Курсовая работа
Развитие идей и теории психологического поля Курта Левина в современной психологии
Содержание:
Введение 3
Глава 1.Теоретическое обоснование вопроса идей и теории психологического поля Курта Левина в современной психологии 5
1.1 Теория «поля» Курта Левина. Основные принципы теории поля 5
1.2 Структурная и динамическая части теории поля Курта Левина 8
1.3 Понятия квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина 10
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Экспериментальное исследование вопроса развития идей и теории психологического поля Курта Левина в современной психологии 19
2.1 Экспериментальные работы в школе Левина 19
2.2 Теория поля в гештальт-терапии 23
2.3 Логические уровни терапевтического подхода. Некоторые выводы в концептуальном аппарате 26
Выводы по главе 2 29
Заключение 31
Список литературы 34
Введение
Актуальность исследования. Немецкий психолог-гештальтист К. Левин (1890-1947) изучал личность и ее феномены: потребности, волю, эмоционально-аффективную сферу через применение разработанной им теории поля. Левин был страстным поборником эксперимента. В ряде работ («Понятие генезиса в физике, биологии и истории развития», 1922; «Закон и эксперимент в психологии*, 1927; «Об аристотелевском и галилеевском способе мышления», 1931) Левин сформулировал методологические принципы эксперимента в психологии. Он выступил за применение в психологии физической теории поля и для описания мотивационных отношений индивида и среды использовал некоторые разделы математики (топологию, векторный анализ).
Историческая заслуга его в психологии велика, Она состоит в том, что он ввел в психологию новые параметры изучения человека. Он сделал предметом своего исследования потребности и мотивы человеческого поведения, первый в психологии нашел пути экспериментального исследования мотивационной сферы. Вопрос о теории психологического поля Курта Левина актуален и до конца еще не изучен, несмотря на то, что психологическая наука уже дает ряд ответов на интересующие нас вопросы. Именно это и обусловило выбор темы нашего исследования.
Таким образом, целью нашей работы стало изучение вопроса о развитии идей и теории психологического поля Курта Левина в современной психологии.
Объектом исследования стала существующая теория психологического поля Курта Левина.
Предмет работы — развитие идей и теории психологического поля в современной психологии.
Топология и теория поля К. Левина
... теории поля К. Левина. 1. Понятие «теория поля» Курт Левин -- немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию ... неудач, теория поля, временная перспектива. Свою теорию личности Левин называл «теория психологического поля». По Левину: «Теория поля, рассматривающая личность как сложное энергетическое поле, мотивируемое психологическими ...
В соответствии с целью, определенными объектом и предметом исследования нами были поставлены в работе следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические основы идей и теории психологического поля Курта Левина в современной психологии – определение и основные принципы теории поля;
2. Выявить структурную и динамическую части теории поля Курта Левина, а также определить понятия квазипотребности и психологического поля в теории;
3. Изучить экспериментальные работы в школе Левина, а также теорию поля в гештальт-терапии и терапевтический подход;
4.Подвести итог о современном вкладе в теорию поля.
Наше исследование базировалось на предположении о том, что существует теория психологического поля, автором которой стал немецкий психолог К.Левин, развитием идей которого занимаются и в настоящее время в современной психологии. Единицы сознания и психики, рассматриваемые как продукты психологического поля, послужили начальным толчком к созданию топологической теории поля К. Левина. Используя понятия векторного анализа и электростатики, Курт Левин исследовал проблемы групповой динамики и различные стороны поведения личности. Аналогии К. Левина имели слишком «офизиченный» характер, что дало возможность его противникам обвинять теорию в механицизме и отсутствии экспериментальных подтверждений. Фактически К. Левин описывал поведение личности в поле психологических сил, аналогично движению зарядов различной валентности. Эти заряды рассматривались статически, что не позволяло объяснять сложные формы взаимодействия человека и среды.
В написании данного исследования мы опирались на работы таких ученых педагогов и психологов, как Выготский Л.С., Абульханова К.А., Зейгарник Б.В., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. и, конечно, на работы К. Левина «Динамическая психология» и «Топология и теория поля».
Глава 1.Теоретическое обоснование вопроса идей и теории психологического поля Курта Левина в современной психологии
1.1 Теория «поля» Курта Левина. Основные принципы теории поля
Теория немецкого психолога К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Однако в отличие от своих коллег Левин сосредоточивается не на исследовании когнитивных процессов, а на, изучении личности человека. В 1945 году возглавляет исследовательский центр групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).
Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности. Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные (квазипотребности).
Психология экстремальных ситуаций
... Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. - М.:НЦ ЭНАС, 2011. - 64 с. 3. Психология экстремальных ситуаций / под общей ред. Ю. С. Шойгу. М.:Смысл, 2010. – 320 с. Дополнительные ... 2. Лебедев В. И. Личность в экстремальных ситуациях. М.: Политиздат, 2009.- 304 с. 3. Сельченок К. В. Психология экстремальных ситуаций. М.: Изд-во АСТ, 2010.- 480 с. ...
Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный вы ход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.
Основные принципы теории поля
1. Применение конструктивного, или генетического, метода вместо классификационного. «Сущность конструктивного метода состоит в представлении индивидуального случая с помощью небольшого количества конструктивных элементов. В психологии такими элементами могут стать психологическая «позиция», психологические «силы» и подобные понятия. Общие законы психологии суть утверждения об эмпирических взаимоотношениях этих конструктивных элементов или об их свойствах. В соответствии с этими законами можно образовывать бесчисленное множество сочетаний конструктивных элементов, и каждое такое сочетание будет соответствовать тому или иному конкретному случаю в определенный момент времени. Таким образом, можно построить мост между общим и конкретным, между законами и индивидуальными особенностями». В сущности, это конструктивный метод — подход Левина к решению методологического вопроса о номотетических и идиографических методах в психологии. Этот принцип противопоставляется такому подходу, при котором игнорируются индивидуальные особенности и используются общие законы и закономерности.
2. Анализ психологического поля с позиции целостности в противовес тому сложившемуся в психологии подходу, согласно которому изучаются отдельные элементы ситуации. «Вместо того, чтобы вычленять из ситуации тот или иной изолированный элемент, значимость которого невозможно оценить без рассмотрения ситуации в целом, теория поля, как правило, предпочитает начинать с характеристики ситуации в целом. А уже после такого «анализа в первом приближении» различные аспекты и части ситуации подвергаются все более и более конкретному и детальному анализу» .
3. Изучение ситуации не с физической, а с психологической точки зрения, т.е. с точки зрения того, как она представлена субъекту. Этот подход используется в противовес идее физикалистского бихевиоризма объяснять психические явления в «объективных физических» терминах. Левин утверждает, что одной из задач психологии является задача «найти адекватные научные понятия, благодаря которым стало бы возможно такое представление сочетаний психологических факторов, чтобы из них можно было бы вывести поведение данного индивида».
Единица психологического анализа с точки зрения культурно-исторической ...
... получить представление о соотношении переменных. Кого изучает психология, задается вопросом Л.С. Выготский, препарат человека или самого человека? И отвечает: разумеется, человека. У него это звучит так: не мышление ... реально то, что существует вне и независимо от нашего сознания. Эта точка зрения была принята Выготским. Здесь стоит привести одно из высказываний Л.С. Выготского: «Психика ...
4. Исследование поведения с точки зрения актуально складывающихся обстоятельств и условий, в настоящем, в ситуации «здесь и сейчас». Это положение противопоставляется точке зрения З. Фрейда, согласно которой адекватный анализ трудностей человека должен строиться при учете его прошлого опыта, либо используется как контрпозиция идее А. Адлера и гуманистических психологов (Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу) об исследовании личности с точки зрения того, что она ожидает от будущего.
5. Изучение поведения с динамической точки зрения, т.е. с точки зрения сил и напряжения психологического поля.
6. Математическое представление психологических ситуаций (топологии и векторного анализа) для изложения результатов в строго логической последовательности. «Топологические и векторные понятия в такой мере сочетают в себе аналитическую мощь и концептуальную точность, что это делает их превосходящими подобные другие известные в психологии концептуальные средства». Теорию поля можно разделить на две части — структурную, или топологическую, и динамическую, или векторную.
1.2 Структурная и динамическая части теории поля Курта Левина
Человек — замкнутая система, обладающая двумя свойствами — отделенностью от остального мира границей и включенностью в большее пространство. Он не может рассматриваться как автономная система, поскольку всегда включен в другую систему, называемую психологической средой. Психологическая среда и человек объединяются общим понятием — жизненное пространство, которое рассматривается как психическая реальность, т.е. как тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение человека. Граница между жизненным пространством и внешним миром проницаема. Объекты, события, идеи, которые в данный момент являются элементами жизненного пространства, могут в следующий момент стать элементами непсихологической среды (физической, социальной и др.), если перестают иметь какое-либо значение для человека, стремящегося удовлетворить свои потребности, снять напряжение. Человек отделен от психологической среды границей, и сам обладает определенной структурой. В структуре личности выделяется внутренний регион и перцептуально-моторный слой. Внутренний регион поделен на определенные ячейки, которые, по всей видимости, ассоциируются с потребностями человека. Перцептуально-моторный слой не дифференцирован и обеспечивает взаимодействие между внутриличностным регионом и средой. Среда также дифференцирована и разделена на регионы, которые могут изменяться. Каждый субрегион содержит один психологический факт (наблюдаемый или мысленный).
Все воспринимаемое и выводимое относится к фактам. Взаимодействие между фактами описывается как событие по следующим критериям: близости/удаленности регионов, прочности/слабости границ, текучести/ригидности. Основное внимание уделяется динамическим аспектам поведения, поэтому Левин вводит понятия локомоции и коммуникации. Локомоция — это движение в психологической среде, этот тот путь, который прокладывает человек через психологическую среду с целью удовлетворения потребности. Движение может быть как физическим, так и мысленным. Коммуникация — взаимодействие между перцептуально-моторным слоем и внутриличностным регионом. Коммуникация — это внутриличностная динамика. Динамическая часть теории поля Исходным моментом в создании Левиным теории мотивации стали представления Аха о том, что сознание детерминировано двояко: процессом ассоциации и волей. Он рассматривал их как отдельные тенденции. Левин показал, что детерминирующая тенденция, называемая им квазипотребностью, не является частным случаем, а, наоборот, является динамической предпосылкой любого поведения. Энергетическая составляющая поведения всегда представляла для Левина центральное звено в объяснении намерений и действий человека. Тип энергии, осуществляющий психическую работу, Левин назвал психической энергией. Она высвобождается, когда психическая система пытается вернуть равновесие, вызванное неуравновешенностью. Последняя связана с нарастанием напряжения в одной части системы относительно других. Для объяснения динамики Левин использует некоторые понятия. Напряжение — состояние внутриличностного региона относительно других внутриличностных регионов. Организм стремится к выравниванию напряжения данного региона по сравнению с другими. Психологическим средством выравнивания напряжения является процесс — мышление, запоминание и др. Потребность — возрастание напряжения или высвобождение энергии во внутриличностном регионе. Потребности делятся на физиологические состояния (истинные потребности) и намерения, или квазипотребности. Понятие потребности отражает внутреннее состояние индивида, состояние нужды, а понятие квазипотребности эквивалентно специфическому намерению удовлетворить потребность. «Это значит, что к намерению вынуждены прибегать тогда, когда нет естественной потребности в выполнении соответствующего действия, или даже когда налицо естественная потребность противоположного характера». Конечной целью всех психических процессов является стремление вернуть человеку равновесие. Этот процесс может осуществляться путем поиска определенных валентных объектов психологической среды, которые могут снять напряжение. Валентность — концептуальное свойство региона психологической среды, это ценность региона для человека. Валентность может быть положительной и отрицательной.
Презентация на тему: Экологическая психология 3
... Э.Брунсвик одним из первых использовал понятие «environmental psychology»- психология взаимодействия с окружающей средой. Теория Э.Брунсвика 1949 г. касалась процессов восприятия, с помощью которых ... основание для множества исследовательских проектов. Одним из основоположников психологии взаимодействия с окружающей средой был Курт Левин. Важнейшей методологической идеей К.Левина была идея сдвига ...
1.3 Понятия квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина
………..
Заключение
К.Левин показал необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя человеком. Открытие им таких понятий, как уровень притязаний и «аффект неадекватности», который проявляется при попытках доказать человеку неправильность его представлений о себе, сыграло огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения. Левин подчеркивал, что отрицательное влияние на поведение имеет и завышенный, и заниженный уровень притязаний, так как и в том, и в другом случае нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой.
Функции и роли преподавателя психологии в современных условиях
... Теоретические основы изучения функции и роли преподавателя психологии 1.1 Преподавание психологии в современных условиях В настоящее время урок психологии не входит в число обязательных дисциплин ... предмета. В-третьих, уже можно утверждать, что в современной России достаточно развита и практическая психология в виде оказания консультативной, коррекционной, терапевтической, реабилитационной помощи ...
Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе «организм-среда». Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого. Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание).
Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.
Это открыло путь к новым методикам изучения мотивации, в частности уровня притязаний личности, определяемого по степени трудности цели, к которой она стремится. Уровень притязаний устанавливался самим испытуемым, принимающим решение взяться за задачу другой степени трудности, чем уже выполненная им (за которую он получил от экспериментатора соответствующую оценку).
По его реакции на успех или неуспех, связанный с выполнением новой задачи и последующими выборами (когда он выбирает либо еще более трудные, либо, напротив, более легкие задачи), определяется динамика уровня притязаний. Эти опыты позволили подвергнуть экспериментальному анализу ряд важных психологических феноменов: принятие решения, реакцию на успех и неуспех, поведение в конфликт ной ситуации.
Левин создал серию интересных психологических методик. Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинских ресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, причитавшуюся с посетителей, но сразу же забывал ее, после того как счет был оплачен. Полагая, что в данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря «системе напряжения» и исчезают с ее разрядкой, Левин предложил своей ученице Б.В.Зейгарник экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных (когда «система напряжения» сохраняется) и завершенных действий. Эксперименты подтвердили левиновский прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше. Был изучен также ряд других феноменов. Все они объяснялись исходя из общего постулата о динамике напряжения в психологическом поле.
К. Левин считал, что развитие динамической теории приводит к совершенно другой группировке отнесения тех или иных явлений в единый класс «процессов воли». Для этого необходимо, прежде всего, экспериментальное исследование волевых процессов как моментов общего вопроса о «душевных силах» и их законах. Для волевого, намеренного действия важно возникновение «душевных сил напряжения», которое в силу их динамического родства с настоящими потребностями К. Левин обозначил как квазипотребности. К. Левин подчеркивает, что намерение может вызвать в известных обстоятельствах соответствующее действительное перераспределение душевных динамических отношений.
Свои теоретические взгляды Левин изложил в книгах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936).
Эти книги вышли в Соединенных Штатах, где у Левина сложилась новая исследовательская программа, отразившая актуальные социальные запросы. От анализа мотивации поведения индивида, одиноко перемещающегося в своем психологическом пространстве, Левин переходит к исследованию группы, перенося на этот новый объект свои прежние схемы. Он становится инициатором разработки направления, названного «групповой динамикой». Теперь уже группа трактуется как динамическое целое, как особая система, компоненты которой (входящие в группу индивиды) сплачиваются под действием различных сил. «Сущность группы, – отмечал Левин, – не сходство или различие ее членов, а их взаимозависимость. Группа может быть охарактеризована как «динамическое целое.
Какое место занимает психология в современной России
... ежедневно на нашу голову из радиоприемников, телевизоров, с баннеров и прочих носителей. Современную российскую психологию, очень часто используют как инструмент, помогающий манипулировать индивидуальным и общественным сознанием ... сегодня у любого человека, что он знает о психологии, и в половине случаев минимум мы получим ответ: «Всё». Современная психологическая наука и практика прочно вошли и ...
В США Левин занимался и проблемами групповой дифференциации, типологией стилей общения. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения (демократический, авторитарный, попустительский), а также исследование условий, способствующих выделению в группах лидеров, звезд и отверженных. Эти исследования Левина явились основой целого направления в социальной психологии.
Таким образом, К.Левин стал создателем новых областей как в психологии личности, так и в социальной психологи.
В нашей работе мы рассмотрели теоретические основы идей и теории психологического поля Курта Левина в современной психологии – определение и основные принципы теории поля, выявили структурную и динамическую части теории поля Курта Левина, а также определить понятия квазипотребности и психологического поля в теории, изучили экспериментальные работы в школе Левина, а также теорию поля в гештальт-терапии и терапевтический подход, после чего был подведен итог о современном вкладе в теорию поля, тем самым мы выполнили поставленные в работе задачи и доказали, что существует теория психологического поля, автором которой стал немецкий психолог К.Левин, развитием идей которого занимаются и в настоящее время в современной психологии.
Список литературы
1.Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. 288 с.
2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 338 с.
3.Ананьев Б.Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л.: ЛГУ, 1976, с. 13-35.
4.Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994. 109 с.
5.Верч Дж. Голоса разума: Социокультурный подход к опосредованному действию. М.: Тривола, 1996. 176 с.
6.Волков И.П. Перспективы развития теоретической и практической психологии в России: Возродить научные исследования по предмету психологии // Вестник Балтийской Академии, вып.3, 1996, с. 6-13.
7.Вундт В. Психология в борьбе за существование // Новые идеи в философии. Сб. десятый: Методы психологии II. С.-Пб.: Образование, 1913, с. 93-131.
8.Выготский Л.С. Собрание сочинений. т.1. М.: Педагогика, 1982. 488с.
9.Выготский Л.С. Предисловие к книге А.Ф. Лазурского “Психология общая и экспериментальная” // Выготский Л.С. Собрание сочинений. т.1. М., 1982, с. 63-77.
10.Выготский Л.С.Собрание сочинений. т.6. М.: Педагогика, 1984,400с.
11.Гараи Л., Кечке М. Еще один кризис в психологии! // Вопросы философии, № 4, 1997, с. 86-96.
12.Джемс В. Психология. Спб. 1896. С. 117.
Теория поля Курта Левина
... К. Левина в дальнейшее развитие психологии. Проанализировать возможности использования теории "поля" на практике. Объект: Научная деятельность К. Левина. Предмет: Теория "поля" К. Левина. Глава 1. Биография Курта Левина Курт Цадек Левин родился ...
13.Дильтей В. Описательная психология. С.-Пб.: Алетейя, 1996. 156 с.
14.Журавлев А.Л. и др. История и метод социальной психологии // Современная психология. М.: ИНФРА-М, 1999, с.466-484.
15.Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С.18—32, 43—51.
16.Козлов В.В. К проблеме парадигмы современной социальной психологии // Социальная психология 21 столетия. Ярославль: МАПН, 2002, с.22-33
17.Князева Е.Н. Одиссея научного разума. М.: ИФ РАН, 1995. 228 с.
18.Левин К. Топология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, С.122.
19. Левин Курт. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. С. 253
20.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
21.Лурия А.Р. Пути современной психологии// Естествознание и марксизм, 1930, № 2-3, с. 62-102.
22.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М.: РГГУ, 1994. 448 с.
23.Психологический журнал, «Классики психологии», т. 11, №5. М.1990
24.Роговин М.С.Введение в психологию. М.:Высшая школа, 1969. 384с.
25.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. второе. М.: Гос. уч. — пед. изд. — во мин. просв. РСФСР, 1946. 704 с.
26.Современная психология: Справочное руководство. М.: Инфра-М, 1999. 688 с
27.Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов — середина 30-х годов XX в.) / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1980.
28.Шульц Д.П., Шульц С. Э. История современной психологии. СПб: Евразия, 1998. 528 с.
29.Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб, 1994. 136 с.
30.Ярошевский М.Г., История психологии от античности до середины ХХ в. Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.