Содержание:
Введение …………………………………………………………………………………3
1. Психолого-педагогический особенности детей среднего подросткового возраста…………………………………………………………………………..6
2. Понятие «девиантное поведение»: определение, виды, типы, особенности проявления……………………………………………………………………….15
3. Понятие «воспитательная работа» в психолого-педагогической литературе ..…28
4. Основные направления воспитательной работы с детьми среднего подросткового возраста, имеющими девиантное поведение………….….….….37
Заключение …………………………………………………………………………….47
Список использованной литературы……………………………..……….……………49
Приложение…………………………………………………………………………….53
Словарь терминов……………………………………………………………………….56
Введение
Актуальность исследования. Девиантное поведение молодежи является актуальной, современной и полиаспектной проблемой. Крайне важным является то, что на протяжении последних лет в современном обществе наблюдается динамика роста количества молодых людей с девиантным поведением, разнообразие форм девиации. Обычно молодые люди имеют реальные возможности для принятия самостоятельного решения и выбора модели социально-одобренной поведения. Общее количество молодежи имеет полное представление о моральных, культурных, духовных ценностей общества, они, как правило, знают чего от них ожидают взрослые и социальные требования предъявляет социум. Однако часто в ситуации принятия решения, выбора модели поведения преобладают личные потребности, желания и негативные примеры для подражания. В зависимости возраста и уровня развития, особенностей возраста молодые люди не способны предвидеть последствия рискованного поведения и принять ответственное решение. Проблема девиантного поведения молодежи в свою очередь тесно связана с важными вопросами его профилактики и коррекции. Для успешной профилактики девиантного поведения молодежи необходима систематическая комплексная работа по коррекции отклонений в поведении молодых людей, системный анализ предпосылок, факторов, обусловливающих девиантное поведение.
Актуальность проблемы девиантного поведения обусловлена ??социальными, экономическими и политическими потрясениями. Проблема девиантного поведения граждан была и остается актуальной для любого общества. Она является одной из важнейших проблем в педагогике, психологии, криминологии, конфликтологии, социологии девиантного поведения, социологии личности и тому подобное. Важным основанием в решении обозначенной научной проблемы является теория и практика, накопленная в вышеуказанных областях. Данная проблема наносит реальную моральный и материальный ущерб как самим субъектам девиантного поведения, так и людям, которые их окружают.
Технология социальной профилактики девиантного поведения молодежи
... индивидуальных программ профилактики. Объект исследования – проблемы девиантного поведения молодежи. Предметом исследования является социальная профилактика девиантного поведения молодежи. Цель работы – разработать технологию социальной профилактики девиантного поведения молодежи. Раскрытие данной цели предполагается сквозь призму решения ...
Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием девиаций. Социальные отклонения, то есть девиация, являются свойством каждой социальной системы. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
Проблема изучения девиантного поведения молодежи отличается особой остротой. Выявление причин девиаций, их форм и последствий — важный инструмент социального контроля и управления обществом.
Степень разработанности проблемы. Профессиональный интерес психологов, социологов, социальных работников к различным видам и уровням изменений личности детей и их характерологических особенностей очень высок и устойчив многие годы. Различные аспекты проблемы поведения людей, которая не соответствует общепринятым нормам, рассматривались в литературе, науке, религии, искусстве и т. Таким образом, социальные аспекты девиантного поведения исследовали Н.А.Андреев, В.С.Афанасьев, М.И.Боднева Я.И.Гилинський, В.М.Кудрявцева и другие. Психологические аспекты этого явления обосновывались в трудах И.П.Башкатова, О.И.Бондарчук, Б.С.Братусем, М.И.Буянова, Л. С. Выготского, О.В.Змановськои, Н.Ю.Максимовои, Д .И.Фельдштейна и других. Педагогические составляющие нашли отражение в трудах А.О.Дробинськои, И.В.Козубовськои, В.В.Овчаренка, И.П.Пидласого, М.М.Фицулы и других. В современной отечественной и зарубежной научной литературе нет единого мнения относительно определения понятия девиантного поведения, а также ее причин. Различные аспекты отклонений изучаются психологами, медиками, педагогами, социологами, социальными работниками и тому подобное.
Объект исследования: девиантное поведение, как психолого-педагогичесий феномен
Предмет исследования: содержание воспитательной работы с детьми среднего подросткового возраста, имеющими девиантное поведение.
Цель: изучить содержание воспитательной работы с детьми среднего подросткового возраста, имеющими девиантное поведение.
Исходя из поставленной цели, в исследовании планируется решить ряд следующих задач:
1. Проанализировать пихолого-педагогический особенности детей среднего подросткового возраста
2. Рассмотреть понятие «девиантное поведение»: определение, виды, типы, особенности проявления
3. Раскрыть понятие «воспитательная работа» в психолого-педагогической литературе
4. Выделить основные направления воспитательной работы с детьми среднего подросткового возраста, имеющими девиантное поведение
Исходя из целей и задач, объекта и предмета, были избраны методы исследования такие, как анализ нормативных документов, обработка данных, обобщение практического опыта, в наибольшей степени подходят для реализации поставленной цели.
Структура курсовой работы включает введение, три главы, выводы, список литературы, приложения и словарь терминов.
Особенности психического развития у детей младшего школьного ...
... 2. Психологические аспекты нарушения поведения детей младшего школьного возраста 2.1 Поведение как предмет исследования в психологии 2.2 Причины и формы нарушения поведения детей в младшем школьном возрасте Глава 3. Эмпирическое ... до 1 года), раннее детство (1-3 года), возраст игры (4-5 лет), школьный возраст (6-11 лет), подростковый возраст (12-18 лет), юность, взрослость и старость. Когнитивные ...
1. Психолого-педагогические особенности детей среднего подросткового возраста
Здоровый образ жизни не занимает ведущее место в иерархии потребностей подростков, также как и молодежи в целом, что приводит к увеличению случаев заболеваний среди учащихся общеобразовательных учебных заведений. Недостаточный уровень профилактической работы отображается как на физическом состоянии детей, так и психическом, эмоциональном, духовном и поведении в социуме. Таким образом, существует потребность в усилении пропедевтики воспитания среди детей и подростков. Важным условием воспитания здорового образа жизни есть такая система образования, которая осуществляла бы непрерывность и постоянство в проведении мероприятий по формированию у детей бережного отношения к собственному и чужому здоровью, оптимально учитывала бы психолого-педагогические особенности современных подростков, исследованию которых в контексте формирования здорового образа жизни посвящено наше исследование.
Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11 до 15 лет. Ведущей деятельностью в этом возрасте является общение в системе общественно полезной деятельности (учебная, общественно-организационной, трудовой и др.).
В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности умение подчиняться нормам коллективной жизни [40].
Контингент школьников подросткового возраста — это ученики средних классов. Обучение и развитие в средней школе специфически отличается от таковых в младшей школе (появляется много новых предметов, учителей и др.).
К тому же эту специфичность придает и сама «кризисность» возраста. Рассмотрим основные особенности развития ребенка подросткового возраста.
Подростничество традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) — младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную — старший подростковый возраст (13-15 лет).
По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем не отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростка остается прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и находятся на иждивении родителей или государства. Отличия отражаются скорее во внутреннем содержании. У подростка расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.
Стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности с родителями и со сверстников. Авторитарный тип семейного воспитания приводит к тому, что подросток, где, как ему кажется, он ненаказуем, жестко общается со сверстниками, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив, или расхлябанно дурашлив и неуважителен. Подросток из семьи с попустительским стилем воспитания в своем поведении со сверстниками зависим от других, от внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения. Демократический тип воспитания наилучшим образом влияет на формирование отношений со сверстниками. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности [29].
анализ психологической сущности, структуры и содержанию кризиса ...
... жизни детей. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления. Содержит в себе соответствующие реакции: • общее моторное возбуждение при приближении взрослого; ... возраста относится кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый ... только для детского возраста. Выделяют в свою очередь и нормативные кризисы взрослости, которые различаются особенным ...
Подростку еще далеко до истинной взрослости — и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослым права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах.
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием подросткового возраста [26, с.287].
Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости: стремление быть, казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих.
Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки [26, с.287].
Чувство взрослости, являясь особой формой самосознания, не жестко связано с процессом полового созревания. Можно сказать, что половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта [26, с.287].
Ученики основной школы — это подростки от 11 до 14-15 лет. Такой период имеет свои особенности, поэтому необходимо для педагогов является сохранение заложенных в младшем школьном возрасте ценностей здорового образа жизни, культивирование их в тех, кто еще не осознал важности данной проблемы для себя и окружающих. С биологической точки зрения, организм подростков претерпевает значительные изменения, обусловленных морфологической и физиологической его перестройкой, началом полового созревания. Так, Л. Выготский отмечал особенности подросткового возраста, в частности, несогласованности анатомо физиологического развития и социального созревания. В наше время эти вопросы встали еще острее, что обусловлено большой занятостью родителей и ненадлежащим с их стороны контроля за досугом детей или, наоборот, чрезмерной опекой, возможностью неограниченного общения и большим потоком различной по содержанию информации из сети Интернет, отсутствием физических нагрузок, учения вместо приобретение навыков.
Особенности психического развития личности взрослого человека
... личности взрослого человека. Новым этапом в научной деятельности Б.Г. Ананьева явился период ... четыре периода зрелости, называемой им взрослостью: ранняя взрослость (21-25 лет), средняя взрослость ... детьми. г) Зрелость и психологический возраст. III. Психотерапевтический подход к возрастной психологии. Суть терапии поведением - метода комплексного исследования человека. IV. Видение психологии взрослого ...
Именно из-за несбалансированности систем и органов, физиологического и психического развития, ученикам свойственно быстрое привыкание к алкоголю, курению, наркотикам и тому подобное. Пытаясь выглядеть взрослым, подросток действует, как ребенок. Часто он слепо копирует поведение взрослых, своего близкого окружения, играет большую роль в формировании личности. В этот период вместе с уязвимостью к пагубным поступков школьник открыт к восприятию всего нового, поэтому необходимо восполнить дефицит знаний достоверной, важной и доступной информации [13]. На протяжении веков происходит борьба двух позиций по особенности подросткового возраста — влияния биологических и социальных факторов. Сторонником первой является автор теории психоанализа З. Фрейд, который считал первопричиной конфликтного поведения подростков половое созревание, в частности, прилив сексуальной энергии.
Исследуя пубертатный период в развитии ребенка, она отличала такие характерные черты поведения у подростков: раздражительность, повышенная чувствительность и возбудимость, неудовлетворенность собой, ухудшен состояние здоровья [31]. Мы считаем, что физиологические процессы, половое созревание определенной степени влияют на поведение детей.
Именно в подростковом возрасте проявляется интерес к представителям противоположного пола, возникает первая любовь. Заметим, что в это время дети начинают и снаружи (в одежде, украшениях, косметике) проявлять различия. Девочки, чтобы привлечь к себе внимание, иногда, идя осознанно на конфликт со взрослыми, одеваются слишком ярко, чрезмерно используют косметику. Ребята могут восхищаться «тяжелыми» видами спорта или (в негативной среде) начинают курить, употреблять алкоголь, наркотики, чтобы доказать свою принадлежность к взрослым. Причем для детей в данный период характерны максимализм, в спорте — чрезмерные нагрузки, деструктивное поведения — необдуманный риск.
Самовоспитания способствует формированию волевых качеств. Мальчики преимущественно занимаются «усовершенствованием» собственной физической формы, а девочки — обучением, женскими видами сорта, искусством. Распределение половых «ролей» способствует тому, что в будущей взрослой жизни у них производиться настойчивость и работоспособность. На эти психологические исследования, что по нашему мнению, следует учитывать педагогам и родителям. От того, в каком подростковой среде будет проводить свободное время ребенок, как будет распределен его время, насколько деликатно будет относиться к поведению ученика педагог, зависит будущее здоровье личности.
Напротив, исследования М. Мид отрицают биологическую обусловленность кризиса подросткового возраста, доказав, что в примитивных культурах ее не существует. В них прослеживается большое влияние на развитие ребенка социума [28]. Среди них есть дети, которые не имеют кризиса подросткового возраста. Это, как правило, дети из семей, где царит любовь и гармония. Наши исследования позволяют сделать вывод, что большинство лиц основной школы своим поведением доказывают правильность гипотез М. Мид. Влияние средств массовой культуры, сети Интернет, бесконтрольная реклама алкоголя, разврата, недосмотр со стороны родителей, недостаточное количество бесплатных внешкольных учреждений, отсутствие мест для проведения досуга (спортивных площадок, велосипедных дорожек, кортов и т.д.) приводят к потере морально-духовных ценностей, снижение физического и психического здоровья, беспокойного эмоционального состояния, отсутствия эмпатии и доверия.
Особенности развития личности детей дошкольного возраста, имеющих ...
... развитие личности в норме. 3. Определить понятие «дети с нарушениями речи». 4. Выделить особенности формирования личности детей, имеющих нарушения речи. 5. Экспериментально изучить личность детей дошкольного ... устойчивости личностных свойств определяет последовательность её действий и предсказуемость её поведения, придаёт её поступкам закономерный характер. Рассмотрим некоторые из них. Развитие ...
Поскольку подростки считаются более с мнением своих сверстников, особенно тех, которые пользуются авторитетом в их окружении, чем с советами взрослых, в этот период большую роль играет окружение ребенка. Для родителей, педагогов важно формировать у них навыки здорового образа жизни, коммуникативные комепетентности, умение владеть эмоциями. К. Холл считал подростковый период времени романтизма. Поэтому необходимо рассматривать вопрос первой любви, романтических отношений на воспитательных часах, факультативах и др. Ученый отмечает характерные для этого периода ученика негативные проявления: конфликтность, эмоциональная несдержанность, тяжесть воспитания. Вместе с тем исследователь отмечает появление положительного качества — чувство индивидуальности [18]. Немецкий психолог К. Левин высказал мнение о существовании двух групп в современном обществе: детей и взрослых. Особенностью подросткового возраста является то, что такие лица не желают принадлежать к первой группе и стремятся попасть в другую, куда их еще не принимают. Ученый считал, что чем длиннее будет период неопределенности, тем сложнее будет протекать подростковый период [41]. Э. Эриксон был убежден, что в подростковом возрасте ребенок занимается самосознанием себя и своей роли в обществе. Однако, в этот период ему время свойственны душевные расстройства, заниженная самооценка, конфликтность. Ученый назвал этот возраст периодом идентификации личности и перепутывания ролей [16]. Важным видится тот фактор, что у подростка сменяется память от произвольной к опосредованной, активно развивается логика. Иногда это приводит к конфликту с родителями из-за отказа детей автоматически выполнять распоряжения старших.
Подростки начинают осознавать, анализировать, ставить повышенные требования к себе и окружающим. В соответствии с учением Ж. Пиаже, в подростковом периоде формируется личность, строится жизненная программа ребенка, его интеллектуальное развитие влияет на психическое [42]. Применяя результаты исследований ученых, педагогов, родителям необходимо особое внимание уделять уважительному отношению к школьнику, учитывать его взгляд, корректировать поведение без давления на личность. Современные подростки много времени уделяют информационно-коммуникационным технологиям. Особенностью данного периода жизни ребенка является самостоятельность в поиске информации, собственный выбор круга интересов. Это способствует его интеллектуальному развитию, самообразованию. В конце концов, познавательные, творческие интересы станут фундаментом для дальнейшей профессиональной деятельности.
Л. Выготский считал подростковый возраст переходным от природных форм и способов поведения к искусственным, созданных в процессе существования человечества, и это связано с изменением способов мышления у детей. Важно то, что именно в этот период коллективные формы поведения становятся способом приспособления личности. Причем сначала они имеют характер внешнего поведения и только позже, благодаря общению, накоплению опыта, ребенок начинает контролировать и регулировать свои внутренние процессы. В результате социогенеза в подростковом возрасте образуются новые типы связей между памятью и мышлением, восприятием и действием. Именно в это время ребенок становится личностью [7]. Исследовав труды ученых по психологических особенностей подростков, мы считаем, что каждая точка зрения заслуживает внимания. Однако, мы склонны к тому, что именно обобщение различных психологических подходов является наиболее объективным.
Критерии оценки студентов по психологии в период педпрактики
... Критерии оценки студентов по психологии в период педпрактики. Оценка “отлично” ставится ... психологичеких методов, применяемых при изучении личности школьника Оценка “хорошо” ставится ... изучения структуры иноязычных способностей рекомендуется методическое пособие В.В.Рыжова “Иноязычные способности: Материалы тестирования ... об основных языковых способностях ребенка, уровень которых, как правило, ...
Так, нам ближе теория Л. Выготского и мы разделяем его взгляды относительно объединения влияния на формирование личности подростка биологических процессов, ведущих к анатомо-физиологических изменений в организме, с социальными факторами. Отсюда объяснение довольно сложного и не всегда понятного взрослым поведения детей.
Одновременно в работе с подростками необходимо учитывать интенсивность их развития и способность воспринимать ними все новое, желание стать лучше, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Изучая психолого-педагогическую литературу по развитию подростка, мы проследили, что авторы выделяют противоречия социального и биологического развития. С одной стороны, дисгармония анатомического и физиолого-психических процессов, негативные проявления поведения, дисгармония личности, протестный характер отношений со взрослыми, с другой — способность и желание детей в этот период к самостоятельности, самопознания и самоутверждения, познания нового, формирование новых отношений, умений и навыков осознания себя как личности и члена общества. Подросткам необходимо осознавать себя не только учениками, а и членами общества, чувствовать свою собственную значимость, самостоятельность, выполнять конкретные действия в пользу других, участвовать в общественной работе, заниматься спортом, проявлять творче……..
Список использованной литературы:
1. Абдулов Р. М. Организация внеаудиторной воспитательной работы со студентами (негосударственные высшие учебные заведения) : уч.-метод. пособие / Р. М. Абдулов. — Павлоград : ЗПИЭУ, 2003. — 137 с
2. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика / Г.А. Аванесов. — М.: Наука, 1980 — 387с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, АИ. Шипилов. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 507 с.
4. Большой толковый психологический словарь / Артур Ребер ; [пер. с англ.]. — Т. 1 (А-О).
— АСТ, Вече, 2003. — 592 с.
5. Виничук Н.В. Психология аномального поведения [Электронный ресурс] / Н.В. Виничук. — Владивосток, 2004. — Режим доступа : file/130534/
6. Волкова Н. Педагогика / Н. Волкова. — М.: Академ, 2007. — С. 98.
7. Выготский Л. С. Собрание сочи- нений: в 6 т. : [текст]. — Т. 4. — М., 1983. — 756с.
8. Галацин К. Формирование коммуникативной культуры студентов высших технических учебных заведений в внеаудиторной работе: Автореф. дис. … Канд. пед. наук: спец. 13.00.07 «Теория и методика воспитания» / К Галацин. — СПб, 2014. — 20 с.
Раздел II. Возрастная психология Тема 1: Пренательное (внутриутробное) развитие
... удивительных исследований пренатальных процессов и более детально изучить истоки психического развития. Период пренатального развития традиционно подразделяют на 3 стадии: стадию зародыша (от оплодотворения до ... первых сделал зарисовки плода в матке, описал его расположение, дыхание и питание. Развитие эмбриологии, генетики, биохимии и экспериментальных методов позволило приблизиться к пониманию ...
9. Гилинский Я. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения : учебное пособие / Я. Гилинский, В. Афанасьев. — СПб.: Алатея, 1993 — 489с.
10. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. — М. : Психология, 1992. — 456с.
11. Дюркгейм Э. Норма и патология / Э. Дюркгейм // Социология преступности. — М.: Республика, 1966. — 381с.
12. Завражин С.А., Хартанович К.В. Новое поколение на периферии: конформисты или девианты?//Социс. — 2003. — № 8. — С. 55-57.
13. Закопайло С. А. Мотивация старшеклассников к оздоровительных занятий: [текст] / С. А. Закопайло // Наука и современность: сб. наук. пр. — Киев, 2002. — Т. 30. — С. 50-56.
14. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений [Електронний ресурс] / Е.В. Змановская. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 288 с. — Режим доступа : bookreader. php/107411/Zmanovskaya_-_Deviantologiya.html < bookreader.%20php/107411/Zmanovskaya_-_Deviantologiya.html>
15. Знановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения).
— М.: МГУ, 2001. — 224 с.
16. Идентичность: юность и кризис. — М. : Прогресс, 1996. — 344 с.
17. Казаков А.Н. Социальная обусловленность отклоняющегося поведения в современном российском обществе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. соц. наук/Казанск. ун-т. — Казань, 2006. — 28 с.
18. Келвин С. Холл, Гарднер Линд- сей. Теории личности / Перевод И. Б. Гриншпун. — М. : КСП+, 1997. — 411с.
19. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. — М.: ТЦ Сфера, 2001. — 160 c
20. Ковалев В.В. Психология личности / В.В. Ковалев. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
21. Коваль В. Ю. Система внеаудиторной деятельности студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] / В. Ю. Коваль. — Режим доступа: < portal/soc_gum/Npdntu_pps/2009_6/kov>
22. Кон И. Вкус запретного плода / И. Кон. — СПб, 1999. — 460 с
23. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Григоренко Е.Л. Факторы социального и психологического неблагополуччя подростков в показателях методик стандартизованого интервью и листов наблюдения // Вопр. психологии. — 2001. — № 1. — С.13-24.
24. Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль над ним / А. Коэн // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. — М.: Психология, 1972. — 575с.
25. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология / В.Н.Кудрявцев. — М., 1982.
26. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.М: Сфера — 2006. — 484 с.
27. Лунеев В.В. Преступность в XXI веке: методология прогноза / В.В. Лунеев // Социс. 1996. — № 7.
28. Мид М. Культура и мир детства : [избранные произведения] / М. Мид ; [пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева ; сост. и послесловие И. С. Кона]. — М. : Наука, 1988. — 429 с.
Методические указания для практических занятий по дисциплине ...
... чем специфика использования метода изучения "продуктов деятельности" в педагогической психологии? Какие основные этапы психолого-педагогического исследования? Аудиторная работа: обсуждение ... исследования в зарубежном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Т.2. №2. С.44–50. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2013/n2/61162.shtml Жилинская А.В. Условия ...
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997. — 640 с.
30. Новые направления в социологической теории. — М., 1978.
31. Общая психология / [под ред. Р. Х. Тугушева, Е. И. Гарбера]. — М. : Эксмо- Пресс, 2006. — 560 с.
32. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. — 1998. — № 9. — С.6-12.
33. Пелагогический словарь / за ред. М. Д. Ярмаченка. — М. : Пед. мысль, 2001. — С. 167.
34. Психологический словарь / [под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко]. — 1983. — 1051 с.
35. Психология: Словарь / [под ред. А.В. Петровского]. — М., 1990. — 802 с.
36. Роль средств массовой информации и других источников в формировании здорово- го образа жизни молодежи / А. Яременко, О. Балакирева, Н. Бутейко, А. Вакуленко и др. — М.: Российский институт социальных исследований, 2000. — 111 с
37. Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 240с.
38. Урванцев Б.А. Порядок и норма [Текст] / Б.А. Урванцев. — М. : Изд-во стандартов, 1991. — 240 с
39. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. — М.: МГУ, 1997. — 265 с.
40. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика — 1989 — 560с.
41. Lewin K. Time perspective and morale. In K. Lewin (Ed.).
— Resolving social conflicts and field theory in social science. Washington D. C. : American Psychological Association. — 1942. — P. 80-93.
42. Piaget J. The growth of logical thinking from childhood to adolescence. — New York : Basic Books, 1958.
43. Sutherland E.H., Cressey D.R. Principles of Criminology / E.H. Sutherland, D.R.Cressey. — New York, 1966.