Гуманитарный Институт (ННФ)
Экономический факультет
«Влияние моды в современном общественном сознании»
Выполнила: Литвинова Елена
Проверил: Буров А.Б.
2011 г.
Содержание
Введение
Мода. История моды
Влияние моды
Великие дизайнеры и их произведения
Вывод
Список используемой литературы
Введение
Мода является одним из самых широко известных феноменов социальной жизни, неизменно пользующихся живым интересом не только со стороны ученых, но и со стороны людей, сталкивающихся с ним в обыденной жизни. В научной и научно-популярной литературе, мода неоднократно выступала в качестве объекта исследования, входя в сферу интересов специалистов целого ряда отраслей знания — философов, историков, культурологов, психологов, художников, технологов производства одежды и др. В социологической науке также имеется немало работ, посвященных моде и раскрывающих различные аспекты этого сложного и многогранного явления, масштабы которого таковы, что, как отмечает А.Б. Гофман: «Трудно назвать такую область социально-экономической и культурной жизни, где бы ни сказывалось его влияние». Моду можно рассматривать и как некий инвариант, некую совокупность норм социального поведения, господствующих в определенных пространственно-временных рамках. Сама мода — глоток свежего воздуха, от которой ждут новизны, креатива. Закрепление модных стандартов приведет к тому, что они, оставшись стандартами, перестанут быть модными, превратившись в аналог униформы.
С другой стороны, в результате наблюдений над современной индустрией моды с вложенными в нее огромными капиталами, с разветвленной сетью организаций, выполняющих различные функции, включая не только производство в промышленных масштабах модной одежды, но и культивирование высокой моды, издание модных журналов, создание и поддержку брендов, исследования рынка и т.д., — все чаще вызывают вопрос: а не становится ли сама мода социальным институтом? Что если наблюдаемая смена «мод» — не более чем кажимость? В отличие от моды двадцатых, тридцатых, сороковых, пятидесятых, не говоря уже о шестидесятых годах XX столетия, вызывающих однозначные ассоциации с определенными и целостными образами женщин, мода последнего десятилетия производит впечатление утраты лица и беспорядочного метания от стиля к стилю. Происходящие в ней сезонные изменения, с одной стороны, чересчур радикальны (от мини к макси, от узкого к широкому, от острого к тупому — и наоборот), но в этом и есть особенная черта: сочетать несочетаемое, одеваться обескураживающе! Быть может, такая разностильность — естественное свойство культуры рубежа тысячелетий… Вспомним, что мода рубежа XIX- XX вв. тоже удивляла современников реминисценциями к стилям прошлого.
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
... подарок будет ещё и полезным. Подводя итоги, можно сказать, что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ... развития. Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. ...
Актуальность темы работы обусловлена:
а) важной ролью моды как одного из важных элементов человеческой культуры, служащего источником социальных инноваций и основой установления устойчивых социальных связей между людьми;
б) недостаточной разработанностью данной темы в научной литературе.
Теоретическую основу составили фундаментальные труды в области исследования социальных структур, социальных институтов и процессов, моды как социального феномена, ее историко-культурных, семиотических, экономических, социально-психологических аспектов. В их числе работы таких ученых, как: Р.Арнольд, Р. Барт, ЕЛ.Басин, К.Белл, П.Бергер, Е.С.Богардус, П.Бурдье, И.Бреннинкмейер, Т. Лукман, Р.Бернс, Г.Блумер, Ж.Бодрийяр, Ф.Бродель, М.Вебер, Т.Веблен Э.Э., Виолле-де-Люк, Ф.Дэвис, А.Б.Гофман, Е.Кац, В.М.Краснов, К.Кемпбелл, П.Коэльо, Ж.Деррида, В.Дильтей, Э.Дюркгейм, др. Отмечая значительную научную ценность проведенных исследований, вместе с тем необходимо отметить, что, некоторые выводы и положения, выдвинутые перечисленными учеными и специалистами требуют дальнейшего развития в теоретическом и практическом плане, а ряд научных положений нуждается в корректировке, в свете изменившихся социально-экономических, моральных и эстетических условий развития моды на современном этапе.
Мода. История моды
Мода — это форма проявления культуры, это отражение действительности, проявляющееся в манере поведения, а главным образом, в одежде. Мода меняется очень часто. Мода задает определенные правила поведения и манеры одеваться, а человек, не соблюдающий эти правила, рискует прослыть «немодным». При этом существуют правила, которые никогда не выходят из моды, например, классический стиль в одежде. В широком смысле слова, мода — это господство определенного вкуса с некой сфере жизни. Как правило, мода непродолжительна и часто меняется, иногда возвращаясь к давно забытому. культура мода дизайнер креативный
Каменный век, несколько десятков тысяч лет назад. В Европе надолго похолодало: прошли времена господства мягкого тропического климата, когда люди думали скорее об украшениях, чем об одежде. Слонов, носорогов и бегемотов сменили северные олени, медведи и львы, чей мех и шкуры, сшитые с помощью сухожилий и волос, успешно играют роль теплой одежды: звериные лапы стали бретелями, а спинки с хвостами — юбками. Мужчины одевались скромней женщин, у мужчин не было бретелек, они перевязывали шкуры животных через правое плечо. Украшениями служат клыки и кости животных, камни, янтарь.
2900 до н. э. Шумеры в Месопотамии не носят шкуры животных на плечах. Они оборачивают их вокруг пояса наподобие юбки. Конаке из козьего или овечьего руна с длинной шерстью, а потом из ткани, имитирующей их, оставалось популярным до Средневековья. В Вавилоне одевались в длинные шерстяные шали, часто поверх туник — рубах с короткими рукавами. Такой ансамбль заканчивался бахромой и был разноцветным, но самым любимым был красный цвет. Мужчины завивали бороды и волосы на голове, да так, что они выглядели искусственными.
Взаимосвязь стиля в одежде с социально-психологическими личностями
... и может служить средством диагностики личности ее носящего. Любая одежда служит самым разным и иногда противоречивым ... Например, одежда женщины может подтолкнуть мужчину к более смелому ухаживанию (регуляторно-коммуникативная функция), а профессиональная одежда, например, ... византийской моде, в ренессансе - знак сословия - в современном костюме не несет такого смысла. Все носят одинаковый ...
2000 до н.э Одежда разделяется: на драпировки — ткани, которые оборачивают вокруг тела и закрепляют пряжками и поясами, и сшитые вещи, скроенные по форме туловища, рук, ног. Кочующие всадники монгольских степей носят шитую одежду. Египтяне, как и все народы Средиземноморья, ходят в драпировках. Используют главным образом льняные ткани натурального белого цвета. Египетская религия считает шерсть, ткань животного происхождения, материалом порочным. Нефертити заворачивается в хаик — большое прозрачное царское покрывало. Её муж, фараон Эхнатон, носит, как и все мужчины-египтяне, традиционную набедренную повязку — хенти.
1500 до н.э Драпировки из льна в мелкую складочку прохладны и прозрачны. У женщин на головах парики из волос, которые длиннее их собственных, а поверх — легкие венцы, сплетенные из золотых нитей. Танцовщицы и рабыни носят только пояса — низшему сословию доступна лишь нагота. Мужские головы чаще всего бритые; парики надевают только по праздничным дням.
Египтяне — страстные поклонники белого цвета, который не очень ценят их соседи: ливийцы, сирийцы, финикийцы, евреи — их туники и шали расшиты или раскрашены во все цвета радуги.
3500 лет назад в Греции в Эгейском море господствовали торговцы с Крита. На этом острове все было не так, как в других местах: женщины не сидели дома, а принимали участие в общественной жизни. Их костюм тоже был необычен. Они единственные в Средиземноморье носили скроенную и сшитую одежду. Очень узкий корсаж тесно сжимал талию и приподнимал грудь, чаще всего обнаженную, над пышной юбкой с большими воланами. Внешний вид мужчин был попроще: две-три набедренные повязки, наложенные друг на друга. Как и женщины, мужчины Крита любили завитые волосы, ленты и большие шляпы.
800 до н.э Греки носят прямоугольные куски шерстяной или льняной ткани, закрепляя их на плечах двумя застежками-фибулами, а на поясе — ремнем. Женщины заворачиваются в пеплос — отрез плотной ткани два метра длиной и полтора шириной. Хитоны — одеяния, меньшие по размеру и более лёгкие, сшиты в форме труб. Хитоны до колен служат для юношей нижней рубашкой. Надеваемый сверху короткий плащ, который застегивают пряжкой на одном плече, называется хламида. Другой вид плаща — гиматий — мог служить и ночным покрывалом. Часто мужчины и женщины носят одну и ту же одежду. Так, опальный Фокион настолько обнищал, что не мог выйти из дома вместе с женой, потому что у них был единственный костюм на двоих.
Готы, германцы, бургундцы не знают себе равных в искусстве украшения металла чеканкой, эмалями и инкрустациями.
В Средние века простые люди одеваются довольно однообразно. Короткое платье — обычная одежда крестьян. Пастухи носят узкие штаны брэ и шапероны — колпаки, закрывающие плечи. В длинных монашеских рясах с капюшоном работают в полях. Паломники отправляются в путь в фетровых шляпах, украшенных ракушками.
Опорная лекция 14 Одежда для людей ст воз
... здоровья человека, создавать максимальный физический, психологический и эмоциональный комфорт. 1 Технологическая структура 1.1 Ассортимент в соответствии с ассортиментными группами одежды для мужчин и женщин 1.2 ... чувств, как самого человека, так и окружающих. Костюм для людей обозначенной группы должен так же учитывать моду, т.к. соответствие её тенденциям позволяет человеку чувствовать себя ...
1350. Крестьяне освобождаются от сеньоров. Ремесленники и торговцы в городах образуют экономические группы — цеха, гильдии. В Италии и Франции и художников и поэтов новая цель: поиски красоты. Мужчины носят короткие костюмы.
Одежду отныне подгоняют по фигуре шнуровкой. Становится необходимой фантазия — рождается мода. Церковь рассматривает такие шляпы «с рогами» как дьявольский знак. Дети кричат вслед женщинам, одетым подобным образом, «au hennin!». С тех пор слово «геннин» означает высокий женский головной убор.
1450. Франция заканчивает Столетнюю войну, Англия — начинает войну Алой и Белой Розы. В Италии — эпоха Ренессанса: дамы говорят на древней латыни, возрождается просвещение. В Тоскане прядут шелк. Для праздников создается «необычная» одежда. Женщины носят длинный расшитый упелянд с волочащимся шлейфом, под ним облегающий котт — нижнее платье. Верх мужских шапочек обматывают шарфом, конец которого спускается на верхнюю одежду. Встречаются короткие кафтаны турецкого происхождения. Раскрашенные по частям чулки-штаны делают ноги разноцветными.
В эпоху Ренессанса парфюм надолго заменил чистоту. Недобрая слава общественных бань и строгие предписания церковной Реформации убили средневековую привычку к частому мытью.
1630. Европейские страны борются за превосходство. Испания и Италия теряют свое влияние. Законодательницей моды становится Франция.
На смену эпохе моды барокко пришла эпоха моды рококо: «интимный» костюм, то есть богато орнаментированные платья с правильными линиями и маленькими деталями.
1778. Рродился Джордж Браммел — английский денди, абсолютный законодатель мод. 1849. Появилась английская булавка, которая позднее станет модным аксессуаром. 1853. Леви Страусс создал первые джинсы.
1868. Корсет — душа дамского костюма. Для хрупких он надежная поддержка, для других — средство создания нужного силуэта.
Настоящую революцию совершает Поль Пуаре, отменив корсет. Он заставил признать платье живых и энергичных расцветок, которое подчеркивает фигуру лентой, проходящей под грудью. Вес дамского наряда уменьшился с 3 килограммов до 900 граммов.
1905. 21 января родился дизайнер Кристиан Диор.
1926. Коко Шанель впервые продемонстрировала свое маленькое чёрное платье. Оно не произвело большого эффекта на фоне модных тогда ярких красок и ждало признания до 30-х годов.
1941. Война, тяжелые годы. обувь делают на деревянной подошве, юбки стали короче. Девушкам стоит больших усилий быть модными, а для стиляг все просто: шляпа на затылке, большой обвисший пиджак и зауженные брюки.
1947. Пока еще неизвестный кутюрье Кристиан Диор совершает переворот: теперь линии будут удлиненными и расширенными. В моде узкая талия и подчеркнутые бедра.
1960. Мода на хрупкий тип женщины. На пике популярности модель Твигги и мини. В СССР в 1960-х годах популярны вязаные наушники собственного изготовления.
1988. Японцы, голландцы, итальянцы, американцы, англичане и особенно французы — модельеры повсюду.
Белокурые локоны, волосы ежиком, зеленые или черные ирокезы, куртки или большие пальто, мини-юбки или макси-платья, обувь всех цветов, плоская или на каблуке, ретро или завтрашнего дня… Можно носить все. Все, за исключением того, что носили в прошлом году.
Мода как социальный и психологический феномен
... постиндустриального обществ. В качестве социальной нормы мода предписывает членам данного общества определенную модель потребительского поведения. Мода как социальная норма ... быть распространенными модными объектами (например, фасоны одежды, обуви, формы автомобильного кузова или домашней мебели). ... жизни новые формы поведения и новые культурные образцы, отбирая из множества культурных моделей одну, ...
1990. Мода на стиль унисекс, на минимализм, на «экологический стиль».
2000 г. В моду входят стразы, яркий стиль, так называемый гламур.
С 2008 г. Эпатаж набирает обороты, в моду входит все забытое старое.
Влияние моды
Как влияет на нашу жизнь мода? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, но понятно точно, что дизайн и мода стремяться охватить все аспекты окружающей человека среды. Для того, чтобы понять какое-то явление в настоящем, необходимо проследить его историю. Чувство прекрасного свойственно человечеству испокон веков. Едва человек осознал себя человеком, он начал украшать свое тело и одежду, орудия труда и окружающее его пространство (пещеру, хижину, дом и очаг).
Сегодня трудно сказать, чем руководствовался древний человек при оценке «красиво-некрасиво». Понятие красоты у него, наверное, вначале было неразрывно от понятия «полезно». И хотя впоследствии человек окружил себя поистине красивыми, но зачастую бесполезными вещицами, суть сочетания «красиво-полезно» потаённо осталась и по-прежнему отражает некую гармонию вещей и явлений с учетом достижений человеческого разума. Но почему мы так хотим окружить себя именно красивыми дорогими вещами, создать неповторимый интерьер своего дома, носить дизайнерскую одежду, выпущенную в одном экземпляре? Наверное, нам важно чувствовать себя комфортно во всем, что нас окружает, в тоже время быть не похожими друг на друга, иметь свой собственный стиль. Мы уверенны, что от правильно выбранного дизайна, например квартиры, жизнь станет более стильной, современной и счастливой. Выходит, что мы сами хотим оказаться под влиянием современного дизайна окружающего нас мира. Мода возникает как определенный тип поведения и стиля жизни человека, хотя следование ей начинается с восприятия и подражания вещам, предметам, манерам, речи, так называемым модным «знакам». Часто мода выступает в роли регулятора человеческого общения, входит в массовою привычку и охраняется силой общественного мнения. В детстве нас родители учат, чтобы мы не делали как все, чтобы были самостоятельными. Но совершенно другая манера поведения нам свойственна, когда мы взрослеем: мы либо находим себе идеал и подражаем ему во всем, либо следуем массовым тенденциям поведения, боясь пойти против общества, боясь быть изгнанными. Интересное явление. Так как каждый человек в разной степени пытается следовать постоянно меняющимся тенденциям моды и дизайна, мода с течением небольшого периода времени оказывает влияние на самого человека, причем не только на внешность, но и на мышление. К примеру, с появлением показов модной одежды образуются новые эталоны красоты. Динайнеры-модельеры конца 80-х начала 90-годов предпочитают высоких стройных девушек с большими, широко поставленными, желательно светлыми, миндалевидной формы глазами, с большими чувственными губами, либо маленькими и пухлыми, с длинными прямыми волосами, с параметрами 90-60-90 (меньше можно, больше нежелательно).
Вкусы мужчин соответственно меняются. Женщины в свою очередь стремятся соответствовать стандартам. Таким образом, средний вес молодой девушки за последние 25 лет уменьшился на 10-15 кг., не говоря уже о других частях тела, которые стало возможно изменить при помощи оказываемых услуг салонов красоты и по средствам пластической хирургии. Выходит, что дизайнеры могут влиять своей деятельностью на человека. Какой они нам образ нарисуют, так мы и будем выглядеть? Ну не сразу, конечно, пока наше сознание привыкнет и перестроится… По-моему, дизайн и мода — такое же влияние на толпу как и религия… Восприимчивость к моде и характер следования ей во многом зависят от самого человека, от его самостоятельности, уровня сознания, культуры, нравственного и эстетического развития.
Познание мира, общества, человека
... неживой природе. Но в гораздо большей степени они возрастают при познании общества и самого человека. Процессы и явления, которые здесь имеют место, часто просто невозможно ... разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, ...
На все общество мода распространяется только там и тогда, где и когда существует возможность подражания одних социальных групп (или классов) другим путем заимствования определенных культурных образцов. В традиционном и сословном обществе обычай и право более жестко и четко, чем мода, закрепляют определенные культурные образцы за теми или иными социальными группами. Например, в средние века в Европе представителям низших сословий было запрещено носить одежду ярких цветов, тогда как знать могла носить яркие цветные ткани. Использование определенных материалов, видов отделок, форм регламентировалось указами королей. Например, французский король Карл VIII в 1480 г. запретил всем, кроме высшего дворянства, носить одежду из золотой и серебряной парчи, шелка, украшать платье драгоценными камнями, регламентировал длину носков обуви в соответствии с социальным статусом и титулом. Впервые указал на особенные черты общества, в котором появляется и действует массовая мода, немецкий социолог Г.Зиммель в конце XIX в. Он выделил следующие признаки:
1. В обществе должны существовать различия между социальными слоями по престижу (поэтому в первобытном обществе не было моды).
2. Представители низших слоев стремятся занять более высокое положение в обществе и имеют для этого возможности (т.е. не существует жестких социальных перегородок).
Этим признакам соответствует капиталистическое общество. Мода действует в социальных системах, для которых характерны следующие черты:
1) динамичность;
2) социальная дифференциация и мобильность;
3) открытость (развитые каналы коммуникации);
4) избыточность (развита система тиражирования материальных и культурных благ, существует множество конкурирующих модных образцов).
Мода представляет собой процесс, постепенно развивающийся внутри старых социальных форм. Появление моды в XII—XIII вв. в городах Западной Европы было связано с развитием городской культуры, с потребностью в новых формах коммуникации, более поверхностных и непродолжительных. Местом подобных контактов стали городские площади и улицы, где встречались паломники, посетившие святые места, купцы и странники, побывавшие в дальних странах, рыцари, возвращавшиеся из крестовых походов. Именно в городах появлялись новые культурные образцы и идеи, развивалось производство, сначала в виде городского цехового ремесла, ориентированного на изготовление изделий на продажу, затем в виде мануфактуры. Но местом рождения моды были прежде всего двор короля и дворцы придворной знати.
Социально значимое значение мода приобретает в XIX в. в результате буржуазных революций (прежде всего Великой французской революции) и промышленного переворота, когда сформировалось общество «равных возможностей», в котором были отменены прежние границы и запреты и стало развиваться массовое производство, позволяющее удовлетворять потребности в разнообразных и дешевых товарах для массового потребителя, возникли новые каналы коммуникации и средства связи: почта, телеграф, железные дороги, газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. Современная мода остается детищем городских мегаполисов.
Эстетические свойства одежды
... информировать нас о морально-этических представлениях, традициях и обычаях, сложившихся в обществе. Одежда может рассказать и о человеке, который ею пользуется, и о его ... характеризующим внутреннее строение, содержание и назначение. Мода - временная общность средств художественной выразительности, в отличие от стиля. Мода в одежде выражается в непродолжительном господстве в определенной ...
Г. Зиммель выдвинул «элитарную концепцию» моды, объясняя причины возникновения и механизмы функционирования моды исходя из особенностей психологии и поведения различных социальных групп — эта концепция получила название «концепция эффекта просачивания». Согласно этой концепции, низшие слои стремятся подражать элите, демонстрируя иллюзорную общность с высшими классами, копируя их модные образцы. Таким образом, модные стандарты и образцы постепенно «просачиваются» сверху вниз, достигая низших слоев общества, распространяясь в обществе в целом — так возникает массовая мода. Социальная элита принимает новые образцы в качестве модных с целью обозначить вновь и сохранить свой статус и отличие от остальной массы. Массы вновь стараются овладеть модными стандартами и образцами высших слоев, стремясь к более высокому социальному статусу. И так бесконечно.
Однако в XX в. элитарная теория моды подверглась критике (в частности, американским социологом Г.-Дж. Блумером) за преувеличение роли элиты в процессе функционирования моды. Мода связана с массовым выбором и массовым поведением. В современном обществе ведущую роль играет средний класс, который и является законодателем моды вследствие своего промежуточного относительно неустойчивого положения в обществе: с одной стороны, стремясь повысить свой социальный статус, он подражает элите, с другой стороны, подчеркивает свое отличие от низших социальных слоев. В XX в. многие новые «моды» возникли в низших слоях общества — джаз, джинсовая мода и т.п. Известный дизайнер одежды К. Лагерфельд сказал в 1980-х гг.: «Кто пренебрегает улицей — глупец. Именно улица определяет моду последних двадцати лет».
Неустойчивое социальное положение явилось причиной столь активного участия в моде женщин в связи с эмансипацией в XIX—XX вв. и молодежи во второй половине XX в.
Мода является социальным регулятором, демонстрируя, с одной стороны, социальное неравенство в обществе, обозначая различия между социальнымигруппами (различные социальные группы имеют разные возможности и стимулы для участия в модном поведении, модные образцы имеют различную стоимость и т.д.), с другой стороны, мода сглаживает различия между социальными группами, являясь фактором демократизации современного общества.
Мода — не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации. Мода может функционировать как межгрупповая коммуникация и как внутригрупповая коммуникация. Мода связана с основными социально-психологическими механизмами общения: внушением, заражением, убеждением, подражанием. Еще в XIX в. появились трактовки моды как подражания (Г. Спенсер: «Мода по своей сути является подражанием»).
Решающую роль в истории моды сыграли два стимула: уважение и соревнование, которые проявлялись в подражании из уважения и в подражании из соперничества. Подражание из уважения (подражание из-за почтительности) преобладало при абсолютизме, когда вкусы короля становились безусловными модными стандартами. Короли и их приближенные были законодателями моды — ярким тому примером был «Король — Солнце» — король Франции Людовик XIV. В буржуазном обществе эта роль переходит ко всем, кто на виду: в XIX в. подражали актерам (Тальма, М.Таль-они, С.Бернар), поэтам (лорду Дж.Байрону), политическим деятелям (С.Боливару, Дж. Гарибальди), в XX в. — кинозвездам, популярным поп- и рок-музыкантам, политикам, топ-моделям.
Социальная психология моды
... самом деле является антимассовым. Действительно, если посмотреть на моду в одежде, то вначале появляются уникальные экспонаты («высокая мода», «от кутюр»), которые завоевывают признание среди элиты. ... Модные объекты — это любые объекты, которые оказываются «в моде». К ним могут относиться: одежда, прически, пища, алкогольные напитки, табачные изделия, произведения музыки, живописи, литературы, ...
На ряду с подражанием существует и противодействие отдельных лиц или социальных групп друг другу с помощью моды, например, английской аристократии и буржуазии (особенно членов религиозных сект) накануне и во время буржуазной революции в XVII в.
В основе подражания лежит имитационный рефлекс. Более глубоким и широким явлением стало взаимное уподобление, которое называется социальной идентификацией и имеет прямое отношение к модному поведению. Идентификация — внутренний социально-психологический механизм общения, создающий основы для сознательного уподобления и одновременно сознательного обособления. Посредством моды проявляется уподобление человека членам своей группы и одновременно противопоставление членам других групп. Явление, заключающееся в идентификации с группой и оппозиции к общепринятой моде, получило название антимоды. Как правило, протест против официальной моды является внешним проявлением неприятия господствующих в обществе ценностей. Такое поведение характерно для социальных групп, недовольных социальным устройством и своим положением в обществе. Так, во время Великой французской революции антимодой являлась манера одеваться санкюлотов. Во второй половине XX в. негативное отношение к общепринятой моде стало присуще молодому поколению. После второй мировой войны протест молодых людей принял самые разнообразные формы, проявляющиеся в молодежных субкультурах: в 1940-е гг. — зути в США и зазу во Франции; в 1950-е гг. — битники и байкеры в США, тедди-бойз в Великобритании, стиляги в СССР; в 1960-е гг. в странах Запада — рокеры, «моды» (модернисты), хиппи; в 1970-е гг. — хиппи, бритоголовые и панки; в 1980-е гг. — панки, «новые романтики», рэпперы, «зеленые»; в начале 1990-х гг. — «гранж». Антимода часто превращается в массовую моду или по меньшей мере оказывает влияние на официальную моду. Так, в массовую моду превратились джинсы, которые в 1950—1960-е гг. были одеждой молодых людей, протестующих против господствующих порядков, — битников, хиппи, «левых» студентов. Именно альтернативные субкультуры содержат огромный инновационный потенциал, который осваивает современная мода. Например, у хиппи были заимствованы тенденция к индивидуализации облика человека в противовес обезличивающему характеру буржуазной униформы и единообразию официальной моды, а также интерес к использованию элементов культуры других народов и старых вещей, несущих на себе печать времени, эклектизм, с помощью которого каждый стремился выразить свое «я». У субкультуры панков были заимствованы кроме ярких цветов, агрессивных аксессуаров и т.п. еще и тенденция к эпатажу и пародированию традиции.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Следование моде выявляет отношение человека к обществу, к окружающему миру, к самому себе. С одной стороны, личность хочет сохранить свою индивидуальность, с другой стороны, стремится идентифицировать себя с другими членами общества. Скрытое желание подчиниться моде борется со стремлением быть независимым от нее, не подражать другим, а отличаться от них. Мода исключает подлинный выбор, предлагая человеку готовые варианты, стандартные образцы поведения, которым можно бездумно следовать, и вместе с тем поддерживает иллюзию развития индивидуальности. В этом как раз проявляется защитная, компенсаторная функция моды. Американский социолог Дж. К. Гэлбрейт указал на то, что обладание модными стандартами и образцами связано с определенной психической реакцией. Эти блага вызывают у потребителя чувство личного успеха, равенства с соседями, освобождают его от необходимости думать, вызывают сексуальные потребности, обещают ему престиж в обществе, улучшают его физическое самочувствие, содействуют пищеварению, сообщают внешнему облику привлекательность в соответствии с общепринятыми стандартами, удовлетворяют психические запросы. В противном случае индивид чувствует себя ущемленным, вне нормы.
Принадлежность человека к той или иной социальной или возрастной группе определяет возможность выбора его отношения к моде. Модное подражание приобщает личность к системе групповых ценностей. Следование моде тесно связано с конформизмом, который является частным случаем социальной идентификации. Конформизм предполагает некий конфликт между личностью и группой, расхождение их взглядов, желаний, интересов. При этом личность вынуждена приспосабливаться к ценностям группы, либо отказываясь от собственных убеждений, либо маскируясь под стандарты, принятые группой. Мода смягчает конфликт между необходимостью подчиниться конформизму и необходимостью индивидуального вьщеления, обеспечивая одновременно и то, и другое. Следование моде может быть формальным или активным. В случае формального следования моде ее предписания выполняются лишь в том случае, когда они не противоречат личным убеждениям человека.
Последователи моды проявляют разную степень активности, что дает возможность классифицировать их по признаку модной ориентации (об этом подробнее см. в п. 8.5.3.).
Наиболее активное участие в распространении моды принимают лидеры моды. Лидеры моды не создают ее. Они не появляются до тех пор, пока новая мода не создана. Как правило, создателями конкретной моды являются не ее лидеры. Лидеры — первые распространители модных стандартов и образцов. Выделяют официальных лидеров моды (лидеры интернационального или национального масштаба распространяют модные образцы через средства массовой информации) и неофициальных (лидеры в своей группе).
Ранее лидерами моды были короли, их фавориты и фаворитки и придворные. В XIX в. эту роль стали играть актеры и публика в театре, в XX в. — деятели массовой культуры, поэтому их имена и образы использовали в рекламе разнообразных модных товаров (актрисы рекламировали мыло, певцы — шампуни, знаменитые спортсмены — туалетную воду и т.п.).
В основе моды лежат именно массовые стандартизированные образцы, так как мода является формой массового поведения.
Моду исследовали и как психологический феномен, изучая причины ее возникновения и изменения с точки зрения индивидуальной психологии. Мода удовлетворяет важные потребности человека в качестве механизма, разрешающего конфликт между социальным конформизмом и индивидуальной свободой. Г. Зим-мель дал такое определение: «Мода представляет собой некоторую особенную форму из числа тех, путем которых жизнь пытается осуществить компромисс между тенденцией к социальному уравнению и склонностью личности к проявлению своей индивидуальности». Другие исследователи моды делали акцент на психологической функции моды, которая является способом эмоциональной разрядки, удовлетворяет потребность человека в новых ощущениях: «Смысл существования моды — нарушение постепенности развития ряда массовых явлений, периодическое радикальное изменение (один раз в шесть-восемь лет) — это встряска, с помощью которой человек освежает свои ощущения» (Л. Петров).
Психологический подход к моде позволяет выявить психологические причины изменения моды: 1) причина сменяемости модного поведения — в психологическом законе «угасания ориентировки»: многократное воздействие приводит к тому, что ориентировочный рефлекс слабеет, гаснет, воспринимаемый образ теряет свое значение (модный объект теряет постепенно ценность современности); 2) новый раздражитель только тогда дает эффект, когда он превосходит «норму адаптации» к прошлым раздражителям. Новый образец может стать модным только тогда, когда прежний образец утратит модные значения. Поэтому важно предложить новое в нужный момент, когда для восприятия нового созреют условия. В истории моды было множество примеров неудачных попыток преждевременно внедрить новую моду. Например, в 1922 г. во Франции провалилась кампания по пропаганде длинных юбок, а в 1969—1972 гг. — попытка ввести в моду длину макси. Великие модельеры обладали чутьем, позволяющим им угадывать тот момент, когда потребитель уже «созрел» для восприятия новых форм. Французская писательница М.Дюрас так, например, написала об известном кутюрье И. Сен-Лоран: «Он из года в год предлагает женщинам не просто то, чего они ожидают, а то, чего они ожидают, не осознавая этого».
Свою трактовку моды как психологического явления предложили психоаналитики (З.Фрейд, Э.Фромм, Дж.Флюгель и др.), которые связывали ее возникновение с бессознательными процессами. 3. Фрейд дал такое толкование происхождения моды: «Новая мода возникает из призывов к свободе, красоте и значимости». Психоаналитики трактовали следование моде как способ преодоления чувства неполноценности человека, возникающего в результате неудовлетворенности своим социальным положением. Приверженность моде компенсирует отсутствие престижа: «Изменение в одежде дает иллюзию изменения личности, домохозяйка в фартуке чувствует себя как служанка, в вечернем платье — она уже чувствует себя леди» (П.Нистром).
Подобный подход к изучению моды привел и к ее эротической интерпретации, которая трактовалась как выражение сексуальных потребностей. Дж. Флю-гель предложил теорию «движения эрогенных зон», которая объясняет изменения европейского костюма (прежде всего женского) исходя из того, что мода является важным моментом сексуального соревнования.
Великие дизайнеры. Их произведения
Первые упоминания о Высокой моде (моде «От кутюр») приходятся на период модернистского изобретательства — середину XIX века. Именно тогда и стали появляться первые салоны мод и первые модельеры.
Высокая мода — это…
* Это искусство шитья высочайшего качества…
* Это творения ведущих мировых салонов мод, которые задают тон, стиль и направление вселенской моде…
* Это неповторимые и уникальные модели, которые производятся в самых известных салонах…
* Это фантазии, превращенные в реальность…
Кристиан Диор (1905-1957), самый удачливый творец моды после второй мировой войны, включается в логичный процесс развития моды послевоенного периода (с её огрубением и маскулинизацией), напомнив об основной задаче моды, которая заключается в том, чтобы «наряжать женщин и делать их более красивыми». Созданный им новый стиль (New Look), революционизирующее удлинение юбки явились, по его словам, реакцией на бедность. В книге «Я дамский портной» он писал: «Мы оставили за собой эпоху войны, форменной одежды, трудовой повинности для женщин с широкими плечами боксера. Я рисовал женщин, напоминающих цветы, нежно выпуклые плечи, округлую линию груди, лианоподобные стройные талии и широкие, расходящиеся книзу, как чашечки цветка, юбки». Грандиозный успех Диора свидетельствует о господствующей роли одаренного тонким инстинктом времени и духа времени создателя мод, ибо у истоков моды всё еще стоит портной-модельер с его богатым воображением. Он черпает свое вдохновение везде, где только можно. Мадам Скьяпарелли, например, в один из сезонов обязана своими творениями магическому действию американского цирка «Барнем и Бейли». Живопись и экзотические балетные постановки, большие выставки и веяния времени, фильмы, путешествия и хорошие книги представляют собой сырьё для работы модельера. Он может, покинув свое время, погрузиться в нежную романтику ушедших эпох, или отважно «оседлать» современность.
Платье из коллекции представленной в Москве.
Джамнни Версамче 2 декабря 1946— 15 июля 1997— итальянский модельер, основавший в 1978 году марку «Gianni Versace», под которой выпускалась элитная одежда, аксессуары, косметика, парфюмерия и мебель. После смерти кутюрье марка была переименована в «Versace» . Начал карьеру как простой портной в салоне своей матери, шил кукол, а в 9 лет создал первое платье, подбитое бархатом. В 25 лет отправляется в Милан, где в 1978 году с грандиозным успехом прошла первая презентация коллекции мужской и женской одежды «Версаче». А в начале 90-х— выпустил версию кожаных изделий, верхней одежды, духов, мебели и прочей домашней утвари. Версаче черпал своё вдохновение в абстрактном искусстве, творчестве Энди Уорхола, итальянском искусстве эпохи ренессанса. Версаче не скрывал своей гомосексуальной ориентации, прожив 11 лет совместно со своим спутником жизни — модельером Антонио д’Амико.. В своем особняке «Лаго ди Комо», расположенном на берегу озера Комо в Италии, он любил проводить время в компании своих друзей — Элтона Джона, Мадонны, Джорджа Майкла.
Застрелен в городе Майами-Бич (пригороде Майами) серийным убийцей гомосексуальной ориентации Эндрю Кьюнененом без какой-либо видимой причины, похоронен у озера Комо (северная Италия).
Элтон Джон, над оформлением диска которого работал дизайнер в 1991—1994 годах, посвятил ему свой альбом «The Big Picture» (1997).
После смерти Версаче во главе его фирмы встала младшая сестра, Донателла Версаче.
Наряд выполнен ателье Версаче.
Джоржио Армани. Родился в 1934 году . Начиная с 1970 года создает новые модели одежды в нескольких домах моды Италии, в 1974году мир увидел первую коллекцию Giorgio Armani, показ которой прошёл с большим успехом. 1975год стал началом пути к славе и успеху Armani, когда Джорджо Армани, вместе с Серджо Галлеоти, регистрирует в Италии компанию Giorgio Armani s.p.a. В настоящее время компания Armani— одна из ведущих законодателей в мире моды. Выпускает эксклюзивные, коллекционные и красивые линии мужской и женской одежды, коллекции обуви, аксессуары, галантерею, часы и ювелирные изделия. Такие популярные линии и направления компании как Giorgio Armani, Emporio Armani, Armani Exchange, Armani USA, Jeans сделали Armani одним из ведущих производителей стильной одежды, галантереи, парфюмерии и обуви. Кроме одежды и обуви Armani, по договору с парфюмерной компанией L’Oreal идет выпуск знаменитой парфюмерии, духов и туалетной воды Armani
Одежда, выпускаемая модным домом Армани делится на 5 линий: Giorgio Armani (одежды от кутюр); Armani Collezioni (1979), линия готовой одежды, состоящая в основном из свитеров ручной вязки и облегающих костюмов по фигуре; Emporio Armani (1981), линия,в которой подчеркнуто дерзкий итальянский стиль сочетающийся с непринужденной элегантностью; Armani Exchange (1991), рассчитана на массовый рынок; Armani Junior, коллекция для юных модников.
Эскиз платья, которое Армани претворил в жизнь.
В 1987 Джорджо запустил линию офтальмологических оправ и солнцезащитных очков Armani Occhiali. 1994 ознаменован появлением линии одежды для горнолыжного спорта. В 1996 увидели свет коллекции одежды для зимних видов спорта Armani Neve (Snow) и гольфа, а также линия Armani Classico.
И самый на мой взгляд гениальный, креативный дизайнер 21 века — это Алексанр МакКуин.
Александр МакКуин 17 марта 1969— 11 февраля 2010, Лондон, Великобритания)— английский дизайнер модной одежды. Известен своими вызывающими показами. Командор ордена Британской империи, четырежды признавался лучшим британским модельером года.
В 23 года Александр МакКуин представил свою первую коллекцию модной одежды. В 27 лет, после представленных 8 авторских коллекций, был приглашен французским Домом моды Givenchy на должность заместителя главного дизайнера. Впоследствии он оставил Givenchy, присоединившись к Gucci Group, для того чтобы разрабатывать свою собственную марку— Alexander McQueen. Александр МакКуин был открытым геем. В 2000 он году заключил гражданский брак с британским кинодокументалистом Джорджем Форсайтом.
Музы
· Журналистка Изабелла Блоу;
· Актриса Сара Джессика Паркер;
· Певица Lady Gaga.
Некоторые вещи из его коллекций:
Вывод
Общим для всех социологический концепций моды является признание моды как важного социального феномена, оказывающего влияние на социум. Вместе с тем, при объяснении социальных характеристик моды в различных теориях акценты существенно отличаются. Это связано, прежде всего, с тем, что в основе концепций моды лежат различные методологические установки, задающие соответствующие направления исследования.
Последний мотив лежит в основе возникновения моды. Мода — это прежде всего, новые образцы поведения, применяемые престижными слоями для того, чтобы выделиться из общества, и перенимаемые другими членами общества с тем, чтобы выглядеть как представители преуспевающих, престижных слоев.
Французский психолог Г. Тард считал моду наряду с обычаем основным видом подражания. Причиной возникновения моды являются «законы подражания», лежащие в основе жизнедеятельности общества. Если обычай — это подражание предкам, то мода — подражание современникам. Пока существует социальное неравенство, не может быть единой моды.
Современная мода обладает широкими социально-значимыми возможностями. Ее главная социальная функция — служить способом выявления новых культурных образцов. Известный французский кутюрье Пьер Карден дал такое определение моде: «Мода — это способ выражения. Другими словами, мода — это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспекте»
Список используемой литературы
1. Видео-лекции Александра Васильева (историк моды) с сайта YouTube.ru
2. Веблен Т. «Теория праздного класса» М; Просвещение, 1984.
3. Гофман А.Б. Мода и люди, или новая теория моды и модного поведения. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2000. — С. 4.
4. Орлова Л.В. «Азбука моды» — М; Просвещение, 1988.
5. Ролан Барт «Система моды, статьи по семиотике культуры» М; изд им. Сабашниковых, 2003.
6. Р. Молхо «Быть Армани» М; изд. Азбука классика, 2008.
Размещено на