Принципы спортивной подготовки

Пояснительная записка

Актуальность.При разработке настоящей программы использованы результаты практической деятельности ведущих тренеров города Санкт-Петербурга по подготовке каратистов различных возрастных групп, данные научных исследований по проблемам теории и методики юношеского спорта, практические рекомендации теории и методики физического воспитания и педагогики, возрастной физиологии и психологии, спортивной медицины, биохимии и биоэнергетического обеспечения двигательной деятельности спортсмена.

Программа, опираясь на особенности современного этапа развития спортивных единоборств, охватывает основные методические положения, на основании которых строится рациональная единая педагогическая система многолетней спортивной тренировки и обучения, и предусматривает:

— преемственность в решении задач по формированию личности спортсменов, укреплению здоровья, гармоничному развитию всех органов и систем организма;

— преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп;

— целевую направленность по отношению к стабильной и качественной спортивной подготовке учащихся на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе;

— целевую направленность по отношению к высшим спортивным достижениям на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства;

— соразмерность технической, спарринговой и физической подготовленности на каждом возрастном этапе;

— соразмерность общей физической и специальной физической подготовленности в зависимости от возрастных особенностей каратистов на начальных этапах подготовки;

— обеспечение всесторонней физической подготовки учащихся, включающей развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости;

— опережающее формирование технико-тактического мастерства с учетом специфики каратэ;

— комплексную систему контроля и анализа подготовленности каратистов на всех этапах подготовки и возрастного развития.

В разделах программы отражены: общие положения и характеристика программы, современная методика обучения каратэ, особенности построения тренировочных занятий для групп различных этапов подготовки.

Специфика подготовки в каждой возрастной группе определяется следующими факторами:

— средствами и методами тренировочного процесса и, соответственно, типовыми блоками тренировочных занятий;

— особенностями изучаемой техники (экзаменационные требования на кю и даны);

6 стр., 2835 слов

6. Физическая подготовленность (понятие и общая характеристика)

... максимальным значениям. Очень близок по смыслу к понятию «физическая подготовка» термин «тренированность», т.е. «состояние организма, определяющее уровень физической подготовленности спортсмена, которое является следствием тренировки». Тренированность является комплексным медико-педагогическим ...

— преимущественной направленностью на развитие скорости, силы или выносливости;

— методами подготовки к соревнованиям; методами психологической подготовки; особенностями подготовки макро-, мезо- и микроциклов; восстановительными мероприятиями, теоретической подготовки;

— средствами медицинского и педагогического контроля.

Программа составлена в соответствии с позицией целостного подхода к построению многолетнего тренировочного процесса обучения каратиста, при котором этапы определяются с учетом возраста спортсмена и особенностей биологических процессов, с обоснованием биоэнергетического обеспечения двигательных возможностей и их контрольными величинами для каждой возрастной группы.

Направленность программы — физкультурно-оздоровительная

1. Направление на развитие основных физических качеств: силы, выносливости, скорости.

2. Овладение техническими приемами защиты, атаки, изучение стиля Ояма-каратэ.

3. Формирование дисциплины.

4. Регуляции психического состояния.

Цель программы- формирование здорового образа жизни у детей дошкольного и школьного возраста путем изучения и овладения практическими навыками стиля Ояма-каратэ.

Задачи:

Оздоровительные.

— Активизировать защитные силы организма ребенка, развить навыки управления своим телом, укрепить различные группы мышц.

— Формировать физическую выносливость ребенка.

— Содействовать профилактике плоскостопия путем закаливания и использования комплекса специальных упражнений на развитие и укрепление ступней.

Развивающие.

— Развить моторную оперативность,

— Развить координационные способности,

— Развить силовые способности,

— Развить двигательную выносливость,

— Развить гибкость.

Воспитательные.

— Воспитать дисциплину:

§ недопущение опозданий;

§ соблюдение ритуала додзе;

§ беспрекословное подчинение тренеру и старшим по поясу;

§ работа только по заданию тренера;

§ знание и понимание положений присяги додзё.

— Воспитать в ребенке умение работать с партнером, уважать его, приходить на помощь и вместе добиваться поставленных целей.

Обучающие.

— Научить управлять своим телом, координацией движений,

— Научить техническим приемам защиты и атаки Ояма-каратэ,

— Научить использовать технические приемы на практике в спаррингах с партнером,

— Выучить счет и наименование технических приемов, передвижений, ката на японском языке.

Форма организации деятельности детей на занятии — групповая.

Принципы спортивной подготовки

Принцип единства общей и специальной подготовки отражает органическую связь физического воспитания с практикой трудовой деятельности и предполагает преимущественное развитие профессионально-важных физических качеств и двигательных навыков на основе общей физической подготовленности. В спортивной практике общефизическая подготовка необходима для создания физиологических предпосылок достижения высокой работоспособности, что даёт возможность последующего наращивания объёмов специфических нагрузок и совершенствования тренированности в избранном виде спорта. Высокий уровень общей физической подготовленности, достигаемый в ходе спортивной тренировки, позволяет гораздо легче переносить напряженную работу в необычных или даже экстремальных условиях. Однако в процессе ОФП необходимо преимущественное развитие тех физических качеств и способностей, которые в большей степени влияют на результативность избранной спортивной деятельности.

2 стр., 633 слов

Основные разделы подготовки спортсмена в процессе тренировки ...

... спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения; научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться Основным средством физической подготовки являются физические ... подготовка (задачи, средства и основы методики). Цель психической подготовки – реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную тренировочную ...

Специальная направленность физической подготовки обеспечивается также использованием прикладных упражнений и видов спорта, посредством которых развиваются качества и формируются двигательные умения, специфичные лишь для конкретного вида спорта. Специальная физическая подготовка сокращает сроки обучения каратистов и их адаптацию к условиям профессиональной спортивной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности тренировочных нагрузок отражает необходимость системного чередования физических нагрузок и отдыха. Небольшие нагрузки или слишком продолжительные интервалы отдыха между занятиями не приводят к развитию тренированности. Напротив, слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха между занятиями могут привести к срыву адаптации, перетренированости. Нагрузка и отдых должны чередоваться так, чтобы каждое последующее занятие проходило «по следам» предыдущего, углубляя и закрепляя продолжительные физиологические сдвиги. Таким образом, рациональной последовательностью дискретных тренировочных занятий создаётся непрерывность тренировочного процесса.

Принцип постепенности наращивания тренировочных нагрузок предусматривает необходимость наращивания величины нагрузки на организм, последовательно усложняя двигательные задания и планомерно увеличивая объём и интенсивность тренировочных нагрузок по мере роста функциональных возможностей организма. Постепенность появляется также и в регулярной смене самого состава упражнений и условий их выполнения.

Постепенность увеличения нагрузок является гарантом развития тренированности. С другой стороны, в рамках годичного цикла физической подготовки может иметь место чередование развивающего и поддерживающего режимов тренировки.

Принцип волнообразности динамики нагрузок отражает характерную черту процесса физической подготовки. Прирост работоспособности возможен лишь после применения достаточно длительной серии физических нагрузок и является результатом кумуляции их отставленных тренировочных эффектов. Этот процесс характеризуется напряжением функциональных систем организма, обеспечивающих двигательную активность. Но непрерывно и длительно находится в таком состоянии организм не может, так как это приводит к его перенапряжению и адаптационному срыву. Поэтому необходимо периодически уменьшать нагрузку, снижая её объём и интенсивность, меняя направленность. Выполнение данных требований и приводит к появлению волнообразности в динамике тренировочных нагрузок.

Принцип цикличности построения процесса физической подготовки характеризуется определённой упорядоченностью системы тренировочных воздействий. Цикличность характерна и для отдельных занятий, в процессе которых организму с определённой периодичностью задаётся нагрузка и отдых, и для упорядоченной последовательности занятий, то есть их циклов: малых, средних и больших.

10 стр., 4617 слов

Закономерности развития спортивной формы как естественное начало ...

... влияющие на построение периодов спортивной тренировки В фазовости развития спортивной формы заключена самая первая естественная предпосылка периодизации тренировочного процесса. Становление, сохранение и временная утрата спортивной формы происходят в результате строго ...

Исходными звеньями спортивной подготовки являются отдельные тренировочные занятия. Они организованны в малые циклы или микроциклы элементарные повторяющиеся фрагменты более крупных этапов тренировки. Наиболее удобная продолжительность микроцикла неделя.

Микроциклы служат как бы блоками, из которых складываются более крупные циклы средние тренировочные циклы или мезоциклы. Так как для гарантированного получения прироста тренированности необходимо как минимум три недели, а повторение одной и той же недельной программы более шести недель подряд, как правило, приводит к снижению её эффективности, то обычно оптимальная продолжительность мезоциклов, направленная на решение определённых задач, может образовывать этап или даже период тренировки. Правила организации и построения мезоциклов и логика их соединения определяются закономерностями достижения необходимого уровня спортивной формы.

Процесс развития спортивной формы имеет циклический характер, выражающийся в последовательной смене трех её фаз: развития, относительной стабилизации и временного снижения.

Это проявляется в построении тренировочного процесса, исходя из необходимости наличия в нём трёх основных периодов:

1. Подготовительный период. Создаются базовые предпосылки, обеспечивающие формирование спортивной формы.

2. Соревновательный период. Достигается высокий и устойчивый уровень специальной работоспособности.

3. Переходный период. Снижаются специфические тренировочные нагрузки, организм переключается на обще физическую или восстановительную работу. Это приводит к временной утрате спортивной формы, но обеспечивает восстановление адаптационных возможностей организма.

Совокупность вышеперечисленных трёх периодов составляет большой тренировочный цикл или макроцикл. Обычно планируется от одного (для начинающих) до трёх (для профессионалов) макроциклов в год.

 

 

Планирование тренировочного года

Тренировочный год является основной единицей календарного планирования в спорте. К годичному периоду привязываются планы работы ФКР, региональных федераций, клубов и ДЮСШ, включающие в себя проведение соревнований, экзаменов, сборов, школ, лагерей. Утвержденные сроки проведения этих мероприятий служат основой организма, необходимых для спортивной высокопрофессиональной деятельности — участия в национальных и международных соревнованиях и аттестации на спортивные высшие разряды.

Рациональное построение физической подготовки на достаточно длительных отрезках времени является важнейшим условием её эффективности, так как даже за год невозможно достичь совершенства в таком сложном искусстве, как каратэ. Этот многолетний процесс позволяет сформировать специфические двигательные навыки, значительно усовершенствовать физические качества, достичь высокого уровня психической подготовленности и работоспособности, сохранить и укрепить здоровье.

Процесс организации и планирования физической подготовки строится на основе последовательного решения общих и частных задач тренировки и воспитания. Он основан на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки, которые сформулированы в специфических принципах тренировки для разработки годичных тренировочных планов в новых группах. В основу планирования тренировочного года положен принцип цикличности, этот принцип исходит из того, что соревноваться круглыйгод не представляетсявозможным, так как в этом случае целенаправленный тренировочный процесс был бы подменен натаскиванием к очередным соревнованиям, а на повышение мастерства просто не оставалось бы времени. Следовательно, форма и содержание тренировок должны периодически изменяться, это изменение имеет фазовый характер и выглядит следующим образом:

I фаза:фундаментальная подготовка: построение биомеханики тела для полноконтактного боя, совершенствование изученной и освоение новой техники и тактики.

II фаза:выход на пик спортивной формы и ее временная стабилизация.

III фаза:временная утрата наивысшей формы.

В сумме все три фазы составляют один тренировочный цикл. Практика показывает, что спортсмен может достигать спортивной наивысшей формы не более двух-трех раз в год, сохраняя эту форму каждый раз в течение одного — двух месяцев. Более продолжительное сохранение высокой формы вредно, так как приводит к перетренированости и психологической усталости. Исходя из этого, количество тренировочных циклов в году не должно превышать двух-трех.

Тренировочные циклы в составе года принято называть макро циклами, или большими циклами. Каждый макро цикл должен завершаться соревнованием — это может быть официальный турнир или внутри (меж) групповые соревнования иначе теряется смысл всей предыдущей подготовки, направленной на достижение пика спортивной формы.

Принцип цикличности предполагает также спиральность тренировочного процесса, суть которого в том, что содержание каждого последующего макро цикла частично повторяет содержание предыдущего, но на более высоком уровне техники и специальной подготовки.

Приступая к планированию тренировочного года в группах, инструктор должен проанализировать календарь предстоящих официальных соревнований. Из всех соревнований выбираются 2-3 главных, а остальные условно считаются второстепенными. Главные соревнования надо выбирать так, чтобы они соответствовали квалификации и возрасту учеников и были разнесены во времени не менее, чем на 3-4 месяца. Таким образом, в зависимости от выбранного количества главных соревнований устанавливается базовая структура тренировочного года — с одним, двумя или тремя макро циклами.

Вариант с одним макро циклом, равен всему тренировочному году, применяется в группах начинающих, так как они еще не имеют достаточной подготовленности, чтобы участвовать в нескольких турнирах в течение года. Вариант с двумя макро циклами является самым распространенным, так как обычно городские федерации и клубы планируют соревнования для каждой квалификационно-возрастной категории занимающихся два раза в году: в осенне-зимней сезон и в весенний сезон. Для того, чтобы планирование было успешным и не повторяло прошлых ошибок, инструктору необходимо проанализировать недостатки технико-тактической, кондиционной и других видов подготовки, выявившиеся в течение предыдущего тренировочного года. Кроме того, рассматриваются новейшие тенденции в развитии: каратэ, изменения правил соревнований, изучается подготовленность основных конкурентов. Все это позволяет определить конечные цели тренировочного года, которые затем конкретизируются в задачах по видам подготовки.

На первом этапе (этап начальной подготовки) ведущими направлениями тренировочной работы являются укрепление здоровья и всестороннее развитие двигательных способностей, особенно быстроты двигательных действий, координации и скорости спортивных движений, общей выносливости и общей гибкости. Это достигается посредством многократного выполнения техники каратэ, а также применения подвижных и спортивных игр и неспецифических двигательных упражнений (общефизических, гимнастических и акробатических упражнений, упражнений из лёгкой атлетики, борьбы и т.п.).

Основные методы — повторно-равномерный и игровой. Этап в основном должен служить выявлению у спортсмена его способности к формированию специальных качеств, необходимых каратисту, а, следовательно, возможности и целесообразности дальнейших занятий Ояма — каратэ.

Комплексное планирование видов деятельности на занятиях

Ояма-каратэ

Выделяем квартальные блоки (по 3 месяца) в конце каждого блока происходит оценка работы и проверка усваимости материала учениками, сравнение фактических результатов с ожидаемыми результатами программы.

 

Квартал ( декабрь — февраль)

Декабрь Темы:    
Совершенствование базовой техники 1го этапа начальной подготовки ( Удары руки, ноги, стойки, терминология) 3 час
Технический экзамен тест. Экзамен тест на физическую выносливость 2 час
Основы боевой техники : дистанция, набивка тела, основы защиты и атаки при работе с партнером 3 часа
Всего: 8 часов

 

Январь Темы:    
Тренировочные нагрузки. Самоконтроль Техника безопасности на тренировках. Скакалка 2 час
Комбинации в каратэ из 2,3,4,5 движений 2 час
Постановка ударов руками и ногами ( прямые и боковые) 4 часа
Всего: 8 часов

 

Февраль Темы:    
Ката — комплекс ударов, блоков, перемещений , имитирующий бой , 1й кихон ката 2 час
Игры: специальные игры на ловкость, эстафеты, силовые игры 1 час
Упражнения на специальную выносливость и физическую кондицию со вспомогательными средствами подушками , «лапами» 3 часа
Ката — технический комплекс : шихо 1 2 часа
Всего: 8 часов

 

В первые полгода обучения очень большую важность имеет организация дисциплины и формирования этикета поведения на тренировках. Формирование авторитета тренера и выработка определенных норм и правил на занятиях Ояма -каратэ. Становление юного каратиста и его поведение как на занятиях , так и в обычной повседневной жизни.

Квартал ( март — май)

 

Март Темы:    
Совершенствование техники ударов руками и ногами 2 час
Техника уходов с последующей атакой 2 час
Техника опережений руками и ногами с последующей атакой 2 часа
Спарринг с разными партнерами. Специфика работы с разными партнерами 2 часа
Всего: 8 часов

 

Апрель Темы:  
Акробатика : стойка на голове и на руках, кувырки с препятствиями. Лазание по канату. Подтягивание на перекладине 2 часа
Формирование специальных физических данных через круговую тренировку 5-6 станций 1 час
Обманы и финты в технике каратэ. Техника «таи -собаки» (перемещения и уходы) и использование ее в бою 2 часа
Спарринги непрерывные со сменой партнера 1 часа
Участие в соревнованиях по кумитэ (бой) 2 час
Всего: 8 часов

 

Май Темы:  
Совершенствование базовой техники : удары , блоки, перемещения с техническими действиями (подготовка к экзаменам) 3 часа
Специальная выносливость : отработка со снарядами и с партнером 2 часа
Технический экзамен тест. Экзамен — тест на физическую и специальную выносливость 2 часа
Игровые тренировки : баскетбол, футбол 1 час
Всего: 8 часов

 

Всего по программе за учебный год : 72 часа (34 тренировки)

Ключевым итогом 3 квартала подготовки и завершения учебного года должен стать итоговый квалификационный экзамен на который происходит отбор и готовые к нему спортсмены становятся претендентами и в случае успешного выполнения нормативов получают очередные пояса и разряды. В случае сдачи на 10 кю у детей до 14 лет — это белый пояс с красной и синей полоской (требование по нормативам смотри в приложении 1).

Во время 3 блока обучения основной упор делается на работу в парах(спаррингах).

После освоения базовой техники и постановке удара в первых 2х обучающих блоках, в 3 блоке ученики пробуют применить полученные навыки на практике. Обязательным для этого периода является участие хотя бы в одном турнире начальной подготовки.

Тренировки в этот период строятся вокруг подготовки к турниру и к итоговому квалификационному экзамену.

Особое внимание уделяется азам тактики боя.

 

Подведение итогов учебного года является очень важной и неотъемлемой частью учебного процесса. Необходимо вместе с учениками сверить поставленные задачи и цели в начале учебного года с фактическими итогами. Оценить плюсы и минусы в подготовке и обучении. Провести «работу над ошибками» . Выделить самых успешных учеников по итогам года и наметить цели и планы на новый учебный год.

Нельзя забывать про напутствие ученикам на каникулы, ведь у них не будет занятий 3 месяца, за это время необходимо обязательное саморазвитие и регулярные самостоятельные тренировки. Нужно объяснить детям важность таких занятий, при необходимости нужно провести родительское собрание по итогам учебного года и предложить родителям помочь детям в их самостоятельных занятиях летом.

 

 

Структура занятия

Форма проведения спортивной тренировки зависит от цели занятия.

Учебная форма применяется в группах начинающих. Цель занятия — создание двигательных представлений, показы, объяснения. В продвинутых группах учебная форма может иметь место при изучении новых ката, рэнраку, новых и экзотических вариантов техники, комплексов самообороны и т.д.

Учебно-тренировочная форма применяется на всех стадиях обучения при закреплении вновь изученной техники, проведении учебных спаррингов по нестандартным заданиям, организации сборов, школ и лагерей. Цель занятия — обучение, приобретение умений.

Тренировочная форма применяется для закрепления и совершенствования ранее усвоенной техники, что, однако, не исключает определенную вариативность тренировочных заданий, а также для развития конкретных физических качеств и специальных навыков. Тренировочная форма применяется для закрепления и совершенствования ранее усвоенной техники, что, однако, не исключает определённую вариативность тренировочных заданий, а также для развития конкретных физических качеств и специальных навыков. Эта форма тренировки создает идеальные условия для развития быстроты и силы ударов, повышения специальной выносливости, так как позволяет не отвлекаться на разучивание и освоение техники. Цель занятия — создание двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма и его систем.

Контрольная форма применяется для периодической проверки достигнутого уровня специальной готовности учеников, их способности вести реальный контактный бой. Обычно имеет вид внутренних, товарищеских и официальных турниров, контрольная Форма также применяется при проведении зачетов по физической подготовке в соответствии с приемно-переводными нормативами.

Минут (для детей от 6 лет)

Для того, чтобы грамотно спланировать содержание основной части тренировки, тренер должен хорошо представлять основные средства подготовки каратистов. К таким средствам, применяемым на тренировочном занятии, относятся:

— общеподготовительные упражнения;

— собственно каратэ: удары, блоки, перемещения, рэнраку, силлабусы, ката, кумитэ, тамэшивари, самооборона, работа с оружием и т.д.;

— специально-подготовительные упражнения;

— специальные упражнения для обучения технике и тактике: части движений, связки элементов, имитационные упражнения, тактические задания;

— специальные упражнения для развития особых качеств применительно к каратэ: упражнения на силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость, точность и т.п.

 

Можно установить оптимальную последовательность заданий и упражнений в течение занятия.

Известно, что координационно-сложные движения наиболее качественно выполняются при отсутствии утомления, следовательно, обучение технике лучше проводить в начале занятия, к концу тренировки у учеников наступает утомление, притупляется восприятие, поэтому работа по изучению и совершенствованию техники в это время будет неэффективной и, что немаловажно, не принесет эмоционального удовлетворения.

Упражнения для развития быстроты должны быть выполнены перед упражнениями для развития силы. Вели поступить наоборот, то эффект «закачки» снизит способность мышц к быстрым сокращениям, и скоростные искомые качества не смогут быть достигнуты.

Упражнения для развития выносливости следует запланировать в самом конце основной части занятия. К этому времени организм уже достаточно сильно утомлен предшествующими тренировочными заданиями, поэтому эффективная работа по развитию выносливости потребует в этом случае значительно меньших затрат времени, чем в середине и особенно в начале тренировки. С другой стороны, если упражнения для развития выносливости, отличающиеся, как известно, большими энергозатратами, выполнить в самом начале тренировки, то это приведет к преждевременному утомлению спортсменов в оставшуюся часть занятия, они будут работать в полсилы.

Итак, для практической работы можно рекомендовать такую примерную последовательность заданий в ходе тренировки:

— кихон, силлабусы, рэнраку, ката.

— спарринговая техника, разучивание комбинаций в парах.

— условные бои по заданию.

— полно контактные бои.

— физическая подготовка в последовательности: быстрота, сила, выносливость.

Как пояснялось выше, все эти виды тренировочных заданий нецелесообразно планировать в одном занятии, но указанной очередности желательно придерживаться, с другой стороны, было бы неверно раз и навсегда жестко регламентировать порядок проведения тренировок: настоящий спортсмен, тем более каратист, обязан владеть своим организмом в любых условиях. Поэтому в старших группах полезно периодически ломать рутинный порядок и проводить нестандартные тренировки, когда, например, сначала дается значительная беговая, прыжковая или ударная нагрузка, а затем выполняются ката и рэнраку.

Вариант1. Такое построение занятия широко распространено и может, применяется для решения таких задач, как:

— повышение аэробной выносливости (бег на стадионе или кросс);

— изучение ката;

— атлетическая подготовка (в тренажерном зале);

— повышение гибкости;

— выполнение упражнений для отработки перемещений и контроля дистанции и т.д.

Продолжительность тренировки по этому варианту обычно несколько ниже, чем при комплексных занятиях.

Вариант 2. Следующая схема предназначена для тренировок с преимущественной направленностью на развитие двигательных качеств. Может иметь место в двух случаях:

— тренировка направлена на улучшение и поддержание физической кондиции. Структурно состоит из одного или нескольких блоков нагрузки разной направленности.

— тренировка направлена на улучшение и закрепление целостных разделов техники, в первую очередь — кю и данов. Этот вариант применяется в шлифовочных микроциклах при подготовке к сдаче экзаменов.

Вариант 3 предназначен для комплексной тренировки с преимущественной направленностью на последовательное решение одной главной задачи — технической подготовки и одной дополнительной развития физических качеств. Соответственно, последовательно выполняются два больших блока нагрузки: в первом блоке решаются частные задачи разучивания и совершенствования техники каратэ, а во втором — задачи физической подготовки.

Как правило, в конце основной части — в начале заминки у детей проводятся беговые упражнения в игровой форме, это:

— эстафеты;

— бег «на собаке»;

— бег «на крабе»;

— челночный бег;

— бег с партнером на спине.

Такие упражнения помогают детям расслабиться, но в тоже время, в игровой форме дети получают хорошие нагрузки. В этой части тренировки допустимо более неформальное общение.

Часть III Заключительная часть

Минут (для детей от 3-5 лет)

Минут (для детей от 6 лет)

После окончания основной части тренировки нельзя делать резкий переход к отдыху, так как в этом случае возможны некоторые функциональные нарушения.

Задачу плавного перехода от напряженного режима тренировки к режиму отдыха решает заключительная часть занятия, или, как ее обычно называют, «заминка». Во время проведения заминки функциональные системы организма переключаются на восстановительный режим, облегчая его возвращение к обычному жизненному ритму.

В заключительной части тренировки выполняются упражнения, сходные с разминочными, но в значительно меньшем объеме и с невысокой интенсивностью, что объясняется наступившим утомлением учеников. Обычно выполняются:

— дыхательные,

— маховые,

— растягивающие,

— релаксационные упражнения,

— вращение в суставах.

Можно также рекомендовать плавное и медленное выполнение ката.

В простейшем варианте заминка может состоять из медленного бега трусцой в течение 3-5 минут с последующим выполнением упражнений на расслабление (встряхивание мышц, само массаж и т.п.).

При выполнении большого объема прыжковых упражнений в основной части занятия для снятия напряжения с позвоночника в заминке, рекомендуется вис на перекладине (не более 30 секунд) или удержание согнутого положения с касанием лбом коленей выпрямленных ног сидя или стоя.

Если в основной части занятия был выполнен значительный объем ударов ногами и перемещений, то хороший восстановительный эффект даст старинная самурайская поза отдыха: лежа на спине, опереть поднятые вверх и выпрямленные ноги на стену. В этом положении разгружаются суставы и вены ног, предотвращаются варикозные явления.

Продолжительность заключительной части занятия, как правило, не превышает 10 минут. Тренировка заканчивается организованным построением и короткой медитацией. Цель медитации в конце тренировки — дать отдых психике и мышцам, а также эмоционально закрепить достигнутые успехи.

Материально-техническое обеспечение

1. Спортивный инвентарь:

— макивары;

— лапы.

2. Защитный инвентарь:

— шингарты;

— раковины;

— накладки на голени с закрытием подъема ноги;

— кимоно.

3. Дидактический материал:

— детская литература по каратэ.

Список литературы

1) Вареник, Е.Н., Кудрявцева, С.Г., Серигиенко, Н.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет. — Москва: Издательство «Творческий Центр Сфера», 2012.

2) Вопросы духовной и физической безопасности (теоретическо- методологические аспекты).

— СПб.: Издательство «СПБГУ физической культуры имени П.Ф Лесгафта», 2009.

3) Ильин, Е.П. Психология спорта. — СПб.: Издательство «Питер», 2009.

4) Евгений Головихин «Программа спортивной подготовки для образовательных учреждений. Программа по каратэ (стиливое каратэ, Ояма-каратэ и д.р).

1999 год. Переиздание 2005 год. г. Ульяновск. г. Екатеринбург

5) Кариус, В.В. Программа тренировок в Ояма — каратэ. — СПб.: 2007, переиздание 2013.

6) Кариус, В.В. Формирование здорового образа жизни средствами PR в детско-юношеской и молодежной среде (на примере работы Санкт-Петербургского Центра Ояма-каратэ).

— СПб.: Издательство «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», 2012.

7) Озомин, Н.Г. Настольная книга тренера. — Москва: Издательство «Астрель», 2004.

8) Физичесая культура в детском саду (Вторая младшая группа) Л.И. Пензулаева Изд. Мозаика — Синтез, Москва , 2014

9) Фомин, В, Линдер, И. Диалог о боевых искусствах Востока. — Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2005.

 

Содержание

Пояснительная записка. 2

Цель программы.. 4

Задачи. 4

Принципы спортивной подготовки. 5

Планирование тренировочного года. 7

Комплексное планирование видов деятельности на занятиях Ояма-каратэ. 9

Структура занятия. 14

Часть I Подготовительная часть. 15

Часть II Основная часть. 16

Часть III Заключительная часть. 18

Материально-техническое обеспечение. 19

Список литературы.. 20