Введение
Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Власть несет в себе право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела в группе.
Любая социальная группа и эффективность ее функционирования связаны с проблемами лидерства и руководства. Поэтому тема исследования является чрезвычайно актуальной. «Под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, причем лидер – в системе неформальных отношений, а руководителе ль – в системе формальных отношений» . Лидерство и руководство в социально-психологическом смысле – это «механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя» . Феномены лидерства и руководства близки по своей сущности, но они не совпадают полностью.
Эта проблема давно привлекает внимание ученых, но по-прежнему в науке нет единства в том, как рассматриваются понятия лидерство и руководство, каково взаимодействие между ними, как осуществляется механизм лидерства и каковы его структурно-динамические характеристики.
Цель исследования: определить психологические характеристики организационного лидерства.
Объект исследования: Объект — 22 человек, рабочий коллектив в возрасте от 24 до 49 лет.
Предмет исследования: психологические характеристики организационного лидерства.
Гипотеза исследования: психологические качества не являются определяющими для выдвижения человека в лидеры коллектива
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы исследования руководства и лидерства в психологической науке;
2. Раскрыть понятия лидерства и руководства;
3. Рассмотреть структурно-динамические характеристики и механизмы лидерства;
4. Осуществить анализ результатов эмпирического исследования организационного лидерства;
5. Разработать пути и средства развития лидерских умений и качеств.
Теоретической базой исследования выступают научные работы, раскрывающие вопросы:
Презентация на тему: Лидерство и руководство
... обязательность вмешательства в случае ошибки; •- отказ от делегирования типично управленческих функций руководства и задач с далеко идущими последствиями. •Преимущества управления методом делегирования: разгрузка ... человек сохраняет мнение группы (оно продолжает быть для него источником ориентации и руководства) и после того, как группа перестает оказывать на него давление •Конформизм – ...
— Психология лидерства и руководства (Парыгин Б., Андриенко Е.В., Кричевский Р. Л);
Методов исследования организационного лидерства (Дж. Пфеффер, Б. Кармел, Морено и др.);
— Развития лидерских умений и качеств (Майерс, Андреева Г.М. и др.).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме; включенное наблюдение, беседа. Применялись методики: социометрии, социограммы.
Эмпирическая база исследования:
Рабочий коллектив, общее количество респондентов – 22 человека , Объект — 22 человек, рабочий коллектив в возрасте от 24 до 49 лет.
Практическая значимость исследования:
Основные результаты исследования могут применяться для подготовки психологов и т.д. Особенно ценны данные исследования для людей, связанных с вопросом руководства и лидерства.
Структура дипломной работы: введение, две главы ( I глава –«Теоретические предпосылки исследования организационного лидерства»; II глава – «Эмпирическое исследование организационного лидерства»), заключение, список использованной литературы, приложения.
Глава I. Теоретические предпосылки исследования организационного лидерства
1.1. Состояние проблемы исследования руководства и лидерства в психологической науке
Проблемы лидерства и руководства с давних пор привлекали внимание исследователей. Существует несколько основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства.
«Теория черт» включает в себя идею о том, что лидерство – феномен, рождаемый специфическими чертами лидера, такими как искусство убеждения, благородство, любовь к риску, энтузиазм, беспристрастность, смелость, воля, честность, справедливость, искренность и т.д. В социологических исследованиях М. Вебера и Э. Трельча был даже введен специальный термин для обозначения специфических черт лидера – харизма, то есть исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на окружающих его людей. Человек, наделенный харизмой, выглядит в глазах людей как непогрешимый, имеющий сверхъестественную силу.
«Теория черт» подверглась критике, так как разные виды жизнедеятельности социальной группы требуют разных качеств лидера. Однако определенный смысл в этой теории существует. Особенно распространенной эта теория была в 50-60-е годы. Продолжает привлекать внимание и современных исследователей. Отмечаются следующие черты, характерные эффективным лидерам: уверенность в себе, порождающая поддержку со стороны последователей, наличие убедительных представлений о желаемом положении дел и способность сообщить о них окружающим простым и ясным языком, достаточный запас оптимизма и веры в своих людей, чтобы вдохновлять их, незаурядность, энергичность, добросовестность, покладистость, эмоциональная устойчивость .
«Ситуационная теория» провозгласила значимость ситуации в процессе выдвижения лидера. Если социальная ситуация существования организации кардинально меняется, то высока вероятность смены лидера. Можно выделить два психологических фактора, которые зависят от ……..
Список литературы
1.Андреева Г.М. Социальная психология. — М.1998
Лидерство и руководство психологические проблемы
... социально-психологическое явление и их проблемы: 1. Что такое лидер и лидерство 2. Качества, присущие лидеру 3. Окружение лидера 4. Функции лидера 5. Лидерство и современность 6. Лидер или руководитель 7. Стили ...
2.Андриенко Е.В. Социальная психология // под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 20
3.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Контрольные работы по психологии. — М.: Просвещение, 1979
4.Десев Л. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: Прогресс, 1979
5.Коломинский Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах. — Вопросы психологии. — № 6. — 1971
6.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ 1991
7.Кричевский Р. Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии. — 1977. — № 6. — С. 111-117
8.Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело, 1993
9.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.
10.Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозаводск, 1992
11.Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975.
12.Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 // Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. — М.: Наука, 1990
13.Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997
14.Немов Р.С. Психология: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1990
15.Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971
16.Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993
17.Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990.
18.Социальная психология: Учебное пособие // Под ред. А.В.Петровского. — М.: Просвещение, 1987
19.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.: Изд-во Наука, 1972.
20.Кеrmel В. Contemporary issues in leadership / Academy of Management Rev. 1978.
21. Рfeffer J. The ambiguity of leadership // Academy of Management J. 1977