Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретическая часть исследования творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности
-
- 1.1 Характеристика творческого воображения и воображения в целом
- 1.2 Развитие воображения с момента рождения до конца жизни
- 1.3 Изобразительная деятельность как средство развития воображения дошкольников
- Глава 2. Практическое исследование развития творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности
-
- 2.1 Изучение исходного уровня развития творческого воображения
- 2.2 Исследование методик по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого воображения
- 2.3 Эффективность занятий изобразительной деятельности в развитии творческого воображения
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
Введение
Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития творческой индивидуальности, способной к активному взаимодействию с постоянно меняющейся социальной и предметной средой. И, следовательно, одной из значимых целей образования является подготовка подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
Воображение, фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане поддержки и развития в детском и подростковом возрасте. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем может наступить быстрое снижение активности этой функции.
Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др. исследователи считают, что старший дошкольный и младший школьный возраст классифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии.
Важной частью воспитания творческой личности дошкольника является развитие мышления и воображения. Проблема развития и совершенствования мышления — одна из сложных в организации всего учебного процесса. Дошкольный возраст обладает наиболее благоприятными возможностями для развития воображения. Для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала для детей необходимо организовывать занятия по формированию геометрических представлений, которые осуществляются посредством упражнений, дидактических игр, занимательного материала и т.д.
Развитие воображения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
... особенностей развития воображения дошкольников посредством изобразительной деятельности, в частности с использованием нетрадиционных форм рисования. Объект исследования - воображение детей дошкольного возраста. Предмет исследования - развитие воображения дошкольников посредством изобразительной деятельности. Цель работы - определить особенности развития воображения детей ...
Дошкольный возраст является важным периодом в общем развитии ребенка, его дальнейших успехах в школе. Именно в этом периоде закладывается фундамент его основных способностей. Поэтому необходимо максимально использовать все возможности, а с другой стороны, требуется очень осторожный, продуманный подход и максимальный учет особенностей детей, психологических закономерностей их развития.
Цель данной работы — исследовать и одобрить методики занятий по развитию творческого воображения средствами изобразительной деятельности.
Объект исследования — развитие творческого воображения.
Предмет исследования — влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения дошкольников.
Гипотеза исследования: предполагается, что специально организованная изобразительная деятельность дошкольников является эффективным средством развития творческого воображения.
Задачи:
1. Дать характеристику творческого воображения и воображения в целом.
2. Изучить развитие творческого воображения в индивидуальном развитии ребенка от момента рождения до конца жизни.
3. Рассмотреть изобразительную деятельность как средство развития воображения дошкольников.
4. Провести исследование, направленное на выявление развития творческого воображения дошкольников.
5. Выявить эффективность занятий изобразительной деятельности в развитии творческого воображения.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; синтез; тестирование.
Глава 1. Теоретический аспект исследования творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности
1.1 Характеристика воображения и творческого воображения
Воображение — важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека [13, с. 160].
Воображению принадлежит огромная роль: в повседневной жизни (помогает предвидению последствий и принятию решений); в обучении (дает представить то, что человек никогда не видел); в творчестве (способствует порождению нового) [8, с. 54].
В настоящее время в философской, психолого-педагогической литературе уделяется большое внимание проблеме развития воображения. В литературе представлены разнообразные, часто противоположные точки зрения на определение этого понятия.
С точки зрения философии воображение рассматривается, как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности [26].
Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности ...
... современные программы и разработали систему специальных занятий по развитию творческого воображения в изобразительной деятельности. Исследование проводилось на базе МДОУ центр развития ребёнка д/с ... Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным ...
Как отмечал А.В. Петровский, «воображение является необходимым элементом творческой деятельности человека, выражающимся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающим создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью» [14]. Автор указывал на тесную связь воображения и мышления. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. При этом опережающее отражение действительности, осуществляемое в воображении, по мнению А.В. Петровского, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир [14].
Р.Д. . Коллингвуд определял воображение как вид мышления. Для него «воображение — это не иноприродный посредник, а деятельность, затрагивающая одновременно рациональную и эмоциональную сферы. Поэтому именно оно играет роль исторического сознания в целом» [12].
Л.М. Веккер выделял несколько разновидностей воображения. Так, сенсорно-перцептивная экстраполяция по своему психологическому существу есть не что иное, как сенсорно-перцептивное воображение. Здесь мы имеем дело с воспроизводящим воображением в собственном смысле этого понятия. В отличие от воображения творческого эта форма воображения не создает образа нового объекта, а включается вместе с памятью в качестве необходимого компонента сенсорно-перцептивного отображения реального движения, независимого от психической активности субъекта и лишь инвариантно воспроизводимого средствами сенсорно-перцептивной психики. Здесь сенсорно-перцептивное воображение является необходимым компонентом формирования первичного образа реального движения [4].
В целом, Л.М. Веккер рассматривал воображение как «сквозной психический процесс (участвует в протекании всех психических процессов), симметричный памяти, но противоположно направленный, обеспечивающий продвижение по оси психического времени от настоящего к будущему и обратно» [4].
Э.В. Ильенков, опираясь на взгляды И. Канта, считал воображение универсальной способностью человека, рассматривая его как «всеобщее свойство человеческого сознания, поскольку именно в воображении наиболее рельефно проявляется его сущностная созидательная, конструктивная направленность, сообщающая импульс творческого становления всему ансамблю психических функций общественного человека» [8].
С точки зрения психологии, воображение, в самом широком смысле слова, это всякий процесс, протекающий в образах [20].
Р.С. Немов под воображением понимает «способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им» [18, с. 220].
По определению В.В. Богословского, воображение есть психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое состояние [20].
И.В. Дубровина определяет воображение, как «способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта» [13, с. 160].
Воображение. Психический познавательный процесс
... и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи. Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним ... и т.д.). 6. Повзрослев, я время от времени вживаюсь в какую-то роль. 7. Мне бы хотелось оказаться под гипнозом (я получаю удовольствие, находясь под ...
По мнению С.Л. Рубинштейна, воображение — присущая только человек) возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта, и является необходимым условием деятельности человека [22].
К.К. Платонов так определяет это понятие: «Воображение — форма опосредованного, обобщенного познания, проявления творчества как доминирующего компонента мышления, создание на основе уже имевшихся восприятий и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий» [19, с. 23].
Таким образом, существует несколько разных подходов к определению понятия «воображение»: способность человека вызвать представления в памяти, воссоздать образ; способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта; форма опосредованного, обобщенного познания. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их па другие предметы [13, с. 165].
В нашей работе мы будем опираться на следующие определения воображения, которые отражают все существенные признаки этого процесса.
Воображение — психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области) [10, с. 38].
Воображение как психологический процесс позволяет представить результат труда до его начала и, при этом, не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии, ориентируя человека в процессе его деятельности [25].
Воображение — это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели, либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами [20].
По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим. Педагогическая деятельность нацелена, на осознанное, деятельное воображение, поэтому мы рассматриваем только творческое воображение.
Воссоздающее воображение — это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового. Процесс обучения — это важный этап, основанный на репродуктивном методе, в основу которого заложена трансляция уже имеющихся знаний и при многочисленном повторении происходит закрепление нового знания или присвоение новых умений и навыков (например; обучение, письму, чтению, рисованию, заучивание наизусть и т. д.).
Этот тип воображения широко используется в разных видах деятельности человека. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта. Поэтому воссоздающее воображение очень важно для ребенка, но педагог должен смотреть в будущее и не только транслировать знания, умения, а постепенно развивать творческое воображение.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... воображения, которое составляет основу творческой способности. Педагоги оценивают проявление творческих способностей в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, ... рассудок, он не способен творить и пророчествовать. Творец не имеет должного опыта ни в одной из наук, но имеет свое особое назначение. Предпосылки ...
Творческое воображение — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. В ходе творческого воображения человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.
1.2 Развитие творческого воображения с момента рождения до конца жизни
Дети трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается.
А.А. Реан указывает, что «когда ребенок начинает в песочнице строить уже фигуры не такие простые, как прежде, а наиболее замысловатые (подобие замка), то можно заметить, как проявляется воспроизводство его сознанием прекрасного, того, что наиболее впечатлило его за последнее время, с чем у него имеются положительные ассоциации. Через творчество у ребенка развивается мышление, благодаря выраженным интересам к чему-либо. Воображение вносит изначальный вклад в развитие психики ребенка, помогает ему воспринимать мир по-своему, делать первые выводы» [15].
Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт — основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых. Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.
Л.С. Выготский отмечает, что «в воображении детей младшего дошкольного возраста наблюдается отход от действительности. Воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом» [6].
В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Это ясно обнаруживается в игре, где старший дошкольник не довольствуется уже любой вещью для любой игры, а выбирает только то, что действительно подходит для данной игры.
Исключительно важную роль в развитии воображения у детей дошкольного возраста выполняет игра, в особенности же игры детей, в которых они принимают на себя определенную роль, осуществляют действия, требуемые ролью, что побуждает их стремиться к сходству изображаемого с действительностью.
По мнению Э.В. Ильенкова: «В форме искусства развивалось и развивается та самая драгоценная способность, которая составляет необходимый момент творчески-человеческого отношения к окружающему миру, — творческое воображение или фантазия» [8]. С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Итак, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.
Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Л.С. Выготский [5] отмечал, что ребенок 6-10 лет обладает развитым воображением, способен оперировать несуществующими в действительности образами, дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы.
Воображение является для ребенка, прежде всего, способом выйти за пределы личного практического опыта и проявляется по большей части в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве наблюдается большая вариативность: одни дети воссоздают реальность, другие — фантастические образы. Воображение не только дает выход творческим способностям ребенка, но может обладать и терапевтическим действием, позволяя ему на время уйти в воображаемый мир от трудностей и травмирующих переживаний реальности
1.3 Изобразительная деятельность как средство развития воображения дошкольников
Определение детского творчества одной из первых дала Е.А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» [24, с. 460].
Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала [16].
Изобразительное творчество — это отражение окружающего мира в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, ...
... или иные ощущения, необходимые вам по роду деятельности, следует учитывать закономерности ощущений. 1. Чувствительность - способность организма реагировать на сравнительно слабые или незначительно ... как форма человеческой деятельности Психические процессы взаимосвязаны. Так, ощущение возбуждает внимание и мышление, которое, в свою очередь, сопровождается воображением, волевые усилия подкрепляются ...
Сочетание двух функций в художественном образе — изображение и выражение — придает деятельности художественно-творческий характер, определяет направленность ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и направленность способностей к данному виду деятельности.
В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:
— способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);
— способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;
— способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;
— способность оценивать перспективные сокращения.
Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.
Для того, чтобы создать выразительны творческий образ нужна способности к художественному выражению:
— Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. непросто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него, способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это-качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п.
— Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувства, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа.
Н.П. Сакулина выделяет и другие свойства специальных способностей к изотворчеству [16]: активность воображения, образность мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности — наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очень важны для проявления способностей следующие компоненты: экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативное мышление, воображение), актуализация неосознанного опыта.
В исследованиях Т.О. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей [14].
Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте [14]. В структуре этой способности выделяются три компонента:
— Техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна).
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
... деятельности по изобразительной деятельность с использованием нетрадиционных техник. анализ продуктов изобразительной деятельности детей 1. Роль нетрадиционной изобразительной деятельности в развитии воображения детей дошкольного возраста .1 Техника изобразительной деятельности и ее роль в развитии изображения Детство - это период усиленного развития, ...
— Формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета).
— Регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима) плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.
Разработав детальную методику формирования у детей этих сложных способностей, Т.С. Комарова рассматривает их как средство, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел [14].
Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Изобразительная деятельность является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, она позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.
По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Изобразительная деятельность выступает в роли материальной опоры дальнейшей деятельности ребенка дошкольного возраста [18].
В.С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже — по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.
Таким образом, занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства, так как иначе художник не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы.
Для осуществления творческих замыслов необходимо также трудолюбие. Без него самый прекрасный замысел может оказаться неосуществленным. Все силы человека должны быть мобилизованы и направлены на выполнение поставленной цели. И.Е. Репин писал: «И при гениальном таланте только великие труженики могут достичь в искусстве абсолютного совершенства форм. Эта скромная потребность к труду составляет базу всякого гения» [7, с. 19].
К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.
Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.
Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал, этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.
Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел, цель, которую он стремится осуществить.
Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям проблем. Она связана с развитием интеллектуальных свойств личности дошкольника.
В процессе занятий изобразительной деятельностью кроме основной задачи решаются ряд специальных взаимосвязанных задач.
1-я задача — воспитание ребенка, направленное на формирование ощущений, восприятия, представлений на основе использования всех сохранных анализаторов и их компенсаторных возможностей.
2-я задача — формирование у детей представлений о воспринятом, сочетание воспринятого со словом, накопление образов (зрительных, двигательных, осязательных), которыми ребенок может оперировать и которые он может выделять по слову.
3-я задача — эстетическое воспитание детей (имеется в виду формирование хорошего вкуса, умения правильно оценить доступное по содержанию произведение искусства, эмоционально отнестись к прекрасному и т. п.)
4-я задача — формирование у детей умений и навыков изобразительной деятельности в той мере, в которой они необходимы для правильного отражения воспринятого.
творческий воображение изобразительный Глава 2. Практическое исследование развития творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности
2.1 Изучение исходного уровня развития творческого воображения
Исследование проводилось с моими знакомыми детьми. В нем приняли участие 4 дошкольника. Для выявления исходного уровня развития творческого воображения дошкольников были использованы следующие методики:
1. Методика «Рисунок» (Р.С. Немов)
В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов).
Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.
Оцениваемые параметры:
— необычность, оригинальность образов;
— богатство фантазии (разнообразие образов);
— глубина и проработанность (детализированность) образов;
— впечатлительность, эмоциональность образов.
2. Методика «Скульптура» (Р.С. Немов)
Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.
Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущей методике, от 0 до 10 баллов.
— 0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.
— 2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.
— 4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.
— 6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
— 8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.
— 10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.
3. Методика «Фантазия» (Р.С. Немов)
Шкала «Фантазия» включает следующие показатели:
1) новизну — оценивается по 4-х уровневой шкале, копирование объекта (ситуации, явление), незначительные изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления);
2) убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью).
Выводы об уровне развития творческих способностей:
— 10 баллов — очень высокий.
— 8-9 баллов — высокий.
— 4-7 баллов — средний.
— 2-3 балла — низкий.
— 0-1 балл — очень низкий.
Таким образом, для диагностики развития воображения было использовано три методики.
В таблице 1 и на рисунке 1 приведены результаты диагностики детей (приложение 1).
Как видим из таблицы и рисунка, результаты дошкольников следующие:
— высокий уровень развития воображения отмечен у одного ребенка;
— средний уровень — у двух ребят;
— низкий уровень — у одного ребенка.
Итак, первоначальные исследования показали, что необходима целенаправленная работа с большей частью детей по развитию воображения.
2.2 Исследование занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого воображения
На основании проведенного исследования, была предложена система занятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Была использована авторская методика Петуховой Л.В. о развитии художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на материале нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Программа занятий включала систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение.
Технология предполагает три этапа обучения: обучающий, развивающий, творческий. Цели, темы, техники представлены в таблице 2 (приложение 2).
Для решения первой задачи формирующего этапа эксперимента была разработана система занятий, которая включала в себя различные нетрадиционные техники изобразительной деятельности, приемы рисования, которые осваиваются детьми в циклах «Радуга цвета», «В стране чудес», «Счастливый художник».
Разрабатывая систему занятий по освоению нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средства развития художественно-творческих способностей у детей, мы обратились к положению Е.Е. Кравцовой: «Волшебниками не рождаются, волшебниками становятся. А для этого у вашего ребенка все есть: он уже умеет видеть то, что не видно остальным, слышать непонятные, волшебные звуки, красить весь мир в свой любимый цвет и многое другое. Но все же ему нужно помочь. Надо дать ему возможность действовать самостоятельно, проявить индивидуальность, желательно стараться не заставлять его делать то, что он очень не хочет, надо много общаться с ним. В этом вам поможет игра. Она сумеет сделать малыша послушным и не отобьет у него охоту учиться, научит его долго и сосредоточенно заниматься одним делом, превратит ваше обыденное общение с ним в увлекательное занятие».
Каждый из этапов формирующего эксперимента был направлен на достижение главной цели — развитие художественно-творческих способностей у дошкольников. В соответствии с содержанием каждого цикла была определена технология, основанная на выборе ведущих методов и приемов, состоящая из трех этапов: экспериментирование, вариативность, творческая активность.
Технология первого этапа эксперимента названа «экспериментирование», поскольку на этом этапе дети знакомятся с нетрадиционными техниками, с особенностями и выразительными возможностями, экспериментируют, создавая рисунки, осваивая разные варианты в дальнейшем для подготовки фона последующих работ.
В процессе развертывания экспериментальной деятельности дошкольник способен ориентироваться не только на внешнеэмпирические свойства предметов, но и на их образно представленные существенные характеристики. Технология первого этапа предполагает обучение детей умению работать с изобразительными материалами (гуашь, акварель) в нетрадиционных техниках (кляксография, монотипия, печатание листьями, набрызг, рисование по-сырому), учитывая при обучении каждой нетрадиционной технике последовательность этапов (разработаны технологические карты).
Постепенно происходит накопление детьми художественного опыта рисования в изучаемых техниках, педагогом используются «опорные элементы» — эмблемы нетрадиционных техник, для лучшего их запоминания, развития воображения и обогащения творческих проявлений на этой основе создаваемых изображений детьми. Объединяющим началом выступает игра, игровые приемы, которые усиливают «эмоциональное воздействие рисования и игры на ребенка», тем самым повышая «интерес к процессу отражения», и искусство (художественное слово, живопись, музыка), где «репродукции с картин, иллюстрации к стихам о природе, а также литературные тексты помогают добиться воспитателю выразительности детских рисунков».
На данном этапе это способствует формированию у детей умения воспринимать и представлять образ, формированию техники и графики рисунка, эстетическому восприятию явлений реального мира, пробуждает интеллектуальную активность, то есть ведет к развитию художественно-творческих способностей. Педагог учит выделять выразительные средства каждой, находить способы применения в рисунке, при этом сочетая с традиционными техниками, обращая внимание на изобразительные и выразительные приемы — пятно, цвет, композиция, линия, ритм, «способствует созданию образа, его выразительности» в рисунках детей. Особое внимание уделяется цвету: его подбору, смешиванию, получению новых цветов. На основе этой технологии реализован цикл занятий «Радуга цвета».
Второй этап эксперимента — «вариативность» — назван так, потому что дети учатся в одном рисунке сочетать, объединять нетрадиционные техники попарно, в разных вариантах. Это относится к техникам, уже освоенным на первом этапе (в основном они удачно могут быть использованы для фона рисунка) и новым, при этом учитываются выразительные возможности каждой для передачи необходимого художественного образа. Например: рисование по-сырому (фон) + тычок жесткой полусухой кистью (образ); монотипия (фон) + рисование трубочкой (образ); набрызг (фон) + кляксография (образ) и т.д. Такая продуктивная деятельность играет большую роль в воплощении замысла, его обогащении, уточнении, углублении. Она предполагает дальнейшее развитие у детей художественно-творческих способностей.
На начальном этапе технологии «вариативность» дети учатся высказывать свое мнение по содержанию, стилю художественного выражения в разных подобранных техниках с помощью педагога в изображении определенного образа. К концу этапа детям предлагается самостоятельно подобрать, нарисовать и объяснить выбор техник по конкретной теме. При этом происходит формирование умений видеть, выделять средства выразительности каждой техники, замечать особенности их сочетания в изображении необходимого образа. При использовании живописи, музыки, художественного слова у детей развиваются наблюдательность, представление, понимание средств художественной выразительности, «обогащается арсенал средств выразительности детских рисунков (расширение цветовой палитры, изменение композиционного решения рисунка, использование линии и цвета как средства эмоционального отношения к изображаемому, стремление к реалистичности изображаемых образов природы)».
Таким образом, сущность этого этапа технологии заключается в объединении нетрадиционных техник попарно и использование искусства для выразительности детских рисунков, расширении опыта художественно-творческой деятельности детей, освоении языка изобразительной деятельности. Этап реализован в цикле «В стране чудес».
Третий этап — «творческая активность» — направлен на стимулирование самостоятельного творчества детей, создание условий поиска в подборе нетрадиционных техник для рисования нужного выразительного образа к предложенной теме, побуждающих детей к творческой активности, организующих работу воображения.
Используя при этом коллективное творчество детей, педагог формирует потребность к работе в команде, умения договариваться, искать новое, необычное, оригинальное. Овладев разнообразными нетрадиционными техниками, компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу действий, получают возможность изображать предметы и явления по-разному, демонстрируют выразительность рисунков — все это дает возможность творческого решения изобразительных задач, показывает новый уровень художественно-творческих способностей младших школьников. Поощряется и приветствуется самостоятельный выбор нетрадиционных техник для раскрытия темы рисунка, когда детям предлагается одна тема, а рисунки выполняются в разных нетрадиционных техниках и их сочетаниях. Эта технология реализована в цикле «Счастливые художники».
Таким образом, технология предполагает постепенное освоение нетрадиционных техник изобразительной деятельности, способствуя пониманию выразительных средств каждой, освоению особенностей создания целостного образа путем сочетания их в разных вариантах, тем самым обогащает художественный опыт, используя при этом средства искусства, игру, опорные карточки, индивидуальное и коллективное творчество, что ведет к формированию потребности в творческой активности. Необходимо быть очень внимательным к проявлению индивидуальности восприятия, манере исполнения каждого ребенка.
Важно, чтобы занятия были последовательными и систематическими, чтобы изобразительная деятельность была включена в целостный педагогический процесс. Необходимым является сочетание обучающего компонента с развивающим, соединение обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости детей и их эмоционального отношения к окружающему.
2.3 Эффективность занятий изобразительной деятельности в развитии творческого воображения
После окончания программы, была проведена повторная диагностика детей по тем же методикам. Результаты представлены в таблице 2 и на рисунке 2 (приложение 2).
Из рисунка наглядно видно, что низкий уровень развития воображения ни у кого не отмечен. Средний уровень наблюдается у двух ребят, и у двух появился высокий уровень изобразительных способностей.
На рисунке 3 приведены сравнительные результаты обеих диагностик (приложение 3).
Из рисунка 3 видно, что по сравнению с констатирующим этапом, после проведения занятий у детей значительно повысился уровень воображения (приложение 3).
Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по формированию геометрических представлений, можно отметить, что у детей повысился не только уровень воображения, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:
1. Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.
2. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.
4. Дошкольники ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения.
Таким образом, экспериментальная работа показала, что специально организованная изобразительная деятельность дошкольников является эффективным средством развития творческого воображения. Следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Творческое развитие молодого поколения — одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в процессе развития ребенка нужно уделять творческому воображению.
Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в изучении воображения. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлениях индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.
В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка, а также с овладением детьми-дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися «творческими»: конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.
В результате изучения психолого-педагогической литературы мы установили, что творчество позволяет значительно обогатить художественно-образное представление детей. Анализ литературы и научных исследований показывает большое многообразие оценок, мнений, попыток объяснения феномена творческого воображения, этим вопросом занимались многие ученые, такие как: Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, И.В. Дубровина, Е.П. Торренс, К.В. Тэйлор, Г. Уоллес и многие другие. Вслед за И.В. Дубровиной мы считаем, что воображение — это процесс преобразования представлений, от ражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Самым важным, решающим условием, определяющим деятельность творческого воображения, является идейная направленность человека. Воображение только тогда заслуживает названия творческого, когда оно служит реализации идеи, когда в создаваемых образах воплощается идейный замысел.
Итак, воображение старшего дошкольника более богато, чем у ребенка раннего возраста, оно приобретает новые, отсутствовавшие в младшем дошкольном возрасте черты. Важнейшими составными частями процесса воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Сам процесс воображения совершает полный круг деятельности, который будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах.
Изобразительное творчество — это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Для изобразительной деятельности и развития творческого потенциала ранний возраст играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.
Изобразительная деятельность ребенка всегда конкретна. Как только у неопределенной формы появляются какие-то детали, это уже образ, так как ребенок мыслит предмет в действии, добавляя недостающее звуками, собственным движением. Постепенно количество деталей в изображении нарастает, образ становится богаче.
Дети почти всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать изобразительную деятельность ребенка своеобразной и выразительной.
Проведенная экспериментальная работа показала, что специально организованная изобразительная деятельность дошкольников является эффективным средством развития творческого воображения. Следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Таким образом, все задачи решены и цель достигнута.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. — М.:ТЦ Сфера, 2005. — 123с.
2. Бородай Ю.П. Развитие воображения: Методические рекомендации. — М.: ООО ЦГЛ «Рон», 2000. — 69с.
3. Васильева М.А. Основная образовательная программа От рождения до школы. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 224 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский / Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. — С. 436-454.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — СПб.: Детство-Пресс, 1997. — 224 с.
8. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.. — М.: Детство-пресс, 2013. — 528 с.
9. Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 107-114.
10. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии — М.: Педагогика, 1991. — 174 с.
11. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика // Вопросы психологии. — 1993. — № 2. — С. 54.
12. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е.И. Игнатьев. — М., 1996. — 134 с.
13. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики / М.В. Ильина. — М.: Книголюб, 2004. — 56 с.
14. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сад. — М.: Мозаика Синтез, 2009. — 62 с.
15. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2 изд., расш., испр. и доп. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1999. — 512с.
16. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. — М.: Просвещение, 1979. — 168 с.
17. Миронова Н. Как развивать воображение в дошкольном возрасте / Н.Миронова // Дошкольное воспитание. — 2008. — №1 — С.24-26.
18. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. завед. В 3 кн. Кн.1. Основы общей психологии. — 5-е изд. / Р. С. Немов. — М. Просвещение: ВЛАДОС, 2010. — 576 с.
19. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. — М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
20. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
21. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон. — М.: Просвещение, 2011
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб: Питер, 2003. — 700 с.
23. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. — М.: Академия, 2003. — 288 с.
24. Флерина Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях / Е.А. Флерина // История дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. С.В. Лыков. — М.: Академия, 1999. — 460 с.
25. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. — Изд-во 2-е, стереотипное. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 417 с.
Приложение 1
Таблица 1 — Результаты диагностики уровня развития воображения
№ |
Фамилия, имя |
Методики |
Уровень развития воображения |
|||
Рисунок |
Скульптура |
Фантазия |
||||
1 |
Серганова Ю. |
5 |
7 |
6 |
средний |
|
2 |
Виштак Е. |
5 |
5 |
6 |
средний |
|
3 |
Виштак Ю. |
2 |
2 |
3 |
низкий |
|
4 |
Багиян К. |
8 |
9 |
8 |
высокий |
|
Рисунок 1 — Результаты диагностики развития воображения
Приложение 2
Таблица 2 — Этапы формирующей программы
Этап |
Тематический цикл |
Тема занятия |
Нетрадиционные техники |
|
Обучающий (6 занятий) |
«Радуга цвета» |
|||
Цель: Приобщать детей к миру искусства, знакомить со средствами выразительности живописи, развивать представления о художественном образе, созданном в определенном виде искусства. Обучать пониманию специфики средств выразительности, акцентировать внимание на способах передачи своего ощущения с помощью цвета, настроения. Формировать технические умения и навыки в работе с гуашью и акварелью |
1. «Чудесные превращения» |
кляксография |
||
2. «Настроение» |
монотипия |
|||
3. «Танец листьев» |
печатание листьями |
|||
4. «Парашютисты» |
набрызг |
|||
5. «Каким бывает небо?» |
рисование по-сырому |
|||
6. «У природы нет плохой погоды…» |
на выбор все раннее усвоенные техники |
|||
Развивающий (8 занятий) |
«В стране чудес» |
|||
Цель: Развивать понимание детьми средств выразительности для разных техник изобразительной деятельности и изобразительных материалов в процессе знакомства с произведениями живописи, специфики каждой техники, умение замечать особенности их сочетания при изображении разных образов. Раскрывать перед детьми различные образы природы, недоступные в непосредственном восприятии, учить опосредованному познанию природы через графические материалы, расширять опыт художественно-творческой деятельности, отрабатывать необходимые навыки и умения, уделять внимание развитию композиционных умений. |
1. «Нам осень подарила сказочный ковер» |
печатание листьями |
||
2. «В сказочном лесу» |
рисование трубочкой |
|||
3. «Истории осеннего леса» |
тычок сухой жесткой кистью |
|||
4. «Деревья на ветру» |
свеча+акварель |
|||
5. «В подводном царстве» |
набрызг |
|||
6. «Утята на лугу» |
рисование «капельками» |
|||
7. «Цветы и пчелы» |
рисование «капельками» |
|||
8. «На озере» |
рисование «капельками» |
|||
Творческий (3 занятия) |
«Счастливые художники» |
|||
Цель: Стимулировать потребности детей в творческой самореализации, развивать художественно- творческие способности младших школьников. Способствовать реализации приобретенных умений и навыков, полученных на прошлых двух циклах, учить объединять в одном рисунке нескольких нетрадиционных техник в разных сочетаниях. |
1. «Букет для мамы» |
рисование по-сырому тычок сухой жесткой кистью набрызг рисование трубочкой рисование «капельками» печатание листьями |
||
2. «Любимое животное» |
рисование по-сырому тычок сухой жесткой кистью набрызг рисование трубочкой рисование «капельками» печатание листьями |
|||
3. «В лесу» |
— рисование по-сырому— тычок сухой жесткой кистью— набрызг— рисование трубочкой— рисование «капельками»— печатание листьями |
|||
Приложение 3
Таблица 3 — Результаты повторной диагностики уровня развития воображения
№ |
Фамилия, имя |
Методики |
Уровень развития творческого воображения |
|||
Рисунок |
Скульптура |
Фантазия |
||||
1 |
Серганова Ю. |
7 |
5 |
5 |
средний |
|
2 |
Виштак Ю. |
8 |
9 |
7 |
высокий |
|
3 |
Виштак Е. |
7 |
6 |
7 |
средний |
|
4 |
Багиян К. |
9 |
9 |
9 |
высокий |
|