Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Семья для ребенка-дошкольника — первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Главными воспитателями своих детей являются родители.

Во многих семьях детско-родительские отношения становятся настоящей болевой точкой: родители часто жалуются на проблемы с детьми. А ведь от того, насколько успешно родители решают проблемы воспитания детей в семье, в конечном счете, зависит насколько родители и дети счастливы, и приносит ли им удовольствие общение друг с другом. Самая главная задача каждого родителя — подготовка ребенка к взрослой жизни.

Если ребенок чувствует любовь, заботу и внимание родителей — это формирует в его сознании эмоциональную стабильность, принципы сотрудничества и ответственности.

Но, как бы того ни хотелось ни детям, ни родителям, полной гармонии в детско-родительских отношениях добиться очень сложно. Родители не всегда умеют становиться на место ребенка, забывая о том, что когда-то сами были такими, а детям, в свою очередь, сложно принять непонятный мир взрослых. При воспитании детей родителям не стоит забывать, что их чада — это «маленькие» взрослые, личности, со своими наклонностями и уникальными особенностями, которые, тем не менее, являются отражением их собственных черт.

20 стр., 9863 слов

Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями

... определить организационные формы и направления работы педагога-психолога с родителями детей первых месяцев жизни. Отечественные специалисты в области тифлопедагогики (А.М.Витковская, В ... он переживает состояние внутреннего беспокойства, то все это задерживает развитие личности ребенка. На развитие органов чувств и моторики малыша направлено сенсомоторное воспитание ...

В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Цель: Изучение особенностей детско-родительских отношений в дошкольном возрасте.

Объект: Детско-родительские отношения.

Задачи:

— Изучить особенности детско-родительских отношений в разных по структуре семьях;

— Показать роль общения в детско-родительских отношениях;

— Рассмотреть типы и стили семей, их влияние на детско-родительские отношения.

Методологическая основа: Научные труды Лисиной М. И., Ковалёва С. В., Азарова Ю. П., Адлера А. об изучении детско-родительских отношений в разных аспектах.

Ключевые слова: Детско-родительские отношения, общение, стили семей, типы семей.

ГЛАВА I. Семья как субъект воспитательного воздействия

1.1 Психологические исследования в области детско-родительских отношений

Семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок — это детско-родительские отношения. Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития [11].

Одним из первых исследований взаимодействия родителя и ребенка по праву можно считать австрийского психолога Альфреда Адлера. Создатель школы индивидуальной психологии А. Адлер искал причины психологических проблем взрослых людей в особенностях их детского развития, полагая, что невроз — это не болезнь, а патологический стиль жизни. Адлер раскрывает особенности структуры личности и стиля жизни невротика с помощью понятий «чувство неполноценности», «стремление к компенсации», «конечная цель». «Чувство неполноценности» возникает из-за действительного или субъективно воспринимаемого несовершенства или незаконченности в какой-либо сфере жизни.

20 стр., 9723 слов

Влияние детско-родительских отношений на личность младшего школьника

... представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку». Исследование влияния различных стилей руководства на развитие личности детей и формирование детско-родительских отношений показали, что наиболее ... литературы по теме «влияние детско-родительских отношений на личность младшего школьника и исследование по выявлению зависимости личности ребенка от семейных отношений. В ходе анализа ...

Чувство неполноценности не является признаком отклонения в психическом развитии, но оно может быть увеличено за счет особых условий, таких как балование или отвержение ребенка. В этом случае может развиться комплекс неполноценности [15].

Рисуя портрет невротической личности, А. Адлер указывает на две ее главные особенности: нереалистичность представления о своем «я» и иррациональность, фиктивность главных жизненных целей. Важно указание А. Адлера на характерный для невротической личности «порочный круг»: неадекватно заниженное представление о себе вызывает к жизни постановку фиктивных целей, невозможность их достижения в свою очередь закрепляет, фиксирует чувство собственной малоценности, что вновь толкает индивида к новым фикциям. Выход из конфликта мог бы быть найден, если бы невротик отказался от своих нереалистических притязаний, однако именно это средство разрешения конфликта ему недоступно.

Таким образом, в качестве основного из условий, предрасполагающих к формированию патологического стиля жизни, Адлер отмечал неправильное воспитание: вседозволенность или отвергание ребенка, лишение его необходимой поддержки. Основными понятиями А. Адлера в области детско-родительских отношений являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. А. Адлер подчеркивает равенство между родителями и детьми как в области прав, так и в области ответственности. Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Таким образом, А. Адлер подчеркивает необходимость научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста [1].

3 стр., 1384 слов

Ребёнок и взрослый — педагогика сотрудничества, диалог с ребёнком и его родителями

... естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка . Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл ... функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы отмечают ...

Американский психолог К. Хорни считает, что отклонение в психическом развитии является следствием нарушенных отношений к другим и к себе, а также следствием противоречивых потребностей, установок, которые стоят на пути роста индивида, мешают его самореализации. К условиям, способствующим формированию невротической структуры личности, Хорни относит, прежде всего, особенности отношения значимых других к ребенку, начиная с раннего детства: прямое или косвенное доминирование, недостаточное уважение к индивидуальным потребностям ребенка, излишнее восхищение или отсутствие его, излишняя или недостаточная отзывчивость, враждебная атмосфера. Эти факторы нарушают уверенность ребенка в отношениях с родителями, создают базальную тревогу и приводят к формированию невротических потребностей. К. Хорни, еще более чем Адлер, подчеркивает связь невротического конфликта с двумя главными образованиями личности структурой потребностей и самооценкой. Фрустрация ведущих потребностей наряду с идеализированным образом «Я» создают неразрешимый иначе, как посредством самого невроза, конфликт [15].

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В российской психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С. Мухина, Эльконин Д. Б и другие.

Божович Л.И. в работе «Этапы формирования личности в онтогенезе» установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный «механизм», определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе [3].

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на ... за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими ... фразы за взрослым. Художественно-творческое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок эмоционально подпевает, различает музыкальный темп и ...

Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д. Б разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и эт…

Источники:

1. Альфред Адлер Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека Наука жить, Киев, 1997.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика", М.: изд. «Политической литературы, 1987.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.

4. Дубровина, И.В. < opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/3231/source:default> Семья и социализация ребенка / И.В. Дубровина < opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/3231/source:default>. — Москва, 2001 // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И.В. Дубровина < opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/3231/source:default>, А.М. Прихожан < opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/12 452/source:default>, В.В. Зацепин < opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/3233/source:default>. — Москва: Академия, 2001.

5. Ковалев С.В. Психология семейных отношений, М.: изд. Педагогика, 1987.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика, 1986.

7. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — Кн. 2. Процесс воспитания.

8. Филонов Г. Н. Воспитание и демократия // журнал «Педагогика" — № 6, 2006.

9. Шубина А. С. «Педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей» // журнал Семейная психология и семейная терапия-№ 4, 2006.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector