Возрастные особенности формирования свойств внимания

Курсовая работа

на тему:

Возрастные особенности формирования свойств внимания

Содержание

  • Введение
  • І. Психологические особенности периода взрослости
  • 1.1 Краткая характеристика взрослости
  • 1.2 Концепции периодизации взрослости
  • ІІ. Общее представление о внимании
  • 2.1 Проблема изучения внимания в психологии
  • 2.2 Основные свойства внимания
  • ІІI. Экспериментально-психологическое исследование возрастных особенностей формирования свойств внимания
  • 3.1 Описание процедуры исследования
  • 3.2 Анализ результатов исследования и выводы
  • Заключение
  • Список литературных источников
  • Приложения

Введение Наша психическая жизнь очень часто сравнивается с речным потоком, только это особенные потоки из образов воспринимаемых нами явлений окружающей среды, мыслей, чувств и впечатлений, воспоминаний о прошлом. И в этот бесконечный поток беспрерывно вливаются все новые и новые элементы, порожденные деятельностью, общением, нашими внутренними психическими и физическими изменениями и переживаниями. При этом формируется некоторая упорядоченность, которая формируется посредством особого свойства психики, называемого вниманием.

Изучением проблемы внимания в психологии занимались Н. Ланге, И. Герберт, У. Гамильтон, П. Гальперин, И. Павлов, А. Ухтомский и многие другие. Целью данной работы является изучение особенностей формирования свойств внимания в периоды ранней и средней взрослости. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что современное общество с его экономическими, политическими, культурными и социальными изменениями все большее внимание уделяет всестороннему развитию личности. А в процессе развития и воспитания индивида трудно переоценить роль внимания. Ведь известно, что без достаточно развитого внимания, без умения его концентрировать, сосредоточивать, переключать и распределять невозможно полноценное усвоение человеком знаний, умений, навыков, норм и ценностей. А, следовательно, не возможен и переход внешних поведенческих регуляторов во внутренние, позволяющий индивиду полноценно развиваться. Объект исследования: свойства внимания. Предмет исследования: особенности формирования и развития свойств внимания в периоды ранней и средней взрослости. Степень развития свойств внимания свидетельствует об уровне внимания в целом. Существует мнение, что в период взрослости развитие внимания происходит неравномерно: спады и подъемы происходят с некоторой периодичностью.

19 стр., 9206 слов

Объект исследования: социально-психологические особенности подростков, ...

... и др. Однако исследования авторов часто направлены на изучение и развитие либо познавательной, либо эмоциональной сфер детей [8]. Кроме того, чаще изучаются особенности детей дошкольного и ... одобрения, восхищения ищет подросток у друзей и родителей. между притязанием подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта. ...

Исходя из этого, мы предположили, что уровни формирования и развития свойств внимания у представителей возрастов ранней и средней взрослости не имеют существенных различий. Это и будет гипотезой нашего исследования. Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи: 1. Осуществление анализа литературных источников, позволяющих изучить проблему периодизации взрослости в психологии, а также ознакомиться с основными характеристиками внимания, в частности, с его свойствами. 2. Планирование и проведение эксперимента, позволяющего выявить возрастные особенности формирования свойств внимания. 3. Интерпретация и анализ полученных в ходе проведения исследования данных. Для изучения свойств внимания нами были включены в работу такие методики: 1. «Точки»; 2. «Перепутанные линии»; 3. «Шифровка».

І. Психологические особенности периода взрослости

1.1 Краткая характеристика взрослости Взрослость — наиболее длительный и яркий период жизни человека, который делится на три стадии: раннюю, среднюю и позднюю. Каждая из вышеперечисленных возрастных стадий обладает специфическими характеристиками [4]. Для периода (стадии) ранней взрослости характерны следующие моменты: завершение получения высшего образования, овладение ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая и экономическая ответственность, формирование семьи и рождение первого ребенка (у большинства).

В период средней взрослости человек совершенствуется в выполнении профессиональной роли. Кроме того, данный возрастной период характеризуется относительной материальной самостоятельностью и достаточно широким кругом социальных связей. Появляется возможность удовлетворения интересов, находящихся вне зоны профессиональной деятельности. В периоде поздней взрослости отмечаются высококвалифицированное выполнение профессиональных и социальных ролей и (как правило) достижение достаточно высокого должностного статуса. На данном возрастном этапе, кроме всего прочего, наблюдается некоторое снижение социальной активности [6].

1.2 Концепции периодизации взрослости На сегодняшний день существует множество разнообразных возрастных классификаций, имеющих различные основы. Ознакомление с некоторыми из них поможет нам более точно понять проблему периодизации развития взрослого человека. Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации представляет собой следующее: 1. Новорожденный — 1-10 дней 2. Грудной возраст — от 10 дней до 1 год 3. Раннее детство — 1-2 года 4. Первый период детства — 3-7 лет 5. Второй период детства — 8-12 лет (мальчики) и 8-11 лет (девочки) 6.

Подростковый возраст — 13-16 лет (мальчики) и 12-15 лет (девочки) 7. Юношеский возраст — от 17 до 21 года для юношей и 16-20 лет для девушек 8. Средний (зрелый) возраст: первый период — 22-35 лет для мужчин и от 21 до 35 лет для женщин второй период — 36-60 лет для мужчин и 36 — 55 лет для женщин 9. Пожилой возраст — 61-74 года для мужчин и 56-75 лет для женщин 10. Старческий возраст — 75-90 лет 11. Долгожители — старше 90 лет [2]. Достаточно интересна и заслуживает нашего внимания возрастная периодизация Д.Б. Бромлея, содержащая в себе пять циклов: · утробный — четыре стадии: зигота — оплодотворенное яйцо; эмбрион — ранняя стадия биологического развития; плод — поздняя стадия биологического развития; момент рождения — смена жизни во внутренней среде материнского организма на жизнь во внешней среде. · детство — три стадии: младенчество — от рождения до 18 месяцев жизни; дошкольное детство — от 18 месяцев до 5 лет; раннее школьное детство — от 5 до 11-13 лет. · юность — две стадии: половое созревание — старшее школьное детство (ранняя юность) — от 11 до 13-15 лет; поздняя юность — 15 лет — 21 год.

5 стр., 2380 слов

комплекс педагогических условий развития процессуальной игры ...

... и педагогические условия её развития в период раннего детства. Объект исследования – процесс развития игры у детей раннего возраста. Предмет исследования – комплекс педагогических условий ... развития процессуальной игры в период раннего детства. Гипотеза исследования – развитие процессуальной игры ...

· взрослость — четыре стадии: ранняя взрослость — 21-25 лет; средняя взрослость — 25-40 лет; поздняя взрослость — 40-55 лет; предпенсионный возраст — 55-65 лет. · старение — три стадии: отход от дел — 65-70 лет; старость — 70 и более лет; дряхлость, болезненная старость и смерть — около 110 лет [4]. Э. Эриксон предложил следующие стадии развития личности: 1) раннее младенчество — от рождения до 1 года 2) младенчество — от 1 года до 3 лет 3) раннее детство — около 3-5 лет 4) среднее детство — от 5 до 11 лет 5) половая зрелость, подростничество и юность — от 11 до 20 лет 6) ранняя взрослость — от 20 до 40-45 лет 7) средняя взрослость — от 40-45 до 60 лет 8) поздняя взрослость — свыше 60 лет [4]. Именно на возрастную периодизацию Э. Эриксона мы и будем опираться в своем исследовании при подборе исследуемых групп.

внимание психология возрастная особенность

ІІ. Общее представление о внимании

2.1 Проблема изучения внимания в психологии Противоречивые свойства внимания всегда вызывали повышенный интерес у ученых, по-разному объяснявших его происхождение и сущность. Должное внимание уделили данному психическому процессу зарубежные ученые. Н.Н. Ланге рассматривал внимание как результат двигательного приспособления. Он считал, что возможность произвольно переносить внимание с одного предмета на другой невозможна без мускульных движений, так как именно они способны приспособить органы чувств к условиям наилучшего восприятия. И. Герберт и У. Гамильтон рассматривали внимание как результат ограниченности объема сознания. По их мнению, более интенсивные представления способны вытеснять или подавлять менее интенсивные. В английской психологии (Дж. Миль) одной из преобладающих является теория о том, что внимание — это результат эмоций. Данная теория указывает на прямую зависимость внимания от интересности представления. «Иметь приятное или тягостное и быть к ним внимательным — это одно и то же» [5]. В отечественной психологии также присутствует разнообразие взглядов по данной проблеме.

Например, основные положения концепции П. Гальперина заключаются в следующем: 1) внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека; 2) по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. Гальперин считает, что в каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием как таковым. Очень сложны физиологические механизмы внимания. К ним относится ориентировочно-исследовательский рефлекс, который И. Павлов назвал рефлексом «что такое?». Он служит основой непроизвольного внимания и возникает при действии неожиданных и новых раздражителей. Главным, согласно взглядам Павлова, в механизмах внимания является образование в коре больших полушарий головного мозга очагов «оптимального возбуждения» [5]. Таким образом, внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Это процесс избирательного сосредоточения сознания на предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека. В данной работе мы уделим внимание изучению формирования особенностей свойств внимания на разных возрастных этапах, поэтому в следующем параграфе рассмотрим их более подробно.

2.2 Основные свойства внимания Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. Без него, в принципе, невозможны ни освоение, ни реализация каких-либо видов деятельности. [5]. Прежде, чем мы рассмотрим свойства внимания, следует представить следующую таблицу: Концентрация — показатель степени сосредоточенности индивидуума на объекте, интенсивности связи с ним. Устойчивость — способность длительное время поддерживать высокий уровень концентрации внимания. Устойчивость внимания определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией, внешними условиями деятельности человека. Помимо новизны поступающих символов, значительную роль играет их повторение. Объем — показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания, который обусловлен генетическими факторами, возможностями кратковременной памяти, характеристиками воспринимаемых объектов (однородностью, взаимосвязью) и профессиональными навыками самого субъекта. Под переключением внимания подразумевают возможность относительно легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Оно может быть как произвольным (в этом случае его скорость является показателем степени волевого контроля субъекта над своим восприятием), так и непроизвольным (показывает степень неустойчивости психики, или свидетельствует о неожиданно возникшем сильном раздражителе).

Показатели переключения могут значительно снизиться при переходе от легкой к сложной деятельности, в обратном же направлении они практически всегда возрастают. Успех процесса переключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности (чем она была интереснее и чем менее интересна последующая, тем труднее переключить внимание).

Распределение — это одновременная сосредоточенность внимания на нескольких объектах. При этом формируется как бы несколько центров внимания, что позволяет человеку совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не выпуская ни одного из них из поля внимания. Уровень распределения внимания зависит от характера совмещаемых видов деятельности, их сложности, степени знакомства с ними и привычности их [5].

ІІI. Экспериментально-психологическое исследование возрастных особенностей формирования свойств внимания

3.1 Описание процедуры исследования Как уже отмечалось ранее, исследуя особенности развития свойств внимания в возрасте ранней и средней взрослости, мы разработали следующую схему исследования: 1. «Шифровка» 2. «Точки» 3. «Перепутанные линии» Методика «Шифровка» предназначена для изучения распределения и переключения внимания. Инструкция для исследуемого: «От Вас требуется в специальной таблице /Приложение 1/, в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, поставить под каждой цифрой ее обозначение-символ, т.е. произвести своеобразную шифровку цифр». Согласно с инструкцией, каждый участник тестирования заполнял первые пять свободных клеток бланка (пробную серию, позволяющую выявить, как исследуемый понял инструкцию).

Далее, после команды «Начинайте работу», исследуемые приступали к выполнению основного задания и выполняли работу в течение 1 минуты. Каждые 15 секунд звучала команда «Черта», после которой исследуемые отмечали границы просмотренного и выполненного материала [7]. Следующая методика, включенная в схему исследования, — «Точки» — позволила нам произвести оценку объема внимания у участников тестирования. С этой целью нами был использован стимульный материал /Приложение 2/ — восемь квадратов с точками, которые перед началом исследования были сложены так, чтобы сверху оказалась карточка с двумя, а снизу — карточка с девятью точками (остальные карточки были распределены по порядку) [3]. Участники тестирования получили инструкцию: «Я буду одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а Вы предпримете попытку самостоятельно изобразить эти точки в пустых клеточках в тех местах, где видели их на продемонстрированных мной карточках». Каждая карточка демонстрировалась в течение 2 секунд, после чего исследуемые в течение 15 секунд воспроизводили увиденное в своих бланках. Целью методики «Перепутанные линии» является определение степени устойчивости внимания и оценка уровня развития концентрации внимания /Приложения 3, 4/.

Нашим испытуемым была предложена инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача — проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок» [7, 9]. После ознакомления с инструкцией и принятия ее исследуемые работали в течение 10 минут. Исследование свойств внимания было проведено в индивидуальной форме. В процессе выполнения заданий у нас была возможность отслеживать поведение каждого тестируемого в отдельности. Наблюдая за исследуемыми во время выполнения ими заданий, мы пришли к выводу, что методики, включённые в исследование, вызвали у них заинтересованность. Все они отнеслись к выполнению предложенных заданий серьезно. Важно отметить следующие моменты: 1) в исследовании приняли участие две группы исследуемых (по 10 человек).

Первую группу составили мужчины (7) и женщины (3) 20-25 лет (период ранней взрослости), вторую группу представили мужчины (6) и женщины (4) 40-50 лет (период средней взрослости); 2) все участники исследования были протестированы в первой половине дня с целью исключения фактора утомленности.

3.2 Анализ результатов исследования и выводы Целью проведения моего исследования стало изучение особенностей свойств внимания в периоды ранней и средней взрослости. Как уже отмечалось ранее, диагностика участников исследования проводилась в индивидуальной форме, но результаты исследования будут представлены в данном параграфе обобщенно. Табл.1. Результаты по методике «Шифровка» в группе №1 (возраст ранней взрослости)

Шифр

испытуемого

К-во заполненных

клеток за каждый

15-секундный

интервал

К-во ошибок за

каждый 15-секундный

интервал

Общее к-во заполненных клеток (N)

Общее к-во правильно заполненных клеток (K)

Шкальная оценка (P)

Уровень распределения и переключения внимания

m1

m2

m3

m4

n1

n2

n3

n4

М1

13

11

10

10

0

0

0

0

44

44

8

ВС

М2

12

14

11

10

0

0

1

1

47

45

8

ВС

Ж3

16

16

16

14

0

0

0

0

62

62

12

В

М4

12

14

14

13

0

0

0

1

53

52

10

В

М5

17

17

16

17

0

0

0

0

67

67

12

В

Ж6

12

14

12

10

0

2

1

2

48

43

8

ВС

М7

13

13

10

9

0

0

0

0

45

45

8

ВС

М8

12

15

15

14

0

1

1

1

56

53

10

В

Ж9

13

16

15

13

0

1

2

0

57

54

10

В

М10

18

16

16

12

3

1

0

1

62

57

10

В

Средний показатель по группе

54,1

52,2

10

В

Анализируя результаты, полученные в ходе диагностирования группы №1 (возраст ранней взрослости) по методике «Шифровка», можно отметить следующее:

1. Все участники данной группы, вне зависимости от половой принадлежности, продемонстрировали высокий уровень работоспособности;

2. 20% исследуемых данной группы выявили признаки низкой утомляемости и 80% участников группы склонны по результатам методики к утомляемости и снижению работоспособности в ходе выполнения продолжительной и однообразной деятельности.

3. Как мужчины, так и женщины данной группы продемонстрировали в большинстве высокий уровень переключения и распределения внимания.

Табл.2. Результаты по методике «Шифровка» в группе №2 (возраст средней взрослости)

Шифр

испытуемого

К-во заполненных

клеток за каждый

15-секундный

интервал

К-во ошибок за

каждый 15-секундный

интервал

Общее к-во заполненных клеток (N)

Общее к-во правильно заполненных клеток (K)

Шкальная оценка (P)

Уровень распределения и переключения внимания

m1

m2

m3

m4

n1

n2

n3

n4

М11

12

11

10

9

1

1

1

2

42

37

7

С

Ж12

14

16

17

17

0

0

1

0

64

63

12

В

М13

18

16

14

16

0

0

0

0

64

64

12

В

М14

14

14

12

14

0

0

2

4

54

48

9

ВС

Ж15

16

13

13

10

2

0

0

1

52

49

9

ВС

М16

13

11

9

10

0

0

0

0

43

43

8

ВС

Ж17

11

10

10

10

0

0

1

1

41

39

7

С

М18

9

12

12

14

1

0

0

0

47

46

8

ВС

Ж19

14

12

12

14

0

0

0

0

52

52

10

В

М20

9

10

9

10

0

0

0

0

38

38

7

С

Средний показатель по группе

49,7

47,9

9

ВС

Обращаясь к результатам, представленным в таблице 2, можно выделить такие моменты:

1. 30% исследуемых продемонстрировали средний уровень развития распределения и переключения внимания, у 40% выявлен уровень развития выше среднего и у 30% — высокий уровень развития данных свойств внимания;

2. Участники группы не продемонстрировали зависимости уровня развития распределения и переключения внимания от половой принадлежности;

3. 40% участников исследуемой группы продемонстрировали устойчивость к утомляемости в процессе выполнения продолжительной и однообразной деятельности, остальные 60% исследуемых склонны к утомляемости и снижению работоспособности соответственно.

Табл.3. Сравнительный анализ результатов методики «Шифровка» в группах №1 и №2

Общее к-во

заполненных

клеток (N)

Общее к-во

правильно

заполненных

клеток (K)

Шкальная оценка (P)

Уровень

распределения и переключения внимания

Группа 1

Группа 2

Группа 1

Группа 2

Группа 1

Группа 2

Группа 1

Группа 2

44

42

44

37

8

7

ВС

С

47

64

45

63

8

12

ВС

В

62

64

62

64

12

12

В

В

53

54

52

48

10

9

В

ВС

67

52

67

49

12

9

В

ВС

48

43

43

43

8

8

ВС

ВС

45

41

45

39

8

7

ВС

С

56

47

53

46

10

8

В

ВС

57

52

54

52

10

10

В

В

62

38

57

38

10

7

В

С

54,1

49,7

52,2

47,9

10

9

В

ВС

Сравнивая данные, полученные нами по двум группам, мы можем видеть, что существенных различий в развитии таких свойств внимания как распределение и переключение не выявлено.

Результаты следующей методики, которую мы рассмотрим, также следует представить в виде таблиц, так как это позволяет более наглядно увидеть общую картину исследования.

Табл.4. Результаты по методике «Точки» в группе №1 (возраст ранней взрослости)

Шифр

испытуемого

Наибольшее

количество точек, воспроизведенных

испытуемым

Сумма баллов

Уровень

объема

внимания

М1

7

10

Очень высокий

М2

4

8

Высокий

Ж3

4

8

Высокий

М4

8

10

Очень высокий

М5

5

9

Высокий

Ж6

4

8

Высокий

М7

6

10

Очень высокий

М8

3

6

Средний

Ж9

8

10

Очень высокий

М10

5

9

Высокий

Показатель по группе

5

9

Высокий

Из таблицы 4 видно, что 40% исследуемых группы 1 обладают очень высоким уровнем объема внимания, 50% показали высокий уровень и у 10% выявлен средний уровень объема внимания. Среднее значение по группе — 9 баллов — свидетельствует о наличии высокого уровня объема внимания.

Табл.5. Результаты по методике «Точки» в группе №2 (возраст средней взрослости)

Шифр

испытуемого

Наибольшее

количество точек, воспроизведенных

испытуемым

Сумма баллов

Уровень

объема

внимания

М11

4

8

Высокий

Ж12

6

10

Очень высокий

М13

3

6

Средний

М14

5

9

Высокий

Ж15

7

10

Очень высокий

М16

3

6

Средний

Ж17

7

10

Очень высокий

М18

4

8

Высокий

Ж19

3

6

Средний

М20

5

9

Высокий

Показатель по группе

5

9

Высокий

Таблица 5 наглядно демонстрирует нам, что в группе 2 также преобладает высокий уровень объема внимания. Кроме того, мы видим, что у 30% преобладает очень высокий уровень объема внимания, у 40% — высокий уровень и у 30% — средний уровень.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие объема внимания не зависит от возраста.

Методика «Перепутанные линии» позволила нам проследить у испытуемых особенности таких свойств внимания, как устойчивость и концентрация. Снова обратимся к составлению сводных таблиц.

Табл.6. Результаты по методике «Перепутанные линии» в группе №1 (возраст ранней взрослости)

Шифр

Количество

правильно

прослеженных

линий (N пр.)

К-во

ошибок

Показатель продуктивности (П)

Баллы

Уровень

концентрации

и

устойчивости

внимания

М1

16

9

7

1

НС

М2

14

11

3

0

Н

Ж3

20

5

15

2

С

М4

20

5

15

2

С

М5

18

7

11

2

С

Ж6

11

14

0

0

Н

М7

10

15

0

0

Н

М8

16

9

7

1

НС

Ж9

19

6

13

2

С

М10

21

4

17

2

С

Показатель по группе

17

9

9

1

НС

Как видно из данных таблицы, у 30% исследуемых участников группы прослеживается низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, у 20% наблюдается уровень ниже среднего и у 50% выявлен средний уровень концентрации и устойчивости внимания. Высоким уровнем развития указанных свойств внимания никто из группы не обладает. Наблюдение за участниками тестирования показало, что у них в большинстве случаев преобладает установка на скорость выполнения задания.

Табл.7. Результаты по методике «Перепутанные линии» в группе №2 (возраст средней взрослости)

Шифр

Количество

правильно

прослеженных

линий (N пр.)

К-во

ошибок

Показатель продуктивности (П)

Баллы

Уровень

концентрации

и

устойчивости

внимания

М11

19

6

13

2

С

Ж12

15

10

5

1

НС

М13

14

11

3

0

Н

М14

15

10

5

1

НС

Ж15

18

7

11

2

С

М16

20

5

15

2

С

Ж17

22

3

19

3

В

М18

12

13

0

0

Н

Ж19

16

9

7

1

НС

М20

18

7

11

2

С

Показатель по группе

17

8

9

1,4

НС

Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания представлен у 20% участников группы 2, уровень ниже среднего выявлен у 30%, у 40% — средний уровень и у 10% — высокий уровень.

Наблюдение за участниками тестирования показало, что у них, в отличие от представителей группы 1, преобладает установка на точность выполнения задания. Установку на скорость можно было наблюдать только у одного исследуемого данной группы.

Следует отметить, что как в группе 1, так и в группе 2 средний показатель составил 1 бал, что свидетельствует о преобладании низкого уровня развития концентрации и устойчивости внимания. Скорее всего, это связано с тем, что у большинства испытуемых 2 групп (70%) присутствует, как уже было выявлено ранее, неустойчивость к утомляемости и снижению работоспособности

В заключение мы считаем необходимым представить обобщенные результаты по всем проведенным нами методикам.

Табл.8. Результаты исследования особенностей свойств внимания у испытуемых группы 1

Шифр

Уровень

переключения и

распределения

внимания

Уровень объема внимания

Уровень

концентрации и

устойчивости

внимания

М1

ВС

Очень высокий

НС

М2

ВС

Высокий

Н

Ж3

В

Высокий

С

М4

В

Очень высокий

С

М5

В

Высокий

С

Ж6

ВС

Высокий

Н

М7

ВС

Очень высокий

Н

М8

В

Средний

НС

Ж9

В

Очень высокий

С

М10

В

Высокий

С

Общий

показатель

В

В

НС

М11

С

Высокий

С

Ж12

В

Очень высокий

НС

М13

В

Средний

Н

М14

ВС

Высокий

НС

Ж15

ВС

Очень высокий

С

М16

ВС

Средний

С

Ж17

С

Очень высокий

В

М18

ВС

Высокий

Н

Ж19

В

Средний

НС

М20

С

Высокий

С

Общий

показатель

ВС

В

НС

Исходя из данных таблиц 8 и 9, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза о том, что уровни формирования и развития свойств внимания у представителей возрастов ранней и средней взрослости не имеют существенных различий, полностью подтвердилась.

Заключение Начиная работу, мы предположили, что уровни формирования и развития свойств внимания у представителей возрастов ранней и средней взрослости не имеют существенных различий. Данная гипотеза полностью подтвердилась (исходя из результатов, полученных при работе с избранными нами для исследования группами испытуемых).

Анализ литературных источников показал, что: 1) существует три стадии (периода) взрослости (ранняя, средняя и поздняя), обладающие определенными характеристиками; 2) существует множество разнообразных возрастных классификаций, имеющих различные основы, ознакомление с которыми дает возможность понять проблему периодизации развития взрослого человека; 3) в психологии много внимания уделяется проблемам изучения внимания, без которого, в принципе, невозможны ни освоение, ни реализация каких-либо видов деятельности, как в зарубежной, так и в отечественной психологии; 4) внимание является важным и необходимым условием эффективности всех видов деятельности человека. В проведенном исследовании нам удалось выявить, что: 1) и для представителей возраста ранней взрослости, и для людей среднего возраста (взрослости), характерен высокий уровень работоспособности, наряду с которым присутствует склонность к утомляемости при монотонной и однообразной работе; 2) обозначенные периоды характеризуются высоким уровнем развития переключения и распределения внимания, а так же высоким уровнем объема внимания. 3) у людей возраста средней взрослости преобладает установка на точность выполнения заданий, а у людей возраста ранней взрослости в большинстве случаев преобладает установка на скорость. Данная работа может быть полезна людям, стремящимся к самопознанию и саморазвитию. В данной работе представлены методики, позволяющие заинтересованным лицам изучить собственные свойства внимания, выявить их особенности для дальнейшего адекватного развития.

Список литературных источников

1. Альманах психологических тестов. — М., 1995.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.

3. Богомолов В. Тестирование детей — Ростов-на-Дону, 2006.

4. Краткий словарь по педагогической и возрастной психологии / Сост. Б.М. — Петров. Лиепая, 1972.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 2001.

6. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. — СПб., 2000. (классификация взрослости)

7. Учебно-методическое пособие по курсу «Психодиагностика». Раздел «Внимание» / Сост.е.П. Ивутина, С.Г. Касимова. — Киров: Изд-во ВГПУ, 2001.

8. http://vsetesti.ru

9. http://azps.ru

10.

Приложения

Приложение 1

Бланк к методике «Шифровка»

Пол: м/ж (подчеркнуть)

Возраст _____ (полных лет) Образование _________________

Дата и время проведения ____________

Инструкция: От Вас требуется в специальной таблице (см. ниже) в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, поставить под каждой цифрой ее обозначение-символ, т.е. произвести шифровку цифр».

Приложение 2

Бланк к методике «Точки»

Пол: м/ж (подчеркнуть)

Возраст _____ (полных лет) Образование _________________

Дата и время проведения ____________

Инструкция: «Сейчас я буду одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом Вы самостоятельно будете рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где видели их на карточках».

Стимульный материал (карточки)

Приложение 3

Бланк к методике «Перепутанные линии»

Пол: м/ж (подчеркнуть)

Возраст _____ (полных лет) Образование _________________

Дата и время проведения ____________

Инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача — проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Приложение 4

Ключ к методике «Перепутанные линии»

Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:

19 и более — отлично;

10-18 — хорошо;

4 — 9 — удовлетворительно;

3 и менее — неудовлетворительно.

Размещено на