МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Развитие воображения старших дошкольников в продуктивных видах деятельности
Сургут 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Теоретический анализ проблемы развития воображения в старшем дошкольном возрасте
.1 Особенности воображения как психического процесса
.2 Возрастные особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте
. Применение продуктивных видов деятельности в развитии воображения старших дошкольников
.1 Характеристика продуктивной деятельности старших дошкольников.
.2 Продуктивная деятельность как условие развития воображения
.3 Способы организации продуктивной деятельности как средства развития воображения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблема воспитания для современного общества является одной из актуальных проблем. Воспитание полноценного человека ставится во главе всех ценностей, так как только полноценный гражданин может принести пользу для общества и решать задачи его развития и процветания. Обособлено в проблеме воспитания стоит вопрос развития творческого воображения у детей, так как только творческая личность способна решать глобальные вопросы, стоящие перед человечеством. Однако существующая система воспитания всё ещё сводится к развитию шаблонного, алгоритмического мышления, а большинство методик представляет собой процесс формирования алгоритмов действия при решении той или иной задачи. Таким образом, вопрос развития воображения у детей старшего дошкольного возраста является острым и требует тщательного изучения. Это и определяет актуальность настоящей работы.
На сегодняшний день развивающий потенциал продуктивных видов деятельности по отношению к творческим возможностям дошкольников является традиционным предметом психолого-педагогического изучения. В работах отечественных психологов, таких как H.A. Ветлугиной, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченкои др. выявлены различные грани этого потенциала применительно к музыкальной, изобразительной, конструктивной деятельности ребенка[13, с. 142. В работах исследователей сделана попытка существенно расширить перспективу творческого развития ребенка в условиях продуктивных деятельностей, обладающих структурами разной сложности, путем специальной организации данных деятельностей.
Влияние отличительных особенностей программных требований по ...
... развитии личности ребенка. · Н. А. Ворониной проведен анализ динамики развития художественной деятельности дошкольников, занимающихся ... вещей, явлений, объектов). · Продуктивная изобразительная деятельность в данной программе составляет ... деятельность имеет огромное значение для умственного, нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста. Изобразительная деятельность способствует развитию ...
Продуктивная деятельность как источник творческого развития ребенка вызывает значительный интерес и с диагностической точки зрения. Избирая путь диагностики детского творчества на ее материале, исследователь получает возможность проследить не только последовательность действий ребенка по достижению конкретного результата.
Продуктивная деятельность является также и важнейшим условием развития воображения дошкольников. Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом[23, с. 168].Игнорирование или формальный подход к решению данной проблемы в дошкольном возрасте чреваты невоспламеняемыми потерями в развитии личности в последующие годы. Именно творческое воображение — одно из психических новообразований в дошкольном возрасте, поэтому развитие творческого воображение одна из главных задач дошкольного воспитания.
О.М. Дьяченко отметил, что творческое воображение активно формируется в таких видах деятельности как: игра, продуктивные виды деятельности — рисование, лепка, конструирование, в том числе конструирование из бумаги; во многих разновидностях художественного творчества — восприятия сказкой, самостоятельное сочинительство и др. [15, с. 242].Эта почва, на которой вырастает профессионально развитое воображение учёного, художника, изобретателя.
Целью курсовой работы является определение возможности продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в развитии воображения.
В соответствии с поставленной целью, в работе ставятся следующие задачи:дошкольник ребенок воображение
Изучить теоретические аспекты проблемы развития воображения в старшем дошкольном возрасте.
Описать возрастные особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте.
Охарактеризовать продуктивную деятельность старших дошкольников как важнейшее условие развития воображения.
Определить способы организации продуктивной деятельности как средства развития воображения.
Объект исследования — воображение старших дошкольников процессе учебной деятельности.
Предмет исследования — продуктивная деятельность как средство развития воображения
Данная курсовая работа состоит из двух глав.В первой главе характеризуются теоретические аспекты проблемы развития воображения старшегодошкольного возраста. Описываются особенности воображения как психического процесса. Раскрываются возрастные особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте. Во второй главе описывается процесс применения продуктивных видов деятельности в развитии воображения старших дошкольников. Дается характеристика продуктивной деятельности старших дошкольников как условия развития воображения. Определяются способы организации продуктивной деятельности как средства развития воображения.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования и фор ... объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; ...
1. Теоретический анализ проблемы развития воображения в старшем дошкольном возрасте
.1 Особенности воображения как психического процесса
По утверждению Белая А.Я., воображение — это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее[3, с. 128].
Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для того, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощать его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Такое умение в мыслях строить новые образы называетсявоображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового — новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы[11, с. 124].Воображение — часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и работать с образами прошлого.
Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.
Воображение отличается от восприятия двумя особенностями[7, с. 126]:
источником возникающих образов служит не внешний мир, а память;
оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии.
Выделяют следующие функции воображения:
представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами;
Воображение как психический процесс
... акт. Аутотренинг. Ятрогения. Физиологическая основа воображения. Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и ... воображению относятся: мечтания; воссоздающее(репродуктивное) воображение; творческое воображение. Мечта-это особый вид воображения, представляет собой осознанную мыслительную работу. Человек создает в уме образы ...
формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности;
участие в произвольной регуляции познавательных процессов(управление воспоминаниями);
регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.);
основа для творчества — как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство);
создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал);
продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).
По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. [22, С.33-36]
Принципы действия воображения впервые в истории философии наиболее глубоко и подробно были исследованы философами Кантом и Гегелем. Наиболее близко подошел к пониманию многих существенных особенностей воображения, Гегель. Автор отметил, что воображение может быть соотнесено с истоком познавательного процесса, «началом начал» (однако это еще не знание), может проявиться в способности субъекта устанавливать различного рода связи на всех этапах развития, наконец, выступать в качестве синтеза. С такого рода синтезом и выводом из разного рода фактов, исследованных в процессе познания, Гегель и связывает понятие истины. Следовательно, воображение как мыслительная способность причастно к познавательному итогу[9, с. 146].
Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.[8, С.103-104]
Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, например, гипоталамо-лимбической системе. Экспериментально выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не регулируется определённой программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания.[10, C.10]
Развитие творческого воображения у детей
... на сколько различными могут быть признаки действительности, отталкиваясь от которых ребенок строит образы воображения. Оригинальность отражает степень индивидуализации выполнения творческих заданий. По мнению О.И. ... 15] можно сделать вывод, что процессы мышления и воображения идут параллельно, этапы мыслительного действия представлены как перебор вариантов, предположений и их проверок. Подтверждается ...
В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте
Выделяют следующие виды воображения[30, с. 132]:
. Активное воображение — является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей.
. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы.
. Репродуктивное воображение — при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
. Продуктивное воображение — отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения по-другому называют творческим, он лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.
Таким образом, воображение представляет собой психический процесс создания образов, который связан с предвидением конечного результата предметной деятельности и обеспечивает создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью. Созданию чего-нибудь нового всегда предшествует воображение или фантазия. Вначале человек воображает объект, его полезные для себя свойства и т.д., и только затем он строит определённые планы (программу), которые помогут создать ему этот новый объект. Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основания предполагать, что его физиологические механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование. В этом отношении из всех психических процессов воображение наиболее связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них.
Тема: «Особенности развития воображения детей 4 7 лет»
... творческой деятельности человека, его поведение в целом. Целью исследования является изучение особенностей развития воображения детей 4 – 7 лет. Объект исследования – воображение детей дошкольного возраста. Предмет исследования – особенностей развития воображения детей 4 ...
.2 Возрастные особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, прежде всего, проявляются в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых.
Многие психологи считают, что именно в этом возрасте проблема развития воображения должна вставать на первые планы в воспитании ребёнка. Носителем социального опыта для ребёнка является взрослый.
Взаимодействие ребёнка и взрослого порождают определённые формы психической деятельности. Авторы психолого-педагогической теории амплификации, обогащения развития А.В. Запорожец и А.П. Усова подчёркивают огромное значение и самоценность специфически «детских» видов деятельности и форм общения[13, с. 104].Становится актуальным поиск новых источников обогащения содержания детской деятельности и в этой связи — исследование влияние игр на развитие воображения именно в старшем дошкольном возрасте.
Предпосылками к развитию воображения служат активность ребенка, его потребности в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении [21, с. 67]. Источниками формирования воображения являются совместные действия взрослого и ребенка по перекомбинированию предметной среды, придание предмету несвойственных значений, создание взрослым мнимых ситуаций с участием ребенка, речевое общение, словесно-образная интерпретация взрослым чувственного опыта ребенка.
В исследованиях конкретных видов творческой деятельности дошкольников рассматривается развитие воображения как переход его от воссоздающих форм к более творческим (Т.С. Комарова, М.М. Рыбакова, Т.Г. Казакова, Н.Н. Стрелянова, Г.Д. Кириллова и др.)[15, с. 37]. Нижней границей воображения авторы считают 2,5-4 года.
Традиционным и общепринятым является утверждение о том, что воображение складывается к 3-4 годам на уровне развитой речи в процессе ролевой игры, когда ребенок создает развернутую мнимую ситуацию (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.)[7, с. 130].
Позволительно предположить, что общие механизмы воображения складываются в этих временных границах[19, с. 125]. Как только ребенок начинает ходить и получает свободный доступ к предметам, наблюдается его стремление изменить предметную среду и варьировать свои действия. Предметы переносятся, переставляются ребёнком, соединяются, используются им в разных условиях и в разных значениях.
Перекомбинирование предметной среды сопровождается яркими положительными эмоциями. Ребенок любуется результатом, хлопает в ладоши, зовет всех посмотреть. Все это позволяет характеризовать вариативные действия как предысторию игры, а способы их выполнения как материализованные формы воображения: разъединение-соединение, перенос в другие условия, одушевление, приписывание функций одного предмета другому[14, с. 143]. Мотивом выступает получение новых впечатлений и радость оттого, что создает их сам. В них выражен личностный элемент — игровое отношение ребенка к предмету. По мере овладения фразовой речью ребенок начинает с помощью слова достраивать образ события по отдельным его элементам. Появляются рассказы — интерпретации по поводу рисунков, мультфильмов, нечетко воспринимаемых объектов отдельных звуков.
Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста
... неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Рассмотрим проблему развития воображения детей дошкольного возраста. В последние годы ... -педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения детей дошкольного возраста «Философская энциклопедия» определяет воображение как психическую деятельность, заключающуюся в осознании представлений ...
На 3-м году жизни совершенствуются механизмы и способы перекомбинирования опыта. Варьирование расположениями предметов уменьшается, нарастает варьирование способами действий. В бытовые действия ребёнок включает элементы мнимого: «Пусть куколка посмотрит, как я делаю». Варьируются сюжеты игры, характеристики персонажей, позиция игрушек. Условное действие начинает достигать высокой схематизации, — оно выполняется на любом предмете и даже без предметов на основе слова (угощают молочком из ничего).
Мнимые ситуации выражены словом, ярки и разнообразны. Игра развивается в логике действия (развернутый сюжет) и в логике образа, — сюжет расцвечивают мимикой, эмоцией, сопутствующими действиями. Речь-рассказ еще сопровождается условными действиями, но все чаще описываются действия словами. При этом образы становятся вариативными, наделяются необычными свойствами (добрая лиса, добрый волк и т.д.).
Появляются специфические феномены воображения: личностные включения в сюжет, собственные концовки и варианты сказок, фантазийная ложь, страхи, идеальный образ хорошего ребенка, отдаленные намерения («Когда вырасту…»)[22,с.103].
В возрасте от 3-х до 5 лет материальные действия перекомбинирования все больше заменяются словесными. Ребенок начинает «прикидывать», «примеривать» варианты, например: «Если кровь, надо йодом заливать? А если маленькая ранка?.. А если крохотулечная? А если сильно кровь идет?». Варьирование становится воображаемым. Мнимые ситуации динамичны и вариативны, что достигается словесным дополнением сюжета; игра продолжается несколько дней и включает рассказы о действиях персонажей в прошлом. Сюжет создается легко; достаточно короткой реплики — подсказки, и ребенок входит в роль[6,с.123]. Яркие образы побуждают обставлять игру многочисленными атрибутами, предпочитать детализированные, реалистические игрушки условным заместителям. Существенно изменяются представления, ребенок свободно оперирует ими. Услышанную фразу или сценку дополняет до целостного образа множеством привлеченных элементов (увидев в мультфильме, что царь утонул, добавляет:«А царица ждала- ждала его, так и не дождалась»).
Наблюдается своеобразная игра в трансформацию образов, типа: «Если бы эта канава была широкая- широкая, то какая бы стала улица?» Умение представить обстоятельства и соотнести детали снижает фантазийную ложь. Страхи остаются, но ребенок понимает их необоснованность.
Личностные включения в литературные сюжеты связываются с заданными обстоятельствами: ребенок уже не меняет событий, но оплакивает героя в безысходной ситуации или говорит, — я бы так не делал. Образы — идеалы также приобретают детализированный характер. В рассказах о хорошей кукле слышится набор идеальных качеств и поступков, они отражают намерения ребенка, но далеко не всегда реальное поведение.
Воображение детей школьного возраста
... и тестами, позволяющими лучше развивать и использовать воображение ребенка для учебы, развития его личности, улучшения настроения. Мы надеемся, ... выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным ... Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение – ...
К 5 годам усиливается планирующая функция воображения. Выходя играть, подбирают игрушки к определенному сюжету. Представляют двуплановое развитие сюжета: ты делай то-то, а я буду делать то-то. Действия партнера начинают представлять на несколько ходов вперед. Создаются реальные условия для ролевой игры. Но в групповой игре снижается детализация и артистичность, дети начинают действовать усредненно, «как бывает». Воображение начинает обслуживать продуктивную деятельность. Предметы заранее примеривают к разным функциям и сюжетам. Начинают собирать впрок на будущее всякие проволочки, пуговки в расчете пристроить их к чему-то. Появляются намерения нарисовать то-то и так-то, — предварительные действия в воображаемом плане. Появляются технические фантазии («Чтобы кроватка летала») и предметные роли: я трактор, я шайба и т.д. Ребенок пытается смоделировать технические устройства неадекватными средствами — ролью [2,с.84]. Яркие детализированные образы побуждают к изображению, но они же усиливают критичность самооценки, что может надолго оттолкнуть от рисования («Корова какая-то получается»).
В рисунках и постройках словесные дополнения значительно богаче изображения. Приведенные факты позволяют сказать, что к 4-м годам обособляется мир фантазии, и ребенок занимает отстраненную позицию. Образы становятся динамичными, меняются в меняющихся обстоятельствах, их используют для мысленного «проигрывания» реальных ситуаций. На 5-6 году усиливается планирующая функция воображения как предварительная подготовка средств и «проигрывание» будущих действий.
2. Применение продуктивных видов деятельности в развитии воображения старших дошкольников
.2 Характеристика продуктивной деятельности старших дошкольник
Продуктивная деятельность — деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами[12,с.124].
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.
Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики[27,с.172].
Исследования последних лет показывают, что растёт число детей, имеющих отставание в речевом и личностном развитии. Как известно, речь детей впрямую зависит от тонкой моторики пальцев рук.
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста ...
... Цель исследования – определить особенности развития творческого воображения детей средствами изобразительной деятельности. Объект исследования – развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Для решения поставленной ...
Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать)[19,с.124].
Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.
Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника.Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность[3,с.114]. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельным.
На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация.
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности[15,с.124] Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т. д.
Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше)[23,с.168]. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. На занятиях по аппликации, я знакомила детей с техникой «мозаика из бумажных комочков». Бумагу можно использовать самую разнообразную: простую цветную, гофрированную, бумажные салфетки, фантики, фольгу и даже старые газеты. Единственное условие — бумага должна быть достаточно мягкой.
Конструирование — это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения определенного целого предмета[18,с.157]. Возникновение конструктивной деятельности зависит от уровня развития восприятия, игровой деятельности и мышления, а также от развития двигательных навыков, познавательной активности и общения. Кроме того, занятия конструированием влияют на: физическое воспитание — действия с материалами для конструирования развивают тонкие движения пальцев, влияют на координацию движений, пространственную ориентацию, нравственное и эстетическое воспитание -дети учатся видеть красоту в том, что они делают, развиваем вкус, параллельно знакомя с архитектурными формами; а в процессе изготовления подарков к праздникам, формируем бережное и заботливое отношение к близким, желание радовать их, трудовое воспитание — процесс занятий формирует у детей целеустремленность, самостоятельность, инициативность и организованность.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности[19,с.157]. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему.
Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
Выготский Л.С., Полуянов Ю.А. и некоторые другие авторы относят к дошкольному возрасту возникновения способности самостоятельно образовывать продуктивные цели[21,с.130].
Как отметила Урунтаева Г.А., продуктивная деятельность дошкольника, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении[4,с.165]. Осваивая эту деятельность, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут отражены в том или ином виде.
Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, дающая возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Важным средством развития мышления является и детское экспериментирование в области конструктивной деятельности.
По мнению Галигузовой Л., уже с первого года жизни в игру ребенка можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образное мышление, восприятия, воображения, умение соотносить формы предметов, мелкую моторику пальцев рук[14, с.165].
Вилюнас В.К., в свою очередь отмечает важность эмоционально-непосредственной формы «личностных смыслов» — её эмоционально-непосредственного переживания.
Парамонова Л. Указала на то, что практическая деятельность по выявлению отдельных сторон, качеств предметов и явлений и по выявлению связей и зависимостей между ними (включая конструирование) обеспечивает умственное развитие дошкольника.
Конструктивная деятельность, изобразительная игра имеют моделирующий характер, т.к. продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении[26, с.143].
Отмечая развивающую функцию продуктивной деятельности отечественные психологи отметили, что замысел в ней воплощается с помощью разных изобразительных средств, и осваивая её, ребенок учится выделять в реальном мире предметы те стороны, которые могут быть отражены в том или ином виде.
Таким образом, продуктивная учебная деятельность играет существенную роль в развитии старшего дошкольника. Осуществляя постоянно усложняющуюся деятельность, учащийся вступает в новые для себя отношения, формирует личностный опыт, развивает мотивы и оценки Использование традиционного подхода к организации обучениястановится препятствием для осуществления саморазвития, самообразования.
Возможности для самореализации дошкольников обеспечивает организация продуктивной учебной деятельности, ее направленность на получение образовательных продуктов создает условия для формирования собственного опыта
.2 Продуктивная деятельность как условие развития воображения
Изучение природы и развития механизмов целостных образов, предваряющих и констатирующих расчлененную и детализированную картину тех или иных фрагментов действительности, в продуктивной деятельности наталкивается на существенные трудности, в частности, при этом встает задача выявления способов объективации данных образов в предметном материале. Трудность здесь состоит хотя бы в том, что продуктивная деятельность уже по определению направлена на получение конкретного продукта с вполне определенными свойствами, в самой структуре которого опредмечиваются более или менее стабильные и отчетливые представления ребенка об этом продукте.
Однако, как было сказано выше, целостность образов, которые порождает детское сознание в этом возрасте, зачастую отличается неопределенностью, подвижностью, текучестью. Она пребывает в непрерывном становлении. К тому же принятые на практике критерии оценки продуктов изобразительной деятельности, по больше части, являются не эстетическими, а прагматическими. В них получает свое отражение в первую очередь утилитарно-исполнительские, операционно-технические стороны этой деятельности[23, с.127]. Подвижная целостность образа, энергию которого впитал в себя тот или иной «целостный продукт» ребенка, остается чем-то неуловимым, неосязаемым.
Это противоречие специфически разрешимо. Центральным моментом работы на всех возрастных этапах должно стать развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств воплощать в предметном материале целостно образующие (смыслообразующие) свойства создаваемых продуктов.
В то же время опыт применения культуросообразных технологий дошкольного образования, позволяет говорить о возможностях проектирования условий развития способности видеть целое раньше его частей и на отмеченных выше этапах дошкольного детства[18, с.127].Более того, сама эта способность теоретически понимается и практически операционализируется здесь как основа творческого освоения, культуры ребенком в различных видах его деятельности. Продуктивная деятельность в этом плане не составляет исключения.
Перспективным представляется изучение особенностей становления способности видеть целое раньше его частей в условиях продуктивной деятельности дошкольников. Во-первых, это даст возможность создать условия для развития воображения детей путем целенаправленного формирования способности видеть целое раньше частей. Во-вторых, это позволит выявить объективные источники генеза и формы развертывания этой универсальной креативной способности на вполне определенном предметном содержании. В-третьих, это откроет возможности для актуализации собственно творческих компонентов изобразительной деятельности (которые в массовой педагогической практике часто оказываются «не востребованными») исходя из критериев развития данной способности[14, с. 154].
Обеспечить переход от репродуктивного мышления к творческому, подвести детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его возможно лишь при систематическом развитии этого самого творчества и воображения в частности.
Процесс воображение особенно интенсивно выражен в детстве, однако постепенно он утрачивает свою яркость и силу. Это происходит за счет того, что в период традиционного обучения эта функция утрачивает свою значимость и не развивается, чтобы запомнить какое-либо правило или информацию, воображение и фантазия не нужны. Целенаправленное и систематическое развитие детского воображения не только значительно повышает интеллект, математическую готовность, концентрацию внимания или изобразительные способности ребенка — оно крайне важно для успешного разрешения разного рода жизненных ситуаций. Процесс воображения, который обеспечивает контакт с действительностью и уход от нее, во многом определяет черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения любых задач[11, с.113]. Особое значение продуктивной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач.
Таким образом, исходя из вышеизложенного необходимо выделить следующие моменты:
Условием развития воображения дошкольников в продуктивной деятельности является целенаправленное формирование способности видеть целое раньше частей.
Продуктивная деятельность обеспечивает развитие коммуникативно-смысловой функции воображения дошкольника, которая возникает в детской игре и состоит, с одной стороны, в ориентации ребенка на обобщенную позицию другого человека, с другой, — в его умении выразить собственный замысел в образе такой позиции.
Проектирование условий развития способности видеть целое раньше частей в данной деятельности необходимо там, где ставится специальная задача организации ее творческих форм. И, наоборот, продуктивная деятельность определяет конструктивный характер способности видеть целое раньше частей.
Воображение включается в познавательную деятельность субъекта, которая с необходимостью имеет свой предмет. А.Н. Леонтьев писал, что «предмет деятельности выступает двояко: первично — в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично — как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может». Выделение в предмете его определенных, нужных для решения задачи свойств определяет такую характеристику образа как его пристрастность, т.е. зависимость восприятия, представлений, мышления от того, что человеку нужно от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. Очень важно при этом подчеркнуть, что такая «пристрастность» сама объективно детерминирована и выражается не в адекватности образа (хотя и может в ней выражаться), но что она позволяет активно проникать в реальность»[19, с.107].Выделенные в таком «пристрастном» образе свойства и составляют его предметное содержание.
В случае воображения предметное содержание образа объекта выявляется с помощью другого объекта, другого предметного содержания.
Так, Э.В. Ильенков приводил пример с открытием закона турбулентного движения частиц, которое было сделано при, казалось бы, случайном наблюдении за потоками дождевой воды, обтекавшими лежащий на луже кирпич. Иными словами, в воображении происходит соединение двух предметных содержаний, которое позволяет выявить одно через другое.
Наиболее очевидно эта особенность воображения обнаруживается при анализе воображения ребенка, включенного в различные виды детской деятельности и, прежде всего, в игру. Так, взятая в игре роль двойственна по своей природе: в ней совмещаются те характеристики взрослого, которые являются предметным содержанием его образа, и особенности самого играющего как исполнителя этой роли[13, с.139].Л.С. Выготский подчеркивал подобную двойную природу игры, отмечая, что в игре ребенок всегда «плачет как пациент и радуется как играющий». Именно воображение совмещает два реальностей, позволяя ребенку, по выражению Э. Клапереда, «как бы прясть на двух станках».
Совмещение в воображении предметных содержаний образов двух объектов связано, как правило, со сменой форм репрезентации реальности.
Широкий охват субъективного опыта позволяет воображению включаться в разнообразный круг творческих процессов, выполнять различные функции в деятельности субъекта. Эти функции были обозначены и раскрыты в работах различных авторов.
Прежде всего, была выделена и отмечена гностически-эвристическая функция воображения. Воображение включается в решение различных познавательных задач и способствует нахождению творческих вариантов ответов. Так, С.Л. Рубинштейн считал, что «специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим способствует ее разрешению»[23, с.127]. Именно эта функция позволяет воображению находить и выражать существенные, значимые стороны действительности. Вторая функция воображения может быть обозначена как прогностическая или антиципирующая. В данном случае основной продукт воображения — это представление о цели действия, к которой стремится субъект. По мнению Р.Г. Натадзе, «воображение, как фактор человеческого поведения, детерминирует деятельность человека посредством установочного действия… Воображение, прежде всего, тогда вызывает установку, когда субъект относится к его содержанию как к данному или ожидаемому в действительности или же как к подлежащему реализации в действительности, т.е. как к цели…» [26, с.143].
Эта функция воображения позволяет выступать ему в качестве фактора, регулирующего и направляющего деятельность к получению определенного продукта. К. Маркс писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально».
Таким образом, следует отметить, что основная линия в развитии воображения — это становление продуктивного воображения. Специфика организации этого процесса заключается в выражении Предметного содержания одного объекта через предметное содержание другого, в видоизменении формы репрезентации реальности. Воображение функционирует посредством использования, в основном, символических форм отражения действительности. В него может включаться весь опыт субъекта (интеллектуальный, эмоциональный, поведенческий).
Оно полифункционально по своей природе и входит в самые различные аспекты деятельности субъекта, способствуя разрешению задач открытого типа.
Таким образом, генезис детского воображения можно рассматривать как развитие продуктивного воображения в его общих закономерностях специфических особенностях.
.3 Способы организации продуктивной деятельности как средства развития воображения
Самостоятельная продуктивная деятельность старших дошкольников рассматривается в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность. Многое из того, что делают дошкольники в свободной ситуации, является воспроизведением, продолжением и творческим развитием того, что они делают вместе со взрослым. Эта взаимосвязь осуществляется через материалы и образцы с которыми имеет дело ребенок. Продуктивная деятельность в значительной мере связана с сюжетной игрой и несет в себе элементы практического экспериментирования с материалами[23, с.127]. При этом, в арсенале детей старшего дошкольного возраста присутствуют различные типы продуктивной деятельности: работы по готовым образцам и графическим схемам и работы с незавершенными продуктами и по словесным описаниям.
Предметная среда в группе должна способствовать творческому движению в работе с выбранным материалом[14, с.127]. Поэтому воспитатель предоставляет дошкольникам не только материалы, но и образцы возможной работы. Образцы должны на некоторое время переходить в свободное пользование детей для того, чтобы они могли продолжить понравившуюся работу. Это может быть столик, за которым работают 2-3 детей, стеллаж. Срок жизни этих материалов и образцов зависит от того, насколько часто и увлеченно дошкольники в свободное время работают с ними. Если же нечасто, их заменяют новыми, если же часто, то к ним прибавляют следующую порцию материалов. Замечено, что к материалам и образцам чаще всего обращаются 3 категории детей[12, с.107]:
не успевшие завершить свою работу, во время совместной деятельности со взрослым,
выступавшие в роли наблюдателей за совместной деятельностью взрослого с детьми и понявшие в ходе наблюдения, что, пожалуй, стоит рискнуть и попробовать; психологически им легче сделать это вне НОД, без критического внимания со стороны сверстников,
энтузиастов, которым настолько понравилась инициированная взрослым работа, что они по собственному желанию вновь возвращаются к ней, воспроизводя или творчески развивая ее.
Воспитатель должен позаботиться о том, чтобы у детей был запас соответствующих материалов для всех желающих продолжить работу. Как правило, взрослый готовит специальный материал к каждому совместному виду деятельности, от одноразового использования, т.е. превращается в готовые продукты (в законченные вещи, не подлежащие обратной трансформации)[8, с.134]. В свободной деятельности можно и нужно применять материалы многоразового использования фабричного производства. Полученный из них продукт не становится личной собственностью ребенка, а вновь разбирается, превращаясь в исходный материал, которым могут заняться и другие дети.
Также следует всегда иметь под рукой бросовые и природные материалы, сочетая которые по собственному выбору, ребёнок может мастерить различные вещи — это кусочки картона, пенопласта, картонные коробочки разного размера, проволока, кусочки тканей и верёвочек, старые футляры от фломастеров, шишки, жёлуди, мелкие сухие веточки и т.п., размещённые в разных ёмкостях. К этим материалам нужны альбомы или отдельные листы с образцами возможных поделок, на которые дети могут ориентироваться при замысливании своей работы. Из всего многообразия имеющихся в детском саду материалов для свободного конструирования наибольшим успехом у дошкольников пользуется пластмассовый конструктор «лего». Пластмассовый конструктор — это кнопочные и с креплением детали болтами и гайками. Строительные наборы из дерева с деталями различной величины используются детьми реже, потому что постройки из них легко разрушаются, и полюбоваться ими или обыграть, где случайное неловкое движение сверстников зачастую приводят к катастрофе, не всегда удаётся. Тем не менее, целесообразно иметь в группе 2-3 строительных набора для настольного конструирования, специально предназначенных для различного рода сооружений (набор для строительства крепости, домов, крестьянского подворья)[4, с.147]. Прилагаемые к этим наборам графические образцы построек учат руководствоваться чертежом.
Необходимо иметь в группе и набор строительного крупного материала, хотя его детали чаще используются не для конструирования как такового, а в сюжетной игре для обозначения условного игрового пространства. К материалам, стимулирующим самостоятельную продуктивную деятельность детей, мы относим также разнообразные мозаики — геометрические и традиционные.
Мозаика — отличный объект для познавательно — исследовательской деятельности (экспериментирования)[15, с.146]. Работа с ней содействует развитию ручной моторики ребёнка, анализу соотношений частей и целого, формирования пространственных представлений. Они обязательно предоставляются детям для свободной деятельности. Хорошо иметь несколько наборов, при этом хотя бы два из них должны быть идентичными. Все наборы мозаик должны быть укомплектованы графическими образцами. Как и в конструкторах, предпочтительнее отдельные листы. Работа в общем поле со сверстником, тем более с одинаковыми мозаиками способствует активизации воображения, обогащению коммуникативной практики — обсуждению способов работы, обмену опытом.
Неотъемлемым атрибутом жизни ребёнка стали картинки — головоломки -пазлы, состоящие из множества деталей. Сборку таких головоломок можно отнести также к продуктивной деятельности. Однако, пазл- это, по сути, одноразовая работа. Поэтому необходимо вносить в группу несколько пазлов, подбирая их по сложности: от картинки с полем 6×9 деталей и более. Возможен обмен между группами ДОУ.
Наборы для конструирования и разнообразные пазлы, мозаики и т.д. должны быть в свободном распоряжении детей.
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция).
Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.
О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков[11, с. 153].
Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры.
Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка, являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах[4, с. 50]:
произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой;
идеи возникновение воображаемого плана ее реализации.
Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий [4, с.51].
У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное. Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.
На первом этапе развития воображение связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а, следовательно, регулировать свое собственное воображение. Однако планировать его, заранее составлять в уме программу предстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.
Детское аффективное воображение с возраста 2,5-3 года -4-5 лет развивается по несколько иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его «Я» (рассказы — фантазии детей о себе как о якобы обладающих особо выраженными положительными качествами) [22, с.174].
Наконец, на третьем этапе развития этой функции воображения возникают замещающие действия, которые в результате своего осуществления способны снять возникшее эмоциональное напряжение; формируется и начинает практически действовать механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие их них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире [22, с. 178].
Как уже отмечалось выше -основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
О.М. Дьяченко отмечает, что специально развитие воображения в игре дошкольника практически не изучалось. Но при исследовании самой игры выявлялись значимые для развития воображения моменты. Автор выделяет две линии анализа игры, где она — основной источник развития воображения дошкольника [5, с.50].
Первая линия связана с развитием самих особенностей игры (Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко).
В работах этих авторов были показаны возможности развития воображения ребенка по мере овладения им предметной и сюжетно-ролевой игрой. Вместе с игровым действием развиваются и зачатки воображения, которое определяется возможностью вхождения в элементарную игровую ситуацию с вариативным использованием сначала отдельных предметов, а затем цепочек ролевых действий. Кроме того, Д.Б. Эльконин утверждает, что в игре зарождаются наиболее значительные стороны продуктивного воображения: его направленность на решение самых различных задач и возможность в специфической форме раскрывать существенные характеристики реальности [24, с.86].
В работе Н.Я. Михайленко отмечаются существенные сдвиги в развитии игры старших дошкольников после направленного обучения их сюжетосложению. Зарождаясь в игре и развиваясь вместе с ней, воображение, в свою очередь, определяло развитие игровой деятельности [9, с.94].
Вторая линия анализа игры связана с возможностями интериоризации воображения, перехода его в план представлений (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Так, Л.С. Выготский подчеркивает, что игра преддошкольника неотрывна от предмета, начинается с него и предполагает его обязательное использование [2, с. 486].
В старшем дошкольном возрасте воображение уже не требует постоянных внешних опор, может полностью протекать во внутреннем плане, т.е. в игре происходит становление воображения как собственно внутренней, психической деятельности ребенка. Отрыв воображения от предмета и его переход во внутренний план особенно явно прослеживается в рубежных играх, одной из форм которых, по мнению А.Н. Леонтьева, является игра — фантазирование [10, с.195].
В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.
Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного. Так в игре развиваются творческие способности.
В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющие существенное значение для развития воображения ребенка. Как указывает Л.С. Выготский, игра «служит подготовительной ступенью художественного творчества ребенка» [3, с.261]. Из нее выделяют отдельные, более или менее самостоятельные виды детского творчества (рисование, драматизация, сочинения).
Он полагал, что любой вид детского творчества сходен с игрой по своему характеру (одномоментность творческого акта, отсутствие длительной работы над произведениями) и по связанности с эмоциями ребенка.
Важнейшее условие успешного руководства творческими играми, как отмечаетА.К. Бондаренко, — умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если взрослые относятся к игре серьезно, с искренним интересом, понимают замыслы детей, их переживания [1, с.42].
Взрослый может вмешиваться в игру, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.
Основной путь воспитания в игре — влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Таким образом, игра- этоодна из основныхвидовдеятельностидетей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, мышление, воображение. Игра является неотъемлемой частью свободной деятельности детей, их свободного общения в процессе, которого происходит познавательное развитие ребенка. Игра также включена в педагогический процесс, т.е. целенаправленно используется в целях развития детей, следовательно, может использоваться и как средство развития воображения.Важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый — его педагогическая позиция,личность его в целом.Педагог должен не только создать условия для проявления воображения детей. В процессе организации и руководства деятельностью детей следует обогащать представления дошкольников, обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения, использовать специальные упражнения, стимулирующие детское воображение и т.д.
Заключение
Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в сознании новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений и понятий. Воображение подразделяется на виды: активное, пассивное, продуктивное, мечты, грёзы, сновидения. Выделяются три основные функции воображения: познавательная, эмоциональная, воспитательная (формирующая).
Фактором формирования воображения дошкольника является потребность в новых впечатлениях, общения со взрослыми, сверстниками, открывающим способы получения впечатлений. Процесс развития воображения подчиняется общему закону развития высших психических функций, воображение должно развиваться путём включения в управление овладением особых средств.
В воображении дошкольника играет большую роль общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.
Процесс функционирования воображения старшего дошкольника характеризуется прежде всего тем, что в возрасте 5-6 лет ребёнок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Кроме того, в этом возрасте ребёнок способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их.
В процессе обучения детей должно формироваться умение выделять не только сами объекты, но и отношения между ними; умение действовать именно с отношениями и, главное, умение обобщать эти отношения, приводить их к единству, к целостности. Такое построение образа воображения возможно при движении сознания от целого к частям, от общего к частному, что присуще содержательному обобщению, которое характерно не только для научно-теоретического мышления, но и для процесса создания образов творческой фантазии.
Продуктивная деятельность направлена на получение конкретного продукта (рисунка), в котором должна «опредмечиваться» представления ребенка. Однако целостность образов, которые поражает детское воображение и сознание отличается подвижностью, неопределенностью. Дети не умеют проявлять самостоятельность при переходе от замысла к воплощению, имеют низкий уровень воображения.
Анализ проблемы развития воображения дошкольников позволил выявить наиболее острые и недостаточно изученные аспекты данной проблемы. К ним можно отнести такие вопросы, как развитие механизмов воображения на протяжении дошкольного детства; особенности структуры воображения ребенка как одного из творческих процессов; зависимость развития воображения от особенностей личности ребенка; возможности повышения уровня развития воображения на протяжении дошкольного детства.
Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей, особенно для процесса формирования воображения.
Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация.
Конструирование — это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения определенного целого предмета. Возникновение конструктивной деятельности зависит от уровня развития восприятия, игровой деятельности и мышления, а также от развития двигательных навыков, познавательной активности и общения.
Игровая деятельность способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).
Подводя итог вышеизложенному следует отметить следующее:
продуктивность деятельности обеспечивается за счет обязательного использования образов воображения в предварительном антиципирующем построении базовых компонентов выполняемой деятельности: осознание мотива, цели, управления регуляцией деятельности: планирования, осуществления и коррекции действий, отдельных актов действий;
содержательная насыщенность образов воображения, ее базово-эмоциональные, информационно-невербальные, социально-эмоциональные и информационно-вербализованные компоненты оказывают непосредственное воздействие на организацию и осуществление деятельности, на мотивацию деятельности, повышают или понижают продуктивность деятельности;
воображение выполняет особые Функции, обеспечивающие осознание базовых компонентов деятельности. Существенное значение в процедуре осознания этих компонентов принадлежит содержательной насыщенности образов воображения, способам построения образов воображения;
предполагается, что продуктивность деятельности, отдельных ее этапов, а также качественные характеристики продуктивности деятельности тесно связаны со способами построения новых образов воображения. Отдельные способы позволяют максимизировать деятельность, другие способы минимизируют деятельность;
существуют скрытые психологические механизмы, связывающие воображение и продуктивность деятельности, выявление которых позволит за счет целенаправленной организации воображения повышать продуктивность деятельности.
Список использованной литературы
1.Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. — М., 2003. — Т. 1. — 232 с.
.Бабаева, Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. / Сборник под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А. . — СПб: Детство-пресс; 2007 — 192с.
.Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в детском саду: метод.пособие. -М.: ТЦ СФЕРА, 2004. — с. 13-15.
.Бодрова, Е.В. К проблеме диагностики воображения у дошкольников / Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной практической конференции. Секция 5. Детство и творчество — М.: БИ, 2004. — с. 39-43.
.Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. / Л.П. Бочкарева. — Ульяновск, 2003. — с. 112-116.
.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. — СПб., 2001. — 140с.
.Герасимова, Е.Н. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. / Сборник под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 — 192с.
.Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева. — М., 2000. — с. 5-10.
.Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества.-М.: Просвещение, 2006. — 179 с.
.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 2001. -240с.
.Дружинин, В.Н. Психология общих способностей — СПб.: Питер, 2002. — 368с.
.Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества — Смоленск, 2004. — 155 с.
.Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. — 2008. — № 3. — С. 55-60.
.Захарюта, Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника // Дошкольное воспитание. — 2006.- №9. — с. 7-13.
.Игнатьев, Е.Н. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека — М.: Знание, 1999. — 232 с.
.Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А.Михайловой. — СПб.,2004 — 192с.
.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко — М.: Просвещение. 2003. — 127 с.
.Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду — СПб.: Речь, 2003.
.Корчаловская, Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 288с.
.Мануйленко, З.В. Развитие воображения у детей дошкольного возраста в игре // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 7. — С. 33-41.
.Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. — 154 с.
.Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения. — Тбилиси., 2001. — 187с.
.Психология и педагогика: Уч. пособие / под ред. В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина. — М., 1999. — С. 45-47
.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. — 421 с.
.Сорокин, В.М. Формирование воображения у младших слабовидящих школьников. — Спб., 2001 — 202 с.
.Страхов, И.В. Психология воображения. — Саратов, 2004. — 378 с.
.Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. — СПб.: Речь, 2002. — 137 с.
.Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. -СПб., 1997. — 234 с.
.Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. Соч.: М.-Л., 1950. — Т.8. — С. 429-441.