уровень агрессивности у подростков и особенности родительского отношения.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы подросткового возраста являются наиболее острыми для родителей и педагогов. Одной из самых значительных считается проблема повышенной агрессивности. Нарастающая волна детской и подростковой преступности, увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления [8].

Изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к деформации личности этих детей, являются не биологические свойства, а недостатки семейного воспитания.

Сложившаяся ныне в обществе система воспитания детей, принятые к ним требования, отношение взрослых к растущим людям не учитывают особенностей личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки.

Подросток жаждет не просто внимания, но понимания и доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка — он ребенок и должен слушаться [31]. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.

Соглашаясь с большинством зарубежных и отечественных авторов в том, что решающее значение в формировании нарушения поведения у подростков имеет семья, представляется целесообразным исследовать связь детско-родительского отношения и уровнем агрессивности у подростков.

Таким образом, целью исследования является изучение связи родительского отношения и уровня агрессивности у подростков.

18 стр., 8728 слов

Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста

... поведения у детей подросткового возраста 2.1 Основные психологические особенности подростков 2.2 Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста Заключение Список использованных источников Введение Проблема агрессивности ... , как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально ...

Основные задачи:

1) Выявление уровня агрессивности у подростков;

2) Исследование особенностей родительского отношения с точки зрения подростков;

3) Изучение связи родительского отношения и уровня агрессивности у подростков.

Предмет исследования: уровень агрессивности у подростков и особенности родительского отношения.

Объект исследования: учащиеся седьмых классов 13−14 лет средней общеобразовательной школы г. Усть-Катава Челябинской области.

Практическая значимость: данная работа задана необходимостью организации работы с родителями в школе, целью которой является повышение социальной адаптации подростков, и носит прикладной характер.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

1.1 Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст — это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Подростковый период охватывает возраст от 10−11 до 14−15 лет и традиционно обозначается как «переходный», «трудный», «переломный».

В отрочестве организм претерпевает значительные изменения, которые будут существенно влиять на все стороны биологического, психологического и социального развития: во время пубертатного периода происходят глубокие телесные изменения; меняется также характер мышления, претерпевая качественные и количественные преобразования; социальное развитие идет по двум основным линиям — освобождения от родительской опеки и установления новых отношений со сверстниками; и наконец, развитие самосознания характеризуется становлением новой субъективной реальности, а именно идентичности как продукта сексуальных, когнитивных и социальных трансформаций. Таким образом, изменения в отрочестве последовательно охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь и самосознание. Всякий раз эти изменения представляют собой психологические приобретения, которые отражают содержание данного момента развития [16].

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... изменения в погоде и называет их; активно включается в уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями. Речевое развитие ребенка ... Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на ... жизни, о животных и т.д.; Повторяет слова и фразы за взрослым. Художественно-творческое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок ...

Особенностью подросткового возраста является и кризис идентичности (по Э. Эриксону), тесно связанный с кризисом смысла жизни. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции [27]. Сложность задачи заключается, с одной стороны, в том, чтобы прояснить свою роль, как члена общества, а с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и направленность жизни.

Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, здесь присутствует два вида характеристик: положительного — каким человек должен стать, и отрицательного — каким человек не должен стать. Становление идентичности может происходить на фоне социально-благополучного окружения подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой самооценке. Выбор образцов поведения в этом случае осуществляется в реальном круге общения. При неблагоприятной ситуации, чем ирреальней эти образцы, тем сложнее переживается кризис, тем больше проблем с окружающими [27].

Существуют так называемые симптомы подросткового кризиса:

1 Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение).

Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение).

То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы. Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

15 стр., 7171 слов

Билет№ 3 вопрос 1.. Педагогическая характеристика подростка, девиантное поведение, конфликтные ситуации. Особенности учебной и трудовой деятельности

... характеристика подростка, девиантное поведение, конфликтные ситуации. Особенности учебной и трудовой деятельности Подростковый возраст ... взрослости. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение, в ходе которого происходит полноценное развитие личности подростка. Вхождение подростка ... воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности индивидуума. Процесс ...

2 Второй симптом кризиса — негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С. Выготский пишет о трех вариантах поведения.

1 Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

2 Ребенок — потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки).

Таких детей большинство, примерно 60%.

3 Негативных явлений нет вовсе у 20% детей.

На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса [28].

Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими.

Основой чувства взрослости является как осознание физиологических сдвигов в собственном организме, так и субъективное переживание социальных изменений (в частности, в отношениях с родителями).

3 стр., 1093 слов

Психология 69

... в онтогенезе – ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология; сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики ... и задачи. Методы исследования в психологии. Житейская психология. Следует различать научную психологию и житейскую психологию. Житейская психология — это не наука, а ...

Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям, миру и определяет содержание его социальной активности, особенности внутренней жизни. Специфическая социальная активность подростка состоит в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и образцов поведения взрослых, что определяет новые сферы его интересов [30].

Часто в противовес чувству взрослости у подростков проявляется инфантилизм — незрелость личности. В основном он порождается гиперопекой, поздним половым созреванием.

Признаки инфантилизма:

1 Импульсивность и незавершённость действий.

2 Неспособность объяснить причины своих поступков.

3 Неспособность планировать свою деятельность.

4 Неспособность брать на себя ответственность [31].

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Примерно в 11−12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие взрослые. Подростковая рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны — они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т. е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» — так называемое реальное «Я».

19 стр., 9231 слов

Клиническая психология вопросы для подготовки к зачету

... ПСИХОЛОГИЯ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 1.Объект, предмет клинической психологии Предметом общей клинической психологии являются: 1) основные закономерности психологии больного, психологии ... психологической значимости внешности для самоутверждения подростка и молодого человека и ... Выделяются клинические формы девиантного поведения: - Агрессия. - Суицид. - Злоупотребление веществами, ...

Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я"-идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию» [29].

Ведущей деятельностью подросткового возраста является интимно-личностное общение со сверстниками. С одной стороны, в общении с товарищами подростки проявляют стремление, во что бы то ни стало стать такими, как все, с другой стороны — желание выделиться. При этом самооценка зависит от мнения референтной группы.

Переходный возраст — период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, странности, страстности, частой смене настроений и т. д. Подростки — возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Эмоциональные реакции и поведение подростков зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными. Эмоции подростков отличаются большой …

7 стр., 3489 слов

Детская психология в вопросах и ответах

... дополнения данных. Для успешного овладениякурсом возрастной психологии важно научиться самостоятельно составлять задачи.Например: а. сформулировать вопрос кзаданным условиям; б. к заданному вопросусформулировать ... Целесообразно потренироватьсяв составлении системы заданий и вопросов, которые бы отражали содержание целогораздела или темы возрастной психологии. Например, после изучение темы:”Развитие ...

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии / М.В. Алфимова, В.И. Трубников. — 2000. — № 6. — С. 113−121.

2. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд, Д. Байярд. — М.: Прогресс, 1991. — 264 с.

3. Бандура, А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс / пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского. — М.: Апрель-пресс, 1999. — 512 с.

4. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 510 с.

5. Бодалев, А.А. Личность в общении / А.А. Бодалев. — М.: Флинт, 1986. — 457 с.

6. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М.: Прайм-Еврознак, 2003. — 479 с.

7. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2001. — 330 с.

8. Гриценко, А.В. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. Сборник научных трудов // Гуманитарные науки / А.В. Гриценко. — 2003. — № 10. — С. 27−41.

9. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. — М.: Гардарики, 2004. — 320с.

10. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц / пер. с нем. Г. Ф. Швейника. — М.: Прогресс, 1994. — 272 с.

11. Макушина, О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии / О.П. Макушина.- 2002. — № 5. — С. 135−143.

12. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. — СПб.: Лань, 1999. — 128с.

13. Мухаматулина, Е.А. Проблема взаимоотношений подростков и родителей // Подросток на перекрестке эпох / Е.А. Мухаматулина, Г. Х. Махортова / под ред. Кривцовой М. — М.: Генезис, 1997. — 105 с.

14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. — М.: Академия, 2004. — 456 с.

15. Осницкий, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии / А.К. Осницкий. -1994. — № 3. — С. 61−68.

16. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526с.

17. Реан, А.А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов / А.А. Реан, Н.Б. Трофимова. — 2002. — № 3. — С. 6−7.

18. Родители и дети: психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. — М.: Когито-Центр, 2003. — 228 с.

19. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. — М.: Флинт, 1996. — 220 с.

20. Сидоренко, А.Е. Методы математической обработки в психологии / А.Е. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2004. — 350 с.

21. Смирнова, Е. О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова. — 2000. — № 3. — С. 4.

22. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 284 с.

23. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм — М.: Республика, 1994. — 447 с.

24. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. — М.: Прогресс, 2002. — 192 с.

25. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. — М.: Педагогика, 1989. — 160 с.

26. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — СПб.: Питер, 1999. — 656 с.

27. new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm.

28. psylib.org.ua/books/efimr01/txt06.htm.

29. globalteka.ru.

30. vashpsiholog.ru.

31. nauka-shop.com/mod/shop/productIP/27 792/

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector