Управление конфликтами в педагогическом коллективе ДОО

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Курсовая работа

на тему

«Управление конфликтами в педагогическом коллективе ДОО»

студентки группы 3Ф-111-096-5-1Вр

Направление: педагогическое

Профиль: дошкольное образование

Челябинск 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ………………………………………………..6

1.1. Конфликт как социальный феномен: понятие, структура и классификация конфликтов ……………………………………………………………………………………………….6

1.2. Общая характеристика конфликтов в педагогических коллективах …..14

1.3. Управление конфликтами в образовательной организации: предупреждение, регулирование и разрешение …………………………………………23

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………………………………..35

2.1. Изучение конфликтного поведения работников дошкольной образовательной организации на начальном этапе опытно–поисковой работы……………………………………………………………………………..35

2.2. Цикл занятий по обучению педагогов дошкольной образовательной организации конструктивному поведению в конфликте …………………………….48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………..59

10 стр., 4730 слов

Основы деятельности образовательных учреждений. Организация образовательного ...

... зависит результативность воспитательно-образовательного процесса в МДОУ. Организацию качественной методической работы в дошкольном учреждении обеспечивает ... функций и полномочий от высших органов управления образованием низшим, при котором федеральные органы разрабатывают наиболее ... при выполнении работы предвидение и предотвращение конфликтов владение собой в критических ситуациях правильное ...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………62

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется интенсивными преобразованиями социальной сферы в целом и системы образования в частности. Нарастающая напряженность труда влечет за собой увеличение числа социальных конфликтов в образовательных организациях между педагогами. При возникновении конфликтных ситуаций основная нагрузка по их урегулированию приходится именно на них, с их стороны ожидается принципиальная позиция, этичное отношение к окружающим, педагогический такт, конструктивное поведение, самоотдача, что соотносится с высоким уровнем владения педагогической культурой. При этом согласно исследованиям Л.А. Захарчук наиболее характерными для системы образования являются межличностные конфликты, возникающие по поводу достижения целей профессиональной деятельности и при нарушении взаимосвязей ролевого характера.

В отношении педагогической профессии в тарифно-квалификационном справочнике профессий и профессиональном стандарте педагога нет прямого указания на владение педагогами конфликтологической компетентностью, однако очевидно, что педагогическая деятельность обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности подрастающего поколения будет успешной лишь в том случае, если педагог способен успешно предупреждать, разрешать и управлять конфликтами, участником которых он становится. Особое значение приобретает конфликтологическая компетентность для педагогов дошкольного образования, которые согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, в том числе уметь организовывать взаимодействие и общение детей в различных ситуациях.

В настоящее время проблема управления конфликтами проработана достаточно обширно на теоретическом уровне.

В зарубежных исследованиях К. Левина, К. Лоренца, А. Смита и других разработаны теории конфликта и показано, что конфликт – это многоуровневое социальное явление разворачивающееся в группах и определяющее групповую динамику. В работах отечественных ученых конфликт изучается глубоко и основательно с акцентом на его социальный характер. Л.А. Петровская разработала подход об общей методологии конфликта, А.Н. Леонтьев и В.Н. Мясищев разработал подход к внутриличностным конфликтам. В работах Н.Ф. Антиповой, Ф.М. Бородкина, В.Е. Журавл?ва, A.M. Лебедев, В.О. Рукавишниковой и др. приставлено теоретическое осмысление сущности, структуры и динамики конфликта.

Вместе с тем исследованиями конфликтов в образовательных организациях внимание уделяется недостаточно. К настоящему времени имеются единичные работы по классификации конфликтов, характеристике их причин, а также отдельные теоретико-практические рекомендации по медиации конфликтов в школьной среде. Не смотря на то, что конфликты в системе образования явление закономерное, имеет причинно-следственные связи, существенно влияет на поведение участников образовательного процесса, в литературе сложно найти научно обоснованные рекомендации по управлению конфликтами в дошкольной образовательной организации.

5 стр., 2015 слов

Психологопедагогическая поддержка ребенка в образовательной среде ...

... образовательными целями. Эта идея отражается в «Концепции дошкольного образования Республики Беларусь». Дошкольное ... влечет за собой множество конфликтов в профессиональном сознании ... дошкольного возраста, инновации в организации развития, обновлении методов, новые технологии развития, осознание педагогами значительности своей социальной миссии в развитии детей. Цель развивающей образовательной ...

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью управления конфликтами в дошкольной образовательной организации в целях успешной реализации образовательной программы и недостаточной разработанностью этого вопроса в науке и практике образования.

Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Управление конфликтами в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации».

Исследование в рамках курсовой работы выполнено с ограничением и включает изучение только социально-психологических межличностных конфликтов в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации.

Объект исследования: конфликты в дошкольной образовательной

организации.

Предмет исследования: цикл занятий по обучению педагогов

дошкольной образовательной организации конструктивному поведению в конфликте.

Цель работы: теоретически обосновать и разработать цикл занятий для педагогов дошкольной образовательной организации по обучению их конструктивному поведению в конфликте.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

– изучить понятие конфликт в психолого-педагогической литературе;

– выявить и охарактеризовать основные механизмы управления социально-психологическими конфликтами в образовательной организации;

– разработать критерии, подобрать соответствующие диагностические методики и выполнить диагностику конфликтного поведения педагогов дошкольной образовательной организации;

– разработать цикл занятий для обучения педагогов дошкольной образовательной организации конструктивному поведению в конфликте.

Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психологической литературы, опрос, тест, количественный и качественный анализ полученных данных.

База практической части исследования: МКДОУ детский сад № 36 п. Новопокровка Варненского муниципального района Челябинской области.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Конфликт как социальный феномен: понятие, структура и классификация конфликтов

Понимание конфликта в литературе многоаспектное и описательное.

Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

Конфликт – явление социальное, где действуют разные социальные группы, общности, народы, политические образования, юридические липа, выступающие участниками противоборства. Социальные конфликты несут угрозу обществу, препятствуют окостенению асоциальных системах, когда проявляется стремление к новому. Также они обеспечивают прогресс жизни, укрепляют нравственные нормы и социальные ценности, вскрывая сущность противоположности правящих меньшинств над управляемым большинством.

18 стр., 8621 слов

Организация деятельности дошкольного учреждения по предупреждению ...

... синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного учреждения. Объектомисследования является предупреждение синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного учреждения. Предметом исследования является ... условий для предотвращения синдрома эмоционального выгорания в деятельности педагогов дошкольного учреждения. Задачами данной работы являются: 1.Сформировать теоретическое ...

Конфликт – «целостная динамическая система, переход от ситуации к другой, каждая из которой характеризуется степенью напряженности между участниками противоборства. Если противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, то сторонами будут разные мотивы людей. Конфликт имеет свой инвариант элементов, создающих его внутреннюю структуру как целостное явление» [34, с. 19]…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конфликт является важной неотъемлемой частью жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Он представляет собой столкновение, спровоцированное противоречиями взглядов, интересов в процессе взаимодействия больших и малых социальных групп. Конфликты могут проявляться практически во всех сферах деятельности человека. Важной особенностью является умение предвидеть конфликт и своевременно его предотвратить, приводя конфликтующие стороны к единому мнению.

Среди зарубежных психологических исследователей конфликта выделяются (3. Фрейда, Альфред Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен, С. Сигеле, К. Лоренц, Н. Миллер, К. Левин, А. Басе, А. Бандура, Г. Гурвич, Д. Мид, Д. Шпигель).

В отечественных исследованиях конфликта значимы труды (Е. Дубовской Р. Кричевского, А. Сухова, А. Бодалева, В. Казанцева).

Под конфликтом понимается, как правило, столкновение противоположных интересов или направленностей, разворачивающееся между разными индивидами (межличностный конфликт), что чаще всего связано с особенностями социальных взаимоотношений, или внутри психической организации индивида (внутриличностный конфликт).

Проблема конструктивного разрешения конфликтов заключается в создании условий взаимоотношений людей, которые сводят к минимуму риск возникновения конфликтов между ними.

Конфликт является необходимым условием и одновременно результатом общественной динамики, то есть эволюция общественного устройства берет начало в социальном конфликте и результатом общественной динамики являются условия для конфликтной ситуации.

Большое значение имеют конфликты, возникающие в образовательной сфере. На сегодняшний день становится популярным формирование конфликтологических компетенций у педагогов. Педагог должен обладать навыками, позволяющими предвидеть и уметь конструктивно разрешить

конфликт в учебно-педагогической сфере. Виды педагогических конфликтов

исследовались (С.Е. Аксененко, А.Я. Анцуповым, Ю.В. Гиппенрейтер,

А.И. Донцовым, Б.П. Жизневским, Я.Л.Коломинским, Д.М. Маллаевым,

Л.А. Петровской, Т.А. Репиной, А.А. Рояк, М.М. Рыбаковой, А.И. Шипиловым).

Педагогическая деятельность предполагает общение с большим количеством людей, относящихся к разным возрастным категориям и имеющим различный социальный статус, что неизбежно приводит к конфликтам.

В дошкольной образовательной организации не только реализуется образовательный процесс, но и осуществляется групповое взаимодействие совершенно разных людей. В ходе таких взаимодействий возникают разногласия, которые участники стремятся разрешать различными способами.

Педагогическая сфера является важным социальным институтом, направленным на формирование личности. Поэтому здесь крайне важны благоприятные социально-психологические условия. В процессе своей деятельности педагог может сталкиваться с конфликтами различного характера. Они могут возникать между воспитанниками в борьбе за лидерство, между педагогом и родителем, вставшим на защиту своего ребенка. Педагог занимает особое место в проблеме предотвращения конфликтов.

19 стр., 9159 слов

Шипилов А.И. Психология разрешения конфликтов между военнослужащими

... конфликтов между военнослужащими. Учебное пособие предназначено для курсантов и слушателей Военного университета, а также для всех, кто интересуется проблемами военной конфликтологии. ... межгосударственными. В воинских коллективах наиболее часто происходят межличностные конфликты, реже - межгрупповые. Кроме этого, конфликты подразделяются на кратковременные и затяжные, конструктивные и ...

Результаты изучения конфликтного поведения работников дошкольной образовательной организации на начальном этапе опытно-поисковой работы показали, что предпочитаемым стилем поведения в конфликте большинство у педагогов дошкольной образовательной организации является «компромисс». Также часто педагоги дошкольной образовательной организации предпочитают такие способы поведения в конфликте как «сотрудничество», «избегание» и «приспособление». Большинство педагогов дошкольной образовательной организации имеют средний уровень

коммуникативной толерантности, высокий уровень социальной эмпатии,

средний индекс агрессивности и враждебности. Также отмечен высокий

уровень коммуникативного контроля.

Полученные результаты позволили сформировать цикл занятий с педагогами дошкольной образовательной организации по обучению их конструктивному поведению в конфликте. Цикл занятий строится по типу тренинга и проводится квалифицированным специалистом. С помощью тренинга создаются необходимые условия для работы с группой педагогов по усвоению новых, эффективных моделей взаимодействия и дальнейшему сплочению педагогического коллектива. Тренинг включает 10 занятий, каждое из которых занимает около одного часа.

Таким образом, в работе теоретически обоснован и разработан цикл занятий для педагогов дошкольной образовательной организации по обучению их конструктивному поведению в конфликте. Реализация программы тренинга по предупреждению конфликтов в дошкольной образовательной организации, позволит осуществлять обучение педагогов дошкольной образовательной организации навыкам самопознания, развить представления о собственной ценности, уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеева Л.Г. Конфликтология. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. — 200 с.

2. Аксененко С. Е. Осознание конфликтной ситуации и общение. – М.: АСТ, 2012. –240с.

3. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – М.: Флинта, 2012. – 127 с.

4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: КноРус, 2014. – 308 с.

5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 591 с.

6. Анцупов А. Я., Шипилов, А. И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. — М., 2012. – 241 с.

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... о выполнении курсовых и дипломных работ по психологии…………………………………………….   1.1.Квалификационные требования и организация выполнения работ на факультете психологии ЮУрГУ………………………………………………   1.2.Выбор темы и методологических ... к работам студентов они, насколько это возможно, реализованы в самом пособии. Иными словами, пособие имеет структуру, похожую на структуру курсовой и дипломной работы, ...

7. Бабосов Е.М. Социология науки. – М.: Харвест, 2015. – 224 с.

8. Баданина Л. П. Основы общей конфликтологии: учебное пособие. — М: Флинта, 2012. – 382 с.

9. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития. – М.: Омега-Л, 2014. — С. 373-394.

10. Басова М.М. Формирование социально-психологического климата в женском трудовом коллективе как регулятора социально-трудовых и социально-экономических отношений в организации / Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — № 2. — С. 9-11.

11. Богданов Г.Ф. Конфликты и их разрешение // Я вхожу в мир искусств, 2011. – № 12. – 113-119 с.

12. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: МПСИ, 2015. – 320 с.

13. Валуев С.А. Организационный менеджмент. – М.: Омега-Л, 2014. – 308 с.

14. Василькова, Т. А. Социальная педагогика: учебное пособие для вузов. — М.: КноРус, 2014. — 230 с.

15. Вершинин М.С. Конфликтология. – СПб.: Питер, 2013. – 164 с.

16. Волков Б.С., Волкова, Н.В. Конфликтология. — М.: Академический проект, 2015. – 296 с.

17. Гиппенрейтер Ю. В. Введение в общую психологию. – М.: АСТ, 2015. – 352 с.

18. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2014. – 464с.

19. Даниленко С.В. Педагогические конфликтные ситуации, технологии их разрешения // Молодой ученый. – 2014. – №7. – С. 500-502

20. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2014. – 320 с.

21. Донцов А.И. Психология безопасности. – М.: Юрайт, 2017. – 278 с.

22. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2011. – 324с.

23. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. – М.: Азбука, 2012. – 391 с.

24. Ершов А.А. Психология соактивности людей: учеб.пособие . – СПб.: Питер, 20121. – 324с.

25. Жизневский Б. П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми // Вопросы психологии. – 2010. – N 2. – С. 35–42.

26. Захорчук Л.А. Управление конфликтами в системе образования. — Московский гос.универ. – М.: МГУ, 2014. – 27с.

27. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2015. – 317 с.

28. Кильмашкина, Т. Н. Конфликтология. Социальные конфликты. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 288 с.

29. Ковалев Б.П. Психология школьного конфликта: социально-перцептивные и рефлексивные аспекты. – Гродно: ГрГУ, 2013. – 171 с.

30. Козлов В.И. Конфликт: участвовать или создавать. – М.: Эксмо, 2012. – 304 с.

31. Козырев Г. Основы конфликтологии. — М.: Форум, 2014. – 240с.

32. Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. – М.: АСТ, 2015. – 448 с.

33. Кричевский Р., Дубовская Е. Психология малой группы. – М.: АСТ, 2015. – 352 с.

34. Король Л.Г., Малимонов И.В., Рахинский Д.В. Конфликтология: учебное пособие для студентов. – Ульяновск: Зебра, 2015. – 248 с.

35. Латипова А.Р. Гендерные особенности стилей поведения в условиях социально-трудовых конфликтов // Молодой ученый. – 2015. – №6. – С. 765-767.

36. Леонов Н.И. Конфликтология: хрестоматия. – Воронеж: Модек, 2015. – 304 с.

37. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М.: АСТ, 2015. – 392 с.

5 стр., 2221 слов

Реферат по психологии. Возрастные особенности формирования учебной деятельности

... представляет собой одну из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии (А. Валлон, Ж. Пиаже, В. Штерн, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др.).Значение каждого ... (12), Н.А.Менчинская (21), П.Я.Гальперин (6), разработали теоретические основы учебной деятельности, которые особенно благоприятно влияют на развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной ...

38. Лукин Ю.В. Конфликтология: управление конфликтами. – М.: Трикста, Академический проект, 2015. – 799 с.

39. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 160 с.

40. Любимова Г. Ю. Психология конфликта. — М.: Педагогическое общество России, 2014. — 160с.

41. Маллаев Д. М. Теория и практика психотехнических игр. – М.: Владос, 2013. – 152 с.

42. Машков В.Н. Психология управления: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2015. – 403 с.

43. Мельников В.И. Механизмы социальной регуляции в технологии управления конфликтом // Менеджмент . – 2016. – № 3. С. – 12-17.

44. Милгром П. Экономика, организация и менеджмент. – СПб.: Экономическая школа, 2013. – 517 с.

45. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МПСИ, 2011. – 400 с.

46. Петровская Л.А. Социальные коммуникации. Психология общения. – М.: Юрайт, 2016. – 328 с.

47. Платонов К.К., Казаков В.Г Социально-психологический климат коллектива М.: ГроссМедиа, 2014. – 160 с.

48. Пономаренко В.В. Управление конфликтами. – М.: АСТ, 2012. – 382 с.

49. Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии /. – 2007. – №2. – с. 158-166.

50. Романчик Н.В. Конфликтология. – М.: РИВШ, 2013. – 84 с.

51. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М. Владос, 2013. – 120 с.

52. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: АСТ, 2012. –240с.

53. Светлов В.А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях. — М.: Росток, 2013. – 253 с.

54. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. — Киев: Верзинин и Ко, ЛПД, 1991. – 241 с.

55. Социальная конфликтология: учеб. пособие для вузов / Н.П. Дедов [и др.]. – М.: Academia, 2012. – 332 с.

56. Суименко Е.И. Внутрифирменные конфликты — предприятия // Управление персоналом. – 2015. – № 9. – С. 44-48.

57. Сухов А. Н. Социальная психология. – М.: Academia, 2015. – 240 с.

58. Хохлов А. С. Конфликтология. История. Теория. Практика: учебное пособие. – Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 312 с.

59. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. — СПб: Энергоатомиздат, 2011. – 398 с.

60. Шварц Г. Управление конфликтными ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликтов. – М.: Вернера Регена, 2012. – 296 с.