Психологическая помощь детям младшего школьного возраста в оптимизации отношений со сверсниками.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5

1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 5

1.2. Особенности взаимоотношений детей в младшем школьном возрасте 9

1.3. Проблема формирования дружеских отношений младших школьников в психолого-педагогической литературе 13

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16

2.1. Организация и методы исследования. Констатирующий эксперимент. 16

2.2. Формирующий эксперимент 19

ВЫВОД 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

ТЕМА: Психологическая помощь детям младшего школьного возраста в оптимизации отношений со сверсниками.

ВВЕДЕНИЕ

Межличностные отношения с взрослыми или сверстниками являются основой для развития личности ребенка. Взаимоотношения детей в последнее время особенно привлекают педагогов и психологов. Проблема межличностных отношений школьника со сверстниками изучались в работах В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г.Утробина, Д.И. Фельдштейн и др. Учебная деятельность младшего школьника является ведущей в младшем школьном возрасте. Многочисленные исследования направлены на изучение психологических особенностей школьника, также направлены на изучение общения и отношения со сверстниками в рамках учебной деятельности.

Актуальность темы заключается в том, что проблема дружеских отношений между младшими школьниками является усиленно исследованных в современной психологии. Школьники вступают в довольно сложные межличностные отношения, психологические особенности которых до сих пор остаются не изученными. Данная проблема приобретает особую актуальность с личностно-ориентированной направленностью педагогического процесса в начальной школе, поэтому педагог обязан более внимательно относится к психологическому благополучию детей.

Проблема дружбы принадлежит к числу основных для младшего школьника. Все без исключения психологи приходят к выводу, что дружеские отношения между сверстниками формируют личность в младшем школьном возрасте. Данный промежуток времени в жизни ребенка крайне существенен для формирования основных компонентов личности.

6 стр., 2647 слов

Проблема литературного развития школьников в методических трудах В.В. Данилова

... историко-педагогической литературе. Обобщение теоретического и практического опыта решения проблемы литературного развития школьников на современном этапе развития методики как науки позволит выявить ... преподавания литературы в школе – задачи развития образного мышления учащихся. Проблема литературного развития школьников стала рассматриваться В. В. Даниловым через призму выявления благоприятных ...

Цель данной работы — исследовать психологические особенности формирования дружеских отношений у младших школьников. Достижение этой цели предопределяет ряд задач:

1. изучить психологические основы развития межличностных отношений между детьми младшего школьного возраста;

2. рассмотреть методы формирования дружеских отношений между младшими школьниками;

3. исследовать развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста путем использования метода Дж. Морено;

4. после определения социальных статусов детей определить эффективность использования игровых занятий для развития дружеских отношений у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования — процесс развития дружеских отношений у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — игровые занятия как средство развития межличностных отношений у детей МАОУ «СОШ № 40» г. Улан-Удэ Республики Бурятия 3 «Г» класса.

Структура работы включает в себя две главы. В первой главе рассматриваются психологические особенности младшего школьного возраста, изучаются межличностные взаимоотношения детей в этом возрасте, приводятся методы формирования дружеских отношений между школьниками. Во второй главе проводится исследование отношений между младшими школьниками МАОУ «СОШ № 40» г. Улан-Удэ Республики Бурятия 3 «Г» класса. Эксперимент проводился в 3 этапа. Первый этап включал в себя проведения опроса по методу Дж. Морено, по результатам которого определялся социальный статус у каждого ребенка. На втором этапе проводились игровые занятия для развития межличностных отношений с благоприятными условиями. На третьем этапе опрос по методу Дж. Морено повторялся с целью определить, что социальный статус детей намного улучшился благодаря проведению игровых упражнений.

3 стр., 1072 слов

Дипломная работа: ПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, ФИЗКУЛЬТ

... организации физкультурно-оздоровительной деятельности детей школьного возраста в Красноярском крае. 3. Разработать поход выходного дня для детей школьного возраста по окрестностям Красноярска в ... оздоровительной деятельности, которое положительно влияет на функциональное состояние и физическое развитие школьников. Объект исследования: выступает физкультурно-оздоровительная деятельность, предметом – ...

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. ­Психологические особенности детей младшего школьного возраста

В современной системе обучения и воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 6−7 до 10−11 лет. Границы этого возраста не являются неизменными и зависят от многих факторов: возраста, с которого начинается обучение, готовности ребенка к школе, хода обучения в соответствующем возрасте и т. д. Если обучение начинается с 7-летнего возраста, как это происходит в большинстве случаев, возрастные границы этого периода устанавливаются от 7 до 11 лет, если обучение начинается с 6 лет возрастные границы смещаются назад и охватывают возраст от 6 до 10 лет. Также границы этого возраста могут сужаться или расширяться в зависимости от применяемых методов обучения и особенностей образовательных программ [17].

С поступлением в школу дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений. Для младшего школьника ведущей деятельностью является учебная деятельность, с момента поступления в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место [7]. Учебная деятельность является значимой и оцениваемой деятельностью ученика. Начало обучения считается большим шагом в психическом и умственном развитии ребенка. Развитие психики младших школьников происходит на основе учебной деятельности. Дети постепенно подчиняются требованиям учебной работы, а выполнение этих требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. По мере формирования учебной деятельности развивают и возникают новые качества у младших школьников. Развиваются качество психических процессов, проявляющееся в умении сознательно ставить цели действия и искать способы ее достижения, преодолевать трудности и препятствия.

5 стр., 2189 слов

Психология младшего школьника

ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В.В.Давыдов В существующих работах и монографиях вы найдете, что ребенок младшего школьного возраста наглядно мыслит, найдете, каков у него объем внимания, как ... не может ребенок и при каких условиях может. Сейчас возрастная психология находится на новом этапе. Вся предыдущая возрастная психология, в частности, психология младшего школьника, была констатирующей ...

Произвольность, внутренний план действия и рефлексия­ - основные новообразования психики ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им школьник достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый период с его особыми возможностями и требованиями. Неподготовленность некоторых младших школьников к средней школе чаще всего связана с несформированностью этих общих качеств и способностей, определяющих уровень развития психических процессов и самой учебной деятельности [7]. Познавательные процессы развиваются в течении всего младшего школьного возраста. У первоклассников наблюдается поверхностное восприятие, в результате чего младшие школьники замечают отдельные признаки предмета, не связывая их друг с другом. Также восприятие связано с эмоциями, поэтому школьник обращает внимание на то, что вызывает у него эмоциональный всплеск.

Постепенно ребенок учится сохранять и направлять внимание на нужных, а не на привлекательных предметах. Таким образом, формируется умение преднамеренно направлять школьника на определенную задачу.

Развитие мышления ребенка проходит ряд последовательных стадий, которые тесно связаны между собой и не могут быть строго разграничены. Так ­в раннем возрасте преобладает наглядно-действенное мышление,­ когда ребенок, ­ еще не владея речью, ­познает мир главным образом путем восприятия и действия. На следующем этапе развития начинает доминировать наглядно-образное мышление и появляется словесно-логическое, предметы или их образы связываются со словом. Этот вид мыслительной деятельности характерен для дошкольного возраста, ­когда ребенок мыслит образами, а слово, которым он владеет, ­помогает делать обобщения. У ребенка, таким образом, появляется способность к рассуждениям, ­хотя пока только в пределах его опыта­ [5].

4 стр., 1831 слов

Развитие мышления у младших школьников 2

... метод определений обнаруживает большой качественный сдвиг в мышлении школьника по сравнению с дошкольником. Основная линия развития мышления проявляется в том, что определения, т.е ... для дальнейшего совершенствования и развития остальных психических процессов: восприятия, памяти, речи. С развитием мышления связано возникновение таких новообразований младшего школьного возраста, как ана­лиз ...

Выделяют две основные стадии в развитии мышления младшего школьника:

1. Мышление младших школьников похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала проходит на основе наглядных действий, с опорой на реальные предметы.

2. Мышление с 3 класса позволяет выделять связи и отношения между явлениями.

В начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий, среди которых можно выделить предметные п…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова, В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. — М.: ЭКО, 1999. — 224 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений/ Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.

3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Берн Э. — М.: 2016. — 576 с.

4. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание/ Л.И.Боржович, Л.С. Славина. — М.: Педагогика. — 1979. — 212 с.

5. Гоноболин, Ф.Н. Психология­: ­Учеб-. пособие для учащихся педучилищ по специальности № 2001 «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы"/ Ф.Н. Гоноболин — ­М.: Просвещение, 1973.

6. Гордеева, А.В. Реабилитационная педагогика / А.В. Гордеева. — М.: Академический проект, 2005. — 98 c.

7. Давыдов, Т.В. Возрастная и педагогическая психология: ­учебник для студентов пед. ­ин-тов­./ В.В. Давыдов, ­Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон -­М.: Просвещение, 1979. — 288 с.

8. Ефремов, О.Ю. Педагогика: Учебное пособие / О.Ю. Ефремов. — СПб.: Питер, 2010. — 152 c.

9. Жилионис, О.В. Развитие межличностных отношений у детей сладшего школьного возраста через использование игровых форм работы/ О.В. Жилионис// [Электронный ресурс] URL shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/01/27/razvitie-mezhlichnostnykh-otnosheniy-u-detey

10. К? и?б?а?н?о?в?а?, А?.Я?. П? с?и?х?о?л?о?г?и?я и п? е?д?а?г?о?г?и?к?а (а?д?а?п?т?и?р?о?в?а?н?н?ы?й к? у?р?с д? л?я б? а?к?а?л?а?в?р?о?в?) / А?.Я?. К? и?б?а?н?о?в?а?. — М?.: К? н?о?Р?у?с?, 2012. — 480 c.

8 стр., 3631 слов

Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие — М., 2003

... ; 1. Андросюк В.Г. Педагогика и психология в деятельности органов внутренних дел. – Киев, 1999 Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие – М., 2003 3. Коротов ... Академия, 2006. - 368 с. 4. Сластенин, В.А.Общая педагогика : учебное пособие для вузов: в 2-х ч. / В. А. Сластенин, И ...

11. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод.­ пособие для педагогов и психологов./ Я.Л. Коломинский — Минск: ООО­ «ФУА-информ», 2003.-312 с.

12. Коломинский, Я.Л. Социометрический экперимент/ Я.Л. Коломинский// [Электронный ресурс] URL kaf_new/mpp/141.pdf

13. Колоненко, Ю.В. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на игровых занятиях/ Ю.В. Колоненко// Молодой ученый. — 2014. — с. 657−659.

14. Крайг, Г. Психология развития./ Г. Крайг — ­СПб.: ­Питер, 2000. — 992 с.

15. Л? у?к?о?в?ц?е?в?а?, А?.К?. П? с?и?х?о?л?о?г?и?я и п? е?д?а?г?о?г?и?к?а?. К? у?р?с л? е?к?ц?и?й?. / А?.К?. Л? у?к?о?в?ц?е?в?а?. — М?.: К? Д?У, 2007. — 192 c.

16. Н? а?б?о?к?, И?.Л?. П? е?д?а?г?о?г?и?к?а м? е?ж?н?а?ц?и?о?н?а?л?ь?н?о?г?о о? б?щ?е?н?и?я?: У? ч?е?б?н?о?е п? о?с?о?б?и?е д? л?я с? т?у?д?. в? ы?с?ш?. у? ч?е?б?. з? а?в?е?д?е?н?и?й / И?.Л?. Н? а?б?о?к?. — М?.: И? Ц А? к?а?д?е?м?и?я?, 2010. — 304 c.

17. Немов, Р.С. Психология: учеб. ­для студ. ­высш. ­пед. учеб.­заведений­: в 3 кн. 4 ­изд/ Р.С. Немов -­М.: Гуманитар. ­изд. ­центр ВЛАДОС, 2005. — 606 с.

18. Ночевник М.Н. Человеческое общение. — М.: Политиздат, 2011. — 127 с.

19. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога: 2-е изд. дораб./ Р.В. Овчарова. — М.: Просвещение. — 1996. — 352 с.

20. Основы формирования дружеских отношений у младших школьников./ [Электронный ресурс] URL work/100 485

21. Психология развития человека. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 458 с.

22. Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.- 656 с.

23. Р? е?а?н?, А?.А?. П? с?и?х?о?л?о?г?и?я и п? е?д?а?г?о?г?и?к?а / А?.А?. Р? е?а?н?, Н?.В?. Б? о?р?д?о?в?с?к?а?я?, С?.И?. Р? о?з?у?м?. — С? П?б?.: П? и?т?е?р?, 2002. — 432 c.

24. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Владос, 2014 — 335 с.

6 стр., 2874 слов

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

... способность и необходимое свойство человека, побуждающая людей тянуться друг к другу, переживать потребность в общении. В детском саду формирование поведения ребенка проходит в коллективе ... ., Заяц И. И., Митрахович, О. А. Психология педагогического взаимодействия: Учебное пособие/ Под ред. Я. Л. Коломинского. - СПб.: Речь, 2007. - 240 с. 13 ...

25. Смелкова З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. — М.: Флинта, Наука, 2010 — 232 с.

26. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. — М.: Юрайт, 2012. — 67 с.

27. Ч? е?р?н?ы?ш?о?в?а?, Л?.И?. П? с?и?х?о?л?о?г?и?я и п? е?д?а?г?о?г?и?к?а?: У? ч?е?б?н?о?е п? о?с?о?б?и?е / Э?.В?. О? с?т?р?о?в?с?к?и?й?, Л?.И?. Ч? е?р?н?ы?ш?о?в?а?; П? о?д р? е?д?. Э?.В?. О? с?т?р?о?в?с?к?и?й?. — М?.: В? у?з?о?в?с?к?и?й у? ч?е?б?н?и?к?, Н? И?Ц И? Н?Ф?Р?А?-М?, 2013. — 381 c.

28. Эмоциональные и познавательные характеристики общения / Под ред. В.А. Лабунской. — Ростов н/Д.: 2011−324 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector