Оглавление
Введение 3
Глава 1. Психология телесности в ракурсе личного развития подростков 5
1.1 Образ тела как психологический феномен 5
1.2 Отношение к телесности и ее роли в процессе развития личности 8
Глава 2. Конфликт между внешним и внутренним в подростковом возрасте 13
2.1 Осознание внутреннего тела подростками 13
2.2 Телесно-ориентированный метод воздействия на личность подростка Т.С. Леви 27
Заключение 32
Список литературы 33
Введение
Представители различных теоретических направлений рассматривают юность как период стресса и психологических проблем, обусловленных среди прочего психосексуальным развитием, эмоциональной неуравновешенностью, ролевыми конфликтами, статусной неопределенностью и неустойчивостью социальных ценностей подростка. В целом юность трактуется как переходный период от детства к взрослости. Эриксон считает, что главной задачей индивидуального развития в период юности является самоопределение и формирование идентичности.
Изменение, происходящее в образе тела, в отношениях с родителями и со сверстниками, в сфере когнитивных возможностей и отношений к обществу в целом, соединяются в едином процессе переосмысления молодым человеком самого себя. Это находит выражение в развитии и трансформации Я — концепции в период юности. Все эти перемены, которые происходят за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд сложных проблем как для самого подростка, так и для тех, кто его окружает.
Важным фактором развития Я — концепции в юности является изменение образа тела, связанное с пубертатными процессами. Ощущение подростком собственной ценности во многом зависит от того, на сколько соответствующим форме представляется ему трансформация его тела.
Задержки и отклонения в физическом развитии могут иметь пагубные последствия для формирования Я — концепции подростка.
В среднем детстве дети начинают понимать, что существуют различные типы человеческого тела и различные его идеалы, и у них формируется довольно четкое представление о типе своего тела, его пропорциях и ловкости. Но подростки уделяют своему телу гораздо больше внимания. В нашем обществе многие молодые люди, борясь за красивую фигуру, придерживаются строгих диет, в то время как другие изнуряют себя физическими упражнениями или занимаются силовыми видами спорта, тяжелой и легкой атлетикой или танцами. Обычно мальчики озабочены, главным образом, физической силой, с помощью которой можно воздействовать на свое окружение. Поэтому для них основное значение имеют рост и развитие мускулатуры. В отличие от мальчиков, девочек беспокоит, что они слишком полные или слишком высокие. Они уделяют большое внимание весу, частично из-за того, что озабочены социальным принятием (в нашем обществе полнота не одобряется).
Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков
... периоды жизни. Эриксон утверждает, что Я проходит в своем развитии через несколько универсальных стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития ... -психологических аспектов развития самосознания подростков. Объект исследования - развитие самосознания подростков. Предмет исследования – факторы, влияющие на развитие самосознания подростков. Развитие самосознания подростков будет эффективно, ...
В результате, многие нормальные и даже стройные девушки-подростки считают себя толстыми и стараются похудеть. В экстремальных случаях такая озабоченность своим весом может приводить к нарушениям пищевого поведения, таким как анорексия или булимия, которые будут рассмотрены в этом разделе.
Объект исследования: психология телесности.
Предмет исследования: возрастные особенности восприятия тела у подростков.
Цель исследования: проанализировать возрастные особенности восприятия тела у подростков.
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность содержания телесности в ракурсе личного развития подростков;
2. проанализировать осознание внутреннего тела подростками;
3. рассмотреть телесно-ориентированный метод воздействия на личность подростка Т.С. Леви.
Глава 1. Психология телесности в ракурсе личного развития подростков
1.1 Образ тела как психологический феномен
Развитие личности имеет много аспектов. Одним из существенных аспектов личностного развития является достижение целостности.
Человеческая телесность есть одухотворенное тело, проявляющееся в динамике и статике (движении и форме), имеющее внутреннюю и внешнюю составляющие. Человеческая телесность является результатом процесса онтогенетического, личностного развития и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа.
В телесных движениях и формах форма есть «застывшее движение» (В. Райх), «прерванное движение» (В. Подорога), «накопленное движение» (О. Мандельштам) выражается, и типическое, и индивидуально неповторимое. Поскольку, внешне наблюдаемое движение всегда есть результат, проявление внутреннего движения, внутренней жизненности, то отсутствие внутриличностной целостности всегда, так или иначе, проявляется в движениях. Отсюда неисчерпаемый потенциал движения, как диагностического и коррекционно-развивающего средства.
В структуре телесности можно выделить внутренние и внешние компоненты. Внутренние компоненты (внутреннее жизненное пространство) познаются через интроцептивные ощущения и чувства. М. М. Бахтин, выделяя внутреннее и внешнее тело, полагал, что «внутреннее тело — мое тело как момент моего самосознания — представляет собой совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира» ………………………………
Заключение
Подростки принадлежат к группе, которую социологи называют маргинальной, то есть к межкультурной или находящейся на границе доминирующей культуры группе, члены которой обычно испытывают повышенную потребность в соответствии. Подростки могут проявлять крайнюю нетерпимость к любым отклонениям, например к отклонениям фигуры от идеала (излишней полноте или худобе) или к слишком раннему или позднему созреванию. Средства массовой информации спекулируют на тенденции тинэйджеров к нетерпимости, рекламируя стереотипные образы привлекательных и жизнерадостных юношей и девушек, которые проходят этот сложный период жизни без таких неприятностей, как прыщи, ортодонтические пластинки, неуклюжесть или проблемы с весом. Поскольку многие подростки исключительно чувствительны к своему внешнему виду и часами рассматривают себя в зеркале, несоответствие между их собственным, далеким от совершенства, видом и сияющим идеалом, который предлагают средства массовой информации, часто является причиной тревоги и неуверенности в себе.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... развития. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием. 2. Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии ... психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по ...
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. С. — П., 1998.
2. Антропова М.В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования. Педагогика, 1995 №2.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества М., 1979. С. 59.
4. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. Избранные психологические и педагогические сочинения в 2Т. М., 1979 Т2.
5. Бьюдженталь Д. Двойственность и открытость // Судьба и воля: психология свободы: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. М., 2000. С. 337.
6. Возрастные особенности психического развития детей / Под. ред. И.В. Дубровиной. — М., 1997.
7. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения в 6Т. М., 1982 Т1.
8. Запорожец А. В. Психология действия. М., 2000. С. 71.
9. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания / Хрестоматия: Психология сознания. СПб., 2001. С. 150.
10. Зинченко В. П. Преходящие и вечные проблемы психологии // Послесловие к кн. Риты Л. Аткинсон, Ричарда С. Аткинсон и др. Введение в психологию. М., 2003. С. 649–662.
11. Колесов Д.В. Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М., 1986.
12. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
13. Крайг Г. Психология развития.–СПб.: Питер, 2000
14. Краковский А.П. О подростках. М., 1970.
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1998.
16. Леви Т. С. Курс «Психология телесности» в профессионально-личностной подготовке психологов // Знание. Понимание. Умение. 2004. №1.
17. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка. М., 1983.
18. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. Пермь, 1993. С. 46.
19. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997.
20. Мухина В.С. Возрастная психология. Учебник. М., 1993.
21. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. М., 1995.
22. Пиаже Ж. Психология интеллекта. М., 1969.
23. Подорога В. А. Феноменология тела. М., 1995. С. 8.
24. Раджниш Б. Ш. Жизнь, любовь, смех. Л., 1991.
Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия – Минск: Харвест, 1999г., 480с
... «Организация работы учреждений здравоохранения и образования в условиях ГО и ЧС» Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия – Минск: Харвест, 1999г., 480с. Организация медицинской службы гражданской обороны Российской ... стратегия: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2001-804 с. Ардашева Н.А. Проблемы гражданско-правового обеспечения прав личности в договоре на оказание медицинской помощи. - ...
25. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
26. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М., 2002. С. 177.
27. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
28. Хелл Д. Ландшафт депрессии. М., 1999. С. 43.
29. Хоружий С. С. О старом и новом. Санкт-Петербург, 2000. С. 372.
30. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1985.
31. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
32. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994. С. 69.
33. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.