Сравнительный анализ организации социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание

Введение 3

1. Подход к организации социальной защиты детей оставшихся без попечения родителей в странах Западной Европы и США 6

2. Подход к организации социальной защиты детей оставшихся без попечения родителей в России 19

Заключение

Список литературы

Тема настоящей курсовой работы является не только интересной с точки зрения ее изучения, но и актуальной, поскольку любой вопрос, который касается детей и особенно тех, которые по каким-либо причинам остались без попечения родителей требует особого внимания, как в теоретическом, так и в практическом отношении.

В России насчитывается около 650 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом в российских детских домах на сентябрь 2013 года находились около 100 тысяч детей (большинство детей-сирот – более 500 тысяч — находится на воспитании в семьях).

В России наблюдается тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных за один год. В течение 2012 года было выявлено 74 тысячи 724 таких детей (в 2011 году – более 82 тысяч).

В то же время наблюдается устойчивая тенденция сокращения количества детей, передаваемых на воспитание в семьи. Так, в 2012 году на семейные формы устройства были переданы 58,8 тысяч детей (в 2011 году – 67,5 тысяч, в 2009 году – 86,6 тысяч).

С одной стороны, это обусловлено сокращением числа детей, выявляемых ежегодно как оставшихся без попечения родителей, а также сокращением численности воспитанников, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С другой стороны, это может объясняться тем, что в детских домах осталось много детей-инвалидов, подростков или детей с сильной привязанностью к кровной семье. Эти категории детей сложно устраивать в семьи (для сравнения: на Украине ежегодно растет количество детей, передаваемых на семейные формы воспитания).

Сегодня в России около 85% детей-сирот – это социальные сироты, то есть дети при живых родителях (5 лет назад эта цифра составляла менее 75%).

12 стр., 5882 слов

Специфика личностного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях приюта, как объект социаль

... 152 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и воспитывается около 28,9 тыс. детей; 213 школ-интернатов для детей-сирот с ... «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который предоставляет сиротам дополнительные гарантии права на образование (ст. 6), на ...

В России пока не выстроена система работы с кровной семьей ребенка, профилактики социального сиротства.

В последнее время в Москве и крупных городах делаются первые шаги в данном направлении (например, Департамент соцзащиты Москвы в 2013 году разработал и принял Концепцию модели профилактики социального сиротства, которая, однако, пока еще не начала работать).

До сих пор органы опеки и попечительства функционируют в рамках бинарной парадигмы: оставить или забрать ребенка из кровной семьи. Не разработана система социальных услуг, поддержки семьи в трудной жизненной ситуации1.

К 2018 году правительством РФ поставлена задача вдвое снизить число детских домов. За последние четыре года число государственных детских домов сократилось с 1770 до 1344 (данные на май 2013 года).

В Москве в 2013 году государственные детские дома были ориентированы на передачу детей в семьи: каждый детский дом получил соответствующую разнарядку, от выполнения которой зависят объем жалованья и дальнейшее трудоустройство директоров учреждений. В течение нескольких лет в Москве планируется оставить два типа детских домов: малокомплектные (меньше 30 человек) и детские дома семейного типа. В соответствии с указом президента от 28.12.12, в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов страны был внесен пункт о доле детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2012 году в России принята программа «Школа приемных родителей», в рамках которой началась целенаправленная работа с теми семьями, которые намерены взять ребенка в семью. В настоящее время в Москве действуют около 50 таких школ, они открыты и в других регионах.

25 стр., 12263 слов

Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из неблагополучных семей

... либо сирота, либо оставшийся без попечения родителей. Большая часть - это дети, оставшиеся без попечения родителей. А: Нашим законодательством допускается временное помещение детей в детский дом. Например, семья, которая ...

В 2013 году в Москве началась реформа системы домов ребенка, где младенец, оставшийся без попечения родителей, вынужден находиться до 5 лет. За это время ребенок значительно теряет в развитии из-за недостатка внимания, общения и фактически, усилиями государственной системы, насильственно ограждается от всех потребностей, кроме витальных. В Москве закрыли 7 домов ребенка, с 2014 года планируется оставшиеся 10 учреждений передать в ведение департамента соцзащиты (ранее они находились в ведении департамента здравоохранения) и наладить там процесс оперативной передачи детей в семьи. В отличие от Москвы, проблема домов ребенка по-прежнему актуальна для других российских регионов.

Что же касается Западных стран и США, тов настоящее время в США (как, кстати, и в других развитых странах), детских домов нет. Временные приюты для детей до момента помещения ребёнка в приёмную семью – есть, но детских домов нет вообще. И вот почему.

Разумеется, в Соединенных Штатах (как и в любой стране) детей, оставшихся без попечения родителей, немало. Но дело в том, что современная американская система помощи детям, оставшихся без попечения родителей, устроена не так, как в России, а принципиально иначе.

200 лет назад в XIX веке в Нью-Йорке, Филадельфии и Бостоне были созданы первые детские приюты. Но в настоящее время таковых уже просто не существует. Основой американской помощи детям-сиротам являются фостерные семьи (от английского термина to foster – воспитывать детей).

Более подробно об этом поговорим далее на страницах данной работы.

В целом можно сказать, что Россия и страны Западной Европы, и США шли несколько разными путями в развитии системы воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Но безусловно, каждая страна должна выбрать оптимальный путь с одной лишь целью, сделать жизнь детей, которые остались без попечения родителей как можно безопаснее и с наименьшим травматизмом для психического развития таких детей.

Таким образом сформулируем цель курсовой работы, которая заключается в том, что провести сравнительный анализ подходов к организации социальной защиты детей оставшихся без попечения родителей в разных странах.

Цель обуславливает решение следующих задач:

13 стр., 6206 слов

Опека и попечительство как форма жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

... детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». [Электронный ресурс] URL //#"justify">7. Козырева И.А., Соколова А.В., Баранова А.А. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ... рассматривать следующие: ) использование ресурсов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в деятельности по ...

— рассмотреть подходы к организации социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей в Западных странах.

— проанализировать подобную ситуацию в нашей стране, т.е. В России.

Многие авторы и специалисты в нашей стране и за рубежом изучали сиротство, как социальное явление, вопросы социальной защиты детей-сирот, проблемы их образования, трудоустройства, жилищного обеспечения и другие социальные аспекты их жизнедеятельности исследовались и исследуются в рамках социологии семьи такими как М.П. Аракелова, Т.А. Гурко, И.Ф. Дементьева, Г.Г. Силласте, Г.И. Осадчая, Е.Р. Смирнова, В.В. Форсова, А.С. Барашкова и др. Также, большой вклад в разработку проблем социальной защиты сирот внесли Л.А. Селявина, В.Н. Лыков, М.М. Фатейчев, В.В. Смирнов и др…………..

Список литературы

Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 45 Ст.955

Всеобщая декларация прав человека от 1948 г. //. Российская газета. 1998. – 10 декабря.

Декларация о социальных и правовых принципах от 3 декабря 1986 г. // Правовая информационно-справочная система «КонсультантПлюс».

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») от 1985 г. // Советская юстиция. 1991. №№ 12-14

Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 1990 г. // Дипломатический вестник. 1992. № 6. С. 10 – 13.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СПС: Консультант Плюс.

Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, 2012. 80 с.

Ослон В. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.

Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Г.И. Климантовой. М.: Изд-во РГСУ, 2008. 192 с.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Шипицина Л.М. Психология детей-сирот: Учеб. пособие. М.: Волтерс Клувер. 2003. 638 с.

Бессчетнова О.В. Фостерная семья как способ устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Соединенных Штатах Америки // Вестник ТГПУ. 2009. № 5. С.40– 44.

Ларин А.Н. Практика работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в развитых зарубежных странах Электронный журнал «Психологическая наука и образование» . №3. 2013.

Васильев Роман: Усыновление в России. 14.01.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.miloserdie.ru/article/usynovlenie-v-rossii-kak-eto-ustroeno-2/ (дата обращения 23.10.2016 г.).

Гельман З. Очередь, в которой иностранцам стоять нет смысла. 2012 [Электронный ресурс]. URL: 2012/12/30/siroti-site.html (дата обращения 25.10.2016).

Смирнова Е. Проблемы социального сиротства в России и за рубежом: Историческая справка. 2010 [Электронный ресурс]. URL: view_articles.php?id=10 (дата обращения: 23.10.2016).

Семья Г.В. Политика деинституционализации учреждений интернатного типа. 2005 [Электронный ресурс]. URL: ASI3/main.nsf/0/590531EC5D83E 98FC3257098004263A0 (дата обращения: 25.10.2016).

Татаринцева Е.А. Реформирование системы институциональной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей в России, Англии и Японии. 2011 [Электронный ресурс]. URL: 4726/reformirovanie-sistemy-institucionalnoj-zaboty — o-detyax-ostavshixsya-bez-popecheniya-roditelej-v-rossii-anglii-i-yaponii/ (дата обращения: 25.10.2016).

Уманская М. Потерянное поколение детей Израиля. 2010 [Электронный ресурс]. URL: info/47698.html (дата обращения: 25.10.2016).

Благотворительный фонд «Доброе дело». 2008 [Электронный ресурс]. URL: content/articles/2462/ (дата обращения: 25.10.2016).