Требования к отчету по итогам практики в группах раннего возраста

Учебная практика (по профилю)

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов

направление подготовки

«Педагогическое образование»

Профиль подготовки

«Начальное, дошкольное образование»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

заочная

Педагогическая практика в детском саду в группах раннего возраста.

В группах раннего возраста практика проводится во 2 семестре. Продолжительность практики 2 недели по 6 часов в день. Первоначально студенты наблюдают за работой воспитателя, а затем самостоятельно работают с детьми.

Цель данного вида практики:

— знакомство студентов с особенностями и спецификой работы в группах раннего возраста, овладение системой знаний о ребенке раннего возраста, практическими умениями и навыками работы с ним.

Задачи практики

— ознакомление студентов с особенностями и спецификой работы в группах раннего возраста и формирование умений анализировать и оценивать эффективность воспитательного процесса;

— формирование любви к детям раннего возраста, умения получать удовольствие от работы с ними;

— ознакомление с приемами обследования уровня развития и овладения умениями определять индивидуальность развития ребенка раннего возраста;

— формирование умений планировать и обеспечивать соответствующий возрасту и физическому развитию ребенка режим дня, создавать условия для активного бодрствования каждого ребенка, поддерживать у детей положительно-эмоциональное состояние;

— формирование умений правильно оценивать и использовать материальную оснащенность воспитательного процесса с учетом современных требований и возрастных особенностей

В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

• знакомятся с детским учреждением, организацией его работы (содержанием и методами работы в группах раннего возраста, с гигиеническими условиями, с помещениями для возрастных групп и участками, их оборудованием),

— наблюдают режимные процессы в группах детей 2-го, 3-го года жизни, анализируют особенности организации и методики работы с ними (бодрствование, игры-занятия, самостоятельная деятельность и др.);

21 стр., 10447 слов

Баенская Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма

... в работе варианты ранних проявлений аутистического дизонтогенеза позволяют не только проследить логику формирования разных групп синдрома ... Рассматриваются традиционные в культуре воспитания детей раннего возраста приемы организации индивидуального аффективного опыта ребенка, ... консультативной и психокоррекционной работы, внедрением и апробацией в широкой практике разработанных методов психологической ...

— оценивают роль воспитателя в организации различных видов деятельности;

— проводят диагностику по определению уровня нервно-психического и физического развития детей, сравнивают полученные данные с нормативными показателями, составляют рекомендации по дальнейшему развитию детей;

— самостоятельно проводят режимные процессы в группах детей 2-го года жизни, с одной из возрастных групп;

— самостоятельно работают в течение полного рабочего дня в группах 2-го, 3-го года жизни;

— знакомятся с особенностями работы с родителями.

В процессе данного вида практики студенты приобретают следующие профессиональные умения и навыки:

— самостоятельно проводить воспитательную работу с детьми раннего возраста;

— укреплять здоровье детей, закаливать их организм, формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, создавать условия, способствующие развитию двигательной активности, поддерживающие бодрое состояние детей, предупреждать их переутомление;

— расширять сенсорный опыт детей, формировать предпосылки нравственного поведения, положительные привычки, эмоциональную отзывчивость;

— диагностировать уровень развития детей раннего возраста;

— планировать воспитательную работу; разрабатывать планы-конспекты игр-занятий;

— отбирать наиболее эффективные формы организации, методы и приемы работы;

— ориентироваться в методической литературе;

— изготавливать и использовать дидактический материал, наглядные пособия.

При прохождении практики каждый студент соблюдает определенные психологические и социально-психологические условия организации работы воспитателя.

24 стр., 11869 слов

Формирование активной речи у детей в раннем детстве

... интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно ... .С.Выготский приводит такой пример из своей клинической практики. Девочка, переживающая кризис 3 лет, очень хотела ... формирования. 2. На втором этапе исследовалось поведение ребенка (возраст 1 год 3 месяца), развитие которого соответствует ...

Психологические условия.

— принимать (безусловно) ребенка, то есть признавать за ним абсолютное право быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств;

— идти от ребенка, его возможностей, особенностей, потребностей, интересов;

— учитывать сложившийся социальный опыт ребенка, наличный «фонд его действенных знаний, умений и навыков»;

— ориентироваться на психологические новообразования детей дошкольного возраста;

— принимать себя со всеми своими личностными и профессионально-психологическими особенностями — и позитивными, и негативными;

— понять и принять свои недостатки и осознанно их корректировать;

— строить отношения с ребенком как субъект — субъектные, а не субъект — объектные, то есть помнить о том, что ребенок — участник педагогического процесса, а не просто объект воздействия.

Социально-педагогические условия:

— создать благоприятную природосообразную развивающую среду и постоянно её преобразовывать;

— строить педагогический процесс, как диалоговый, то есть двусторонний, предусматривающий активность не столько воспитателя, сколько самого ребенка;

— использовать нестандартные формы организации детской деятельности, соответствующие интересам и потребностям ребенка и способствующие развитию его психики

Права и обязанности студентов:

1. Студент обязан:

— пройти практику в установленные сроки;

— выполнить все виды работ, предусмотренных программой практики;

— вовремя предоставить отчетную документацию.

2. Студент имеет право:

— обращаться к руководителю практики за индивидуальными консультациями;

— получать помощь от воспитателей

— выступить на конференции.

Требования к отчету по итогам практики в группах раннего возраста

В отчете по итогам практики в группах раннего возраста должно быть отражено следующее:

1. Выполнение плана практики.

2. Какие отклонения от плана имели место, почему, что сделано сверх плана.

3. Какие основные задачи решались Вами, каков результат их решения?

4. Использовали ли Вы в ходе практики теоретические знания. Приведите примеры.

5. Получили ли вы удовлетворение от практики?

6. Какие затруднения встретили и как их преодолели?

Вся работа организуется в соответствии с планом педагогической практики. Каждый день студентов включает в себя наблюдение за детьми,; работу с детьми в паре с воспитателем; проведение анализа собранного в процессе наблюдения материала; изучение документации группы.

В первый день проходит общее знакомство студентов с дошкольным учреждением, распределение их с по группам, наблюдение за работой воспитателя, изучение специфики труда воспитателя в группах раннего возраста .

Методические рекомендации для студентов

Продумайте свою роль в самостоятельной деятельности детей вашей группы. Попытайтесь активно включиться в их игры. Для установления контакта с ребятами используйте тактику игрового взаимодействия, разработанную Н.Я.Ми-хайленко (Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре//Дошкольное воспитание. -1993, № 3.-С6):

В непринужденной манере развертывать игровые действия на виду у детей. Проявляя эмоциональную заинтересованность в игре, использовать непосредственный интерес наблюдающих за игрой детей, втягивать их в игру.

2. Играя с детьми, все время пояснять смысл своих действий и предполагаемый смысл действий детей («Буду мишку купать, он грязный. Это у меня мыло. Что это у тебя, Маша? Полотенце? Будешь вытирать мишку?» и т. п.).

3. Поиграв с детьми, подключаться на короткое время к действиям того или иного ребенка, поддерживая комментариями условные игровые действия, перенесенные им в самостоятельную деятельность из игры со взрослыми или возникшие спонтанно, тем самым помогая малышу осознать смысл его действий.

4. Развертывая игру с детьми, всегда использовать сочетание реалистических игрушек с условными предметами-заместителями (кубик на игрушечной сковородке — котлетка, листок бумаги на игрушечной кроватке — одеяло и т. п.) так, чтобы условное действие с заместителем имело опору в виде реалистической игрушки, достаточно ясно обозначающей для ребенка смысл игровой ситуации.

5. Обыгрывать новые игрушки в совместной деятельности с дошкольниками, включая их в уже известные сюжетные контексты или развертывая новый сюжет.

Проведение хронометража самостоятельной деятельности детей третьего года жизни.

Время Содержание Взаимодействие с другими детьми Воздействие воспитателя

Делая анализ хронометража отразить следующее:

1. виды деятельности ребенка

2. проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности.

3. место сюжетной игры среди других видов деятельности.

4. характеристика устойчивости деятельности.

5. форма общения с другими детьми.

6. участие взросло в деятельности ребенка.

Седьмой день. Самостоятельная работа с детьми в группе. Проведение дидактических игр по сенсорному воспитанию. Оформление характеристики на ребенка.

Знакомство с содержанием работы старшего воспитателя. Участие в проведении диагностики развития детей. (см. контроль за развитием детей раннего возраста / Печори К.Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М., 1986.).

Восьмой день. Наблюдение занятий проводимых воспитателем. При анализе обратить внимание на следующие вопросы:

1. вид занятия, продолжительность;

2. содержание программного материала, соответствие его возрастным возможностям детей;

3. специфика использования наглядно-действенного материала обучения применительно к детям раннего возраста;

4. использование наглядного материала;

5. приемы активизации речи и деятельности детей.

Подготовка к проведению открытых занятий.

Девятый день. Самостоятельное проведение открытых занятий для всей подгруппы студентов. Коллективное обсуждение занятий. Изготовление наглядных пособий для детей раннего возраста.

Десятый день. Самостоятельная работа с детьми, проведение открытых занятий, их обсуждение. Обсуждение итогов практики, составление отчета о прохождении практики.

В период практики студенты знакомятся с разными формами работы с родителями, принятыми в дошкольном учреждении. Ведут беседы с родителями по следующим вопросам:

1. по какому режиму живет ребенок дома?

2. соответствует ли домашний распорядок дня режиму дошкольного учреждения?

3. сколько раз спит малыш днем в выходные дни?

4. каков аппетит ребенка?

5. положительные и отрицательные привычки?

6. любимые игрушки, место хранения игрушек?

7. с кем ребенок играет дома?

Во время практики студенты ведут дневник, в котором отражают содержание каждого дня и выполнение всех заданий.

Дневник ведется по следующей форме:

Дата Содержание задания Особенности поведения детей Анализ воспитательных приемов

Документация по практике:

1. Дневник

2. Характеристика на ребенка

3. Конспект открытого занятия

4. Наглядное пособие для детей раннего возраста

5. Отчет о педагогической практике.

На основании представленной документации по результатам практики студент получает зачет.

Основные критерии оценки практики студентов:

1. Проявление творчества и самостоятельности в педагогической деятельности.

2. Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми и родителями.

3. Ответственность при подготовке и проведению работы с детьми.

4. Качество изготовленных дидактических материалов.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector