Социальная работа с неполными семьями 4

Содержание

  • Введение
  • 1. Неполная семья: основные характеристики
    • 1.1 Современная семья: понятие, проблемы, ресурсный потенциал
    • 1.2 Типы неполных семей и предпосылки их формирования
  • 2. Социальная работа с неполными семьями
    • 2.1 Аспекты социальной работы с неполными семьями
    • 2.1 Особенности организации социальной работы с семьями в Центрах социальной помощи неполной семье и детям г. Волгограда
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение Новым для России многофункциональным институциональным комплексом является социальная работа. Она призвана реализовывать целую гамму ключевых общественных потребностей — производство и оказание социальных услуг, социальной помощи и поддержки, социальную реабилитацию инвалидов, профилактику безнадзорности несовершеннолетних и социального сиротства, социальный контроль, защиту гражданских, экономических, политических прав и интересов социальной уязвимых групп населения.

Ее актуальность состоит в обеспечении социального здоровья общества и содействия осуществлению социальных изменений таким образом, чтобы конфликты и дезинтеграция оставались минимальными. Приступая к исследованию особенностей социальной работы с неполной семьей необходимо опираться на общие черты свойственные семьям в индустриально развитых странах: нуклеаризация, падение рождаемости, усложнение межличностных отношений. Анализ социологической литературы по брачносемейной проблематике показывает, что можно выделить целый ряд моментов, свойственных современной семье в развитых в экономическом отношении странах: ослабление влияния общества на жизнь семьи, по крайнем мере, в виде явного давления; нуклеаризация семьи. Переход от расширенной семьи с тремя и более поколениями и широко разветвленными родственными связями к супружеской паре с несколькими детьми; увеличение числа одиноких людей брачных возрастов; уменьшение возраста впервые вступающих в брак; переход от браков по сговору или при сильном влиянии родителей к бракам, основанным на собственной воле молодых людей при минимальном вмешательстве родителей; изменение характера супружеских отношений, переход к новым ролям, большое внимание к личным потребностям и интересам личности; падение рождаемости, увеличение числа семей с одним ребенком; увеличение материальных и временных ресурсов, уделяемых воспитанию каждого ребенка; увеличение количества разводов; увеличение количества повторных браков для разводящихся и овдовевших людей. Социальная поддержка функционально ориентирована не на пассивное приспособление представителей семей к сложившейся у них социальной позиции, как это происходит сегодня в социальной работе, а на активное и осознанное усвоение и использование доступных культурных и социальных навыков. Посредством действия института социальной поддержки может быть сформирован взгляд на российское общество как на способную к изменениям систему, в которой доминирование государственных интересов сменяется учетом интересов населения, и прежде всего семей с детьми. Это определяет актуальность выбранной темы. Степень разработанности проблемы. Проблематика социальной поддержки как разновидности социальной работы с особо сложными категориями семей занимает важное место в системе социологического знания. Основы его, заложенные еще в идеях филантропии и благотворительности, призрения и попечительства, прослеживаются уже в работах Г. Гегеля, Э. Дюркгейма, О. Конта, Г. Спенсера, Ж-Ж. Руссо. Формирование же исследовательских традиций в этой сфере начиналось в рамках структурно-функционального и системного подходов, в соответствии с которыми социальная работа выступает как организованная структурная целостность. Объект исследования — социальная работа с неполной семьей как один из социальных институтов государства. Предмет исследования — особенности работы с неполной семей как одного из направлений социальной работы. Цель исследования — исследование основ теории и практики социальной работы с неполной семьей. Задачи исследования: 1) теоретически осмыслить подходы социологических исследований, значимых для развития теории и практики социальной работы с неполной семьей; 2) провести анализ практики социальной работы с неполной семьей; 3) рассмотреть социальную поддержку как одну из направлений социальной работы с неполной семьей. Гипотеза исследования. Институционализация социальной поддержки неполных семей становится возможной: — при образовании стандартизированных элементов «запасов знаний», на которые ориентируются социальные работники при взаимодействии и обмене значениями — как ситуативном взаимодействии их «запасов знаний», благодаря которому происходит выработка на основе применения каждым из социальных работников своих новых знаний; - при упорядочивании и укреплении взаимодействия в процессе проведения поддержки между индивидами, коллективными образованиями, социальными системами, их взаимном обмене опытом и знаниями.

10 стр., 4868 слов

Семья как фактор рзвития ребенка

... Говоря о современной семье, нельзя обойти молчанием такую проблему, как возрастание количества разводов. Причины разводов разные: противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины ... На основе вышеизложенного можно дать такое определение семьи как социокультурного института: семья представляет собой систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функцию воспроизводства ...

3 стр., 1315 слов

41. Социальная работа с семьёй после брака

... Социальная работа с семьёй на дому. В данном случае социальный работник производит обслуживание на дому. Психологическая, педагогическая, бытовая помощь, патронаж семей. К обслуживаемым семьям могут относиться семьи: Неполные ... воспитываются «после» прекращения брака. В организации работы с неполными семьями в настоящее время большую роль играет социальный педагог школы, который может по сути, своей ...

1. Неполная семья: основные характеристики

1.1 Современная семья: понятие, проблемы, ресурсный потенциал

Семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Прежде всего, следует обратить внимание на различие понятий «семья» и «брак». Часто первое -- более широкое понятие -- сводят ко второму. Но семья -- это не только супружеские отношения; при анализе семьи необходимо рассматривать и вертикальные связи, уходящие в глубь времен на несколько поколений, и горизонтальные, т. е. отношения между братьями, сестрами, зятьями, невестами, деверями, золовками, шуринами, сватами. К сожалению, не каждый человек сегодня объяснит степень родства, стоящего за этими понятиями. Будучи малоупотребляемыми, они вышли из речевого обихода, что в принципе отражает реальность -- обеднение семейных и разрушение родственных связей.

В семье человеческая индивидуальность присоединяется к культуре, в ней ребенок усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре, начиная с ее элементарных продуктов -- ложки и горшка, а вместе с ними сказках о Белом бычке, о Колобке. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Семье принадлежат «монопольные» права и обязанности на приобщение своего самого младшего родственника к культуре, на его социализацию.

5 стр., 2011 слов

Семейная психология 2

... социализации в семье. Влияние особенностей жизни семьи на добрачное воспитание молодежи. Практическая ... // Становление брачно-семейных отношений. М.,1989. Тема 4. Психология детско-родительских отношений. Вопросы для обсуждения Воспитательные функции семьи; Семейная социализация; Особенности гендерной ...

В то же время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Семья придает своим членам, причем не только новорожденным, но и тем, кто, вступив в брак, вливается в нее, известное своеобразие. И потому «войти в семью» -- означает принять и усвоить ее субкультуру. Тех, кто не признает такой порядок, семья чаще всего отторгает.

Много написано о «нуклеарной семье», знаменующей современный тип семьи. Само название происходит от слова «нуклон», что на латыни означает «ядро». Понятие «нуклеарная семья» подразумевает семью с одной брачной парой и их неженатыми детьми или без них. Процесс урбанизации значительно модернизировал семью, зачастую взрослые дети и их родители живут в разных домах, в разных частях одного и того же города или вообще в разных городах. На первых этапах урбанизации такая ситуация создавала одноядерные семьи. Но развитие продолжается, современные транспортные, телефонные и другие средства связи создают возможности нового вида семейных объединений, в которых существуют устойчивые связи, обмен помощью и информацией. Меняется само представление о семье, сегодня семья -- это не только люди, живущие под одной крышей.

Современная тенденция во внутрисемейной политике -- многоядерная семья. Как и в предшествующих формах, такая семья создает собственную субкультуру, но, в отличие от прежних форм семьи, эта представляется более открытой для интегрировано разных культур. Культура мультинуклеарной семьи носит интернациональный характер.

Если объектом культуры в целом являются огромные массы людей, то семейная культура обращена к отдельному человеку, его конкретной личностной судьбе. Если бы семья как социальный институт вдруг отказалась от выполнения этих ролей, то прекратилась бы социализация в массовых масштабах, погибла бы культура, что, в свою очередь, привело бы к гибели человеческой цивилизации. К основным функциям семья относятся: поддержание непрерывности благодаря рождению детей, обеспечению биологического существования (пищи, жилища, одежды); создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного культурного наследия; стабилизирование социальной структуры с помощью своих детей; определенное социальное положение, материальное состояние, образование родителей во многом определяют будущую карьеру детей; создание эмоционального комфорта и безопасности для своих членов, таким образом, предотвращают дезинтеграцию личности.

7 стр., 3230 слов

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ И СТРАХОВ В НЕПОЛНЫХ И ПОЛНЫХ СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5−6 ЛЕТ

... взаимосвязи стилей воспитания и страхов в неполных и полных семьях детей дошкольного возраста 5-6 лет. Проведенная ... дошкольников помогли выявить достаточно высокий процент испытуемых детей из неполных семей с высоким уровнем проявления страхов и тревожности ... - в возникновении страхов у ребенка лежит авторитарный тип воспитания. В неполных семьях количество детей, имеющих страхи больше. Задачи ...

Все семейные функции, собственно говоря, сводятся к одной: обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного, точнее, прерывно-непрерывного развития человечества. Благодаря реализации семейных функций, исторический поток, постоянно эволюционизируя, сохраняет свой социальный, биологический и культурный смысл.

В разные периоды жизни семьи изменяется иерархия семейных функций: то одна, то другая занимает приоритетное место. Так, для молодой семьи наиболее важной является биологическая функция, тогда как для пожилой важнее эмоциональная.

В своем единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семья социальном риска.

4 стр., 1682 слов

Семья как социальный институт 2

... из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей ... и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь: полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок неполной — семья только ...

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны. Экономические: прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи (многодетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды); низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица; семьи пенсионеров, последние даже при максимальном размере пенсии остаются за чертой бедности. Асоциальные: алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция. Психологически-этические: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров. Медицинские: хронические инфекционные (например, туберкулез) и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения, импотенция и т. д.

1.2 Типы неполных семей и предпосылки их формирования

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую — мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей [4].

Осиротевшая неполная семья — образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека — это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.

Неполная разведенная семья — семья, в которой родители по какой-то причине на захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью.

8 стр., 3816 слов

Анализ деятельности отделения Тарутинского районного центра социальной службы для семьи, детей и молодежи

... возрасте до 14 лет, являющиеся официально зарегистрированными безработными; Семьи: малообеспеченные; неполные; многодетные; имеющие на воспитании детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; имеющие в ... составе инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей; семьи, где дети, ...

Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины.

В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина- мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно- психическом развитии, а тем более дети — инвалиды. Если ребенок — инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность [1, 4]. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца [4]. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль над ребенком, и, в целом, влиять на его поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина — чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания [8].

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т. п. [2].

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

— изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;

— распространение добрачных связей;

— изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

— утрата семьей своей производственной функции;

— неподготовленность молодежи к браку;

— завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

— алкоголизм и наркомания.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей:

Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки [5]. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола.

Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. (Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях.)

Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [5].

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности.

Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву [7].

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

2. Социальная работа с неполными семьями

2.1 Аспекты социальной работы с неполными семьями

социальный педагог неполный семья

Всё очевиднее становится сегодня, что процессы, происходящие в нашей стране -- разрушение былых идеалов, ломка структур, которые оказывали определённое влияние на развитие, образование и воспитание наших детей, выводят в особое положение семью как важнейший институт развития личности ребёнка. Ведь как никогда в настоящее время повышается зависимость и стабильность общества, государства в целом от личностных качеств, знаний, умений и навыков каждого, и, в первую очередь, это касается подростков и молодёжи, жизнедеятельность которых будет определять будущее России.

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.

Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители. Проблемы неполной семьи особенно актуальны, так как воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей: недостаточное влияние на ребенка внутри семьи, односторонность воспитательного воздействия, проявление неуравновешенности родительских чувств, возможность возникновения в сознании ребенка мысли о собственной неполноценности.

А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины. Действительно трудно сохранить душевное равновесие, когда подросший ребенок начинает упорно интересоваться, где папа, кто он, какой он и т. д. Мать не имеет психологической поддержки, ей не с кем разделить ответственность за своего ребенка. Она все проблемы взваливает на свои плечи. В результате -- депривация ребенка и матери.

В неполной семье нарушен психологический климат, для нее характерны большая изолированность и оторванность от окружающего мира. В такой семье мать вынуждена выполнять множество несвойственных ей чисто мужских функций и ролей, в результате чего дети получают одностороннее воспитание. У одинокой женщины-матери нередко формируется сугубо отрицательный комплекс чувств к мужчинам, к брачной и семейной жизни, а, следовательно, и у детей могут сложиться деформированные и искаженные представления о супружестве и семье. Снижение воспитательных возможностей неполной семьи происходит в результате стечения ряда неблагоприятных обстоятельств, таких как длительное влияние конфликтных ситуаций на детей, напряженная психологическая обстановка, в связи с неправильным отношением членов семьи к особенностям жизнедеятельности неполной семьи, неумение выбирать педагогически целесообразный стиль воспитания, возникновение ситуаций эмоционального «голода» или чрезмерной, жертвенной родительской любви, а также нередко и аморальное поведение родителя, его низкий культурно-образовательный и профессиональный уровни, материально-бытовые трудности, слабая связь со школой.

Сегодня особенно актуальной становится социально-психолого-педагогическая помощь неполным семьям со стороны специалистов социальной сферы. Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того родителя, с которым останется ребенок. Очень часто после разделения семьи или развода мать вновь вынуждена пойти на хорошо оплачиваемую работу и в результате может уделять ребенку меньше времени, чем прежде, поэтому тот чувствует себя отвергнутым и матерью. В этот период ребенок может, воспользовавшись расколом семьи, сталкивать родителей друг с другом и извлекать нездоровые преимущества, заставляя их оспаривать свою любовь к нему. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку в разбитой семье? Объяснить ему, что произошло, причем сделать это просто, никого не обвиняя. Сказать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как есть. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для родителей. Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему-либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях.

В организации работы с неполными семьями в настоящее время большую роль играет социальный педагог школы, который может, по сути своей профессиональной деятельности, внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и учителей, он стремится к достижению конечной цели -- обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка.

Основными направлениями социально-педагогической работы с неполными семьями должны быть: поддержка родителей в воспитании детей; помощь в определении их физических, психологических и социальных нужд; социальное и терапевтическое содействие семьям в трудном положении; юридическая помощь и советы, с тем, чтобы предотвратить все формы эксплуатации (насилие, правонарушения), как физические, так и психологические. Специальной формой социально-педагогической деятельности, нацеленной на неполные семьи, является воспитание родительских чувств и обязанностей.

Социальному педагогу школы необходимо обратить внимание на типичные стрессовые модели в неполной семье:

— отношения в семье: разведенный родитель, одинокая мать;

— отношения с ребенком: большие и малые интервалы между рождением детей, их количество, родительская привязанность к детям, родительские ожидания от детей;

— структурный стресс: недостаток жилплощади, безработица, социальная изоляция, угроза родительской власти над ребенком; стресс, вызванный ребенком после развода; трудновоспитуемый ребенок, часто болеющий.

В поле зрения должны быть включены:

— Социальное место родителей: возраст, образование, пол, социально-экономический и социально-этнический статусы; отсутствие у родителей умений по управлению и разрешению по отношению к своему ребенку;

— Опыт социализации: наличие в опыте родителей жесткого отношения к себе, собственной заброшенности, агрессивных взаимодействий;

— Психологический статус родителей: личностные черты характера, слабый самоконтроль, психологические расстройства, наркомания и алкоголизм.

Задача социального педагога состоит в поддержке и содействии гармоничному развитию детей и семьи. Он должен проводить регулярные педагогические консультации для родителей из неполных семей (индивидуальные или групповые).

В рамках родительского всеобуча, при создании лектория, можно обсуждать различные темы, направленные как на воспитание ребенка, так и правового направления.

Нестабильность жизненных ситуаций, тревога, безысходность, в неполных семьях углубляют проблемы детства и семьи, которые нуждаются в особой социальной защите. Социальный педагог должен уметь слушать, сопереживать, убеждать и располагать к себе, использовать в работе, методику индивидуального подхода. Составив представление о положении в семье ребенка, социальный педагог вместе с семьей разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. С ребенком обсуждается режим дня, свободное время, его дела. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения и самому искать пути выхода из сложившейся ситуации. Существует практика, когда социальный педагог составляет «карту семьи», где дается характеристика каждому члену семьи, даты рождения, знаменательных дат в семье. Определяется статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и национальная принадлежность семьи. Дополнением «карты» является изучение воспитания ребенка в семье. Как и сколько родители проводят время с ребенком, есть ли у них общие дела, какая форма общения, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают клубы. Важно представлять, что знает родитель о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, мечту, с кем дружит. Какие отношения в классе, в школе, любимый учитель, предмет, какое здоровье ребенка, какие у него проблемы и многое другое. Следует выяснить и то, что знают дети о своих родителях, их вкусы, интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье.

Формирование социально активной личности ребенка в неполной семье может и должно быть успешным, поскольку в дальнейшем это граждане свободного демократического государства, каким непременно будет Россия. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.

В обязанности социального педагога школы входит посещение семей. Почему бы вам не посетить неполную семью? Ведь не обязательно она должна быть неблагополучной. Первый визит -- ответственный момент, часто решающий, будут ли родители доверять, прислушиваться к советам. Педагог заранее готовится к посещению той или иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где работают родители, продумывают возможные вопросы членов семьи и отвечает на них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить. Посещая семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания.

Необходимо объяснять одинокому родителю, что нельзя каждого ребенка научить всему, причем так, чтобы он достиг самых высоких показателей и при этом был образцового поведения. Однако в силах родителей сделать своих детей счастливыми. Ребенку необходимо осознание того, что родитель его понимает, поэтому всегда даст ему правильный совет, а если надо, и поможет, так как они хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества.

В отличие от других социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность. А для этого необходимо:

— разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к воспитанию;

— пробудить у родителей как воспитателей интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний.

— совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и педагогами, расширять сферу их совместной деятельности и общения.

Созданию приоритета родительского воспитания, укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребенка и получения профессиональной помощи родителям в деле воспитания детей может способствовать социально-психологическая помощь в нетрадиционной форме работы. Например: школа поддержки семьи. Так как формирование и развитие социально активной личности возможно при взаимодействии семьи и школы на пути воспитания. Актуальны задачи, решаемые такой формой социально-педагогического сопровождения — это укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка, создание системы психолого-педагогической подготовки родителей, а также обеспечение родителям возможности получения профессиональной помощи в деле воспитания детей. Таких форм взаимодействия небольшое количество, но из них можно и необходимо выбрать наиболее приемлемые и эффективные.

Конечно, конкретные советы, четкие рекомендации (подобно тому, как врач выписывает лекарство) по организации жизни в неполной семье дать почти не возможно, так как это дело, прежде всего, самой одинокой матери или одинокого отца. Однако своевременное осознание всех трудностей и опасностей для воспитания ребенка, которые могут возникнуть в случае изоляции от друзей, близких людей и родных, возможно, даст дополнительные стимулы для самовоспитания, чтобы избежать одиночества.

Социально-педагогическая работа в Норильском промышленном районе ориентирована не только на решение данных проблем неполной семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в условиях Крайнего Севера.

Основные направления реализации семейной политики включают в себя создание системы социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно-просветительскую работу, квалифицированную подготовку кадров работников социальных служб.

Организационные меры включают следующие мероприятия:

— принятие специальных законодательных и иных правовых актов Края, решений местных органов власти и управления;

— внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики;

— разработку и осуществление краевых программ комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной политики;

— формирование системы территориальных органов социальной защиты, а также специальных служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям и др.

Подрастая и развиваясь, набираясь физических сил, ума, жизненного опыта, дети изменяются, становятся другими. Однако многие родители нередко не принимают во внимание эти изменения, не замечают взрослых детей. Именно на этом этапе взросления родителю окажут существенную помощь в воспитании и развитии ребенка, как учитель, так и социальный педагог.

Знание особенностей развития детей на различных возрастных ступенях, своевременная перестройка отношений, надлежащая корректировка содержания и методов семейного общения с ними помогут родителям поддерживать постоянный контакт с ребенком на основе взаимоотношений и таким образом сохранять возможность продуктивного воспитательного влияния. Взаимный обмен информацией о детях, совместная выработка общего плана, воспитательных усилий по отношению к конкретному ребенку, подростку, широкая взаимопомощь в его осуществлении, наконец, систематическое повышение педагогической культуры с помощью школы -- все это будет способствовать достижению общих целей семейного и общественного воспитания, поможет эффективнее готовить детей к самостоятельной жизни.

2.2 Особенности организации социальной работы с семьями в Центрах социальной помощи неполной семье и детям г. Волгограда

Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются и неполные семьи. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

— диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

— охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

— организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

— социально-психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

— прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

.- координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

[19]

Социальная работа с семьей — это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с неполной семьей в Центрах социальной помощи семье детям г. Волгограда

Основной целью деятельности учреждений является социальное обслуживание граждан, реализация прав семьи на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, улучшение социально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений.

Ведущими направлениями деятельности Центров социальной помощи семье детям г. Волгограда являются проведение мониторинга социальной и демографической ситуации, уровня социально- экономического благополучия семьи и детей; выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке; Определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) конкретных видов и форм социально-психологических, правовых, социально-педагогических и иных услуг; Поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению трудных жизненных ситуаций; социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке, в том числе находящихся в социально опасном положении; социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями; участие в работе по профилактике безнадзорности и социального сиротства несовершеннолетних, защите их прав; Разработка и реализация мероприятий по повышению общественного авторитета семьи и ответственного родительства, подготовке молодежи к семейной жизни и воспитанию детей; участие в работе по профилактике наркомании, алкоголизма, заболеваний, передающихся половым путем и ВИЧ/СПИДа среди подрастающего поколения, пропаганде и внедрению здорового образа жизни; разработка и издание информационных и методических материалов для специалистов и населения; изучение и обобщение передового опыта социального обслуживания семьи и детей, внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке уровня работников Центра, и местных социально-экономических условий; проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра, увеличению объема предоставляемых социальных услуг.

Основные обслуживаемые категории граждан Центров социальной помощи семье и детям г. Волгограда являются семьи, находящиеся в социально опасном положении; малообеспеченные, многодетные, неполные, приемные и опекунские семьи; молодежь, готовящаяся вступить в брак, и молодые семьи; выпускники детских домов; беременные неработающие женщины; несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации. [20]

Заключение Современный период трансформации российского общества представляет собой процесс поиска и становления новых институциональных форм, соответствующих изменившимся условиям существования государства. В социологии эти формы рассматриваются как социальные институты — устойчивые комплексы норм, правил, символов, регулирующие различные сферы человеческой жизнедеятельности, организующие их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные социальные и жизненные потребности. Политические, экономические и социальные реформы, проводимые в нашей стране с начала 90-х гг. ХХ века в небывало короткие сроки и в режиме крутых перемен, оказали самое негативное воздействие на жизнедеятельность семей с детьми с низким уровнем доходов и культурной компетентности, не способных к самоорганизации, привыкших за годы советской власти к системе государственного патернализма. Чувствительные к любым изменениям, особенно связанным с резким социально-экономическим и социокультурным переструктурированием общества, они маргинализируются, утрачивая прежний социальный статус, а вместе с ним социальные связи. В такой динамике социальной ситуации семей отражается их кризисное состояние и формируется зависимость от системы социальной поддержки, которая из-за своей слабости и неэффективности не в состоянии удовлетворять запросы семей. Превращение семей маргинального типа в своеобразное «большинство» в России приобрело весьма устойчивую тенденцию. Для защиты их жизни и благополучия, как и для упорядочения целостности социокультурного пространства, требуются специальные усилия со стороны властных структур. Их эффективность зависит от воли и заинтересованности, а также от непосредственного участия в этом процессе социально ориентированного государства — как высшей формы организации жизни современного общества, постоянно усложняющего систему своих социальных институтов. Общественная потребность в социальной работе диктует необходимость своевременно, активно и адекватно реагировать на неблагоприятное состояние таких семей и изменения их положения в обществе, а это в свою очередь предполагает наличие у субъектов и агентов социальной работы специальных знаний, умений и навыков. Список использованной литературы 1. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712. 2. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года. — М.: 2000. 3. Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000—2004 гг. и план мероприятий по ее реализации. — М.: 2000. 4. Концепция разработки Федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации». — М.: МГСУ, 2004. 5. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Всероссийский центр уровня жизни. Вып. I. — М.: 2005. 6. Алексеева Л.С. Социальный патронат семьи и детей. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. 7. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 8. Вдовина М.В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов // Высшее образование для XXI века, 2005, № 4. 9. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. 10. Дармодехин С.В. О состоянии и неотложных мерах по развитию государственной семейной политики (к Международному конгрессу «Российская Семья», посвященному 10-летию Международного года семьи в Российской Федерации) // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (Серия: Основные проблемы социального развития России — 74).

— 2004. — № 4. 11. Климанова Г. И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. 12. Совет да любовь: Кн. о молодой семье / Сост. С. А. Крылов.- М.: Кайнар, 2005. 13. Социальная помощь семье и детям: Сборник материалов из практики работы. — Вып. 2. — М.: Институт молодежи, 2003. 14. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». — г. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 15. Технологии социальной работы: Учебник / Пол общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. -- М.: ИНФРА-М, 2003. 16. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. 17. Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа. — М.: МГСУ, 2004. 18. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя / Под. ред. И.В. Гребенникова.- М.: Просвещение, 2003 19. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов. / Под ред. Н. Ф. Басова. — М.: Издательский центр «академия», 2004. — 288 с. (с. 61)

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector