Спортивный фанатизм в молодёжной среде

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы является спортивный фанатизм в молодёжной среде.

Цель работы — выявление роли и степени спортивного фанатизма в молодёжной среде на примере фанатов спортивного клуба «Водник» г. Архангельска.

Объект исследования — фанатизм как социальное явление.

Предметом исследования является непосредственно спортивный фанатизм.

Согласно цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

актуализация выбранной темы;

формирование методологического аппарата исследования;

выявление теоретико-методологических основ изучения фанатизма;

изучение фанатизма как социального явления, выявление сущности и причин фанатизма;

изучение видов фанатизма;

изучение спортивного фанатизма в молодёжной среде, выявление его причин и последствий;

рассмотрение исследовательского опыта изучения спортивного фанатизма;

характеристика молодёжного фанатизма на примере спортивного клуба «Водник»(г.Архангельск);

изучение истории рассматриваемого спортивного клуба и его влияния на развитие молодёжного фанатизма жителей г.Архагельска;

выявление позиции жителей г.Архангельска: «спортивный фанатизм: «за» или «против»;

формулировка собственных выводов и суждений относительно изученного вопроса.

Актуальность темы данной работы обусловлена характером социальных процессов, происходящих в современном мире.

Глобализация, ведущая к размыванию границ, формированию единого информационного пространства, а, следовательно, интенсивному столкновению полярных идей и идеологий; интеграция, немыслимая без взаимовлияния разных социальных систем и культур, которое часто осуществляется как противостояние, формируют объективные условия для развития спортивного фанатизма. Хотя, как социальный феномен, он возникает на начальном этапе цивилизационного развития общества.

Особенности современного социального функционирования спортивного фанатизма проявляются в том, что интересы власти, могущества, богатства, контроля, приводят к сознательной «ставке на фанатизм».

13 стр., 6407 слов

Изучение работы социального педагога с подростками, склонными к употреблению алкоголя, на примере школы № 21 города Сергиев Посад

4 Курсовая работа Изучение работы социального педагога с подростками склонными к употреблению алкоголя на примере школы № 21 города Сергиев Посад Содержание ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Общая характеристика социально-педагогической профессии 1.1 Основные требования к профессии 1.2 Организация деятельности социального педагога с подростками склонными к употреблению алкоголя 1.3 Содержание ...

Еще одним важным фактором, способствующим формированию фанатичного сознания, является духовный вакуум, создающийся в результате крушения стабильных социальных систем, устойчивых принципов, приоритетов и ценностей, моральных ориентиров, которые характерны для традиционных обществ.

Фанатизм как социальный феномен вызывает множество проблем в обществе: с одной стороны, фанаты — это организованная группа активных болельщиков той или иной команды, активно поддерживающих ее на домашних и выездных матчах, а с другой стороны — это массовые драки между членами фанатских группировок, хулиганские действия, разгромленные трибуны стадионов, рост преступности, рост негативного отношения не только со стороны работников правоохранительных органов, но и рядовых членов общества.

В результате подобных действий обычные люди перестают ходить на матчи, а любые массовые драки, в которых участвуют подростки, начинают называть фанатскими разборками. Отсюда следует, что существование данной субкультуры может вести к социальной дезорганизации.

Такие явления, как спортивный фанатизм, необходимо изучать для того, чтобы избежать дезорганизации общества, нарушения общественного порядка, гибели людей, а также для того, чтобы помочь молодежи в выборе жизненных позиций.

При изучении темы спортивного фанатизма в молодёжной среде будут использованы следующие методы:

работа с учебной и научной литературой;

изучение актуальных периодических изданий и других средств массовой информации;

работа с интернет-ресурсами, такими как официальный сайт спортивного клуба «Водник», а также популярных социальных сетей, которые помогут наиболее точно отразить актуальные аспекты изучаемого вопроса;

анкетирование, обработка и анализ полученных данных.

. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАНАТИЗМА

.1 Фанатизм как социальное явление: понятие, сущность, причины

11 стр., 5025 слов

Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМКРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТФакультет Психолого-ПедагогическийКафедра Методик преподавания КУРСОВОЙ ПРОЕКТ Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период Студентки Курса 03 Группа ЗНК 6-03Микульските Снежаны ИгоревныПреподаватель ...

Феномен фанатизма один из наименее изученных в социальных областях знания. Многообразие данного феномена определяет сложность его теоретического освоения. Анализ содержания понятия «фанатизм» позволяет выявить основные смыслы, заложенные в него всем ходом исторического развития феномена и его отражения в сознании людей.

Этимология слова «фанатизм» определяется историко-культурным контекстом, и берет свое начало в Древнем Риме. Практически все авторы словарных статей, посвященных фанатизму ведут его происхождение от латинского слова Fanum (fanaticus), что переводится как «храм», «жертвенник». Авторы монографии посвященной фанатизму: Haynal А., Molnar М. и de Puymege G., также считают слово «фанатик», производным от латинского fanum, которое дошло до нас из римских текстов. До XVII века слово «фанатизм» зачастую употреблялось только в религиозном контексте, о чем свидетельствуют многочисленные истории культов, еретических и сектантских движений, жизнеописания отшельников и святых. Фанатизм как феномен состоит не только из страстной и исступленной преданности, но и поклонения, и сознательного принесения каких-либо «жертв» (аскетизм, умерщвление плоти, обеты молчания и служения и т.п.) во имя торжества духа и бога, что активно используется религиозными объединениями с самого первого момента их возникновения. Понятие «fanaticism» (фанатизм) появилось значительно позже; считается, что первым его использовал Jacques Benigne Bossuet1, после которого это понятие было еще раз забыто в конце семнадцатого века. Мода на слово «фанатизм» появилась в последний период (с конца XIX века).

В двадцатом же веке это понятие пережило своеобразный ренессанс.

По мнению А.Н.Фойгеля, исследователя религиозного фанатизма, слово «фанатик» так же происходит от латинского Fanum — храм, жертвенник, фанатик означает «посвященный». В древности фанатиками называли жрецов фригийской богини Кибелы, культ которой был перенесен из Малой Азии в Рим. В дни празднеств этой богини жрецы устраивали шествия по улицам Рима, во время которых приходили в экстаз и били себя плетьми, наносили ножевые раны. Многие римляне с осуждением относились к этому кровавому культу, что и выразилось в эмоциональном и негативном отношении к данному явлению. С этих пор употребление понятия «фанатизм» неразрывно связано с его эмоциональным, оценочным восприятием, использование слов «фанатик» и «фанатизм» всегда предполагает некоторое отношение к человеку или явлению[1].

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

О культе богини Кибелы писали и A.Haynal, M.Molnar и G.de Puymege в своей монографии «Fanaticism»: «Вдохновленные предсказатели в Риме, интерпретирующие предзнаменования, были названы фанатиками, как называли священников восточного тайного культа богине Ma Bellone, которые в насаждаемом бреду били себя саблями и топориками, что приводило к большим потерям крови. … Культ Bellone, посвященный в тоже время Cybele (Сибиле или Кибеле), матери богов, был одновременно культом войны и родной земли (fatherland)… Они (жрецы и почитатели культа. — В.К.) получали вдохновение из другого мира с фанатической экспрессивностью, подобно сумасшедшим, в восторженном и иногда сильном исступлении…». Культ родной земли впоследствии изменился и стал выражаться в патриотизме и национализме, которые содержат в себе потенции фанатизма. Культ богини войны, который привел к появлению фанатиков, естественно должен быть связан с пролитием крови и насилием. Поэтому не случайно первоначальное негативное восприятие этого явления. Возможно, именно от культа Кибелы пошла традиция, в первую очередь связывать проявления фанатизма с насилием и военными действиями. К тому же ритуальные избиения себя во время празднеств, состояние исступления, в какое приходили жрецы, фанатичный экстаз, усиливающийся от потери крови, создавали впечатление безумства и даже психического заболевания почитателей данного культа у наблюдателей. Эти действия приносили вред не только физическому здоровью жрецов, но и душевному. Негативное воздействие фанатизма на личность жрецов и последователей культа было явным. Отсюда идет и несколько настороженное отношение к фанатикам и к самому явлению фанатизма[1].

Таким образом, под фанатизмом мы будем понимать твердую и не признающую никаких аргументов безальтернативную приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру. Фанатизм — социально-психологический феномен, характеризующий личностную позицию и систему отношений этой личности с референтными группами и группами членства в логике неприятия даже обоснованной, но противоречащей жестким установкам фаната информации, отражающий некритичный подход индивида к любой информации, которая в той или иной степени подкрепляет его позицию, установки, представления и убеждения, готовность к жертвенному поведению во имя последних вне зависимости от того, является подобная активность нравственной или аморальной[2].

7 стр., 3225 слов

Соотношение каналов власти и степени зрелости объекта управления

Власть – это способность оказывать влияние на поведение людей. Об успехах менеджеров судят не потому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе подчиненных. Понятие «власть» относится к отдельному человеку, группе, организации в целом. Это не постоянное свойство личности и даже не просто некая формальная прерогатива. Можно сказать, что руководитель обладает властью в той мере, в какой ...

Причины фанатизма могут быть следующими[3]:

. Неудовлетворительная личная или социальная ситуация.

.Уход от неприятной реальности, посредством вызывания идеалистического воодушевления, сочетающегося с реализацией стремления к «праведной» цели. Аддиктивное поведение также сопровождается уходом человека от неустраивающей его реальности посредством изменения своего психического состояния. Фанатический уход от реальности отличается от аддиктивного возникновением в сознании и подсознании человека воодушевления и идеалистической восторженности.

. Снятие запретов superego или его замена. Происходящее при этом формирование системы, основанной на алгоритме «приказ-послушание», срабатывает как анормальный импульс к действию.

Также причины фанатизма могут быть: политические (как помощь в управлении государством или народом), психологические (как средство ухода от реального мира или поиск своего «я»), религиозные (как норма некоторых религий или излишняя требовательность к верующим в связи с неправильным пониманием заповедей)[3].

1.2 Виды фанатизма

спортивный фанатизм общественный социальный

В настоящее время существуют различные виды фанатизма, но наиболее распространенными являются такие виды фанатизма как: религиозный, спортивный, музыкальный, политический, идейный, научный фанатизм. Рассмотрим подробно некоторые из них.

Музыкальный фанатизм. Многие поклонники, особенно в юном возрасте, проходят стадию фанатизма по отношению к любимому исполнителю. Обычно целью музыкальных фанатов является физическая близость к своему кумиру: дружба, общение, любовь [4].

12 стр., 5549 слов

Фанатизм как социальный феномен

... фанатизмом. Подобный расклад лишает его возможности нормального существования и социализации. Однако, возможно, что фанат пронесет свое увлечение через всю жизнь, ... политический, идеологический фанатизм; этнический, национальный, расовый; фанатизм среди спортивных болельщиков; театральный фанатизм и т.п. ... фан-клубы без центральной власти; и с центральной властью, когда происходит управление одним ...

Музыкальный фанатизм начинается со стирания границ между творчеством исполнителя и его личностью. Легко отличить поклонников, просто с удовольствием слушающих новую музыку и тех, что расписывает стены дома известного человека, караулит каждый его выход из подъезда.

Музыкальных фанатов можно разделить на четыре категории по углублённости в процесс, эмоциональной окраске и отношению к кумиру[4].

Первый тип — это фанат-романтик. Фанат-романтик в первую очередь ориентирован на сценический образ кумира. Он чаще всего испытывает к кумиру чувство влюблённости и духовно-эмоционального расположения. Для него кумир — это идеал поведения, внешности, музыкальной экспрессии и человека.

Второй тип — сексуально-ориентированный фанат. Для этого типа характерно отношение к кумиру как к носителю мужской (чаще всего) сексуальности. Кумир воспринимается как идеальный сексуальный партнёр, большое внимание фанат такого типа уделяет его внешности, физическим чертам, личной жизни, в меньшей — музыке как таковой.

Третий тип фаната — фанат-рационалист. Такой тип позиционирует себя в первую очередь как любитель музыкального творчества кумира. Он в меньшей степени сосредоточен на сценическом образе и сексуальности кумира, однако чаще всего за расположенностью к музыке скрывается всё тот же фанат-романтик.

Самый крайний тип фаната — это фанат-сталкер. Обычно сталкеры преследуют кумира, ищут с ним встречи, посылают письма с угрозами, просьбами, признаниями в любви. Данный тип фаната чаще всего представлен одинокими, несостоявшимися личностями, для которых кумир становится частью смысла жизни[4].

Явление фанатизма не ограничивается влиянием только лишь на музыкальную сферу. Очень часто фанат одной группы является фанатом другого музыкального коллектива или фанатом киноактёра, спортсмена. Как таковой фанатизм в обыденном понимании этого явления наносит вред только самому фанату, ограничивая его кругозор, сужая рамки сознания, поглощая полезную духовную энергию и настраивая агрессивно по отношению к иной части аудитории.

Религиозный фанатизм — это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа, поклонением и растворением в группе единомышленников[5].

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в ...

Религиозный фанатизм обычно основан на святости жертвы во имя Бога. Его психологическая основа — вера. В основу понимания веры теологи обычно кладут слова, приписываемые еще апостолу Павлу: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». То есть, по сути, религиозный фанатизм — групповой фанатизм.

Фанатизм и религия тесно связаны между собой. Справедливо писал Э. Дюркгейм: «Когда более или менее сильное возбуждение разделяется группой людей, оно неизбежно принимает религиозный характер» [5].

Однако Э. Дюркгейм не сводил религию или даже «религиозное возбуждение», экстаз исключительно к вере в Бога. «И современное общество, по Дюркгейму, религиозно, даже если интеллектуальные функции религии отступают на задний план в пользу моральной интеграции, которая находит свое выражение в национальных и политических символах» [5].

Э. Дюркгейм считал совершенно однотипными собрания христиан, ритуально отмечающих главные события из жизни Христа, или иудеев, празднующих исход из Египта, провозглашение десяти заповедей, с собраниями и митингами граждан в память какого-нибудь национального события. Основной функцией религии Э. Дюркгейм считал не столько объяснение мира, сколько возбуждение эмоций и чувств радости и экзальтации, связанного с фанатизмом побуждения к действию. Он считал, что именно религия отвечает устойчивым «коллективным потребностям», имеющимся в каждом обществе[5].

Фанатизм, замешанный на вековой безграмотности и отсталости, подкрепленный средневековым фанатизмом духовенства, оторванного даже от исламских реформаторских идей и течений, приверженного тактике и методам раннего ислама тысячелетней давности, — опасная вещь… Один из лозунгов моджахедов звучит весьма однозначно: «Ни Запад, ни Восток, а канонический ислам!» [5].

Религию надо рассматривать не только как фанатизм, но и как истинную веру.

Политический фанатизм отстаивает исключительность своих политических целей и взглядов, определенной политической системы, режима, власти и требует жертв ради них (например, во имя «Великой Германии» или во имя советской власти, ради «торжества демократии»).

Можно привести многочисленные примеры политического фанатизма и связанного с ним терроризма как в борьбе за власть, так и, напротив, в отстаивании своего права на сохранение власти. Борьба за власть, если она становится ожесточенной, всегда в той или иной степени носит признаки фанатизма. От Цезаря до Брута, от В. И. Ленина до Б. Ельцина фанатическая тяга к власти и приверженность идеям террора и осуществления отдельных террористических актов пронизывает всю историю борьбы за власть. Практически не имело особого значения, какой именно строй намеревались установить те или иные люди или, напротив, с каким строем они боролись, — при наличии определенной степени фанатизма, такая борьба неизбежно включала, в той или иной степени, акты террора [6].

В психологических истоках политического фанатизма всегда скрывается жажда власти, стремление к подчинению людей практически любой ценой. Поэтому наиболее яркие фанатичные политики так или иначе всегда обращались к террористическим методам и, в конце концов, очень часто сами становились жертвами террора [6].

Однако существует и другая точка зрения, что не жажда власти сама по себе как таковая является основой политического фанатизма. А фанатичная борьба за власть, которая, становясь хронической, ведет к своеобразной утрате цели. Как писал А. Леонтьев, происходит «сдвиг мотива на цель».

Итак, основными признаками фанатизма являются[3]:

наличие определенной атрибутики, отражающей приверженность какому-либо клубу, музыкальному направлению или вере: одежды и аксессуаров;

особый сленг (гимны и «кричалки» на стадионе, песнопения в храме и т.д.);

проявление агрессии;

объединение в фан-клубы;

«зацикленность» на одних взглядах и убеждениях, их догматичность, навязывание образцов поведения окружающим;

наличие определенной субкультуры, т.е. особый образ жизни, во имя общей деятельности.

При этом страсть как психологическая (эмоциональная) устойчивая характеристика (направленная на предмет) также является чертой фанатизма, вне его страсть имеет отношение к межличностным отношениям. Страсть, сопровождающая фанатизм, с одной стороны, фиксирует сознание на определенном предмете, с другой — делает сознание как эмоционально устойчивым, так и неустойчивым[7].

Критерием, отличающим социальное чувство от фанатизма, тогда будет бесстрастность, хладнокровие, позволяющее адекватно мыслить[7].

. СПОРТИВНЫЙ ФАНАТИЗМ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ФАНАТИЗМА

Спортивный фанатизм — явление особое. Некоторые считают фан-движение отдельным видом экстремального спорта со своей уникальной культурой, правилами соревнований и спортивными знаниями! А участников этого движения называют суппортерами, или спортивными хулиганами[9].

Спортивный фанатизм является одним из самых вредных пристрастий, так как он «направлен, прежде всего на неокрепшие души молодёжи и уводит их от злободневных проблем национальной жизни государства» [10]. Чтобы правильно понять сущность спортивного фанатизма надо углубиться в историю и увидеть, откуда взялось это явление и как оно развивалось. Спортивные игры как зрелище зародились ещё в древнем дохристианском мире. Страсти, кипевшие на ристалищах, были настолько сильны, что они оказывали влияние на политическую обстановку тогдашних государств. В дохристианском мире, когда все народы кроме иудеев поклонялись идолам, спортивные игрища были как бы священнодействием ложным богам. Древние эллины считали, что их боги тоже состязаются в физических упражнениях, и они этим всего лишь подражают своим кумирам. В средние века, когда влияние церкви на повседневную жизнь народов было велико, спортивные состязания проводились в виде рыцарских турниров и национальных народных игр. Они носили любительский статус и помогали людям развивать их профессиональные навыки. В нашей стране спортивное движение стало интенсивно развиваться после революции, когда к власти пришло коммунистическое правительство. Поначалу оно носило массовый любительский характер и служило делу развития физической культуры среди населения. Интенсивная профессионализация спорта началась после Второй Мировой войны, когда спортивные состязания всё больше стали выходить на международную арену, а победа национальных команд приносить денежные дивиденды и престиж их клубам и государствам. Спортсмены любители уже не могли на равных конкурировать с профессионалами, и постепенно весь спорт высших достижений перешёл на профессиональную основу. В советском государстве официально все спортсмены числились любителями, т.к. коммунистическая идеология стыдливо запрещала жить людям неинтеллектуальным или непроизводительным трудом. После 1991 года в России стал отвергаться массовый любительский спорт. Но профессиональный спорт и накал околоспортивного фанатения только подогревался. Больше стало выходить околоспортивных газет, изданий, передач на телевидении и телеканалов, целиком посвящённых спорту. Появились фирмы специализирующиеся на выпуске спортивных знамён, одежды и другой атрибутики для спортивных фанатов[10].

Сам профессиональный спорт превратился в коммерческое предприятие и играет по правилам извлечения из него наибольшей денежной выгоды. Многие спортсмены после завершения своей карьеры становятся инвалидами, а бывают случаи смертельных исходов от физических перегрузок. Талантливые игроки покупаются и перепродаются, становятся гражданами других, более экономически развитых и богатых государств. Все спортсмены высших достижений поголовно употребляют допинги анаболики, без которых им не показать результатов мирового класса и не победить своих соперников. Нередки случаи подкупа судей и, как результат, необъективного судейства. Можно сказать, что предела своих физических возможностей человечество уже достигло и ему больше не к чему стремиться. [11].

Среди спортивных фанатиков сильно распространены: пивной алкоголизм, наркомания, разнузданность в поведении.

Однако, нужно различать простых болельщиков от спортивных фанатов. Для этого нужно классифицировать болельщиков. Рассмотрим классификацию предложенную специалистом по работе с болельщиками Денисом Федоровичем Семеновым и председателем регионального отделения Всероссийского объединения болельщиков Дмитрием Анатольевичем Хрисановым, применительно к футбольным болельщикам. Всех их можно разбить на пять видов. К первому относятся самые многочисленные — телевизионные. Они наблюдают за своей любимой командой исключительно по телевизору. Второй тип болельщиков — это взрослые, сформировавшиеся в плане психологии и системы ценностей люди, которые постоянно или время от времени ходят на стадион поддержать свою команду. Нежелание их вникать в суть футбольного фанатизма естественно. Они имеют работу, семью. Футбол стал не смыслом их жизни, а своеобразной отдушиной, где можно либо зарядиться дополнительными эмоциями, либо выплеснуть лишние. Третий тип футбольных болельщиков — как правило, несовершеннолетние, использующие футбол как предлог для участия в драках. В фанатской среде их называют либо «карликами», либо «фантомасами». Относятся к ним крайне негативно потому что они — абсолютно не имеющая индивидуальности масса людей, которая, в общем-то, равнодушна к команде, за которую болеют, и к словам старших товарищей. Эта прослойка людей есть почти в любой молодежной субкультуре, и она имеет собирательное определение: «гопники». Четвертым типом футбольных болельщиков можно считать как раз пресловутых футбольных фанатов. Это люди, чей средний возраст приближается к двадцати одному году. Они осознанно принимают культуру футбольного фанатизма, т.е. те правила, по которым играют люди, относящиеся к этому движению. Пятый тип футбольных болельщиков представлен футбольными хулиганами. Это — главные участники сражений до, после и во время матчей, члены хорошо организованных бригад, со своей идеологией, уставом, врагами и друзьями, целями и задачами. Именно их СМИ пытаются постоянно выставить «группой обкурившихся (пьяных) подростков »[9].

. ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЁЖНОГО ФАНАТИЗМА Г. АРХАНГЕЛЬСКА НА ПРИМЕРЕ ФАНАТОВ СПОРТИВНОГО КЛУБА «ВОДНИК»

3.1 Спортивный клуб «Водник»: история клуба

Историю любого спортивного клуба составляет хронология чередующихся побед и поражений.

СК «Водник» имеет очень динамическую, «ступенчатую» историю. В этом поможет нам убедиться хронология спортивных событий, расположенная на официальном сайте «Водника» в разделе «История клуба»[13].

января 1925 года в Архангельске при клубе водников имени М.В.Фрунзе образована команда «Северный водник». С этого момента и ведется история клуба. Организатором хоккейного коллектива, его тренером и первым капитаном стал Евгений Александрович Дулетов. Костяк команды составили футболисты и конькобежцы, среди которых были братья Евгений и Николай Дулетовы, Сергей Шубин, Вадим Лейцингер, Сергей Витт, Константин и Андрей Волыхины, Евгений Карев, Павел Лукошков. Свой первый официальный матч команда провела уже 22 января этого года. В том же году главный состав «Северного водника» (для подготовки резерва существовало еще два), выиграв в решающем поединке у соломбальского «Спартака» 7:5, становится чемпионом первого чемпионата города Архангельска. В этом же году чемпионом города стал и женский состав «Северного водника»[13].

В 1951 году в Архангельске прошли игры третьего чемпионата СССР. Игроки «Водника» заняли шестое место. Капитан «Водника» — Василий Малков.

В 1952 году «Водник» впервые покинул высшую лигу.

В 1954 году «Водник» становится победителем соревнований класса «Б» (первая лига).

Команда заняла первое место и вернулась в высший эшелон. Тренером «Водника» становится Виктор Ильич Карелин.

В 1955 году VIII чемпионат СССР не принес северянам успехов. Хотя можно отметить сенсационную победу «Водника» над столичными динамовцами — 1:0. Капитан команды — Анатолий Солков.

В 1956 году в конце хоккейного сезона команду возглавил Анатолий Дмитриевич Скворцов, который был главным тренером «Водника», с небольшими перерывами, вплоть до 1977 года[13].

В 1957 году команда, ведомая новым капитаном, Львом Фильчагиным, впервые начала со специальной предсезонной подготовки. В первом матче IX чемпионата СССР с армейцами Свердловска архангелогородец Альберт Носов забивает 100-й гол «Водника» в высшей лиге чемпионатов страны. Это случилось в Петрозаводске 4 января[13].

В сезоне 1958 года архангелогородцы провели свой 100-й матч в высшей лиге.

В 1959 впервые за время участия в чемпионатах страны игроки команды отличились в каждом матче. В этом чемпионате «Водник» также установил свой рекорд результативности: 43 мяча в 10 играх. В этом же чемпионате 27 января северяне впервые в своей истории забили 10 голов — в ворота куйбышевского «Труда» (10:0).

В 1960 году «Водник» во второй раз в своей истории покидает высший дивизион отечественного хоккея. Капитан «Водника» — Федор Ваенский (занимал это место с перерывами до 1964 года).

В 1961 «Водник» становится победителем соревнований в первой группе класса «А» (первая лига) и вернулся в высшую лигу на 16 сезонов.

В 1962 «Водник» провел первую международную встречу 20 февраля со шведским «Сандвикеном» и был обыгран со счетом 1:0.

год — самый удачный сезон за всю предыдущую историю «Водника» — 4 место из 12 команд. Капитаном команды вплоть до 1970 года (с перерывом в 1967 году) становится легендарный нападающий Леонид Марков. В этом же году первым архангелогородцем, привлеченным в национальную сборную и завоевавшим титул чемпиона мира, стал Альберт Вологжанников (в то время выступал в составе московского «Динамо»)[13].

В 1968 — 1969 гг. по итогам сезона впервые в список 33 сильнейших игроков страны вошли защитник «Водника» Роберт Овчинников и полузащитник Евгений Юшманов. 14 февраля в Москве в матче с «Филями» Вячеслав Малахов забил 500-й гол «Водника» в чемпионатах страны. Бывший игрок «Водника» Георгий Трушев и Георгий Елизарьев становятся первыми в Архангельске судьями всесоюзной категории[13].

Состоявшийся на рубеже 1968-1969 годов XXI чемпионат страны принес много юбилеев. 15 декабря 1968 года в Архангельске «Водник» одержал свою 100-ю победу в рамках чемпионатов страны. 16 февраля в Куйбышеве в матче с местным «Трудом» была зафиксирована 50-я ничья «Водника» в высшей лиге. А вот 300-й матч «Водника» в высшей лиге оказался для северян неудачным — 12 марта в Архангельске «Водник» уступил ульяновской «Волге» со счетом 4:5. Причем в этом же матче «Водник» пропустил свой 700-й гол в чемпионатах страны[13].

В 1978 году «Водник» становится победителем финального турнира первой лиги, проходящего в Архангельске.

В 1979 году «Водник» терпит самое сокрушительное поражение в домашнем матче от чемпиона того года красногорского «Зоркого» — 3:13.

В 1987 году «Водник» с блеском выигрывает турнир первой лиги, одержав за сезон победы в 29 матчах из 36. Архангелогородцы в Кубке СССР доходят до финала, где уступают московским динамовцам 3:4.

В 1990 году «Водник» становится обладателем Кубка мира по ринк-бенди, обыграв в финале «Вестерос» — 3:2. Первыми водниками-мастерами спорта международного класса стали Игорь Гапанович (капитан команды с этого года), Николай Ярович и Александр Киприянов.

В 1994 году «Водник» одержал 10 крупных побед. Второй раз в своей истории команда завоевывает Кубок страны, одержав крупную победу в суперфинале над серебряным призером первенства России новосибирским «Сибсельмашем» — 9:4. С этого года и вплоть до 1998-го капитанскую повязку носит Александр Киприянов.

В 2005 году, в год своего 80-летия и очередного триумфа — «Водник» в девятый раз становится чемпионом России и в шестой раз обладателем Кубка страны, — архангельский клуб ожидали и самые сильные за всю его историю потрясения[13].

Сразу после завершения «золотого» сезона команду покидает весь костяк команды во главе с главным тренером Владимиром Янко и переходит в московское «Динамо»[13].

Новым исполнительным директором общественного Фонда «Водник» становится Александр Анатольевич Калинин, главным тренером — Сергей Евгеньевич Лихачев, капитаном — Эдуард Трифонов.

В 2006 году «Водник» занимает 8-е место в чемпионате страны. Новым главным тренером «Водника» становится Олег Валерьевич Батов.

В 2007 году в первом круге чемпионата России сезона 2006-2007 северянам, к сожалению, не удается попасть в первую шестерку Западной зоны. По итогам сезона «Водник» занимает лишь 14-е место в чемпионате России. 29 марта команде представлен новый директор — Игорь Леонидович Ануфриев[13].

В конце прошлого 2012 года «Российская газета» била тревогу по поводу катастрофического положения архангельского «Водника», команды с почти 90-летней историей, некогда базового клуба сборной России и флагмана нашего бенди. Архангелогородцы плелись в хвосте турнирной таблицы, финансовое положение было плачевным, клуб фактически остался без управления после отставки бывшего директора[13].

Спустя два месяца можно констатировать, что не зря привлекали внимание общественности к проблемам «Водника. Ситуация постепенно выправляется. В результате конкурса на замещение вакантной должности новым директором ГАУ СК «Водник» 17 января был назначен опытный управленец Денис Маслов. У клуба появилась определенная финансовая стабильность, команда мастеров в феврале выдала серию из трех побед в Суперлиге и ушла из подвала таблицы, закрепившись в зоне попадания в плей-офф[13].

.2 Влияние спортивного клуба «Водник» на развитие спортивного фанатизма жителей г. Архангельска

Спортивный фанатизм в Архангельске — развивающаяся область. Сравнивая его уровень с уровнем спортивного фанатизма в крупных городах, именно так можно сказать.

Спорт — актуальная тема для северной столицы. Активными темпами развивается социальная политика в данной сфере. Открываются всё новые и новые спортивные школы, как государственные, так и коммерческие, в совершенно различных направлениях: теннис, футбол, хоккей и так далее.

Команда «Водник» является кумиром многих начинающих хоккеистов Архангельска. И это не странно.

«Водник» — самая титулованная команда в России.

Команда «Водник»:

9-кратный Чемпион России: 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2002, 2003, 2004, 2005

6-кратный обладатель Кубка России:1992, 1994, 1995, 1996, 2000, 2005

3-кратный обладатель Кубка Европейских Чемпионов:2002, 2003, 2004

2-кратный обладатель Кубка Мира: 2003, 2004.

Для исследования уровня развития спортивного фанатизма на примере СК «Водник» мною было проведен анкетный опрос (Приложение 1).

Опрос проводился в письменной форме среди молодёжи, преимущественно студентов. Анкеты рассылались в социальной сети с последующим возвратом.

Было опрошено 78 человек, в том числе 50 юношей и 28 девушек.

Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Результаты опроса

ВопросКоличество%1.Занимаетесь ли Вы каким-либо видом спорта?а) да6887,2б) нет1012,82. Вы занимаетесь профессионально?а) да3544,9б) нет (любитель, моё хобби и т.д.)4355,13. Являетесь ли Вы спортивным фанатом?а) да810,3б) нет7089,7в) иногда4. Знаете ли Вы что-нибудь о ХК «Водник»?а) да7393,6б) нет56,45. Знаете ли Вы, что ХК «Водник» является 9-кратным Чемпион Россииа) да33,8б) нет7596,26. Знаете ли Вы, что ХК «Водник» является 2-кратным обладатель Кубка Мира?а) да1012,8б) нет6887,27. Гордитесь ли Вы успехами ХК «Водник»?а) да5975,6б) нет1924,48. Что бы Вы хотели пожелать нашему ХК «Водник»?Успехов1012,8Побед5367,9Фанатов1519,2

По результатам опроса можно сделать следующие выводы:

87% опрошенных занимаются спортом, 45% занимаются профессионально, что говорит о достаточно высоком уровне спортивной подготовки и распространенности «спортивных» приоритетов;

всего 10% опрошенных являются спортивными фанатами, преимущественно футбольными;

12% являются фанатами ХК «Водник», самыми информированными фанатами являются 3%, которые помимо приведённых фактов о данном спортивном клубе, знают его историю и последние новости из жизни клуба;

несмотря на то, что 88% опрошенных не являются фанатами ХК «Водник», большинство из них рады, что у нас достаточно сильная команда, и гордятся ею;

100% опрошенных желают ХК «Водник» новых побед, успехов и достижений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ХК «Водник» в г. Архангельске не является предметом распространенного жестокого фанатизма и причиной массовых беспорядков, чего нельзя сказать о футбольных фанатах всемирно известных футбольных клубов.

3.3 Спортивный фанатизм в Архангельске: «за» или «против»

Чтобы оценить отношение жителей г. Архангельска к спортивному фанатизму в молодёжной среде мною было проведен анкетный опрос (Приложение 2).

Было опрошено 100 человек, среди которых встречались люди различного возраста. Преимущественно люди 30-40 лет.

Результаты опроса представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Результаты опроса «Спортивный фанатизм: за или против»

1. Как Вы относитесь к явлению спортивного фанатизма в молодёжной среде?а) положительно18б) негативно60в) безразлично222. Чем для Вас является спортивный фанатизм среди молодёжи?а) метод стимулирования интересов3б) интересное хобби, развлечение13в) причина беспорядков и правонарушений843. Распространён ли в Архангельске спортивный фанатизм среди молодёжи?а) да76б) нет244. Есть ли что-нибудь положительное в явлении спортивного фанатизма среди молодёжи?а) да13б) нет87

Исходя из данных опроса, можно сделать следующие выводы:

более половины опрошенных (60%) относятся к явлению спортивного фанатизма среди молодёжи негативно, 22% — равнодушны к этому, и 18% — относятся положительно, 10% из них являются спортивными фанатами;

76% опрошенных считают, что спортивный фанатизм среди молодёжи — распространённое явление в Архангельске;

87% опрошенных считают, что в спортивном фанатизме нет ничего положительного, 13% считают, что спортивный фанатизм в некоторой степени полезен как метод мотивации и хобби.

Таким образом, жители города Архангельска преимущественно негативно относятся к спортивному фанатизму среди молодёжи, однако, не отрицают его существования.

На последний вопрос анкеты «Какие последствия спортивного фанатизма среди молодёжи Вы можете назвать?» более половины опрошенных называли:

общественные беспорядки и погромы;

массовые драки;

правонарушения и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы была достигнута основная цель и выполнены все поставленные задачи.

Рассмотрев, в данной курсовой работе, основные подходы к определению понятия «фанатизм», причины и виды фанатизма мы выяснили, что под фанатизмом первоначально понимали введенное в действие суеверие или плод незнания, примитивной души, иррационального или, вернее, предрационального сознания. В настоящее время под фанатизмом понимают — социально-психологический феномен, характеризующий личностную позицию и систему отношений этой личности с референтными группами и группами членства в логике неприятия даже обоснованной, но противоречащей жестким установкам фаната информации, отражающий некритичный подход индивида к любой информации, которая в той или иной степени подкрепляет его позицию, установки, представления и убеждения, готовность к жертвенному поведению во имя последних вне зависимости от того, является подобная активность нравственной или аморальной [2].

Фанатизм — это многогранное социальное явление, известное с древности. Крайняя приверженность к объекту направляет поведение как индивидуального, так и коллективного субъекта[7].

Фанатизм зачастую является элементом патриотизма и национализма, религии, науки, многих сфер жизнедеятельности общества, в которых возможна чрезмерность в упорствовании в достижении своих или коллективных целей. Данное явление может сформироваться в обществе при складывании определенных социальных и психологических факторов. Однако при всей кажущейся легкости применения понятия «фанатизм» к любым социальным явлениям, в социально-гуманитарном знании проблема исследования критериев фанатизма все еще актуальна. Мы можем увидеть фанатизм в политике, экономике, морали и многих других сферах социального бытия, но вопрос заключается в том, как мы будем отличать фанатизм от патриотизма, веры, дружбы, преданности и т.д[7].

Что касается проведённого исследования, оно оказалось достаточно интересным.

Спортивный фанатизм в Архангельске — развивающаяся область. Сравнивая его уровень с уровнем спортивного фанатизма в крупных городах, именно так можно сказать.

Спорт — актуальная тема для северной столицы. Активными темпами развивается социальная политика в данной сфере. Открываются всё новые и новые спортивные школы, как государственные, так и коммерческие, в совершенно различных направлениях: теннис, футбол, хоккей и так далее.

Команда «Водник» является кумиром многих начинающих хоккеистов Архангельска. И это не странно, так как маленькая команда «Русского Севера» имеет огромные достижения.

В результате анкетирования были выявлены факты негативного отношения жителей к явлению спортивного фанатизма среди молодёжи.

Единогласно называются негативные социальные последствия спортивного фанатизма, такие как общественные беспорядки и погромы, массовые драки, правонарушения и т.д.

Несмотря на столь распространённое негативное отношение к спортивному фанатизму, нельзя сделать единый вывод. Мнение — понятие субъективное.

В то время, как мы критически рассуждаем о негативных последствиях спортивного фанатизма, многие люди в силу весомых причин находят в этом значительную часть своей жизни. Они счастливы, имеют стимулы и своеобразное развлечение. Как говорится: каждому — своё.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ким В.В. Фанатизм как социальный феномен/ В.В. Ким.- М.,2003 — 112с.

2. Дудченко А.А. Фанатизм. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>ПРИЛОЖЕНИЕ 1

.Занимаетесь ли Вы каким-либо видом спорта?

а) да

б) нет

. Вы занимаетесь профессионально?

а) да

б) нет (любитель, моё хобби и т.д.)

. Являетесь ли Вы спортивным фанатом?

а) да

б) нет

в) иногда

. Знаете ли Вы что-нибудь о ХК «Водник»?

а) да

б) нет

. Знаете ли Вы, что ХК «Водник» является 9-кратным Чемпион России

а) да

б) нет

. Знаете ли Вы, что ХК «Водник» является 2-кратным обладатель Кубка Мира?

а) да

б) нет

. Гордитесь ли Вы успехами ХК «Водник»?

а) да

б) нет

. Что бы Вы хотели пожелать нашему ХК «Водник»?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

. Как Вы относитесь к явлению спортивного фанатизма в молодёжной среде?

а) положительно

б) негативно

в) безразлично

. Чем для Вас является спортивный фанатизм среди молодёжи?

а) метод стимулирования интересов

б) интересное хобби, развлечение

в) причина беспорядков и правонарушений

. Распространён ли в Архангельске спортивный фанатизм среди молодёжи?

а) да

б) нет

. Есть ли что-нибудь положительное в явлении спортивного фанатизма среди молодёжи?

а) да

б) нет

. Какие последствия спортивного фанатизма среди молодёжи Вы можете назвать?