Условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г. Короленко"

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра дошкольной педагогики

Курсовая работа по дополнительному образованию

Выполнила Студентка 4курcа

342 группы Факультета педагогического и художественного образования Аранкулова Александра Анатольевна

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики

Н.М.Шкляева

Глазов 2014

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические проблемы условий развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
  2. Специфика изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
  3. Основные условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Вывод по Главе 1

Глава 2 Описание и анализ экспериментальной работы по проблеме условий развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

2.1 Выявления исходного уровня изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Вывод по Главе 2

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Изобразительное творчество занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений; с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями.

13 стр., 6233 слов

Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций

... работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов будет способствовать развитию сюжетных композиций у детей на занятиях изобразительной деятельности в детском саду ... и методика проведения эксперимента 3.2 Художественное восприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ С детской книгой малыш встречается ...

Н.К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни».

Изобразительная деятельность является благоприятным фактором для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. [28;58]

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.

Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности и единства «интеллекта и аффекта» (Л.С. Выготский).

Изобразительное искусство способствует становлению познавательной и нравственной сферы, и, что особенно важно, формирует творческую личность.

Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающей жизни, произведений литературы и искусства.[5;6]

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.[23;144]

17 стр., 8302 слов

Использование нетрадиционной техники изображения в работе с детьми средней группы дошкольного возраста

... Селиванова. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 96с. 18. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флёрина. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения ... намазываются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. 6 Оттиск поролоном мисочка либо пластиковая коробочка, в которую ...

Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их творчеству. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога.

К числу основных задач педагога в развитие изобразительного творчества можно отнести воспитание у детей стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы доставить радость другим.

Все это и послужило выбору темы курсовой работы «Развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста».

Цель работы: выявить условия развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: условия развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если:

  1. Педагогом учитываются психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
  2. Педагог владеет и использует приемы и методы развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста;
  3. Педагог использует дидактические игры как средство развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста;
  4. Создана изобразительная предметно-развивающая среда для развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста;

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:

  1. Изучить основы развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста;
  2. Выделить приемы и методы развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного творчества;
  3. Выявить особенности создания изобразительной предметно-развивающей среды для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... творчеству в любом виде музыкальной деятельности. Глава 2. Музыкальное развитие детей среднего дошкольного возраста 2.1 Основные задачи и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста Основные задачи музыкального развития детей ... произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений. Для развития музыкально-сенсорных способностей ...

  1. Изучение психолого-педагогической литературы;
  2. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

Глава 1 Теоретические проблемы условий развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме условий развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Создаваемая в нашей стране система общественного воспитания с первых шагов включала как одно из важнейших направлений эстетическое воспитание и развитие художественных способностей у детей. Это требовало решения широкого спектра конкретных задач: формирования у детей понимания прекрасного в жизни и искусстве, развития эстетического восприятия, начал художественного вкуса, желания создавать прекрасное своими руками, художественно-творческих способностей в разных видах деятельности и др. Такого подхода требовали документы, определяющие строительство новой школы и дошкольного воспитания как первого звена в системе народного образования.[5;5]

Так, в «Основных положениях единой трудовой школы», документе, подготовленном А.В. Луначарским и принятом I съездом учителей в 1918 году, подчёркивалось: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка — отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни. Особенно рисование и лепка, как его вспомогательный предмет, должны занять выдающееся место».[25: 50].

Сегодня эти мысли не потеряли актуальности, а в нынешних условиях приобретают особое значение. И не случайно во многих публикуемых в педагогической печати проектах авторской школы большое место отводится эстетическому воспитанию и изобразительной деятельности.

9 стр., 4076 слов

Развитие человеческой деятельности

... в умения и навыки; выделяются новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности был описан А. Н. Леонтьевым и ... в его личностном развитии. Нравственные или моральные чувства- это переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении ... привычки. Привычка — потребность совершать действия. Например, ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет мыть руки, ...

Рисование, лепка, аппликация и другие занятия с различными материалами (бумагой, тканями, нитками и т. п.) вызывают у детей большой интерес, они удовлетворяют их потребность в деятельности, самостоятельности, в возможности сделать что-то своими руками, выразить себя в творчестве.

Большое внимание преподаванию изобразительного искусства уделяла Н.К. Крупская. В статье «Внимание изобразительному искусству в школе» она писала о важности развития восприятия, умения наблюдать, зрительной памяти, образного мышления, воображения — качеств, по её мнению, необходимых и инженеру, и квалифицированному рабочему. Н.К. Крупская считала необходимым вооружать детей навыками изобразительной деятельности, которые позволяли бы им «схватить основное, характерное, взятое в реальных связях», подчёркивала общеобразовательную роль приобщения к изобразительному искусству, которое даёт ребёнку возможность освоить те или иные знания на эмоциональном фоне и поэтому является в руках педагога одним из действенных средств воспитательной и образовательной работы. Н.К. Крупская подчёркивала необходимость связи изобразительного искусства в школе с другими предметами, считая, что изобразительная деятельность должна включаться в каждый школьный предмет в виде рисунков и учащихся, и учителя. Прогрессивные взгляды Н.К. Крупской, её авторитет имели большое значение для разработки эффективных путей художественного воспитания и развития детского творчества [25, 53].

При обучении изобразительной деятельности нельзя жёстко регламентировать, «что» и «как» ребёнку делать. Вместе с тем необходимо разрабатывать эффективные методы обучения, направленные на развитие детского творчества. Н.П. Сакулина вместе со своими учениками разработала содержание, формы и методы обучения изобразительной деятельности и развития творчества у детей дошкольного возраста Н.П. Сакулина внесла существенный вклад в разработку методов и приёмов обучения детей на занятиях, особое внимание уделив наглядным приёмам обучения и развитию у детей восприятия и наблюдательности. Прекрасно понимая роль педагога в обучении рисованию, лепке, аппликации и развитии детского творчества, Н.П. Сакулина создаёт учебное пособие для учащихся педагогических училищ, вышедшее в свет в 1956 году, а затем неоднократно переиздававшееся.

22 стр., 10776 слов

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

... детей отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия - представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности ... труда, некоторые виды изобразительной деятельности, ознакомление с окружающем на ... воображения или игрового творчества отсутствуют; действия детей однообразны и состоят ...

В 1950-е годы начинается разработка новой программы обучения изобразительной деятельности. До 1962 года задачи обучения рисованию, лепке и аппликации включались в «Руководство для воспитателя детского сада» и делились на три возрастные группы: младшая (3−4 года), средняя (5−6), старшая (6−7 лет).

В новой программе по изобразительной деятельности была выделена задача познания предметов и явлений путём восприятия и наблюдения.

Исследования отечественных и зарубежных авторов (В.М. Бехтерев, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина (СССР) Б. Джефферсон (США), Э. Мейман (Германия), К. Риччи (Италия), Л. Тэдд (США) и др.) свидетельствуют, что изображение — процесс сложный, включающий ряд компонентов. У детей, чья изобразительная деятельность строится на тех же основаниях, что и соответствующая деятельность взрослых, необходимо развивать восприятие, знакомить детей с предметами и явлениями действительности, что обеспечивает формирование у них представлений. Без ясных, отчётливых представлений, невозможно отражать действительность. Необходимо также умение отобразить сформировавшиеся образы, представления в графической форме на листе бумаги, в объёмной форме — лепке. Для этого нужно умение подчинять действия руки задаче изображения, необходима зрительно-двигательная координация, овладение способами создания изображения. На этой же основе у детей развивается воображение.[28, 59].

11 стр., 5219 слов

Психология ребенка в изображении А.П. Чехова

... образом, автор указывает на условность, ссылаясь на детское восприятие. Такой прием изображения называется остранение. Остранение - термин, введенный В. ... посвящены рассказам Чехова и повестям о детях и для детей. В изображении мира детства Чехов продолжает традиции Л. ... детскую литературу. Отдельные его произведения о детях и для детей своим содержанием и художественными особенностями отвечали на ...

В последние десятилетия XX века тема приобщения детей к истокам народной культуры и формирования на этой основе творчества у дошкольников и младших школьников получила дальнейшую разработку в трудах Т.Я. Шпикаловой и её многочисленных учеников. Народное искусство многогранно, и, естественно, все его виды (народная музыка, речевой фольклор: потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки, заклички, игры и другое) включались в педагогический процесс.

Систематическое проведение занятий требовало разработать разнообразные методы и приёмы обучения детей. Создание изображения требует наглядности и слова: без зрительного восприятия предмета или его изображения нельзя рисовать, лепить. Слово же всегда несёт в себе обобщение, благодаря чему наглядный опыт осмысливается, обобщается.

Разработка средств наглядности (Н.П. Сакулина) (натура, картинка, игрушка, предметы декоративного искусства, показ способов изображения, технических приёмов, частичный показ, примерный образец и др.) обогатила методику обучения детей изобразительной деятельности, позволила создать для воспитателей детского сада практические рекомендации по проведению занятий по рисованию, лепке, аппликации.

Чрезвычайно важна в период от года до полутора способность ребёнка воспринимать свой рисунок. Малыш почти с первых проб обращает внимание на следы, оставляемые карандашом на бумаге. Одновременное развитие движений руки и зрительного восприятия следов и составляет процесс формирования рисунка. Сначала зрение лишь фиксирует создаваемые рукой штрихи, затем упорядочивает, направляет и контролирует их.

Интерес к процессу нанесения штрихов связывается с интересом к результату, а это создаёт условия для развития деятельности рисования в её основном изобразительном значении и восприятия малыша. Постепенно возникает «узнавание» образов реальных предметов в линиях, штрихах и их сочетаниях. Факт соотнесения штрихов и конфигураций, возникающих на листе бумаги, с представлениями о предметах, имеющихся в сенсорном опыте ребёнка, весьма значим не только для последующего овладения изобразительной деятельностью, но и для умственного развития ребёнка, формирования его способностей.[26;152]

Следующий важный для первоначального развития рисования этап, наступает, когда ребёнок проявляет способность повторить уже возникший на бумаге штрих, конфигурацию линий. С этого момента он начинает подчинять движения руки конкретной задаче.

Интерес к процессу нанесения штрихов связывается с интересом к результату, а это создаёт условия для развития деятельности рисования в её основном изобразительном значении и восприятия малыша. Постепенно возникает «узнавание» образов реальных предметов в линиях, штрихах и их сочетаниях. Факт соотнесения штрихов и конфигураций, возникающих на листе бумаги, с представлениями о предметах, имеющихся в сенсорном опыте ребёнка, весьма значим не только для последующего овладения изобразительной деятельностью, но и для умственного развития ребёнка, формирования его способностей.

Следующий важный для первоначального развития рисования этап, наступает, когда ребёнок проявляет способность повторить уже возникший на бумаге штрих, конфигурацию линий. С этого момента он начинает подчинять движения руки конкретной задаче.[25;120]

Приобщение ребёнка к искусству — музыке, художественному чтению и рассказыванию, изобразительному искусству -обогащает его духовную жизнь и создаёт благоприятные возможности для развития детского творчества.

Важную роль в развитии детского изобразительного творчества играет изобразительное искусство, произведения которого, как показали исследования Т.С. Комаровой, Е.В. Лебедевой, P.M. Чумичевой, Е.В. Гончаровой, О.О. Дроновой, Н.М. Зубаревой, Н.Б. Халезовой, доступны детям дошкольного возраста. В процессе восприятия искусства у них развиваются наблюдательность, представление, воображение, понимание средств художественной выразительности [Там же, 68].

Таким образом, под изобразительным творчеством понимается познание предметов и явлений путём восприятия и наблюдения. Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, с тем чтобы дети прежде всего восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет.

1.2 Специфика изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отобразить его в своей деятельности-играх, рисовании, лепке, рассказах и т. д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и творческий характер. Здесь ребенок получает шанс отразить впечатления от окружающего мира, изобразить образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества. В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целевой характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может оценить цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может предоставить ему полноты восприятия, необходимо в восприятие вносить осязание и прочие ощущения, помогающие образованию более полного представления. Учить ребенка видеть мир — вот одна из задач воспитателя. А это значит формировать в детях наблюдательное умение понимать увиденное, т. е. вырабатывать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. Ребенок 5−6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается распределить их особенности, анализировать обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей многократно привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком.[22;24]

Это отражается на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке. К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения. Все большую роль в деятельности начинает приобретать фантазия. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут собственными силами продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.[21;192]

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Дошкольникам доступно овладение изобразительными умениями, навыками. В 2−3 года ребенок несложно усваивает навык правильно держать карандаш и кисть, пользоваться ими. К шести годам он владеет достаточным запасом навыков и способен применять их осознанно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов. В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих присутствие творческих начал в деятельности ребенка. Это-проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных, приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.[32−176]

Вначале знание окружающего мира в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить. Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах. Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то изображать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то объект, тогда его занятие приобретает изобразительный характер. У ребенка есть цель, задача, которые он стремится реализовать. Таким образом, первый период творческого процесса- появление замысла — имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла как правило идет длительный этап его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть итог работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения.[27;177]

Оттого в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей. В процессе работы ребенок реализует этот замысел, дополняя его в соответствии с содержанием. Мы видим, что все три этапа творческого процесса есть и в деятельности ребенка, но соотношение этих стадий иное, чем у взрослого художника. Даже у старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без всего разнообразия их вариантов и мелких изгибов), но вся конструкция предмета, присутствие разнообразных деталей говорит о желании ребенка сотворить образ, соответствующий реальному. Выразительность образа достигается с помощью изображения деталей и дополнительных предметов, создающие обстановку. Художник преднамеренно идет к отбору деталей, изображая всего лишь те, которые способствуют раскрытию образа. Ребенку, особенно в младшем возрасте, в изображении деталей присущ элемент случайности. Не всякая изображенная им деталь усиливает выразительность. А порой и выразительные детали также появляются неожиданно, без сознательного замысла.

Особо доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. Цвет в изобразительном искусстве (живописи, графике) является важным средством выражения художественного замысла, идеи произведения. Его использование находится в тесной связи с содержанием произведения. Самостоятельного значения у него нет. Цветовые контрасты используют для выделения в картине главного; цвет передает настроение: темные, приглушенные тона — в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные — в радостных. Использовать цвет в таком многообразном плане ребенок дошкольного возраста, естественно, не может и поначалу воспринимает его как самостоятельную ценность, вне связи с реальной окраской предмета. Ребенок наслаждается каким — либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все сплошь. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета — время от времени цвет вызывает по ассоциации в еговоображении какой — либо образ: красный — флаг, ягоды; зеленый — трава, елочка, крокодил; желтый — солнышко. [17;194]

Другое средство выразительности, используемое дошкольником — линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией. Так, дети старательно рисуют солнце, аккуратно выводя лучики, делая их длиннее и гуще, словно так, солнце греет лучше и светит ярче. Составляющими компонентами декоративности является ритм форм или цветовых пятен, симметрия. Ребенок строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. (На поляне деревья — справа и слева. Цветы — с одной стороны и с другой и т .д.) Как и взрослые, дошкольники нередко используют прием гиперболизации (преувеличение каких- то признаков).

Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.

Ребенок нарисовал серые тучи, которые закрыли солнце. Тучи по размеру были больше деревьев и других объектов, сообщая о том, что скоро будет дождь, гроза. Девочка изобразила цветы на поляне, которые «выросли» до облаков, были больше домов, деревьев. Для этой девочки важно показать красоту, яркость, любовь к цветам, дать понять, что они ей очень нравятся.[2;80]

Композиция — это способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречается как с сюжетами, передающими развернутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия. Характерным для старших дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развернутом виде изображается, например, вся лесная поляна: на первом плане трава, цветы, мелкие кустарники; выше — деревья, лес, по бокам — дома и постройки. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в ее реальной протяженности.

Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Исследования педагога детского творчества Н. Курочкиной показывают, что у детей 5 -6 лет наблюдается уже сознательное использование цвета, формы, построение рисунка, выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляя их в своем сознании.[35;63]

Познакомившись со многими цветами, дети 4 — 5 лет зачастую используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т. е. используют его в декоративном плане. Здесь также наблюдается нарушение реальной окраски так как, сначала ребенка привлекают яркие контрастные сочетания цветов. Эта декоративность может временами противоречить характеристике образа. Постепенно дети старшего дошкольного возраста отходят от декоративной раскраски, овладевая разными оттенками. С развитием восприятий и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачинастроения образа. Однако все же используют цвет в эмоциональном плане: то что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы — в темные. Изложение динамического состояния изображаемого объекта также является одним из выразительных средств используемых ребенком. Если в младшем возрасте движение не изображается, то детям старшего возраста открыто изображение предметов в движении, что может сделать образ выразительным. [24;192]

Детское изобразительное творчество характеризуется и использованием композиционных средств, в первую очередь ритм симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками. Так как ритм свойственен движениям человека в общем, ребенок быстро начинает его использовать сознательно с целью выполнить работу красиво. Вся композиция рисунка дошкольника создается ритмом, который придает ему выразительность: ритм линий, ритм в расположении цветовых пятен. В старшем дошкольном возрасте ощущение ритма в свою очередь помогает создать композиционно заполненную картину. Своеобразным моментом в исполнении композиции является незаслоняемость одного предмета другим, нарушение пропорциональных соотношений между ними. Эти моменты, как будто нарушающие правдивость, говорят о стремлении ребенка представить свои реальные впечатления об окружающей жизни, где отдельный предмет имеет свое место в пространстве, все детали его формы можно рассмотреть. С одной стороны, это связано с неумением передать жизненные представления темиусловными средствами, с которыми связаны все композиционные приемы в рисунке. Развитие способностей и творческого начала у детей являются двумя взаимосвязанными задачами художественного воспитания, основанными на ознакомлении детей с окружающей действительностью. Дети практически постоянно вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребенка своеобразным, выразительным.

Для того чтобы развить у детей свободу творческого решения, следует научить их формообразующим движениям. Движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм. Сначала простых, а позже более сложных, во всех видах деятельности. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей, а затем в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах производить изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть совершено на основе имеющихся представлений о нем. Понятие о движении, производимым ребенком, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно — осязательного) восприятия. [28;59]

Для развития детского изобразительного творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них восторг, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий. Обдуманный подбор материалов для занятий. Размер бумаги для рисунков, соответствующий величине ипропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный выбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п. На всех занятиях важно улучшать активность и самостоятельность детей, пробуждать стремление создать что — то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Нужно подталкивать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали; вызывать ребенка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет. Особое значение приобретает рассматривание созданных детьми изображений и их оценка.

Приобретенный детьми к этому возрасту опыт изобразительной деятельности, рассматривание созданных ими рисунков, как индивидуальных, так и коллективных, дает им возможность создавать самые разные картины, скульптурные изображения. Используя усвоенные знания, навыки и умения также позволяют им осознанно оценивать получившиеся изображения. Со временем от общей оценки «нравится», «красиво», нужно подводить детей к выделению тех качеств изображения, которые и составляют его красоту, вызывают ощущение удовольствия, для этого следует устремлять интерес детей на то, как выглядит созданное изображение: какова форма, величина, расположение частей, как переданы характерные детали. Задавая вопросы, воспитатель активизирует детей, направляет их интерес на качество изображения, его выразительность. [28;60]

Оценкой детских работ должно завершаться каждое занятие. В случае если на оценку времени не осталось, можно оценить работы во второй половине дня. Целесообразно дополнить оценку, данную работе детьми, выделить что-то, подчеркнуть. Подвести итог занятия. Опыт работы с детьми по обучению их изобразительной деятельности и развитию творческих способностей убеждает в том, что вырабатывание способностей у детей, впервые начинающих овладевать изобразительной деятельностью, без развития ручной умелости, невозможно. Более того, если воспитатель не учит детей технике работы с разными материалами, не развивает знание творчески их использовать в соответствии с задачей создания образа, то дети усваивают стереотипы друг от друга, старших братьев и сестер, товарищей, от которых им позднее нелегко избавиться, а это в свою очередь тормозит развитие творчества. Управление творческими деятельностями детей, основанными на интеграции различных видов искусства, должно производиться таким образом, чтобы дети поняли, что одно и то же явление, образ действительности или воображения в разных видах художественной деятельности передается разными средствами. Постижение средств выразительности разных видов художественной деятельности и овладение ими способствуют обогащению представлений детей о мире и искусстве, усугубляет эстетические чувства, оценки и подход к искусству и действительности.

Творческая активность характеризуется интересом к художественной деятельности, увлеченностью ею. Говоря о художественных способностях, нужно помнить о том, что для их формирования требуется развитие таких психических процессов, как восприятие, образные представления и мышление, фантазия, а также внимание, память. Рост творческих способностей требует последовательного овладения ребенком навыками иумениями. Необходимо формирование таких качеств личности, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении лучшего результата.[19;10]

1.3 Основные условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития изобразительного творчества, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Структура изобразительной творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности старшего дошкольника выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности. А именно понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе, желание активно включаться в творческий процесс, усвоенность способов выполнения работ творческого характера, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

1. Важным условием развития изобразительного творчества старшего дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними — одно из важных условий развития детского изобразительного творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразиельные средства [Венгер А.А. Педагогика способностей ].

2. Следующее важное условие развития изобразительного творчества — учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «имеется ввиду стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда „разбужены“ их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно. Это не возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в ребенка, поддержки его неудач». [Венгер А.А. Педагогика способностей [25;120].

3. Также условием развития изобразительного творчества является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки — обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.

4. Важнейшим условием развития и стимулирования изоразительного творчества является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания — не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми.

Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны — ситуации творческого развития. Зона творческого развития — это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л.С. Выгодский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое». Любой ребенок способен к такой деятельности. Следовательно, необходимо ее организовать. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.

В исследовании В.И. Тютюнника показано, что потребности и способности к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка с взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к ребенку.

Огромную роль в развитии изобразительного творчества ребенка играет среда.

До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры: 1) гармоничность — не гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми; 2) творческая — нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации; 3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие; 4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости». [31;184].

Если в семье культивируется регламентация поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей. Были обнаружены положительные корреляции между негармоничными эмоциональными отношения в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Похоже на то, что больший спектр допустимых поведенческих проявлений (в том числе — эмоциональных), меньшая однозначность требований не способствует раннему образованию жестких социальных стереотипов и благоприятствует развитию креативности. Тем самым творческая личность выглядит как психологически нестабильная. Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию независимости и, как следствие, креативности.

Огромную роль в развитии изобразительного творчества детей играет роль семейно-родительских отношений:

  1. Большие шансы проявит творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье.
  2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом).

    Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов быть креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.

  3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
  4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных политиков, выдающихся ученых, так и преступников и психически больных.
  5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.

Итак, семейная среда, где с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.[17;193]

Вывод по Главе 1

Таким образом, особенности творческого воображения детей дошкольного возраста связаны с тем, что в дошкольном возрасте продолжается совершенствование детского организма: темпы роста детей от 3 до 5лет несколько замедляются по сравнению с предыдущим возрастным периодом, но в возрасте от 5 до 8 лет снова повышаются. Каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями как физического, так и личностного развития, и необходимо учитывать эти особенности в процессе воспитания и обучения ребенка.

В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе — большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Глава 2 Описание и анализ экспериментальной работы по проблеме условий развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

2.1 Выявления исходного уровня изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное образовательное учреждение № 9 г. Глазова работает по программе «Воспитание и обучение в детском саду» М. А. Васильева. В группе были созданы все необходимые условия для развития детского изобразительного творчества: на занятии и в свободном пользовании находились листы разного формата, наборы графических сухих (цветные карандаши) и жидких (акварельные краски, фломастеры) материалов. Кроме того, в группе есть разнообразное оборудование для творческой работы — клей, цветная бумага, пластилин. В методическом кабинете есть репродукции работ таких художников, как Васнецов, Рылов, Шишкин и др., а также предметы ДПИ, например, стаканы, шкатулки, ложки, доски и др. Организовываются выставки работ детей, детей во взаимодействии со взрослыми («Гора самоцветов»).

В программе «Воспитание и обучение в детском саду «уделяется большое внимание изобразительному искусству, есть раздел, посвящённый этой теме, целью которого поставлено формирование основ личности, связанного с воздействием народного искусства.

Проанализировав умения детей, мы сделали вывод о том, что ребята знакомы с хохломской, дымковской росписями, названиями элементов этих видов росписей, построением симметричной композиции, с понятиями ритм, узор, симметрия. Дети не были знакомы с асимметричной композицией, но большинство детей чувствуют символичность цвета в декоративной композиции, используя фантастические цвета. Большинство детей испытывали трудности в выполнении оригинальных работ.

На начало эксперимента в кружке было 8 детей, но вследствие объективных причин (болезнь детей) в эксперименте принимало участие 5 детей, проявлявших особый интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

были поставлены задачи и продумана методика работы.

Задачи констатирующего эксперимента:

подобрать и проанализировать диагностики для выявления уровня изобразительного творчества детей;

на основе комбинирования различных диагностик разработать свою диагностику уровня развития изобразительного творчества у старших дошкольников.

Для разработки диагностики были проанализированы диагностические методики П. Торенса «Творческое мышление», Р.Г. Казаковой «Особенности проявления эстетической одарённости у детей в процессе рисования», Л.А. Венгера «Овладение способами моделирования и преобразования пространственных взаимоотношений».

Описание диагностической методики, использованной нами в эксперименте: для выявления уровня развития детского изобразительного творчества мы предложили детям сделать реальное дерево сказочным, используя любые элементы декора.

Работы оценивались по следующим критериям:

1. Выбор композиционной схемы.

1 балл — хаотичность узора, нет стремления передать стилевое единство;

2 балла — использует простые закрытые композиционные схемы,

выделяет центр, края, углы в композиции, владеет только

симметричной композицией;

3 балла — владеет симметричной и асимметричной

композициями, использует сложные открытые и закрытые

композиционные схемы (2х фризовая композиция, орнамент

из центра); стремится передать стилевое единство, обладает умением уравновесить композицию, составить её из элементов, свободно располагающихся на всей плоскости листа, но допускает 1−2 ошибки.

2. Цветовая гармония

1балл — не задумывается о цветовых сочетаниях, выбирая

произвольные локальные цвета, которые нравятся ребёнку

(практически полная дисгармония);

2 балла — частично передаёт цветовую согласованность, но использует

большое количество цветов, внося этим некоторую

дисгармонию;

3 балла — передаёт гармонию 3−4х цветов по контрасту или аналогии,

использует оттенки цветов.

3. Ритм и равновесие:

1 балл — не задумывается над повтором и чередованием цветов и

элементов, располагая их произвольно, хаотически, отсутствует цветовая связь в разных частях композиции, приводящая к нарушению равновесия;

2 балла — а) допускает существенные ошибки в чередовании цветов и элементов в симметричной композиции;

б) допускает существенные ошибки в уравновешивании композиции, свободно располагающейся на плоскости

по количеству цвета, элементов, форме, размеру, частично отсутствует связь цветов и элементов в композиции;

3 балла — а) строго повторяет и чередует цвета и элементы, что

обеспечивает равновесие симметричной композиции;

б) уравновешивает асимметричную композицию во

всех её частях по количеству цвета, элементов, их форме и

размеру; допускает 1−2 ошибки при выполнении.

4. Оригинальность замысла.

1 балл — использует только традиционные элементы и цвет в

соответствии с усвоенными шаблонами

2 балла — экспериментирует либо с цветами, либо с элементами,

использует в основном традиционные элементы, но

придумывает различные их сочетания и комбинации;

3 балла — экспериментирует с цветами и элементами (придумывает

свои элементы и сочетает их с традиционными, оригинально

комбинирует известные, использует фантастический цвет,

не соответствующий цвету реального предмета)

Уровень развития декоративного творчества мы определяли следующим образом. Если ребёнок набрал:

10−12 баллов — высокий уровень;

6−9 баллов — средний уровень;

4−5 баллов — низкий уровень развития.

Диагностика проводилась 3 октября 2014 года. Данные диагностического исследования мы занесли в протокол (приложение 1.)

Анализируя работы детей, мы заметили, что дети использовали, в основном, простые закрытые композиционные схемы, пользуясь фактически только симметрией. В цветовом решении дети в основном предпочитали использовать их многообразие, некоторые использовали фантастические цвета в своих работах. Работы ритмичны, дети допускали ошибки в уравновешивании композиции. Оригинальность работ весьма разнообразна, здесь наблюдается большой разбор в уровнях. Низкий уровень развития умений в выборе композиционных схем и цветовом решении (20%).

Подведя итоги, можно сказать, что 20% детей находится уже на высоком уровне, 80% на среднем. Низкого уровня у детей не обнаружено.

Вывод по Главе 2

Таким образом, обработав результаты диагностирования, и определив уровень сформированности изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста, мы получили следующие данные: на высоком уровне находиться 20% детей, на среднем уровне 80% детей, низкого уровня у детей не обнаружено. По полученным результатам мы сделали вывод о том, что изобразительные умения в рисовании у детей этой группы сформированы достаточно. Полученные результаты указывают на проведенную с детьми старшего дошкольного возраста целенаправленную работу по формированию изобразительных умений, учитывая индивидуальный подход к детям.

Работа включала в себя различные методы и формы: проводились мероприятия в самостоятельной и совместной деятельности воспитателя с детьми, тесно сотрудничали по этому вопросу с семьями детей и специалистами в этой области.

Заключение

Проанализировав психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования, мы пришли к следующим выводам:

  • Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
  • В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками.
  • Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
  • Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
  • В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
  • Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства.

Таким образом, подводя итоги проведённой нами работы, мы можем сказать о том, что цель, поставленная нами в начале исследования, была достигнута: мы выделили ряд условий, способствующих развитию детского творчества средствами декоративной композиции. Были успешно решены задачи: мы изучили методическую литературу к теме, проанализировали и адаптировали имеющиеся диагностики, разработали свою и создали серию творческих заданий по развитию композиционных умений.

Пользуясь выбранными методами исследования, мы создали диагностику уровня развития детского декоративного творчества, что является практической значимостью работы.

Список литературы

  1. Алиева Т. Ребенок в мире образа // Дошкольное воспитание.- 1996.- № 2.- С.68−73.
  2. Аллаярова И.Е. Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.- М.: «Изд-во ГНОМиД», 2007.- 80 с.
  3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001 — 125с.
  4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 432 с.
  5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник/ В.В.Давыдов, Т.В.Драгунов, Л.Б.Ительсон и др.; Под. Ред.А.В.Петровского — М.: Просвещение, 1979 г (стр.5−6)
  6. Воробьева Д.И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника, 3-е изд., — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.- 144 с.
  7. Воронина Н. А. Динамика развития художественной деятельности детей дошкольного возраста в условиях различных образовательных программ. (ftp://lib.herzen.spb.ru/text/voronina105_155159.pdf)
  8. Гладкова Л. Рисуем и лепим // Ребенок в детском саду.- 2003.- № 6.- С. 51−54.
  9. Детская одаренность: Программа детской студии изобразительного искусства / Р.Г.Казакова, Л.Г.Белякова: Изд. 2-е — М.: 2004.- 93 с.
  10. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, перераб.- СПб.:Детство-Пресс, 2004.-244 с.
  11. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2003.- 96 с.
  12. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду.- 2004.- № 4.- С. 21−29.
  13. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольника // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 5.- С.28−35.
  14. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольника // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 8.- С. 26−31.
  15. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.-223с.
  16. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками/ А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. — М.: Просвещение, 1991 г (стр.24−25, 26−29)
  17. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983 — 194с.
  18. Казакова Т.Г. Детское творчество — мир ярких удивительных образов // Дошкольное воспитание. — 1993.- № 4. С. 58.
  19. Кашеварова Л. Цветовосприятие // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 2.- С. 5−14.
  20. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для студ. выс. и ср. пед. уч. Заведений / Г. М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: Академия, 2001.- 176 с.
  21. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изобразительной деятельности.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 192 с.
  22. Комарова Т. Диагностика изобразительной деятельности детей 6−7 лет // Обруч.- 2007.- № 1.- С 24−27.
  23. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество.- М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
  24. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика- Синтез, 2008.- 192 с.
  25. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду.- М.: Педагогика, 1984.- 120 с.
  26. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: АО Столетие, 1994.- 152 с.
  27. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования.- 3-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие — М.: Педагогическое общество России, 2005.- 176
  28. Комарова Т.С. Что такое изобразительное творчество ребенка? // Дошкольное воспитание.- 1991.- № 1.- С. 58−61.
  29. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно- экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов.- М.: ТЦ Сфера, 2006.- 208 с.
  30. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1981.- 144 с.
  31. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 192 с.
  32. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста.- М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2003.- 176 с.
  33. Лыкова И., Казакова Т. Сказочный образ в изобразительном творчестве, или «Оживи сказку» // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 2.- С. 87−91.
  34. Методические советы к программе «Детство».- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 304 с.
  35. Монастырева Т. Красота — это то, что создает человек // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 12.- С. 63.

Приложение 1

Протокол № 1. Констатирующий эксперимент (3 октября 2014г).

Список детей

Выбор композиционной схемы

Цветовая гармония

Ритм и равновесие

Оригинальность

Количество баллов

Уровень

Максим Калинин

2

2

3

2

9

Средний

Саша Бигрина

2

3

2

1

8

Средний

Соня Мельник

2

1

2

1

6

Средний

Таня Холстинина

1

1

1

3

6

Средний

Никита Мансуров

2

2

3

3

10

Высокий

Итог по уровням в %

В —

С — 80%

Н — 20%

В — 20%

С — 40%

Н-40%

В — 40%

С — 40%

Н — 20%

В — 40%

С — 20%

Н — 40%

В-20%

С-

Н-80%

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector