рассмотреть психологию музыкальных способностей .

Содержание

Содержание 1

Введение 2

Музыкальные способности 4

Основные музыкальные способности 7

Амузия — музыкальные расстройства 9

Амузия с точки зрения патопсихологии 10

Причины возникновения амузии 11

Виды амузии 17

Лечение амузии 19

Диагностика заболевания 21

Развитие музыкальности у больных амузии 21

Особенности музыкального восприятия 22

Особенности музыкального восприятия музыкантами 24

Уровни музыкального восприятия: 26

Особенности музыкального восприятия больными амузией 26

Эмоциональное восприятие музыки 28

Заключение 31

Список литературы 33

Введение

Уникальная способность человека понимать, воспроизводить и создавать музыку — фундаментальный аспект жизни, обеспечивающий функциональность мозга, говорят эксперты. Музыкальный слух вовлекает множество других свойств работы мозга, включая слуховую систему, визуальную и моторную системы, память и проявление эмоций.

Актуальность темы: изучение музыкальности, произвести анализ основных понятий, относящихся к области способностей.

Итак, проблема способностей представлена в трудах Б.М.Теплова весьма разнообразно: в сферу исследования вошли как некоторые специальные особенности слухового восприятия и других компонентов музыкальности, так и некоторые свойства ума в связи с особенностями личности, и природные предпосылки всестороннего развития.

Музыкальные способности можно разделить на две группы:

— технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение);

— слуховые (музыкальный слух).

Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

Нарушение музыкальных способностей носит название амузия. Больные перестают узнавать произведения известных композиторов, у них нарушается восприятие ритма. Различные формы заболевания имеют различные проявления — от неспособности различать звуковые оттенки до слуховой агнозии (когда человек не различает обычные шумы и звуки).

Цель работы — рассмотреть психологию музыкальных способностей .

Задачи исследования:

1. Изучить понятие «музыкальные способности».

2. Изучить понятие амузия.

3. Проанализировать уровни музыкальных способностей.

4. Рассмотреть музыкальный слух в структуре музыкальных способностей

13 стр., 6382 слов

Понятие музыкальных способностей

Ученый советской эпохи Б. М. Теплов в труде «Психология музыкальных способностей» дал следующее определение музыкальным способностям: Музыкальные способности - это «индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, ...

Объект исследования гностические расстройства восприятия звуков

Предмет исследования — психология музыкальных способностей.

Музыкальные способности

Музыкальные способности — индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью.

Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств. Они могут сохраняться после утраты умственных способностей из-за психических заболеваний, а также присутствовать у людей, страдающих слабоумием

Рассмотрим музыкальность с психологической точки зрения. Музыкальная одаренность шире музыкальности, поскольку включает в себя не только собственно музыкальные, но и другие свойства личности, например: активность воображения, богатство зрительных образов и их тесную связь со слуховой сферой, тонкость слуходвигательной реакции, эмоциональную реактивность и др.

Людей, обладающих музыкальностью, гораздо больше, чем музыкально одаренных. Точно также не стоит отождествлять понятия «музыкальность» и «музыкальный талант». Человек может быть музыкальным, но не обладать талантом музыканта. Как ни парадоксально, но возможен и обратный вариант, когда обладание яркими исполнительскими способностями сочетается со слабо выраженной музыкальностью.

Музыкальность прямо не зависит от сенсорных способностей, например от чувствительности слуха. Бедность сенсорных способностей человека представляет серьезное препятствие для развития музыкальности. Музыкальностью также называют индивидуально-психологическую характеристику личности, которая выражается в интуитивной глубине и тонкости эмоционального переживания смысла музыки, способности передавать его в интонировании, в исполнительской интерпретации музыкальных произведений. И в этом плане музыкальность выступает одним из синонимов музыкальной одаренности.

Эмоциональная реактивность на звуки прямо связана с тонкостью эмоционального переживания музыки.

Вместе с тем эмоциональная реактивность на звуки может обнаруживаться и без ясного осознания звукоотношений. Такая реактивность — психологический феномен, обусловленный деятельностью вегетативной нервной системы, и потому встречается не только у человека, но и у высших животных.

В некоторых случаях музыкальность даже может вуалировать или восполнять ограниченные профессиональные данные музыканта-исполнителя. Музыкальность поддается развитию, но на основе уже проявившихся в той или иной форме ее признаков. Она формируется и развивается только в конкретной деятельности конкретного человека, поэтому у разных людей музыкальность разная, как различается она и у музыкантов разных специальностей.

Тесная взаимосвязь качества музыкального восприятия и воспроизведения, по-видимому, важна для диагностики музыкальности только на ранних ступенях музыкального развития.

Многие музыканты проводят разграничительную линию между способностью понимать и глубоко переживать музыку и способностью выразительно исполнять ее, «говорить» на ее языке, т.е. способностью свободно выражать себя в музыке.

23 стр., 11174 слов

Развитие музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе ...

... содержание. Поскольку музыкальное переживание по самому своему существу - эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку []. Анализ ...

Иными словами, музыкальность восприятия и переживания музыки не предопределяет для профессионального музыканта практического музыкально-художественного мышления, которое опирается на исполнительский талант и профессиональное мастерство.

Неспособность нельзя диагностировать только на основе того, что ученик ленится, не любит или не хочет заниматься. Определенный скромный уровень музыкальных способностей часто может побуждать к занятиям музыкой и неспособного, но процесс обучения активизирует не только имеющиеся возможности, но и непреодолимые психологические препятствия. В настоящее время в науке имеется достаточно свидетельств, говорящих о близости психологических механизмов, управляющих процессами речевой и музыкальной деятельности. Об этом же говорят сведения о зарождении музыкального искусства и об освоении музыки ребенком. И филогенетически и онтогенетически музыка развивалась лишь в теснейшем контакте со словом; древнейшие формы музицирования и детское музицирование по сути дела речемузыкальны, музыкальное звучание в них неразрывно слито со словом. О единстве психологических механизмов, участвующих в речевой и музыкальной деятельности, говорят и нейропсихологические данные. Так, например, известно, что тип речевых расстройств и тип музыкальных расстройств аналогичны при заболевании амузией и афазией у одного и того же больного (по данным А. Бентона они совпадают в 70 % случаев).

Есть и медицинские свидетельства, говорящие о том, что излечиться от афазии в особо тяжелых случаях можно с привлечением музыки и музицирования. Это происходит потому, что активизация музыкальных центров мозга приводит и к активизации речевых.

Основные музыкальные способности

Выделяют три основные музыкальные способности:

1. Ладовое чувство, это способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, же, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность называют иначе эмоциональным, компонентом музыкального слуха.

Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты, отчленённой от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании, в чувствительности и точности интонации. Наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Ладовое чувство — это различие не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определённых отношений между звуками — устойчивыми, завершёнными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения.

Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие».

Б.М.Теплов называет его эмоциональным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство обнаружить можно при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков.

5 стр., 2023 слов

В010600 – МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

... работу в процессе преподавания предмета музыки; организовывать внеклассную воспитательную музыкальную работу и музыкальные кружки по интересам обучающихся; вести культурно-просветительную деятельность среди ... педагогическую деятельность; раз в год отслеживать и проводить замеры уровня музыкального развития обучающихся; проводить педагогический эксперимент, исходя из поставленных образовательных и ...

2. Способность к слуховому чувству, способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно иначе называют слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха. Такая способность непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодии, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством слуховое чувство лежит в основе гармонического слуха. Образует на более высоких ступенях развития то, что обычно называют «внутренним слухом».

3. Музыкально-ритмическое чувство, это способность двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний ритм.

Поскольку музыка по существу своему является выражением эмоционального содержания, то и музыкальный слух должен быть, эмоциональным слухом.

Амузия — музыкальные расстройства

Амузия — утрата способности понимать или исполнять музыку, писать и читать ноты. Возникает при поражении височных отделов коры полушария правого (у правшей) мозга головного из-за нарушения слуха музыкального. Проявляется в неузнавании известных мелодий, в затруднении восприятия и воспроизведения ритмических звукосочетаний (аритмия).

Часто сочета……..

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Задачи психологий искусства. Сборник.1982

2. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. С. 90 — 128.

3. Ашмарин И.П. Молекулярные механизмы памяти // Механизмы памяти. Л.: Наука, 1987.

4. Бжалава И.Т. Восприятие и установка. — Тбилиси, 1965.

5. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Наука, 1971. 119 с.

6. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976.

7. Выготский Л.С. Психология искусства «Искусство», 1986.

8. Готсдинер А.Л. «Музыкальная психология». — М., 1993, — С.38 -77.

9. Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. М.: Гардарика,1999. 358 с.

10. Дамазиу А.З., Дамазиу А. Мозг и речь // В мире науки. 1992.

№ 11-12. С. 55-61.

11. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 1998. 373 с.

12. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 192 с.

13. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию; пер. с нем. О. Гофман. — Спб-Питер, 2003.

14. Иваницкий А.М. Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. 1997. Т. 47. Вып. 2. С. 209-225

15. Кирнарская Д.К. Современные представления о музыкальных способностях

16. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. — М., 1977.

17. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. 319 с.

18.Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973-1982

19. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 550 с.

20. Назайкинский Е.В. « О психологии музыкального восприятия». — М., 1972, — С.10-49.

21. Никашина Г. А. В мире фантазии и звуков. М.: Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004.

28 стр., 13668 слов

4. катигории психологии и их свяхь с разными сторонами псих разв

... науке «Образ-Я» стал одним из ведущих понятий психологии личности. Образ предмета рассматривался многими учеными как сигнал, на ... П. П. Блонского и др. Одной из первых в психологии появилась категория образа, которая стала ведущей при изучении познания. ... интерпретируется как стремление (даже на уровне электрохимических процессов коры мозга) к простым и четким формам, несложным и устойчивым состояниям. ...

22. Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001. 550 с

23. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1992. 352 с.

24. Радынова О.П. «Развитие у детей музыкальных способностей» // Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили; Под. ред. О.П.Радыновой. — М.-Л.,1994, -С.20-34.

25. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Проблемы общей психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1973. С. 220-235

26. Старчеус М.С. «Музыкальные способности» // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед.учеб. заведений / Д.К.Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под ред. Г М Цыпина. — М.,2003, -С.128 -158.

27. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». — М.-Л., 1947.

28. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 256 с

29. Торопова А.В. «Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми» М., 1995, диссертация

30. Уэйнберг Н. Музыка и мозг. Мозг и сознание: Альманах/Под руководством С.П. Капицы — М.: В мире науки. 2007, 240 с., ил

31. Цыпин Г.М. «Музыкальные способности» // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед.учеб. заведений / Д.К.Кирнарская, Н.И.Киященко,

32. Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005.

— 496 с: ил. 3

33. Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК “Психология”, 2001.

34. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. 239 с.

35. Benton A. The Amusias // Music and the brain. L., 1977. P. 378-395.

36. Bengtsson S.L., Ullen F.Dissociation between melodic and rhythmic processing during piano performance from musical scores. Neuroimage 2006; 30: 1: 272-284.

37. Hyde K.L., Zatorre R.J., Griffiths T.D. et al.Morphometry of the amusic brain: a two-site study. Brain 2006; 24.

38. Koelsch S., Fritz T., Schulze K. et al.Adults and children processing music: an fMRI study. Neuroimage 2005; 25: 4: 1068-2076.

39. Koelsch S., Fritz T., Cramon D.Y.Investigating emotion with music: an fMRI study. Hum Brain Mapp 2006; 27: 239-250.

40. Peretz I., Champod A.S., Hyde K.Varieties of musical disorders. Ann NY Acad Sci 2003; 999: 58-75.

41. Midorikawa A., Kawamura M., Kezuka M.Cerebral localization of the center for reading and writing music. Neuroreport 2000; 11: 14: 3299-3303.

42.Midorikawa A., Kawamura M., Kezuka M.Musical alexia from rhythm notation: a discrepancy between pitch and rhythm. Neurocase 2003; 9: 3: 232-238.

43. Meister I., Krings T., Foltys H. et al.Effects of long-term practice and task complexity in musicians and nomusicians performing simple and complex motor tasks: implications for cortical motor organization. Hum Brain Mapp 2005; 25: 3: 345-352.

44. Pouthas V., George N., Poline J.B. et al.Neural network involved in time perception: an fMRT study comparing long and short interval estimation. Hum Brain Mapp 2005; 25: 4: 433-441.

2 стр., 691 слов

Тезисы (психология)

Also the author wants give some advises how to overcome some of commons fear. Сегодня ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Хореография - средство эстетического воспитания широкого ...

45. Fiebach C.J., Schubotz R.I.Dynamic anticipatory processing of hierarchical sequential events: a common role for Brocas areas and ventral premotor cortex across domains? Cortex 2006; 42: 4: 499-502.

46. Takeda K., Bandou M., Nishimura Y.Motor amusia following a right temporal lobe hemorrhage. A case report. Rinsho Shinkeigaku 1990; 30: 1: 78-83.

47. Terao Y., Mizuno T., Shindoh M. et al.Vocal amusia in a professional tango singer due to a right superior temporal cortex infarction. Neuropsychologia 2006; 44: 3: 479-488.

48. Horikoshi T., Asari Y., Watanabe A. et al.Music alexia in a patient with mild pure alexia: distributed visual perception of nonverbal meaningful figures. Cortex 1997; 33: 1: 187-194.

49. Wilson S.J., Pressing J.L., Wales R.J.Modelling rhythmic function in a musician post-stroke. Neuropsychologia 2002; 40: 8: 1494-1505.

50. < search/files/psy_kirnarskaya/3.1.html>