Развитие творческих способностей старших дошкольников в театральных играх

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы творческости в психолого-педагогической литературе 6

1.1 Сущностная характеристика понятий «мышление», «творческое мышление» 6

1.2. Особенности творческих способностей у старших дошкольников 9

Выводы по 1 главе 13

Глава 2. Педагогические условия развития творческих способностей в театрализованных играх 14

2.1. Методы и методика организации работы в театрализованных играх 14

2.2. Обзор программ по организации театрализованной деятельности в детском саду 30

2.3. Диагностика творческих способностей дошкольников 36

Выводы по 2 главе 39

Заключение 42

Список использованной литературы 44

Введение

Вопросы творчества, творческой личности и творческих особенностей дошкольников рассматриваются самыми различными отраслями психологической и педагогической науки и являются чрезвычайно значимыми. В настоящее время проблемы психолого-педагогического развития творческих способностей дошкольников являются важными в теоретическом плане и затрагивают актуальную область педагогических инноваций. Творческое развитие ребенка является основой при создании инновационных систем обучения. Поэтому необходимость анализа психологических особенностей творческого развития дошкольников в свете научных представлений современной психологии, обоснование соответствующего психолого-педагогического воздействия на личность ребенка определили выбор данной темы.

Понимание природы творчества позволяет глубже познать процессы развития, дает возможность выявить объективные закономерности творческого мышления и создать систему развития творческих способностей в обучении и воспитании. Проблема способностей — это прежде всего комплексная психологическая проблема, требующая к себе внимание всех отраслей этой науки (от физиологической до когнитивной).

Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей — овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.

Актуальность проблемы исследования определяется недостаточной изученностью роли театральных игр с целью развития творческих способностей дошкольников.

24 стр., 11672 слов

Игра в художественно-творческой деятельности дошкольников педагогические основы работы с

... .1. Феномен одаренности в психолого-педагогической литературе 1.1.1. Общая характеристика понятий «способность», «одаренность», «талант» Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет ... . – 290 с. 24. Соломенникова, О. О парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 2. – С.8-12. 25 ...

Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме и проведенный анализ практики работы дошкольных образовательных учреждений позволил выявить противоречие между необходимостью развития творческих способностей дошкольников с одной стороны, и недостаточным применением театральных игр в практике ДОУ с другой.

Объект исследования — процесс развития творческих способностей старших дошкольников.

Предмет исследования — театральные игры как форма развития творческих способностей дошкольников.

Цель работы: обосновать эффективность театральных игр в развитие творческих способностей дошкольников.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

· изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей дошкольников.

· дать сущностную характеристику понятиям «мышление», «творческое мышление»;

· рассмотреть особенности творческих способностей у старших дошкольников;

· определить педагогические условия развития творческих способностей в театрализованных играх.

Гипотеза исследования: основывается на предположение о том, что творческие способности дошкольников успешно развиваются, если в образовательно-воспитательном процессе применяются театрализованные игры.

Предполагаемый результат: театрализованные игры развивают творческие способности детей дошкольного возраста.

База исследования: МАДОУ № 75 Кировского района, города Казани, дети дошкольного возраста.

В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, беседа, педагогическая экспертиза, изучение продуктов деятельности, педагогический эксперимент, статистическая и математическая обработка данных.

6 стр., 2985 слов

Диагностика мышления дошкольников

... и высокая культура мышления помогают ребенку адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Большую роль в будущей жизни ребенка-дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким ... 2.2. Особенности интеллектуального развития дошкольников 19 Выводы по главе 2 23 Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей интеллектуального развития дошкольников 24 3.1 Обоснование выбора ...

В качестве теоретической базы исследования выступили труды известных учёных: П. Торренса, Гилфорда, Гарднера, Пиаже, Э. Боно, Р.С.Немова, Е.И.Рогова, С.Л.Рубинштейна, В. В. Давыдова, Л. С Выгодского.

Теоретическая значимость проводимого исследования заключается в том, что выполнен анализ понятия, «творческое мышление», «творческие способности» в психолого-педагогической литературе. Рассмотрены методы и формы развития творческого мышления и творческих способностей у старших дошкольников.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что изучены возможности театрализованных игр с целью развития у дошкольников творческих способностей, определены педагогические условия проведения театрализованных игр.

Собранные и апробированные материалы могут использоваться в воспитательной работе со старшими дошкольниками в государственных и частных воспитательных и общеобразовательных учреждениях.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы творчества в психолого-педагогической литературе

1.1 Сущностная характеристика понятий «мышление», «творческое мышление»

Способность человека творчески преобразовывать мир связана с категорией мышления. Теоретический анализ литературы показывает, что в психологии существует несколько значений термина «мышление». Так, А.В. Петровский рассматривает мышление как «социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза» [19, с.322].

О.П. Морозова, утверждает, что «мышление — это процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и поступающей информации, и получение результатов: управленческих решений, продуктов творчества, новых знаний» [12, с.136].

3 стр., 1398 слов

Активизация творческого процесса

... барьеров, стереотипов и инертности мышления. Они стимулируют творческое мышление, активизирует интуицию и воображение, развивают творческие способности и творческое мышление членов группы. Общие недостатки ... к совершенствованию социально-психологических внутригрупповых процессов. 2. Вторым «китом» процесса активизации творческого потенциала и решения творческих проблем является «Синектика». ...

В.В. Богославский определяет мышление как «опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях» [3, с.15]. Таким образом, исследователи отмечают, что мышление выступает, прежде всего, как одна из форм познания и отражения действительности. Это особая реальность (процесс, акт), доставляющая нам опосредованное или непосредственное (усмотрение, прозрение, откровение) знание о другой, скрытой от нас реальности. Мышление отталкивается от чувственного познания ощущения и восприятия, но совершается посредством понятий. Если ощущения и восприятие позволяют человеку отражать только то, что непосредственно действует на его органы чувств, то в мышлении человек отражает лежащее за пределами его чувственных характеристик вещей, т. е. взаимосвязь вещей и явлений. Следовательно, в мышлении человек способен отражать не только действительные события или явления, но и будущие.

Исходя из видов задач, решаемых человеком, Р.М. Немов выделяет несколько типов мышления: а) словесно-логическое (действия осуществляются в речевой форме, а материалом для них выступают понятия); б) образное (на первый план выступают образы, а действия с понятиями играют подчиненную роль); в) практическое (над действиями с понятиями и образами преобладают реальные действия с материальными предметами) [13,с141].

Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов [9,с. 251].

Р.С. Немов определяет творческое мышление как «такое мышление, в результате которого человеком успешно решается новая задача, раньше никогда им не решавшаяся, причем эта задача решается необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался. Творческим может стать любой из основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесное"[14,с. 150].

Имеется множество определений понятия «творчество», суть которых сводится к тому, что творчество — это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или же усовершенствованного решения той или иной задачи.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... операций суще­ственно влияет на перестройку допонятийных форм мышления. Между мыслительной и практической деятельностью детей в период 4-6 лет складываются очень сложные ... действий на развитие мышления детей. Первый путь заключается в том, что предметное действие выступает как средство формирования и развития мыслительной деятельности детей. Важно подчеркнуть ...

Достаточно глубоко проанализированы определения творчества исследованиями А.З. Рахимова и Е. Л, Яковлевой, в которых указываются основные подходы к творчеству: творческий продукт; творческий процесс; творческая личность [27,с.21].

Г. Уоллес выделил четыре этапа творческого процесса: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр.

Функционирование и развитие творческого мышления зависят от возрастных и индивидуальных особенностей человека. Возрастные и индивидуальные отличия творческого мышления проявляются в различных его видах: репродуктивном (воссоздающем) — продуктивном (творческом); конкретном — абстрактном; научном — художественном; материальном — духовном и др.

Евдокимова Л.М. отмечает, что процесс творческого мышления протекает следующим образом: под влиянием деятельности потребностно-мотивационной сферы, включающей потребность в самовыражении, начинают работать механизмы восприятия окружающего мира, пройдя чувственно- эмоциональную сферу и область памяти на основе исходной информации и имеющихся у индивида эмпирических знаний, с помощью логических операций и способов формирования образов воображения при обязательном участии творческой интуиции, складывается продуктивный образ воображения, который реализуется в процессе творческой деятельности. Протекание данного процесса Евдокимовой Л.М. представляется в виде 4-х этапов:

— подготовка — мотивация и восприятие окружающего мира;

— созревание идеи — формирование творческого образа воображения;

— вдохновение — деятельность интуиции;

— проверка истинности — воплощение продукта творческого мышления в жизнь [9,с.241].

11 стр., 5241 слов

Психология детей с нарушениями речи

... В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 2002. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Хрестоматия. Сост. ... роли; 4) упражнения на развитие фантазии и представлений. Творческие силы ребёнка побуждаются соответствующими ролями. б) ... абстрактно-логического мышления. Неспособность к понятийному абстрактному мышлению проявляется в том, что дети-олигофрены производят ...

Р.С. Немов выделяет следующие особенности творческого мышления: а) пластичность, характеризуемая множеством решений, которые предлагают творческие люди); б) подвижность, т. е. легкая переключаемость с одной проблемы на другую; в) оригинальность, т. е, способность к неожиданным решениям [14,с.437]. Ученые отмечают, что «развитие мышления невозможно вне обучения», а «творческие способности не создаются, а высвобождаются» [15,с.4].

Следовательно, творчество — природная функция мозга. Творческие потенциалы заложены в каждом ребёнке. Их развитие может происходить только при соответствующей организации учебной и внеучебной деятельности.

Таким образом, под творческой деятельностью мы предлагаем понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Творческие способности — это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

1.2. Особенности творческих способностей у старших дошкольников

Вопросами изучения возрастных и индивидуальных особенностей функционирования творческого мышления занимался ряд зарубежных и отечественных психологов: Ф. Веррон, Д. Гилфорд, Р. Шнайдер, Л.С. Выготский, Д, В. Богоявленская и др.

Большинство ученых считают творческий потенциал врожденно присущим человеку. Однако этот факт не означает, что все обладают одинаково развитыми творческими способностями. Подтверждением тому могут служить точки зрения ряда философов и психологов, например: «Человек создан творцом гениальным, и гениальность должен раскрыть в себе творческой активностью…» — считает А.Н. Бердяев[22,с.40].

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... музыкальная педагогика, психология обратились к детскому творчеству как к одному из ведущих методов воспитания. В связи с этим развитие музыкально-творческих способностей детей, начиная ... наитие" (интуицию) и практическую деятельность по созданию произведения искусства. Механизмы мышления в творчестве, по мнению философов, обращаются: сознание и творчество не ...

«В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческое мышление зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе, нежели от врожденного наследственного потенциала ребенка еще в дошкольном и младшем школьном возрасте» — пишет Е. Торрено [24,с.111]

«Творчество — часть нашего существа. Отсутствие творческих способностей — результат заглушения творчества в детстве при помощи оценок и критики» — считает Н. Роджер[22,с.164].

Отсюда можно сделать вывод, что развитие творческих способностей надо начинать с самого раннего детства.

Характерная особенность детского творчества — его всеобщий характер. В детстве творят все, детское творчество несводимо к таким когнитивным предпосылкам, как мышление, интеллект, память, воображение: ведь все процессы познавательного характера хоть и неравномерно, но монотонно развиваются на протяжении многих лет, а творчеству обнаруживает не столь однозначную динамику. Отсутствие творчества может быть следствием жёсткой системы воспитания, подавившей структуры собственного «Я» ребёнка, способные противостоять давлению обществу. Особенно опасно, если это произойдёт до «первого рождения личности», примерно в трёхлетнем возрасте.

Физиологи, исследующие проблемы формирования психических процессов у детей, считают, что развивать творческое мышление необходимо с новорожденности и аргументируют это следующим образом: при рождении, мозг ребенка составляет 25% от мозга взрослого человека и особенно активно работает в первые месяцы и годы жизни — к девяти месяцам он удваивается, к двум с половиной годам — утраивается, и к семи годам составляет уже 90%. Но количественный рост мозга ребенка не оказывает воздействие на его умственное развитие, которое зависит от количества связей, задействованных между клетками мозга. И реальными эти связи становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности [7,с.34 ].

В старшем дошкольном возрасте, ведущей становится приспособительная функция творческой активности, направленная на поиск партнера в общении. Наглядно-действенное мышление сменяется наглядно- образным; ребенок успешнее фантазирует при опоре на представления, нежели на восприятие, то есть данный возраст сензитивен для развития воссоздающего (репродуктивного) и формирования продуктивного творческого мышления, что было доказано исследованиями психологов Л.С. Выготским, А.Я. Дудецким, О.С. Дьяченко, А.Э. Симановским.

Э. Боно характеризует творческую активность детей 6−10 лет как «Почему бы нет?», что свидетельствует о благоприятной возможности оформить у ребенка навыки нестандартного творческого мышления[25].

По мнению Р. Штайнера, седьмой год жизни ребенка означает глубокое изменение его телесно-душевной формы. Проявляется способность ребенка к образной фантазии, к произвольным воспоминаниям в образах и способность творческого образного созидания и переживания.[там же]

Гагай В.В. отмечает, что познавательные способности — воображение, память, восприятие стоит рассматривать как базовые когнитивные конструкты творческого мышления, а личностные конструкты творческого мышления представлены отдельными психическими образованиями, включающими в себя мотивацию, эмоции, нравственные качества, особенности поведения и общения [6,с.78].

Воображение — это умение конструировать в уме из элемент…

Список использованной литературы

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005, № 4, с. 24.

2. Антипина Е.А. Кукольный театр в детском саду. — М.: «ТЦ Сфера» 2010. — 80 с.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. — М.: Просвещение, 2001. -127 с.

4. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития М.: ЧеРо; 2005 г.- 524 с.

5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные педагогические исследования, Изд-во АПН РСФСР. М.- 1956.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Гос. изд-во РСФСР, М.-Л.- 1930.

7. Гагай В.В. Психологические основы развития и формирования творческого мышления младшего школьника. — Сургут: Рио СурГПИ, 2004. — 201 с.

8. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4 — 6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений. — М.: Просвещение, 2004. — 127 с.

9. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.- М.:Педагогика, 1981.

10. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр — дошкольникам. — М.: Просвещение, 2002. — 191 с.

11. Лук А.Н. Мышление и творчество. -М.:Политиздат, 1976.

12. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. — М.:ТЦ «Сфера», 2001.-c.9−16,76−121

13. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. — Великий Новгород, 2006. — 126 с.

14. Морозова О.П. «Педагогический словарь-справочник» — Барнаул: БГПУ, 2000. — 270с.

15. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым ребенком». — СПб.: Речь, 2006. — 144 с.

16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. — 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1. Общие основы психологии. — 688с.; Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. — 632с.

17. Немов Р.С. Общая психология: Учеб. Для студ. Образоват. Учреждений сред. Проф. Образования. — М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003 — 400с.

18. Обухова Л.Ф. «Этапы развития детского мышления» М.: Издательство Московского Университета, 1972. — 152с.

19. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творчества.- М.:Просвещение, 1985.

20. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.-М.:Педагогика, 1976.

21. Петрова Е. Театрализованные игры //Дошкольное воспитание № 4, 2001 г, 32 с.

22. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. — М.: «Школьная Пресса», 2000. — 128 с

23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. — М.: Педагогика, 1997. — 345с.

24. Понамарёв Я.А. «Психология творческого мышления» Издательство академико — педагогических наук РСФСР, 1960. — 352с.

25. Психология: Словарь. — 2-е изд. испр. и доп. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского: Политиздат, 1990. — 494с.

26. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.-Ярославль, 1996.

27. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61−63; 2003. № 2. С.129−130.

28. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления детей. -М.:У-Фактория, 2004.-208с.

29. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5- 6 лет /под редакцией Горбуновой О.Ф.- М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 144 с.

30. Эдвард де Боно Пер. с англ. Д. Я. Онацкая — Минск: Поппури 2005 г.- 416 стр.

31. Эльконин Д.Б.Психология игры.-М.:Просвещение, 1999. -168с.

32. Яковлева Е. Л.: Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. Вопросы психологии № 4 — 1997.с.20−28

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector