Работа учителя по коррекции межличностных отношений в коллективе младших школьников

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Ростовской области

Каменский педагогический колледж

Курсовая работа

Тема

«Работа учителя по коррекции межличностных отношений в коллективе младших школьников»

Г. Каменск-Шахтинский

2012 г.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников.

1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие……………….4

1.2. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование межличностных отношений………………………….…..9

1.3. Особенности взаимоотношений в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………12

Глава 2. Работа учителя по коррекции межличностных отношений в коллективе младших школьников…………………………………………………………18

2.1. Коррекция сферы межличностных отношений…………………………..18

2.2. Коррекционная игра……………………………………………………20

Заключение ………………………………………………………………………..31

Литература………………………………………………………………………………..32

Введение

Наше время выдвигает новые требования к современному человеку. Он должен быть не только профессиональной, интеллектуальной и социально активной личностью, но и обладать такими личностными качествами, которые еще полтора-два десятилетия тому назад психология не уделяла достаточного внимания. Человек ХХI века, в какой бы области профессиональной деятельности не трудился, обязательно должен быть коммуникативным, уметь сопереживать, создавать и поддерживать в коллективе здоровую, творческую, доброжелательную обстановку и избегать конфликтов со своими коллегами.

Все эти качества закладываются и развиваются в школе. Педагогам очень важно уметь воспитать в детях такие черты характера, которые позволили бы им лучше адаптироваться в классе, не создавать при общении со сверстниками различных конфликтных ситуаций, уметь понимать друг друга и управлять своими эмоциями.

20 стр., 9631 слов

Особенности межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

... младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. 4. Изучить особенности межличностных отношений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Объектом исследования являются коммуникативные умения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Предметом исследования являются межличностные отношения в коллективе младших школьников ...

Однако, роль школьного педагога заключается не только в том, чтобы помочь разобраться детям в конфликтной ситуации, но и самому быть готовым к ее разрешению. Современная педагогика разработала достаточно способов для разрешения самых разных конфликтов и постоянно пополняет свой научно-практический багаж новыми методами. Одним из них является тренинг.

Методологическую базу исследования составляют современные научные концепции в области практической психологии И.А. Агеевой, Е.М. Бабосова, И.Е. Ворожейкина, Н.В. Гришиной, В.И. Курбатова, О.И. Полянцевой, В.П. Ратникова, Е.И. Рогова, А. Снайдера и др.

Методы исследования: анализ теоретических исследований по проблеме, коррекционная игра.

Глава 1. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников.

1. Понятие межличностных отношений и их развитие.

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений. «Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия».

Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную содержательность. Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в научном плане недостаточно разработаны.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

Классификация по знаку: 1. Положительные (смех, улыбка, радость, любовь, восхищение) 2. Отрицательные (плачь, злость, агрессия, гнев, ярость, грусть) По критерию мобилизации ресурсов организма: 1. Стенические - вызывают прилив энергии(любовь, радость, восторг) 2. Астенические – забирают энергию (злость, печаль, гнев, тоска, разочарование и т.д.) По модальности (Плутчек): любовь, Радость, Принятие, ...

Межличностные отношения включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.

Аффективный элемент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный элемент является ведущим из них. «Это, прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой».

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется и конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус).

Эмоциональные проявления межличностных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующимися в пределах названных норм.

Динамика межличностных отношений……………….

Заключение

Подводя итог по первой главе необходимо напомнить, что межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную содержательность.

Дети младшего школьного возраста формируют в себе стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка.

12 стр., 5711 слов

Психология заочная форма

... - М.: НОРМА, 2009. - 611 с. 5.Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009 - 573 с. 6 ... , Р.Г. Психология личности: гуманитарный подход: курс лекций. - Саратов: Изд-воПАГС, 2000. - 132 с. 47.Семенов, В.А. Конфликтология: история, теория ... , 1999. - 463 с. 16 24.Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию: учеб. пособие / Г.И. Козы - рев. - М.: ВЛАДОС, 2001. - ...

В младшем школьном возрасте складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее.

Подводя итог ко второй главе, мне хотелось бы заметить, что наиболее адекватной формой деятельности для решения указанных коррекционных задач является групповая игра. Организация отношений детей в игре предполагает специальный подбор группы детей, расшатывание фиксированных позиционных ролей в сфере руководства совместной деятельностью, введение способов и норм «справедливой» регуляции отношений.

И поэтому я считаю, что коррекционная сюжетно-ролевая игра обеспечивает установление положительного эмоционального отношения к сверстникам и сокращению межличностных конфликтов.

Список литературы

1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь, 2006.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.2-изд. – М.: Просвещение, 2002.

3. Бабосов Е.М. Конфликтология. – Мн.: ТетраСистемс, 2001.

4. Бордовская Н.В., Реин А.А. Педагогика. – СПб.: Питер,2003.

5. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. – Мн.: «Университетское», 2002.

6. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М.: ИНФРА – М, 2002.

7. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005.

8. Калмыков В.Н. Философия. – Мн.: Выш. шк., 2006. —

9. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: ВЛАДОС, 2005.

10. Конфликтология / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

11. Куницына В.Н., Казаринова Н.В. Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002.

12. Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005 г.

13. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Соврем. слово», 2005.

14. Полянцева О.И. Психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

15. Психологический словарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

16. Рогов Е.И. Психология общения. – М.:ВЛАДОС, 2006.

17. Сизанов А. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006.

6 стр., 2695 слов

Презентация на тему: ПСИХОЛОГИЯ 2

ПСИХОЛОГИЯ ИГРЫ КУРС РАЗРАБОТАН С.Л. БЕЛЫХ ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ИППО МГПУ ИГРА – ЭТО ОСОБАЯ ФОРМА ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПУТЕМ ЕЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, МОДЕЛИРОВАНИЯ. РЕБЕНОК В ИГРЕ ПОЗНАЕТ МИР И ЛЮДЕЙ ЧЕРЕЗ ЗАМЕНИТЕЛИ, МОДЕЛИ РЕАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ – ИГРУШКИ. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА, ВИД И ХАРАКТЕР ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАЗНЫМИ. А ИМЕННО: - ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 1,5 ...

18. Фрейд З. Психология бессознательного. – СПб.: Питер, 2004..

19. Фрейджер Р., Фрейджер Д. Личность: теория, эксперименты, упражнения. – СПб.: «Прайм-Еврознак», – М.: «Олма-пресс». 2002.