Развитие двигательной активности дошкольников средствами подвижной игры

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Кафедра дошкольного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

Развитие двигательной активности дошкольников средствами подвижной игры

Студентки 2 курса

очной формы обучения

Направление подготовки:

44.03.01 Педагогическое образование

профиль: Дошкольное образование

г. Ростов-на-Дону — 2017 год

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития двигательной активности дошкольников средствами подвижной игры 6

1.1. Особенности двигательной активности в дошкольном возрасте 6

1.2 Физиологические особенности детей дошкольного возраста 10

1.3. Подвижная игра как средство и метод физического развития детей 13

Глава 2. Опытно – практическая работа по развитию двигательной активности дошкольников средствами подвижной игры 18

2.1. Цели и задачи работы 18

2.2. Организация и методы работы 18

2.3. Результаты исследования 22

Заключение 29

Литература 32

Приложение 34

Введение

Актуальность. Нормально развивающийся ребенок с рождения уже стремится совершать движения. Многочисленные исследования, проводимые учёными, показали: при регулярных занятиях играми и физическими упражнениями дети быстрее развиваются и растут. Игры и физические упражнения способствуют развитию всего основного комплекса физических качеств у ребенка, укрепляют его здоровье, формируют духовные и нравственные качества. Игра — это для ребенка средство познания мира и подготовка к самостоятельной дальнейшей жизни. Именно в играх ребёнок обретает необходимый набор жизненных навыков и качеств, развивает свои умственные способности, а также совершенствует восприятие действительности, окружающей его, формирует механизмы по управлению координации движениями [2,13,14,20].

Одновременно, игра способствует обретению исключительного опыта по операциям с использованием орудий труда и различных предметов; развивает физические, психические, и др. основные качества у ребёнка. В дальнейшем игра становится необходимостью, которая сохраняет притягательную силу, удовлетворяет естественную потребность двигаться и заниматься творческой деятельностью на всём жизненном периоде. Важная особенность: ребёнок при игре не только осуществляет подражание действиям старших, а также их модифицирует соответственно своей фантазии и выдумке [1,4,6,10]. Конечно, при его взрослении естественным образом изменяется содержание и характер этих игр.

7 стр., 3058 слов

Дидактические игры как средство формирования количественных представлений ...

... жизни Задачи работы: 1. Изучение теоретических основ организации дидактических игр в формировании количественных представлений у дошкольников. 2. Выявление оценки индивидуального развития количественных представлений у ... формы и методы руководства дидактическими играми. Существенный вклад в разработку дидактических игр и включение их в систему обучения дошкольников началам математики в том числе ...

Насчёт подвижной игры много написано. Существует обширный пласт отечественной литература теоретическая, методическая, где рассматривается роль игры, её распространение, различие и сходство игрового фольклора у разных национальностей, методические особенности и пр. Крупнейшие учёные, педагоги считали игры весьма полезными в народном воспитании. На основе работ этих учёных и с учётом зарубежных публикаций подвижные игры рассматриваются в качестве осмысленной деятельности, направленной на достижение двигательных конкретных задач в быстро изменяющихся условиях.

Подвижные игры помогают детям развивать физические навыки владения телом. Кроме того, улучшается координация движений и повышается быстрота. Отечественные педагоги П.Ф. Каптерева, Е.Н. Водовозова, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский и др. уверены, что именно подвижные игры представляют собой наиболее эффективное средство физического воспитания. Игра помогает раскрыть творческую инициативу играющего ребенка. Это выражается в быстрой смене разнообразных действий, согласованных с усилиями коллектива. Подвижные игры, в основе которых лежит бег, требуют от детей больших энергетических затрат, они способствуют усилению обмена веществ в организме. К таким играм относятся прыжки, бег и т.п. Они способствуют укреплению нервной системы ребенка, повышают его настроение, в результате дети ощущают прилив бодрости. Благодаря активным движениям повышается иммунитет ребенка к заболеваниям. Защитные силы организма мобилизуются, питание всех тканей и органов улучшается, формируется правильная осанка. В процессе подвижных игр дети совершенствуют координацию, развивают такие качества, как самостоятельность, инициатива, настойчивость и уверенность. Дети привыкают согласовывать свои действия друг с другом и соблюдать установленные правила.

Цель работы выявить влияние подвижных игр на двигательную активность детей в ДОУ.

Объект исследования – двигательная активность дошкольников

Предмет исследования — влияние подвижных игр на двигательную активность дошкольников.

Задачи:

1. рассмотреть особенности двигательной активности в дошкольном возрасте;

2. охарактеризовать подвижные игры как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста;

3. выявить роль подвижных игр в развитии двигательной активности дошкольников.

Гипотеза. Предположим, что если воспитатель использует подвижные игры, то это повлияет на показатели развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

6 стр., 2667 слов

Развитие двигательного творчества детей среднего дошкольного ...

... детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх. Объект исследования: двигательное творчество детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия развития двигательного творчества детей в подвижных играх. Гипотеза: Эффективное развитие двигательного творчества детей дошкольного возраста в подвижных играх ...

Методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, тестирование, метод математической статистики.

База исследования — МБДОУ №50

Теоретическая значимость работы определяется результатами исследования, которые позволяют составить целостное представление о физическом развитии старших дошкольников.

Практическая значимость – материалы исследования могут быть использованы студентами, педагогами и другими сотрудниками, выполнение профессиональных задач которых связано с взаимодействием с детьми старшего дошкольного возраста.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения-вывода и списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты развития двигательной активности дошкольников средствами подвижной игры

1.1. Особенности двигательной активности в дошкольном возрасте

Двигательная активность представляет собой средство для полноценного развития и повышения физической подготовки детей.

Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей. Двигательная активность способствует [19]:

— повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

— росту физической работоспособности;

— нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

— появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно- оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы и т.д. Виды двигательной активности детей дошкольного возраста представлены на рис. 1.

Исследователи в области физкультуры и спорта подчеркивают огромное значение движения в жизни человека. В этом их поддерживают спортивные кардиологи и видные спортивные специалисты: Новикова А.Д., Озолина Н.Г., Дьячкова В.М., Матвеева Л.П. и др.

Рисунок 1 – Виды двигательной активности

Ребенок обладает природным врожденным стремлением к двигательной активности. У него есть весьма ценное качество, т.н. чувство «мышечной радости». Оно наступает, когда малыш правильно гармонично и совершенно движется, полностью ощущая свое тело. Аркин Е.А. говорил о том, что высокая подвижность дошкольника является его естественной стихией.

Двигательная активность – одна из основных, обусловленных на генетическом уровне, потребностей организма человека. Движения в жизни ребенка чрезвычайно важны, об этом сказано в большей части исследований по гипокинезии и последствиям недостаточности движения. Гипокинезия на протяжении длительного периода времени приводит к атрофии скелетной мускулатуры из-за функциональной бездеятельности и нарушений в биосинтезе белка. Постепенно, при отсутствии достаточных физических нагрузок, скелетные мышцы ослабевают и становятся вялыми. Активность кровеносной системы также снижается, сердце детренируется. Если ребенок длительно находится в подобном состоянии, это ведет к развитию общей детренированности организма и возникновению множества заболеваний [16; с.9].

Существует неразрывная связь между двигательными, вегетативными функциями и кровообращением, и дыханием. В этой связи задействованы все элементы указанных жизненно важных систем, начиная от верхнего дыхания и заканчивая дыханием на клеточном уровне. Можно сказать, что совершенствование двигательных навыков помогает в развитии не только двигательных функций человека, но и увеличивает резервные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой системы, тренирует и совершенствует регуляторные аппараты этих систем.

12 стр., 5714 слов

Влияние бального танца на двигательную активность детей дошкольного возраста

... на двигательную активность детей дошкольного возраста. 1.Использование нетрадиционных методик для двигательной активности в работе с детьми дошкольного возраста Существует множество разных методик для развития двигательной активности детей: сказкотерапия, ... 3 Понятие игротерапии 1.3.1 Роль и значение подвижных танцевальных игр для физического совершенствования дошкольников Заключение Список ...

Сотрудники лаборатории Аршавского И.А. провели эксперимент, при котором установили существование прямой зависимости между формированием сердечно-сосудистой системы в онтогенезе и активностью скелетной мускулатуры. Сходную зависимость исследователи обнаружили и при взаимодействии сердечно-сосудистой системы с мышечной деятельностью. Гармоничная двигательная активность положительно воздействует на нервную систему и психическое развитие ребенка. Развитие и усовершенствование моторики ребенка повышает иммунобиологические качества организма, растет устойчивость к инфекции.

Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при организации двигательной активности детей дошкольного возраста, заключаются в следующем [15].

Первая задача – гармоничное развитие мышечных групп и мышц в группах опорно-двигательного аппарата ребенка методом выполнения избранных упражнений;

Вторая задача заключается во всестороннем развитии силовых способностей, к которым относятся собственно-силовые, скоростно-силовые способности, силовая выносливость. Развитие способностей сочетается с тесным освоением жизненно важных навыков и умений двигательной активности [22]….

Заключение

Роль у подвижных игр — своевременно и правильно организовать физическое воспитание, одна из главных задач у которого — совершенствование и развитие движений. Оздоровление и укрепление организма ребят, формирование необходимых для них навыков движений, созидание условий для эмоциональных радостных переживаний детей, а также воспитание в них основанных на дружбе взаимоотношений плюс элементарной дисциплинированности, умений действовать внутри коллектива сверстников, развитие у них речи, обогащение словаря – это те воспитательные основные задачи, которые педагоги могут осуществлять с помощью разных игровых заданий.

Любые подвижные игры положительным образом влияют на регуляцию и развитие многих черт характера и психических процессов, способствует совершенствованию всех органов, в особенности мышечной двигательной чувствительности, развитию памяти, зрительных восприятий, практического мышления, которое непосредственно связано с выполняемой детьми деятельностью. Очевидно значение различных подвижных игр в развитии эмоциональных качеств, в особенности жизнерадостности, которая органически связана с мышечными видами деятельности.

Систематическое участие детей в разного рода подвижных играх, во-первых, укрепляет мышцы, способствует повышению функциональных возможностей сердечной сосудистой, дыхательной и др. систем, тем самым давая физическое здоровье, а во-вторых, укрепляет у ребят нервную систему.

При физическом воспитании школьников наиболее почетное место принадлежит подвижным играм. Именно такие игры собой представляют наиболее подходящий способ физических упражнений, которые отличаются доступностью, привлекательностью, разносторонностью, глубиной воздействия.

4 стр., 1614 слов

Подвижная игра в физическом воспитании дошкольников

... физической культуры и снижением интереса дошкольников к самостоятельным занятиям физической культурой и подвижным играм. Поэтому целью нашего исследования является изучение организации и проведения игры в системе физического воспитания детей дошкольного возраста. Объект исследования – подвижная игра ...

Наибольшая популярность среди подвижных игр принадлежит командным играм, которые по своей сути сходны. Командного рода подвижные игры отличает наибольшая сложность, где вместе с совершенством овладения двигательными навыками нужна высокоорганизованная тактика в действиях целого коллектива.

У подвижных игр особая ценность заключена в возможности одновременно воздействовать на психическую и моторную сферу личности у занимающихся детей. Ответный характер в двигательных реакциях и выборе правильного поведения при постоянно изменяющихся условиях игры предопределяют широкое включение различных механизмов сознания при контроле и регуляции. Как результат совершенствуются процессы протекания основных нервных процессов, увеличиваются их подвижность и сила, возрастает тонкость у дифференцировок, пластичность регуляций при функциональной деятельности.

Высокий уровень игровой эмоциональность деятельности позволяет воспитать умение контролировать собственное поведение, способствует проявлению таких важных черт в характере, как настойчивость, активность, коллективизм, решительность.

Игровая деятельность также способствует гармоничности развития опорного двигательного аппарата, поскольку в работу можно вовлечь все группы мышц, а условия соревнований требуют от всех участников довольно значительных физических напряжений.

Подобные игры содействуют также нравственному воспитанию. Чувство уважения к сопернику, товарищество, честность при спортивной борьбе, формирование стремления к совершенствованию – перечисленные качества могут быть успешно сформированы под влиянием упражнений, основанных на подвижных играх.

Таким образом, нами определено значение для подвижных игр, важное в развитии двигательной активности у дошкольников. Подвижные игры — одно из важных комплексных средств в воспитании: они направлены на физическую всестороннюю подготовку (путём непосредственного овладения основами движений и сложного рода действий в меняющихся условиях при коллективной деятельности), на совершенствование функций человеческого организма, положительных черт в характере играющих.

Литература

1. Александров С.Э. Социальные функции физической культуры как составной части общечеловеческой культуры/Теория и практика физич. культуры. -1990. -№11,- С.51-54.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед. ин — тов./ Б. А. Ашмарин. — М.: Инфра-М, 2015. — 287 с.

3. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 2009 -№ 4. — С. 21-25.

4. Бомпа Т. Подготовка юных чемпионов: пер. с англ. / Тудор Бомпа. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ». 20149. — 259 с.

5. Былеева Л.В. Подвижные игры: учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. / Л. В. Былеева, И. М. Коротков, В. Г. Яковлев. — М.: Физкультура и спорт, 2009. — 208 с.

6. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. / А. А. Гужаловский. — Мн.: Нар. асвета, 2014. — 88 с.

15 стр., 7418 слов

Роль игры в развитии личности ребенка.

... теории информатики, поскольку игра исторична по своей сути и содержанию, имеет половозростную и этническую специфику, она способствует интеллектуальному, физическому, социальному, художественно-эстетическому развитию ребенка [2; 3]. Изучение детской игры ...

7. Гуревич Н.М. Психогигиена спортивной деятельности / Н.М. Гуревич. – Киев.: Виша школа, 2009. — 286 с.

8. Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А.Демчишин, В.Н.Мухин, Р.С.Мозола. – К.: Здоровья, 1998. – 168 с.

9. Железняков Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: учебник для студентов ВУЗов. / Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М, Портнова. — М.: Академия, 2011. – 520 с.

10. Жолдак В.И. Спортивно валеологическое воспитание // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. М.: Совет, спорт, 1996.С 62-70.

11. Кузнецов, В.С. Физические упражнения и подвижные игры. Метод. пособие / В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий. — М.: НЦ ЭНАС, 2015. — 151 с.

12. Кузин В.В. Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. -№1. С.3-4.

13. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2015. – 463 с.

14. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2016. – 192 с.

15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры; учебник для институтов физической культуры / Л. П. Матвеев. — М.: Физическая культура и спорт, 2011. — 543 с.

16. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р.М.Миронова. — Минск: Нарасвета, 2016. — 176 с.

17. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя / Э. Найтинова. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 256 с.

18. Пензулаева, Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей / Л.И.Пензулаева; сост. Г.М.Лямина. — М.: Педагогика, 2014. – 190 с.

19. Протченко, Т.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: практическое пособие / Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов — М.: Айрис-пресс, 2013. — 80 с

20. Тер-Ованесян А.А. Спорт (обучение, воспитание, тренировка) / А. А. Тер – Ованесян. — М.: ФиС, 2011. – 208 с.

21. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2009. — 480 с.

22. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств / Под общей ред. А.В. Карасева. — М.: Лептос, 2004. — 368 с.