Становление психологии семейных отношений

Содержание

Введение 3

Глава 1. Психология семейных отношений 5

1.1 История становления семьи 5

1.2 Социально-психологическая модель семейных отношений 8

Глава 2. Супружеские отношения 14

2.1 Формирование супружеской пары 14

2.2 Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака 20

2.3 Супружеские конфликты 26

Заключение 31

Список использованной литературы 33

?

Введение

Актуальность исследования. Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.

Поэтому цель данной работы – раскрыть представление о психологии семейных отношений.

Задачи:

— изучить теоретические аспекты брачных отношений;

— выявить степень подготовки к браку;

— исследовать возможные конфликтные ситуации в семьях.

Объектом работы являются каждая личность членов семьи.

Предмет – психология семенных взаимоотношений.

В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые паттерны поведения.

И конечно, не всегда процесс перестройки сопровождается только позитивными изменениями. В процессе развития брачных отношений будут появляться различные проблемы, и наверно каждому человеку хочется, чтобы семья прошла все эти проблемы. Но сейчас такое время, когда большинство молодёжи вступают в брак, не обдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что, получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что часть из них вступает в брак, не достигнув совершеннолетия, но и делают это без согласия родителей. Прожив некоторое время, у многих из них это приводит к разводу.

27 стр., 13290 слов

Оптимизация отношений в семье: проблема удовлетворенности семейно-брачными отношениями

... ОТКРЫТЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.А. ШОЛОХОВА Дипломная работа ОПТИМИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ ПРОБЛЕМА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СЕМЕЙНО - БРАЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ Выполнил Юнг Александр Андреевич студент факультета психологии V ... дальнейшему изучению. Так, в психологии принято выделять целый массив супружеских установок, значимых для семейной жизни, но большинство источников не конкретизирует их и ...

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

?

Глава 1. Психология семейных отношений.

1.1 История становления семьи.

Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.[1. С. 42]

Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.

Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Ба-хофен, написавший книгу «Материнское право»), и шотландский юрист Дж.Ф.Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак».

Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение.

25 стр., 12113 слов

Эмпирическое исследование влияния взаимодействия школы и семьи на общее развитие детей с особыми образовательными потребностями

... теоретическом и практическом отношении. ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 2.1 Организация и ... знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Важнейшие функции семьи -- продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), ...

Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями.

Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.

Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям.

Инфантицидный – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.).

Бросающий – ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV–XVII вв.).

Амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV–XVII вв.)…

?

Заключение

И так, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

1 стр., 367 слов

Пикап как элемент психологии

Движение пикаперов пришло к нам из США. Само слово «пикап» происходит от английского словосочетания «pick up», что на разговорном сленге означает «соблазнение». В целом пикап можно определить как знакомство с целью соблазнения. Данный термин в русский язык ввёл Сергей Огурцов, открывший в октябре 1995 года форум ru.pickup в компьютерной сети ФИДОнет, которая была посвящена рассмотрению проблем ...

В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое “андрогенное существо”, некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

Наиболее важным, по социальной психологии является факт изменения отношений между семьей и личностью. Если раньше включенность в семью была необходимым фактором социального и даже физического выживания, то сейчас это обеспечивает удовлетворение других, более высоких потребностей. Относительная свобода индивида от семьи, особенно в случае осознания этой свободы, приводит к изменению характера восприятия человеком своих семейных отношений — наиболее важными как субъективно, так и объективно, становятся не родственные, как бы заданные, не зависящие от воли субъекта связи, а отношения между супругами, являющиеся результатом свободного выбора. Именно супружеские отношения становятся центральными с точки зрения оценки своей семьи как успешной или неспешной, они в максимальной степени влияют на качество брака. Принципиальным для семьи является вопрос семейной индивидуализации, то есть выработки своего собственного стиля супружеского общения, включающего в себя способы контактов с окружающими, принятия решений, методов преодоления разногласий и выхода из кризиса и т.д.

3 стр., 1266 слов

СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И ЛИДЕРСТВО.Характеристика семей .Семейные роли

... для семьи присущи следующие ключевые элементы: ? социально-историческая обусловленность семейных отношений и семейной организации; ? наличие в семье качественно ... 2007. 210 с. 7. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. ... достаточно актуальной является проблема лидерства в семье - проблемы внутреннего «Я» каждого члена семьи, которое не позволяет ...

Эти знания, сообщаемые психологией массовой аудитории, должны раскрывать особенности межличностного общения людей, относящихся к разным возрастным, половым, профессиональным, национально-этническим группам. Они должны знакомить с ошибками, наиболее часто допускаемыми людьми в ходе общения друг с другом, и показать нам более распространенные психологические причины этих ошибок (например, проецирование себя в другого, стереотипизацию, эффект ореола и др.).

Список использованной литературы

1. Александров И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права//

Актуальные проблемы поведения. №3, 2013.

2. Аронс. К. Развод: крах или новая жизнь? / Пер. с англ. И. Новицкого. – М.: Мирт, 2015. – 448 с.

3. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чеш./ Общ.ред. и предисловие М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 2014. – 138 с.

4. Виноградская З.А. Осторожно, пожалуйста, осторожно! (социал. – психол. Проблемы семьи и брака).

– Харков: Прапор, 2013. – 150 с.

5. Вецлер С. Как жить с этим невыносимым мужчиной / Пер. с англ. А. Зенькович. – М.: ТКО АСТ, 2015. – 304 с.

6.. Ветрова А.Г.Я – справлюсь с неудачами и невзгодами, с конфликтами и раздорами в семье и на работе, с обидами и ревностью, с хронической усталостью и плохим настроением. – М.: Знание, 2014. – 272 с..

7. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 2015. 160с.

8. Дошкольное воспитание./ Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции. И. И. Мамайчук. 2013.- С 80-86.

9. Ковалева С.В. Психология современной семьи: Информ.- метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2015. – 208 с.

10.Ковалев С.В. Психология семейных отношений, М., 2014.

11. Ковалев С.В. Психология современной семьи, М., 2015.

6 стр., 2602 слов

Методы социально-психологической диагностики проблем семьи

Литература Основная Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002. Семья в психологической консультации /Под. реб. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989. Системная семейная психотерапия (серия «Практикум по психотерапии) /Под.ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб, 2002. Филипова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. – Ярославль, 2003. ...

12. Лидерс А.Г., Шабельников В.К. Вопросы психологии / Всероссийская конференция «Проблемы современной российской семьи». 2013.- №6., С. 149 – 150.

13. МеньшутинВ.П. Помощь молодой семье. М., 2015.

14. Осипова Г.О., Коваленко Ю.П./ «Социология»,М.: Просвещение, 2014, — 452 стр.

15.Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов – на Дану: Феникс, 2013. – 640 с.

16. Разумихина Г.П. Этика и психология семейной жизни. М., 2014.

17. Римашевская Н. С. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. М.: Академия, 2014. – 200 с.

18. Сборник статей А. Рейса «Культура семейных отношений». М., 2015.

19. Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. М., 2014.

20. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. — М., 2013. – 127 с.

21.Сермягина О.С. Эмоциональные отношения в семье: [Социально психологические исследования]/ Отв. Ред. Л.Я. Гозман. – Кишинев: Штиинца, 2015. – 85 с.

22. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / Под ред. Г.Т. Богданова, Л.А. Богданович, А.М. Полева и др. – М.: Профиздат, 2013. – 173 с.

23.Спиваковская А.С. Как быть родителями: — М.: Педагогика, 2014. – 134 с.

24. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Материалы к программе «Этика и

психология семейной жизни» М., 2015.

25. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 2013.