Факторы успешной адаптации мигрантов

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения факторов успешной адаптации мигрантов

1.1. Проблема изучения социальной адаптации в зарубежной и отечественной психологии 8

1.2. Понятие «адаптация» в современной социальной психологии 15

1.3. Характеристика факторов, влияющих на успешную социальную адаптацию мигрантов 26

1.4. Особенности адаптации мигрантов в Москве 36

Глава 2. Эмпирическое изучение факторов успешной адаптации мигрантов в Москве

2.1. Организация и методы исследования 43

2.2. Анализ результатов исследования 51

2.3. Рекомендации к созданию программы влияния на факторы, способствующие успешной адаптации мигрантов 70

Заключение 80

Литература 84

Приложения 91

Введение

Рост темпов миграционных процессов является характерной чертой не только для Российской Федерации, но и для всего мирового сообщества. Распад Советского Союза привел к негативным явлениям в межэтнических отношениях и росту социальной напряженности в новых независимых государствах, что в свою очередь отразилось на положении русского и русскоязычного населения в этих государствах, вследствие чего многомиллионная людская масса вернулась в Россию. Несмотря на то, что в последнее время были существенно ужесточены требования по получению российского гражданства, количество желающих стать россиянами не сокращается. От того, каким будет включение мигрантов в систему социальных связей и отношений, будет зависеть благополучие российского общества в целом. Это обуславливает необходимость социального анализа сущности, содержания и механизма социально-психологической адаптации мигрантов.

Изучением проблемы исследования факторов успешной адаптации мигрантов занимались А.Г.Асмолов, Г.С.Витковская, В.В.Гриценко, Н.М.Лебедева, В.Н.Павленко, О.Л. Проскурякова, Г.У.Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Е.И.Филиппова, В.К. Шаповалов и др. В работах этих и других авторов изучался комплекс правовых, социальных и социально-психологических факторов успешной адаптации мигрантов. Однако, несмотря на то, что проблемы адаптации мигрантов активно разрабатываются во многих отраслях научного знания, не в полной мере освещены вопросы, связанные с влиянием психологических факторов успешности адаптации личности в новых условиях.

13 стр., 6178 слов

Этнопсихологические проблемы адаптации мигрантов

... зарубежный опыт социальной работы с мигрантами Объект исследования : отечественный и зарубежный опыт в области социальной защиты и адаптации мигрантов и толерантности к этническим меньшинствам; мигранты, беженцы и ... к национальным меньшинствам (отечественный и зарубежный опыт). Гипотеза исследования: Степень социальной адаптации мигрантов определяется характером их связей на личностном и групповом уровнях ...

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему нашего исследования.

Сегодня проблема социальной адаптации мигрантов является одной из актуальных в современном обществе. Она обусловлена как социальными (большой приток мигрантов во все регионы России, особенно в Москву), так и правовыми (недостаточное правовое обеспечение миграции), политическими (обострение внутренних политических проблем с большим притоком мигрантов) и социально психологическими (особенности адаптации мигрантов на новом месте жительства) факторами. В тоже время, как показывают многочисленные исследования, рассмотрение социально-психологических факторов успешной адаптации мигрантов в научной литературе рассматривается недостаточно.

В связи с этим, цель нашего исследования — изучение факторов успешной адаптации мигрантов.

Объект исследования – социальная адаптация мигрантов.

Предмет исследования – психологические факторы, влияющие на успешность социальной адаптации мигрантов.

Гипотезы исследования:

1. Существуют негативные социально-психологические факторы личности мигрантов, которые отрицательно влияют на успешность их адаптации на новом месте жительства. К таким факторам относятся: наличие проблем в установлении эмоциональных контактов, неудовлетворенность мотивационно-потребностной сферы, высокий уровень эмоционального реагирования в ситуации стресса, эмоциональная неустойчивость, подверженность чувствам, подозрительность, тревожность, неадекватная самооценка и др.

2. Уровень социально-психологической адаптации мигрантов зависит от национальности мигранта и от места из которого он прибыл в Москву (из регионов России или из стран бывшего СССР).

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать проблему изучения факторов, влияющих на успешность адаптации мигрантов.

2. Провести эмпирическое исследование факторов успешной адаптации мигрантов в Москве.

3. Разработать рекомендации к созданию программы влияния на факторы, способствующие успешной адаптации мигрантов.

Основными методами исследования явились:

1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования.

2. Методы экспериментального исследования:

а) методика для диагностики социальной адаптации личности».

б) методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

в) методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко.

г) методика «Диагностика состояния стресса» К. Шрайера

д) методика «Оценка удовлетворенности потребностей методом парных сравнений».

е) методика «Многофакторное исследование личности (16PF — опросник)» Р.Б. Кеттелла (№ 105).

3. Методы количественного и корреляционного анализа данных.

Методологическая основа исследования являются методологические положения:

— об общественно-исторической обусловленности психических функций человека (Л.С.Выготский);

— о единстве психики и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

26 стр., 12963 слов

Исследование социально-психологической адаптаци подростков

... социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. Объект исследования: Социально-психологическая адаптация и личностная тревожность. Предмет: Социально-психологическая адаптация подростков. Цель: Выявление взаимосвязи социально-психологической адаптации ... г. Самара, 2008   Исследование социально-психологической адаптации подростков (на примере ...

— теоретические принципы и положения, сформулированные в отечественной социальной психологии (К.А.Абульханова-Славская, Г.В.Акопов, Г.М.Андреева, Ю.М. Забродин, Б.Ф.Ломов, А.С.Чернышев, Е.В.Шорохова, И.М.Юсупов и др.);

— положения о сущности социально-психологической адаптации, изложенные в работах А.Г.Асмолова, Г.С. Витковской, В.В.Гриценко, Н.М.Лебедевой, В.Н.Павленко, О.Л. Проскуряковой, Г.У.Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, Е.И.Филипповой, В.К. Шаповалова и других авторов.

Научная новизна: в работе на основании экспериментального исследования изучены социально-психологические факторы успешной адаптации мигрантов.

Практическая значимость исследования заключается в составлении рекомендаций к созданию программы влияния на факторы, способствующие успешной адаптации мигрантов. Данные рекомендации могут быть использованы психологами, социальными работниками и другими специалистами, занимающимися проблемы миграции.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существует зависимость успешности социально-психологической адаптации мигрантов к новым условиям жизни от развития эмоциональной, мотивационно-потребностной и личностной сферы вынужденных переселенцев.

2. Существуют чётко выраженные психологические критерии оценки факторов, влияющих на эффективность социально-психологической адаптации мигрантов к новым условиям жизни, наиболее значимыми из которых являются показатели: наличие проблем в установлении эмоциональных контактов, неудовлетворенность мотивационно-потребностной сферы, высокий уровень эмоционального реагирования в ситуации стресса, эмоциональная неустойчивость, подверженность чувствам, подозрительность, тревожность, неадекватная самооценка и др.

Исследование проводилось на базе Центр Социальной

Помощи Семье и Детям г. Москвы. В исследовании принимало участие 50 испытуемых-мигрантов (18 мужчин и 32 женщины), проживающих в Москве менее 1 года. Возраст испытуемых 30-45 лет.

Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется научная новизна, теоретическая основа, формируется цель исследования, задачи, гипотеза, определяется практическая значимость исследования и положения, выносимые на защиту.

В первой главе охарактеризована проблема изучения социальной адаптации в зарубежной и отечественной психологии, рассмотрено понятие «адаптация» в современной социальной психологии, дана характеристика факторов, влияющих на успешную социальную адаптацию мигрантов, проанализированы особенности адаптации мигрантов в Москве.

Во второй главе описана и обоснована программа количественного эксперимента, а так же проведен анализ результатов экспериментального исследования. Итогом эмпирической части исследования стала разработка рекомендаций к созданию программы влияния на факторы, способствующие успешной адаптации мигрантов.

В заключении даны выводы по экспериментальному исследованию, а так же краткие ответы на поставленные в начале исследования задачи, гипотезы и предположения.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения факторов успешной адаптации мигрантов

1.1. Понятие «адаптация» в современной социальной психологии

6 стр., 2877 слов

Адаптация мигрантов и причины миграционных процессов

... маргинализацию. Под успешной адаптацией понимается овладение мигрантами незнакомой культурой вплоть до достижения полной социальной адекватности. Это соответствует ... т.д. тому подтверждение. По данным Стокгольмского института исследования мира, более две трети насильственных конфликтов, ... обладают серьёзными ресурсами влияния на уровень социально-политической напряженности в регионе. Во многом ...

В научной литературе адаптация рассматривается в широком и узком смысле этого слова. В широком, философском, аспекте под адаптацией понимают «… любые взаимодействия индивида и среды, при которых происходит согласование их структур, функций и поведения» [6. С.135]. В работах, выполненных в этом аспекте, адаптация рассматривается как способ связи личности и макросоциума, подчеркивается смена общественного положения человека, приобретение новой социальной роли, т.е. адаптация соотносится с социализацией [16, 19].

Термин «социальная адаптация» для характеристики социальных процессов был введен американскими социологами В.Томасом и Ф.Л. Знанецки в начале нынешнего столетия и применяется в нескольких значениях: приспособление, освоение, взаимодействие, вхождение, вживание. Социологи Р. Парк и Э. Берджес рассматривали адаптацию как социальный процесс. Из всей совокупности социальных процессов они выделили те процессы, которые имели общие черты и свойства.

В основном под социальной адаптацией понимается «приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группы системы норм и ценностей. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения». Исходя из этого определения, основное содержание адаптивного процесса в обществе сводится к внешним свойствам и проявлениям, т.е. поведенческому аспекту и соответствию или несоответствию этого поведения господствующим в обществе нормам и ценностям.

Сущность адаптации в различных концепциях зачастую определяются как достижение равновесия между взаимодействующими субъектом и средой, при этом равновесие принимается как пассивное принятие человеком норм, установленных в обществе. Эта позиция присуща авторам и последователям теории ролевой концепции (Дж. Мид, Дж. Морено, Р. Линтон, Т. Ньюкомб, Т. Сарбин и др.), которые рассматривают человека как функционера социальных отношений, исполнителя социальных ролей. Социальная роль интерпретируется как функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего ту или иную позицию, и фиксируется в «социальных нормативах», в «институциональных стандартах», в «системе значений», воплощенных в общественном сознании. Адаптация рассматривалась преимущественно как процесс приспособления субъекта к новым социальным условиям, ценою жертв со стороны первого…

Заключение

Данная работа была посвящена актуальной и все еще мало изученной проблеме изучения факторов успешной адаптации мигрантов в Москве.

В ходе проведенного нами исследования нами были реализованы все три задачи исследования.

Так теоретическое обоснование проблемы изучения факторов, влияющих на успешность адаптации мигрантов, позволило выделить ряд основных определений исследования.

Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов – это процесс перестройки психологических качеств, поведения и деятельности субъекта адаптации в ответ на требования новой социальной среды и изменения самой социальной среды в ходе удовлетворения адаптивной потребности вынужденного мигранта в целях их полноценной взаимной деятельности и развития.

Адаптированность – это такое состояние субъекта, которое позволяет ему чувствовать себя свободно и раскованно в социально-культурной среде, включаться в основную деятельность, чувствовать изменения в привычном социально-культурном окружении, углубляться во внутриличностные духовные проблемы, обогащать собственный мир путем более совершенных форм и способов социокультурного взаимодействия.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Успешность адаптации человека зависит от ряда факторов: экономических (получение средств к существованию), факторов самосохранения (реализация безопасности существования: физической и экономической); воспроизводственных (отражают реализацию сексуальных потребностей человека); коммуникативных (реализация потребностей человека в общении); когнитивных (образование, квалификация, интеллект, кругозор) и факторов самореализации (комплексный фактор определяемый через понятия «творение», «достижение», «мастерство», «власть», «авторитет», «престиж»).

Трудности процесса адаптации мигранта к новым условиям (в том числе и в Москве) обусловлены различными правовыми (недостаточная законодательная база), социально-экономическими (трудоустройство, жилье) и социально-психологическими (кризис идентичности, ощущение утраты, переживание посттравматического стресса в ситуации бегства из зон вооруженного конфликта и т.д.).

В ходе реализации второй задачи исследования, мы провели эмпирическое изучение факторов успешной адаптации мигрантов в Москве.

Исследование проводилось на базе Центр Социальной

Помощи Семье и Детям г. Москвы. В исследовании принимало участие 50 испытуемых-мигрантов (18 мужчин и 32 женщины), проживающих в Москве менее 1 года. Возраст испытуемых 30-45 лет. По национальному составу мы разделили мигрантов на две группы: мигранты из стран бывшего СССР (25 человек) и мигранты из различных регионов России (25 испытуемых).

В исследовании были использованы следующее методики исследования:

1. Методика «Опросник для диагностики социальной адаптации личности».

2. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

3. Методика «Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко

4. Методика «Диагностика состояния стресса» К. Шрайера

5. Методика «Оценка удовлетворенности потребностей методом парных сравнений»

6. Методика «Многофакторное исследование личности (16PF — опросник)» Р.Б. Кеттелла (№ 105).

В ходе исследования мы выявили, что среди мигрантов 10-11 человек (20-22%) имеют низкий уровень выраженности социально-психологической адаптации.

Также у определенной части опрошенных нами мигрантов был выявлен высокий уровень диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов (24 человека – 48%), состояния стресса (20 человек — 40%), замкнутости (14 человек – 28%), эмоциональной неустойчивости (22 человека – 44%), подверженности чувствам (18 человек – 36%), тревожности (23 человека – 46%) и неадекватной самооценки (28 человек – 56%), а также низкий уровень удовлетворенности материальных (28 человек – 56%), социальных (24 человека – 48%) потребностей и потребностей в безопасности (18 человек – 36%) и признании (23 человека – 46%).

С помощью корреляционного анализа по методу Пирсона на этом этапе исследования мы выявили наличие связи между процессом социально-психологической адаптации и «помехами» в установлении эмоциональных контактов (0,839 балла), выраженности состояния стресса (0,652 балла), материальных потребностей (0,504 балла), потребностей в безопасности (0,710 балла), социальных потребностей (0,703 балла), потребностей в признании (0,621 балла).

8 стр., 3894 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВЫНУЖДЕННЫМИ МИГРАНТАМИ

... 1992 г. (с дополнениями в 1994 г.). В приоритеты программы входило: содействие социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в РФ путем создания благоприятных условий их приема и размещения; ... оказание необходимой им помощи. формат Таким образом, социально-экономические и правовые ...

Также нами была выявлена связь фактора адаптации мигрантов с параметрами ригидности мышления (0,384 балла), эмоциональной неустойчивости (0,458 балла), подверженности чувствам (0,476 бала), жесткости (0,637 балла), подозрительности (-0,540 балла), тревожности (0,678 балла), низкого самоконтроля (0,452 балла).

Корреляционный анализ показал, что национальность и место, из которого прибыл мигрант, также влияет на успешность адаптации (0,731 балл).

Таким образом, мы подтвердили наши гипотезы о том, что:

1. Существуют негативные социально-психологические факторы личности мигрантов, которые отрицательно влияют на успешность их адаптации на новом месте жительства. К таким факторам относятся: наличие проблем в установлении эмоциональных контактов, неудовлетворенность мотивационно-потребностной сферы, высокий уровень эмоционального реагирования в ситуации стресса, эмоциональная неустойчивость, подверженность чувствам, подозрительность, тревожность, неадекватная самооценка и др.

2. Уровень социально-психологической адаптации мигрантов зависит от национальности мигранта и от места из которого он прибыл в Москву (из регионов России или из стран бывшего СССР).

В ходе реализации третьей задачи работы, нами были разработаны рекомендации к созданию программы влияния на факторы, способствующие успешной адаптации мигрантов.

Цель программы — предоставить возможность лицам, имеющим проблемы с адаптацией в новых социокультурных условиях овладеть определенными поведенческими навыками, облегчающими социализацию, путем коррекции психологических факторов личности мигранта.

В заключение данной работы необходимо отметить, что проблема изучения факторов успешной адаптации мигрантов требует своего дальнейшего исследования. Так, например, в рамках подобных исследований могут быть:

— изучены дополнительные личностные параметры, влияющие на процесс адаптации мигрантов (например, показатели уровня развития агрессивного и враждебного поведения, климата внутрисемейных отношений и т.д.);

— рассмотрены особенности влияния на адаптацию мигрантов длительность их пребывания на новом месте, возраст, пол и другие демографические характеристики.

— создана и апробирована программа коррекции психологических качеств личности, негативно влияющих на процесс адаптации мигрантов в новой среде и др.

Литература

1. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. — Уфа: Творчество, 2007.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Академия, 2000.

3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства).

— М.: Медицина, 2006. — 272 с.

4. Артемов С.Д. Проблемы социальной адаптации молодого рабочего на социалистическом промышленном предприятии. – СПб.: Союз, 2007. 24 с.

5. Асмолов А.Г. Как встроить мигранта в общество: кризис утраты смысла существования // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень №2. — М., 2001. С.12-20.

3 стр., 1454 слов

Особенности развития личности детей-мигрантов

... мигрантами. Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время проблема особенностей развития личности детей-мигрантов старшего подросткового возраста является одной из социально значимых проблем. ... как один из психологических механизмов адаптации личности в группе. – М., 2004. 38. Шаповалов В.К. Концепция исследования проблем интеграции вынужденных переселе

6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — СПб.: Питер, 2005.

7. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход в теории и практики педагогической работы с детьми мигрантами. – М., 2001.

8. Витковская Г.С. Переселение в Россию из стран Центральной Азии: миграционный потенциал и роль интеграционных процессов (по данным социологического обследования в Казахстане, Узбекистане и Киргизстане) // Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и международное сотрудничество / Ред. Д.Р. Азраэлс, В. Мукомеля, Э. Панна. — М.: Ин-т социологии РАН, 1997. С. 46-56.

9. Витковская Г.С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы / Ин-т народнохоз. прогнозирования РАН; РЭНД (США).

— М., 1993. — 174 с.

10. Витковская Г.С. Вынужденная миграция и мигрантофобия в России // Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г. Витковской и А. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. — М., 1999. — С. 152-191.

11. Волков Г.Д., Оконская Н.Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. — Пермь, 2005. Вып. 7. С. 134-142.

12. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе. — СПб., 2005. 22 с.

13. Горошидзе Г.А. Установка и адаптация личности в творческом труде. — Тбилиси, 1992. 165с.

14. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. — М., 2002.

15. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде. – М., 2005.

16. Дохолян С.С. Роль внушаемости в динамике адаптации студента // Воспитание, обучение и психическое развитие. — М., 2003. Ч. II. С. 335-337.

17. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск, 2006.

18. Ермоленко Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе. Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.

19. Ершова Н.А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации. — М., 2007, 204 с.

20. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в условиях деятельности и общения. — СПб., 2004.

21. Забродин Ю.М. Введение в общую теорию сенсорной чувствительности (Адаптивные особенности сенсорных процессов в задачах исследования порогов чувствительности) // Психофизические исследования / Под ред. Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина. — М., 2007.

22. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. — М., 2006. С. 219- 232.

23. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск, 2000. — 192 с.

24. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. — Новосибирск, 2006. — 120 с.

25. Калайков И. Цивилизация и адаптация. — М., 2004.

26. Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. СПб., 2000.

13 стр., 6302 слов

Проблемы социальной адаптации ветеранов Чечни

... проблем ветеранов Чечни во-первых, войне, а во-вторых, обществу. Наконец, последняя глава посвящена практике в отношении ветеранов. Она также разбита на три параграфа социальная адаптация ... остается сделать некоторые выводы. Война как социально-политический феномен представляет собой сложное явление. ... имеют прямое отношение к главной теме личности участников войны в Чечне. Психологический аспект ...

27. Козлов В.И. Этническая экология: становление дисциплины и история проблем. — М.: Мир, 2004, 219 с.

28. Константинов В.В. Тип проживания и социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов к новым условиям жизни. – М., 2006.

29. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. — Саратов, 2000.

30. Кухарева Т.А. Адаптация молодых специалистов-инженеров. СПб., 2000. .

31. Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология управления. — М., 2004.

32. Лукашевич Н.П. Производственная адаптация молодых рабочих в условиях перестройки. — М., 2002., 342 с.

33. Малькова В.К., Остапенко Л.В., Субботина И.А. Москва многонациональная: конфликт или согласие? – М., 2007.

34. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

35. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. — СПб., 2004. — С. 3-16.

36. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. — М., 2001. — 278 с.

37. Мигранты Москвы – стратегия выживания/ Центр стратегических и политических исследований. – М., 2008.

38. Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Витковской и С. Панарина. М.: Наука, 2000. — 267 с.

39. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б.Ф. Парыгина. — СПб., 2003.

40. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. — СПб., 2004. 24 с.

41. Московская городская целевая миграционная программа на 2008-2010 гг. от 21 августа 2007 г. № 711-ПП.

42. Мукомель В. Миграционная политика России. Постсоветские контексты. — М.: Ин-т социологии РАН, 2005. 350 с.

43. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. – М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2003. — 195 с.

44. Надирашвили Ш.А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека // Проблемы социальной психологии. — Тбилиси, 1996. С. 237-249.

45. Назарова Е.А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в контексте современной миграционной политики России: социологический анализ. — М.: Союз, 1999. — 137 с.

46. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (Формы, механизмы и стратегии).

— Ереван: Наири, 1992. — 210 с.

47. Овдей С.В. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей. — СПб., 2006. — 184 с.

48. Павленко В.Н. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследовательской работы / Под ред. Г.У. Солдатовой. — М., 2001. С.25-39.

49. Павлов И.П. Избранные труды. — М., 2001.

50. Педаяс М.И. Профессиональная адаптация учителя // Организация учебного процесса. М., 2006. — С. 5-44.

51. Постовалова Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека. М., 2003.

52. Проблемы социально-культурной адаптации мигрантов из стран СНГ в приграничных зонах Российской Федерации // Материалы международной научно-практической конференции. — Тюмень. 7-8 октября 2004 г. Ч. 1. 178 с.

13 стр., 6235 слов

Диагностика профессиональной адаптации социального педагога

... профессиональной адаптации социальных педагогов. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: Выделить проблемы, связанные с профессиональной адаптацией. Выдвинуть гипотезы эмпирического решения проблемы. Подобрать ... Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень ...

53. Просецкий П.А. Активная творческая адаптация студентов нового приема к условиям высшей школы // Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя. — М., 2002. — С.3-17.

54. Проскурякова О.Л. Адаптация мигрантов как социальный процесс. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2006.

55. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. — М., 2006.

56. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1990.

57. Растова Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе. — Томск, 2003.

58. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер.6, вып.3. — 1995. — №20. — С.74-79.

59. Регент Т.М. Проблемы государственного управления миграционными процессами в России. — М., 2001. — 351с.

60. Розенберг А.М. Условия труда и социальная адаптация работника на социалистическом предприятии. Екатеринбург, 2004.

61. Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. – М., 2004.

62. Селиванов В.В. Взаимоотношения в малой группе и волевая активность — М., 2002.

63. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М., 2006. — 254 с.

64. Скубий М.И. Социальные проблемы адаптации сельских учителей. — Новосибирск, 2005. — 198 с.

65. Сластенин В.А. Профессиональная адаптация молодого учителя. — М., 2006.

66. Солдатова Г.У. Психологическая помощь мигрантам. – М.: Изд. «Смысл», 2002.

67. Солдатова Г.У. Психология беженцев и вынужденных переселенцев. – М.: Изд. «Смысл», 2001.

68. Степанов В.В., Сусоколов А.А. Русские ближнего зарубежья. Проблемы адаптации в российской деревне// Российский этнограф. 1993. №9. С. 30-35.

69. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М., 2006.

70. Сущность, формы и факторы социальной адаптации / Под ред. В.Э. Тамарина. — Барнаул, 2007.

71. Татевасов Р.В. Адаптация / Народонаселение: Энциклопедический словарь. — М.: Российская энциклопедия, 2006. — С. 10.

72. Филиппова Е.А. Адаптация русских вынужденных мигрантов из нового зарубежья./Отв. ред. В. А. Тишков. – М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2007. — С. 45-74.

73. Хохлова А.П. Межличностное восприятие как один из психологических механизмов адаптации личности в группе. – М., 2004.

74. Шаповалов В.К. Концепция исследования проблем интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2006.

75. Шафажинская Н.Е. Психологический анализ саморегуляции личности в процессе социально-психологической адаптации студентов педвуза. — М, 2002. — 191 с.

76. Шибутани Т. Социальная психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

77. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации. — Кемерово, 2002 . — 398 с.

78. Шустова Н.Е. Социальная адаптация личности. — Саратов, 2004.