Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций х арактера и фрустрационной толерантности у подростков, проявляющих суицидальную активность

Содержание

1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций х арактера и фрустрационной толерантности у подростков, проявляющих суицидальную активность 3

1.1 Психологические особенности подростков 3

1.2 Суицидальная активность подростков как проявление кризиса 11

1.3 Исследование фрустрационной толерантности у подростков, склонных к суицидальной активности 23

1.4 Исследование акцентуаций характера у подростков, склонных к суицидальной активности 32

1.5 Исследование взаимосвязи фрустрационной толерантности и акцентуаций характера у подростков, проявляющих суицидальную активность 38

Литература 41

1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций

характера и фрустрационной толерантности у подростков,

проявляющих суицидальную активность

1.1 Психологические особенности подростков

Подростковый возраст — это этап онтогенеза, который охватывает период от 10−11 до 15−16 лет. Границы подросткового периода определя-ются половым созреванием [1].

Основной особенностью подросткового периода являются резкие, ка-чественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Его начало характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию [6; 53].

Отрочество — это период интенсивного развития познавательных процессов, — становления устойчивого, произвольного внимания, логической памяти, активного формирования абстрактного мышления и гипотетико-дедуктивных процессов. При этом развитие личности может существенно отставать от интеллектуального развития [1].

Подростковый возраст очень сложен и противоречив. Традиционно он считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений. Л.И. Божович, Л.С. Кон, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин и другие современные психологи отмечают «проблемность» подростков [6; 20; 46; 53].

Окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме, которое создает ведущее противоречие в жизни подростка. Умом подростка владеет рассудочная, формальная жесткая логика, требующая на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму [1]. Происходят сдвиги в шкале ценностей подростка. Все освещается проекцией рефлексии. Наступает пора взаимных оценок. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой, что сопровождается соответствующими изменениями в поведении подростка.

8 стр., 3816 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ФРУСТРАЦИОННОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ СУИЦИДАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ

... Исследование фрустрационной толерантности у подростков и взрослых, проявляющих суицидальную активность 26 1.4 Исследование взаимосвязи типов акцентуаций с уровнями фрустрационной толерантности у подростков и взрослых, проявляющих суицидальную активность 41 ...

Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в подростковом возрасте схематично можно представить следующим образом. Половое созревание, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на нервную систему, с бурным физическим развитием, приводит к повышению активности, физических и психических возможностей индивида и дает ему ощущение зрелости, субъективное переживание отношения к самому себе как к взрослому.

Центральным психологическим новообразованием в этом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства зрелости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. В этом возрасте многие начинают целенаправленно и систематически зани-маться самовоспитанием, проявляют интерес к приключенческим, романтическим фильмам и литературным произведениям (поскольку в них встречаются герои, обладающие нужными качествами мужественности, смелости, воли), проявляют повышенный интерес к различным видам деятельности, задумываются о будущей профессии.

В подростковом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с расширением знания, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, основанием для проявления интереса и подражания им. Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое он производит [23].

2 стр., 588 слов

Заикание у подростков и взрослых

... заикания у подростков и взрослых Особенности проявления заикания у подростков и взрослых. В подростковом возрасте заикание у ... многих сглаживается, а при правильном лечении с детства может полностью проходить. Однако у части подростков ... на невротическое и неврозоподобное в подростковом возрасте провести трудно. Особенности самого заикания ...

Однако на данном этапе психического развития подросток еще не может быть полностью самостоятельным и ощущать свою социальную компетентность, и, несмотря на физическое возмужание подростка, его социальный статус в школе и семье никак не меняется. Возникает одно из основных противоречий этого возраста — между возросшим ощущением самостоятельности, взрослости и психическими возможностями подростка [1]. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельно-сти, что составляет суть подросткового кризиса и проявляется свойственными этому возрасту подростковыми поведенческими реакциями, к которым относятся реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, увлечения (хобби).

Потребность быть взрослым является основной потребностью подростка, поэтому он стремится освоить те нормы поведения, которые в его сознании связаны с взрослым поведением, причем в большей степени будет учитывать реально действующие нормы, чем пропагандируемые. Отношение подростка к взрослым приобретает амбивалентный характер: ярко выражены как стремление подростка отстаивать свою независимость, так и ожидание от взрослых помощи, поддержки и одобрения. Для подростка важна не столько возможность самому распоряжаться собой, сколько признание взрослыми этой возможности и равенства его прав с правами взрослого человека.

Посредством реакций эмансипации подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль над поведением, наказание путем лишения минимальной свободы обостряют конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из дома, бродяжничество.

Важное место в жизни подростка занимают его увлечения (хобби).

Ценнейшим психологическим приобретением подростка является открытие своего внутреннего мира, становление нового уровня самосознания, выра-жающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповто-римость [6; 30]. Подростком движет стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Он стремится пройти через все, чтобы обрести себя. У некоторых подростков это стремление приводит к увлечению опасными видами спорта.

11 стр., 5021 слов

Создание автоматизированного учебного пособия по социальной психологии

... нащупывали практически вслепую, начинает, наконец, проясняться. Результат проделанной работы - учебное пособие по психологии. Оно обладает современным дизайном и соответствует эргономическим и кинесиологическим требованиям ... позволяет избавиться от однотипной работы при создании страниц (например, верстка текста) при помощи использования опции «запись последовательности команд» вы можете записывать ...

В подростковом возрасте ребенок продолжает посещать школу, но его внутренняя позиция по отношению к школе и учению меняется. Если в младших классах, он был поглощен самой учебной деятельностью, то те-перь его в большей мере занимают взаимоотношения с окружающими.

Взрослый друг, кумир — редкое явление в индивидуальной жизни подростка. В этом возрасте уважаемый взрослый — это чаще всего достояние подростковой группы (учитель, руководитель спортивной секции, научного объединения или массовый кумир).

Он является предметом обожания многих, объединяя их одной общей эмоцией, что чрезвычайно ценно для подростков. В этом случае взрослый выступает для подростков в качестве некого значимого человека, который становится предметом группового подражания.

И все-таки для подростка наиболее значимы его сверстники и общение с ними. Общение со сверстниками в подростковом возрасте является ведущей деятельностью. В общении со сверстниками подросток расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности, постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления. Общение выступает в качестве особой школы социальных отношений. Подросток учится подавлять импульсивные действия, осмысливать свои конформные и негативные реакции на предполагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения.

Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности [6].

14 стр., 6747 слов

Взаимосвязь сотрудничества и учебной мотивации подростков

... . . Фельдштейн Д.И. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие /Д.И. Фельштейн.- М.: 1997.- 222с. . Морис, Д. Подросток. [Текст]: учеб. пособие / Д. Морис.- СПБ.: Питер ... изучаемой проблеме. ) Исследование особенностей учебной мотивации подростков. ) Выявление взаимосвязи сотрудничества и учебной мотивации подростков.педагог сотрудничество учебный мотивация ) Подготовка рекомендаций для учителей ...

Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников [11]. Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности [20]. Потребность подростка в принадлежности к группе повышает риск его вовлечения в асоциальные группы, деструктивные секты и экстремистские группировки [6].

Трудности этого возраста связаны с половым созреванием. В ходе физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, снижен…

Литература

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [текст]: учебное пособие / Г. С. Абрамова. — М.: Академический проект, 2008. — 704 с.

2. Аверин, В. А. Психология личности [текст]: учебное пособие / В.А. Аверин. — СПб.: Питер, 2007. — 516 с.

3. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства: руководство для врачей [текст] / Ю.А. Александровский. — М.: Медицина, 1993. — 398 с.

4. Амбрумова, А. Г. Психология самоубийства [текст]: учебное пособие / А.Г. Амбрумова // Социально и клиническая психиатрия. — 1996. — № 4.

5. Амбрумова, А. Г. Предупреждение самоубийств [текст]: учебное пособие / А.Г. Амбрумова, С.В. Бородин, А.С. Михлин. — М.: Медицина, 1980. — 164 с.

6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст]: учебное пособие / Л.И. Божович. — СПб: Питер, 2009. — 400 с.

7. Большой психологический словарь [текст]: справочное издание / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 672 с.

3 стр., 1376 слов

Психология личности подростка

... комплексом эмоциональности: повышенной возбудимостью подростка, эмоциональной неустойчивостью, колебанием настроения ... ЗАЧЕТНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА по психологии подросткового возраста    ... и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой ... исследовании рассматривала именно уровень школьной (учебной) тревожности. Помимо разновидностей тревожности, ...

8. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст]: учебное пособие / Ф.Е. Василюк. — М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200 с.

9. Вассерман Л. И. Родители глазами подростка [текст]: учебно-методическое пособие / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.

10. Винокуров, А. И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека [текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.И. Винокуров. — СПб.: СПбГУ, 1996. — 24 с.

11. Волков, Б. С. Психология подростка [текст]: учебное пособие / Б.С. Волков. — М.: Изд-во РПО, 2001. — 512 с.

12. Гилинский, Я. И. Социологические и психологические основы суицидологи [текст]: учебное пособие / Я.И. Гилинский, Я.И. Юнацкевич. — СПб., 2006. — 380 с.

13. Горская, М. В. Диагностика суицидального поведения у подростков [текст]: методическое пособие / М.В. Горская // Вестник психосоц. ра-боты. 1994. № 1. С. 44−52.

14. Гулина М. А. Защитные механизмы личности [текст] / М.А. Гулина, А.Л. Козлова // Психология / под ред. А. А. Крылова. — М.: АСТ, Астрель, 2007. — 516 с.

15. Жезлова, Л. Я. Сравнительно-возрастные аспекты суицидального поведения детей и подростков [текст] / Л.Я. Жезлова // Актуальные проблемы суицидологи. — М.: Медицина, 1981. — С. 124−133.

16. Исаев, Д. С. Психология суицидального поведения [текст]: учебное пособие / Д.С. Исаев, К.В. Шерстнев. — Самара: Бахрах-М, 2000. — 72 с.

17. Каплан, Г. И. Клиническая психиатрия [текст]: справочное издание / Г. И. Каплан, Б.Дж. Сэдок. — пер. с англ. — в 2-х т. — Т. 1 — М.: Медицина, 2002. — 672 с.

4 стр., 1705 слов

Мотивация учебной деятельности подростков

... . Битянова, Н.Р. Психология личностного роста [Текст]: учебное пособие / Н.Р. Битянова. – М.: Наука, 2005.- 314 с. 6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование ... могут проявить свои новые возможности. Каково отношение к учебной деятельности и учебная мотивация у подростков? В этот период снижается мотивация учения, что объясняется ...

18. Киршбаум, Э. И. Психические состояния [текст]: учебное пособие / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. — 141 с.

19. Козлов, В. В. Работа с кризисной личностью [текст]: методическое по-собие / В.В. Козлов. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2003. — 300 с.

20. Кон, И. С. Ребенок и общество [текст]: учебное пособие / И.С. Кон. — М.: Академия, 2009. — 336 с.

21. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков [текст]: учеб-ное пособие / В.Т. Кондрашенко. — Минск: Харвест, 2008. — 396 с.

22. Косякова, О. О. Возрастные кризисы [текст]: учебное пособие / О.О. Косякова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

23. Крайг Г. Психологическое развитие [текст]: монография / Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2000. — 394 с.

24. Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний [текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. — 1967. № 6.

25. Леонгард, К. Акцентуированные личности [текст]: монография / К. Леонгард. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 320 с.

26. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [текст]: справочное издание / А.Е. Личко. — М.: Речь, 2009. — 426 с.

27. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия [текст]: справочное издание / А.Е. Личко. — М.: Речь, 2008. — 416 с.

28. Майсак, Н. В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением [текст] / Н.В. Майсак. — М.: Академия, 2002. — 120 с.

29. Мерлин, B. C. Лекции по психологии мотивов человека [текст]: учебное пособие / B.C. Мерлин. — Пермь, 1972. — 272 с.

30. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [текст]: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. — М.: Академия, 2004. — 456 с.

31. Налчаджан, А. А. Социально-психологическая адаптация личности: Формы, механизмы, стратегии [текст]: монография / А.А. Началджан. — Ереван, 1988. — 242 с.

32. Павлов, И. П. Рефлекс свободы [текст]: сборник статей и выступлений / И.П. Павлов. — СПб. — М. — Харьков — Минск: Питер, 2009. — 432 с.

33. Панкратов, В. Н. Фрустрация [текст] / В.Н. Панкратов // Психология состояний: хрестоматия // Под ред. Прохорова А.О. М.: ПЕР СЭ; СПб: Речь, 2004. С. 436−438.

34. Петровский, А. В. К пониманию личности в психологии [текст] / А.В. Петровский // Вопросы психологии. — 1981. — № 2. — С. 40−46.

35. Реан, А. А. К проблеме социальной адаптации личности [текст] / А.А. Реан // Вестник СПбГУ. Сер. 6. — 1995. — № 20. — С. 74−79.

36. Ремшмидт, Х. Детская и подростковая психиатрия [текст]: справочное издание / Х. Ремшмидт. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 624 с.

37. Семичов, С. Б. Острые аффективные суицидные реакции у мужчин [текст] / С.Б. Семичов // Психические заболевания. — Л.: Медицина, 1990. — С. 144−154.

38. Соловьева, С. Л. Психология экстремальных состояний: справочник практического психолога [текст]: справочное издание / С.Л. Соловьева. — СПб.: ЭЛБИ — СПб, 2003. — 128 с.

39. Строгонов, Ю. A. О мотивах компенсаторных поведенческих реакций у подростков [текст] / Ю.A. Строгонов, Б.Н. Алмазов // Нарушения поведения у детей и подростков. — М., 1981. — С. 139−144.

40. Тарабрина, Н. В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояния фрустрации и эмоционального стресса при неврозах [текст]: автореф. дис. …канд. наук / Н.В. Тарабрина. — Л., 1973.

41. Федотов, Д. Д. О реактивно обусловленных суицидальных попытках в детском, подростковом и юношеском возрасте [текст] / Д.Д. Федотов, А.С. Чудин, С.А. Саркисов // Журн. невропатологии и психиатрии. — 1978, т. 78, вып. 10. — С. 1559−1563.

42. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [текст]: учебное пособие / Д.И. Фельдштейн. — М.: МПСИ, 2009. — 1136 с.

43. Фетискин, Н. П. Детерминанты монотонофильности и монотонофобно-сти [текст] / Н.П. Фетискин // Проблемы индустриальной психологии. — Ярославль, 1982. — С. 61−73.

44. Франкл, В. Человек в поисках смысла [текст]: монография / В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990. — 360 с.

45. Фрейеров, О. Е. О психопатических (аномальных) акцентированных и деформированных личностях [текст] / О.Е. Фрейеров // Проблемы личности. — М., 1970. — Т. 2. — С. 230−248.

46. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков [текст]: учебное посо-бие / Л.М. Фридман. — М.: Изд-во ИП РАН, 2011. — 480 с.

47. Фрустрация: понятие и диагностика [текст]: учебно-методическое по-собие / Сост. Л.И. Дементий. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. — 68 с.

48. Холмогорова, А. Б. Многофакторная модель депрессивных, тревож-ных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии [текст] / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Социальная и клиническая психиатрия. — 1998. — № 1. — С. 94−102.

49. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия личности [текст]: монография / Р. М. Шамионов. — Саратов: Изд-во СГПУ, 2004. — 142 с.

50. Шафранская, К. Д. Эмоциональные характеристики и их структура [текст] / К.Д. Шафранская // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. — Л., 1976. — С. 176−188.

51. Шир, Е. Суицидальное поведение у подростков [текст] / Е. Шир // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1984. — № 10.

52. Шустова, Н. Е. Уникальное и типичное в адаптационном процессе лич-ности: теоретический анализ уровней адаптации [текст] / Н.Е. Шустова // Проблемы социальной психологии личности. — 2007. — 220 с.

53. Эльконин, Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте [текст] / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю.И. Фролова. — М.: Роспедагентство, 2001. — С. 313−320.

54. Юров, И. А. Направленность и типы фрустрации [текст] / И.А. Юров // Социс. — 1987. — № 4. — С. 34−39.

55. Якунин, В. А. О связи психических состояний и свойств личности [текст] / В.А. Якунин // Психические состояния. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001, с. 17−23.

56. Яницкий, М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики [текст]: монография / М.С. Яницкий. — Кемерово: Изд-во КемГУ, 1999. — 84 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector