожности Дж. Тэйлора по мальчикам и девочкам.

4. Личностный опросник для молодёжи HSPQ Р. Кетелла

Результаты опросника показали, что из личностных качеств старшеклассников преобладает фактор B, у него среднее значение (43,4 балла = 5 стен), все остальные факторы довольно занижены, как у парней, так и у девушек. В дальнейшем будут делаться выводы по первичным баллам, а не по стенам, т.к. баллы дают более конкретное видение результатов, чем стены. В целом можно сказать, что у старшеклассников невысокая способность к обучению, к анализу и обобщению материала, причём у девочек баллы выше (43,4), чем у мальчиков (32,1), т. е. девочки более интеллектуально развиты, чем мальчики, больше способны обучаться, умеют анализировать ситуации, способны к осмысленным заключениям.

Самые низкие баллы по фактору G (14,57), что свидетельствует о тенденции к непостоянству цели, непринуждённом поведении. Старшеклассники не прилагают усилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований. Такая свобода от влияния группы может вести к асоциальным поступкам.

Значение фактора, А (26,02=1 стена) говорит о склонности старшеклассников к ригидности, холодности, скептицизму и отчуждённости. Вещи их привлекают больше, чем люди. Такие подростки избегают компромиссов. Им характерна склонность к точности, ригидности в деятельности и личных установках.

По фактору О (20,81) в целом старшеклассники характеризуются как безмятежные, со спокойным настроением, невозмутимые, их трудно вывести из себя. Они уверены в себе и своих способностях. Однако, у мальчиков баллы по этому показателю ниже, чем у девочек (14,9 и 26,64 соответственно).

Фактор Q4 (20,8 баллов =2 стены) показывает, что старшеклассники склонны к расслабленности, уравновешенности, удовлетворённости. В некоторых ситуациях такая удовлетворённость может вести к лени, к достижению низких результатов.

По фактору Н (21,8 баллов) мы можем судить о том, что старшеклассники не склонны вникать во всё, что происходит вокруг, застенчивы. Такие люди избегают профессий, которые связаны с общением с людьми, с личными контактами. Надо сказать, что у девочек эти черты выявлены меньше, чем у мальчиков, хотя и те, и другие попадают в 1-ю стену (24,5 и 19,56 соответственно).

Значение фактора I (25,18) позволяет характеризовать старшеклассников как обладающих чувством ответственности, реалистичными, независимыми, порой циничными, скептичными и самоуверенными. Руководя группой, такие люди заставляют её работать на практической и реалистической основе. Надо сказать, что данные качества у девочек выражены более ярко, чем у мальчиков (28,7 и 21,6 соответственно).

По фактору N (20,1) мы можем судить о старшеклассниках как о людях, в которых отсутствует утончённость, склонных к сентиментальности и простоте. Такие люди обычно естественны и спонтанны, не склонны к самоанализу, не анализируют мотивы поведения других, довольны тем, что имеют. У девочек данный показатель равен 19,1 баллов (1 стена), у мальчиков 24,9 (2 стены), то есть у мальчиков перечисленные по фактору N качества выражены ярче.

Проанализировав вторичные факторы, можно сказать, что старшеклассники в общем удовлетворены тем, что есть, и могут добиться того, что кажется важным, однако невысокий балл (9,3) свидетельствует о недостатке мотивации в трудных ситуациях. Фактор 2 (24,83) говорит о склонности к самоудовлетворению, заторможенности межличностных контактов, что может быть благоприятно в работе, требующей точности. Значение фактора 3 (-6,2) свидетельствует о ярко выраженной тенденции испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всём эмоциональностью, на решение проблемы таким людям требуется много размышлений до начала действий. Фактор 4 говорит о том, что старшеклассники нуждаются в поддержке других лиц и ориентируют своё поведение в направлении людей, которые такую поддержку оказывают.

Таблица 1. Результаты личностного опросника для молодёжи HSPQ Р. Кетелла

5. Методика диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

Результаты показывают, что в целом у родителей по первой шкале «принятие-отвержение» выражено положительное отношение к детям. (родители мальчиков — 22 баллов, родители девочек — 20 баллов,).

(рис.6).

Взрослый принимает ребёнка таким, какой он есть, уважает и признаёт его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Вторая шкала «кооперация» показывает также средние баллы по всем семьям (4 балла), что говорит о том, что в целом все родители проявляют интерес к тому, что интересует ребёнка, оценивают способности ребёнка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть с ребёнком на равных.

Рис. 6. Сравнительная диаграмма результатов методики диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) по мальчикам и девочкам.

Результаты методики показывают средний балл (3−4 балла) по шкале «симбиоз» что говорит о том, что родители не устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребёнком, стараются быть ближе к ребёнку, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

По шкале «контроль» получены наилучшие результаты 4−5 баллов для семей мальчиков и девочек, что говорит о том, что взрослый не ведёт себя авторитарно, не требует безоговорочного послушания, не задаёт дисциплинарных рамок и не навязывает ребёнку свою волю, в то же время контролируя действия ребёнка в оптимальных для воспитания ребёнка пределах.

По шкале «отношение к неудачам ребёнка» получен средний балл 4,5−5, что говорит о том, что взрослые верят в своих детей, не игнорируют интересы, мысли и чувства своих детей, хотя и не вдаются в них полностью.

Корреляционные зависимости.

Полученные данные были статистически обработаны, вследствие чего были выявлены корреляционные зависимости между индивидуальными особенностями подростков и уровнем и типами тревожности.

Таблица 2. Корреляционная зависимость между уровнем личной и ситуативной тревожности в коллективе и личностными качествами старшеклассников.

Из таблицы 2 наблюдается корреляционная зависимость между вторичным фактором «Фактор 1» и ситуативной и личностной тревожностью. То есть чем более подросток не доволен и не может выполнять требования, достигать чего он хочет, у него возникает тревога, которая нарушает продуктивность, и приводит к соматическим расстройствам. Прямая корреляция между фактором О и личностной тревожностью, что говорит о прямой зависимости личностной тревожности от депрессивности, мрачности, беспокойства личности как его индивидуального качества. Фактор Н отрицательно коррелирует с ситуативной тревожностью — чем меньше по нему баллов — тем выше данный вид тревожности. То есть чем застенчивее, уклончивее подросток, чем выше его чувство собственной недостаточности, тем выше его тревожность.

Таблица 3. Корреляционная зависимость между типом тревожности в коллективе и личностными качествами старшеклассников.

Результаты показывают зависимость школьной тревожности от фактора В. Чем менее интеллектуально развит подросток, чем меньше обладает способностью к обучению, медленно понимает материал, тем выше его школьная тревожность. Фактор Е и самооценочная тревожность связаны отрицательной корреляционной зависимостью. Чем скромнее, мягче, уступчивее. Зависимее подросток, тем выше его самооценочная тревожность. Фактор Q2 связан с межличностной тревожностью отрицательной корреляцией. То есть, чем больше подросток зависит от группы, предпочитает работать и принимать решения вместе с группой, нуждается в поддержке группы, тем выше его межличностная тревожность.

Таблица 4. Корреляционная зависимость между уровнем общей тревожности по методике Тейлора и личностными качествами старшеклассников.

Общий уровень тревожности связан с Фактором 1 и фактором L. Такие качества как неприспособленность и недоверчивость, подозрительность, сомнительность способствуют повышенному уровню тревожности.

Таблица 5. Корреляционная зависимость между уровнем общей тревожности по методике Тейлора и отношением родителей.

Из таблицы 5 видно, что ниже родители оценивают способности ребёнка и не признают его индивидуальность, не одобряют его интересов, тем выше тревожность у таких детей. Также наблюдается отрицательная корреляция между шкалой Симбиоз и уровнем общей тревожности. Чем больше дистанция между родителями и детьми и чем меньше забота, тем выше уровень тревожности.

В силу ограниченного объёма и недостатка времени я не стала выявлять остальные зависимости и дополнять исследование другими методиками, которые как я считаю, могли бы прояснить некоторые каверзные моменты по теме курсовой работы. Но, несмотря на это, я считаю, что данное исследование плодотворно и имеет практическую значимость для разработки коррекционных программ с целью снижения уровня тревожности у подростков.

Заключение

Анализ проблемы тревожности в психологии позволяет заключить следующее:
 — в современной психологии проблема тревожности является одной из наиболее сложных и активно изучаемых, что связывается с постоянно усиливающимся дискомфортом личности в обществе;

— в зарубежной психологии — по проблеме тревожности выполнено большое количество исследований, направленных на выявление механизмов проявления тревожности и поиск путей ее преодоления, особенно в тех видах человеческой деятельности, которые связаны с высокой степенью риска или оценкой способностей индивида;

— в отечественной психологии фундаментальные исследования тревожности связаны с определением ее причин и определением связи уровня тревожности и качества деятельности;

— существенное влияние тревожности на результативность деятельности признается почти всеми психологами. Такое влияние ставит проблему современной коррекции тревожности до того, как она станет устойчивым свойством личности, т.к. прочное закрепление тревожности как свойства личности может стать фактором нервно-психического заболевания.

Было проведено практическое исследование, в результате чего была подтверждена гипотеза о высоком уровне тревожности среди старшеклассников, а также гипотеза о том, что главными детерминирующими факторами в возникновении повышенной тревожности у старшеклассников является нарушение социальной ситуации развития, в частности — характера детско-родительских отношений и особенности индивидуальных свойств личности.

Мы считаем, что данная тема требует более подробного и глубоко рассмотрения и анализа, однако, с уверенностью можем сказать, что в ограничивающих временем и объёмом рамках нашей работы цель нашего исследования достигнута.

Список литературы.

1. Адлер А. К вопросу о значении фобий и ипохондрии в динамике невроза//Психотерапия, 1912

2. Айзенк Г. Ю. Структура личности. — М.: КСП+СПБ: ЮВЕНТА, 1999.,

3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги//Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 111−117.

4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека. Л., 1988.

5. Божович Л.И. Психоанализ условий формирования и строения гармоничной личности / Психология формирования и развития личности. М., 1981

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.

7. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. — М.: АПН РСФСР, 1956.

8. Габдреева Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Дисс… канд. психол. наук. — М, 1990.

9. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. — Л.: Медицина, 1988.

10. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1989.

11. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.

12. Зейгарник Б.В. Общая психопатология. — М.: Воронеж: МСПИ, НПО «МОДЭК», 1999.

13. Имедадзе II В К методу исследования уровня тревожности: Материалы IV Всерос. съезда общ-ва психологов. Тбилиси, 1971.

14. Имедадзе И.В. Проблема полимотивированного поведения // Вопр. психологии. 1984. № 6.

15. Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дис… канд. психол. наук. М, 1972.

16. Кордуэлл Майк. Психология. Словарь. — М., 1999.

17. Лазарус Р. Теории стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс / Под ред. В.Леви. — Л.: Медицина, 1970. С. 178−209.

18. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986.

19. Мерлин B.C. Некоторые данные о нервно-психическом напряжении. Материалы VI науч. конф. Уральского общ-ва психологов при АПН РСФСР. Пермь, 1965; Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. Пер. с польского. — М.: Прогресс, 1982.

20. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

21. Небылицин В.Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы / Типологические особенности ВНД человека / Под ред. Б.М. Теплова. М., 1959

22. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления // Сов. педагогика. 1963. № 5.

23. Павлов И.П. в воспоминаниях современников. / Под.ред. Е.М.Крепса. — М.: Учпедгиз, 1967.

24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2 тт. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.

25. Прихожан A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дисс… канд. психол. наук. — М., 1977.

26. Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Дисс… д-ра психол. наук. — М., 1996.

27. Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11−18.

28. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психофизиологическая природа и возрастная динамика. М. — Воронеж: Моск. психол.-соц. инт-т, изд-во НПО «МОДЭК», 2000.

29. Роджерс К. К науке о личности. / История зарубежной психологии. Тексты. — М.: Просвещение, 1986.

30. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. — М., 1990.

31. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988; Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

32. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Стресс и тревога в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12−24.

33. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их проявление // Вопросы психологии. 1957. № 5.

34. Фрейд 3. Страх. — М.: Книжн. Изд-во «Современные проблемы», 1927.

35. Фрейд 3. Затруднения, симптомы и тревожность. М., 1926.

36. Ханин Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 56-

37. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; самоанализ / Пер. с англ. М.: Прогресс-Универс, 1993.

38. Чебыкин А.Я. Проблемы эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 6.

39. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

40. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Прогресс, 1991.

41. Sullivan H.S. A Note on the Implications of Psychiatry, the Study of interpersonal Relations, for Investigation in the Social Sciences. — American Journal of Sociology, vol. 43(1937).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector